Интенсификация охлаждения тяжелонагруженных фрикционных узлов
Диссертация
Впервые применительно к тормозным устройствам рассмотрено: выравнивание поверхностных температур фрикционных узлов, основанное на неравномерном охлаждении их поверхностей тренияуправление теплонагруженностью фрикционных узлов путем эксплуатации термобатарей в режимах термоэлектрогенератора и термоэлектрохолодилышка, установленных в менее и более теплонагруженных участках тормозачастичное… Читать ещё >
Содержание
- 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА И ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 1. 1. Нагруженность фрикционных узлов тормозов
- 1. 1. 1. Динамическая
- 1. 1. 2. Тепловая
- 1. 2. Интенсивность теплообмена фрикционных узлов
- 1. 3. Долговечность фрикционных узлов
- 1. 4. Экологические аспекты применения фрикционных материалов
- 1. 5. Задачи исследований
- 1. 1. Нагруженность фрикционных узлов тормозов
- 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ УЗЛОВ
- 2. 1. Основы термоэлектрического охлаждения фрикционных узлов
- 2. 2. Теоретические исследования работы термобатарей
- 2. 2. 1. В режиме термоэлектрогенератора и термоэлектрохолодильника
- 2. 2. 2. Совместно с тепловыми трубами
- 2. 2. 3. Под нагрузкой
- 2. 3. Принципы разработки устройств и систем термоэлектрического охлаждения фрикционных узлов
- 2. 4. Термоэлектрическое охлаждение фрикционных узлов
- 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ФРИКЦИОННЫХ УЗЛОВ
- 3. 1. Задачи экспериментальных исследований
- 3. 2. Выбор методов измерения параметров работы тормозов
- 3. 3. Конструкция и работа тормозного стенда
- 3. 4. Измерительная аппаратура
- 3. 5. Результаты экспериментальных исследований термоэлектрического охлаждения фрикционных узлов
- 3. 5. 1. Лабораторные
- 3. 5. 2. Промышленные
- 4. 1. Эксплуатационные параметры ленточно-колодочного тормоза с термоэлектрическим охлаждением
- 4. 2. Тепловая равнонагруженность пар трения тормозных устройств
- 4. 2. 1. При термоэлектрическом охлаждении
- 4. 2. 2. При охлаждении многоструйным эжектором
- 4. 3. Повышение эффективности термоэлектрического и комбинированного охлаждения фрикционных узлов
- 4. 4. Интенсификация теплообмена фрикционных узлов принудительным охлаждением
- 4. 5. Задачи дальнейших исследований
Список литературы
- Александров М.П. Тормоза подъемно-транспортных машин. — М.: Машиностроение, 1976. — 383 с.
- Александров М.П., Лысяков А. Г., Федосеев В. Н. и др. Тормозные устройства. Справочник. М.: Машиностроение, 1985. — 312 с.
- Алиев A.M. Повышение эффективности работы механического тормоза буровой лебедки путем совершенствования конструкции и оптимизации режимных параметров: 05.04.07: Дисс.. канд. техн. наук. Баку, 1985.
- Алиханов Н.Р. Анализ режимов работы фрикционных тормозов буровых лебедок и определение путей их совершенствования // Нефть и газ. Баку. -1983. № 5. — С.82−87.
- Аскеров Т.М. Исследование влияния качества поверхностей тормозной пары механического тормоза буровой лебедки на процесс торможения: 05.04.07: Дисс.. канд. техн. наук. Баку, 1967.
- A.C. 480 873 СССР. Лента тормоза / А. А. Фогель // Б.И. 1975. — № 30.
- A.C. 576 455 СССР. Ленточный тормоз /А.С.Павлюк // Б.И. 1977. — № 38.
- A.C. 911 063 СССР. Рабочий орган ленточного тормоза / Л. И. Брановер, Л. Е. Жемчугов, А. Ф. Крыстя и др. // Б.И. 1982. — № 9.
- A.C. 1 346 877 СССР. Ленточный тормоз / А. И. Вольченко, Д. А. Вольченко, Н. А. Вольченко и др. // Б.И. 1987. — № 39.
- A.C. 1 767 254 СССР. Ленточный тормоз с магнитным охлаждением /
- А.И.Вольченко, Д. А. Вольченко, Н. А. Вольченко и др. // Б.И. -1992. № 37.
