Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Административно-правовое регулирование государственных услуг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предлагается разработать и закрепить в правовых актах методики анализа и подсчета всех составляющих показателя эффективности соответствующей деятельности по оказанию государственных услуг. Диссертант критически оценивает снижение эффективности коллективного труда как основание привлечения к административной ответственности государственных служащих, оказывающих государственные услуги. Автор… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Понятие, классификация и принципы государственных услуг
    • 1. 1. Понятие и функции государственной услуги
    • 1. 2. Классификация государственных услуг
    • 1. 3. Принципы государственных услуг
  • Глава 2. Административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг
    • 2. 1. Субъекты предоставления государственных услуг
    • 2. 2. Оказание государственных услуг как функция федеральных агентств
    • 2. 3. Предоставление государственных услуг в субъектах Российской
  • Федерации
  • Глава 3. Государственный контроль и надзор в сфере предоставления государственных услуг

Административно-правовое регулирование государственных услуг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования. Проводимая в настоящее время в Российской Федерации административная реформа настоятельно требует изменить характерную для нашей страны и существующую еще с советских времен систему отношений между государственными органами исполнительной власти, подведомственными им учреждениями и гражданином, при которой последний выступает в роли просителя даже в случае удовлетворения его бесспорных прав и законных интересов. Одним из важнейших направлений процесса реформирования государственного управления является формирование и развитие системы государственных услуг. Результатом реализации данного направления должно стать создание такого правового поля и реального его воплощения в административно-правовую практику, при котором потребители государственных услуг будут обладать широкими правами и полномочиями и не являться пассивными субъектами, которыми манипулируют государственные служащие.

Определенные шаги для достижения вышеназванной цели делаются. Разрабатываются и принимаются административные регламенты предоставления государственных услуг, должностные регламенты государственных служащих, внедряются в работу государственных органов исполнительной власти электронные административные регламенты предоставления государственных услуг. Но пока еще рано говорить о реализации всех программно-целевых установок административной реформы в данной сфере. Так, Президент Российской Федерации в своем выступлении после принесения присяги особо подчеркнул, что «много еще предстоит сделать — сделать, чтобы государство было действительно справедливым и заботливым по отношению к гражданам, чтобы обеспечить самые высокие стандарты жизни, чтобы как можно больше людей смогли причислить себя к среднему классу, могли получить хорошее образование и качественные услуги в области здравоохранения"1.

В нормативно-правовых актах Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации государственные услуги выделены в самостоятельную управленческую категорию, и функция их предоставления закреплена в качестве важнейшей за государственными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями. Вместе с тем термин «государственная услуга» не получил толкования ни в правовых источниках, ни в научных исследованиях по административному праву, что порождает различное понимание указанной категории учеными и юристами-практиками.

Актуальность темы

исследования определяется также и тем, что значительная часть граждан России дает отрицательную оценку качеству государственных услуг. По данным независимых опросов, качество государственных услуг и формы их предоставления удовлетворяют не более 14 процентов населения2. На наш взгляд, в целях оптимизации механизма предоставления государственных услуг политика государства должна быть продуманной и построена на соответствующем современным реалиям комплексном анализе административно-правового регулирования государственных услуг.

Степень разработанности темы исследования. На современном этапе развития отечественной юридической науки отсутствуют комплексные научные исследования в сфере административно-правового регулирования государственных услуг.

Вместе с тем необходимо отметить, что общетеоретические вопросы услуг в целом как правовой и экономической категории достаточно подробно исследованы такими видными отечественными учеными-юристами и учеными-экономистами, как Э. М. Агабабьян, В. Т. Баринов, Н. А. Баринов, Б. А. Дубовиков, П. М. Емец, Г. К. Закарая, А. Ю. Кабалкин, II.Б. Кобелев, В. Е. Козак,.

1 Медведев Д. Уважать и охранять права и свободы человека // Российская газета. 2008. 8 мая.

2 Селезнев П. И. Развитие государственных услуг в современной экономической системе. Дис. канд. эк. наук. М. 2006. С. 3.

В.Е. Комаров, Н. М. Конин, В. П. Корчагин, А. И. Кочерга, С. Круль, Э. Липиньский, В. М. Манохин, В. А. Медведев, Э. Ф. Миженская, В. И. Новоселов, JI.H. Овсянников, С. Н. Подольский, Т. Д. Полякова, Д. И. Правдин, Ф. Ф. Ревякин, М. Г. Розе, М. Б. Россинский, J1.C. Сбытова, М. В. Солодков, В. Д. Улановская, В. Ястржембовский.

Отдельные аспекты в рамках дискуссии по вопросу толкования термина «государственная услуга» рассматривались в работах Ю. М. Акаткина, JI.M. Кликич, В. Н. Лексина, И. В. Лексина, М. И. Лепихова, А. В. Нестерова, П. И. Селезнева, Э. В. Талапиной, Л. К. Терещенко, Ю. А. Тихомирова, А. Е. Шаститко.

Некоторые проблемы административно-правового регулирования государственных услуг были освещены в исследованиях В. Г. Вишнякова, Е. Н. Жуковой, Н. А. Игнатюк, С. Е. Нарышкина, А. Ф. Ноздрачева, О. В. Панковой, Ю. А. Тихомирова, Т. Я. Хабриевой, А. В. Шарова, А. В. Яцкина.

Теоретической основой диссертации послужили труды по административному праву таких видных ученых, как В. Б. Аверьянова, Ю. С. Адушкина, А. П. Алехина, Г. В. Атаманчука, Д. Н. Бахрах, И. Л. Бачило, Г. А. Дорохова, Н. И. Еропкина, А. А. Кармолицкого, А. П. Клюшниченко, Ю. М. Козлова, И. Н. Кузнецова, Б. М. Лазарева, А. Е. Лунева, В. М. Манохина, А. В. Оболонского, М. И. Пискотина, Б. В. Российского, Ю. Н. Старилова, Н. Ю. Хаманевой.

Ряд выводов исследования сформулирован на основе трудов отечественных правоведов и экономистов: Л. И. Абалкина, С. Ф. Анисимова, Л. Е. Басовского, М. И. Брагинского, В. В. Витрянского, В. П. Грибанова, В. Л. Кулапова, Е. Н. Лобачевой, А. В. Малько, Ю. А. Палкина, Ю. Н. Пахомова, Б. А. Райзберга, В. Г. Слагоды, В. В. Субочева, З. М. Чешки.

Объект исследования — общественные отношения, складывающиеся в сфере предоставления государственных услуг в Российской Федерации, и особенности их административно-правового регулирования.

Предмет исследования — административно-правовые нормы, закрепляющие механизм предоставления государственных услуг в Российской Федерации.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является системный анализ административно-правового регулирования государственных услуг.

Указанная цель достигается при решении следующих задач:

— определить понятие и функции государственной услуги;

— разработать классификацию государственных услуг;

— рассмотреть принципы государственных услуг;

— выявить субъектов оказания государственных услуг;

— исследовать деятельность федеральных агентств по оказанию государственных услуг;

— проанализировать предоставление государственных услуг в субъектах Российской Федерации;

— рассмотреть понятие и виды государственного контроля и надзора как организационно-правовых способов обеспечения предоставления государственных услуг;

— исследовать административную и другие виды правовой ответственности как заключительную стадию контрольно-надзорной деятельности государства в сфере предоставления государственных услуг.

Методологическая основа исследования. Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были использованы общенаучные методы познания: индукции и дедукции, метод анализа и синтеза, абстрагирования, системно-структурный подход, исторический и логический методыспециальный метод — статистический и частно-научные методы: метод толкования норм права, догматико-юридический, метод сравнительного правоведения.

Эмпирическая и нормативно-правовая база исследования. В качестве эмпирического материала в работе использовались статистические данные, результаты социологических исследований, материалы научно-практических конференций и печати.

Нормативно-правовую базу исследования составили: Конституция РФ, федеральные законы, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, приказы, распоряжения, письма и регламенты федеральных органов исполнительной власти, а также государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленные на обеспечение прав и свобод граждан и организаций в сфере предоставления государственных услуг, а также эффективное функционирование государственных органов исполнительной власти, подведомственных им учреждений в данной сфере.

