Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности социально-экономического развития крупного газодобывающего предприятия в условиях Крайнего Севера: на примере ООО «Надымгазпром»

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Газовая промышленность — важнейшая составляющая нефтегазового комплекса России (НТК), значимая часть российской и мировой системы энергообеспечения. По итогам 2006 г. предприятия газовой и нефтяной промышленности обеспечили более 30% объема производства промышленной продукции России, более 40% всех налоговых платежей в бюджетную систему, свыше 65% поступлений страны от экспорта. Экспортная… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ГАЗОВОЙ 14 ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ
    • 1. 1. Газовая промышленность в Энергетической стратегии России
    • 1. 2. Основные направления развития газовой промышленности 18 России
      • 1. 2. 1. Современное состояние
      • 1. 2. 2. Прогноз развития
    • 1. 3. Современное состояние и приоритетные направления развития 27 инфраструктуры транспорта газа
    • 1. 4. Социально-экономические аспекты развития газовой 34 промышленности России в регионах Крайнего Севера
    • 1. 5. Организационная структура газовой промышленности России
      • 1. 5. 1. Структура добычи газа по компаниям
      • 1. 5. 2. «Надымгазпром» в газовой промышленности России
  • ГЛАВА 2. Социально-экономическое развитие северного 59 газодобывающего региона
    • 2. 1. Методология и методика исследования процессов освоения и 59 развития северных газодобывающих территорий
    • 2. 2. Перспективы развития экономики ЯНАО — главного 75 газодобывающего района России
      • 2. 2. 1. Приоритеты развития нефтегазового сектора ЯНАО
      • 2. 2. 2. Направления повышения социально-экономической 80 эффективности функционирования газового сектора ЯНАО
    • 2. 3. Оценка роли нефтегазового комплекса в развитии ЯНАО
      • 2. 3. 1. Основные хозяйствующие субъекты нефтегазового 95 комплекса ЯНАО
      • 2. 3. 2. Методика оценки роли предприятий НТК в развитии 96 региона
      • 2. 3. 3. Роль ОАО «Газпром» и его подразделений в развитии 99 ЯНАО
  • ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 103 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ООО «НАДЫМГАЗПРОМ»
    • 3. 1. Механизмы реализации социально-экономической политики 103 газодобывающих компаний
    • 3. 2. Методологический подход к реализации крупных 114 инвестиционных проектов в районах нового хозяйственного освоения
    • 3. 3. Организационно-экономические модели развития региона на 124 завершающей стадии эксплуатации нефтегазовых месторождений
    • 3. 4. Роль градообразующего предприятия ООО «Надымгазпром» в 132 развитии муниципального образования Надым и Надымский район
      • 3. 4. 1. Социальная сфера и инфраструктура
      • 3. 4. 2. Налоги и платежи
    • 3. 5. Состояние и приоритеты социально-экономического развития 142 и управления персоналом ООО «Надымгазпром»
      • 3. 5. 1. Состав и движение персонала
      • 3. 5. 2. Организация труда и заработной платы
      • 3. 5. 3. Социальная защита работников общества и 153 членов их семей

Особенности социально-экономического развития крупного газодобывающего предприятия в условиях Крайнего Севера: на примере ООО «Надымгазпром» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Газовая промышленность — важнейшая составляющая нефтегазового комплекса России (НТК), значимая часть российской и мировой системы энергообеспечения. По итогам 2006 г. предприятия газовой и нефтяной промышленности обеспечили более 30% объема производства промышленной продукции России, более 40% всех налоговых платежей в бюджетную систему, свыше 65% поступлений страны от экспорта. Экспортная выручка ОАО «Газпром» в 2005 г. превысила 26 млрд долл. чистая прибыль 7,3 млрд долл., прогнозируемая чистая прибыль концерна в 2010 г. — не менее 24 млрд долл. Объем продукции в расчете на одного работника (величина типа производительности труда) в НТК более чем в 4 раза превышает средний показатель по промышленности (несмотря на то, что газовая и нефтяная промышленность в основном относятся к первичному сектору экономики). Газ и нефть составляют более 70% в структуре первичного топливно-энергетического баланса. Эффективное развитие нефтегазового комплекса — условие надежного обеспечения энергетическими ресурсами экономики и населения страны.

С нефтегазовым комплексом во многом связано формирование федерального и региональных бюджетов, цены на продукцию НТК оказывают влияние на развитие национальной и региональной экономики. Экономическое оживление, рост инвестиций, значительное увеличение золотовалютных резервов за последние шесть лет во многом связаны с производством и экспортом энергоносителей.

Главная особенность современного нефтегазового комплекса России, и, прежде всего, газовой промышленности, заключается в том, что основные производственные объекты находятся в труднодоступных районах Крайнего Севера, весьма отдаленных от промышленно-развитых центров страны. Вновь открываемые и осваиваемые месторождения залегают на все более высоких широтах и имеют более сложную горно-геологическую структуру.

Специфика газодобывающих предприятий связана с цикличностью функционирования месторождений, которая требует регулярных значительных инвестиций в новые объекты разработки. Ухудшение горногеологических условий, суровость климата, растущая по мере продвижения на север, приводит к дополнительным затратам. В результате повышается капиталоемкость проектов, снижается эффективность производства.

Опыт хозяйствования на Севере доказывает, что эффективным инструментом экономического развития градообразующих предприятий и регионов является применение специальных экономических стимулов в виде финансовых преференций и налоговых льгот, формирование благоприятного инвестиционного климата, эффективная кадровая политика.

Новизна и сложность решаемых в ходе промышленного освоения Севера задач диктуют необходимость привлечения в нефтегазовый комплекс дополнительных финансовых, производственных, а также трудовых ресурсов. Вахтово-экспедиционный метод позволяет оперативно реагировать на потребности экономики Севера в кадрах, наряду с другими мерами регулировать численность населения территории. Однако его долговременные экономические и социальные последствия, как для регионального развития, так и для компаний, а также самих работников до сих пор основательно не изучены.

Эффективное регулирование социально-экономического развития регионов российского Севера является одной из наиболее острых проблем управления экономикой. Эта проблема носит комплексный характер и охватывает многочисленные правовые, социальные, кадровые, экономические, экологические и другие составляющие общественного развития.

