Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Организация управления инвестиционной деятельностью на предприятиях молочной и маслосыродельной отрасли АПК

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Анализ теоретических работ показал, что на протяжении многих лет ученые-экономисты стремятся выявить и объяснить причины подъемов и спадов экономик, циклов экономической динамики и конъюнктуры, одним из основных переменных факторов которых являются инвестиции. Данные проблемы особенно остро проявляются в АПК и в частности на предприятиях маслосыродельной и молочной отрасли, о чем свидетельствуют… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
    • 1. 1. Сущность и содержание управления инвестиционной деятельностью
    • 1. 2. Инвестиционный маркетинг как элемент механизма управления инвестиционной деятельностью
    • 1. 3. Основные принципы и методы обоснования инвестиционных проектов
  • 2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ И ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ СРЕДЫ МОЛОЧНОЙ И МАСЛОСЫРОДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ АПК ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 2. 1. Формирование предложения на рынке молока и молочных продуктов региона
    • 2. 2. Маркетинговые исследования регионального потребительского спроса на молочную продукцию
    • 2. 3. Оценка финансового состояния предприятий молочной и маслосыро-дельной отрасли АПК Вологодской области
  • 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ МОЛОЧНОЙ И МАСЛОСЫРОДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ АПК ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
    • 3. 1. Обоснование приоритетов инвестиционного развития предприятий молочной и маслосыродельной отрасли АПК
    • 3. 2. Методика разработки маркетинговой стратегии для предприятий молочной и маслосыродельной отрасли регионального АПК
    • 3. 3. Разработка инвестиционных бизнес-проектов реконструкции цеха цельномолочной продукции ОАО «Тотемский маслозавод»

Организация управления инвестиционной деятельностью на предприятиях молочной и маслосыродельной отрасли АПК (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономическая ситуация в России в конце 90-х годов носит черты экономического кризиса, обусловленного спадом сельскохозяйственного и промышленного производства. К основным ее причинам следует отнести: чрезвычайно высокий уровень финансовых и хозяйственных рисков, вызванных, с одной стороны, отсутствием экономической стабильности, с другой, недостаточно эффективной системой управления предприятиями в целом. Данные проблемы особенно остро проявляются в АПК и в частности на предприятиях маслосыродельной и молочной отрасли, поскольку переработка молока обеспечивает не только продовольственную безопасность страны, но и является основным источником обеспечения потребительского рынка качественными молочными продуктами, ассортимент которых пополняется каждый год.

Устойчивое развитие АПК Вологодской области может быть обеспечено лишь при значительных капиталовложениях, как внешних, так и внутренних, но их объемы в настоящее время невелики. Учитывая большой износ установленного на молочных заводах оборудования, возникает необходимость активизации привлечения инвестиций, чтобы своевременно осуществить модернизацию действующих производств на основе достижений научно — технического прогресса и инновационных технологий. Таким образом, производство молока и молочных продуктов является приоритетным направлением инвестиционной политики АПК области, при этом, поскольку объемы производства данной продукции практически линейно зависят от объемов инвестиций, отрасль выходит на первый план по обеспечению достойного уровня качества жизни населения. Следовательно, развитие молочной промышленности имеет общесистемный социально — экономический характер.

В настоящее время ученые, используя накопленный опыт в производстве молочных продуктов, направляют свои познания на совершенствование технологий и техники производства, его автоматизацию и механизацию, расширение ассортимента молочных продуктов, повышение их пищевой и биологической ценности, совершенствование хозяйственного механизма взаимоотношений производителей и переработчиков молока с учетом рыночных отношений. Тем не мене устойчивого роста объемов выработки молочной продукции не наблюдается. Это происходит вследствие отрицания рыночных отношений и главной философии рынка — маркетинга, который способен научить предпринимателей и менеджеров основным правилам поведения в конкурентной среде. На многих предприятиях маркетинг рассматривается не как философия бизнеса, а как вспомогательный инструмент для сбора рыночной информации и организации рекламных кампаний. Однако чтобы приспособиться к современным условиям, при формировании стратегии своей деятельности молокоперерабатывающим предприятиям необходимо ориентироваться не только на имеющиеся ресурсы для производства продукции, но и на покупательские предпочтения.

С целью решения указанных проблем возникает необходимость разработки комплексной программной деятельности предприятий молочной и мас-лосыродельной отрасли АПК Вологодской области, направленной на формирование производственно-экономических решений (программ, проектов, планов) в области инвестиций, соответствующих реальным потребностям конечных потребителей продукции и интересам потенциальных инвесторов.

Состояние изученности проблемы. Проблемам организации управления инвестиционной деятельностью посвящено значительное число трудов отечественных и зарубежных исследователей, уделяющих основное внимание макроэкономическим инвестиционным процессам и оценке эффективности инвестиционных проектов. Общая методология управления инвестиционной деятельностью рассматривается в трудах И. Ансоффа, В.Ф. Баумгет-нера, Г. Бирмана, К. Боумена, В. В. Бочарова, Н. В. Игошина, В. В. Ковалева, И. В. Липсица, Я. С. Мелукомова, А.Дж. Стрикленда, A.A. Томпсона, В. В. Шеремета и др. Научному исследованию прикладных проблем организации управления экономическими объектами и процессами применительно к отраслям АПК посвящены труды: А. П. Аверичкина, A.M. Гатаулина, В. А. Добрынина, Г. Н. Дрозда, П. И. Дугина, A.A. Прозорова, М. В. Селина и др.

