Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Мониторинг и стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципальных образований Крайнего Севера: На материалах Мурманской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.И., Уткин Э. Б., Чистобаев А. И., Шамхалов Ф. И., Широков А. Н., Шнипер Р. И., Штульберг Б. М. Рассмотрен и ряд работ иностранных авторов. Проанализированы также и различные законодательные акты, относящиеся к данной проблеме. Только на федеральном уровне принято более 10 законов, прямо нацеленных на районы Крайнего Севера. К сожалению, они скорее ориентированы на облегчение выезда населения… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Муниципальные образования в системе террито- 12 риального управления в России
    • 1. 1. Региональная политика и региональное управление: анализ проблематики
    • 1. 2. Становление местного самоуправления и формиро- 21 вание его функций
    • 1. 3. Особенности социально-экономической структуры и 26 типология муниципальных образований Крайнего
  • Севера для целей управления
    • 1. 4. Пример анализа социально-экономической ситуации 44 в муниципальном образовании горнопромышленного типа — городе Оленегорске
  • 2. Мониторинг муниципальных образований, нахо- 53 дящихся в экстремальных природно-экономических условиях
    • 2. 1. Сущность мониторинга и его роль в обеспечении 53 устойчивого развития территории
    • 2. 2. Мониторинг экономического и социального разви- 63 тия муниципальных образований
    • 2. 3. Экологический мониторинг горнопромышленных 84 городов и районов
    • 2. 4. Интегральная оценка потенциала развития террито- 94 рии
  • 3. Стратегическое управление в городах и районах 100 горнопромышленного типа Мурманской области горнопромышленного типа Мурманской области
    • 3. 1. Цели стратегического выявление проблем и факто- 100 ров социально-экономического развития
    • 3. 2. Обоснование стратегии и вариантов развития
    • 3. 3. Формирование инвестиционных проектов и целевых 127 программ и их влияние на развитие муниципальных образований городов и населенных пунктов
    • 3. 4. Стратегическое взаимодействие градообразующих 132 предприятий и муниципалитетов

Мониторинг и стратегическое управление социально-экономическим развитием муниципальных образований Крайнего Севера: На материалах Мурманской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Местное самоуправление является одной из составляющих основы конституционного строя Российской Федерации, фундаментом системы народовластия. Оно способствует эффективному функционированию государства, обеспечению необходимого баланса интересов страны, субъектов Российской Федерации и местных интересов, т. е. общих интересов жителей каждого, отдельно взятого городского или сельского поселения.

Актуальность темы

исследования, ее теоретическое и практическое значение определяется следующим.

Принятие в 1995 году федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» явилось правовым подтверждением того, что путь возрождения России лежит через развитие средних и малых городов и поселков. Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 года, № 1370 утверждены «Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления», в которых определены направления деятельности органов местного самоуправления и соответствующих должностных лиц в процессе реформирования местной власти на принципах самоуправления.

В числе последних — учет географических, этнических, демографических и других особенностей территории. Это особенно необходимо в районах Крайнего Севера, где действует ряд удорожающих факторов, обуславливающих различные ограничения в структуре производства и на рынке труда, сложности в развитии социальной инфраструктуры, поддержании демографической и экологической устойчивости. Здесь особенно важно обеспечить точную оценку факторов развития территорий, их мониторинг, взаимодействие всех ветвей власти при решении 4 социально-экономических и экологических проблем, принятии нормативно-законодательных актов, выработке стратегии развития экономики на всех уровнях управления, включая низовой уровень — муниципальные образования. Нельзя допускать рыночной анархии в вопросах социально-экономического развития и взаимодействия между территориями, особенно находящимся в экстремальных природных и экономических условиях. В настоящее время крайне необходимо территориальное регулирование экономики на основе внедрения качественно нового планирования с учетом новых экономических отношений.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика развития поселений Крайнего Севера традиционно занимала большое место в научных исследованиях в советский период, особенно в работах ученых региональных филиалов и отделений Академии наук (в том числе Кольского, Карельского, Коми, Уральского, Сибирского, Дальневосточного), Совета по изучению производительных сил (СОПС), Центрального экономического научно-исследовательского института Госплана России и его Северо-западного филиала в Санкт-Петербурге. В этих работах исследовался самый широкий круг проблем экономического, социального, экологического характера, вопросов освоения природных ресурсов (естественно, применительно к существовавшим тогда государственному и политическому устройству и экономическим отношениям). Многие из результатов этих исследований, особенно касающиеся управленческих проблем, нуждаются в переосмыслении и адаптации к сегодняшним условиям. Тем не менее, их научная ценность не подвергается сомнению.

