Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разработка математических и инструментальных средств интеллектуальной оценки персонала при управлении человеческим капиталом

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отличие метода иерархических понятийных структур от вышеперечисленных методов оценки интеллектуального потенциала связано как раз с использованием в нем его содержательного аспекта, выражаемого через уровень интеллекта. Основываясь на современных достижениях психологии интеллекта, метод является универсальным инструментом для оценки профессионального интеллекта работников организации на всех… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Исследование способов и методов оценки персонала в системах управления трудовыми ресурсами
    • 1. 1. Исследование роли и направлений оценки персонала
    • 1. 2. Исследование структуры интеллектуального потенциала
    • 1. 3. Анализ существующих методов оценки компетентности профессионального интеллекта) работников
  • Выводы по главе 1
  • Глава 2. Разработка метода иерархических понятийных структур для оценки интеллекта
    • 2. 1. Исследование психологических аспектов оценки интеллектуального потенциала
    • 2. 2. Разработка математического аппарата метода иерархических понятийных структур для оценки интеллекта
      • 2. 2. 1. Формирование понятийной структуры как модели предметной области
      • 2. 2. 2. Анализ способов сбора исходной информации для проведения оценки
      • 2. 2. 3. Разработка процедур оценки уровня интеллекта
    • 2. 3. Разработка метода идентификации уровня профессионального интеллекта работника
      • 2. 3. 1. Анализ признаков, характеризующих объект (интеллектуальный уровень сотрудника)
      • 2. 3. 2. Разработка процедуры формирования алфавита классов
      • 2. 3. 3. Разработка процедуры формирования априорного словаря признаков
      • 2. 3. 4. Разработка алгоритма распознавания
      • 2. 3. 5. Исследование разделяющих функций
  • Выводы по главе 2
  • Глава 3. Исследование и разработка организационно-методических аспектов применения метода иерархических понятийных структур для оценки интеллекта
    • 3. 1. Применение метода иерархических структур в учебном процессе для проверки объективности получаемых оценок
    • 3. 2. Разработка направлений использования результатов оценки интеллектуального потенциала в управлении персоналом
    • 3. 3. Оценка уровня интеллектуального потенциала работников в процессе анализа их функций
  • Выводы по главе 3
  • Глава 4. Разработка инструментального средства оценки уровня интеллекта «Intellect-Pro»
    • 4. 1. Разработка функциональной структуры инструментального средства «Intellect-Pro»
    • 4. 2. Разработка модульной структуры АСОУИ «Intellect-Pro»
    • 4. 3. Формирование групп пользователей «Intellect-Pro»
    • 4. 4. Разработка алгоритма работы «Intellect-Pro»
    • 4. 5. Определение основных направлений развития «Intellect-Pro»
    • 4. 6. Разработка модели интеграции инструментального средства «Intellect-Pro» в автоматизированную систему управления производственным предприятием
  • Выводы по главе 4

Разработка математических и инструментальных средств интеллектуальной оценки персонала при управлении человеческим капиталом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время происходят коренные преобразования экономической системы. Превращение информации и знаний во все более значимый фактор производства приводит к фундаментальным изменениям в характере труда и капитала. Изменения происходят прежде всего в сфере труда, распространяясь затем на сферу капитала. Частичная замена товарно-материальных запасов информацией, а основных фондов — знаниями персонала делает производственные ресурсы в денежной форме более подвижными, способствуя этим более эффективному функционированию капитала. Это позволяет увеличивать будущую прибыльность, а тем самым и текущую рыночную стоимость фирм, компаний. Последняя во все большей степени начинает зависеть от величины интеллектуального капитала, позволяющего сохранить присутствие на современном рынке.

Возрастание роли интеллектуального капитала как решающего фактора экономического благополучия фирмы вносит существенные коррективы в постановку и решение задач управления для каждого субъекта социально-экономической системы. Так, актуальной становится проблема перехода от управления персоналом к управлению человеческим капиталом, как важнейшим компонентом интеллектуального капитала. Убедительное обоснование необходимости такого перехода дано в работах Т. Шульца, Г. Беккера, Ф. Фукуямы, Т. Сакайи, Т. Стюарта, К. Свейби, А. Корицкого, Н. Римашевской, И. Майбурова, Т. Базарова, П. Малиновского и других ученых.

