Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость исследования. Разработанный комплект психодиагностических методик, определяющий особенности развития креативности в сфере общения и предметной деятельности, дает возможность проводить дифференциальные срезы креативности с целью профильного комплектования учебных классов, профотбора учащихся. Созданная и апробированная психолого-педагогическая технология формирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы творчества
    • 1. 1. Общая характеристика креативности
    • 1. 2. Проблема дифференциации креативности: психологические особенности креативности в сфере общения
    • 1. 3. Вопросы формирования креативности
  • Глава 2. Экспериментальные исследования креативности в сфере общения
    • 2. 1. Описание методик исследования креативности в сфере общения
    • 2. 2. Психологические особенности креативности в сфере общения (анализ результатов экспериментального исследования)
    • 2. 3. Методические основы психолого-педагогической технологии формирования креативности в сфере общения

Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Прогрессивное развитие государства определяется наличием необходимого творческого потенциала, т. е. людей, способных к поиску принципиально новых, нестандартных путей и способов решения стоящих задач: экономических, политических, технических, гуманитарных и др. Вполне очевидно, что широкий социальный заказ на творческую личность будет неуклонно возрастать.

Историческое усложнение жизни — увеличение неопределенности и разнообразия социально-экономических условий, появление новых возможностей для самореализации — стимулирует становление свободного и творчески активного человека, способного чутко улавливать новые общественные потребности, подчинять им задачи осуществляемой деятельности. Чем раньше личность овладеет «орудием гибкого реагирования» на возникающие изменения, тем больше у нее шансов для обретения стойкой конкурентоспособности, сохранения психологического здоровья, а порой и психической уравновешенности. Поэтому перед практической психологией и педагогикой (ч1 стоит важнейшая задача переориентации с информационно-репродуктивной модели обучения учащихся на личностно и творчески развивающую. Совершенствование системы подготовки специалистов также нуждается в разработке й внедрении принципиально новых образовательных технологий, ориентированных на формирование творческого мышления. Психологической основой этого мышления является такое его качество, как креативность. Именно оно обеспечивает главную особенность творческого процесса — порождение новых идей (Дж. Гилфорд, П. Торренс, Р. Стернберг, Э. де Боно, В. Н. Козленко, В. Н. Дружинин и др.).

Решение поставленных практических задач напрямую связано с разработкой проблемы творчества на теоретическом и экспериментальном уровне, ¦¦Н которая относится к числу традиционных и одновременно плохо разработанных в психологии. Существующие в этой области исследования сконцентрированы на разработке самых общих вопросов творческого процесса безотносительно к его содержательному контексту, т. е. сферы возможной актуализации. Причем основные эмпирические исследования построены на предметном материале — геометрическом, алгебраическом, шахматном и т. п. (М. Вертгеймер, 1945; O.K. Тихомиров, 1969; Я. Л. Пономарев, 1976; Д. Б. Богоявленская, 1983 и др.), а их результаты получили необоснованно широкую интерпретацию. Такая особенность исследований приводит к искажению научной истины и затрудняет разработку технологий формирования креативности, ориентированных на специалистов, работающих с людьми.

Каждый индивид в онтогенезе чаще сталкивается с проблемными ситуациями межличностного характера, чем предметного: в общении с родственниками, друзьями, коллегами по работе и т. д. Более того, успешность предметной деятельности человека зачастую определяется искусством построения взаимоотношений с окружающими людьми. Именно поэтому формирование креативности в сфере общения столь значимо. Все эти факты и определяют актуальность темы нашего исследования.

Объект исследования — креативность в сфере общения. Цель исследования — изучение психологических особенностей креативности в сфере общения и условий ее формирования у подростков.

Предмет исследования — психологические особенности креативности в сфере общения и условия ее формирования у подростков. Задачи исследования:

1. Провести анализ отечественных и зарубежных теоретических представлений по проблеме креативности и се формирования.

2. Выявить психологические особенности креативности в сфере общения.

3. Разработать комплект психодиагностических методик для изучения креативности, проявляющейся в предметной деятельности и сфере общения, сравнить особенности их развития.

4. Выявить основные условия и возможности формирования креативности в сфере общения в подростковом возрасте.

5. Создать и апробировать психолого-иедагогическую технологию формирования креативности в сфере общения у подростков.

