Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование и развитие ритейлинговых аптечных сетевых структур

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Информационной базой исследования послужили материалы Министерства здравоохранения РФ, Госкомстата РФМинистерства здравоохранения Свердловской областиинформация, опубликованная в литературе и периодической печати экономической и фармоэкономической направленностиданные, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных экономистовданные, предоставленные исследуемой компанией, результаты… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические аспекты формирования и развития ритейлинговых аптечных сетевых структур
    • 1. 1. Сущность и основные понятия сетевых структур
    • 1. 2. Принципы и модели формирования ритейлинговых аптечных сетевых учреждений
    • 1. 3. Концептуальные подходы и критерии оценки эффективности формирования и развития ритейлинговых аптечных сетей
  • Глава 2. Методический инструментарий анализа формирования и оценки эффективности развития ритейлинговых аптечных сетевых структур
    • 2. 1. Особенность фармацевтики как социально-ориентированной отрасли в исследованиях ритейлинговых аптечных сетей
    • 2. 2. Методика формирования и прогностики развития ритейлинговых аптечных сетевых структур
    • 2. 3. Методика анализа и оценки эффективности функционирования сетевых организаций аптечного сектора фармацевтического рынка
  • Глава 3. Анализ и оценка эффективности формирования и развития ритейлинговой аптечной сетевой структуры на примере компании «Аптечная сеть «Валетта»
    • 3. 1. Фоновый анализ и тенденции развития фармацевтического рынка РФ и Свердловской области
    • 3. 2. Реализация процесса формирования и прогностики развития ритейлинговой аптечной сети
    • 3. 3. Анализ и оценка эффективности функционирования ритейлинговой аптечной сетевой структуры «Валетта»

Формирование и развитие ритейлинговых аптечных сетевых структур (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В 90-е годы XX столетия в России сформировались важнейшие предпосылки становления крупных сетевых структур. Этому способствовали как объективные общемировые интеграционные тенденции, так и сугубо внутрироссийские реалии.

В годы реформ появилось достаточное количество хозяйствующих субъектов, экономическая логика развития которых предполагает непрерывное поступательное движение, постоянное расширение собственного присутствия на различных географических рынках, улучшение качества обслуживания, оптимизацию технологий управления товаропотоками, складским хозяйством, повышение профессионального уровня персонала компаний и многое другое.,. .

Крупные сетевые операторы на ряде отраслевых рынков, в том числе и на рынке лекарственных препаратов, стали заметны благодаря грамотному менеджменту компаний, высокому уровню рентабельности, а также значительным инвестициям со стороны предприятий топливного сектора и иностранных корпораций.

Актуальность избранной темы диссертационного исследования обусловлена значительными отличиями в принципах и приемах формирования и управления одиночным предприятием и сетевой структурой, в критериях определения эффективности и методах планирования путей дальнейшего развития.

Значительное отставание в развитии розничного фармацевтического рынка от соответствующего сегмента продовольственного рынка и рынка бытовой техники обусловливает необходимость детальной проработки теоретико-методологических основ формирования и развития ритейлинговых (от англ. retail — розничная продажа, продавать в розницу) сетевых аптечных структур с учетом специфики их хозяйствования.

Основная цель работы — развить теоретико-методологические аспекты и разработать методический инструментарий формирования и развития ритейлинговых аптечных сетевых структур.

Актуальность исследования позволяет использовать сделанные автором выводы в условиях активно развивающегося фармацевтического рынка Российской Федерации.

Разработанность темы исследования. Динамика процессов создания сетевых структур различных видов и форм стимулировал интерес исследователей и практиков к обобщению опыта становления данных объединений. Существенный вклад в разработку вопросов, касающихся проблем формирования интегрированных структур внесли, в частности: Ансофф И., Ахтенхаген JL, Масленников В. В., Мильнер Б. З., Патюрель Р., Райсс М., Рюэгг-Штюрм Й., Чучкевич М.

Проблематика формирования и функционирования ритейлинговых аптечных структур, специфика их хозяйствованияформы, модели и методы обеспечения населения лекарственными препаратами разработаны в трудах: Апазова А. Д., Бенедиктова Д. Д., Глембоцкой Г. Т., Дремовой Н. Б., Кузубовой Е. Л., Лагуновой А. Д, Лозовой Г. Ф., Лоскутовой Е. Е., Максимкиной Е. А., Падалкина В. П., Райзберга Е. А., Савельевой З. А., Славич-Приступа А.С.