Однако в настоящее время вопросы разработки системы стратегического управления предприятием, приоритетности вложений инвестиционных ресурсов, выбора оптимальной стратегии инвестирования требуют дополнительных исследований. В условиях рыночной экономики необходимы новые подходы к организации системы управления инвестиционной деятельностью предприятий молочной и маслосыродельной отрасли АПК с целью повышения эффективности их функционирования и решения на этой основе важных социально-экономических задач. Это и определило выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационной работы является разработка научно-обоснованных положений и методических рекомендаций по совершенствованию организации управления инвестиционной деятельностью на предприятиях молочной и маслосыродельной отрасли АПК Вологодской области. Достижение поставленной в диссертационном исследовании цели предусматривает решение следующих задач:

• исследовать теоретические основы организации управления инвестиционной деятельностью и установить ее роль в создании материально-технической базы производства в аграрном секторе экономики;

• проанализировать состояние инвестиционной деятельности в молочной и маслосыродельной отрасли регионального АПК, оценить инвестиционную привлекательность и эффективность использования инвестиционного потенциала молокоперерабатывающих предприятий;

• определить приоритетные направления инвестиционного развития предприятий молочной и маслосыродельной отрасли АПК;

• оценить готовность предприятий молочной и маслосыродельной отрасли АПК к реализации маркетинговой стратегии;

• разработать методические рекомендации по совершенствованию организации управления инвестиционной деятельностью на предприятиях молочной и маслосыродельной отрасли АПК на основе маркетинговой стратегии.

Объектом исследования являются предприятия маслосыродельной и молочной отрасли АПК Вологодской области, а также сельскохозяйственные предприятия — производители сырого молока.

Предметом исследования является совокупность теоретических, методических и практических вопросов по исследованию механизма управления инвестиционной деятельностью для принятия решений с целью повышения эффективности функционирования предприятий маслосыродельной и молочной отрасли регионального АПК в рыночных условиях.

Теоретической и методологической основой исследования послужили концепции, идеи, теоретические и прикладные разработки, представленные в классических и современных работах отечественных и зарубежных ученых-экономистов, а также экспертов и специалистов по различным аспектам управления инвестиционной и маркетинговой деятельностью предприятий. Исследование проводилось с использованием следующих методов: аналитического, монографического, экономико — статистического, графического, расчетно — конструктивного и др. Для обработки исходной информации применялся пакет прикладных программ MS Excel.

Источником информации послужили официальные материалы Госкомстата РФ и Вологодской области, официальные материалы департаментов сельского хозяйства и продовольственных ресурсов области, нормативные акты государственных органов управления, данные текущей и сводной бухгалтерской отчетности исследуемых предприятий, результаты анкетирования и экспертных оценок.

Научная новизна работы заключается в следующем: > теоретически обоснована маркетинговая концепция организации управления инвестиционной деятельностью, обеспечивающая выбор оптимальных инвестиционных решений, с учетом потребностей конечных потребителей продукции и интересов потенциальных инвесторовмодифицирована методика оценки готовности предприятий к реализации маркетинговой стратегии применительно к молочной и маслосы-родельной отрасли АПКразработан алгоритм формирования инвестиционных решений при осуществлении маркетинговой стратегии предприятий молочной и масло-сыродельной отрасли АПКвыявлены и методически обоснованы приоритеты инвестиционного развития предприятий молочной и маслосыродельной отрасли АПКразработаны и методически обоснованы инвестиционные бизнес-проекты по реконструкции действующих производственных мощностей на молокоперерабатывающих предприятиях в рамках предложенной маркетинговой стратегии.

Практическая значимость. Результаты исследования могут быть использованы при разработке мероприятий по повышению эффективности управления инвестиционными процессами как в масштабе отрасли, так и на уровне конкретных предприятий. Прикладной аспект теоретических разработок позволяет получить практический опыт руководителям и специалистам в области стратегического управления маркетинговой и инвестиционной деятельностью предприятия. Отдельные теоретические и методические положения диссертационного исследования целесообразно использовать в учебном процессе для преподавания дисциплин: «Экономика предприятия», «Анализ хозяйственной деятельности», «Инвестиционный менеджмент» и др.

Научная апробация результатов исследования. Основные положения диссертационной работы докладывались и получили положительную оценку на следующих конференциях: региональной научно — методической «Актуальные проблемы региональной экономики» (Вологда, 2004 г.), всероссийских научно — технических «Вузовская наука — региону» (Вологда, 20 052 007 гг.), всероссийских научно — практических «Управление в социальных и экономических системах», «Резервы экономического роста предприятий и организаций» (Пенза, 2004 -2007 гг.) По материалам диссертации опубликовано 9 печатных работ общим объемом 2,47 п.л., в т. ч. одна статья «Формирование рынка молока и молочной продукции Вологодской области» объемом 0,56 п.л. в журнале, включенном ВАКРФ в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий.

Объем и структура работы. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, содержащих основные результаты исследования, выводов и предложений, библиографического списка (147 наименований). Содержание ее изложено на 161 странице и включает 23 рисунка, 46 таблиц, 20 приложений.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Анализ теоретических работ показал, что на протяжении многих лет ученые-экономисты стремятся выявить и объяснить причины подъемов и спадов экономик, циклов экономической динамики и конъюнктуры, одним из основных переменных факторов которых являются инвестиции. Данные проблемы особенно остро проявляются в АПК и в частности на предприятиях маслосыродельной и молочной отрасли, о чем свидетельствуют далеко не однозначные результаты проводимой в АПК инвестиционной политики. Кроме того, приходится констатировать отсутствие методического базиса, необходимого для успешного функционирования системы управления инвестиционной деятельностью. При этом требуются новые подходы к изучению указанных проблем. Решению их способствует внедрение, например, в практику молокоперерабатывающих предприятий концепции инвестиционного маркетинга, представляющего собой комплексную, программную деятельность, направленную на формирование производственно-экономических решений в области инвестиций, соответствующих реальным потребностям конечных потребителей продукции и интересам потенциальных инвесторов.