- A.C. 1 820 075 СССР. Ленточный тормоз преимущественно буровых лебедок /А.И.Вольченко, Д. А. Вольченко, Н. А. Вольченко и др. // Б.И. 1993. — № 21.
- Бабаев С.Г., Седов В. А. Причины низкой работоспособности тормозных шкивов буровых лебедок и пути повышения их долговечности. М.: ВНИИОЭНГ, 1968.-68 с.
- Балаболин C.B. Работоспособность ленточно-кол од очных тормозов буровых лебедок: 05.04.07: Дисс.. канд. техн. наук. Ивано-Франковск, 1993.
- Баюн В.Н. Термоэлектрическое охлаждение барабанных тормозов автомобилей: 05.22.02: Дисс.. канд. техн. наук. Харьков, 1997.
- Белобров В. И. Научные основы создания тормозных систем шахтных подъемных машин: 05.05.06: Дисс.. докт. техн. наук. Днепропетровск, 1981.
- Белобров В.И., Абрамовский В. Ф., Самуся В. И. Тормозные системы шахтных подъемных машин. Киев: Наукова думка, 1990. — 174 с.
- Борисов С.М. Пневмо-камерные фрикционные муфты. М.: Машиностроение, 1971.- 183 с.
- Верба М. И. Сасин В.Я., Щеглинский А. Я. Физические основы теплопере-носа и расчет тепловых трубок в испарительном режиме работы в области умеренных температур // Инженерно-физический журнал, т.23, № 4, 1972. -С.597−605.
- Вольченко А.И., Михаловски С. И., Вольченко H.A. и др. Колебания фрикционных пар. Труды VI-го международного симпозиума по влиянию вибраций на окружающую среду. Польша, Краков, 1992. — С. 165−170.
- Вольченко Д.А., Низол И. Ф., Вольченко H.A. и др. Выбор рациональных параметров ленточно-колодочных тормозов. В сб.: Труды международного симпозиума по трибологии фрикционных материалов. — Ярославль, 1994, — ч.1.-С. 153−155.
- Вольченко Д.А., Рыбин Г. П., Вольченко Н.А и др. К расчету термоэлектрического охлаждения пар трения тормозных устройств / Прикарпат. ун-т им. В.Стефаника. Ивано-Франковск, 1996. — 10 с. — Деп. в ГНТБ Украины 04.09.1996, № 893-Ук.96.
- Вольченко А.И., Рыбин Г. П., Вольченко Н, А и др. Эксплуатационные параметры фрикционных узлов // Технология и автоматизация монтажа-Варшава, 1996, № 4. С.50−52 (на польском языке).
- Вольченко Д.А., Рыбин Г. П., Вольченко H.A. и др. Термоэлектрическое охлаждение фрикционных узлов (часть первая) // Приводная техника. 1997. — № 3. — С.25−26.
- Вольченко Д.А., Рыбин Г. П., Вольченко H.A. Термоэлектрическое охлаждение фрикционных узлов (часть вторая) // Приводная техника. 1997. -№ 4. — С.24−25.
- Вольченко Д.А., Рыбин Г. П., Вольченко H.A. Охлаждение фрикционных узлов: эффект тепловой трубы (часть первая) // Приводная техника. 1997. -№ 6. — С.29−31.
- Вольченко А.И., Рыбин Г. П., Вольченко H.A. и др. Комбинированное охлаждение фрикционных узлов транспортных средств. Труды международной конференции «Мотоавто' 97». — Болгария, Русе, 1997. — ч.П. -С.349−354.
- Вольченко Д.А. Повышение эксплуатационных характеристик тяжелона-груженных фрикционных узлов: 05.02.02: Дисс.. канд. техн. наук. Киев, 1983.
- Вольченко А.И. Теория, расчет и конструирование тормозных устройств:0502.02 и 05.05.05: Дисс.. докт. техн. наук. Ленинград, 1988.
- Вольченко А.И., Вольченко Д. А., Масляк И. Н. Повышение надежности тормозных механизмов. Охлаждение // Автомобильная промышленность, 1992, № 10. С.11−14.
- Гайдамака В.Ф. Работа грузоподъемных машин при бесступенчатом торможении. Харьков: Выща школа, 1987. — 172 с.
- Гайдамака В.Ф. Грузоподъемные машины-Киев: Выща школа, 1989 326 с.