В последнее десятилетие количество исследований по рассматриваемой проблематике резко сократилось, они во многом утратили комплексность. Кроме того, возникли новые вопросы, требующие научного изучения. В диссертации сделан подробный аналитический обзор работ, касающихся темы исследования, в частности таких специа-д. листов как Бабич A.M., Бабкина Д. Н., Барабашев Г. В., Васильев В. И.,.

Волгин Н.А., Воронин А. Г., Гапоненко A.JI., Гранберг А. Г., Жихаревич Б. С., Игнатов В. Г., Кушлин В. И., Лексин В. Н., Лузин Г. П., Осипов.

A.К., Петров А. Н., Рафиков С. А., Рохчин В. Е., Рыбаков Ф. Ф., Сигов.

B.И., Уткин Э. Б., Чистобаев А. И., Шамхалов Ф. И., Широков А. Н., Шнипер Р. И., Штульберг Б. М. Рассмотрен и ряд работ иностранных авторов. Проанализированы также и различные законодательные акты, относящиеся к данной проблеме. Только на федеральном уровне принято более 10 законов, прямо нацеленных на районы Крайнего Севера. К сожалению, они скорее ориентированы на облегчение выезда населения из этих районов, эрозию хозяйственной структуры, а не на решение проблем устойчивости, стратегического развития, комплексного управления.

В результате анализа литературы, сделан вывод, что резко преобладает региональный, а не муниципальный уровень рассмотрения проблем. Наименее изученными являются такие актуальные вопросы как методология и методика проведения социально-экономического мониторинга, устойчивое развитие небольших городов и его факторы, их оценка, экономические функции местного самоуправления, взаимодействие корпораций и местных администраций при решении проблем развития территорий и в стратегическом управлении.

Объектом исследования является социально-экономическая и экологическая ситуация в муниципальных образованиях Крайнего Севера. Отдельные аспекты проблемы более детально исследовались на основе материалов по городам и районам горнопромышленного типа * Мурманской области.

Предметом исследования послужили методы и организация социально-экономического мониторинга и стратегического управления развитием муниципальных образований Крайнего Севера.

Целью настоящей работы является выработка рекомендаций по формированию такой стратегии долгосрочного развития муниципальных образований, которая позволила бы обеспечить их устойчивое развитие. Для достижения данной цели потребовалось поставить и решить следующие задачи:

— выявить специфику и проблемы социально-экономического развития городов и районов в условиях Крайнего Севера, уточнить типологию муниципальных образованийопределить задачи и функции социально-экономического и экологического мониторинга муниципальных образований Крайнего Северапредложить методы и инструменты регулирования экономики муниципальных образований Крайнего Севера на основе стратегического планированияобосновать варианты, приоритетные направления и необходимые целевые программы развития муниципальных образований горнопромышленного типа Мурманской областидать рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия муниципальных администраций и градообразующих предприятий и предложить меры по его совершенствованиюопределить возможности совершенствования межмуниципального взаимодействия и отношений муниципалитетов с располагающимися на их территориях силовыми и другими федеральными структурами.

Теоретической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных специалистов в области региональной политики и регир-нального управления, регионального программирования и территориальной организации общества.

Информационная база исследования — статистические и иные первичные материалы, собранные автором в Мурманской области, а так же по ряду других регионов Крайнего Севера, литературные источники, законодательные и нормативные акты.

Методыисследования: исторический, сравнительногеографический, статистический, моделирования, программно-целевой.

Научная новизна работы состоит в следующем: даны комплексные рекомендации по обеспечению устойчивого развития городов и районов Крайнего Севера горнопромышленного типа освоения в новых экономических условияхпредложена уточненная типология муниципальных образований Крайнего Севера для целей управлениявпервые введено понятие и раскрыты задачи и организация стратегического мониторинга для целей управления в муниципальных образованиях Крайнего Севера, предложены методы интегральной оценки потенциала их развития. разработаны предложения по совершенствованию стратегического планирования в городах и районах Крайнего Севера горнопромышленного типавыявлены задачи и определены механизмы стратегического взаимодействия градообразующих предприятий и местных администраций в муниципальных образованиях Крайнего Севера, а также межмуниципального взаимодействия.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы состоит в том, что сформулированы новые подходы к исследованию социально-экономической структуры и типов муниципальных образований, представлена концепция стратегического мониторинга и методология интегральной оценки потенциала развития территории для целей управления, а также сформулированы принципы взаимодействия градообразующих предприятий и муниципальных органов.