Общим вопросам логистики и различным аспектам распределительно-сбытовой логистики посвятили свои работы: Бауэрсокс Д., Геттинг Б., Касенов А. Г., Клосс Д., Козлов В. К., Миротин Л. Б., Порошина О. Г., Сергеев В. И., Тышбаев Ы. Э., Уваров С. А., Чубуков С.Б.

Несмотря на столь представительный круг ученых и практиков, теоретико-методологические аспекты формирования и развития ритейлинговых аптечных сетей разработаны недостаточно и требуют более глубокой проработки. Также требует уточнения понятийный аппарат, адекватно отражающий сущность сетевых структур, применительно к предприятиям, оперирующим на розничном рынке. Все вышеназванное и определило выбор темы настоящего исследования.

Цель исследования заключается в развитии теоретико-методологических аспектов формирования и развития ритейлинговых аптечных сетевых структур, в разработке методического инструментария оценки эффективности развития ритейлинговых аптечных сетей и проведении анализа процессов хозяйствования сетевых операторов розничного фармацевтического рынка Свердловской области. В рамках поставленной цели решались следующие задачи:

• определение сущности и уточнение понятийного аппарата процессов формирования и развития сетевых структур;

• формализация принципов и моделей формирования ритейлинговых аптечных сетевых учреждений;

• структуризация основных групп критериев оценки эффективности формирования и развития ритейлинговых аптечных сетей;

• разработка методических основ формирования и прогностики развития ритейлинговых аптечных сетевых структур;

• формирование методики анализа и оценки эффективности функционирования сетевых организаций аптечного сектора фармацевтического рынка;

• составление фоновой экономической характеристики состояния фармацевтического рынка РФ и Свердловской области с определением дальнейших тенденций развития;

• анализ и оценка эффективности функционирования исследуемой ритейлинговой аптечной сети «Валетта»;

Объектом исследования выступают ритейлинговые аптечные сетевые структуры Свердловской области.

Предметом исследования стала совокупность организационных и финансово-экономических отношений, возникаемых в процессе формирования и развития ритейлинговых аптечных сетей.

Информационной базой исследования послужили материалы Министерства здравоохранения РФ, Госкомстата РФМинистерства здравоохранения Свердловской областиинформация, опубликованная в литературе и периодической печати экономической и фармоэкономической направленностиданные, содержащиеся в исследованиях отечественных и зарубежных экономистовданные, предоставленные исследуемой компанией, результаты исследований, проведенных автором.

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Работа основывается на фундаментальных трудах отечественных и зарубежных ученых в области теории управления, экономической теории, логистики, менеджмента и маркетинга розничных предприятий. Также теоретико-методологической основой исследования стали труды, касающиеся современных экономических, организационных и социальных проблем распределительно-сбытовой логистикизаконодательные и нормативные документы, лежащие в основе государственной политики в области здравоохранения.

Основной методологический прием проведенного исследованиясистемный подход, который позволяет комплексно и в полной мере подойти к решению поставленных задач. Также применялись методы экономического и статистического анализа, экспертно-аналитический метод, рангометрический подход, метод количественного и качественного изучения, методы логико-структурного анализа.

В соответствии с целевой установкой и поставленными задачами основными результатами диссертационного исследования явились:

• исследование и обобщение, с широким привлечением отечественных и зарубежных литературных источников, теоретических положений, уточняющих сущность и понятийный аппарат процессов формирования и развития сетевых структур;

• обоснование и формализация принципов и моделей формирования ритейлинговых аптечных сетевых учреждений;

• проведение агрегирования совокупного множества критериев оценки эффективности формирования и развития ритейлинговых аптечных сетей, с последующим структурированием их в четыре группы;

• разработка методики формирования и прогностики развития ритейлинговых аптечных сетевых структур;

• формирование методических приемов и комплекса алгоритмов анализа и оценки эффективности функционирования сетевых организаций аптечного сектора фармацевтического рынка;

• проведение анализа конъюнктурных особенностей и формирование фоновой экономической характеристики фармацевтического рынка РФ и Свердловской области с определением тенденций развития;

• проведение расчетной процедуры оценки эффективности функционирования и развития исследуемой ритейлинговой аптечной сети «Валетта», по результатам которой определены объекты и бизнес-процессы, требующие реструктуризации.