Недостаточный уровень исследования методологических и методических аспектов, специальных вопросов развития крупных градообразующих газодобывающих предприятий в условиях Крайнего Севера, имеют чрезвычайно важное значение в производственной и социально-экономической политике хозяйствующих субъектов для развития отдельных муниципальных образований и важнейших газодобывающих регионов в целом обусловливают актуальность темы диссертационной работы.

Степень изученности проблемы. Вопросам нефтегазового комплекса, в том числе обоснованию эффективности работы крупных градообразующих предприятий газовой промышленности, уделяется значительное внимание в отечественной и иностранной литературе. Специальные исследования проводятся рядом зарубежных и международных организаций, включая нефтегазовые компании: Международным энергетическим агентством (IEA), British Petroleum (BP), Shell и др.

В России исследования нефтегазового сектора на протяжении многих лет ведутся в Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, в Институте экономики и организации промышленного производства (ИЭОПП) СО РАН, в Институте народнохозяйственного прогнозирования (ИНГТ) РАН, в Институте энергетической стратегии (ИЭС) Минпромэнерго России, в Сибирском научно-аналитическом центре (СибНАЦ) и др. Наряду с академическими и отраслевыми институтами разработкой программ отраслевого, регионального и корпоративного развития в нефтегазовом комплексе занимаются исследовательские центры крупнейших российских вертикально-интегрированных нефтегазовых компаний (ВИНК) -«Газпрома», «ЛУКОЙЛа», «Роснефти» и др.

Исследованием современных проблем развития газовой промышленности занимались многие научные коллективы, в том числе под руководством А. Н. Дмитриевского, А. Э. Конторовича, Р.М.Тер-Саркисова, А. И. Владимирова. Региональные и отраслевые аспекты газового комплекса рассматривались в трудах О. Б. Брагинского, А. М. Брехунцова, О. М. Ермилова, А. А. Ильинского, А. Г. Коржубаева, В. А. Крюкова, А. М. Мастепанова, К. Н. Миловидова, A.C. Некрасова и др.

Вопросам совершенствования механизма управления социально-экономическими процессами регионов, в том числе через обеспечение эффективности функционирования градообразующих предприятий газовой промышленности посвящены публикации М. К. Бандмана,.

Н.А.Волгина, А. Г. Гранберга, Л. А. Костина, Н. Н. Кочурина, В. В. Кулешова, В. А. Лексина, В. И. Суслова и др.

Необходимость надежного снабжения экономики и населения России энергетическими ресурсами, выполнения государством экономических обязательств, обеспечения перехода страны на новый качественный уровень развития ставит перед северными регионами и предприятиями, осуществляющими хозяйственное освоение Крайнего Севера, новые задачи.

Проблемы хозяйственного освоения северных ресурсодобывающих регионов страны на современном этапе социальноэкономического развития занимают совершенно особое, уникальное место. Научное обоснование их решения предполагает системный взгляд на проблему взаимоотношения власти и бизнеса на региональном, в том числе муниципальном, уровнях, анализа особенностей взаимодействия крупных градообразующих предприятий и регионов, что в недостаточной степени реализовано в современных исследованиях.

ООО «Надымгазпром» является градообразующим предприятием муниципального образования Надым и Надымский район, здесь же впервые в условиях Крайнего Севера решается комплекс социально-экономических проблем, связанных с исчерпанием сырьевой базы крупнейших объектов при наличии крупной развитой производственной и социальной инфраструктуры.

В настоящем диссертационном исследовании сделана попытка на основе анализа роли крупного градообразующего газодобывающего предприятии в социально-экономическом развитии северного региона сформировать основы комплексного подхода к решению ряда вопросов, актуальных для газовой промышленности России в целом.

Цель диссертационного исследования заключается в определении и обосновании роли градообразующего предприятия в социально-экономическом развитии газодобывающего района и разработке теоретико-методологических подходов для эффективного управления природноресурсным и трудовым потенциалом в газовой промышленности в условиях Крайнего Севера.

Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач.

1. Провести анализ современного состояния и дать прогноз развития газовой промышленности России с учетом параметров Энергетической стратегии.

2. Определить и обосновать основные тенденции социально-экономического развития газодобывающих регионов Крайнего Севера в современных условиях.

3. Разработать систему показателей, отражающих роль нефтегазового сектора в развитии регионов Севера, определить их численное значение применительно к Ямало-Ненецкому автономному округу.

4. Разработать инструменты согласования интересов государства, территории и нефтегазовых компаний в крупном северном сырьевом регионе.

5. Исследовать формы и методы управления трудовыми ресурсами нефтегазового комплекса в условиях Крайнего Севера, обосновать концепцию эффективной социально-экономической политики крупного газодобывающего предприятия.

Предметом исследования являются социально-экономические аспекты социально-экономического развития газодобывающего региона Крайнего Севера.

Объект исследования — газовая промышленность в регионах Крайнего Севера (на примере ЯНАО и муниципального образования Надым и Надымский район).

Информационную базу исследования составляют данные Госкомстата РФ, законодательные акты, официальные документы Правительства России, Банка России, Федеральной налоговой службы, Минфина РФ.

В диссертации использованы концептуальные разработки и информационные материалы Государственной Думы Федерального.

Собрания РФ, Думы ЯмалоНенецкого автономного округа, статистических служб Тюменской области, ЯНАО, ХМАО, отчетные документы Администрации ЯНАО, ИЭОПП СО РАН, ОАО «Газпром», ООО «Надымгазпром», экспериментальные и практические результаты, содержащиеся в монографиях и статьях.

Теоретической и методологической основой работы являются общеметодологические принципы научного исследования, современная теория организации и управления, труды российских и зарубежных ученых в области региональной экономики, управления природными и трудовыми ресурсами, количественные методы финансово-инвестиционного анализа.