Основная гипотеза исследования состоит в предположении, что креативность, проявляющаяся в сфере общения как особой форме социального бытия человека, имеет свои особенности в отличие от креативности в предметной деятельности: но содержанию, динамике развития, внутренним механизмам, условиям формирования и некоторым другим параметрам.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили: процессуально-деятельностная теория творчества (СЛ. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Д. Б. Богоявленская и др.) — системно-структурный подход к пониманию творчества (Я.А. Пономарев, С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов и др.) — идеи Дж. Гилфорда, П. Торренса, В. Н. Дружинина о креативности как общей творческой способности к генерированию новых идейнаучные факты, касающиеся дифференциации креативности в сфере общения (А.А. Бода-лев, Г. С. Батищев, А. В. Мудрик, У. А. Кала и др.) — теоретические положения об особой специфике человека как объекта понимания (М.М. Бахтин, Э. В. Ильенков, К. Роджерс, А. Маслоу, К. М. Романов, Т. А. Флоренская и др.).

Методы исследования. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований по изучаемой проблеме, констатирующий эксперимент, направленный на выявление психологических особенностей креативности в сфере общения, формирующий эксперимент с использованием методов активного социально-психологического обучения (тренинга, упражнений, сюжетпо-ролевых игр и др.), статистические методы обработки данных.

Испытуемыми явились учащиеся лицея № 7 г. Саранска разных возрастных групп (всего более 300 человек).

Достоверность исследования определяется комплексным использованием различных методик, сочетанием количественного и качественного анализа полученных результатов, использованием методов математической статистики в ходе их обработки, большой выборкой испытуемых.

Научная новизна исследования. Проведен сравнительный анализ материалов исследований, касающихся проблемы креативности в предметной деятельности и креативности, проявляющейся в сфере общения. Впервые в психологии выделены психологические особенности креативности в сфере общения как особой форме социального бытия человека, к числу которых относится специфика содержания и уровня сложности решаемых задач, происхождения и динамики развития, операциональных механизмов, места в структуре личности, функционального пространства, условий формирования. Разработана методика диагностики креативности в сфере общения. Создана и апробирована психолого-иедагогическая технология формирования креативности в сфере общения у подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении, обобщении и дальнейшей разработке проблемы креативности в сфере общения.

Практическая значимость исследования. Разработанный комплект психодиагностических методик, определяющий особенности развития креативности в сфере общения и предметной деятельности, дает возможность проводить дифференциальные срезы креативности с целью профильного комплектования учебных классов, профотбора учащихся. Созданная и апробированная психолого-педагогическая технология формирования креативности в сфере общения может использоваться в практической работе психолога при организации тренипговых групп с подростками, в подготовке специалистов сферы «человек-человек» .

Положения, выносимые на защиту: 1. Креативность можно дифференцировать в соответствии с основными формами социального бытия человека — предметной деятельностью и сферой общения. Специфика креативности в сфере общения, по сравнению с предметной креативностью, связана с ее содержанием, уровнем сложности решаемых задач, происхождением, динамикой развития, операциональными механизмами, местом в структуре личности, функциональным пространством, условиями формирования и рядом других особенностей.

2. Психодиагностическая методика, позволяющая проводить сравнительный анализ креативности в предметной деятельности и сфере общения, моделирует ситуацию творческого поискасоздает равные условия, предполагающие процессуальную тождественность заданийпредоставляет равные возможности для всех испытуемых независимо от уровня знаний, успеваемости и возраста.

3. Возрастная динамика развития креативности в сфере общения не совпадает с динамикой развития креативности в сфере предметной деятельности. В школьном возрасте ее развитие проходит в более замедленном темпе и более стихийно в связи с содержательной сложностью объекта — человека, а также отсутствием в рамках школьных программ целенаправленной работы по развитию психологической культуры учащихся. В подростковом возрасте наблюдается тенденция к еще большей дифференциации выделенных видов креативности.

4. Формирование креативности в сфере общения подростков возможно путем создания комплекса специальных условий, включающих: организацию особой творческой атмосферы, направленной па раскрепощение личностиобучение специальным приемам и техникам создания творческих продуктов в сфере общенияразвитие психологической культуры.

5. Технология формирования креативности в сфере общения может иметь форму психологического тренинга, отвечающего выделенным требованиям.

Апробация материалов исследования. По результатам исследования сделаны сообщения на ежегодных Огаревских научных чтениях МГУ им. Н. П. Огарева, Евсевьевских научных чтениях МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2000 — 2002 г. г.- па II межрегиональной научно-практической конференции «Психология и практика» МГПИ им. М. Е. Евсевьева, 2001 г.- на семинаре психологов школ г. Саранска «Психология сопровождения обучающихся», 2001 г.- на II Макаркинских научных чтениях МГИ, 2002 г.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (257 названий, в т. ч. 33 иностранных), 10 приложений, содержит 10 таблиц и 5 рисунков.