Научная новизна. В результате проведенного исследования получены данные, содержащие, по мнению автора, элементы научной новизны:

• уточнен понятийный аппарат процессов формирования и развития сетевых структур, в разрезе управления розничным бизнесом, объединяющим несколько локализаций.

• разработана концептуальная модель инициации процесса формирования ритейлинговых аптечных сетевых структур на основе использования современного российского опыта и анализа большого объема эмпирических данных.

• разработана методика реализации процессов формирования и прогностики развития ритейлинговых аптечных сетевых структур, сформированная на базе использования приемов логико-структурной алгоритмизации, итеративных и рангометрических процедур.

• сформированы методические приемы и комплекс алгоритмов анализа и оценки эффективности функционирования ритейлинговых аптечных сетевых структур.

Практическая значимость исследования определяется возможностью применения выводов и рекомендаций для совершенствования методов и процедур формирования и развития ритейлинговых аптечных сетевых учреждений. Использование результатов работы целесообразно:

• органами государственного управления, выполняющими функции регулирования и контроля в сфере оборота лекарственных средств, территориальными фондами обязательного медицинского страхования;

• руководством ритейлинговых сетевых структур в целях реализации проектов по увеличению эффективности хозяйствования, формированию стратегических направлений деятельности и (или) реструктуризации деятельности;

• руководству компаний — инициаторам создания разного рода сетевых структур и объединений.

Некоторые материалы исследования могут быть использованы в преподавании управленческих дисциплин в высшей школе, в системе подготовки и повышения квалификации управленческих кадров.

Реализация и апробация работы. Разработанные в диссертации теоретико-методологические и практические положения были доложены на всероссийских и региональных конференциях.

Внедрение результатов диссертационной работы документально подтверждено актами, прилагаемыми к диссертации.

Некоторые материалы исследования были представлены на конкурсе «Золотой кадровый резерв России», где были отмечены ценным призом от Законодательного собрания Свердловской области (второе место). Ряд методических приемов был использован в исследованиях для ассоциативного некоммерческого объединения «Фармацевтическая Гильдия Уральского.

Федерального округа". Работа выполнена в рамках проекта Министерства образования РФ (грант Г02−3.3−352).

Предложения и выводы исследования были апробированы в практике формирования и организации деятельности ряда сетевых аптечных учреждений Свердловской области, а также одобрены и приняты к практическому использованию Министерством здравоохранения. Свердловской области.

Основные положения диссертационного исследования опубликованы в семи печатных работах общим объемом 5,38 печатных листа (авторских 4,26 пл.).

Структура и объем работы. Цели и задачи диссертационного исследования, используемые методы и состав источников информации предопределили выбор структуры исследования.

Диссертационная работа состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованных источников информации из 132 наименований, 24 таблиц, 14 рисунков, 3 приложений, объем диссертационного исследования составляет 150 страниц.

Проведенные исследования позволяют сделать ряд обоснованных выводов и предложить некоторые практические рекомендации:

1. С позиции изучаемых в работе проблем именно инструментарий логистики наиболее полно обеспечивает стабильность предприятия в рыночной среде, помогая осуществить эффективный выбор и комбинацию" ключевых компетенций. Логистику можно понимать как системный подход к организации процессов распределения продукции, а основной задачей назвать оптимизацию внутренних и внешних материальных потоков, а также сопутствующих им информационно-информационных потоков с целью достижения максимальной эффективности деятельности компании.2. Реальная потребность в интеграции становится присуща всем коммерческим организациям, независимо от отраслевой принадлежности. Главной тенденцией современности, включая процессы в мировой экономике, становится обретение новых факторов эффективности логистики, слияние ее традиционных сфер применения и образование качественно новых форм, таких как интегрированная логистика. Предпосылками интегрированного логистического подхода являются: • новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в реализации и развитии конкурентных возможностей предприятия- • реальные перспективы и тенденции по консолидации участников логистических цепочек между собой, развитию новых организационных форм • сетевых структур- • технологические возможности в области новейших информационных технологий, открывающие принципиально новые возможности для управления всеми сферами деятельности компании.3. В настоящее время существует значительное количество определений понятия «сетевая структура». Интеграционный процесс может привести к следующим основным моделям сетевых структур: • вертикально интегрированные компании (крупная организация собирает вокруг себя компании меньшего размера) — • горизонтально интегрированная компания (объединение близких по размеру организаций).Данное исследование рассматривает понятие «сетевая структура» в разрезе процесса формирования и развития розничного бизнеса,.объединяющего несколько торговых локализаций. В литературе часто используется понятие «ритейл» или «ритейлинг» от английского — «retail» ;