- Гаркунов Д.Н. Триботехника. М.: Машиностроение, 1989. — 328 с.
- Генбом Б.Б., Гудз Г. С., Демьянюк В. А. и др. Вопросы динамики торможения и рабочих процессов тормозных систем автомобилей. Львов: Выща школа, 1974.-234 с.
- Георгиевский Г. А., Лебедев Л. А., Бородзинский Э. М. Исследование кинетики электризации при скольжении фрикционных пластмасс по металлу. // Электрические явления при трении, резании и смазке твердых тел. М.: Наука, 1973. — С.12−20.
- Геккер Ф.Р. Разработка методов динамических расчетов фрикционных узлов автомобилей и тракторов: 05.05.03 и 01.02.06: Дисс.. докт. техн. наук. -Москва, 1988.
- Гихман И.И., Скороход А., Ядренко М. И. Теория вероятностей и математическая статистика. Киев: Выща школа, 1988. — 439 с.
- Годжиев A.A., Севдималиев Ю. М., Алиев Г.Д. К вопросу влияния равномерности распределения давления по дуге ленты на долговечность тормоза
- Нефть и газ. Баку, 1990. — № 4. — С.85−89.
- ГОСТ 10 851–73. Изделия фрикционные из ретинакса. Технические условия. М.: Изд-во стандартов, 1984. — 17 с.
- ГОСТ 23 073–78. Трубы тепловые. Термины, определения и буквенные обозначения. М.: Изд-во стандартов, 1978. — 7 с.
- ГОСТ 23 210–80. Обеспечение износостойкости изделий. Метод оценки фрикционной теплостойкости материалов-М.: Изд-во стандартов, 1980- 9 с.
- Дайчик М.Л., Пригоровский Н. И., Хуршудов Г. Х. Методы и средства натурной тензометрии. М.: Машиностроение, 1989. — 240 с.
- Домнин С.Г., Коган Ф. М., Щербаков C.B. и др. Сравнительная гигиеническая оценка асбестовых и безасбестовых фрикционных материалов. // Труды международного симпозиума по трибологии фрикционных материалов. -Ярославль, 1997. С.218−222.
- Джанахмедов А.Х. Исследование процессов трения во фрикционных узлах буровой лебедки: 05.04.07: Дисс.. канд. техн. наук. Баку, 1972.
- Джанахмедов А. Х Анализ влияния режимных факторов на коэффициент трения методом группового учета аргументов при торможении // Нефть и газ. Баку, 1985. — № 10. — С.85−88.
- Джанахмедов А.Х. Применение метода группового учета аргументов для анализа влияния обобщенных переменных на коэффициент трения при торможении // Нефть и газ. Баку, 1986. — № 5. — С.85−90.
- Джафаров К.А., Джанахмедов А. Х. Определение коэффициента теплоотдачипри принудительном воздушном охлаждении//Нефть и газ. Баку, 1991. -№ 7. — С.92−95.
- Злобин Б.А. Теория, рациональная конструкция и тормозные режимы лен-точно-колодочных тормозов: 05.04.07: Дисс.. канд. техн. наук.-М., 1959.
- Ивановский М.Н., Сорокин В. П., Ягодкин И. В. Физические основы тепловых труб. М.: Атомиздат, 1976. — 256 с.
- Ивановский М.Н., Сорокин В. П., Чулков Б. А. и др. Технологические основы тепловых труб. М.: Атомиздат, 1980. — 157 с.
- Иткис М.Я. Расчет и конструирование бурового оборудования с применением ЭЦВМ. М.: Машиностроение, 1978. — 262 с.
- Ильский А.Л., Миронов Ю. В., Чернобыльский А. Г. Расчет и конструирование бурового оборудования. М.: Недра, 1985. — 452 с.
- Ибрагимов В.А., Тагиев С. М. Определение температуры поверхности трения механического тормоза буровой лебедки при спуске бурильной колонны в скважину // Нефть и газ. Баку, 1987. — № 4. — С. 19−22.
- Измеров Н.Ф., Еловская Л. Т., Бурмистрова Т. Б. К вопросу гигиенической и экологической оценки асбеста в производствах асботехнических изделий. // Труды международного симпозиума по трибологии фрикционных материалов. Ярославль, 1997. — С.42−50.
- Изюмова В.И., Крайнова H.A. Создание композиционных материалов фрикционного назначения на основе высокотемпературных полимерных связующих волокон. // Труды международного симпозиума по трибологии фрикционных материалов Ярославль, 1997- С.73−82.