Основные результаты проведенного эксперимента позволяют сделать вывод, что психологический тренинг является эффективным методом формирования креативности в сфере общения, который обеспечивает необходимую комплексность воздействия: создание креативной среды, способствующей максимальному раскрепощению личностиобучение специальным приемам и техникам создания творческих продуктов, основанных на. умении представить себя на месте партнера по общениюразвитие психологической культуры школьников.

Заключение

.

Исследование креативности имеет научную и практическую актуальность в силу того, что именно творческая инициатива каждого человека, реализуемая им в личной и профессиональной жизнедеятельности, является существенным ресурсом развития общества.

Креативность представляет собой общую творческую способность к продуцированию идей, отличающихся от общепризнанных и очевидных, которая может проявляться и в области взаимодействия личности с социальным окружением. Проведенное исследование психологических особенностей креативности в сфере общения и условий ее формирования в подростковом возрасте позволяет сформулировать основные выводы:

1. Сложившееся в психологии понятие креативности представляется слишком общим и недостаточно дифференцированным. Доминирующее большинство экспериментальных исследований по этой проблеме выполнено на предметном материале, а их результаты обнаруживают необоснованно широкую распространенность на такую сферу жизненной активности человека, как общение. Есть основания считать, что креативность в сфере общения имеет свою особую специфику в отличие от креативности в предметной деятельности, обусловленную особенностями ее объекта — человека: по содержанию, уровню сложности решаемых проблем, происхождению, динамике развития, операциональным механизмам, месту в структуре личности, функциональному пространству, условиям формирования.

2. Изучение развития креативности в предметной деятельности и в сфере общения учащихся возможно с помощью предлагаемого комплекта психодиагностических методик, моделирующего ситуацию творческого поиска, создающего равные процессуальные условия, предоставляющего равные возможности для всех испытуемых независимо от уровня знаний, успеваемости, возраста и образования.

3. Сравнительный анализ развития выделенных нами видов креативности обнаружил закономерности, свидетельствующие о диссинхронности этих процессов.

На протяжении школьного возраста развитие креативности в сфере общения несколько отстает от развития креативности в предметной деятельности. Проблемные ситуации психологического содержания оказываются для учащихся более сложными, чем ситуации предметного содержания. Развитие креативности в сфере общения носит стихийный характер, вообще это объясняется тем, что в современной школе задача развития психологической культуры учащихся специально не ставится.

4. В подростковом возрасте наблюдается тенденция к еще большей дифференциации креативности в сфере общения и креативности в предметной деятельности. Этот возраст наиболее сензитивен для развития креативности в сфере общения, которую возможно формировать посредством психологического тренинга.

5. Эффективная психолого-педагогическая технология формирования креативности в сфере общения для подростков должна отвечать следующим условиям: а) создавать параметры особой креативной среды, такие, как проблем-ность, неопределенность, принятие другого, безоценочностьб) обучать специальным приемам и техникам генерирования творческих продуктов в сфере общенияв) развивать психологическую культуру.

Дифференциация креативности в соответствии с содержанием социального бытия человека имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. Разработанные методики и экспериментальные данные можно использовать для диагностики креативности в сфере общения с целью профильного комплектования учебных классов, профотбора старших школьников, а также формирования и совершенствования креативных возможностей п области общения у подростков, студентов и специалистов, занятых в сфере «человек-человек» .

