Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Положительные аспекты нового трудового кодекса

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Раздел 1, посвященный общим положениям, открывается главой 1, раскрывающей основные начала трудового законодательства. Содержание этого раздела посвящено именно трудовому законодательству, целью которого, в соответствие со ст. 1 ТК, является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и свобод участников трудовых… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • 1. Положительные аспекты нового трудового кодекса
  • 2. Основные разделы, характеризующие трудовой кодекс как источник трудового права
  • Заключение
  • Список используемой литературы

Целью работы является изучение вопроса Трудового кодекса РФ, как основного источника трудового права.

Задачами данной работы являются: 1) положительные аспекты нового трудового кодекса; 2) основные разделы, характеризующие трудовой кодекс как источник трудового права.

Своевременность принятия нового трудового кодекса, призванного регулировать трудовые отношения в новых условиях экономической жизни, кажется, в настоящее время не вызывает сомнений ни у кого. Нет расхождений и относительно целей, ради достижения которых принимается новый Трудовой кодекс: основное назначение Кодекса, пожалуй, все без исключения, видят в обеспечении максимально возможной, в современных условиях хозяйствования, степени защиты интересов наемного работника. Наконец, можно констатировать, что в науке трудового права достигнуто единство мнений о содержательной стороне нового Кодекса в силу целого ряда причин это не может быть, по образному выражению проф. А. М. Куренного, «Кодекс энциклопедия», в котором бы охватывались все аспекты регулирования общественных отношений, составляющих предмет современного трудового права. Следовательно, создание такого рода энциклопедии, надо полагать, дело будущего, в настоящее же время Трудовой кодекс должен быть важнейшим, но не единственным, нормативным актом в числе прочих нормативных актов трудового права. (Отметим, что, по-видимому, эта сложившаяся система нормативных актов, апробированная на практике, с течением времени и сможет стать естественной основой для кодификации в будущий новый Трудовой кодекс).

Совершенно очевидно, что либеральная многоукладная экономика предполагает наличие механизмов самоорганизации, в том числе и механизмов самозащиты интересов ее субъектов. Примнительно к работникам это прежде всего наличие мощных профессиональных союзов, которые не по указанию государства, как это было в эпоху социализма, а самостоятельно способны обеспечить защиту корпоративных и индивидуальных интересов своих членов, и делают это. К сожалению, следует констатировать, что данная идея отнюдь не является очевидной ни для профсоюзов, ни для депутатов, ни для отдельных работников. Роль же государства в этих условиях сводится, во-первых, к легализации (т.е. «оправовлению» посредством закона) складывающихся в сфере труда отношений, включая защиту как права на организацию, так и свободы от организаций; во-вторых, учитывая, что Россия конституирована в качестве правового социального государства (ст. 7 Конституции РФ), к осуществлению активной регулятивной деятельности в этой сфере (прежде всего, в виде защиты социально уязвимых членов общества, охраны труда (в широком смысле), а также организации социального партнерства), наконец, в-третьих, к обеспечению разрешения конфликтов в сфере труда.

1. Положительные аспекты нового трудового кодекса

Трудовой кодекс базируется на двух принципиально важных положениях. Во-первых, что данный Кодекс рассматривается в качестве хотя и важнейшего, но не единственного нормативного правового акта в сфере труда. Разработка и введение в действие Трудового кодекса предполагает как создание новых нормативных актов, так и внесение корректив в действующие акты либо отмену некоторых из них. Во-вторых, данный Кодекс рассматривается как промежуточный. По мере изменений в экономике и, главное, в общественном правосознании, его содержание будет подвергаться изменениям с тем, чтобы в дальнейшем этот Кодекс вкупе с другими нормативными правовыми актами мог стать основой для новой кодификации. Соответствующие ведомства (Правительство, Государственная Дума) должны принять на себя обязанность постоянного и оперативного мониторинга трудового законодательства, ориентируясь, при этом, в частности, на развитие науки трудового права.

Поскольку, как уже отмечалось, Кодекс является результатом компромисса, его содержание имеет ряд как положительных, так и отрицательных черт.

Прежде всего, вне всякого сомнения, по сравнению с прежним трудовым законодательством Кодекс обладает целым рядом новшеств, появление которых следовало бы приветствовать (мы не оцениваем здесь качество исполнения этих нововведений).