- Курбанов Г. Я. Исследование вопросов контактно-термического нагружения механического тормоза буровой лебедки: 05.04.07: Дисс.. канд. тенх. наук. -Баку, 1973.
- Кудин В.Г. О напряжениях в тормозных шкивах буровых лебедок. // РНТС Сер. Машины и нефтяное оборудование. М.: ВНИИОЭНГ, 1981. — № 3. -С.16−19.
- Кирсанов А.Н., Зиненко В. П., Кардыш В. Г. Буровые машины и механизмы. -М.: Недра, 1981.-448 с.
- Коленко Е.А., Стильбанс A.C. Термоэлектрические холодильники // Полупроводники в науке и технике, т.2 М.: Изд-во АН СССР, 1958. — 659 с.
- Корте X. Структура и характеристики твароновой пульпы, применяемой в составе фрикционных материалов // Труды международного симпозиума по трибологии фрикционных материалов. Ярославль, 1997. — С.59−62.
- Лебедев Л.А. Поверхностная электропроводность при исследовании трения пластмасс о металл // Производство шин, резинотехнических и асбестотех-нических изделий, 1968. № 8. — С. 18−20.
- Лебедев Л.А., Захарова И. М. О тепловом и механическом факторах износафрикционных асбестополимерных материалов // Триботехника машиностроению. Тезисы докладов II Всесоюзной научно-технической конференции. — М.: Изд-во АН СССР, 1983. — С.80−81.
- Лепешко И.И. Новый метод расчета колодочных тормозных механизмов. Всесоюзный семинар: Проблемы совершенствования автомобильной техники.-М., 1986.-С.66.
- Мирзаджанов Д.Б., Аскеров Т. М., Агаева С. Е. О применении метода Е.Шмидта при исследовании процесса распределения температуры по глубине шкива тормоза буровой лебедки // Нефть и газ. Баку, 1976. — № 9. -С.95−98.
- Максапетян Г. В. Надежность тормозных механизмов автомобилей. Ереван: Айастан, 1965. — 139 с.
- Мамити Г. И. Расчет тормозов мобильных машин: 05.05.03: Дисс.. докт. техн. наук. Могилев, 1990.
- Масляк И.Н. Теплонагруженность фрикционных узлов и средства ее снижения: 05.02.02: Дисс.. канд.техн. наук. Львов, 1996 (наукраинском языке).
- Мойсенченков Н.Е., Пасуманский З. П., Ледомский В. И. Экспериментальные исследования температурных режимов работы тормозных шкивов буровых лебедок // РНТС Сер. Машины и нефтяное оборудование. М.: ВНИИОЭНГ, 1977. — № 1. — С.7−9.
- Параармидная пульпа КЕВЛАР компании Дюпон в различных технических применениях (обзор)//Труды международного симпозиума по трибологиифрикционных материалов. Ярославль, 1997. — С.317−320.
- Патент 2 032 116. Барабанно-колодочный тормоз / А. И. Вольченко, Д.А.Воль-ченко, Н. А. Вольченко (Россия). Б.И. — 1995. — № 9.
- Патент 2 082 033. Охлаждаемый ленточно-колодочный тормоз / А. А. Петрик, Д. А. Вольченко, Н. А. Вольченко (Россия). Б.И. — 1997. — № 17.
- Патент 2 091 625. Тормозное устройство / А. А. Петрик, Д. А. Вольченко, Н. А. Вольченко (Россия). Б.И. — 1997. — № 27.
- Патент 2 104 422. Барабанно-колодочный тормоз с термоэлектрическим охлаждением / А. И. Вольченко, Д. А. Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко, В. Н. Баюн (Россия). Б.И. — 1998. — № 4.
- Петрик A.A., Вольченко H.A. Нетрадиционные виды охлаждения фрикционных узлов. // Труды международного симпозиума по трибологии фрикционных материалов. Ярославль, 1997. — С.262−265.
- Петрик A.A., Рыбин Г. П., Вольченко H.A. и др. Охлаждение фрикционных узлов: эффект тепловой трубы (часть вторая) // Приводная техника. 1998. -№ 2. — С.34−35.