В предлагаемой работе представлен один из возможных подходов к изучению проблемы креативности в сфере общения. В дальнейшем желательно продолжить изучение как общих, более фундаментальных, так и специфических особенностей креативности, дифференцируя и уточняя ее содержательные аспекты, для создания еще более конкретных диагностических и формирующих процедур.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Понять природу человека/ Пер. Е. А. Цыбина. СПб.: Академический проспект, 2000. — 256 с.
  2. Альбуханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения// Проблема общения в психологии. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.— С. 218−241.
  3. Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991. — 224 с.
  4. .Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.—380 с.
  5. А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. Кн 1. — М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
  6. В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Изд-во Казанского университета, 1988.—237 с.
  7. Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997. —376 с.
  8. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.-416 с.
  9. В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. — М., 1965.
  10. П.Бабаева Ю. Д., Щербакова О. Ю. Проблемы диагностики интеллектуальной и социальной одаренности// Ежегодник РПО. М., 1995. — Т.1. -Вып.2.
  11. Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей: Дисс.канд. пснхол. наук: 19.00.07. М., 2000.-340 с.
  12. Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997. -464 с. — (Философы России XX в.).
  13. М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. -444 с.
  14. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-318с.
  15. М.С. Психология научного творчества// Вопросы психологии. 1965.-№ 3.-С, 15−19.
  16. Бехтерев В. М, Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921.
  17. В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии// Гений и творчество.-JI., 1924.
  18. B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
  19. Ф. Вера. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех/ Пер с нем. Н. Чупеева. М.: ФАИР. — ПРЕСС, 2002.-352 с.
  20. И.Л. Повышение эффективности общения у студентов// Ежегодник РПО «Психология и практика». Ярославль, 1998. -Т.4. — Вып.2.
  21. Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. 173 с.
  22. Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 49−58.
  23. Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества// Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 36−39.
  24. А.А. Проницательность как проблема психологии общения// Вопросы психологии. — 1990. — № 4. С. 117−123.
  25. А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.- Воронеж, 1996.-392 с.
  26. Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости: Методическое пособие/ Под ред. В. И. Панова. М.: «Молодая гвардия», 1997.-278 с.
  27. Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки// Вести/МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1977. -№ 1. —С. 53−61.
  28. А.Л. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
  29. А.Л. О предмете акмеологии// Вопросы психологии. 1993. -№ 5.-С. 73−79. .
  30. А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-200 с.
  31. В.Ю. Психотренинг. Социодииамика. Игры. Упражнения. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 380 с.
  32. Э. Де. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишипг, 1997. -320 е.: (Серия «Мастера психологии»).
  33. Бэн А. Психология. — СПб., 1902−1906.
  34. Ванганди, Артур Б. 108 путей к блестящей идеи/ Пер. с англ.: ООО «Попурри», 1996.-224 с.
  35. Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. -М.: Ин-т психологии РАН, 2002. 256 с.
  36. М. Продуктивное мышление/Пер. с англ. Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. -336 с.
  37. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очер.: Кн. для учителя/ Послесл. В. В. Давыдова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-90 с.
  38. А.Л. Влияние творчества на развитие отношений личности.: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.01.- М., Новосибирск, 1999.-211 с.
  39. А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. Новосибирск: Новое книжное изд-во, 1989. — 128 с.
  40. Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.07. Казань, 1999. — 214 с.
  41. Т.В. Психологический механизм решения задач па оценку и• самооценку// Психология творчества. М. г Наука, 1990. — С. 149−158.
  42. Т.В., Алексеева Л. Г. Методика определения уровня развития речемыслительной креативности// Психол. журнал. 1992. — Т. 13. — № 4. — С-88−94.
  43. Ю.Б. О пользе старого дивана, или как развить креативность// Школьный психолог. 1999. — № 4. — С. 8−9.I
  44. С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. -СПб.: Речь, 2001−346 с.
  45. , Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Дж. Глас, Дж. Стэнли- Пер. с англ. JI.И. Хайрусовой- Общ. ред. Ю.П. Адлера- Послесл. Ю. П. Адлера и А. I I. Ковалева М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
  46. Н.М. Преобразование потенциальной креативности в актуальную в ходе овладения шахматной игрой: Дисс. канд. психолог, наук. М, 1993. — 255 с.
  47. Г. А. Информационный подход в психологии творчества// Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 210−232.
  48. Д.К. Новые соображения о развитии способности к творчеству// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. — 1978. -№ 4. —С. 97−100.
  49. Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей// Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 15−23.
  50. В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 554 с.
  51. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993.
  52. С.Д. Учителю о диагностики эффективности образовательной среды (Пособие для учителя)/Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. — М., 1997.-222 с.