Научная новизна диссертации определяется сформулированными выше целью и задачами, способами их решения. Автором впервые проведено комплексное исследование юридической природы государственных услуг. Предпринята попытка систематизировать государственные услуги, разработать основные принципы предоставления государственных услуг, определить состав субъектов, предоставляющих государственные услуги, исследовать содержание и функционирование способов государственного контроля и надзора в сфере предоставления государственных услуг.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы:

1. Уточняется понятийный аппарат административно-правовой науки, в частности, дается авторское определение понятия государственной услуги. Государственная услуга представляет собой нормативно-закрепленную, правомерную, индивидуализированную деятельность, т. е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий государственных органов, подведомственных им учреждений по запросу граждан или организаций, или в порядке исполнения полномочий, возложенных на конкретные органы государственной власти, подведомственные им учреждения, имеющую полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан (организаций) или исполнение возложенных на них обязанностей.

2. Автором предложена развернутая научная классификация государственных услуг.

3. Диссертантом разработаны принципы государственных услуг, реализация которых имеет стратегическое значение для улучшения положения в сфере предоставления государственных услуг.

4. Обосновывается необходимость разработки и нормативного закрепления единых критериев определения цен на государственные услуги, позволяющих определить, из каких именно затрат формируется стоимость (временные затраты, необходимость получения содействия других государственных органов, характер и сложность деятельности и т. д.) и установить соразмерность цены качеству соответствующей государственной услуги.

5. Аргументируется возможность передачи отдельных видов государственных услуг негосударственным организациям, предлагаются пути и условия такой передачи. Обязательным субъектом предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и в сфере образования в числе других субъектов, их оказывающих, должно являться государство, так как оказание государственных услуг в указанных сферах является обязанностью государства, закрепленной ст.ст. 41, 43 Конституции РФ.

6. Доказывается необходимость четкого формулирования целей и задач деятельности федеральных агентств в положениях о них, что, в свою очередь, позволит дать объективную оценку деятельности рассматриваемых федеральных органов исполнительной власти, правильно рассчитать и распределить имеющиеся ресурсы, спланировать деятельность, сконцентрировать усилия на эффективном предоставлении закрепленных за федеральными агентствами государственных услуг.

7. Указывается на необходимость разработки соглашений между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и государственными органами исполнительной власти субъектов Российской.

Федерации, определяющих основные направления и формы их взаимодействия, а также регламентов межведомственного взаимодействия, а именно регламентов, регулирующих процесс предоставления государственных услуг, протекающий при взаимодействии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Обосновывается необходимость учитывать мнение субъектов Российской Федерации при создании на их территории территориальных органов федеральных агентств.

8. В основу государственного контроля и надзора в сфере предоставления государственных услуг должен быть положен стандарт государственной услуги. Стандарт государственной услуги — это обязательные для исполнения правила, установленные в интересах получателя, содержащие совокупность характеристик государственной услуги, определяющих ее способность при фиксированных затратах труда и средств удовлетворять установленные или предполагаемые потребности граждан (организаций) в отношении процесса и результата обслуживания. Диссертант обосновывает необходимость разработки и принятия федерального закона о стандартах государственных услуг.

9. Предлагается разработать и закрепить в правовых актах методики анализа и подсчета всех составляющих показателя эффективности соответствующей деятельности по оказанию государственных услуг. Диссертант критически оценивает снижение эффективности коллективного труда как основание привлечения к административной ответственности государственных служащих, оказывающих государственные услуги. Автор полагает, что формула, по которой рассчитывается абсолютный показатель деятельности конкретного государственного служащего, который, в свою очередь, ложится в основу расчета эффективности коллективного труда: Эт = Рт — Зт, где: Этэкономический эффект за расчетный периодРт — стоимостная оценка результатов реализации решения за расчетный периодЗт — стоимостная оценка затрат на реализацию решения за расчетный период отражает только конечный результат деятельности по оказанию государственной услуги, а сам процесс удовлетворения потребностей граждан (организаций), являющийся составным элементом качества государственной услуги, остается не учтенным.

10. В целях повышения эффективности предоставления государственных услуг диссертантом разработаны две статьи, которыми предлагается дополнить Главу 5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях: статья 5.39 со зн. 1: «Ненадлежащее обеспечение доступа к получению информации о деятельности государственных органов исполнительной власти" — статья 5.56 «Нарушение порядка приема и (или) рассмотрения обращений».

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что оно является первым комплексным научным исследованием в сфере административно-правового регулирования государственных услуг.

Основные теоретические положения и основанные на них выводы доведены до уровня практических рекомендаций по совершенствованию административно-правового регулирования общественных отношений, складывающихся в сфере предоставления государственных услуг.

Сделанные в ходе работы выводы по развитию системы государственных услуг обеспечат принятие последовательных и целесообразных решений по проведению административной реформы в данной сфере и дальнейшее совершенствование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений по предоставлению государственных услуг.

Результаты исследования могут быть использованы научными работниками при анализе вопросов административно-правового регулирования государственных услуг, а также в процессе изучения курса Административного права.

Апробация результатов исследования.

Диссертация выполнена на кафедре административного и муниципального права ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права». Выводы и предложения, сформулированные в диссертационном исследовании, обсуждены на заседании кафедры и изложены автором в семи опубликованных работах, озвучивались диссертантом на всероссийских конференциях в г. Астрахани (2004;2008гг.), в г. Пенза (2007г.).

Материалы диссертационного исследования используются автором при консультировании граждан в юридической клинике, организованной в филиале Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская государственная академия права» в г. Астрахани.

Структура диссертации обусловлена целью и задачами, уровнем научной разработки исследуемой проблемы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, объединяющих семь параграфов, заключения, списка использованных нормативных источников и литературы.

Делая выводы выполненного диссертационного исследования, можно со всей определенностью сказать, что оно еще раз убедило нас в правильности и важности выбранной темы, в ее особой актуальности, и, в связи с отсутствием комплексных исследований в сфере административно-правового регулирования государственных услуг, в ее новизне.

В настоящем исследовании предпринимается попытка создания правовой концепции государственных услуг и разработки правовых оснований и правовых условий их эффективного предоставления. Для этого автором рассмотрены понятие и функции государственных услуг, разработана классификация государственных услуг, исследованы принципы предоставления государственных услуг, установлен состав субъектов, оказывающих государственные услуги, проанализировано административно-правовое регулирование деятельности государственных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений, оказывающих государственные услуги, исследованы понятие и виды государственного контроля и надзора как организационно-правовых способов обеспечения предоставления государственных услуг, административная и иные виды правовой ответственности в сфере предоставления государственных услуг.

Проведенное диссертационное исследование позволило сделать ряд теоретических и практических выводов, которые сводятся к следующим основным положениям:

1. Изучив исторические корни государственных услуг как правового явления, рассмотрев понятие «государственных услуг» в зарубежном законодательстве, выделив и проанализировав существенные признаки, характерные как понятию «услуг» в целом, так и понятию «государственных услуг», ограничив известное понятие «услуг», исключив из его содержания компоненты, не представляющие интереса для формулировки понятия «государственная услуга», и наполнив содержание последнего новыми юридическими признаками, при этом соблюдая определенные научные правила и учитывая специфику явления, проанализировав соотношение понятий государственная услуга и государственная функция, государственная услуга и публичная услуга, автором была предложена следующая дефиниция государственных услуг. Государственная услуга представляет собой нормативно-закрепленную, правомерную, индивидуализированную деятельность, т. е. ряд целесообразных, совершаемых в определенной последовательности действий государственных органов, подведомственных им учреждений по запросу граждан или организаций, или в порядке исполнения полномочий, возложенных на конкретные органы государственной власти, подведомственные им учреждения, имеющую полезный эффект, направленный на реализацию и обеспечение прав и законных интересов граждан (организаций) или исполнение возложенных на них обязанностей.