2. Оценка сырьевой базы молочной и маслосыродельной отрасли АПК Вологодской области показала, что уменьшение численности маточного поголовья скота, низкий выход от него приплода при значительном уровне падежа животных сокращает воспроизводственный потенциал животноводства. Происходящий в настоящее время рост объемов производства сырого молока в сельскохозяйственных предприятиях региона за счет увеличения молочной продуктивности при сокращении поголовья, сопровождающийся увеличением объемов производства молочных продуктов перерабатывающими предприятиями области, является составляющей развития регионального рынка молока и молочных продуктов. В области имеются все необходимые условия для успешного функционирования рынка молока и молочных продуктов, по уровню развития которых она является одной из ведущих в СевероЗападном федеральном округе. тов, по уровню развития которых она является одной из ведущих в СевероЗападном федеральном округе.

3. Перерабатывающие предприятия Вологодской области производят в настоящее время более 50 наименований молочной продукции. Однако в последние 10−15 лет формирование ассортимента молочной продукции все еще продолжается по таким направлениям как: снижение калорийности за счет уменьшения доли жира и увеличения доли белкасоздание продуктов с различными вкусовыми добавкамирасширение производства продуктов с длительным сроком храненияувеличение выпуска продуктов с повышенным содержанием биологически и физиологически активных веществприменение инноваций в области расфасовки и упаковкипостоянное обновление ассортиментного ряда.

4. Проведенное маркетинговое исследование показало, что молоко и молочные продукты пользуются спросом, но он неэластичный. На его величину почти не влияют изменения цены и доходов покупателей, так как молоко и молочные продукты являются неотъемлемой частью пищевого рациона большинства семей. При этом доля молочных продуктов в общей структуре покупок растет. На региональном рынке предложение молока и молочной продукции превышает потребление, например, к концу 2004 г. — уже на 59,1%. Практически каждый второй килограмм молока производится в области на вывоз. Это свидетельствует о высоких конкурентных позициях местных производителей и данное обстоятельство служит основанием для формирования маркетинговой стратегии молочного подкомплекса региона. Ее сущность сводится к ориентации на расширение географических границ рынка сбыта, поставки производимых товаров в регионы, характеризующиеся меньшим соотношением производства и потребления молочной продукции. ч".

5. Результаты оценки финансового состояния отрасли свидетельствуют о том, что, несмотря на определенные положительные изменения стабилизации в развитии молочной отрасли не наступило. «Болевыми точками» являются высокий износ основных фондов и недостаточные темпы их обновления, а также устаревшие энергоемкие технологии. Степень износа машин и оборудования составляет около 60%. Поддержку технического состояния, частичное обновление основных фондов и освоение новых технологий позволяют осуществлять доходы лишь ведущих предприятий. Сложившаяся финансово-кредитная политика отрицательно влияет на развитие даже крупных организаций. Наряду с этим финансовым службам предприятий следует разработать для них стратегию инвестиционного развития предприятия при формировании маркетинговой стратегии. Это позволит предприятиям маслосыродельной и молочной отрасли не только стабилизировать финансовое состояние, но удержать и развивать конкурентные позиции на рынке продовольствия.

6. Анализ инвестиционной привлекательности молочной и маслосыродельной отрасли АПК области показал, что только шесть предприятий получили положительное значение синтетического коэффициента инвестиционной привлекательности. Хорошей инвестиционной привлекательностью обладают ОАО «Вологодский молочный комбинат», ПК «Шекснинский маслозавод». По значению данного показателя их можно отнести ко второму классу инвестиционной привлекательности. ОАО «Молоко» с. Липин Бор, ОАО «Тарногский маслозавод», ОАО «Череповецкий молочный комбинат» и ГУП УОМЗ ВГМХА им. Н. В, Верещагина имеют достаточный уровень инвестиционной привлекательности. Наивысшую оценку синтетического коэффициента не получило ни одно предприятие отрасли. Среднеотраслевое значение данного показателя свидетельствует о нулевой инвестиционной привлекательности отрасли. У большинства молокоперерабатывающих предприятий отсутствуют собственные оборотные средства для финансирования своей деятельности, а в расчет синтетического коэффициента инвестиционной привлекательности берется значение коэффициента маневренности.

7. Исследование инвестиционного потенциала отрасли свидетельствует о том, что, несмотря на высокую обеспеченность молокоперерабатывающих предприятий инвестиционными ресурсами уровень интенсивности их использования невысокий и имеет тенденцию к снижению. Это подтвердило выявленные ранее проблемы: неэффективное использование произволственных мощностей предприятий, ускоренный рост затрат по сравнению с получением прибыли от реализации, нерациональное использование инвестиционного потенциала. Проведенный нами SWOT — анализ позволяет сделать вывод и о том, что финансы предприятий молочной и маслосыродельной отрасли АПК области позволяют бесперебойно работать с поставщиками и покупателями. Предприятия отрасли постоянно внедряют высокоэффективные ресурсосберегающие безотходные и экологически безопасные технологии производства, расширяют ассортимент и улучшают качество продукции. Это повлияло на повышение конкурентоспособности молочной продукции и увеличение объемов ее производства.