  53. А.А. Общение как способ развития творческого потенциала личности: Дисс. канд. философ, наук. — Киев, 1985. — 169 с.
  54. Л.Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в пауке и искусстве// Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 101−106.
  55. В.П., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование, формирующего влияния микросреды па креативность// Психологический журнал.— 1994.—Т. 14. № 4.—С. 83−93.t
  56. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 е.: (Серия «Мастера психологии»).
  57. В.Н. Деятельность, подражание, творчество// Ежегодник. Российское психологическое общество. Антология современной психологии конца XX века. Т. 7. — Вып. 3. — Казань, 2001. — С. 251−258.
  58. А.Я. «Бином фантазии» фантазия или реальность?// Мир психологии.-2001.-№ 1.-С. 182−189.
  59. А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск, 1974.-234 с.
  60. К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления// Психология мышления.— М.: Прогресс, 1965.-С. 21−85.
  61. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1985. — 167 с.
  62. Ю.Н. Теория и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.докт.психол.наук. — Л., 1991. — 403 с.
  63. Н.П. О специфике подготовки индустриального психолога// Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1975. — Вып.2.
  64. Ермоласва-Томииа Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований)// Вопросы психологии. — 1975.-№ 5.—С. 166−176.
  65. Ермолаева-Томииа Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности// Психология• творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. Л. Пономарева. — М., 1990. — С. 117−130.
  66. Ю.М., Петровская Л. Л., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец. практикум по социальной психологии. М.: МГУ, 1990.—104 с.
  67. Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2000. — 423 с.
  68. С.В. Оценка способностей воспитателей к децептрации// Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 36−48.
  69. Е.В. Комплекс игр для развития воображения// Вопросы психологии. 1993. — № 2. -С. 54−62.
  70. Л.М. Развитие творческих компонентов интеллектуальной деятельности личности в период профессиональной подготовки учителей: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.01. Казань, 2001. — 158 с.
  71. В.К., Холмлгорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач// Исследование проблем психологии творчества. М.- Наука, 1983.-С. 62−101.
  72. Зел’ьцерман, Бронислав, Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! (Игры для развития мышления, речи, общения, творчества): Метод, разработка. 2-е изд. — Рига: Эксперимент, 1997. — 125 с.
  73. Т.В. Остроумие и креативность// Вопросы психологии. 2002. -№ 1. — С. 76−88.
  74. Изучение личности школьника: Учеб.-метод. пособие/ Е. А. Курносикова, Л. В. Шукшина, В. В. Слугин и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000.112 с.
  75. Э.В. Личность и творчество/ Ии-т филос. РАН: Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Языки рус. культуры, 1999. — 262 с.
  76. Э.В. Об эстетической природе фантазии// Вопросы эстетики. -1964.-№ 6.-С. 46−92.
  77. Э.В. Философия и культура: Сборник. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
  78. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
  79. М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество// Вопросы психологии. — 1988. № 4. — С. 25−34
  80. У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению. Дисс. канд. педаг. наук. — Тарту, 1982. — 281 с.
  81. У.В. О креативности в сфере общения// Проблемы детской и педагогической психологии. Обзорная информация НИИ ОП АПН СССР. Вып. IX. Москва, 1976. — С. 35−38.
  82. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Пед-ка, 1981.-200 с.
  83. И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). — М.: Изд-во Москов. ун-та, 1983. — 168 с.
  84. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
  85. Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
  86. .М. О диалектике научных открытий// Вопр. фил. —№ 12. — 1966. —С. 26−34.
  87. Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для уч-ся. — 2-е изд. доп. и перераб.— М.: Просвещение, 1990. — 159 с. (О профессиях, производстве и людях труда).
  88. Н.В., Касаткина Ю.В.Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  89. Г. А. Основные направления использования активного социально психологического обучения в странах Запада// Психол. жури. -1989. № 1. -Т.10.-С. 127−136.
  90. В.М. Проблема креативности личности// Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред., Я. А. Пономарева. — М., 1990. —С. 131−148.
  91. Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
  92. Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма': Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. — 48 с.
  93. В.П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической у,' деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во1. МГУ, 1991.
  94. В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы// Психологический журнал. -1997.-Т. 18.-№ 1.-С. 16−29.
  95. В.Т. Воображение ребенка: Природа и развитие// Психологический журнал. 2001 — Т. 22. — № 5. — С. 57−68.
  96. А.Н. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
  97. Ломброзо, Чезаре. Гениальность и помешательство/ Общ. ред., предисл.
  98. Л. П. Гримака. М.: Республика, 1995. — 398 с.
  99. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-445 с.
  100. .Ф. Проблема общения в психологии/ Отв. ред.А. А. Бодалев. М.: Наука, 1981.-С. 3−24.
  101. В.Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1980. — 208 с.
  102. .А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли// Вопросы теории и психологии творчества, Т. 1., Харьков, 1907.
  103. А.Е. Психопатии и акцептуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.—256 с. Т