Выполненная работа является результатом многолетней исследовательской и практической деятельности (1990;2006 гг.) в производственных подразделениях ООО «Надымгазпром» ОАО «Газпром». Автор признателен чл.-корр. РАН О. М. Ермилову, чл.-корр. РАН В. И. Суслову, д. э. н. В. В. Елгину, к. т. н. В. И. Кононову, д. э. н. А. Г. Коржубаеву, чьи советы и замечания были учтены при работе над монографией.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. В настоящее время не решены многие организационные вопросы развития энергопроизводящих отраслей, включая повышение эффективности работы крупных газодобывающих предприятий в условиях Крайнего Севера. В результате существуют следующие серьезные угрозы развитию ТЭК России: недостаточная инвестиционная активность, особенно в газовой промышленности и в геологоразведкеслабая инновационная активность компанийбольшие потери энергоносителей и энергии при добыче, подготовке, транспорте и переработке газадлительное отставание воспроизводства минерально-сырьевой базы от уровней добычи.

2. Зависимость социально-экономического развития крупного северного региона (ЯНАО) от эффективности функционирования нефтегазового сектора связана с масштабами хозяйственной деятельности предприятий НГС, наличием крупной производственной и социальной инфраструктуры, уникальным сырьевым потенциалом, привлечением крупных финансовых и трудовых ресурсов, важной ролью в формировании регионального бюджета, ощутимым влиянием на окружающую среду. Поэтому проблемы социально-экономического развития регионов Севера могут решаться только на основе системного подхода, который создает условия для эффективного взаимодействия нефтегазовых компаний и региональных органов управления.

3. Система управления природно-ресурсным потенциалом газодобывающих регионов Крайнего Севера, в том числе на уровне муниципальных образований должна содержать в себе механизмы согласования интересов основных участников регионального развития и предусматривать следующие условия: надежное обеспечение экономики и населения страны энергетическими ресурсами, стабильное поступление налогов и сборов, развитие социальной инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата, повышение коммерческой эффективности деятельности предприятий, создание рабочих мест, обеспечение квалифицированными кадрами.

4. При освоении месторождений Крайнего Севера следует учитывать особенности социально-экономического развития территории, включая формирование и рациональное использование местных и привлеченных из других регионов трудовых ресурсов. Предприятия нефтегазового сектора оказывают существенное влияние на региональный рынок труда и имеют большую возможность его регулирования посредством использования специалистов, постоянно проживающих в других регионах. В районах нового хозяйственного освоения экономически целесообразно использование вахтово-экспедиционного метода организации работ (межрегиональная вахта), в то время как в северных территориях, где уже сформирована социальная инфраструктура, больший экономический эффект имеет использование стационарного и внутрирегионального вахтового методов.

Научная новизна полученных в ходе диссертационного исследования заключается в формировании комплексного подхода к решению ряда вопросов, актуальных как для территорий Крайнего Севера, так и для газовой промышленности России в целом.

Основные научные результаты исследования заключаются в следующем.

1. Обосновано, что проблемы социально-экономического развития регионов Крайнего Севера могут решаться только на основе системного подхода, который позволяет создавать условия для эффективного взаимодействия нефтегазовых компаний и региональных органов управления, а государственная политика по отношению к северным территориям должна быть дифференцирована с учетом природно-ресурсного потенциала и уровня социально-экономического развития конкретных регионов.

2. Выявлена и доказана необходимость наличия механизма согласования интересов территорий и хозяйствующих субъектов в системе управления социально-экономическим развитием регионов Крайнего Севера, в том числе на уровне муниципальных образований, который должен обеспечивать условия: надежное обеспечение экономики и населения страны энергетическими ресурсами, стабильное поступление налогов и сборов, развитие социальной инфраструктуры, создание благоприятного инвестиционного климата, повышение эффективности деятельности предприятий, создание новых рабочих мест, обеспечение квалифицированными кадрами.

3. Предложен методический подход к управлению трудовыми ресурсами предприятий в условиях Крайнего Севера. Обосновано положение об экономическом эффекте при реализации вахтового метода организации работ: в районах нового хозяйственного освоения экономически целесообразно использование вахтово-экспедиционного метода (межрегиональная вахта), в то время как в северных территориях, где уже сформирована социальная инфраструктура, больший экономический эффект имеет использование стационарного и внутрирегионального вахтового методов. В зависимости от конкретных условий освоения предлагается дополнять традиционные методы организации работ в северных регионах вахтово-экспедиционным методом.

4. Доказано, что участие предприятий нефтегазового сектора в социально-экономическом развитии региона выходит далеко за пределы только уплаты налогов и сборов. К доходам, получаемым территориальным бюджетом, нужно также добавить финансирование социальных мероприятий по заключенным соглашениям местных властей с корпорациями, содержание объектов культурно-просветительного, жилищно-коммунального, спортивного назначения медицинского и оздоровительного характера. Успешное развитие НТК позволит территории получать еще больший социально-экономический эффект.

Достоверность и обоснованность результатов обеспечивается корректным применением общеметодологических принципов научного исследования, надежностью и достоверностью информационной базы, системного анализа и проведенных расчетов, практической апробацией рассматриваемых подходов в нефтегазовом секторе Ямало-Ненецкого автономного округа, внедрением полученных разработок.

Практическая значимость диссертационного исследования. Выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, могут использоваться органами государственного управления при разработке и реализации программ развития ресурсодобывающих регионов Крайнего Севера, в том числе на уровне муниципальных образований (Надым и Надымский район и др.), при стимулировании приоритетных, с точки зрения стратегических интересов страны и социально-экономических задач регионов, градообразующих предприятий (ООО «Надымгазпром» и др.) выборе направлений их развития. Кроме того, результаты исследования могут использоваться в учебных курсах для подготовки специалистов в области экономики газовой промышленности.

Результаты работы, проведенной автором, используются в ООО «Надымгазпром» в качестве методических рекомендаций по организации социального развития коллектива.

Апробация работы. Отдельные положения и работа в целом обсуждались на заседаниях научно-технического совета ООО «Надымгазпром». Основные выводы и рекомендации исследования докладывались и вошли в решения всероссийских и региональных конференций, совещаний ОАО «Газпром»:

1. Х-й ежегодный международный конгресс «Новые высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи» (Москва, 2000 г.).

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов», г. Надым, март 2003 г.;

3. Х1У-Й ежегодный международный конгресс «Новые высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи» (Астрахань, 2004 г.).

4. ХУ1-Й ежегодный международный конгресс «Новые высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи» (Томск, 2006 г.).

Основные результаты проведенного исследования заключаются в следующем.

