Моделирование динамики экосистем
В экосистеме скорость изменения численности каждого вида также будем считать пропорциональной его численности, но только с коэффициентом, который зависит от численности особей другого вида. Так, для карасей этот коэффициент уменьшается с увеличением числа щук, а для щук увеличивается с увеличением числа карасей. Будем считать эту зависимость также линейной. Тогда получим систему из двух… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие модели и моделирования
- 2. Динамика экосистем
- 3. Моделирование динамики экосистем
- 4. Примеры моделей
- 4. 1. Модель Вольтерра — Лотки
- 4. 2. Модели водных экосистем
- 4. 3. Модели лесных сообществ
- Заключение
- Список использованных источников
В последние несколько десятилетий моделирование становиться одним из самых популярных научных методов познания. На сегодняшний день моделирование активно используется и в естественных науках.
Под моделированием понимают исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих предметов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя .
Целью написания реферата является изучение моделирования динамики экосистем.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Изучить понятие модели и моделирования;
Описать особенности динамики экосистем;
Рассмотреть моделирование динамики экосистем.
Работа написана на основе литературных источников отечественных авторов, периодической печати и интернета.
1. Понятие модели и моделирования
В силу многозначности понятия «модель» в науке и технике не существует единой классификации видов моделирования: классификацию можно проводить по характеру моделей, по характеру моделируемых объектов, по сферам
приложения моделирования (в технике, физических науках, кибернетике и т. д.).
Модель есть целевое отображение оригинала: абстрактное или реальное;
познавательное или прагматическое;
статическое или динамическое;
конечное, упрощенное, приближенное;
имеющее наряду с безусловно истинным, условно истинное и безусловно ложное содержание, ингерентное;
адекватное;
появляющееся и развивающееся в процессе практического использования .
Например, можно выделить следующие виды моделирования:
* Компьютерное
* Математическое
* Математико-картографическое
* Цифровое
* Логическое
* Психологическое
* Статистическое
* Структурное
* Физическе
* Экономико-математическое
* Имитационное
* Эволюционное и т. д.
Моделирование — перевод модели из одного состояния в другое.
Выделяют несколько этапов моделирования, которые отличаются целями и средствами, а именно: формирование целей моделирования построение абстрактной модели создание имитационной модели исследование имитационной модели обработка, интерпретация результатов внедрение результатов .
Процесс моделирования должен содержать 3 элемента:
* субъект (исследователь),
* объект исследования,
* модель, определяющую (отражающую) отношения познающего субъекта и познаваемого объекта.
Первый этап построения модели предполагает наличие некоторых знаний об объекте-оригинале. Познавательные возможности модели обусловливаются тем, что модель отображает (воспроизводит, имитирует) какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимой и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть моделью), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала. Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от исследования других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.
На втором этапе модель уже выступает как самостоятельный объект исследования. Одной из форм такого исследования является проведение «модельных» экспериментов, при которых сознательно изменяются условия функционирования модели и систематизируются данные о ее «поведении». Конечным результатом этого этапа является множество новых знаний о модели.
На третьем этапе осуществляется перенос знаний с изученной модели на оригинал формирование множества знаний. В то же время происходит переход с «языка» модели на «язык» оригинала. Процесс переноса знаний проводится по определенным правилам. Знания о модели должны быть скорректированы с учетом тех свойств объекта-оригинала, которые не нашли отражения или были изменены при построении модели.
Четвертый этап включает практическую проверку получаемых с помощью моделей знаний и их последующее использование для построения обобщающей теории объекта, его преобразования или управления им.
Моделирование это циклический процесс. Это объясняет возможность долгосрочного моделирования, то есть за первым четырехэтапным циклом может последовать второй, третий и т. д. При этом знания об исследуемом объекте расширяются и уточняются, а исходная модель постепенно совершенствуется. Недостатки, обнаруженные после первого цикла моделирования, обусловленные малым знанием объекта или ошибками в построении модели, можно исправить в последующих циклах.
Моделирование — неотъемлемая часть всякой (активной, пассивной) целенаправленной деятельности.
2. Динамика экосистем
Экосистемы подвержены непрерывным изменениям. Одни виды постепенно отмирают или вытесняются, уступая место другим. Внутри экосистем постоянно протекают процессы разрушения и новообразования. Например, старые деревья отмирают, падают и перегнивают, а покоящиеся рядом до поры до времени в почве семена прорастают, давая новый цикл развития жизни.
Список литературы
- Воронков Н. А. Основы общей экологии. М.: Рандеву — АМ, Агар, 1999. 96 с.
- Математика: Макроисторическая динамика общества и государства / Ред. Коротаев А. В., Малков С. Ю., Гринин Л. Е. М.: КомКнига. С.153−167
- Самарский А.А., Михайлов А. П. Математическое моделирование: Идеи. Методы. Примеры. М: Наука, 1997. 320 с.
- Тарасенко П.Ф. Модели и моделирование http://ich.tsu.tomsk.su/~ptara
- Математическое моделирование замкнутых систем http://www.catfish.lv/test/model.htm
- Динамические модели в биологии. Кафедра биофизики МГУ http://dmb.biophys.msu.ru/registry?article=9a