Функциями (в данном случае под функциями понимается осуществление определенного назначения, долговременной цели или задачи с достижением определенных результатов) государственных услуг являются: удовлетворение потребностей граждан и организацийобеспечение социального здоровья общества и социальной защищенности населенияформирование соответствующего качеству и доступности государственных услуг уровня жизни. Каждый из видов государственных услуг выполняет свойственные непосредственно ему функции.

2. Анализируя проблемы, существующие в сфере предоставления государственных услуг, разработаны принципы государственных услуг, реализация которых имеет стратегическое значение для улучшения положения в рассматриваемой области. Предоставление государственных услуг должно базироваться на принципах гуманизма, демократизма, законности, гласности, принципе равенства перед законом и судом, принципе доступности государственных услуг. Исследуя принцип доступности государственных услуг, диссертант акцентирует внимание на том, что одним из оснований доступности государственных услуг является отсутствие административных барьеров, под которыми автор понимает любое препятствие, созданное потребителю в получении государственной услуги, если оно установлено решением государственного органа либо может быть устранено или уменьшено соответствующим решением, либо явилось следствием бездействия, то есть отсутствия необходимых решений в создании условий для беспрепятственного получения государственной услуги.

Наряду с вышеуказанными принципами предоставление государственных услуг должно основываться также на территориальном принципе, принципе плановости, принципе мотивированности отказа в предоставлении государственной услуги, принципе ответственности, принципе ориентации государственных органов и подведомственных им учреждений, оказывающих государственные услуги на результат, принципе открытости, принципе недопустимости снижения уровня требований к государственной услуге по сравнению с базовыми требованиями, предусмотренными административными регламентами предоставления государственных услуг и стандартами государственных услуг.

3. Разработанная обширная научная классификация государственных услуг позволяет более полно отразить сущность, значение, характер и цели государственных услуг как юридического явления и преследует цельвыработка предложений, способствующих совершенствованию их административно-правового регулирования. При анализе критерия классификации — возмездность государственной услуги, отмечается, что производимые государством услуги оплачиваются потребителями через налоги, поэтому они должны предоставляться без взимания с граждан каких-либо средств, кроме установленной налоговым законодательством государственной пошлины. Вместе с тем автором предлагается перечень оснований, в соответствии с которым возможно и оправдано взимание платы за предоставляемые государственные услуги. Особо подчеркивается необходимость учета не только экономических возможностей государства, но и социальной значимости соответствующей государственной услуги при отнесении ее к разряду платных или льготных государственных услуг. При установлении цены на государственные услуги должны быть разработаны единые, нормативно установленные критерии ценообразования, позволяющие определить, из каких именно затрат формируется стоимость (временные затраты, необходимость получения содействия других государственных органов, характер и сложность деятельности и т. д.) и дать заключение о соразмерности цены качеству соответствующей государственной услуги.

4. Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих деятельность федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, показал, что несмотря на то, что функция оказания государственных услуг в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"1 была закреплена непосредственно за федеральными агентствами, ее осуществляют как федеральные агентства, так и федеральные министерства, федеральные службы, что является нарушением основного принципа организации системы и структуры федеральных органов исполнительной власти — четкого функционального деления федеральных органов исполнительной власти. Соответственно, и федеральные министерства, и федеральные службы, и федеральные агентства имеют право осуществлять административно-правовое регулирование отношений по оказанию государственных услуг.

5. Основываясь на статистических данных, характеризующих деятельность федеральных государственных унитарных предприятий и учреждений, автор пришел к выводу, что при решении вопроса о передаче государственных услуг в негосударственный сектор одной из первоочередных задач должна стать оценка целесообразности деятельности данных организаций.

1 См.: СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945- № 21. Ст. 2023; 2005. № 52 (ч. 3). Ст. 5690- 2007. № 40. Ст. 4717- 2008. № 20. Ст. 2290- 2005. № 12. Ст. 1023- 2006. № 14. Ст. 1509.

6. Одним из этапов реформирования деятельности в сфере оказания государственных услуг должен стать этап выделения групп государственных услуг, которые могли бы при соблюдении ряда условий быть переданы негосударственным организациям в административном либо в договорном порядке.

Обязательным субъектом предоставления государственных услуг в сфере здравоохранения и сфере образования в числе других субъектов, их оказывающих, должно являться государство. Оказание государственных услуг в указанных сферах в соответствии с Конституцией РФ (ст. 41, 43) является обязанностью государства, следовательно, полная передача данных видов государственных услуг в частный сектор будет являться неконституционной. Отказ государства от продуцирования государственных услуг в данных сферах повлечет нарушение принципа доступности оказания государственных услуг для широких слоев населения (услуги в данных сферах по преимуществу являются бесплатными), так как передача данных услуг потребует возмещения издержек, которые будут нести частные организации.

Итогом вхождения государственных услуг в конкурентную среду должно стать повышение их качества, ориентация на интересы граждан (организаций), равенство перед потребителями государственных и негосударственных субъектов оказания услуг, так как назначение оказываемых услуг идентично.

6. Эффективное осуществление функции оказания государственных услуг государственными органами исполнительной власти и подведомственными им учреждениями требует совершенствования нормативно-правовой базы. Представляется необходимым 1) принятие федерального закона о стандартах государственных услуг- 2) разработать реестры государственных услуг- 3) в положениях о федеральных агентствах точно формулировать цели и задачи их деятельности, конкретизировать полномочия- 4) разработать стандарты государственных услуг- 5) ускорить процесс разработки и принятия административных регламентов предоставления государственных услуг как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ- 6) решив вопрос о придании юридической значимости электронным документам, активнее внедрять в практику электронные административные регламенты предоставления государственных услуг- 7) разработать унифицированный порядок создания, деятельности и ликвидации территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, который должен в первую очередь позволить устранить дублирование полномочий по оказанию государственных услуг агентств субъектов РФ и территориальных органов федеральных агентств- 8) разработать соглашения между территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, определяющих основные направления и формы их взаимодействия, а также регламентов межведомственного взаимодействия, регулирующих процесс предоставления государственных услуг, протекающий при взаимодействии территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и государственных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

7. Законодательством Российской Федерации предусмотрен достаточно широкий круг организационно-правовых способов обеспечения надлежащего оказания государственных услуг. В основу контроля и надзора в сфере предоставления государственных услуг должен быть положен стандарт государственной услуги. Диссертант определяет стандарт государственной услуги как обязательные для исполнения правила, установленные в интересах получателя, содержащие совокупность характеристик государственной услуги, определяющих ее способность при фиксированных затратах труда и средств удовлетворять установленные или предполагаемые потребности граждан (организаций) в отношении процесса и результата обслуживания.

Основными недостатками правового регулирования контроля за качеством государственных услуг является отсутствие стандартов качества государственных услуг и неопределенность круга субъектов, осуществляющих контроль в данной сфере.

Весомое значение в осуществлении контроля за надлежащим оказанием государственных услуг должны иметь сами граждане — потребители государственных услуг. Диссертант полагает, что содержащиеся в п. 19, 20 Постановления Правительства РФ от 11 ноября 2005 г. № 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)"1 права государственных органов на вынесение отдельных вопросов на публичное обсуждение, на рассмотрение предложений от заинтересованных лиц и граждан, на проведение опросов получателей соответствующих государственных услуг, целесообразнее было бы закрепить в виде обязанностей, а не прав, что в свою очередь способствовало бы: во-первых, своевременному принятию необходимых мер для совершенствования процедур оказания государственных услуг, развитию механизма учета интересов потребителей государственных услуг и созданию системы обратной связи с последними для использования полученной информации при выработке решений и корректировки целевых значений показателей результативности деятельности органов исполнительной властиво-вторых, позволило бы повысить эффективность деятельности государственных органов, обеспечить общую доступность государственных услуг для получателей, а, следовательно, и простоту контроля за их оказанием со стороны потребителей.