Специфика развития газовой промышленности России заключается в том, что более 90% газа добывается в условиях Крайнего Севера, главным образом, в Ямало-Ненецком автономном округе, что предполагает особую роль крупных газодобывающих компаний в социально-экономическом развитии, использование особых механизмов взаимодействия и регулирования.

ЯНАО — один из ключевых регионов Российской Федерации. В нем в пересчете на условное топливо сосредоточено свыше 30% российских запасов ископаемого топлива и производится около 50% первичных энергоресурсов страны. Доля округа в отечественных разведанных запасах природного газа составляет около 75% (более 25% от мировых). Газ ЯНАО обеспечивает около 45% энергетических потребностей национальной экономики, около 60% газопотребления СНГ и более 25% газа, потребляемого странами Западной Европы. Прогнозы показывают, что в ближайшие десятилетия будет иметь место рост внутреннего и внешнего спроса на энергоносители, в том числе на газ и нефть. Одновременно будет сокращаться добыча нефти в европейской части России. В этих условиях роль округа как крупнейшего в России и в мире производителя топливно-энергетических ресурсов будет неуклонно повышаться, укрепляя позиции России как одной из ведущих энергетических держав мира.

Особенность нового этапа освоения ресурсов углеводородного сырья в Ямало-Ненецком автономном округе — расширение географии нефтяной и газовой промышленности, переход от очагового хозяйственного освоения территории и развития инфраструктуры вблизи уникальных и крупных месторождений газа и нефти в Надым-Пурском междуречье к этапу интенсивного вовлечения в экономический оборот нефтяных и газовых ресурсов на всей территории округа.

В этой связи для ЯНАО крайне актуальна задача формирования социально-экономической стратегии освоения природных ресурсов, в которой обеспечивается:

• максимальное использование накопленного социально-экономического потенциала городов и районов округа;

• оптимальное сочетание занятости постоянного населения уже созданных городов и поселков и вахтово-экспедиционного персонала, приезжающего из других регионов;

• благоприятные условия для традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера.

• развитие социальной сферы для повышения качества жизни населения ЯНАО.

За прошедшие 10−15 лет в нефтегазодобывающем комплексе ЯНАО накопились проблемы, ставшие препятствием для дальнейшего развития региона. Нарастает физический и моральный износ производственных мощностей. Уменьшаются объемы горно-геологических исследований, геолого-разведочных работ, не готовятся заблаговременно новые заделы мощностей. Масштабы добычи газа регулируются не экономическими факторами, не долговременными интересами, а существующими горногеологическими условиями и текущими возможностями нефтегазовых компаний.

Вынужденный переход основных газовых месторождений ЯНАО в режим падающей добычи газа привел к сокращению общего объема производства продукции углеводородного сырья. Снижение уровня добычи газа связано как с естественным ограничением производственных и горногеологических возможностей, так и с управленческими, прежде всего инвестиционными, факторами.

Низкие тарифы на газ не обеспечивают возмещение для ОАО «Газпром» и независимых компаний даже текущих издержек, не говоря уже о необходимых накоплениях для поддержания и развития производственных мощностей, модернизации и реконструкции производства, геологоразведки. Выручки от реализации газа не хватает на восстановление естественного старения газораспределительных мощностей. Поэтому «Газпром» вынужден сворачивать программу газификации населения, разрабатывать только высокоэффективные месторождения.

Освоение перспективных месторождений на Ямале связано с еще большими затратами, чем на действующих, поэтому продолжение существующей ценовой политики государства в отношении газовой промышленности чревато заметным снижением объемов добычи газа за пределами 2010 года. Необходимо создание двухсекторной модели рынка как временной меры (на переходный период) с постепенным увеличением нерегулируемого сектора и сокращением регулируемого сектора только до объема поставок населению. Это позволит наименее болезненно увеличивать цены на газ для потребителей.

Являясь моделью российского региона, ЯНАО одновременно обладает уникальным потенциалом развития, значение которого далеко выходит за границы Уральского федерального округа, оказывая даже определенное влияние на положение России в системе мировой торговли. Отсюда вытекают последствия, связанные с возможными ошибками в реализации этого потенциала.

Участие предприятий нефтегазового сектора ЯНАО в социально-экономическом развитии округа выходит далеко за пределы только уплаты налогов и сборов. И хотя количественно общий вклад определить не представляется возможным, как минимум к доходам, получаемым территориальным бюджетом, можно добавить финансирование социальных мероприятий по заключенным соглашениям местных властей с корпорациями, содержание социальной инфраструктуры.

Для оценки роли предприятий нефтегазового сектора целесообразно использовать систему из двух показателей. Один из них отражает долю средств предприятия, затраченных на социальные расходы на данной территории, в общей стоимости произведенной продукции. Второй показатель отражает долю средств предприятия, затраченных на социальные расходы на данной территории, в общей сумме социальных расходов, произведенных на территории.

Стимулирование разработки сложных и трудноизвлекаемых запасов возможно только при дифференцированном, гибком подходе к налогообложению. С учетом социальных и экологических аспектов доходы рентного характера сырьевых регионов должны быть не меньше, чем доходы рентного характера (налоги), направляемые напрямую в бюджеты перерабатывающих и потребляющих регионов. Данный принцип должен учитываться при установлении пропорций распределения основного в современных условиях рентного платежа — налога на добычу между федеральным бюджетом и сырьевыми регионами.

Повышение социально-экономической эффективности освоения и разработки нефтегазовых ресурсов на территории ЯНАО предполагает систему комплексных и взаимосвязанных шагов, формирование развитой, гибкой (и вместе с тем стабильной в своей основе) системы норм и правил, регулирующих все стадии процесса использования минерально-сырьевых ресурсов. При этом возрастает необходимость создания особой системы управления минерально-сырьевым потенциалом территории с целью повышения сбалансированности и обоснованности решений по развитию ее ресурсным потенциалом.

Необходимой предпосылкой реализации концепции регионального развития является эффективная инвестиционная политика. Для формирования благоприятного инвестиционного климата нужна система льгот, которая была бы направлена наряду со стабильными правовыми гарантиями на сокращение риска потери капитала и была бы достаточно результативна.