В то же время на пути практической реализации такой системы возникает ряд нерешенных проблем, среди которых выделяется проблема оперативного и объективного измерения компетентности персонала, его интеллектуальных способностей, сопоставление эти оценок с показателями качества и эффективности деятельности посредством автоматизированных систем управления.

Все вышесказанное обусловило выбор темы исследования, предопределило его цели и задачи.

Цели и задачи работы.

Целью диссертационного исследования является разработка математического аппарата и инструментальных средств оперативного контроля компетентности, интеллектуального потенциала персонала фирмы и управления ее человеческим капиталом.

Для достижения указанной цели в диссертации были поставлены и решены следующие задачи:

— выполнен анализ существующих методов оценки и управления персоналом, определены возможности их адаптации к автоматизации управления человеческим капиталом;

— разработаны основные принципы формализованного представления индивидуального интеллектуального потенциала;

— разработан математический метод оценки интеллектуального потенциала;

— проведена верификация и валидация разработанного метода;

— разработаны инструментальные средства оперативной оценки интеллектуального потенциала, компетентности персонала;

— разработанные инструментальные средства внедрены в практику.

Объектом исследования является организация как социальноэкономическая система.

Предметом исследования являются процессы оценки, анализа и управления персоналом, ориентированные на развитие человеческого и интеллектуального капитала фирмы.

Методы исследования.

Для решения поставленных задач и разработки математических моделей были использованы методы системного анализа, теории множеств и нечетких множеств, теории вероятностей и математической статистики, формальной и математической логики, математической теории распознавания образов и классификации, математической теории принятия решений.

Методологической и теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных и зарубежных ученых:

— в области теории человеческого и интеллектуального капитала.

A. Корицкого, Н. Иванова, Н. Гаузнера, Н. Римашевской, И. Майбурова, С. Дятлова, Т. Шульца, Г. Беккера, Т. Стюарта, К. Свейби и др.;

— в области теории систем и теории организации — Т. Ивановой,.

B. Приходько, В. Тарасова, М. Месаровича, Д. Мако, И. Такахары и др.;

— в области теории управления персоналом — А. Карякина, Т. Базарова, П. Малиновского, В. Маслова, Ф. Тейлора, М. Вебера, А. Маслоу и др.;

— в области психологии интеллекта — М. Холодной, А. Айзенка, Б. Величковского, К. Гуревича, Ж. Пиаже и др.;

— в области моделирования экономических систем — В. Глушкова, В. Глухова, А. Карякина, А. Ильченко, А. Мишенина, Э. Трахтенгерца, Е. Шикина, А. Чхартишвили и др.

На защиту выносятся:

1. Модель структуры системы управления, ориентированной на управление человеческим капиталом.

2. Критерий оценки компетентности работников, выражающий интеллектуальные возможности специалиста в его профессиональной деятельности.

3. Математическая модель предлагаемого критерия, алгоритм ее построения и использования.

4. Методика управления персоналом, ориентированная на развитие и повышение эффективности использования человеческих ресурсов организации.

5. Инструментальное средство для оперативной оценки и анализа интеллектуального потенциала персонала организации, интегрируемого с другими информационными технологиями управления.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертационной работы заключается в следующем:

1. Предложена структурная модель для анализа различных подходов в управлении персоналом фирмы, на основании которой обоснована и конкретизирована концепция человеческого капитала.

2. Разработаны и сформулированы основные положения структурно-интегративного подхода, позволяющего создать формализованное отображение и представление профессионального интеллекта, как основы компетенции работника, его человеческого капитала.

3. Разработан математический аппарат для формализованного описания интеллектуальных способностей, позволяющий перейти от качественной к количественной оценке интеллектуального потенциала работников организации.

4. Разработан метод иерархических понятийных структур для оперативной количественной оценки интеллектуального потенциала трудовых ресурсов в процессах формирования, развития и использования человеческого капитала.

5. Разработана методика управления персоналом (человеческим капиталом) на основе применения метода иерархических понятийных структур.

Практическая значимость исследования состоит в том, что созданные на основании теоретических исследований метод и осуществляющее его инструментальную поддержку программное средство «Intellect-Pro» позволяют не только осуществлять оперативную оценку и управление интеллектуальным потенциалом организации, но и активно участвовать в процессе повышения производственно-экономических показателей путем интегрирования в комплекс информационных технологий управления предприятием. Эффективность использования разработанных средств подтверждена результатами практических испытаний.