  104. Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе. Учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1994.— 173 с.
  105. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: «Наука», 1978. — 127 с. (АН СССР Сер. «Наука и технический прогресс «).
  106. Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Наука, 1980. — 148 с.
  107. Н.Н. Структурная организация мышления// Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 232−247.
  108. Е.К. Развитие личности и креативности школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.01. СПб., 2000. — 192 с.
  109. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер, с англ./ Пре-дисл. А. Я. Варга. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.— 368 с.
  110. Г. И. Социально- психологический тренинг.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- 208 с.
  111. М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие.- Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.- 432 с.
  112. Л.В. Развитие механизмов децентрации в процессе обучения студентов деловому общению// Ежегодник РПО «Психология и практика». — Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2.
  113. X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей// Человек. Общение и жилая среда. Таллин, 1986.
  114. М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.- Педагогика, 1975. — 368 с.
  115. Д. Социальная психология: Учебник./ Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.
  116. A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. — 1985. № 6. — С. 29−33.
  117. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.— 168 с.
  118. Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 28−33.
  119. М. Тренинг интуиции. СПб.: Питер, 2001. — 192 с.
  120. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливана: Руководство по использованию. — СПб, ГП «ИМАТОН», 1996. — 56 с.
  121. А.В. Общение как педагогическая проблема// Психолого-педагогические проблемы общения. Под ред. А. А. Бодалева. — М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979. —С. 8−16.
  122. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984.— 112 с.
  123. А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). — М.: Мысль, 1972.—271 с.
  124. В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я-образа»// Психологический журнал. — 1990.— Т. 11. — № 5.• -С. 25−34.
  125. В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Дисс.. канд. Психол. наук. — М.: НИИ общей и пед. психологии АПН СССР, 1972. —154 с.
  126. З.Н. Почему дети фантазируют. М.: Знание, 1978. — 48 с.
  127. Овсянико-Куликовский Д. Н. Вопросы психологии творчества. — СПб., 1902.
  128. Одаренные дети/ Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Бурменской и др. Предисл. В. М. Слуцкого —М.: Прогресс, 1991 —380 с.
  129. Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: Дисс.канд. психол. паук: 19.00.01. М., 1999.-240 с.
  130. Г. В. Диагностика и формирование креативости у детей в процессе учебной деятельности// Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 2. — С. 75−85.
  131. Л. Творческий потенциал и личностные переменные// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение — 1968. — № 4. — С. 69−73.
  132. Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей/ В. Н. Андреев, Г. В. Здебская, О. Б. Харченко и др.- Науч. ред. В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 140 с.
  133. Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: Дисс.канд. психол. наук.: 19.00.07. Томск, 2000. — 198 с.
  134. Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. проф. Д. Б. Богоявлетской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
  135. В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей// Вопросы психологии. — 1974. — № 2. С. 59−64.
  136. Т.Н. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 160 с.
  137. Т.И. Эгоцентризм: основные психологические характеристики, закономерности и механизмы формирования коррекции: Автореф. дис. докт. психол. наук.- М., 2002. 39 с.
  138. A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией// Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 111−115.
  139. Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
  140. JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1989. — 216 с.
  141. В.Л. Психология иеадаптивиой активности/ Рос. открытый ун-т (РОУ). М.: ТОО ГОРБУНОК, 1992. — 224 с.
  142. Платон. Избранные диалоги. — М., 1966.
  143. Д. Математика и правдоподобные рассуждения.— М., 1957.
  144. Я.Л. Тенденции развития психологии творчества (вместо введения)// Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная.1. М., 1990. — С. 3−12.
  145. Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организаций// Вопросы психологии. — 1982. — № 2. — С. 5−13.
  146. Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: «Педагогика», 1976.—280 с.
  147. Я.А. Психология творчества. М.: «Наука», 1976. — 304 с.
  148. Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода// Проблема общения в психологии. Отв. ред. Б.Ф. JIomob. — М.: «Наука», 1981. — С. 79−91.
  149. Я.А., Гаджиев Ч. М. Закономерности общения в творческом коллективе// Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная.- М.: Наука, 1990. С. 92−104.
  150. А.С. Социально-психологический тренинг в школе/ 2-е изд., дополн. и перераб. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
  151. Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Институт Тренинга, 2000. — 256 с.
  152. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/ Пономарев Я.А.- Семенов И.Н.- Степанов С. Ю. и др.- Отв. Ред. Я.А.Пономарев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1990. — 222 с.
  153. Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/ Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — С. 70−74.
  154. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001. — 288с.