— Для улучшения делового климата в ЯНАО необходимо эффективное взаимодействие администрации с крупнейшими компаниями, которое предполагает заключение генеральных соглашений о сотрудничестве и согласованной социально-экономической политике, создание совместных предприятий, формирование конкурентной среды в виде привлечения вертикально-интегрированных и независимых компаний к участию в инвестиционных проектах.

С учетом особой роли региона в обеспечении энергетической безопасности России, экономических и геополитических интересов страны в мире, уникальности газовых месторождений, вышедших либо выходящих на стадию падающей добычи, необходима реализация комплекса организационных, технологических и экономических решений:

— передача объектов на завершающей стадии добычи на баланс местных либо региональных органов власти;

— создание на объектах на завершающей стадии добычи инновационных полигонов для реализации передовых НИОКР, обеспечения наиболее полного извлечения сырья, его эффективного использования, продления сроков эксплуатации промысловой, транспортной и социальной инфраструктуры;

— создание на базе муниципального образования Надым и Надымский район специальной экономической зоны с особым режимом налогообложения, инвестиций и инноваций.

Руководством ООО «Надымгазпром» и руководителями кадровых служб прилагаются значительные усилия по непрерывному совершенствованию приемов и методов управления персоналом с целью повышения эффективности производства и обеспечения социальной защищенности работников.

Учитывая сложность и значимость поставленных задач, выполняемых работниками кадровых служб, непрерывное расширение функциональных обязанностей, считаем необходимым совершенствовать нормативы численности специалистов кадровых служб.