8. Исходя из сложившейся ситуации на рынке молока и молочной продукции Вологодской области, можно сделать следующие выводы: производство молока в целом ежегодно увеличивается, а, следовательно, возрастает и потребление молочных продуктов на душу населения. При этом уровень цен зависит от объема производства молока, но в целом они более склонны к росту, чем к снижению. Однако ситуация на рынке молочной продукции постоянно меняется, что осложняет выбор нужной маркетинговой стратегии, и соответственно управление на ее основе инвестиционной деятельностью. Одновременно важным условием является активизация привлечения инвестиций в АПК и, в частности, в молочную и маслосыродель-ную отрасль. К примеру общий объем инвестиций, направляемый в пищевую промышленность области составляет 1320,1 млн руб., в т. ч. -1014,9 млн руб. (76,9%) в производство молочных продуктов. Кроме того, сложилась устойчивая тенденция к повышению уровня инвестиций в молочную и маслосыродельную отрасль АПК области, что свидетельствует о тенденции к росту инвестиционной привлекательности и перспективности развития вологодских молочных заводов.

9. Предложенная в работе методика определения готовности предприятий молочной и маслосыродельной отрасли к реализации маркетинговой инвестиционной стратегии позволила распределить их на три группы: с высокой, умеренной и низкой готовностью. Исследования показали, что только 3 предприятия из 20 получили высокую оценку. Предприятиям, получившим умеренную и низкую оценки, рекомендованы мероприятия по следующим направлениям: маркетинговое планирование, прогнозирование объема продаж, исследование рынка, разработка новых продуктов, ценообразование и т. д.

10. Внедрение предложенной нами схемы, включающей основные этапы разработки инвестиционных решений при реализации маркетинговой стратегии, может служить основой для создания комплексной системы стратегического планирования молокоперерабатывающего предприятия, ориентированной на его развитие, и позволит четко сформулировать в понятной для сторонних инвесторов форме инвестиционную стратегию предприятия, основанную на квалифицированном исследовании рыночной ситуации и анализе эффективности использования его производственно — финансовых ресурсов, а также перейти от реактивной формы управления к управлению на основе оценки адаптации инвестиционной стратегии к меняющимся рыночным условиям.