розничная продажа, продавать в розницу. Применительно к бизнес-процессам понятие «ритейл» применяется к розничным магазинам различной отраслевой принадлежности, розничным операциям банков и т. д.Учитывая это можно дать уточненное определение понятие «сетевая— структура» применительно к ритейлинговым сетевым образованиям и охарактеризовать ее как основанную на принципах иерархии и совместного использования ресурсов товаропроводящую сеть с наличием узлов автономного управления и концентрации товаров, обладающую особым сочетанием организационно-управленческих взаимодействий и обеспечивающую эффективное управление имущественным комплексом.4. Можно выделить ряд факторов, которые лежат в основе большинства интеграционных процессов: • возможность получения конкурентных преимуществ за счет «эффекта масштаба" — • потребность в усовершенствовании и оптимизации вспомогательных и обеспечивающих процессов- • возможность взаимодополнения различных видов деятельности- • возможность эффективного использования избыточных финансовых ресурсов- • непрерывный рост «квазипостоянных» издержек на НИР и рекламу.5. Создание ритейлинговой аптечной сетевой структуры может идти по двум основным направлениям: • ритейлинговая аптечная сетевая структура, основанная на праве собственности- • ритейлинговая аптечная сетевая структура, основанная на принципе технологической взаимосвязи. С точки зрения простоты управления, трудозатрат и стоимости бизнеса первая модель более оптимальна, но требует инвестиций на порядок-или несколько порядков больше, чем вторая. Одной из современных форм развития сетевой структуры и продвижения собственного брэнда является франчайзинг. В 2005 г. аптечная сеть «Ригла», принадлежащая крупнейшему российскому дистрибьютеру «Протеку», планирует начать продажу своей франшизы.6. Основные инициаторы создания ритейлинговых аптечных сетевых. структур — оптовые компании-дистрибьютеры. Существует по крайней мере несколько причин для таких действий: • гарантированный рынок сбыта лекарственных средств в условиях тотального доминирования компаний национального масштаба- • возможность увеличения маржинального дохода компании- • отсутствие крупных аптечных сетей федерального уровня. Тем не менее существует ряд негативных моментов создания дистрибьютером ритейлинговой аптечной сетевой структуры: • ухудшение отношений с аптечной клиентурой- • отвлечение дефицитных ресурсов- • необходимость значительных управленческих усилий.7. В процессе формирования и развития ритейлинговых аптечных сетевых структур необходимым условием является применение принципа «фрактальности» или соотносимости и повторяемости малого в большом и наоборот. Сущность данного подхода означает концентрацию на наиболее значимых моментах, по которым можно судить об общих тенденциях развития процесса. Таким образом, основное — это оптимальная расстановка, приоритетов, что позволяет в целом установить истинное положение вещей не вдаваясь в излишние подробности, на выяснение которых отвлекаются дополнительные ресурсы.8. Процедура оценки эффективности формирования и развития ритеилинговых аптечных сетевых структур базируется на следующих агрегированных группах критериев: • целевые- • инвестиционные- • финансово-экономические- • маркетинговые. Целевые критерии определяют общую направленность деятельности компании и ее адекватность текущей конъюнктуре рынка. Инвестиционные критерии показывают степень привлекательности компании • и осуществляемых ею проектов для инвесторов. Финансово-экономические критерии определяют