Обоснованность и достоверность результатов исследований определяется тем, что основные теоретические результаты согласуются с фундаментальными положениями теории систем и системного анализа, когнитивной психологии, экономической теории, теории математического моделирования и математической статистики, а разработанные метод и средство получили положительную оценку при верификации и валидации в различных практических условиях.

Выводы по главе 4.

1. Инструментальное средство «Intellect-Pro» является универсальной системой для оценки уровня интеллекта. Сферы ее применения не ограничены, а возможности зависят от информационных потребностей организации в сфере управления интеллектуальным потенциалом. Ее место в системе управление, показанное на рис. 4.5, ставит ее в ряд основных подсистем автоматизированной системы управления производственным процессом, поскольку ее выходом является информация о наиболее ценном ресурсе.

2. Интеграция «Intellect-Pro» в автоматизированную систему управления производственным процессом позволила реализовать в реальных условиях контур управления персоналом К3, соответствующий концепции управления человеческим капиталом. Целью данной концепции управления является не только повышение результативности и эффективности производства, но и повышение уровня интеллектуального потенциала работников, гарантирующее стабильный рост показателей качества производственного процесса и позволяющего делать долгосрочные прогнозы.

3. Результаты применения «Intellect-Pro» (а, следовательно, метода иерархических понятийных структур) позволило не просто реализовать концепцию управления человеческим капиталом, но и доказать целесообразность ее внедрения в практику управления персоналом в условиях современной экономики. Оценка работников различных уровней управления показала, что традиционная директивная система управления персоналом, свойственная многим производственным предприятиям, позволяет значительно повышать интеллектуальный потенциал только определенному кругу работников, всех остальных оставляя практически на прежнем уровне. Такая ситуация уменьшает инновационные возможности организации и переводит ее постепенно в «аутсайдеры» рынка несовершенной конкуренции.

Заключение

.

Роль интеллектуального потенциала работников организации как основного фактора ее успешного функционирования на рынке несовершенной конкуренции осознана довольно давно. Интеллектуальный капитал является общепризнанной составляющей капитала организации, и утверждать, что не предпринималось попыток произвести его оценку можно лишь в определенной степени: разработан измеритель нематериальных активов К. Свейби, определен индекс развития человеческого потенциала, создана система Scandia Navigator JI. Эдвинсона и др. Данные подходы позволяли довольно точно оценить интеллектуальный потенциал персонала организации в целом, используя либо критерий затрат на развитие интеллектуального потенциала, либо критерий отдачи от нематериальных активов. Такие методы позволяют определить долю интеллектуального капитала в общей структуре капитала организации и степень его участия в получении прибыли, однако по своей сути представляют собой оценку не самого потенциала, а результатов его использования (оценку интеллектуального капитала в его значении согласно схеме взаимосвязи понятий сферы управления интеллектуальным потенциалом). Оценить перспективы использования интеллектуального потенциала данными методами довольно затруднительно, поскольку они не затрагивают содержание интеллектуального потенциала, описываемое компетенциями отдельных работников организации.

Необходимость оценки именно содержательного аспекта интеллектуального потенциала работников организации является одним из основных выводов, полученных в результате диссертационного исследования. Только имея полную и достоверную картину состояния профессионального интеллекта работников, организация может строить достоверные прогнозы динамики своего развития, планировать мероприятия по достижению необходимого уровня как основных показателей экономического роста, так и интеллектуального потенциала, необходимого для достижения данного уровня показателей. Реализацией такого сопоставления показателей эффективности производственного процесса и уровня профессионального интеллекта работников, ответственных за этот процесс, стала модель общей системы управления качеством и эффективностью производственного процесса, одной из составляющих которой является инструментальное средство оценки интеллектуального потенциала — разработанная в результате диссертационной работы система «Intellect-Pro», в основу которой заложен разработанный метод иерархических понятийных структур.