11. Предлагаемые в рамках разработанной для ОАО «Тотемский маслозавод» маркетинговой стратегии инвестиционные бизнес-проекты по реконструкции действующих производственных мощностей позволят улучшить его финансовое состояние и добиться при заложенном в расчетах уровне затрат экономического эффекта в размере 227,5 млн руб. за 7 лет их реализации. Предприятие сможет обеспечить возросший потребительский спрос на цельномолочную продукцию (увеличение доли предприятия на рынке молока Тотемского района к 2011 г. составит 52,6 процентных пункта). Возросшие объемы производства творога и кисломолочной продукции позволят усилить позиции маслозавода на областном продовольственном рынке (доля рынка по этим продуктам на рынке молочной продукции области составит к 2011 г. 6,2% и 4,0% соответственно против 0,7% и 1,4% до начала реализации проекта). В целом, такая стратегия развития предприятия будет выгодной и практически безрисковой, что дает возможность увеличить рентабельность примерно на 10 процентных пунктов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Л. Коммутативные методы управления риском. // США. 1997. № 5.
  2. Т.Н. Методы статистического изучения структуры сложных систем и ее изменения. -М.: Финансы и статистика, 1996.-198с.
  3. И. Стратегическое управление.-М. ¡-Экономика., 1989.-519с.
  4. И. Новая корпоративная стратегия. -СПб.: Питер, 1999.-460с.
  5. С.П. Материалы сетевого обследования российских предприятий .//Российский барометр. 1997.-34−40с.
  6. Е.Б., Горбунов A.A., Песоцкая Е. В. Маркетинг в управлении недвижимостью. СПб.: ИСЭП РАН, 1997.
  7. А. Предпринимательские сети форма сотрудничества малых фирм. — М.: Проблемы теории и практики управления. — № 4. — 1990. — С.88−91.
  8. К.А., Бендиков М. А., Хрусталев Е. Ю. Новые методологии управления крупными научно-техническими программами в современной экономикам.: ИНФРА-М. 1998.-23 Ос.
  9. И.М., Лутфулин Ю. Р. Стратегия развития сельхозпредприятия молочной специализации. М.: Молочная промышленность, № 2,2007 -с.16−18
  10. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа.-М.: Финансы и статистика, 1997.234с.
  11. И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. Учебное пос. для проф.учеб.заведений. -М.: Финансы и статистака. -1994.-79с.
  12. И.Т. Основы финансового менеджмента: Учеб. пособие 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2000. — 512с.: ил.
  13. Н.В. Молочное дело.- М.: Колос, 1983.- 414 с.
  14. И.А. Инвестиционный потенциал промышленного предприятия (методологический аспект)/ Рос. академия государственной службы при Президенте РФ.- М., 1996.
  15. В.Ф. Становление и развитие инвестиционных процессов в системе предпринимательства. СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 1998.
  16. В.Ф. Маркетинг инвестиций СПб: «Геликон Плюс», 1999.-252С.
  17. И.К., Кулагина Г. Д. «Статистика рынка товаров и услуг» -М., «Финансы и статистика" — 1997.-432с.
  18. Т.Б. «Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятий»: -М:ИНФРА-М, 2001.-215с.
  19. В.А., Аитова Л. Н. Инвестиционный потенциал предприятия. М.: Молочная промышленность, № 9,2006 — с. 14−16
  20. Г., Шмидт С. Экономический анализ инвестиционного проекта // перевод с англ. М.: «Банки и биржи», ЮНИТИ, 1997. — 631с.
  21. И. А. Управление использованием капитала М.: ИНФРА — М, 2001.-462с.
  22. М.Г. Формирование решений при стратегическом управлении инвестиционной деятельностью предприятий маслосыродельной и молочной отрасли АПК./диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Вологда -2000,204с.
  23. К. Основы стратегического менеджмента.:Пер.с англ. Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой.-М.:Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997.-175с.
  24. В.В. Инвестиции. СПб.: Питер, 2003
  25. В.А. Оптимизация инвестиционной деятельности сельскохозяйственных предприятий на региональном уровне. Майкоп, 2001
  26. Н.Ю. Оптимизация структуры инвестиционных ресурсов предприятия: автореферат дис. канд. экон. наук. -СПб., 2003.
  27. Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и инновации.-М.Информационно-издательский дом «Филинъ», 1997.-336с.
  28. П.И. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие М.: ИНФРА — М, 2001. — 248с.
  29. А., Котляр Э. Сравнительный анализ предложений зарубежных экспертов по разработке государственной инвестиционной программы. М.: Вопросы экономики. — Б. — 1993. — С.50−69.
  30. О.С. Стратегическое управление : -2-е изд., перераб. и допол.-М.:Гардарика, 1998.-296с.
  31. К.В. Сто справок о бизнесе. М.: Педагогика, 1991.
  32. A.A., Ковалева А. М. и др. Справочник финансиста предприятия. М. :ИНФРА.-М.-1996.-368с.
  33. A.A., Кулибанов B.C., Капранов СЕ. Экономические аспекты инвестирования региональной экономики. СПб.: ИСЭП РАН, 1996.
  34. Госкомстат России. Социально-экономическое положение России.2004-М., 2005
  35. Госкомстат России. Вологодский областной комитет государственной статистики. Статистический Ежегодник Вологодской области. Официальное издание. 2004гг.- Вологда., 2005.
  36. Р. М., Горбачева Ю. В., Рябцева В. М. История экономических учений:/ Под общ. Ред. Ю. В. Горбачевой. М.: ИНФРА — М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2000. — 252 с.
  37. М.Н., Кошечкин С. А. Количественный анализ риска инвестиционных проектов М.: ИНФРА — М, 2002.