финансовое состояние исследуемой структуры и экономическую эффективность хозяйствования. Маркетинговые критерии оценивают деятельность компании с точки зрения максимального удовлетворения требований рынка.9. Фармацевтическая отрасль, по определению, является социально направленной, поэтому перманентно существует проблема разнонаправленности экономических целей хозяйствования и решения социальных задач. Механизм финансирования социальной направленности фармацевтической отрасли отлажен недостаточно хорошо. С известной степенью условности основные трудности, с которыми сталкивается фармацевтика в финансовой сфере — это недофинансирование и неэффективное расходование средств.10. В целях осуществления процедуры формирования и прогностики развития ритеилинговых аптечных сетевых структур предлагается многокритериальная модель реализации данного процесса. Данная модель представляет собой совокупность трех основных блоков. Первый блок модели представляет собой совокупное множество организационно-ресурсных ограничений компании, которые оказывают сдерживающее воздействие на темпы развития сети и во многом определяют ее структуру. Процессно-аналитический блок 2 представляет собой совокупное множество процедур анализа предлагаемого проекта и создание единого массива данных — блока 3. (Комплекса идентификационных данных).Процессно-аналитический блок составляют следующие этапы анализа: • реализация логико-структурной оценки совокупности факторов, влияющих на потенциальную возможность формирования и развития ритейлинговой аптечной сетевой структуры с точки зрения ее актуальности для рынка- • определение локального базирования дискретных бизнес-единиц сети на местности- • расчетная процедура определения чистого дисконтированного дохода анализируемой ритейлинговой сетевой структуры- • анализ совокупности имеющихся рисков- • анализ вновь создаваемых бизнес-единиц с позиции ее влияния на существующие бизнес-процессы.11. Реализация логико-структурной оценки совокупности факторов, влияющих па потенциальную возможность формирования и развития ритейлинговой аптечной сетевой структуры с точки зрения ее актуальности для рынка является сложным многосоставным процессом, включающим в себя следующие этапы: • изучение населения территории- • изучение транспортных потоков- • изучение экологических факторов- • изучение экономических факторов- • определение потребностей населения в льготных и бесплатных лекарственных средствах- • изучение факторов конкурентного окружения.12. Определение локализации конкретных торговых точек является одной из актуальнейших и трудноразрешимых задач для любого сетевого оператора. На основе построения многофакторной модели возможен расчет определения локализации аптечного учреждения с учетом расположения в районе с высокой «проходимостью» или в «спальном» районе.13. Наиболее предпочтительным критерием оценки эффективности, предполагаемых инвестиционных вложений будет показатель NPV (Net Present Value), характеризующий чистую приведенную стоимость исследуемого проекта.14. Алгоритм комплексной оценки общей совокупности имеющихся рисков ритейлинговой аптечной сетевой структуры является важной задачей и непременным условием итогового результата эффективности формирования и развития исследуемого объекта. Данный алгоритм состоит из следующих этапов: • получение, систематизация и анализ информации- • качественная оценка рисков- • количественная оценка рисков- • анализ критических значений- • принятие окончательного управленческого решения (принятие, отказ,.