Отличие метода иерархических понятийных структур от вышеперечисленных методов оценки интеллектуального потенциала связано как раз с использованием в нем его содержательного аспекта, выражаемого через уровень интеллекта. Основываясь на современных достижениях психологии интеллекта, метод является универсальным инструментом для оценки профессионального интеллекта работников организации на всех уровнях системы управления персоналом, позволяющим сравнивать показатели уровня интеллектуального потенциала разных работников. Объективность оценок, полученных по методу иерархических понятийных структур, доказана в процессе его верификации и валидации. Содержательная направленность метода позволяет принимать на основании результатов его применения оперативные и адекватные решения о необходимых обучающих управляющих воздействий, их содержанию и кадровому обеспечению. Такой подход к организации управляющих воздействий на персонал позволяет сделать шаг от управления персоналом к управлению человеческим капиталом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. B.C. Человек в зеркале экономической теории. М., 1993.
  2. Г. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. -№ 1.-с.111−131.
  3. А.С., Бушуев В. В., Голубев B.C. Эргодинамическая модель человека и человеческий капитал // Общественные науки и современность. -2002. № 6.
  4. Актуальные проблемы развития бизнеса в реальном секторе экономики (по результатам социологического опроса руководителей предприятия) // Общество и экономика. 2004. — № 11−12. — с.90−126.
  5. О.Ф. Оценка управленческого труда как фактора повышения эффективности управления организации // Труды XIII МНПК «Управление организацией: Диагностика, стратегия, эффективность». СПб.: Изд-во По-литехн.ун-та, 2005.
  6. Т. Личный вклад. Как оценить эффективность работы менеджеров // http://www.bkg.ru/cgl-bin/articledetail.pl?id=l 0.1.1
  7. Е.Г. Формирование интеллектуального капитала организации на основе управления организационными знаниями // Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук. Владимир, 2005.
  8. О.А. Совершенствование процедуры оценки персонала в ключевых кадровых ситуациях: Диссертация на соискание ученой степени канд.экон.наук, 22.00.03. СПб., 2000.
  9. .А., Малафеев А. В. Идентификация пользователя по почерку работы с клавиатурой // Тезисы докладов МНТК «Состояние и перспективы развития электротехнологии» (X Бенардосовские чтения). Том 2. Иваново: Иван.гос.энерг.ун-т, 2001. — с.9.
  10. Ю.Бахтаиров А. В. Комплексная оценка управленческого персонала в системе кадрового менеджмента: Диссертация на соискание ученой степени канд.экон.наук, 08.00.05. Иркутск, 2002.
  11. П.Белов А. А. Комплексный подход в оценке содержания путей развития информационного менеджмента // Вестник ИГЭУ. 2001. — № 2.
  12. А.А. О целесообразности систем // Труды XIII МНПК «Системный анализ в проектировании и управлении». СПб.: Изд-во Политехи. ун-та, 2004.
  13. А.А. Теоретико-множественные и логические основы информационной деятельности: Учебное пособие. Иваново: Иван.гос.энерг.ун-т, 1995.
  14. А.А., Баллод Б. А., Елизарова Н. Н. Математическая статистика в информационной деятельности: Учебное пособие. Иваново: Иван.гос.энерг.ун-т, 2002.
  15. А. А., Соловьев B.JI. Опыт внедрения информационно-синергетической системы управления производственным предприятием // Вестник ИГЭУ. 2004. — № 3.
  16. А.А., Шашенков В. А. Информационная система управленческого учета производственной деятельности // Вестник ИГЭУ. 2005. — Вып.4. -с.35−39.
  17. А.А., Шашенкова М. А. Метод иерархических понятийных структур для оценки знаний (интеллекта) // Свидетельство о регистрации интеллектуального продукта от 21.04.2005 № 72 200 500 022. М.: ФГУП ВНТИЦ, 2005.
  18. М.А., Джамай Е. В. Интеллектуальный капитал развивающейся фирмы: проблемы идентификации и измерения // Менеджмент в России и за рубежом. 2002. — с.21−38.
  19. О., Магура М. Оценка работы персонала (опыт компании «Ла-фарж») // http://www.maguru.ru/articles/lafarg.htm
  20. Е.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. М.: Независимое издательство «Манускрипт», 1993.