  38. Э.Дж., Линсей Д. Микроэкономика/Перевод с англ. В. Лукашевича и др./ Под общей ред. Б. Лисовика и В.Лукашевича.-СПб.,-1994.-448с.
  39. Дрозд Г. Н. Организация управления производством на предприятии АПК в условиях социальной рыночной экономики. СПб:Агропромиздат, 2001,-250с.
  40. К. Введение в управленческий и производственный учет: Пер. с англ.М. :ЮНИТИ.-1994.С.54−60.
  41. В.П. История финансов СССР.-М.: Наука,-1978.С.223.
  42. П.И., Барцева Г. Л. Механизм развития регионального рынка молока и молочной продукции. Ярославль, ЯГСХА, 2003.
  43. Д. Анализ риска реализации инвестиционных проектов// Инвестиции в России 2001. — № 2 — с. 28−31.
  44. О.В. Как анализировать финансовое положение предприятия :-М.:Интел-Синтез.-1994.-с.76.
  45. B.C. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования: -М.: Финпресс, 1998.-427с.
  46. Е.Ф. Самофинансирование при капитализме. Теория и практика. М.: Финансы и статистика.-1990.-158с.
  47. Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999, № 39-Ф3.
  48. Закон РФ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 09.07.1999, № 160-ФЗ.
  49. А. Экономические рычаги регулирования аграрной сферы. М.: //Вопросы экономики .-1993.-№ 9.-с.111−118.
  50. И. Инвестиционный механизм комплексного развития АПК.-М.:Наука.-1990.-124с.
  51. Г. Л., Патрушева Е. Г. Управленческие основы инновационно инвестиционной деятельности промышленных предприятий: Учеб. Пособие/ Яросл. гос. ун-т. — Ярославль, 2002. 107с.
  52. JI.JI. Инвестиции:/ Под ред. д-ра экон. наук, проф. Слепова В.А.-М.: Юристъ, 2002.- 480с.
  53. Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирование: Учебник для Вузов М.: Финансы, ЮНИТИ, 2000.
  54. Н.Д. Спрос: анализ и управление: / под ред. И. К. Беляевского. -М.: Финансы и статистика, 1997.- 160 с.
  55. А.Б., Катышев C.B. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестирования М.: информационно — издательский дом «Фи-линъ», 1999.-272с.
  56. H.JI. Основы принятия управленческих решений.М.'.Финансы и статистика. 1998.-456с.
  57. У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная поли-тика.:Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1982.-398с.
  58. М.И., Перекатов Б. А., Тютиков Ю. П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности. СПб.: СПбГУЭФ, 1997.
  59. А.И., Войленко В. В. Маркетинговый анализ. М.:Центр экономики и маркетинга. 1996.546с.
  60. В.В. Методы оценки инвестиционных проектов М.: Финансы и статистика, 2000 — 486с.
  61. В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры М.: Финансы и статистика, 2001.
  62. . Управление финансовой деятельностью предприятия. Проблемы, концепции и методы. Пер. с франц.-М.?Финансы, ЮНИТИ,-1997.-576с.
  63. В.В., Быкова И. Ю., Воронская М. В., Колбин У. В. Проблемы принятия инновационных решений в условиях рыночной экономики // Гуманитарные науки. № 3. — 1997. -С.23−27.
  64. Г. Политика финансовой стабилизации и проблемы экономического роста. М.: Вопросы экономики. — № 8. -1993. — С. 19−20.
  65. А.Е., Бахарев С. Ю., Шопенко Д. В. Управление инвестиционной деятельностью на предприятии. СПб.: ИСЭП РАН, 1997.
  66. А.Е., Рохчин В. Е. Информационные основы регионального социально-экономического мониторинга. СПб.: ИСЭП РАН, 1995.
  67. Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1992.- 237
  68. В. Без денег и без стратегии. М.://Эксперт-1998.-№ 22(139).-с.27−29.
  69. Г. Д., Соколова М. И. Маркетинг. Теория и 86 ситуаций.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-324с.
  70. Ламбен Ж-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская инициатива: Пер. с фр.-СПб.: Наука. 1996.-289с.
  71. Ю.Н. Инвестиционная политика: учебное пособие М.: КНО-РУС, 2005.-320с.
  72. П.Х. Экономика хозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992.
  73. А.Х. Экономика хозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992.
  74. .Г. Экспертные оценки и принятие решений.-М.:Патент,-1996.-271с.
  75. В. Финансовые рычаги стабилизации инновационной деятельности (регулирование на макроуровне). М.: Вопросы экономики. — № 3. — 1993. — С.32−38.
  76. Л.И. Экономико-математический словарь -М.: ВО «Наука», 1993.
  77. Н. Материально-техническое снабжение сельского хозяйства/АПК: экономика, управление.-1994.-№ 2 .-с.55−57.
  78. Мак Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга.-СПб.:Изд-во «Питер», 2000.437с.
  79. Макконелл Кэмпбелл Р., Брю Стэнли Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. 2-го изд. Т.1.-М.:Республика-1995.-399с.
  80. Л. Финансово-промышленные группы остаются мотором экономического роста. М.: Финансовые известия,-1997.-№ 43.-с.4−6.
  81. М. Особенности инвестиционного процесса в России// Инвестиции в России. 2001. — № 2- с.28−31.
  82. Ю.А. Новые методы инвестиционного менеджмента. СПб.: Бизнес-пресса, 2002
  83. Ю., Олешев А., Виды финансирования инвестиционных проектов// Инвестиции в России. 2001. — № 3 — с.48−50.
  84. Маматказин А. Р, Мухтаров А. Экономика Турции: история и современность. Фергана. Фер. ГУ, 1993.
  85. В.О. О закономерностях становления рынка. М.: Вопросы экономики. — № 3. — 1994. — С. 104−119.
  86. В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент.-М-Новосибирск.-2000.-228с.
  87. К., Энгельс Ф. Капитал. Соч. Т.23,24, 25.
  88. Г., Мачульская О. Исследования инвестиционного климата регионов России// Вопросы экономики. 1999.- № 9. — с.77
  89. Н.И. Стратегия привлечения инвестиций в Санкт-Петербург // Гуманитарные науки. № 3. -1997. — С.29−31.