8. Ответственность за нарушения в сфере предоставления государственных услуг может быть выражена в следующих формах: административной, уголовной, гражданско-правовой, дисциплинарной, материальной и конституционной. В целях повышения эффективности и качества государственных услуг необходимо конкретизировать основания административной ответственности государственных служащих в должностных регламентах, учитывая при этом положения административных регламентов предоставления государственных услуг и стандартов государственных услуг, дополнить Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях следующими статьями: ст. 5.39 со зн. 1: «Ненадлежащее обеспечение доступа к получению информации о деятельности.

1 См.: СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4933- 2007. № 50- 2008. № 18. Ст. 2063. государственных органов исполнительной власти" — ст. 5.56 «Нарушение порядка приема и (или) рассмотрения обращений».

Административное право является одной из немногих отраслей права, нормы которой служат в руках государства средством прямого, повседневного, беспрерывного руководства и регулирования объемных и многосоставных социальных процессов, в том числе и процессов, протекающих в сфере предоставления государственных услуг. Поэтому формирующееся в настоящее время законодательство, регулирующее общественные отношения, складывающиеся в сфере предоставления государственных услуг в Российской Федерации, должно создать фундаментальные правовые основы для внедрения эффективных механизмов оказания государственных услуг. Однако следует отметить, что нормативно-правовые акты сами по себе не правят, и функционируют лишь так и постольку, как и поскольку их применяют государственные служащие в своей каждодневной работе. Одним из надежных способов достижения роста качества государственных услуг является усвоение и претворение в жизнь принципов предоставления государственных услуг. Необходимо знать и неуклонно блюсти букву и дух законов, регулирующих вопросы данной сферы. Государственные служащие должны в полной мере осознать, что именно общество является их работодателем, и ответственность они несут перед всем российским обществом, перед российскими гражданами. Должностные лица государственных органов и подведомственных им учреждений должны иметь ясные цели, адекватные ресурсы, технические возможности и надлежащую мотивацию для предоставления государственных услуг высокого качества.

Административно-правовое регулирование государственных услуг должно исходить из приоритета интересов граждан и организаций как непосредственных потребителей государственных услуг. Президент РФ в своих выступлениях не раз особо подчеркивал, что: «инвестиции в человека являются нашим национальным приоритетом. Современной экономике должна соответствовать современная политика социального развития. Главным ее объектом должны стать не конкретные отрасли социальной сферы (это мы уже проходили), а каждый гражданин, каждая отдельная семья. И вокруг них и должны гармонично выстраиваться системы здравоохранения, образования и социальной поддержки, должны создаваться широкие возможности для самореализации людей. Совершенно очевидно, что государство обязано дать возможность людям самим выбирать себе поликлинику, лечащего врача и страховую компанию. И те деньги, которые в виде налогов и сборов изъяли у гражданина, должны прийти к врачу только через пациента, через оказание ему качественной услуги, а не от чиновника райздрава, и не по смете"1.

Решение проблем, имеющихся в сфере предоставления государственных услуг, является важной и многогранной задачей. Проводимые в настоящее время в Российской Федерации преобразования направлены, прежде всего, на развитие общества, а чем выше уровень развития общества, чем разнороднее оно по уровню доходов, тем большее многообразие государственных услуг должен предлагать рынок. Именно поэтому в ближайшем будущем актуальность темы даже при увеличении числа исследований, посвященных государственным услугам, не будет исчерпана.

1 Медведев Д. Точки над «и» // Российская газета. 2008. 16 февраля.

Заключение

.

