Исследовательская деятельность школьников при изучении математики
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина — математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика — самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как… Читать ещё >
Содержание
- Содержание
- Реферат
- Введение
- Исследовательское обучение школьников и его особенности при изучении математики
- 1. Характеризация исследовательского метода обучения
- 2. Особенности исследовательской деятельности школьников при изучении математики
- Разработка отдельных тем исследовательских уроков
- 1. Конкретизация целей исследовательских уроков по математике
- 2. Тема: Сумма углов треугольника
- 3. Тема: Решение квадратных неравенств
- 4. Тема: Решение систем линейных уравнений
- 5. Тема: Принцип математической индукции
- Заключение
- Список литературы
Исследовательская деятельность школьников при изучении математики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Реферат
Дипломная работа: «Исследовательская деятельность школьников при изучении математики».
Цель работы: Изучение исследовательского метода обучения школьников, его особенностей при изучении математики и разработка исследовательских уроков по некоторым темам школьного курса математики.
Результаты исследований можно использовать при подготовке к урокам в средней школе.
Ключевые слова: исследовательская деятельность, обучение школьников, исследовательский урок.
«Если кто-либо не знает истины сам от себя, невозможно, чтобы другие заставили его это узнать».
Галилео Галилей, 1632 г.
Развитие информационного общества, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
В формировании многих качеств, необходимых успешному современному человеку, может большую роль сыграть школьная дисциплина — математика. На уроках математики школьники учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы. Общепризнанно, что «математика — самый короткий путь к самостоятельному мышлению», «математика ум в порядок приводит» как отмечал М. В. Ломоносов.
Тревогу о будущем своих учеников всегда испытывают учителя, выпуская их в мир взрослых. Во многом на учителях лежит ответственность за желание детей учиться, за качество их образования, а в конечном итоге за успешную социализацию после окончания школы.
Школьнику необходимо получить добротное образование, уметь на протяжении всей своей жизни обновлять и пополнять знания, уметь реализовать свои лучшие качества, чтобы быть востребованным.
Несмотря на трудности, учителя ищут эффективные пути и средства развития потенциальных возможностей школьников. Для этого наряду с традиционным обучением используют элементы новых развивающих технологий.
Сравним системы традиционного и развивающего обучения.
Сравнительная характеристика систем традиционного и развивающего обучения
Параметры Традиционное обучение Развивающее обучение
Цели обучения Усвоение ЗУН Общее развитие школьника (ума, воли, чувств)
Методы обучения Объяснительно-иллюстративные (методы сообщения готовых знаний) Деятелъностно-развивающие (методы исследования)
Учитель Дающий знания Организатор исследовательской деятельности
Ученик Объект обучения Активный участник обучения
Если в традиционной системе целью обучения является усвоение знаний, умений и навыков, то в системе развивающего обучения — общее развитие школьников, т. е. развитие ума, воли и чувств, что, в конечном счете, направлено на формирование личности учащихся.
При традиционном обучении чаще всего используются объяснительно-иллюстративные методы, т. е. методы сообщения учащимся готовых знаний. При развивающем обучении преобладают деятелъностно-развивающие методы, когда знания не даются в готовом виде, а учитель организует учащихся на их добывание, открытие.
Учитель в системе традиционного обучения — дающий знания, а ученик — объект обучения. В системе развивающего обучения учитель является организатором исследовательской деятельности учащихся, а школьники — активными участниками обучения.
Основным методом всех технологий развивающего обучения является исследовательская деятельность учащихся.
В научно-методической литературе методы исследования называют также метод открытий, эвристическим методом и методом решения проблем.
Говорят: «Новое — хорошо забытое старое». Одним из самых первых сторонников метода открытия или исследования как основы обучения считает Яна Амоса Коменского. Но, пожалуй, самыми пламенными защитниками этого метода были российские педагоги и психологи начала XX века В. П. Вахтеров и Л. С. Выгодский.
И сегодня очень актуально звучат слова В. П. Вахтерова о том, что образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания.
Он подчеркивал исключительную важность мыслительных умений школьников — умения анализировать, сравнивать, комбинировать, обобщать и делать выводы; важность умения пользоваться приемами научного исследования, хотя бы и в самой элементарной форме.
В принципе, ученый не отрицал и большую роль объяснительно-иллюстративного метода, который дает возможность получения учащимся большого количества сведений, направлен на быстрое запоминание готовых выводов, правил, формул и является наилучшим для подготовки к экзаменам.
Каждому ребенку дарована от природы склонность к познанию и исследованию окружающего мира. Правильно поставленное обучение должно совершенствовать эту склонность, способствовать развитию соответствующих умений и навыков. Необходимо прививать школьникам вкус к исследованию, вооружать их методами научно-исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся — это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности.
В качестве основного средства организации исследовательской работы выступает система исследовательских заданий.
Исследовательские задания — это предъявляемые учащимися задания, содержащие проблему; решение ее требует проведения теоретического анализа, применения одного или нескольких методов научного исследования, с помощью которых учащиеся открывают ранее неизвестное для них знание.
Цель исследовательского метода — «вызвать» в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Школьник должен почувствовать прелесть открытия.
Таким образом, исследовательская деятельность, организуемая в ходе осуществления учебно-воспитательного процесса с учащимися, решает три задачи: образовательную, развивающую и воспитательную. Образовательная задача заключается в активизации мыслительной деятельности учащихся, в формировании дополнительных знаний учащихся в ходе проведения исследования, а также в обучении их структуре проведения исследования по интересующей их теме. Воспитательная задача — в формировании самостоятельности и ответственности, в формировании умения планировать и организовывать свою деятельность. Развивающая задача заключается в развитии творческого потенциала учащихся, их познавательных и личностных возможностей и способностей.
Дипломная работа состоит из введения двух глав и списка литературы.
В первой главе исследуются общие цели исследовательской деятельности школьников и их особенности в приложении к математике.
Указываются различия между «проектным» и «исследовательским» обучением обосновывается содержание исследовательской деятельности применительно к школьникам.
Во второй главе предлагается изложение некоторых тем школьной математики по методике исследовательского обучения.
Глава 1
Исследовательское обучение школьников и его особенности при изучении математики
§ 1. Характеризация исследовательского метода обучения
Переход от индустриального общества к информационному, научно-технические преобразования, рыночные отношения требуют от каждого человека высокого уровня профессиональных и деловых качеств, предприимчивости, способности ориентироваться в сложных ситуациях, быстро и безошибочно принимать решения.
Государство перед школой ставит задачу подготовить школьников к жизни в этом быстро изменяющемся мире.
Совершенно очевидно, что школа не в состоянии обеспечить ученика знаниями на всю жизнь, он она может и должна вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность.
Стремительно меняющаяся жизнь заставляет нас пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека и исследовательских методов обучения в практике массового образования.
С началом ХХI века становится все более очевидно, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана или будет связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. Потому и желание современных педагогов максимально приблизить учебную деятельность ребенка в школе к познавательной постепенно трансформируется из десятилетия звучавшей декларации в реальную потребность. В современном образовании это выражено в активно проявляемом стремлении педагогов к внедрению продуктивных методов обучения.
Отечественные педагогика и педагогическая психология разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Современные специалисты проявляют повышенный интерес к изысканиям своих коллег в плане исследовательского обучения и обучения по «методу проектов» начала ХХ века, разработкам педагогов и психологов ряда западных стран, сохранивших и развивших традиции активного использования продуктивных методов обучения. Однако эта работа весьма существенно сдерживается из-за определенной терминологической путаницы.