  21. Н.И. Лучший в своем деле. А в вашем? // Управление персоналом. 2004. — № 22. — с.32−34.
  22. Е. Критерии оценки персонала. Рецепт для тех, кому некогда // Персонал-Микс. 2001. — № 2.
  23. О.Ю. Разработка методического обеспечения оценки и рационального использования трудового потенциала фирмы: Диссертация на соискание ученой степени канд.экон.наук, 08.00.05. Кострома, 1998.
  24. Е. Оценка на рабочем месте // http://www.hr-j oumal .ru/archive/articl е. shtml? osenka
  25. Ю. Мечта сбылась. Компании подсчитывают доходность вложений в персонал //Ведомости. -20.07.2004. -№ 128 (1168).
  26. .М., Капица М. С. Психологические проблемы изучения интеллекта // Интеллектуальные процессы и их моделирование. М.: Наука, -1987
  27. Э. Прогресс труда на современном этапе НТР // Мировая экономика и международные деловые отношения. 1992. — № 8−9.
  28. Э. Место человека в новейшем производстве // Мировая экономика и международные отношения. 1998. -№ 5.
  29. Т.А. Функциональное моделирование комплексной автоматизированной системы управления персоналом: Автореферат на соискание ученой степени канд.экон.наук, спец. 08.00.13 -М., 2004.
  30. Т.А. Новые способы анализа трудовых показателей: Диссертация на соискание ученой степени канд.экон.наук: 08.00.05. М., 2001.
  31. JI.C. О психологических системах // Собр.соч. Т.1. М.: Педагогика, 1982.
  32. Н., Иванов Н. Инновационная политика и человеческие ресурсы // Мировая экономика и международные отношения. 1994. — № 3.
  33. В.А., Малюк А. А. Основы защиты информации: Учебник.-М.: МИФИ, 1997.
  34. В.В., Маринина Т. В., Коробко С. Б. Экономика знаний: Учебное пособие СПб: Питер, 2003.
  35. В.В., Медников М. Д., Коробко С. Б. Экономико-математические методы и модели в менеджменте: Учебное пособие СПб, Изд-во СПбГТУ, 1998.
  36. М., Климецки Р., Литц Ш. Набор руководящих кадров на наукоемких предприятиях // Проблемы теории и практики управления. 2004. -№ 1. -с.85−90.
  37. О. Российская инновационная система: проблемы развития // Вопросы экономики. 2004. -№ 12. — с. 16−34.
  38. Л.В. Оценка эффективности трудового потенциала команды менеджера: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, спец. 08.00.05. Иваново, 2003.
  39. А.Л., Скрипкин В. А. Методы распознавания: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Высш.шк., 1989.
  40. П.В. Об аналитическом рейтинге рангового типа // www.bkg.ru
  41. П.В. Оценка персонала. Математический инструментарий // www.bkg.ru
  42. ГОСТ Р ИСО 9004−2001 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности». -М.: Изд-во стандартов, 2001.
  43. А. Проблема «вузовская экономическая теория и нужды хозяйственной практики» в контексте присоединения России к Болонскому соглашению // Российский экономический журнал. 2004. — № 3. — с.50−57.
  44. К.М. Тесты интеллекта в психологии. // Вопросы психологии. 1980.-№ 2.
  45. А.Ю. Образовательный фактор в формировании и развитии человеческого капитала: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук, спец.08.00.01. Пятигорск, 2001.
  46. Д. Человеческий капитал / http://www.osp.ru/cio/2000/06/023.htm.
  47. П.Н., Михальский О. О., Правников Д. И. и др. Теоретические основы компьютерной безопасности: Учебное пособие. М.:Радио и связь, 2000.
  48. И.В. Формальная логика: Учебное пособие. Иваново: ИвГУ, 1999.
  49. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2001 год / Под общей ред. проф. С. Н. Бобылева. — М.: ИнтерДиалект+, 2002.
  50. А. Смысл и методика расчета индекса развития человеческого потенциала // Российский экономический журнал. 2001. — № 8. — с.89−91.
  51. И.Н. Экономико-математическое моделирование. М.: Экзамен, 2006.
  52. С.А. Основы теории человеческого капитала. СПб., 1994.
  53. Драчева E. JL, Селезнев П. С. Эффективная информация и управление знаниями внутри организации // Менеджмент в России в за рубежом. 2004. -№ 11−12.-с. 12−22.
  54. С.В. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации // Вопросы экономики. 2004. — № 5. — с.85−96.
  55. А.А. Оценка руководителей как инструмент кадрового менеджмента промышленного предприятия: организационно-методические аспекты: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, спец. 08.00.05. Кострома, 2004.