В современной России вопросы обеспечения надлежащей организации и развития общественных отношений в сфере предоставления государственных услуг являются чрезвычайно актуальными. Это обуславливает необходимость совершенствования их административно-правового регулирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция (Основной закон СССР) от 7.10.1977г. // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
  2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря. № 237.
  3. Федеральный Конституционный Закон от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ (в ред. от 16.10.2006 г. № 4-ФКЗ, 10.06.2008 г. № З-ФКЗ) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011- 2006. № 43. Ст. 4411- 2008. № 24. Ст. 2788.
  4. Гражданский кодекс РСФСР от 1.10.1964г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.
  5. Закон Российской Федерации от 27.04.1993 г. № 4866−1 (в ред. от 14.12.1995 г. № 197-ФЗ) «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» // Ведомости СНД и ВСРФ. 1993. № 19. Ст. 685- СЗ РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
  6. Федеральный Закон от 20.08.2004 г. № 117-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 г. № 19-ФЗ, 04.12.2007 г. № 324-ФЗ) «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3532- 2006. № 6. Ст. 636- 2007. № 50. Ст. 6237.
  7. Федеральный Закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СЗ РФ. 2006. N 19. Ст. 2060.
  8. Федеральный Закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
  9. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6076.
  10. Указ Президента Российской Федерации от 7.08.2000г. № 1444 (в ред. от 20.05.2004 № 650) «Вопросы Управлении делами Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3350- 2004. № 21. Ст. 2024.
  11. Указ Президента Российской Федерации от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 годах» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.
  12. Указ Президента Российской Федерации от 8.06.2004г. № 729 «Об утверждении положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 24. Ст. 2395.
  13. Указ Президента Российской Федерации от 21.06.2004 г. № 791 «Об утверждении Положения об Управлении Президента Российской Федерации по внутренней политике» // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2650.
  14. Указ Президента Российской Федерации от 16.08.2004 г. № 1084 (в ред. от 31.08.2005 г. № 1019, 11.05.2006 г. № 474) «Вопросы Федерального агентства специального строительства» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3540- 2005. № 36. Ст. 3667- 2006. № 2. Ст. 2163.
  15. Указ Президента Российской Федерации от 24.08.2004 г. № 1102 «Об управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан» // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3609.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 06.11.2004 г. № 1417 «Об утверждении Положения о Совете при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека» // СЗ РФ. 2004. № 46 (ч. 2). Ст. 4511.
  17. Указ Президента Российской Федерации от 3.03.2007г. № 269 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и регулированию конфликта интересов» // СЗ РФ. 2007. № 11. Ст. 1280.
  18. Указ Президента Российской Федерации от 12.05.2008 г. № 724 (в ред. от 30.05.2008 г. № 863) «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290- № 22. Ст. 2544.
  19. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.2003 г. № 98 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2003. № 7. Ст. 658.
  20. Постановление Правительства Российской Федерации от 02.06.2008 г. № 419 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций» // СЗ РФ. 2008. № 23. Ст. 2709.
  21. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 г. № 319 (в ред. от 02.06.2008 г. № 417) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по информационным технологиям» // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2782- 2008. № 23. Ст. 2707.
  22. Ст. 4908- 2005. № 23. Ст. 2270- № 52 (ч. 3). Ст. 5755- 2006. № 32. Ст. 3569- № 47. Ст. 4900- 2007. № 23. Ст. 2801- № 45. Ст. 5491- 2008. № 5. Ст. 411.
  23. Постановление Правительства Российской Федерации от 1.11.2007г. № 734 «О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 46. Ст. 5575.
  24. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.03.2008 г. № 50 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств» // СЗ РФ. 2008. № 11 (ч. 1). Ст. 1024.
  25. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.05.2008 г. № 400 «О Министерстве энергетики Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2577.
  26. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 404 «О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2581.
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2008 г. № 406 «О Министерстве культуры Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 22. Ст. 2583.
  28. Постановление Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. № 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 438. Ст. 2868.
  29. Постановление Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 г. № 450 «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. № 25. Ст. 2983.
  30. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.07.2005 г. № 487 «Об утверждении порядка организации оказания первичной медико-санитарной помощи» // Российская газета. 2005. 2 сентября. № 195.
  31. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 13.10.2005 г. № 633 «Об организации медицинской помощи» // Здравоохранение. 2006. № 4.
  32. Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2006. № 39.
  33. Приказ Роснедвижимости от 05.10.2005 г. № П/0193 «Об утверждении регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. № 47.
  34. Рекомендации по разработке должностных регламентов гражданских служащих Федерального агентства воздушного транспорта от 12.04.2005 г. № ШН-109-р // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  35. Решение коллегии Федерального агентства по образованию от 1.03.2005г. N 2 «О работе Федерального агентства по образованию в 2004 году и основных задачах на 2005 год» // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  36. Закон Саратовской области от 29.03.2006 г. № 34−3CO (в ред. 08.12.2006 г. № 129-ЗСО) «Об административных правонарушениях на территории Саратовской области» // Саратовская областная газета. 2006. 4 апреля-14 декабря.
  37. Закон Астраханской области от 09.04.2007 № 21/2007−03 «Устав Астраханской области» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2007. № 18.
  38. Распоряжение Губернатора Астраханской области от 25.07.2005 г. № 570-р «О примерной форме должностного регламента руководителя службы, агентства Астраханской области // Документ опубликован не был. КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  39. Постановление Правительства Астраханской области от 03.09.2007 г. N 365-П «О создании автономного учреждения Астраханской области «Многофункциональный центр» // Сборник законов и нормативных правовых актов Астраханской области. 2007. № 39.
  40. Послания Президента Российской Федерации Федеральному1. Собранию
  41. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики в Российской Федерации)» от 06.03.1997 г. // Российская газета. 1997. 3 марта. № 47.
  42. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Общими силами — к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики в Российской Федерации)» от 17.02.1998 г. // Российская газета. 1998. 24 февраля. № 36.
  43. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики в Российской Федерации)» от 30.03.1999 г. // Российская газета. 1999. 31 марта. № 60.
  44. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций» // Российская газета. 2001. 4 апреля. № 66.
  45. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «России надо быть сильной и конкурентоспособной» // Российская газета. 2002. 19 апреля. № 71.
  46. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию» // Российская газета. 2003. 17 мая. № 93.
  47. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию» от 26.05.2004 г. // Российская газета. 2004. 27 мая. № 109.
  48. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию» от 10.05.2006 г. //Российская газета. 2006. 11 мая. № 97.1. Монографии
  49. В. Б. Функции и организационная структура органа государственного управления. Киев: Наукова думка, 1979. 152 с.
  50. Э. М. Экономические основы воспроизводства нематериальных благ при социализме. М.: Наука, 1983. 272 с.
  51. Э. М. Производство и потребление услуг в десятой пятилетке. М.: Мысль, 1977. 167 с.
  52. Э. М. Экономический анализ сферы услуг. М.: Экономика, 1968. 160 с.
  53. С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.256 с.
  54. В. Т. Региональные проблемы управления и планирования сферы обслуживания. М.: Наука, 1989. 128 с.
  55. Н. А. Права граждан по договору бытового заказа и их защита. Саратов, Изд-во Саратовского Ун-та, 1973. 161 с.
  56. Н. А. Услуги (социально-правовой аспект). Саратов: Стило, 2001. 192 с.
  57. А. И., Горшкова Н. Г., Ивакин В. И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М.: Право и государство, 2003. 304 с.
  58. М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая. Общие положения. Издание второе, исправленное. М.: СТАТУТ, 2000. 848 с.
  59. Н. В. Государственно-правовые отношения между советским государством и личностью. Воронеж: изд-во Воронежского университета, 1986.172 с.
  60. . Административное право Франции. М.: Прогресс, 1973.425 с.