Полученные результаты в практическом плане могут быть использованы:

— для совершенствования комплексного мониторинга муниципальных образований, находящихся в экстремальных природно-экономических условияхпри обосновании социально-экономической эффективности инвестиционных проектов и программ, инициируемых в северных горнопромышленных регионах России.

— для принятия конкретных стратегических решений, обеспечивающих устойчивое функционирование и развитие индустриальных городов и районов Мурманской области (Мончегорск, Оленегорск, Ков-дор, Печенгский район и др.).

— для улучшения межмуниципального сотрудничества, а также взаимодействия муниципальных органов власти с градообразующими предприятиями, в том числе входящими в общероссийские и региональные финансово-промышленные группы, холдинги, концерны.

Основные защищаемые положения:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам диссертационной работы можно сделать следующие выводы.

1. За 12 лет существования в современной России такого института власти, как местное самоуправление, остается нерешенной основная проблема — это разделение предметов ведения между государственной и муниципальной властью.

2. В особенно трудных условиях находятся регионы с высокой концентрацией стагнирующих и конверсирующих отраслей, незавершенных инвестиционных программ, а также регионы, зависимые от поставок сырья, продовольствия и находящиеся в экстремальных природно-климатических и экономических условиях, в которых необходимо осуществление ряда специальных мер по социальной защите населения.

3. С переходом к рыночной экономике особенно обострилась социально-экономическая ситуация в средних и малых городах с монопрофильной экономикой, с одним градообразующим предприятием, от которого всецело зависит устойчивость развития такого поселения. Поэтому важнейшей задачей в них является стабилизация социально-экономического положения, создание благоприятной среды обитания для населения.

4. Для достижения целей стратегического управления важную роль играет социально-экономический и экологический мониторинг на территории муниципальных образований (особенно горнопромышленного типа освоения), являющихся наиболее распространенным типом муниципальных образований Крайнего Севера России.

5. Специфика муниципальных образований горнопромышленного типа делает необходимым введение нового вида мониторингастратегического. Его главной целью является предотвращение экстремальных явлений, которые могут привести к быстрой ликвидации муниципального образования без своевременного принятия мер по социальной защите населения.

6. Для обеспечения устойчивого развития территории необходимо на государственном, региональном и муниципальном уровнях активно внедрять систему прогнозирования и стратегического планирования.

7. В том если данные стратегического мониторинга, свидетельствуют о необходимости принятия мер по социальной защите населения в связи с ликвидацией поселения, решения должны приниматься в рамках государственного регулирования экономикой.