- Полимеры в узлах трения машин и приборов. Справочник / Под ред. Чичи-надзе A.B. 2-е изд. М.: Машиностроение, 1988. — 328 с.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 4 912 387/27 от 03.01.92. Тормозное устройство / А. И. Вольченко, Д. А. Вольченко, Н.А.Воль-ченко.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 4 912 624/27 от0301.92. Барабанно-колодочный тормоз / А. И. Вольченко, Д. А. Вольченко, Н. А. Вольченко.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 5 019 867/27 от 31.03.92. Барабанно-колодочный тормоз / А. И. Вольченко, А. М. Маслак, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 5 026 912/27 от 05.08.92. Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз / А. И. Вольченко, И. Ф. Низол, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 5 026 913/27 от 05.08.92. Охлаждаемый барабанно-колодочный тормоз / А. И. Вольченко, И. Ф. Низол, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 94 033 632/27 от 30.06.95. Барабанно-колодочный тормоз с электромагнитным охлаждением / А. И. Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 94 033 634/27 от 30.0695. Ленточно-колодочный тормоз с воздушным охлаждением / А. И. Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 94 033 633/27 от 15.07.95. Барабанно-колодочный тормоз с термоэлектрическим охлаждением / А. И. Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 94 033 699/27 от 15.07.95. Ленточно-колодочный тормоз с акустическим охлаждением/
- А.И.Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 95 112 930/28 от 19.05.97. Ленточно-колодочный тормоз с термоэлектрическим охлаждением / А. И. Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 95 112 934/28 от 19.05.97. Барабанно-колодочный тормоз с охлаждением / А. И. Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 95 112 931/28 от 26.08.97. Ленточно-колодочный тормоз с охлаждением / А. И. Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 96 116 432/28 от 11.09.97. Барабанно-колодочный тормоз / А. И. Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 93 011 491/28 от 02.10.97. Охлаждаемый ленточно-колодочный тормоз / А. И. Вольченко, И. Ф. Низол, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 95 112 929/28 от1612.97. Дисково-колодочный тормоз с охлаждением / А. И. Вольченко, Г. П. Рыбин, Н. А. Вольченко и др.
- Положит, решен, на выдачу патента на изобрет. по заявке 96 116 430/28 от1604.98. Дисково-колодочный тормоз с термоэлектрическим охлаждением / А. И. Вольченко, Д. А. Вольченко, Н. А. Вольченко и др.
- Крагельский И.В., Михин Н. М. Узлы трения машин: Справочник. М.: Машиностроение, 1984. — 280 с.
- Северинчик Н.А. Машины и оборудование для бурения скважин. М.: Недра, 1986. — 368 с.
- Раджабов С.А., Абдурахманов З. Ш. К расчету тормозного момента леточно-колодочного тормоза буровой установки // Азербайджанское нефтяное хозяйство. Баку, 1970. — № 1. — С.40−41.
- Ромашко А.М. Исследование нагрева дисковых колодочных тормозов подъемно-транспортных машин: 05.05.05: Дисс.. канд.техн. наук. -М., 1975.
- Рыбин Г. П. Исследование теплонагруженности фрикционных узлов: 05.20.01: Дисс.. канд. техн. наук. Луганск, 1995.
- РД 50−662−88. Методические указания. Методы экспериментальной оценки фрикционной совместимости материалов трущихся сопряжений. М.: Изд-во стандартов, 1988. — 28 с.
- Семена М.Г., Гаршуни А. Н., Зарипов В. К. Тепловые трубки с металлово-локнистыми капиллярными структурами. Киев: Выща школа, 1984. — 213 с.
- Сочавский З.А. Управление нагруженностью фрикционных узлов: 05.20.01: Дисс.. канд. техн. наук. Луганск, 1994.
- Справочник по триботехнике: в 3-ех томах, т.1: Теоретические основы / Под общ.ред. М. Хебды и А. В. Чичинадзе.-М.Машиностроение, 1989.-400 с.
- Справочник по триботехнике: в 3-ех томах. Т. З: Триботехника антифрикционных, фрикционных и сцепных устройств. Методы и средства триботехнических испытаний / Под общ. ред. М. Хебды и А. В. Чичинадзе. М.: Машиностроение, 1992. — 730 с.
- Теоретические основы теплотехники. Теплотехнический эксперимент. Справочник / Под общ. ред. В. А. Григорьева и В. М. Зорина. М.: Энерго-атомиздат, 1988. Книга 2. — 357 с.