хеджирование).15. Применение системного подхода обуславливает необходимость оценки эффектов взаимовлияния одних элементов системы на другие. С добавлением новых элементов (бизнес-единиц), либо реструктуризацией существующих, действующие бизнес-процессы и ресурсная база системы претерпят некие изменения. Основной задачей менеджмента компании в рамках управления эффективностью всей системы является недопущение стохастичности данного процесса. Надо отметить, что предполагаемое влияние на существующие бизнес-процессы может быть как положительным, так и отрицательным.16. Процесс комплексной оценки эффективности функционирования ритейлинговой аптечной сетевой структуры являет собой сложносоставную процедуру, направленную на многоаспектное исследование объекта анализа с изучением большого объема информационных данных, проведением ряда расчетных процедур с последующей взвешенной оценкой эффективности функционирования сетевой структуры.17. Характеристика ритейлинговой аптечной сетевой структуры как единой системы взаимосвязанных бизнес-процессов состоит из ряда процедур, последовательное выполнение которых приведет к оценке эффективности функционирования системы как единого объекта: • характеристика отрасли- • характеристика соответствующего сегмента отрасли- • характеристика территории хозяйствования (регион, населенный пункт и т. п.) — • анализ финансовой отчетности- • совокупная оценка рисков компании- • проведение сравнительного анализа компании с конкурирующими структурами.18. Характеристика ритейлинговой аптечной сетевой структуры как деагрегированной совокупности множества составляющих ее бизнес-единиц позволит исследовать факторное влияние составных частей системы и оценить их вклад в структуру и характер конечного результата. Состоит из следующих этапов: • осуществление процедуры деагрегирования на множество дискретных бизнес-единиц- • оценка дискретированных бизнес-единиц с точки зрения эффективности их деятельности (показатель рентабельности активов) — • расчет сравнительной динамики ряда экономических показателей для деагрегированных бизнес-единиц- • структуризация полученных данных и выделение проблемных бизнес единиц- • принятие управленческого решения о ликвидации, либо реструктуризации проблемных бизнес единиц.19. Число показателей, используемых для анализа финансовой отчетности компаний достаточно велико. Целесообразность применения того или иного коэффициента определяется исходя из целей анализа, способов и методов его проведения, а также глубины и обширности проводимого исследования. Для целей анализа финансово-экономического состояния ритейлинговых аптечных сетей общее множество показателей можно подразделить на две большие группы: • показатели эффективности хозяйственной деятельности компании- • показатели финансового положения компании и ее платежеспособности.20. В том случае, когда исследование проводится в контексте комплексной бизнес-диагностики для выяснения положения предприятия на рынке и выработки эффективной стратегии хозяйствования целесообразно проводить сравнительный анализ предприятий параметрическим методом, то есть путем сопоставления исследуемой сетевой структуры и ее конкурентов по определенным параметрам хозяйственной деятельности: • уровень цен- • обеспеченность оборотными активами- • обеспеченность кадрами- • ассортиментная политика- • политика в области снабжения- • политика в области сбыта- • административные ограничения- • прочие особенности.21. В целях оценки бизнес-единиц ритейлинговых аптечных сетевых структур с точки зрения эффективности их деятельности и эффективности использования ресурсов можно использовать показатель ROA (Return of Assets) — рентабельность активов. Это отношение прибыли к стоимости активов, характеризующее отдачу на весь вложенных капитал. Можно утверждать, что ROA отражает эффективность менеджмента в целом — как соответствие деятельности менеджеров стратегическим целям бизнеса. В рамках проводимого исследования коэффициент ROA рассматривается как функция коэффициентов ROS (рентабельность продаж) и AT (оборачиваемость активов). Данное соотношение широко известно как «формула Дюпона».22. Расчет сравнительной динамики развития ритейлинговых аптечных сетевых структур можно основывать на группах следующих экономических показателей: • показатели динамики доли рынка компании в целом и в разрезе отдельных сегментов рынка- • показатели адекватности проводимой ценовой политики- • показатели адекватности проводимой ассортиментной политики- • показатели, характеризующие степень деловой активности.23. Мировой фармацевтический рынок представляет собой сложное многоуровневое полифункциональное образование со стабильно высокими темпами роста производства и продаж. Основой этого видится специфика лекарственных препаратов как товарной категории, что подтверждают значительный объем рынка лекарственных средств, который в 2003 году достиг уровня 433,5 млрд.долларов. Российский фармацевтический рынок в 2004 году достиг объема в 3,75 млрд.долларов.24. Лидирующие позиции в сфере производства лекарственных средств по итогам 9 месяцев 2004 года занимают следующие изготовители: «Фармстандарт» (79,3 млн. долларов), «Нижфарм» (34,3 млн. долларов), «Акрихин» (27,2 млн. долларов млрд.рублей).Динамика развития импортного сегмента российского фармацевтического рынка демонстрирует положительную динамику по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, что в абсолютных показателях составило 1,96 млрд долл. США. Иностранную составляющую российского фармацевтического рынка на 61,4% контролируют западно европейские компании- 23,2% импорта обеспечивают поставщики из стран Восточной Европы- 6,6% - США- 5% — индийские поставщики- 3,8% — остальные страны. Дистрибъютерский сектор продолжает испытывать концентрационные тенденции. Среди оптовых компаний с наибольшим объемом продаж по итогам 2004 г. можно отметить: «ЦВ Протек», «Сиа Интернейшнл», «Шрея Корпорейшнл». На конец 2003 года в РФ функционировали порядка 65 тысяч аптечных учреждений, из которых 71% являются мелкорозничными (аптечные пункты и.