8. Важным фактором устойчивого развития муниципальных образований горнопромышленного типа является продуманная инвестиционная политика и комплексная система взаимодействия органов местного самоуправления с хозяйствующими градообразующими субъектами (новый важный элемент региональной политики), муниципальных образований между собой (муниципальные или горизонтальные связи) и хозяйствующих субъектов между собой.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации принята Федеральным. М., 1993
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. М., 1999
  3. Государственная стратегия устойчивого развития Российской Федерации (Принята Постановлением Правительства Российской Федерации, протокол № 226 от 11 декабря 1997 г.) М., 1997
  4. Европейская хартия местного самоуправления. (Принята Советом Европы в Страсбурге 15 октября 1985 г.) М., 1985.
  5. Концепция национальной безопасности Российской Федерации М., 2000
  6. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. М., 1996
  7. Налоговый кодекс Российской Федерации М., 2001
  8. О недрах. Федеральный Закон М., 2000
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон М., 2000
  10. Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации. Фед. закон. М., 1998
  11. О соглашениях о разделе продукции. Федеральный Закон. М., 2000
  12. О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, Федеральный закон. М., 1995
  13. О государственном прогнозировании и программах социально-экономиченского развития Российской Федерации. Федеральный закон. М., 1995
  14. О принципах и порядке разграничения предметов ведения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации органами власти субъектов Российской Федерации. Федеральный Закон. М., 1999
  15. О реформе местного самоуправления в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 26 сентября 193 г. № 1760.
  16. О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный закон. М., 1997
  17. Об основах муниципальной службы в Российской Федерации. Федеральный закон. М., 1998
  18. Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации. Указ Президента Российской Федерации от 11 июня 1997. № 568 (СЗ РФ. 1997. № 24. ст.2741).
  19. Об охране окружающей природной среды. Фед. закон. М., 1994
  20. Основные положения региональной политики в Российской Федерации. М., 1996
  21. Положение о Федеральном реестре муниципальных образований в Российской Федерации. М., 1998
  22. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных программ, в которых участвует РФ. М., 1996
  23. Постановление Правительства РФ от 02.10.1995 г. № 1044 «О развитии системы муниципальной статистики».
  24. Постановление СМ РФ № 1664 «О реформировании системы государственной поддержки районов Севера».
  25. Указ Президента РФ от 03.06.1996 г. № 803 «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации».
  26. Унифицированная система показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования. М., 1999
  27. Федеральная программа государственной поддержки местного самоуправления. М., 1995
  28. О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к местностях. Федеральный закон. М., 1996
  29. А.Н. Гапоненко A.JL, Мельников С. Б., Николаев В. А. Муниципальное управление: социально-экономическое развитие города (Выпуск 2) М., 2002
  30. Л.В. Правовые проблемы обеспечения государственных нужд // Государство и право. 1999. — № 9.
  31. Л.Н. Система критериев оценки качества функционирования органов управления природоохранной деятельностью в регионе. С.Пб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 1994. — С.123.
  32. A.M., Павлова А. Н. Государственные и муниципальные финансы. М., 1999
  33. Ю.Н., Чистобаев А. И. От проблемы к цели. СПб., 1988
  34. Е.В. Экономическая география и регионалистика. -М., 1999.
  35. В.И. Уставы муниципальных образований. Новое в местном самоуправлении // Журнал Российского права. 1999. — № 2.
  36. Н.А. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем. М., 1998
  37. А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики. М.: ФиС, 2002
  38. А.Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством: Учебное пособие. М., 1998. -С.128.
  39. Выбор стратегии и моделирование региональной экономики. СПб., 2001
  40. A.JI. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. М., 2001
  41. Ю.Н., Чистобаев А. И. Основы региональной политики. С. Петербург, 1998.
  42. Н.И. Система государственного управления. М., 2002
  43. Города и районы Мурманской области. Статистический сборник. Мурманск, 2001
  44. Государственное регулирование pbwosnov*: экономики. /Под ред. Волгина Н. А., Кушлина В. И., М., 2000
  45. M.JI. Федеральные округа РФ: анализ и перспективы развития: Научно-практическое издание. М., 2002
  46. А.Г. Основы региональной экономики. М., 1997
  47. В.В. Методологические основы создания экологического мониторинга урбанизированных территорий (Мониторинг природы и общества. Теоретические и прикладные аспекты). СПб., 2001
  48. В.В. Экологическое нормирование состояния и анто-ропогенных воздействий на природные экосистемы // Вестник СПб. ГУ. 1994. — Сер.7. — Вып.2.
  49. А., Жукова И. Российский Север: специфика жизнеобеспечения // Человек и труд. 1999. — № 10