С целью ведения единых расчетов затрат на обучение персонала, необходимо ввести нормы затрат на обучение в соответствии с требованиями по непрерывному обучению кадров.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А., Конторович А., Кулешов В., Ермилов О., Коржубаев А., Лившиц В. Взгляд на газовую стратегию России// Нефтегазовая вертикаль.- 2003.-№ 16.
  2. А.Г., Конторович А. Э., Кулешов В. В. и др. Обзор газовой промышленности России: современное состояние, стратегия развития // ЭКО.-2003.-№ 12.
  3. М.К. Территориально-производственные комплексы: планирование и управление предплановых исследований.-Новосибирск, 1980.
  4. М., Малов В. Сибирь и ее проблемные регионы: подход к разработке программ их развития// Экономист.-1997.- № 14.
  5. М.К., Кулешов В. В., Крюков В. А. и др. Развитие ТЭК в Сибири: экономический аспект// ЭКО.- 1996.- № 11.
  6. М.К., Кулешов В. В., Харитонова В. Н. Стратегические проекты развития Арктики, Сибири и Дальнего Востока.-Новосибирск.- 2000.
  7. М.Д., Назаров В. И. Нефтяная рента как основа налогообложения в нефтедобывающей промышленности// Нефть и капитал.- 2004, — № 2.
  8. Н.В., Ершов Ю. С. Население, трудовые ресурсы и уровень жизни в СССР в 80-е годы (Межреспубликанский анализ)/ Экономика регионов: возможности и ресурсы взаимодействия: Сб. науч. тр./ Отв. ред. В.И.Суслов- ИЭОПП СО РАН.- Новосибирск, 1998.
  9. В.Б. Альтернативы освоения газовых и газоконденсатных месторождений регионов Севера (на примере освоения полуострова Ямал)// Новая социальная технология освоения Севера, Сибири и
  10. Дальнего Востока (информационные материалы). Часть 1.- Свердловск, 1989.
  11. О.Б. Мировой нефтегазовый комплекс. М.: Наука, 2004.
  12. В.В. Энергия и энергетика. М.: ИАЦ «Энергия», 2003. -С. 115−121.
  13. В. Публичная экономика в Уральском федеральном округе.- Екатеринбург: «Изд-во «Баско», 2005.
  14. В.А. Формирование региональной экономики в контексте устойчивого развития: Автореф. дис. докт. эконом, наук: 08.00.05,-Тюмень, 2003.
  15. Г. С., Пуляев В. Т. Трудовые ресурсы всеобщая экономическая категория// Проблемы трудовых ресурсов России: Социально-экономическое исследование.- Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1995.
  16. О. Российские севера: Штокман почти не виден// Нефтегазовая вертикаль.- 2003.-№ 16.
  17. Вопросы развития нефтегазового сектора в Энергетической стратегии Сибири/ В. Крюков, А. Севастьянова, А. Токарев, В.Шмат.-Новосибирск: Издательство ИЭиОПП СО РАН, 1997.
  18. В.В., Ишмуратов Б. М., Космачев К. П. и др. Пионерное освоение территории как географическая проблема.- В кн.: Географические исследования и проблемы экологического и социального планирования в условиях зрелого социализма.- Л., 1980.
  19. Государственная концепция развития Сибири на долгосрочную перспективу. Исходные материалы к проекту / Добрецов Н. Л., Конторович А. Э., Кулешов В. В. и др. Новосибирск. Изд-во СО РАН.
  20. А.Г. Север: концепция развития// Красный Север.-1993. -N19.
  21. М.В. Суперкадры. Управление персоналом в международной корпорации. — М.: «Дело ЛТД», 1993.
  22. Е. Г., Лищенюк С. Н. Методические аспекты исследований экономики Севера.- Новосибирск: Наука, 1987.
  23. В. ЯНАО: проблемы и приоритеты развития// Нефтегазовая Вертикаль.- 2004.-№ 11.
  24. В.В., Коржубаев А. Г., Суслов В. И. Транспортная инфраструктура востока России // Нефтегазовая вертикаль. 2005. -№ 7.-С. 47−54.
  25. О.М., Елгин В. В. Проблемы устойчивого развития крупного сырьевого моноотраслевого региона на Крайнем Севере.- Новосибирск: Издательство СО РАН, 2004.
  26. О.М., Ёлгин В. В., Чугунов JI.C. Мировой опыт формирования необходимых условий для развития региона.- М.: ИРЦ Газпром, 1997.
  27. О.М., Миловидов К. Н., Чугунов JI.C. и др. Стратегия развития нефтегазовых компаний. М.: Наука, 1998. — 623 с.
  28. Р.И., Самраилова Е. К. Анализ и моделирование трудовых показателей на предприятии: Учебное пособие / Под ред. проф. А. И. Рофе. — М.: Издательство «МИК», 2000.
  29. A.JI. Регулирование и организация оплаты труда: Учебное пособие для вузов. М.: МИК, 2003.
  30. Инвестиционная политика региона в период реформирования экономики/ Ермилов О. М., Елгин В. В., Чугунов JI.C., Ремизов В. В., Котляров H.H.- М.: ИРЦ Газпром, 1997.
  31. Исследование развития Севера СССР: проблемы стратегии освоения: Сб. науч. тр. / АН СССР, Сибирское отделение, ИЭиОПП- Под ред. С. С. Гузнера, А. М. Позднякова.- Новосибирск, 1990.
  32. H.A. Трудовые ресурсы Западно-Сибирской нефтегазовой провинции//Проблемы освоения Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции. Отв ред. М. Н. Колобков.- Зап. Сиб книжн. изд-во: Новосибирск, 1966.
  33. И. Налоговые методы стимулирования производственных инвестиций// Вопросы экономики.-1994.-N8.
  34. Е.М., Пахомов В. П., Игнатьева М. Н. Социально-экономическое обоснование освоения минеральных ресурсов.-Екатеринбург: УрО РАН, 1992.
  35. М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов бакалавриата экономических вузов. — М. ИЧП «Издательство Магистр», 1998.
  36. С. Социальная цена тюменской нефти//Нефть и капитал. -1996.-N1.
  37. И.К. Инвестиции и рынок.- М.: Знание, 1991.
  38. А.Э., Добрецов H.JL, Лаверов Н. П., Коржубаев А. Г., Лившиц В. Р. Энергетическая стратегия России в XXI века // Вестник Российской Академии наук. -1999.- N9.
  39. А.Э., Конторович A.A., Коржубаев А. Г. и др. Нефть и газ в XXI веке // ЭКО. 2001. — № 2. — С. 94−110.
  40. А.Э., Коржубаев А. Г., КурчиковА.Р. На переломе. Стратегия развития нефтяной промышленности России в первые десятилетия XXI в. // Нефть России. 2004. -№ 4, 5. — С. 3−21, 283.
  41. Концепция и основные направления Российской программы развития районов Севера на 15 20 лет.- М.: Известия, 1992.
  42. А. Г. Инфраструктура транспорта нефти и газа: приоритетные направления развития // ЭКО. 2005. — № 4. — С. 141 152.
  43. А.Г. Российские нефтегазовые компании на фоне крупнейших транснациональных компаний мира // ЭКО. 2005. — № 2. -С. 143−159.
  44. А.Г., Лившиц В. Р., Эдер Л. В. Свойства современной системы энергообеспечения в мире // Методы анализа динамики экономических процессов / Отв. ред. В. Н. Павлов, Л. К. Казанцева. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2001. С. 124−147.
  45. Костин.Л. Миграция и мигранты// http://www.chelt.ni/2001/8/ migrazia 8.html.
  46. О.С. Формирование стратегии подготовки и освоения минерально-сырьевой базы нефтедобывающей промышленности. -Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000.
  47. Ю.С., Макаров O.K. Концепция инвестиционной стратегии топливно-энергетического комплекса России в условиях кризиса.- М., 1998.
  48. В.В., Кибалов Е. Б. Стратегия развития Сибири: сопоставительный анализ вариантов и направления дальнейших исследований// Регион: экономика и социология.- 2002.- № 4.
  49. Н.Б. Процессы освоения и освоенность территории// Вестн. МГУ. Сер. География.- 1972.-№ 12.