  155. Психология мышления. Сборник переводов с нем. и англ/ Под ред. и вступит, статьей канд. пед. Наук A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. -532 с.
  156. А. Математическое творчество. — Юрьев, 1909.
  157. В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 272 с.:(«Над чем работают, о чем спорят философы»).
  158. Развитие и диагностика способностей/ Л. Г. Ллексеева, A.M. Воронин, Т. В. Галкипа и др.- Отв. Ред. В. И. Дружинин, В. Д. Шадриков.- АН СССР, Инт психологии. М.: Наука, 1991. — 177 с.
  159. Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998. — 264 с.
  160. Развитие творческой активности школьников/ А. М. Матюшкин, К. С. Аверина, Г. Д. Чистякова и др.- Под ред. A.M.Матюшкина- НИИ общ. И пед. Психологии АНП СССР. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
  161. А.В. Рефлективное развитие компетентности в совместном творчестве/ А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М.: ПЕРСЭ, 2002.-320 с.
  162. Т. Творческое воображение. — СПб., 1901.
  163. К.М. Психология межличностного познания. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. -148 с.
  164. К.М. Формирование психологического мышления учителя: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. -108 с.
  165. К.М. Особенности мышления, функционирующего в структуре межличностного познания// Мир психологии. 2001. — № 1. — С. 141−145.
  166. К.М., Гаранина Ж:Г. Практикум по общей психологии. Учеб. пособие/ Под ред. К. М. Романова. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. — 320 с.
  167. Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй/ Пер с ит. Ю. А. Добровольский. М.: Прогресс, 1978. — 212 с.
  168. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т.ТЛ.- М.: Педагогика, 1989.- 488 с.
  169. СЛ. Основы общей психологии: В 2 т.Т.Н.-М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  170. К. Взгляд па психотерапию. Становление человека. М.: Изд-во Прогресс, Универс., 1994. — 480 с.
  171. Н. Творчество как усиление себя// Вопросы психологии. —1990.— № 1. — С. 164−168.
  172. Г. Я. Обзор литерагуры по проблемам научного и технического творчества в США// Исследования, но психологии научного творчества в США. М., 1966.
  173. И.М. Психология фантазии: Эксперим. тсорет. исслед: внутр. закономерностей продуктив. умств. д-ти. — Минск: Университетское, 1991. -339 с.
  174. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика/ Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  175. В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.— 1989.— Т. 10. — № 1.— С. 10−21.
  176. Е.Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения// Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 4552.
  177. С.Ф. Взаимосвязь различных типов интеллекта и креативности у экстравертов и интравертов: Дисс.канд. психол. паук: 19.00.01. М., 1999. — 188 с.
  178. А. Знание и мышление// Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.-С. 343−365.
  179. ЕЛ. Креативность в. структуре личности: (На прим. развития креативности в подростковом возрасте): Дисс.канд. пснхол. наук: 19.00.01. -СПб., 1996.- 170 с.
  180. Р.Л. Когнитивная психология. (Пер. с англ.). М.: ТРИВОЛА, 1996. — 600 е.: (Опыт мастеров психологии).
  181. С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека.1. М.: Наука, 2000.- 174 с.
  182. С.Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения// Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М., 1990. — С. 64−91.
  183. С.Ю., Семенов И. Н., Зарецкий В. К. Исследование организации продуктивного мышления// Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. С. 101−133.
  184. Р., Григорепко Е. Инвестиционная теория креативности// Психол. журн. 1998.-Т.19. — № 2. — С. 144−159.г '
  185. A.M. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 423 с.
  186. Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.-350 с.
  187. А.Э. Развитие творческого мышления детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
  188. И.Е. Гений и безумие: из истории идеи// Психол. журн. 2000. -Т. 21. -№ 1.-С. 116−124.
  189. Л.Ю. Развитие воображения детей, популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996. — 208 с.
  190. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: Издат-во Леиннгр. ун-та, 1972. — 429 с.
  191. Р.Е. Диализ исследований творческих способностей в американской психологии// Вопросы психологии. — 1972.— № 4. — С. 166−174.
  192. Техническое творчество: теория, методология, практика- Энциклопедический словарь-справочник/ Под ред. Л. И. Повинкина, В. В. Попова. М.: НПО -Ипформ-систсма, 1995. — 408 с.
  193. O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. Ун-та, — 1969. — 304 с.
  194. К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии// Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 123−132.
  195. Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества// Хрестоматия по общей психологии. М., 1981. — С. 298−305.
  196. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов/ Под ред. В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой. М.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 144 с.
  197. К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе// Иностранная психология. 1999. -№ 1.- С. 41−51.
  198. А.А. Письма// Пути в незнаемое. М., 1973.
  199. Учителю об одаренных детях/ Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997. 354 с.
  200. Д.В. Творчество и «дарвиновский способ» его описания// Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 3. — С. 104−111.
  201. Фернандес, Доминик. Древо до корней: психоонапиз творчества/ Пер. с фр. Д. Соловьева. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. — 240 с.
  202. Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход)// Психологический журнал. 1994.- Т. 15.-№ 5.-С. 44−55.
  203. Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность/ Свердлов. Инж.-пед. Ин-т- Редкол.: С. З. Гончаров (отв. ред.) и др. -Свердловск: СИПИ, 1990. 153 с.