1). В разделе «Общие положения» привлекает внимание появление статей, определяющих действие норм законодательства о труде во времени, в пространстве и по кругу лиц (ст. ст. 11−13). Расширен круг источников трудового права, в частности, указано на акты органов местного самоуправления (ст. 7) и локальные акты работодателя (ст. 8). Дано решение вопроса о распределении компетенции федерации и субъектов РФ в области законодательства о труде (ст. 6), определены в качестве источников трудового права акты международного правового регулирования труда (ст. 10). Наконец, определена иерархия системы источников трудового права (ст. 5). Следует приветствовать появление в указанном разделе и главы 2, которая определяет понятие и элементы трудового отношения, в том числе легальные основания его возникновения.

2). Новым, в сравнении с КЗоТ РФ, является раздел о социальном партнерстве в сфере труда (Раздел 2), в котором определяются понятие, органы, система социального партнерства, а также ответственность его участников. Нет необходимости подробно обосновывать важность института социального партнерства в сфере труда, ибо его альтернативой является разрушительная классовая борьба.

Положительные аспекты нового трудового кодекса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

2. Основные разделы, характеризующие трудовой кодекс как источник трудового права

Дальнейший анализ Трудового кодекса будет проведен применительно к основным его разделам, причем внимание будет сосредоточено преимущественно на новых, спорных по существу и неудачных с точки зрения формы положениях.

Раздел 1, посвященный общим положениям, открывается главой 1, раскрывающей основные начала трудового законодательства. Содержание этого раздела посвящено именно трудовому законодательству, целью которого, в соответствие со ст. 1 ТК, является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и свобод участников трудовых отношений. Принципиально важными в данном разделе представляются положения об основных принципах правового регулирования трудовых отношений (ст. 2); запрещению дискриминации в сфере труда (ст. 3); запрещению принудительного труда (ст. 4); характеристике источников трудового права (ст.ст. 5, 7−13); разграничению полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ (ст. 6).

Запрещение дискриминации в сфере труда было известно и старому законодательству (ч. 2 ст. 16 КЗоТ РФ), однако этот запрет относился только к приему на работу. Теперь запрещение дискриминации возведено в ранг принципа правового регулирования труда и распространяется на все сферы трудовых отношений. А это означает, во-первых, что недопустимо ухудшение условий труда не только по сравнению с установленными законодательством и коллективным договором, но и по сравнению с теми условиями, которые предоставлены другим работникам, выполняющим аналогичную работу. Во-вторых, необоснованное предоставление лучших условий трудового договора для отдельного работника вне связи с его деловыми и профессиональными качествами также невозможно. Более того, дискриминация в сфере труда признается самостоятельным основанием для судебной защиты и возмещения материального вреда и компенсации морального вреда. Данное положение соответствует Конвенции МОТ № 111 «Относительно дискриминации в области труда и занятий».

Особое внимание следует обратить на ст. 4, содержащую запрет принудительного труда. Ее содержание также является проявлением влияния на российское законодательствонорм международного права, в частности, Конвенции МОТ № 105 «Об упразднении принудительного труда». Несколько расширяя понятие принудительного труда по сравнению с тем, как оно понимается МОТ, Трудовой кодекс относит к нему не только выполнение работы под угрозой наказания, но и нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или выплату ее не в полном размере, а также требование исполнения трудовых обязанностей в том случае, если работник не обеспечен средствами защиты, либо если работы угрожает его жизни или здоровью. Это принципиальное положение находит свою реализацию в ряде статей Кодекса. Так, ст. 142 позволяет работнику приостановить работу в случае задержки работодателем выплаты заработной платы на срок более 15 дней; ст. 220 не только дает работнику право отказаться от выполнения работы, угрожающей его жизни и здоровью, но и обязывает работодателя оплатить все время простоя до устранения такой опасности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс (части I, II, III, IV.), — 2005.
  2. Конституционное право России: Учебник. / Под ред. Е. И. Козлова, О. Е. Кутафина. Изд.: «ЮРИСТ», — М., 2005.
  3. В.В. Правовые основы Российского государства. Изд.: «Феникс», — М., — 2006.
  4. О.Е. Основы государства и права. Изд.: «ЮНИТИ», — М., — 2007.
  5. Р.Т. Правовые основы Российского государства. Изд.: «ЮНИТИ-ДАНА», — 2008.
Заполнить форму текущей работой