  50. . Л. Нужна ли России Сибирь?// Эксперт. Сибирь.-2004.-№ 13.
  51. В.И. Социальная политика доходов и заработной платы.— М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.
  52. В., Швецов А. Общероссийские реформы и территориальное развитие. Статья 11 (заключительная). Региональная Россия начала XXI века: новая ситуация и новые подходы к ее исследованию и регулированию// Российский экономический журнал.- 2004. № № 1112.
  53. В.Г. Некоторые аспекты экономического освоения северных территорий// Проблемы освоения природных ресурсов Уральского Севера: Сб. статей.- Свердловск: УНЦ АН СССР, 1985.
  54. .Г. Управление оплатой труда. — М.: Учебное пособие.— М.: Финансы и статистика, 2001.
  55. A.A. Мировая энергетика и Евразийское энергетическое пространство,— М.: Энергоатомиздат, 1998.
  56. Маренков H. JL, Алимарина Е. А. Управление трудовыми ресурсами. Серия «Высшее образование». Москва: Московский экономико-финансовый институт. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 2004.
  57. A.C., Новоселов A.C. Управление экономикой региона: Учебное пособие.- Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001.
  58. A.M. Топливно-энергетический комплекс России на рубеже века: состояние, проблемы и перспективы развития. М., 2001.
  59. A.M., Саенко В. В., Рыльский В. А., Шафраник Ю. К. Экономика и энергетика регионов Российской Федерации. М.: Экономика, 2001.
  60. О.И. Наемный труд и его оплата: социально-экономический аспект. — М.: ВЦУЖ Минтруда РФ, 2000.
  61. К.Н. Определение экономической эффективности капиталовложений в нефтяной и газовой промышленности: Учеб. пособие. -М.:МИНХИГП, 1985.- 104 с.
  62. В.П. Актуальные задачи освоения Советского Севера// Основные научные проблемы хозяйственного освоения Севера/ Редкол.: В. П. Можин (Гл.ред) и др. М.: Наука, 1986.
  63. Нефтегазовый сектор России в теории и на практике / Под. ред. В. А. Крюкова, А. Е. Севастьяновой. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003.-296 с.
  64. Новая социальная технология освоения Севера, Сибири и Дальнего Востока// Сост. Соловьев С. А., Пюрвеев Д. В., Всесоюзное географическое общество СССР при АН СССР, Свердловский и Тюменский отделы, Часть 1.-Свердловск, 1989.
  65. Л. Инвестиционный фактор рыночных преобразований в КНР// Российский экономический журнал.- 1993.-М6.
  66. С. Что имеем не всегда храним// Деловые люди. -1996.-М66.
  67. Л.А. Некоторые вопросы теории освоения новых хозяйственных территорий// Освоение новых хозяйственных территорий в восточных районах РСФСР.- Новосибирск: Наука, 1987.
  68. .П., Костарева О. В., Кукуевицкий Г. М. Рациональное использование трудовых ресурсов в Западно-Сибирском нефтегазовом комплексе// Освоение новых хозяйственных территорий в восточных районах РСФСР.- Новосибирск: Наука, 1987.
  69. Основные научные проблемы хозяйственного освоения Севера/ Редкол.: В. П. Можин (Гл.ред) и др. М.: Наука, 1986.
  70. Основные положения энергетической стратегии России до 2020 г. -М.: ГУ ИЭС Минэнерго России, 2003.
  71. Особенности формирования рынка труда и трудовых ресурсов в северном регионе.- М.: ИРЦ Газпром, 1997.
  72. В.П., Кужевлева О. Б. Недропользование на Аляске.-Екатеринбург, 1994.
  73. Показатели устойчивого развития: структура и методология / Пер. с англ. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН 2000.
  74. А. Движение численности населения и трудовых ресурсов северо-востока страны//Экономист.-1995.-Ш.
  75. В.Г. Проблемы обеспечения рабочей силой районов Севера// Основные научные проблемы хозяйственного освоения Севера/ Редкол.: В. П. Можин (Гл.ред) и др. М.: Наука, 1986.
  76. Природная среда Ямала / В. Р. Цибульский и др. В 2 т.- Тюмень: Институт проблем освоения Севера СО РАН, 1995.- 2 т.
  77. Проблемные регионы ресурсного типа: прогнозирование и реализация программ нового освоения/ Под ред. Бандмана М. К., Малова В. Ю. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1998.
  78. Проблемные регионы ресурсного типа: экономическая интеграция европейского северо-востока, Урала и Сибири/ Под ред. Алексеева В. В., Бандмана М. К., Кулешова В. В. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2002.
  79. Проблемы воспроизводства трудового потенциала: (территориальный аспект)/ Отв. ред. Маслова И. С., Косаев А.Г.- М., 1990.
  80. Проблемы и перспективы комплексного использования низконапорного газа в устойчивом развитии социальной сферы газодобывающих регионов// Мат. Всеросс. науч.-практ. конф. (Надым, март 2003 г.).- М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003.
  81. Проблемы организации работы с персоналом в экстремальных условиях Крайнего Севера/ Материалы регионального совещания ОАО «Газпром» (Надым, 19−22 мая 2003 г.). М.: ООО «ИРЦ Газпром», 2003.
  82. Проблемы социального развития ПО «Надымгазпром»: Отчет о НИР (закл.) / Уфимский государственный нефтяной технический университет.-Уфа., 1998.
  83. Проблемы трудозанятости коренного населения (по материалам социологического исследования в Надымском районе).- Надым-Екатеринбург, 1995.
  84. С.А. Модели стимулирования труда // Вестник Московского Университета. Серия 6. Экономика. 2002. № 5. С. 49.
  85. А. Вахта в два десятка лет// Нефтегазовая Вертикаль.- 2004.-№ 11 .http://www.ngv.ru/rnagazin/view.hsql?id=2250&-rшd=86.
  86. В.В. Минерально-сырьевые ресурсы в стратегии развития российской экономики // Записки горного института. 1999. — Т. 144. -№ 1.-С. 3−9.
  87. В.М., Горяченко Е. Е. Системная диагностика и прогнозирование социально- экономического развития города монофункционального типа.- Новосибирск, 1996.
  88. В.И., Пяткова Н. И., Чельцов М. Б. и др. Оценка возможностей газовой отрасли в обеспечении энергетической безопасности России в период с 2000 по 2020 г. Иркутск, 2001. (Препринт / ИСЭМ СО РАН- № 5).
  89. Развитие производительных сил Севера СССР/АН СССР, Сиб.отд., Отв.ред. Гранберг А.Г.- Новосибирск: Наука, 1991.
  90. С.А. Природа и хозяйственное освоение Севера.- М.: Изд-во МГУ.- 1983.
  91. Регион: проблемы планирования и управления/ Под ред. А. С. Новоселова.- Новосибирск, Изд-во ИОПП СО РАН, 2002.
  92. Региональная экономика: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей высших учебных заведений/ Т. Г. Морозова, М. П. Победина, Т. Г. Поляк и др.-М.: Банки и биржи: ЮНИТИД995.
  93. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2003: Р32 Стат.сб./ Госкомстат России.- М., 2003
  94. Рекомендации по разработке внутрипроизводственных тарифных условий оплаты труда работников предприятий / Рук. авт. колл. Р. А. Яковлев. — М.: Институт труда Минтруда РФ, 2000.
  95. .В. Формирование стратегий освоения нефтяных и газовых ресурсов перспективных территорий (на примере Восточной Сибири и Якутской АССР): Автореф. дис. докт. эконом, наук: 08.00.05.- Новосибирск, 1990.