киоски). Количество аптек, вовлеченных в сетевые структуры оценивается в.

25%, при этом 65%) имеют частную форму собственности, 35% ;

государственный сектор. По итогам 2003 г. крупнейшими аптечными сетями по объему продаж являются: «Аптеки 36,6» (Москва), «Фармакор» (С. Петербург), «Имплозия» (Самара), «Вита» (Самара), «Ригла» (Москва).25. Лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения в Свердловской области в 2003 году осуществляли 710 аптечных организаций разных форм собственности, 1255 организаций мелкорозничной сети (аптечных пунктов и киосков). Динамика развития аптечной сети остается положительной. Общий прирост сети составил 25 аптек.26. Среди крупных аптечных сетевых структур Свердловской области можно отметить «Здравник», ГУПСО «Фармация», «Новая больница», «Лекарства Урала». Среднее значение одной покупки в аптечной сети составляет 72 рубля.27. Средняя нагрузка населения на одну аптеку в Свердловской области продолжает сокращаться и составляет 6,07 тыс. человек (6,33 тыс. человек в 2002 г.), что ниже федерального показателя (8,5 тыс. человек). Однако произошедшее за год сокращение мелкорозничной сети значительно сократило доступность получения лекарственной помощи в сельской местности, отдаленных населенных пунктах.28. Итоговая прогностическая оценка дальнейшего развития исследуемой ритейлинговой аптечной сетевой структуры «Валетта» основывается на проведенном анализе в соответствии с разработанной методикой и полученный комплекс идентификационных данных позволяет прогнозировать дальнейший устойчивый рост фармацевтического рынка, постепенное снижение совокупного уровня операционных рисков, что позволяет сделать обоснованный вывод о необходимости территориального развития ритейл оператора, формировании новых торговых локализаций с учетом ряда сдерживающих факторов, как то: усиление конкурентной борьбы и внутренние ограничения компании.29. Комплексная оценка эффективности функционирования исследуемой ритейлинговой аптечной сетевой структуры «Валетта» основывается на проведенном анализе в соответствии с разработанной методикой и полученный массив информационных данных позволяет вычленить ряд разнонаправленных тенденций — коэффициенты ликвидности и финансовой устойчивости негативныкоэффициенты рентабельности и деловой активности — отлично. Предприятие имеет ряд конкурентных преимуществ, но по ряду параметров значительно уступает конкурентам. Анализ объекта исследования как совокупности бизнес-единиц выявил следующее: показатель рентабельности активов положителен для всех подразделений, но подразделение № 2 — находится практически на границе инфляционной гиперболы. Анализ экономических показателей динамики рынка выявил отрицательный прирост совокупной доли рынка бизнес-подразделений №№ 2,3,4,5, а также госпитального сектора рынка в целом, на фоне прироста совокупной доли рынка. Таким образом, комплексная оценка эффективности функционирования исследуемой ритейлинговой аптечной сетевой структуры • удовлетворительно со стабильным прогнозом развития.30. Проведенное исследование позволяет дать ряд рекомендаций, направленных на усиление конкурентоспособности исследуемой структуры на рынке: увеличение объемов хозяйствования и числа торговых локализацийинициация процедуры ликвидации (комплексной реструктуризации) подразделения № 2- приложение усилий в области увеличения рентабельности продаж ряда подразделений (№№ 3, 6), ускорения оборачиваемости активов (№№ 1,2,3,5) — развитие льготного отпуска медикаментов, что связано с резким увеличением объема данного сегмента рынка и решение проблемы с показателями ликвидности и финансовой устойчивости в стратегической перспективе.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Официальные нормативные и методические материалы
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1993.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1. М., Известия, 1995.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2. М., Известия, 1995.
  5. Федеральный закон Российской Федерации от 2 января 2000 г. № 5-ФЗ «О лекарственных средствах».
  6. Федеральный закон Российской Федерации от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
  7. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2004 г. № 690 «О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2005 год».
  8. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1999 г. № 387 «О лицензировании фармацевтическойдеятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 1999 г. № 347 «О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства».
  10. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 9 июня 1995 г. № 161 «Об обязательном ассортименте лекарственных средств для аптечных учреждений, обслуживающих амбулаторных больных в Российской Федерации».
  11. Письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 августа 2003 г. № 25 109 224−03−32 «О введение в действие ОСТа «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения».
  12. Закон Свердловской области от 21 апреля 1997 № 24−03 «О лекарственном обеспечении граждан на территории Свердловской области».1. Монографии и сборники
  13. М.В., Воробьев П. А., Герасимов В. Б., Горохова С. Г., Кобина С. А. Экономическая оценка эффективности лекарственной терапии (фармакоэкономический анализ). М., Ныодиамед, 2000.15.
Заполнить форму текущей работой