  61. Гражданин, закон и публичная власть. М.: НОРМА, 2005. 368 с.
  62. Гражданско-правовое регулирование отношений по удовлетворению потребностей граждан / Под ред. В. П. Грибанова, 3. М. Чешки. М.: Издательство Московского университета, 1989. 223 с.
  63. Джексон Грейсон младший, Карла ОДейл. Американский менеджмент на пороге XXI века. М.: Экономика, 1991. 320 с.
  64. . А. Основы научной организации управления качеством (опыт применения и теоретические обоснования системы организации бездефектного труда). М.: Экономика, 1966. 319 с.
  65. В. Н. Законность и усмотрение в советском государственном управлении. Минск: Наука и техника, 1984. 142 с.
  66. Интересы в системе экономических отношений социализма / Под ред. Ю. А. Палкина, Ю. Н. Пахомова. Киев: Наукова думка, 1974. 240 с.
  67. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М.: Новая Правовая культура, 2004. 568 с.
  68. А. Ю. Сфера обслуживания: гражданско-правовое регулирование. М.: Наука, 1972. 199 с.
  69. Н. Б. Методы оптимального управления отраслью обслуживания населения. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1981. 232 с.
  70. В. Е. Непроизводственная сфера: вопросы теории. Киев: Наукова думка, 1979. 312 с.
  71. В. Е., Улановская В. Д. Социально-экономическая эффективность сферы услуг. М.: Наука, 1980. 128 с.
  72. В. П., Сбытова Л. С. Сфера услуг и занятость, населения. М.: Экономика, 1970. 176 с.
  73. А. И. Сфера обслуживания населения. М.: Мысль, 1979.293 с.
  74. М. И. Конституционно-правовые основы деятельности Российской Федерации по социальной защите населения. М.: ГИС, 2005. 297 с.
  75. А. В. Бюрократия в системе исполнительной власти. С. Петербург: издательство С.-Петербургского университета, 2000. 156 с.
  76. А. В., Субочев В. В. Законные интересы как правовая категория. Спб.: Юридический центр Пресс, 2004. 359 с.
  77. К. Маркс, Ф. Энгельс. Собрание сочинений. Изд. 2-е, Т. 13, Т. 19, Т.23, 4.1. Т. 26.
  78. В. А. Общественное воспроизводство и сфера услуг. М.: Экономика, 1968. 206 с.
  79. Э. Ф. Личные потребности при социализме. М.: Наука, 1973. 152 с.
  80. Мир и Россия. Материалы для размышлений и дискуссий / Под ред. Т. П. Субботиной. С.-Петербург: Экономическая школа, 1999. 105 с.
  81. В. И. Правовое положение граждан в отраслях государственного управления. Саратов: Издательство Саратовского университета, 1976. 216 с.
  82. А.В. Человек и государственное управление. М.: Наука, 1987. 254 с.
  83. Органы советского общенародного государства / Б. Н. Топорнин, Б. М. Лазарев, М. А. Шафир. М.: Наука, 1979. 344 с.
  84. Основы противодействия коррупции / С. В. Максимов. М.: СПАРК, 2000. 228 с.
  85. Отраслевое и территориальное планирование бытового обслуживания населения / Под ред. Ф. Ф. Ревякина, С. Н. Подольского, П. М. Емец и др. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1982. 224 с.
  86. Д. И. Развитие непроизводственной сферы при социализме (темпы, пропорции, перспективы). М.: ЭКОНОМИКА, 1976. 160 с.
  87. М. Конституционное право Франции. М.: ИЛ, 1957. 608 с.
  88. М. Г., Россинский М. Б. Планирование развития бытовых услуг (вопросы совершенствования методологии). М.: Экономика, 1975. 199 с.
  89. М. Б. Сфера услуг в экономике развитого социализма. Саратов. 1976. 186 с.
  90. О. Ю. Личность и правовая политика в Российском государстве. Саратов: Издательство ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. 192 с.
  91. М. В. Непроизводственная сфера при социализме. Вопросы теории и методологии производительного труда. М.: Мысль, 1978. 194 с.
  92. М. В., Полякова Т. Д., Овсянников Л. Н. Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме. М.: Изд-во Московского университета, 1972. 348 с.
  93. Сфера услуг в США: новые явления и структурные сдвиги / Под ред. В. М. Усоскина, Л. С. Демидовой. М.: Наука, 1985. 304 с.
  94. Ю. А. Теория компетенции. М.: Юринформцентр,.2005.354 с.
  95. И. Е. Свобода и права человека в Советском государстве. Саратов. 1974. 189 с.
  96. Н. Ю. Судебный контроль за реализацией прав граждан в сфере исполнительной власти. М.: изд-во Академического правового университета при институте государства и права Российской академии наук, 1999. 110 с.
  97. Диссертации, авторефераты диссертаций
  98. Ю. М. Оптимизация системы государственных услуг на основе информационных технологий в агропромышленном комплексе. Дис.. канд. эк. наук. М. 2006. 155 с.
  99. И. А. Место и роль прокуратуры Российской Федерации в системе контрольной власти (конституционно-правовой аспект). Автореф. дис.. канд. юр. наук. М. 2003. 24 с.
  100. В. А. Организационно-правовые вопросы управления бытовым обслуживанием населения. Автореф. дис.. канд. юр. наук. М. 1977. 22 с.
  101. Н. А. Гражданско-правовые проблемы удовлетворения имущественных потребностей советских граждан. Автореф. дис.. д-ра юр. наук. М. 1988. 32 с.
  102. И. С. Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры по обеспечению конституционной законности в Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юр. наук. М. 2004. 29 с.
  103. Е. П. Хозяйственные обязательства по предоставлению услуг в материально-техническом снабжении. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Ленинград. 1982. 19 с.
  104. А. В. Государственный контроль как форма осуществления исполнительной власти. Автореф. дис.. канд. юр. наук. М. 2005. 21 с.
  105. Г. И. Право как нормативное выражение согласованных интересов. Автореф. дис.. канд. юр. наук. М., 2001. 29 с.
  106. В. Т. Судебный контроль за законностью действий органов государственного управления. Автореф. дис.. канд. юр. наук. М. 1968.24 с.
  107. JI. М. Эволюция сферы услуг: особенности, закономерности, формы государственного регулирования. Дис.. д-ра эк. наук. Уфа. 2005.313 с.
  108. М. И. Контроль в системе советского государственного управления. Автореф. дис.. канд. юр. наук. М. 1985. 20 с.
  109. А. В. Административно-правовой статус гражданина Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юр. наук. М. 2002. 24 с.
  110. А. Г. Политико-правовые технологии оптимизации исполнительной власти России. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Ростов-на-Дону. 2005. 20 с.
  111. О. Ю. Публичные и частные интересы в праве: политико-правовое исследование. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Казань. 2004. 27 с.
  112. В. С. Управление службой быта и правовые аспекты ее оптимизации в условиях развитого социализма. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Саратов. 1982. 23 с.
  113. В. Н. Система исполнительной власти в РФ: правовые аспекты обеспечения принципа единства. Дис.. канд. юр. наук. М. 2004. 157 с.
  114. М. М. Конституционно-правовая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Саратов. 2003. 30 с.
  115. Л. А. Современная российская государственность: Автореф. дис.. д-ра. юр. наук, М. 1998. 38 с.
  116. С. С. Юридическая ответственность и местное самоуправление в Российской Федерации: теоретические и правовые аспекты. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Екатеринбург. 2004. 22 с.
  117. Н. Г. Государственное регулирование сферы туристско-рекреационных услуг (на примере туристско-рекреационного комплекса ЮФО). Авторев. дис.. канд. эк. наук. Шахты. 2005. 25 с.
  118. М. В. Граждане как субъекты административного права. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Нижний Новгород. 2000. 25 с.
  119. Г. Н. Конституционно-правовые гарантии народовластия в современной России. Дис.. канд. юр. наук. Саратов. 2008. 250 с.
  120. Э. Система государственного контроля в управлении. Автореф. дис.. канд. юр. наук. М. 1976. 24 с.
  121. Ю. А. Гражданин и должностное лицо в советском государстве. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Ленинград, 1975. 16 с.
  122. М. В. Метопрофессиональный концепт «услуга» в обиходном и институциональном дискурсе. Дис.. канд. филолог, наук. М. 196 с.
  123. С. В. Право и социальные интересы в социалистическом обществе (теоретические проблемы взаимодействия). Автореф. дис.. д-ра юр. наук. Алма-Ата. 1986. 38 с.
  124. П. И. Развитие государственных услуг в современной экономической системе. Дис.. канд. эк. наук. М. 2006. 165 с.
  125. Серегина С. J1. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Саратов. 2006. 29 с.
  126. С. Е. Правовой статус должностного лица органов государственной власти. Автореф. дис.. канд.юр. наук. Саратов. 2000. 18 с.
  127. А. С. Исполнительная власть в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ. Автореф. дис.. канд. юр. наук. М. 2001. 25 с.
  128. . А. Законность в организации и деятельности органов государственного управления. Автореф. дис.. канд. юр. наук. Воронеж. 2003. 23 с.
  129. Н. А. Правовое обеспечение интересов личности. Автореф. дис.. д-ра юр. наук. Алма-Ата. 1992. 47 с.
  130. Учебники, учебные пособия, словари
  131. Административная реформа в России / Под ред. С. Е. Нарышкина, Т. Я. Хабриевой. Научно-практическое пособие, М.: ИНФРА-М, 2006. 314 с.
  132. Административное право России. Общая часть. Учебник для высших учебных заведений. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Под общ. ред. П. И. Кононова. М., 2006. 416 с.
  133. Административное право. Учебник / Под ред. Н. М. Конина, Ю. Н. Старилова. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО Саратовская государственная академия права, 2006. 596 с.
  134. Административное право Российской Федерации / Отв. Ред. Н. Ю. Хаманева. М.: Юристъ, 2004. 556 с.