  96. П.И. Топливно-энергетический комплекс России: Экономическое регулирование. М.: Издательство ИСЭПН, 1999.
  97. Российский Север: проблемы социального развития: Учебное пособие/ Под общ. ред. Н. А. Волгина, Ю. П. Алексеева.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004.
  98. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Госкомстат России. М, 2006. — С. 315−573.
  99. П.С., Чудновский А. Д. Вахтовый метод освоения природных ресурсов Севера. М.: Недра, 1988.
  100. В.Е. Региональная политика России и проблемы развития Сибири в условиях переходного периода.- Новосибирск, 1993.
  101. Г. В. Развитие свободных экономических и оффшорных зон// Российский экономический журнал.-1995.-N11.
  102. Сибирь на пороге нового тысячелетия / А. Г. Аганбегян, М. К. Бандман, В. Е. Селиверстов и др. / Отв. ред. В. В. Кулешов. -Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1998. 264 с.
  103. И.Ф. Проблемы стратегического управления развитием нефтегазового комплекса: Автореф. дис. докт. эконом, наук: 08.00.05.-М., 1997.
  104. Системные исследования проблем энергетики / Л. С. Беляев, Б. Г. Санеев, С. П. Филиппов и др. / Отв. ред. H.H. Воропай. -Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. -558 с.
  105. А.Г., Михайловская Г. Н. Региональные особенности формирования рынка трудовых ресурсов// Проблемы трудовыхресурсов России: Социально-экономическое исследование.- Санкт-Петербург: ТОО ТК «Петрополис», 1995.
  106. C.B. Освоение Севера Советского Союза. М.-1982.
  107. C.B. Промышленное и транспортное освоение Севера СССР.-М., 1961.
  108. Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 1996.
  109. Социально-трудовая сфера России в переходный период: реалии и перспективы/Волгин H.A., Карпухин Д. Н., Катульский Е. Д., Костин JI.A. и др.-М.: Молодая гвардия, 1996.
  110. Статистический ежегодник. Ямало-Ненецкий автономный округ 1990- 1999. Салехард, 2000.
  111. Р. Налогообложение нефтедобычи и использование нефтяной ренты (поучительный опыт американского штата Аляска)// Российский экономический журнал.- 2004, — № 1.
  112. Стоукер Питер. Работа иностранцев: Обзор международной миграции рабочей силы.- М., 1995.
  113. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации/ Под редакцией академика А. Г. Гранберга.- М.: Наука, 2004.
  114. Стратегические приоритеты социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2010 года: концептуальные основы стабилизации и динамического обновления.-Екатеринбург: УрО РАН, 2001.
  115. Стратегия экономического развития Сибири (утверждена распоряжением Правительства РФ № 765-р от 7.06.2002 г.).
  116. В.И. Измерение эффектов межрегиональных взаимодействий. Новосибирск: Наука, 1991.
  117. Н.И. Анализ основных тенденций энергопотребления и структурные сдвиги в российской экономике // Экономическоеразвитие России: региональный и отраслевой аспекты: Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2003. Вып. 4. — С. 59−90.
  118. H.H. Структурные перемены и цены // ЭКО. 1997. — № 2. -С. 3−18.
  119. С.А. Проект СИРЕНА: комплекс моделей и процедур ситуационного анализа регионального развития. Новосибирск, 1999.
  120. Сырьевая база и добыча газа в России в XXI веке / Гриценко А. И., Пономарев В. А., Крылов H.A. и др.: Недра-Бизнесцентр, 2000. 148 с.
  121. А. Социально-экономические проблемы формирования рыночных отношений региона// Вопросы экономики.-1993.
  122. Территориально-производственные комплексы: совершенствование процессов формирования.- Новосибирск, 1986.
  123. И.Л. Япония: опыт регионального развития.- М.: Наука, 1992.
  124. А. Анализ структуры доходов рентного характера в нефтяном секторе России: учет интересов сырьевых регионов/ Нефтегазовый сектор России в теории и на практике.- Новосибирск, 2003.
  125. Топливно-энергетический комплекс России: Современное состояние и взгляд в будущее / Агафонов Г. В., Волкова Е. Д., Воропай H.H. и др. / Ред. Меренков А. П., Воропай H.H., Кононов Ю. Д., Санеев Б. Г. -Новосибирск: Наука, 1999. 312 с.
  126. Топливо и энергетика России (Справочник специалиста топливно-энергетического комплекса) / Под. ред. A.M. Мастепанова. М.: ИАЦ Энергия, 2005. — 608 с.
  127. Г., Евсееенко А., Зверев В. Системная оценка интегрального риска взаимодействия экономических субъектов в регионе// Регион: экономика и социология.- 1997, — № 3.
  128. Управление трудовыми ресурсами: Справочное пособие/Под общ. ред. Костина Л.А.-М.:Экономика, 1987.
  129. Я. О мерах по оживлению инвестиционного процесса в России// Вопросы экономики.-1997.- № 1.
  130. О.Н. Государство должно задуматься о будущем российской энергетики // Энергосбережение. 2003. — № 5. — С. 58−61.
  131. О.Н. Энергообеспечение России в ближайшие 20 лет // Вестник Российской Академии наук. Т. 71. — 2001. — № 1. — С. 3−6.
  132. Е.В. Особенности использования вахтового метода освоения и эксплуатации газовых месторождений (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа): Автореф. дис. канд. эконом, наук: 08.00.05, 08.00.07.-М., 1998.
  133. Н. Инвестиционные проблемы России// Проблемы теории и практики управления.-1995.-№.
  134. Н. Иностранные инвестиции в экономике Латинской Америке: опыт привлечения и регулирования//Вопросы экономики.-1994.-N8.
  135. Р.И., Новоселов A.C. Региональные проблемы рынковедения: экономический аспект/ Отв.ред. Кулешов В. В., РАН, Сиб.отд., Институт экономики и организации промышленного производства.- Новосибирск: Наука, 1993.
  136. Экономика труда: (социально- трудовые отношения): Учебник/ Под ред. Н. А. Волгина, Ю. Г. Одегова.- М.: Издательство «Экзамен», 2004.
  137. Экономико-географические проблемы формирования территориально-производственных комплексов Сибири/ АН СССР, Сибирское отделение, ИЭ и ОПП- Отв. ред. Е. К. Бандман.-Новосибирск: Зап. Сиб. книжн. изд-во, 1969.
  138. Энергетика XXI века: системы энергетики и управление ими / C.B. Подковальников, Б. Г. Санеев, С. М. Сендеров и др.- Отв. Ред. Н. И. Воропай. Новосибирск: Наука, 2004. — 364 с.
  139. Энергетика XXI века: условия развития, технологии, прогнозы / JI.C. Беляев, A.B. Лагерев, С. П. Попов, В. В. Посекалин, Б. Г. Санеев и др. / Отв. Ред. Н. И. Воропай. Новосибирск: Наука, 2004. — 386 с.
  140. Энергетика России. Стратегия развития (Научное обоснование энергетической политики) / Бушуев В. В., Конторович А. Э., Коржубаев А. Г., Макаров A.A., Мастепанов A.M. и др. М.: ГУ ИЭС Минэнерго России, 2003. — 800 с.
  141. Энергетическая стратегия России до 2020 г. / Под. Ред. Яновского А. Б., Мастепанова A.M., БушуеваВ.В. и др. М.: ГУ ИЭС Минэнерго России, 2001.
  142. Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. М.: ГУ ИЭС, 2003.
  143. Эффективность государственного управления развитием северных территорий// Материалы деловой игры (мозгового штурма) 7−8 июля 2003 г., Новосибирск, — Новосибирск: Сибирское соглашение, 2003.
Заполнить форму текущей работой