  50. Ю.С. Региональная политика и управление. М, 1998
  51. .С. Мировой опыт стратегического планирования городов. В кн.: Особенность стратегического планирования развития городов в постсоциалистических странах. СПб., 2000
  52. В.Г., Бутов Регионоведение (методология, политика, экономика, право). Ростов-на-Дону, 1998
  53. Интегральная оценка экологического состояния и качества среды городских территорий / Под ред. Фролова А. К. СПб., 1999
  54. С.А., Тройская Т. П. Методология мониторинга урбанизированных территорий // Экологические проблемы больших городов и промышленных зон. СПб., 1999
  55. Н.И., Кисельникова А. В. Региональная политика в странах региональной экономики. М., 1998
  56. В.Н., Швецов А. Н. Государство и регионы. М., 1997
  57. Г. П., Селин B.C., Башмаков Е. П., Проблемы и тенденции международного экономического сотрудничества на европейском Севере России // Экономика Северо-Запада, 1999. № 1
  58. Мониторинг природы и общества. Теоретические и прикладные аспекты / Под ред. Чистобаев А. И., Тертычного И. Н. СПб., 2001
  59. П.М., Нестеров А. П. Менеджмент региональной системы: Учебник. М., 2002
  60. Общий и специальный менеджмент /Под ред. Гапоненко, Пан-крухин А.П. М., 2000
  61. А.К. Экономика региона: Механизм комплексного развития. Екатеринбург, 1998.
  62. Основные положения государственной политики в области местного самоуправления. Указ Президента РФ № 1370 от 15.10.1999г
  63. Основы управления в рыночной экономике. /Под ред. Кушлин В. И., Богданова Л. М., Гапоненко А. Л. М., 2000
  64. А.Н. Стратегическое планирование. СПб., 1997
  65. Прогнозирование и планирование экономики / Под общ. ред. Борисевича В. И., Кандауровой Г. А. Минск, 2000
  66. Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики. М., 1999
  67. В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления // Государство и право. 1999. — № 9.
  68. С.А. Динамика территориальных систем: экономические и социальные аспекты. СПб., 1992
  69. С.А. Экологическая обстановка в регионе. СПб., 1993
  70. .А., Сает Ю. Е. Эколого-геохимическая оценка окружающей среды промышленных городов. Урбоэкология / под ред. Алексеевой Т. И., Белоконь Л. С., Годиной Е. З. М., 1990
  71. Региональные проблемы сбалансированного природоведения /Под ред. Литовки О. П. СПб., 1999
  72. В.Е., Чекалкин B.C. Региональное и муниципальное планирование. СПб., 1995
  73. Ф.Ф. Экономика Санкт-Петербург. СПб., 2000
  74. В.Т. Экономическое развитие России: реформы и российское хозяйство в XIX XX веках. СПб., 1998
  75. B.C., Цукерман В. А. Материалы по социально-экономическому развитию муниципальных образований горнопромышленного комплекса Мурманской области на период до 2005г.- Апатиты, 2000
  76. Социально озабоченное РАО // Политика. Экономика. Финансы. 1999. — № 5.
  77. В.Г. Формирование и использование новых технологий управления развитием малого города. Владимир, 2000
  78. Статистические материалы по социально-экономическому развитию г. Оленегорска Мурманской области.
  79. А.А. «Муниципальная собственность: проблемы формирования и управления» // Журнал Российского права. 1999. — №¾.
  80. Управление развитием города: опыт США и России.
  81. Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М., 2002
  82. Р.А. Стратегический менеджмент. М., 1999
  83. Ю.В., Авдеева Т. В. Основы развития местного хозяйства. М., 2001
  84. Ю.В., Авдеева Т. Т., Пенюгалова А. В. Как организовать развитие. Краснодар, 1996
  85. Финансово-промышленные группы в России. М., 1996 Россия в цифрах. 2002 г. М., 2002
  86. В.М. Стратегическое планирование и государственное регулирование экономики на региональном уровне. СПб., 2000
  87. П.Г. Проблемы устойчивого социально-экономического развития муниципальных образований и пути их решения. -М., 2002
  88. Чистобаев А. И, Шарыгин М. Д. Экономическая и социальная география: Новый этап. Л., 1990
  89. Ф.И. Государство и экономика: основы взаимодействия. М., 2000
  90. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России. М., 2000
  91. .М., Введенский В. Г. Региональная политика России: теоретическая основы, задачи и методы реализации. М., 2000
  92. Н.В. Муниципальное управление: Учебное пособие. М., 2002
  93. Экстремальные регионы: вопросы хозяйственного освоения и структурных сдвигов. М. Сыктывкар. 1991
  94. А. Всадник без головы. Местная власть и предприятия // Социальная защита. 1999. — № 9
  95. Эрик Хансен и Арнфинн Теннессен Окружающая среда и условия жизни на Кольском полуострове: Пер. с англ. Мурманск, 2000
  96. О.Н. Экологическая социология как риск рефлексия // Социологические исследования. 1999, № 6
  97. Закон Мурманской области от 09.02.1999 г. № 130−010−3м0 «О строительстве жилья гражданами, выезжающими из Мурманской области».
  98. Закон Мурманской области «О прогнозировании и программах социально-экономического развития Мурманской области» № 137-Ol-3MO от 25.03.1999
  99. Концепция социально-экономического развития Мурманской области на период до 2005 года. Апатиты-Мурманск, 2001
  100. Мурманская область в цифрах. Краткий статистический сборник, 1996 г. Мурманский областной комитет государственной статистики.
Заполнить форму текущей работой