  135. А. П., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право РФ. Учебник для студентов высших учеб. заведений. М.: Зерцало, 1996. 640 с.
  136. Г. Г. Государственность современной России. Учебное пособие. М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2003. 270 с.
  137. JI. Е. Менеджмент: Учебное пособие. М.: ИНФРА М, 2003.215 с.
  138. Д. Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: БЕК, 1997.368 с.
  139. Д. Н. Административное право. Учебник для вузов. М.: Норма, 2001. 640 с.
  140. Д. Н. Основные понятия теории социального управления. Учебное пособие по спецкурсу. Пермь. ПГУ, 1978. 101 с.
  141. Д. Н., Россинский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право. Краткий учебный курс. М.: Норма, 2004. 320 с. 224. БСЭ. 1971. Т. 4. 599 с.
  142. Г. С., Вечканова Г. Р., Пуляева В. Т. Краткая экономическая энциклопедия. С.-Петербург: Петрополис, 1998. 509 с.
  143. А. Г., Чернявский Б. Н. Административное право, учебник. М.: Проспект, 2002. 480 с.
  144. Н. И. Советское административное право. Части общая и Особенная. Киев, 1978. 393 с.
  145. Исполнительная власть в Российской Федерации. Научно-практическое пособие / Под ред. А. Ф. Ноздрачева, Ю. А. Тихомирова. М.: БЕК, 1996. 269 с.
  146. А. П. Советское административное право. Часть общая. Специализированный курс лекций. Киев: Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел, 1975. 264 с.
  147. Ю. М. Основы советского административного права (пособие для слушателей). Издание 2-е, переработанное, дополненное. М.: Знание, 1979. 208 с.
  148. Н. М. Административное право России. Общая и особенная части: Курс лекций. М.: Юристь, 2004. 560 с.
  149. Н. М. Административное право России. Учебник. М.: Проспект, 2006. 448 с.
  150. Е. А. Административное право. Издание 2-е, дополненное и переработанное. Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. 320 с.
  151. Ф., Армстронг Г., Сондерс Д, Вонг В. Основы маркетинга. М. Спб.: изд. Дом Вильяме, 1999. 322 с.
  152. Краткий юридический словарь / Под ред. А. В. Малько. М.: Проспект, 2007. 496 с.
  153. В. П. Теория государства и права. Учебное пособие. Саратов: изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2006. 356 с.
  154. В. Ф. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Эксмо, 2005. 528 с.
  155. В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право. Учебник. Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2003. 496 с.
  156. В. М. Конституционные основы советского административного права / Под ред. Н. М. Конина. Саратов: издательство Саратовского университета, 1983. 216 с.
  157. В. М. Советское административное право. Курс лекций. Выпуск первый часть ОБЩАЯ. Саратов. 1968. 248 с.
  158. С. С., Тарахадзе А. А. Экономика: базовый курс лекций для вузов. М.: Гелиос АРВ, 2001. 639 с.
  159. С. И. Словарь русского языка / Под ред. JI. И. Скворцова. М.: Оникс 21 век, 2004. 896 с.
  160. Политическая энциклопедия. Т. 2. Под ред. Г. Ю. Семигина. М.: Мысль, 1999. 750 с.
  161. . А. Основы экономики. Учебное пособие. М.: ИНФРА -М, 2003.408 с.
  162. В. Г. Основы экономики. Учебник для студентов учр-ий средн. проф. образования. М.: ФОРУМ ИНФРА — М, 2005. 224 с.
  163. М. Б. Административное право. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 346 с.
  164. Ю. Н. Курс общего административного права. Том I. М.: НОРМА, 2002. 728 с.
  165. Таможенное право. Учебник / Под ред. О. Ю. Бакаевой. М.: НОРМА, 2008. 560 с.
  166. В. Е. Государственное и муниципальное управление. Учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся поспециальности «Государственное и муниципальное управление» М.: ЮРИСТЪ, 2004. 320 с.
  167. Экономика и право: Энциклопедический словарь Габлера. Сокращенный перевод с немецкого / Под общей ред. А. П. Горкина, Н. JI. Тумановой, Н. Н. Шаповаловой, Ю. В. Якутина. М.: БОЛЬШАЯ РОССИЙСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ, 1998. 432 с.
  168. Экономика. Учебник для вузов / Под ред. Е. Н. Лобачевой. М.: Экзамен, 2003. 592 с.
  169. Административная система России и административная реформа. Круглый стол «03», 27 июня 20 003 года // Отечественные записки. 2004. № 2. С. 134−150.
  170. Е. С. Организация системы бюджетно-финансового контролера на уровне субъекта Российской Федерации // Финансовое право.2005. № 12. С. 15−18.
  171. Р. Р. Проблемы механизма государственного управления на современном этапе (вопросы теории и методологии) // Государство и право. 2005. № 3. С. 97−102.
  172. В. П. Институты административного права (третьи «лазаревские чтения») // Государство и право. 1999. № 10. С. 5−26.
  173. Е. Готова ли власть употребить власть? // Российская газета. 2005. 15 марта.
  174. Е. Земля в одно окно не проходит // Российская газета. 2005.13 апреля.
  175. Т. Правительство благих намерений // Отечественные записки. 2004. № 2. С. 124−133.
  176. В. А. Особенности объекта управления бытовым обслуживанием населения // Управление и право (Выпуск второй) / Под ред. Ю. М. Козлова. М.: Издательство Московского университета, 1975. С. 156−164.
  177. В. М. Административные барьеры и экономические проблемы административной реформы // Социально-гуманитарные знания. 2005. № 4. С. 269−278.
  178. С. В. Право граждан и организаций на обращение: нормативная модель и практика реализации // КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  179. Е. Экологическое право. 2006. № 5. С. 23−28.
  180. И. Регламент для реформы // Российская газета. 2005. 25 января.
  181. В. Г. Административная реформа в России: от кризиса государственного управления к эффективному государству // Журнал российского права. 2003. N 10. С. 11−23.
  182. Д. Спецсуд для чиновника // Российская газета. 2006. 11 марта.
  183. Е., Кузьмин В. Жить по закону. Традиционная предновогодняя пресс-конференция Президента РФ, прошедшая в Кремле // Российская газета. 2004. 24 декабря.
  184. Н. А. Советское государственное управление и система его органов. Ученые записки Белорусского университета. Вып. 34. 1957. С. 81−90.
  185. М., Лашкина Е., Шкель Т. Как исполнить президентское Послание // Российская газета. 2005. 29 апреля.
  186. В. Бюрократия получила послание // Российская газета. 2005. 26 апреля.
  187. Л. Об итогах деятельности Минюста России в 2005г. // КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  188. М. В карманы заглянет ревизор // Российская газета. 2005. 1 февраля.
  189. . П. Итоги и перспективы административно-политической реформы // Национальные интересы. 2005. № 3. С. 32−34.
  190. О. А. Формирование контрольной ветви власти и ограничение коррупции // Государство и право. 2002. N 3. С. 9−16.
  191. Е. Арифметика власти // Российская газета. 2004. 16 октября.
  192. Доклад о мировом развитии 2004 года. Как повысить эффективность услуг для бедного населения. М.: Весь мир, 2004. 351 с.
  193. Доклад руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта // Евразия Вести. 2004. № 12.
  194. Е. Джакузи над спальной // Российская газета. 2005. 12 апреля.
  195. О. Л. Административная ответственность за экологические правонарушения: предварительная оценка реформы законодательства// Экологическое право. 2002. № 2. С. 30−33.
  196. П. Цель для денег. Правительство выбирает реформы. Но не все // Российская газета. 2005. 13 апреля.
  197. А. Я. Взаимодействие качества продуктов труда и общественных потребностей // Потребности и потребление в условиях развитого социализма. Межвузовский сборник. Уфа: изд-во Башкирского государственного университета, 1984. С. 56−65.
  198. Е. Н. Особенности административно-правового статуса федеральных агентств // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 148−155.
  199. Т. Д. Проблемы реализации Конституции РФ // Государственная и местная власть: правовые проблемы (Россия Испания): Сб. науч. трудов / Под ред. М. В. Карасёвой. Воронеж. 2000. С. 19−25.
  200. Т. Грефа растаможили // Российская газета. 2006. 12 мая.
  201. Т. Опять приватизация // Российская газета. 2005. 22 апреля.
  202. В. В. К вопросу об общей теории договора // Государство и право. 2000. № 12. С. 73−79.
  203. В. Г., Понеделков А. В., Старосстин А. М. Административная реформа в России: шаг вперед, два шага. // Власть. 2005. № 9. С. 3−10.
  204. Н. А. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти: вопросы методологии // Журнал российского права. 2006. № 10. С. 29−34.
  205. Д. Глобальная революция в государственном управлении // Отечественные записки. 2004. № 2. С. 212−222.
  206. Н., Черняк И. Столичные «киты» и провинциальная «рыбешка» // Российская газета. 2006. 16 июня.
  207. Комаровский В, Морозова Е. Что мешает продвижению административной реформы в России? // Власть. 2006. № 4. С. 3−10.
  208. В. Открытость власти как приоритет административной реформы // Государственная служба. 2004. № 4. С. 105−109.
  209. О. Реформа взгляд из Казани // Российская газета. 2007. 21 апреля.
  210. Ю. С. Исполнительная власть современной России // Закон. 2004. 12 декабря. С. 114−118.
  211. Е. Кому услужит государство? // Российская газета. 2006. 3 февраля.
  212. С. Факторы и принципы территориального размещения предприятий обслуживания // Услуги и их социально-экономическая роль / Под ред. Г. В. Полунина. М.: Прогресс, 1967. С. 107−118.
  213. А. В. Публичный интерес: понятие, виды и защита // Государство и право. 1999. № 10. С. 91−99.
  214. Ю. Некоммерческое государство // Отечественные записки. 2004. № 2. С. 32−44.
  215. В. К доске // Российская газета. 2004. 8 декабря.