- Фараджев Т.Г., Гусейнов И. Б., Алиев A.M. и др. Исследование нестационарной температуры и напряжений фрикционной пары тормоза буровой лебедки. М.: Изв. высш. учебн. заведений, 1977. — № 2. — С.91−95.
- Фараджев Т.Г., Алиев A.M. Определение силы трения между колодками и шкивом механического тормоза буровой лебедки // Нефть и газ. Баку, 1982. — № 2. — С.79−81.
- Федосеев В.Н. Методы и средства рационального проектирования типо-размерных рядов фрикционных пар тормозных устройств повторно-кратковременного режима работы: 05.02.04: Дисс.. докт. техн. наук. Москва, 1997.
- Федосеев В.Н. Отказ от асбестосодержащих фрикционных материалов -требования экологии или коньюктура рынка?// Приводная техника. 1997. -№ 6. — С.27−29.
- Федосов A.C. Совершенствование методов расчета и конструкции тормозных систем легковых автомобилей: 05.05.03: Дисс.. докт. техн. наук. -Харьков, 1994.
- Чичинадзе A.B., Зиновьев A.B.Физико-химическая механика трения и оценоценка асбофрикционных материалов. М.: Наука, 1978. — 205 с.
- Чичинадзе A.B., Белоусов В. Я., Богатчук И. М. Износостойкость фрикционных полимерных материалов. Львов: Вища школа, 1989. — 144 с.
- Шахмалиев Г. М., Аскеров М. Ю., Бабаев С. Г. и др. Экспериментальное определение влияния ширины тормозного шкива на тормозной момент. М.: Изв. высш. учебн. заведений, 1970. -№ 11. — С.30−38.
- Шекриладзе И.Г., Авалишвили И. Г., Гогишвили Г. Б. и др. Тепловые трубы для систем термостабилизации. М.: Энергоатомиздат, 1991.- 176 с.
- Шпильрайн Э.Э. Тепловые трубы. М.: Мир, 1972. — 420 с.
- Юдаев Б.Н. Теплопередача. М.: Высшая школа, 1981. — 319 с.
- Юртаев В.Г. Динамика буровых установок. М.: Недра, 1987. — 155 с.
- Anleither М.А. Vibration and Noise in Oil-Immer-Sed Friction Couples. A Basic Discussion. — SAE Techn. Pap. Ser., 1986, № 861 202. — P.7.
- Bochman I. Analisa efectov ctepinych w bolnah hamylcowych ciezkion pojazdow kotowych. Konferencija hamulcowa-91. — Lodz, 1991. — P.32−55.
- Day A.I., Harding P.G. Performance variation of cam operated drum brares. Breking Road Veh Conf. Loughborough, 22−24 Verch. 1983. London, 1983. -P.69−77.
- Marioti V.G. Effectivennes Factors of Vehicle Drakes, Design Engineering Technical Conference, Columbus, Ohio, October 5−6, 1986. P. 101−116.
- Millner N.A. A Thejry of Drum Brake Squel -London-New York: Braring Road Vechicles Conf. Loughborough Univ. Technol., 1977. 395 p.
- Milosavijevic M., Mariotti G., Duboka C. Tribomutation effects on wear in friction mechanismes. Conference Proceodings Science and motor vehicles 95, Paper YU-95 354. Yugoslav Society of Aunomotive Engineers, Belgrade, 1995. -P.188−191.
- Newcomb T.P. Energy disipated during braring-wear, 1980, vol. 5,№ 2-P.401−407.
- Orthwein W.C. Estimating Torque and Lening Pressure for Bendif-Type Drum Brakes. SAE Techn. Pap. Ser., 1984, № 841 234. 6 p.
- Osinski Z. Sprzegta i hamulce. Panstwowe Wydawnictwo Naukowe: Warszawa, 1985.-215 p.
- Pnueli D., Rozeanu L. Thermomechanical instability model for friction failure // Wear, 1985,102, № 1−2. P. 23−29.
- Quinn T.F.J., Winer W.O. The thermal aspects of ofidatinal wear/AVear, 1985, 102, № 1−2. P.67−80.
- Todorovic J.B. Kocenje motornih vozila (Teorija-projektovanje-odrzavanje ispitivanje). Belgrad, 1988. — 407 p.
- Topfer B. Kennwrtberechnung von Trommel-dremsen. VDI-Ber., 1984, № 537. -P.477−495.