  204. Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  205. Фрейд 3. Художник и фантазирование/ Пер. с нем.- Под ред. Р.Ф. Додель-цева, К. М. Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 с.
  206. Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды: Дисс. канд. психолог, наук. — М-, 1994. — 155 с.
  207. Д.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследований коммуникативных воздействий// Психолого-педагогические проблемы общения. Под ред. А. А. Бодалева. — М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979. — С. 17−35.
  208. Н.Ю. Креативность как фактор адаптации в изменчивом мире// Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету СПбГУ). Тезисы научно-практической конференции 28−31 октября 1996 года. СПб., 1996. — С. 4950.
  209. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  210. Т. Физиологическая психология в 15 лекциях. — СПб., 1909.
  211. А. Я. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000. — 208 с.
  212. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 с.
  213. Е. В. Психологические трудности межличностного общения. — Киев: Вища шк., 1985. 159 с.
  214. Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита// Психологические исследования общения. Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. — М.: Наука, 1985. — С. 285−299.
  215. Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности// Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 73−78.
  216. Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников// Вонр. психологии. 1991.1.-С. 27−32.
  217. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
  218. Юнг К. Психология бессознательного/ Пер. с нем. М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, KAHOII+, 1998.-400 с.
  219. Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: • Учеб. метод, лит. — М.: Флинта, 1997. — 224 с.
  220. Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии. — 1996. № 3. — С. 28−34.
  221. Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 20−27.
  222. М.Г. На путях к общей теории творчества// Художественное и научное творчество. Под ред. Б. С. Мейлаха. — Л.: «Наука», 1972. — С. 1936.
  223. Amabile Т.М., Hennessey В.А. The conditions of creativity// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 11—43.
  224. Amabile T.M., Collins M.A. Creatine // Manstead A.S.R., Hewstone M. (eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology. Oxford: Blackwell Publ., 1996. P. 142—144.
  225. Barron F. Putting creativity to work// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 76—98.
  226. Cattell R.B. Personality and learning theory. N.Y.: Spring, 1979.
  227. Chikszentmihalyi M. Socity, culture, and person: A sistem view of creativity// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 325—339.
  228. Chikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discovert and invention. N.Y.: Harper Perennial, 1997.
  229. Dauw D.E. Life experience, vocational needs and choices of original thinkers and good elaboration. Doct. diss., 1965.
  230. Dutta-Roy D. Personality model of fine artists// Creat. Res. J. 1996. v. 9. P. 391—394.
  231. Eysenck H.J. Genius. The natural history of creativity. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1995.
  232. Feldman D.Y., Csikszentmihalyi M., Gardner II. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994.
  233. Farley F. The big T in personality// Psychol. Today. 1986. v. 20. N 5. P. 4—52.
  234. Fodor J. The modularity of mind. Cambridge, Mass.: MTT Press, 1983.
  235. Gruber H., Davis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistem approach to creative thinking// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 243 270.
  236. Guilford J. Personality. N.Y. 1959.
  237. Guilford J.P. Creativity// Am. Psychologist. 1950.V. 5. P. 444—454.
  238. Kneller G.F. The art of science and creativity.N.Y., 1965.
  239. Ludwig A.M. The price of greatness. Resolving the creativity and madness controversy. N.Y.- L: The Guildford Press, 1995.
  240. MacKinnon D.W. Personality and the realizatin of creative potential// Am. Psychologist. 1965.V.20. P. 273—281.
  241. Mednick S.A. Tbe associative basis of the creative process// Psychol. Rev. 1969. N2. P. 220—232.
  242. Maslow A. Motivation and personality (3rd. ed.). N.Y.: Harper and Row, 1987.
  243. Posr F. Creativity and psychopathology: A study of 291 world-famous men// Brit. J. Psychiatry. 1994. v. 165. p. 22—34.
  244. Rogers C.R. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
  245. Sapp D. David. The point of creative frustration and creative process: a new look at old model// Journal of creative behavior. 1992. — 26(1).p.21 -28.
  246. Simonton D. Scientific Genius: A psychology of science. Cambridge, 1990.
  247. Sternberg R., Lubart T. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of. conformity. N.Y.: Free Press, 1995.
  248. Taylor C.W., Barron F. Scientific creativity: its recognition and development. N.Y., 1963.
  249. Torrancc E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. p. 663−679.
  250. Torrance E.P. Growing up creatively gifted: A 22-year longitudinal study// Creative Child and Adult Quarterly. 1980. — v.5. — p. 148−170.
  251. Torrance E.P.The nature of creativity as manifest in the testing// R. Sternberg, T. Tardif (cds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 4375.
  252. Wallach MA., Kogan NA. A new look at the creativity-intelligence distinction// J. Personality. 1965. v. 33. p. 348—369.
  253. Weisberg P. S., Springer K.J. Environmental! factors in creative function// Arch. Gen. Psychiatric, 1961.v.5.
  254. Weiser J.S. A study of college of education students divided decoding to creative ability. Doct. diss., 1962.
  255. Wallis G. The art of Thought. N.Y., 1926.
Заполнить форму текущей работой