  216. В. Особенности национального проекта // Российская газета. 2005. 30 ноября.
  217. В. ФАС анфас // Российская газета. 2005. 1 октября.
  218. Я. Власти стало больше // Российская газета. 2005. 18мая.
  219. В. Лебедев грозит бюрократам кодексом // Российская газета. 2006. 29 ноября.
  220. В. Чиновников посадят по-английски // Российская газета. 2005. 13 декабря.
  221. В. В поисках достоинств: смысл и логика административной реформы // Отечественные записки. 2004. № 2. С. 45−63.
  222. Е. Административный передел // Российская газета. 2005. 28 июля.
  223. Е. Алексей Кудрин: в отставку не собираюсь // Российская газета. 2005. 26 апреля.
  224. Е. Малый бизнес: приказано выжить // Российская газета. 2005. 15 марта.
  225. Е. Рассеялся бюджетный дым // Российская газета. 2005. 24 мая.
  226. Э. Введение к обсуждению вопроса о месте сферы услуг в системе категорий политической экономии социализма // Услуги и их социально-экономическая роль / Под ред. Г. В. Полунина. М.: ПРОГРЕСС, 1967. 26−35.
  227. В. М. Отношения по хозяйственному обслуживанию и их регулирование // Советское государство и право. 1970. № 7. С. 20−25.
  228. В. М. Правовое государство и проблема управления по усмотрению // Советское государство и право. № 2. 1990. С. 23−30.
  229. В. М. Административное право на переломе // Вестник СГАП. 2007. № 3. С. 48−53.
  230. И. М. О видах административно-публичной деятельности // Административное право и процесс. 2005. № 1. С. 8−11.
  231. А. X. Личные потребности: количественная и качественная определенность // Потребности и потребление в условиях развитого социализма. Межвузовский сборник. Уфа: Издательство Башкирского университета, 1984. С. 11−24.
  232. А. Реформа государства // Отечественные записки. 2004. № 2. С. 15−31.
  233. . Л., Смирнов К. А. Становление науки экономики потребностей и потребления // Потребности и потребление в условиях развитого социализма. Межвузовский сборник. Уфа: Издательство Башкирского университета, 1984. С. 3−11.
  234. А. В. Право граждан на обращения: состояние дел и перспективы правового регулирования // Юрист. 2005. № 7. С. 11−15.
  235. А. С. Права человека и юридическая ответственность должностных лиц // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвузовский сборник научных работ. Ростов-на-Дону. Саратов. С. 46−57.
  236. С. Е., Хабриева Т. Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11. С. 3−13.
  237. А. В. Некоторые аспекты проекта федерального закона «О стандартах государственных услуг» // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 4. С. 35−38.
  238. А. В. Понятие услуги государственной, общественной (социальной) и публичной // Государственная власть и местное самоуправление. 2005. № 11. С. 22−26.
  239. И., Шульга И. Главное в административной реформе // Общество и экономика. 2003. № 1. С. 44−67.
  240. А. Ф. Преобразования в системе государственной службы в контексте административной реформы // КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  241. А. Б. Концепция «сервисной таможни» в системе административной реформы в Российской Федерации // КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  242. М. И. О правовом регулировании бытового обслуживания населения // Советское государство и право. 1960. № 11. С. 70−72.
  243. Оценка эффективности управленческой деятельности. Функциональные обзоры. Справка // Отечественные записки. 2004. № 2. С. 171 177.
  244. О. В. Административно-правовой статус федеральных служб в условиях административной реформы // КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  245. О. В. Некоторые вопросы организации и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в условиях административной реформы // КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  246. И. Реформа административного производства назрела // КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  247. Писарькова JL Много ли чиновников было в России. Справка // Отечественные записки. 2004. № 2. С. 371−375.
  248. В. Властные ножницы // Российская газета. 2006. 6июня.
  249. В. В. О соотношении публичных и частных интересов в процессе проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2004. № 1. С. 18−20.
  250. М. В. Правовые проблемы реализации полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны окружающей среды и природопользования // Экологическое право. 2006. № 5. С. 30−33.
  251. В. Обсуждения // Услуги и их социально-экономическая роль / Под ред. Г. В. Полунина. М.: Прогресс, 1967. С.87−90.
  252. Программа «Вести Астрахань». Телеканал Россия. 27 марта.
  253. Э. Н. Государственное учреждение субъект административного права (на примере учреждений культуры) // Субъекты Советского административного права. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск. 1985. С. 109−113.
  254. Е. А. Компетенция как элемент правового статуса государственного органа // Проблемы конституционного и административного права. Сборник научных трудов. Архангельск. 2003. С. 68−78.
  255. . В. К вопросу о реформировании системы федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2004. № 1. С. 20−24.
  256. М. Б. Некоторые аспекты воздействия услуг на личное потребление // Потребности и потребление в условиях развитого социализма: Межвузовский сборник. Уфа: изд-во Башкирского государственного университета. 1984. С. 125−134.
  257. А. Правительство в трех измерениях. О возможном подходе к административной реформе // Стратегия России. 2004. № 3. С. 35−40.
  258. В. Н. Ответственность государственной власти перед обществом // Государство и право. 2000. № 12. С. 64−72.
  259. Н. Г. Административно-процессуальные аспекты гарантий прав граждан // Административно-правовой статус гражданина. Отв. Редактор Н. Ю. Хаманева. М.: Институт государства и права Российской академии наук, 2004. С. 67−73.
  260. Г., Головщинский К. Административная реформа и противодействие коррупции // Отечественные записки. 2004. № 2. С. 295−313.
  261. О. Официальные лица и личности // Российская газета. 2004. 23 ноября.
  262. Н. Реформа была заявлена в нужный час // Российская газета. 2004. 15 сентября.
  263. Справка Российской газеты // Российская газета. 2006. 9 декабря.
  264. Ю. Н. Административное право России: к вопросу о необходимости разработки новых концепций развития // Административное право и процесс. 2004. № 1. С. 2−5.
  265. Э. В. Гражданин и власть: к культуре отношений // Административно-правовой статус гражданина / Отв. ред. Н. Ю. Хаманева. М.: Институт государства и права Российской академии наук, 2004. С. 148−156.
  266. Э. В. Новые институты административного права // Государство и право. 2006. № 5. С. 14−21.
  267. Э., Тихомиров Ю. Публичные функции в экономике // Право и экономика. 2002. № 6. С. 3−9.
  268. А. М. Региональный президентский контроль: вопросы совершенствования // Журнал российского права. 2002. № 5. С. 42−49.
  269. JI. К., Минашкин А. В., Спектор Е. И., Калмыкова А. В. Основные направления административной реформы // Юридический мир. № 4. 2003. С. 13−18.
  270. JI. К. Услуги: государственные, публичные, социальные //Журнал российского права. 2004. № 10. С. 15−23.
  271. Ю. А. Административное усмотрение и право // Журнал российского права. № 4. 2000. С. 70−79.
  272. Ю. Подход к бюрократии с регламентом // Российская газета. 2005. 29 апреля.
  273. Ю. А., Талапина Э. В. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. № 4. С. 3−13.
  274. Ю. А., Чеснокова М. Д. Совершенствование организации управления и оказания публичных услуг // Журнал российского права. 2005. № 3. С. 20−37.
  275. В. А. Права человека и исполнительная власть // Советское государство и право. 1990. № 2. С. 44−50.
  276. М. Наказание в вине // Российская газета. 2007. 27 июня.
  277. А. А. Некоторые проблемы определения статуса субъектов публичного права // Административное право и процесс. 2004. № 2. С.11−14.
  278. Т. Я., Ноздрачев А. Ф., Тихомиров Ю. А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 3−23.
  279. А. Маркетинг услуг // Маркетинг. 1998. № 1. С. 116−122.
  280. А. В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. 2005. № 4. С. 19−28.
  281. М. Старая песня о главном // Российская газета. 2004. 9 ноября.
  282. Г. Д. О государственном регулировании платных образовательных услуг // КонсультантПлюс. www.consultant.ru
  283. Ц. А. О теории административного договора // Советское государство и право. 1966. № 10. С. 132−136.
  284. В. Проект систематизации услуг // Услуги и их социально-экономическая роль / Под ред. Г. В. Полунина. М.: ПРОГРЕСС, 1967. С.53−77.
  285. Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27.01.1999 г. № 2-П «По делу о толковании ст. 71 (п. «г»), ст. 76 (ч. 1) и ст. 112 (ч. 1) Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 6. Ст. 866. нтернет
  286. Должностной регламент начальника отдела государственного земельного контроля Управления Роснедвижимости по Астраханской области, утв. руководителем Управления Роснедвижимости по Астраханской области. 25.04.2007 г. www.kadastr.ru.
  287. Должностной регламент начальника территориального отдела Управления Роснедвижимости по Астраханской области, утв. руководителем Управления Роснедвижимости по Астраханской области. 2.10.2006г. www.kadastr.ru.
  288. Должностной регламент специалиста 1 разряда территориального отдела по г. Астрахани, утв. руководителем Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Астраханской области. 2.10.2006г. www.kadastr.ru.
Заполнить форму текущей работой