  56. Н.П. Человеческий капитал и глобализация // Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 9. — с. 19−31.
  57. Т.Ю., Приходько В. И. Теория организации: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2004.
  58. И.В. Инвестиции в будущее: образование в инвестиционном воспроизводстве. СПб., 1996.
  59. А.Н. Экономико-математические методы. М.: Финансы и статистика, 2006.
  60. Интеллектуальный капитал // http://www.sre.mnogosmenka.ru/sre0241/sre0270.htm
  61. Интеллектуальный капитал стратегический потенциал организации: Учебное пособие. Под ред. Д.э.н. проф. Гапоненко A. JL, д.э.н. Орловой Т. М. — М.: Издательский дом «Социальные отношения», 2003.
  62. А.Н. Человеческий капитал в современной экономике // США-Канада. 2002. — № 2.
  63. A.M. Командная работа: основы теории и практики. Иваново: Иван.гос.энерг.ун-т, 2003.
  64. A.M., Александров Ю. Л. Концепция рабочих команд и интеллектуальная деятельность // Тезисы докладов МНТК. Иваново: Ив.гос.энерг.ун-т, 1995.-с.61.
  65. A.M., Александров Ю. Л., Раева Т. Д., Вылгина Ю. В. Проблемы управления персоналом в процессе нововведений // Тезисы докладов Всероссийской НТК. Иваново, 1996. — с. 128.
  66. A.M., Вылгина Ю. В. Персонал и его роль в интеллектуальной сфере // Материалы областной НПК «Актуальные проблемы экономики». -Иваново, 1997.
  67. A.M., Грубов Е. О. Основы кадрового менеджмента: Метод, пособие. Иваново: Иван.гос.энерг.ун-т, 2003.
  68. Р.И. Теория человеческого капитала / http://www.regionforum.rU/section/policy/social/materials/6 .
  69. В. Некоторые задачи гештальт-психологии // Хрестоматия по истории психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.
  70. А.В. Концепция управления человеческими ресурсами в организации // Проблемы предпринимательства в экономике России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. № 8.
  71. Г. Знания об управлении знаниями // Вопросы экономики. -2004. -№ 1. -с.151−155.
  72. Я.Я. Оценка профессионально-квалифицированного потенциала персонала предприятий в условиях трансформирующейся экономики: Диссертация на соискание ученой степени канд.экон.наук: 22.00.03. -СПб, 1996.
  73. Ю.М. Управление человеческим капиталом организации: Диссертация на соискание ученой степени канд.экон.наук, 08.00.05. М., 1998.
  74. А.В. Введение в теорию человеческого капитала: Учебное пособие. Новосибирск: СибУПК, 2000.
  75. Т.А. Методические основы и организация системы контроллинга на промышленном предприятии. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Ярославль, 2004.
  76. В.Н. Специфика экономики, основанной на знаниях // Общественные науки и современность. 2004. — № 4. — с. 134−144.
  77. В.Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. Изд.2-е. М.: Едиториал УРСС, 2004.
  78. В.Б. Знание как фактор конкурентного преимущества // Труды VIМНПК «Экономика, экология и общество России в XXI столетии. Часть 3.- СПб.: Нестор, 2004. -с.219.
  79. В.Б. Управление знаниями: проблемы и перспективы // Труды VI МНПК «Экономика, экология и общество России в XXI столетии. Часть 3.- СПб.: Нестор, 2004. с. 222.
  80. О.И., Браун Р. Количественный и вербальный анализ решений: сравнительное исследование возможностей и ограничений // Экономика и математические методы. 1998. — Выпуск 4. — с.47−53.
  81. А. Эффективная аттестация // Кадровое дело. 2003. — № 9.
  82. В.Е. Экономико-математическое моделирование: Учебное пособие. М.: Приор, 2001.
  83. А.Д. Измерения в психологии: Математические основы: Учеб. пособие.- М.: Изд-во МГУ, 1993.
  84. А.В. Человеческий капитал: понятие и взаимосвязь с другими категориями // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 11−12. — с. З-11.
  85. И.А. Эффективность инвестирования и человеческий капитал в США и России // Мировая экономика и международные отношения. -2004. № 4. — с.13−18.
  86. А.В., Белов А. А. Особенности программной реализации автоматизированной системы мониторинга и анализ «Графит» // Вестник ИГЭУ. 2005. — Вып.4. — с.39−46.