  90. Маслова Т. Д, Божук С. Г, Ковалик Л. К. Маркетинг/маркетинговые исследования, товары и цены, коммуникационная политика/.-СПб.Питер,-2000.-400с.
  91. А.Н. Стратегия, тактика и практика маркетинга. -М.:Юристъ.-2002.378с.
  92. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов: М-во экон. РФ, М-во фин. РФ, ГК по стр-ву и жил. политике- рук. авт. кол.: Коссов В. В., Лившиц В. Н., Шахназаров А. Г. М.: ОАО «НПО» изд-во «Экономика», 2000. — 421с.
  93. Я.С. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. пособие М.-.ИНФРА — М, 2001. — 248с.
  94. Меском И. Х, Альберт М., Ходоури Ф, Основы менеджмента. М.: Дело, 1992.
  95. Г., Куинн Дж.Б., Гошал С. Стратегический процесс Пер. с англ.- Под ред. Каптуревского Ю. Н. Спб.: Питер, 2001
  96. А. И., Шишко П. Д., Экономика, Учебник для технических вузов. М.: Высшая школа, 2000. — 399 с.
  97. В. Временная динамика системы рисков инвестиционного процесса// Инвестиции в России. 2001. — № 2 — с.35−42.
  98. В.Д. Денежно-кредитное регулирование инвестиций. -СПб: СПбУЭФ, 1993.
  99. JI. Структурные преобразования и инвестиционная политика в странах с рыночной экономикой. М.: Вопросы экономики. — № 8. — 1991.-С.28−38.
  100. Д. Принятие инвестиционных решений: Пер. с англ. Под ред. А. Н. Шохина.-М. :ЮНИТИ, 1997.-247с.
  101. Овсийчук М. Ф, Сидельникова JI.B. Финансовый менеджмент. Методы инвестирования капитала.-М. :Буквица.-1996.- 128с
  102. Овчинников Т. П. Макроэкономика 1993
  103. JI.H. Инновационный менеджмент.-М.:ИНФРА-М.-2002.-238с
  104. С.П. Формирование решений при стратегическом управлении производственной структурой на предприятиях маслосыродельной и молочной отрасли АПК./диссертация на соискание ученой степени к.э.н. Вологда-2003, 214с.
  105. Е.В. Моделирование социально-экономического развития малых и средних городов России. СПб.: Изд-во СПбУ-ЭФ, 1994
  106. М.З. Учетная политика предприятия. М.: Экономика с/х и перерабатывающих предприятий,-1995.-№ 1 .-с.33−3 7.
  107. А., Марковский А. Интеграция производства и инвестирования // Экономист. № 10. — 1997. — С.61−64.1990. — С.60−63.
  108. Попылькова В. В. Методика разработка маркетинговой стратегии. М.//Вестник моск.универ. сер.6. Экономика.2001.№ 2.
  109. А.И. Методы развития организации. М.: МЦФЭР, 2003.
  110. В.А. Денежно-кредитная политика и инвестиционные возможности банков // Научные труда международного союза экономистов и вольного экономического общества России. Т.4.-М., СПб., 1997.
  111. Розенблатт С, Бримингтон И., Нидис В. Концепция бизнеса / Пер. с англ. М.: Экономика, 1994.
  112. Российский статистический ежегодник: Стат.сб./Госкомстат России.-М., 2005 г.
  113. Рут А. Шмидт, Хелен Райт. Финансовые аспекты маркетинга. Перев. с англ.-М.:ЮНИТИ-ДАНА.-2000.-527с.
  114. Т.В. ИПУ РАН Россия «Классификация и анализ экономических рисков при проведении финансово-экономического анализа инвестиционных проектов», 2001.
  115. Рясков С. К. Формирование инвестиционного потенциала и оптимизация его использования (региональный аспект): автореферат дис. канд. экон.наук. -М., 2000.
  116. Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5-е изд./ Г. В. Савицкая. Минск: ООО «Новое знание», 2001.- 688 с.
  117. Г. Ф. Прямые зарубежные инвестиции в рамках новой парадигмы развития для республик бывшего СССР. М.: Вопросы экономики. — № 3. — 1993. — С.70−77.
  118. И.В., Веретенникова И. И. Организация и финансирование инвестиций. М.: Финансы и статистика, 2000. — 272с.
  119. A.A. Недвижимость: маркетинг, оценка. М.: Экономика, 1996.
  120. И.С., Шайтанов В. Я. и др Экономика строительства. М.: Юрист.-1998.-412с.
  121. Н. М. Инновационная деятельность в масложировой промышленности: // Пищевая промышленность № 6, 2001. 34с.
  122. В. Стратегическое планирование-цель или средство// Маркетинг-М.№ 1.-1999.23−45с.
  123. И. Инвестиционный климат в России: Региональные риски. -М., 1997.-c.85
  124. Н.Д. Новые формы развития маркетинга. М.: УзНИИЭСХ, 1993.
  125. A.K. Некоторые проблемы планирования инвестиционной деятельности предприятий //Сб. научных трудов «Предпринимательские проблемы экономического реформирования России». М. Центр экономики и маркетинга, 2001.
  126. Э.А., Морозова Г. И., Морозова H.H. Инновационный менеджмент.-М.:Акалис.-1996.-208с.
  127. А., Ревазов В. Инвестиционный климат России и пути его улучшения // Вопросы экономики. 1999. — № 9. — с. 58
  128. P.A. Стратегический менеджмент:-2-е изд., дор.-М.: ЭАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1998.-418с.
  129. И.П. Финансовая стратегия компаний. М.: Изд-во РЭА, 1998
  130. А. Курс предпринимательства. М.: Международные отношения, 1993.
  131. Чуб Б. А. Оценка инвестиционного потенциаласубъектов российской экономики на мезоуровне. М.: Буквица, 2001.
  132. A.C. Инвестиционная стратегия и финансовые игры.-М.:ПАИМС,-1994.-318с.
  133. Ф.И., Котилко В. В. Предпринимательство России: регионально-отраслевой аспект. М.: Экономика, 1997.
  134. У., Александер Г. Инвестиции: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997. -1024 с.
  135. В.В. Управление инвестициями. в 2-х томах, т.2 — М.: Высшая школа, 1998.-512с.
  136. В.В., Шегашев Е. В. Методика финансового анализа. М.: ИНФРА-М, 2000.-208с.
  137. В. Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии. М.//Марктинг № 3(58). 2001.
  138. Ю.В. Инвестиционный бизнес: Учебное пособие.- М.: Изд-во РАГС. 2002
  139. Bernstein P.L. The New Religion of Risk Managemenet//Harvard Business 7 Review. 1996. V.74.
  140. Bittie L.R. Ramsey J.E. Handbook for professional managers. New York.1985.
  141. Block St.B. Hit G.A. Foundation of Financial Management. Homewood. 1992.
  142. Peter Lorange. Corporate Planning: An Executive Viewpoint. Prentice Hall, 1980,-586p.
  143. Brigham E.F. Fundamentals of Financial Managment. The Dry den Press. 1992.
  144. McFadden F.R. Hoffer J.A. Data Base Management. Cummings Publishing Company. 1998.1. Анкета1. Уважаемые покупатели!
  145. Расставьте в порядке очередности, для каких целей Вы обычно покупаете молоко? например: в первую очередь для кормления ребенка, во вторую и т. д.)а) «просто пить»? в) для приготовления пищиб) для кормления ребенка? г) свой вариант
  146. Расставьте в порядке очередности, где Вы обычно приобретаете молоко? а) в специализированном магазине? г) в продовольственном магазинеб) в фирменном ларьке? д) свой вариантв) в супермаркете
  147. Как часто Вы покупаете молоко? а) Ежедневно? д) 2 раза в месяц6.3 раза в неделю? е) 1 раз в месяцв) 2 раза в неделю? ж) свой варианто г) 1 раз в неделю
  148. Сколько литров молока Вы приобретаете за одну покупку?
  149. Какую упаковку молока Вы предпочитаете? (выберете только один вариант) а) тетрапакет? в) полиэтиленовый пакетб) пластиковая бутылка, а г) свой вариант
  150. Какое молоко Вы предпочитаете? а) пастеризованноеб) натуральное сыроев) стерилизованноег)топленое
  151. Жирность Упаковочный материал
  152. Вкусовые качества Дизайн упаковки
  153. Расфасовка Содержание полезных веществ
  154. Количество человек в семье17. Ваш семейный доход1. Благодарим за участие!
  155. Исходные данные для оценки инвестиционной привлекательности предприятий молочной и маслосыродельной отрасли1. АПК Вологодской области
  156. Наименование предприятия Кфн Км Кп Ра* Крси Кип
  157. ОАО «Бабаевский м/з» 0,43 0 0,93 0 0,23 0
  158. ОАО «Бабушкинский м/з» 0,33 0 0,21 0 0,18 0
  159. ОАО «Белозерский м/з» 0,67 0 0,09 5,81 0,32 0
  160. ОАО «Молоко» с. Л. Бор 0,85 0,42 1,73 6,14 0,26 0,99
  161. ОАО «Устюгмолоко» 0,18 0 0,40 14,42 0,26 0
  162. ОАО «Верховажский м/з» 0,72 0 0,91 3,38 0,18 0
  163. ОАО «Вологодский м/к» 0,66 0,18 1,22 34,86 0,56 2,83
  164. ЗАО ПТК «Северное молоко» 0,27 0 0,94 2,64 0,67 0
  165. АООТ «Молоко"с.Кич.-Городок 0,57 0 0,21 6,81 0,28 0
  166. ОАО «Никольскмол.» 0,62 0 0,72 3,01 0,64 0
  167. АООТ «Нюксенский м/з» 0,26 0 0,57 0 0,14 0
  168. АООТ «Сямженский м/з» 0,43 0 0,38 0 0,24 0
  169. ОАО «Тарногский м/з» 0,81 0,48 1,78 12,45 0,21 1,81
  170. ОАО «Тотемский м/з» 0,33 0,12 0,50 13,58 0,49 0,13
  171. ОАО «Череповецкий м/к» 0,62 0,21 1,01 9,22 0,47 0,77
  172. ОАО Белокресткий м/з 0,56 0 1,19 4,41 0,26 0
  173. ПК Шекснинский м/з 0,61 0,17 1,20 27,71 0,74 2,55
  174. ОАО Сухонский м/к 0,56 0 1,48 9,10 0,31 0
  175. ГУП УОМЗ ВГМХА 0,59 0,20 0,81 10,49 0,51 0,51
  176. В среднем по отрасли 0,59 0 0,88 3,9 0,45 0Ятз к йо *ю
  177. Оценка готовности предприятий молочной и маслосыродельной отрасли АПК Вологодской области к реализации маркетинговой стратегии, баллов
  178. Наименование предприятия Признак стратегичности Средневзвешенный балл1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
  179. ОАО «Бабаевский м/з» 4 3 3 2 3 3 3 3 3 3 2 2 2,8
  180. ОАО «Бабушкинский м/з» 3 3 2 2 3 3 3 3 3 3 2 2 2,6
  181. ОАО «Белозерский м/з» 3 3 3 3 3 3 3 4 3 4 2 3 3,0
  182. ОАО «Молоко» с. Л. Бор 3 3 3 3 4 3 4 3 3 3 2 3 2,7
  183. ОАО «Устюгмолоко» 4 4 4 4 4 4 3 4 4 4 3 3 3,7
  184. ОАО «Верховажский м/з» 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 3 2,7
  185. ОАО «Вологодский м/к» 5 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 5 4,3
  186. ОАО Вытегорский м/з 3 3 3 3 4 3 4 3 4 3 2 3 2,9
  187. ЗАО ПТК «Северное молоко» 3 3 4 3 4 4 4 3 3 3 3 3 3,3
  188. АООТ «Молоко"с.Кич.-Городок 3 3 3 3 3 3 4 3 3 3 2 3 2,7
  189. ОАО «Никольскмол.» 3 3 3 3 3 3 3 3 3 4 2 3 2,9
  190. АООТ «Нюксенский м/з» 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2,7
  191. АООТ «Сямженский м/з» 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2,7
  192. ОАО «Тарногской м/з» 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 2 2 2,7
  193. ОАО «Тотемский м/з» 3 4 4 4 3 3 4 3 4 4 2 3 3,3
  194. ОАО «Череповецкий м/к» 5 4 4 4 4 4 4 4 3 4 4 4 4,3
  195. ОАО Белокресткий м/з 3 3 3 3 3 4 3 3 3 3 2 2 2,7
  196. ОАО Шекснинский м/з 4 4 3 3 3 3 4 3 4 3 3 3 3,2
  197. ОАО Сухонский м/к 4 4 3 4 4 3 3 3 4 3 3 2 3,2
  198. ГУП УОМЗ ВГМХА 5 4 4 4 3 4 4 3 4 4 4 3 4,3
  199. В среднем по отрасли 3,5 3,25 2,95 2,85 3,45 3,0 3,45 3,25 3,40 3,35 2,53 2,70 3,151. Ьа ОXп> Яп> и>
  200. Рис. 1. Динамика изменения емкости рынка Вологодской области по видам молочной продукции-Молоко
  201. Полиномиа льный (Молоко) ¦Полиномиа льный (Молоко) ¦Линейный (Молоко)
  202. Рис. 2. Динамика изменения емкости рынка молочной продукции Вологодской области-кисломол. прод-я-сметана-масло1. X творог1999 2000 20 012 002 2003 Годы2004 2005
  203. Рис. 3. Динамика изменения емкости рынка Тотемского района по видам молочной продукции1. Годы-Молоко
  204. Полиномиа льный (Молоко) «Полиномиа льный (Молоко) Линейный (Молоко)
  205. Рис. 4. Динамика изменения емкости рынка молочной продукции Тотемского района
  206. Себестоимость производимой продукции1. Годы Изменение
Заполнить форму текущей работой