  87. П.В. Методы оценки персонала (по материалам семинара Кадрового Клуба «Системы аттестации персонала») // http://www.cfin.ru/management/people/malinovsky.sbtml
  88. В.И., Соболева И. В. Экономика человека. М., 1995.
  89. В. О стратегическом управления персоналом // Проблемы теории и практики управления. 2002. — № 5. — с.99−105.
  90. Математическая экономика на персональном компьютере: Пер. с яп./ М. Кубонива, М. Табата, С. Табата, Ю. Хасэбэ. М.: Финансы и статистика, 1991.
  91. Н.Ф. Организационно-экономическое обеспечение эффективности управления персоналом на торговых предприятиях: Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. Н. Новгород, 2003.
  92. Менеджмент организации: Учебное пособие / Румянцева З. П., Салома-тин Н.А., Акбердин Р. З. и др. М.: ИНФРА-М, 1995.
  93. М., Мако Д., Такахара И. Теория иерархических многоуровневых систем. -М.: Мир, 1973.
  94. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. -М.: Дело, 1997.
  95. Методы оценки управленческого персонала в организации // http://www.iobsonline.ru/articles/estim 1. phtml
  96. .З. Управление знаниями . М.: ИНФРА-М, 2003.
  97. А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социологические исследования. 1998. -№ 9.
  98. E.JI. Оценка и управление стратегическим кадровым потенциалом фирмы: Диссертация на соискание ученой степени канд.экон.наук, 08.00.05.-М., 2000.
  99. В.К. Англо-русский словарь. 23-е изд., стер. — М.: Рус.яз. -1990.
  100. На пути к обществу, основанному на знаниях // Общество и экономика. 2004. — № 11−12. — с.72−89.
  101. Н.Г., Анучкин Е. Г. Управление знаниями в организации (Менеджмент знаний): Учебное пособие. Владимир: ВГГТУ, 2004
  102. Нестеров JL, Аширова Г. Национальное богатство и человеческий капитал // Вопросы экономики. 2003. — № 2.
  103. А. Экономический рост и ограничения человеческого потенциала // Общество и экономика. 2004. — № 5−6. — с.5−16.
  104. Р.Т. Рынок труда и оценка персонала как фактор его развития: Диссертация на соискание ученой степени канд.экон.наук, 08.00.01.-М., 1999.
  105. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.: Азбуковник, 1999.
  106. Н.Р. Образование как способ инвестирования в человеческий капитал // Труды VI МНПК «Экономика, экология и общество России в XXI столетии. Часть 3. СПб.: Нестор, 2004. — с. 190−192.
  107. И.В. Экономико-математическое моделирование: Практическое пособие по решению задач. М.: Вузовский учебник, 2004.
  108. Персонал: Как руководить организацией / Под ред. В.А. Питалее-ва, З. А. Лилеевой. М.: ИКК «Дека», 1993.
  109. У. Экономические и статистические работы. М., 1940.
  110. Н. Проблема субъекта эволюционной экономики // Вопросы экономики. 2002. № 2.
  111. . Психология интеллекта // Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969.
  112. Д., Саликова А. Оценка персонала // http://www.cfin.ru/management/people/devval/personal estimation. shtml
  113. ПЗ.Римашевская Н. М. Человеческий потенциал России и проблемы «сбережения населения» // Российский экономический журнал. 2004. — № 910. — с.22−40.
  114. Роли в команде // http://www.bkg.ru/cgi-bin/articledetail.pl?id=14
  115. Е. «Человеческий фактор» решающий // Стандарты и качество. -2004. -№ 9. — с. 106−108.
  116. Пб.Руденко П. А. Методы и качество профессиональной подготовки работников органов государственного управления. Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 2004.
  117. Т. Стоимость, создаваемая знанием, или История будущего // Новая постиндустриальная волна на Западе. М.: Академия, 1999. — с.354−370.
  118. Ю. Аттестация руководителей: не кампания, а механизм управления // Директор школы. 1996. — № 6. — с. 19−23.
  119. В.А. Эффективность организации и структуры управления (на примере службы судебных приставов): Автореферат диссертации на соиск. уч. степ. канд. экон. наук. М., 2003.
  120. А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Соцэкгиз, 1962.
  121. В.Л., Белов А. А. Этапы внедрения синергетической системы управления производством // Международный сборник научных трудов «Информационные технологии моделирования и управления». 2004. -Вып.16. — с.112−119.
  122. В. Успех заслуга команды // Стандарты и качество. — 2004. -№ 9. -с.104−105.
  123. Э.Е. Как управлять персоналом? М.: «Интел-Синтез», 1995.
  124. Д.В. Интеллектуальный капитал, сбалансированная система показателей и экономическая добавленная стоимость в системе управления, нацеленной на создание стоимости // http://www.bkg.ru/cgi-bin/article detail. pl?id=657
  125. С.Г. Управление подготовкой специалистов как составляющей инновационного потенциала экономической системы: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд.экон.наук. Брянск: Брянск.гос.ун-т, 2004.
  126. П. Учитесь измерять активы знаний // Директор ИС. -1999.-№ 7.
  127. Т. Богатство от ума: Деловой бестселлер. / Пер. с англ. В. А. Ноздриной. -М.: Парадокс, 1998.
  128. Ю.В. О критериях оценки и объективных законах социально-экономических процессов // Экономика и математические методы. 1998. -Выпуск 1.-с. 12−21.
  129. В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. -М: Эдиториал УРСС, 2002.
  130. Г. М. Обоснование экономической эффективности капитальных вложений с использованием методов оптимизации // Экономика и математические методы. 1997. — Выпуск 1.-е. 21−34.
  131. Н.Р. Подходы к оценке социально-экономической эффективности инженерного труда // Вестник ИГЭУ. 2005. — Вып.4. — с.72−78.
  132. В. Человеческий капитал малого бизнеса // «Бизнес для всех», еженедельная газета российской ассоциации развития малого бизнеса, 06.06.2001.
  133. С., Жарков А. Как измерить компетенцию? О методе оценки персонала «Ассесмент-центр» // Персонал-Микс. 2001. — № 3.
  134. Н. Перезагрузка знаний // Ведомости. 13.07.2004. — № 121 (1161).
  135. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ, 2002.
  136. Управление персоналом организации. Практикум: Учеб. пособие / Под ред. д.э.н, проф. А .Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 2002. (Серия «Высшее образование»).
  137. А. Общее и промышленное управление. М.: Республика, 1992.
  138. Р. Государство, новая экономика и конкурентоспособность // Стандарты и качество. 2004. — № 5. — с.62−65.
  139. Философский словарь, М, 1989.
  140. Г. Тайны природы. Синергетика: учение о взаимодействии. -Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2003.
  141. Дж. Социально-экономические последствия прогресса знаний и нарастания сложности // Вопросы экономики. 2001. — № 8.
  142. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. -СПб.: Питер, 2002.
  143. Человеческий капитал: новые измерения и новые ориентиры // Вопросы экономики. 1999. — № 2.
  144. A.M. Оценка эффективности системы управления персоналом на предприятии: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иваново, 2001.
  145. Шикин В. Е, Чхартишвили А. Г. Математические методы и модели в управлении: Учеб.пособие. -М.: Дело, 2002.
  146. В.П. Человеческий капитал и неоднозначность его трактовки // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 12.
  147. Экономика и жизнь. 14.04.2002.
  148. Экономическая теория. Учебник. / Под ред.И. П. Николаевой. М.: «ПРОСПЕКТ», 1998.
  149. JI.H. Совершенствование кадрового обеспечения регионального АПК на основе инновационного развития системы профессиональной подготовки: Автореферат на соискание ученой степени канд.экон.наук. Воронеж, 2004.
  150. B.JI. Система управления персоналом как основа для создания комплексной системы управления производством // http://www.pmprofV.ru/content/rus/l 1.0/1107-article.asp
  151. Becker G.S. Human Capital: a Theoretical and Empirical Analysis. N.Y., 1964.
  152. Becker G.S. Investment in Human Capital // The Journal of Political Economy. 1962. — № 10.
  153. Peters T. Liberation Management. N.Y., 1992.
  154. Recklies O. How to Manage Specialists // http://www.themanager.org/ITR/Specialists.htm
  155. Schulz T. The Economic Value of Education. -N.Y., 1963.
  156. Sveiby K.-E. Measuring Intangibles and Intellectual Capital An Emerging First Standard // www.sveiby.com
  157. Sveiby K.-E. Methods for Measuring Intangible Assets // www.sveiby.com
  158. Thurow L. Investment in Human Capital. Belmon, 1970.
  159. Weber M. Theory of Social and Economic Organization. -N.Y., 1947.
Заполнить форму текущей работой