Креативность в сфере общения: психологические особенности, условия формирования в подростковом возрасте
Диссертация
Практическая значимость исследования. Разработанный комплект психодиагностических методик, определяющий особенности развития креативности в сфере общения и предметной деятельности, дает возможность проводить дифференциальные срезы креативности с целью профильного комплектования учебных классов, профотбора учащихся. Созданная и апробированная психолого-педагогическая технология формирования… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретический анализ проблемы творчества
- 1. 1. Общая характеристика креативности
- 1. 2. Проблема дифференциации креативности: психологические особенности креативности в сфере общения
- 1. 3. Вопросы формирования креативности
- Глава 2. Экспериментальные исследования креативности в сфере общения
- 2. 1. Описание методик исследования креативности в сфере общения
- 2. 2. Психологические особенности креативности в сфере общения (анализ результатов экспериментального исследования)
- 2. 3. Методические основы психолого-педагогической технологии формирования креативности в сфере общения
Список литературы
- Адлер А. Понять природу человека/ Пер. Е. А. Цыбина. СПб.: Академический проспект, 2000. — 256 с.
- Альбуханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения// Проблема общения в психологии. Отв. ред. Б. Ф. Ломов. — М.: Наука, 1981.— С. 218−241.
- Альтшуллер Г. С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. Новосибирск: Наука, 1991. — 224 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977.—380 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. В 2-х кн. Пер. с англ./ Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. Кн 1. — М.: Педагогика, 1982. — 320 с.
- Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. — Изд-во Казанского университета, 1988.—237 с.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Учебник для вузов. — М.: Аспект Пресс, 1997. —376 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.-416 с.
- Асмус В.Ф. Проблема интуиции в философии и математике. — М., 1965.
- П.Бабаева Ю. Д., Щербакова О. Ю. Проблемы диагностики интеллектуальной и социальной одаренности// Ежегодник РПО. М., 1995. — Т.1. -Вып.2.
- Барышникова Е.Л. Особенности эмоциональных состояний креативных детей: Дисс.канд. пснхол. наук: 19.00.07. М., 2000.-340 с.
- Батищев Г. С. Введение в диалектику творчества. СПб.: РХГИ, 1997. -464 с. — (Философы России XX в.).
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство, 1986. -444 с.
- Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.: Сов. Россия, 1979.-318с.
- Бернштейн М.С. Психология научного творчества// Вопросы психологии. 1965.-№ 3.-С, 15−19.
- Бехтерев В. М, Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921.
- Бехтерев В.М. Творчество с точки зрения рефлексологии// Гений и творчество.-JI., 1924.
- Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. — 399 с.
- Биркенбиль Ф. Вера. Коммуникационный тренинг. Наука общения для всех/ Пер с нем. Н. Чупеева. М.: ФАИР. — ПРЕСС, 2002.-352 с.
- Блинова И.Л. Повышение эффективности общения у студентов// Ежегодник РПО «Психология и практика». Ярославль, 1998. -Т.4. — Вып.2.
- Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. — Ростов-н/Д.: Изд-во Рост. Ун-та, 1983. 173 с.
- Богоявленская Д.Б. О предмете и методе исследования творческих способностей// Вопросы психологии. 1995. — № 5. — С. 49−58.
- Богоявленская Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества// Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С. 36−39.
- Борисова А.А. Проницательность как проблема психологии общения// Вопросы психологии. — 1990. — № 4. С. 117−123.
- Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. — М.- Воронеж, 1996.-392 с.
- Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одарённости: Методическое пособие/ Под ред. В. И. Панова. М.: «Молодая гвардия», 1997.-278 с.
- Богомолова Н.Н., Петровская Л. А. О методах активной социально-психологической подготовки// Вести/МГУ. Сер. 14. — Психология. — 1977. -№ 1. —С. 53−61.
- Бодалёв А.Л. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.-272 с.
- Бодалев А.Л. О предмете акмеологии// Вопросы психологии. 1993. -№ 5.-С. 73−79. .
- Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-200 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодииамика. Игры. Упражнения. — СПб.: Социально-психологический центр, 1996. — 380 с.
- Боно Э. Де. Латеральное мышление. СПб.: Питер Паблишипг, 1997. -320 е.: (Серия «Мастера психологии»).
- Бэн А. Психология. — СПб., 1902−1906.
- Ванганди, Артур Б. 108 путей к блестящей идеи/ Пер. с англ.: ООО «Попурри», 1996.-224 с.
- Варламова Е.П., Степанов С. Ю. Психология творческой уникальности. -М.: Ин-т психологии РАН, 2002. 256 с.
- Вертгсймер М. Продуктивное мышление/Пер. с англ. Общ. ред. С. Ф. Горбова и В. П. Зинченко. Вступ. ст. В. П. Зинченко. М.: Прогресс, 1987. -336 с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очер.: Кн. для учителя/ Послесл. В. В. Давыдова. 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991.-90 с.
- Галин А.Л. Влияние творчества на развитие отношений личности.: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.01.- М., Новосибирск, 1999.-211 с.
- Галин А.Л. Личность и творчество: Психологические этюды. Новосибирск: Новое книжное изд-во, 1989. — 128 с.
- Галич Т.Н. Развитие креативности в условиях инновационного обучения: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.07. Казань, 1999. — 214 с.
- Галкина Т.В. Психологический механизм решения задач па оценку и• самооценку// Психология творчества. М. г Наука, 1990. — С. 149−158.
- Галкина Т.В., Алексеева Л. Г. Методика определения уровня развития речемыслительной креативности// Психол. журнал. 1992. — Т. 13. — № 4. — С-88−94.
- Гатанов Ю.Б. О пользе старого дивана, или как развить креативность// Школьный психолог. 1999. — № 4. — С. 8−9.I
- Гиппиус С.В. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. -СПб.: Речь, 2001−346 с.
- Глас, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Дж. Глас, Дж. Стэнли- Пер. с англ. JI.И. Хайрусовой- Общ. ред. Ю.П. Адлера- Послесл. Ю. П. Адлера и А. I I. Ковалева М.: Прогресс, 1976. — 495 с.
- Гнатко Н.М. Преобразование потенциальной креативности в актуальную в ходе овладения шахматной игрой: Дисс. канд. психолог, наук. М, 1993. — 255 с.
- Голицын Г. А. Информационный подход в психологии творчества// Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 210−232.
- Гоуэн Д.К. Новые соображения о развитии способности к творчеству// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Серия 8. Науковедение. — 1978. -№ 4. —С. 97−100.
- Грибов Ю.А. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей// Вопросы психологии. 1989. — № 2. — С. 15−23.
- Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. — 554 с.
- Деркач А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: Луч, 1993.
- Дерябо С.Д. Учителю о диагностики эффективности образовательной среды (Пособие для учителя)/Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. — М., 1997.-222 с.
- Довгань А.А. Общение как способ развития творческого потенциала личности: Дисс. канд. философ, наук. — Киев, 1985. — 169 с.
- Дорфман Л.Я., Ковалева Г. В. Основные направления исследований креативности в пауке и искусстве// Вопросы психологии. 1999. — № 2. — С. 101−106.
- Дружинин В.П., Хазратова Н. В. Экспериментальное исследование, формирующего влияния микросреды па креативность// Психологический журнал.— 1994.—Т. 14. № 4.—С. 83−93.t
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. — 368 е.: (Серия «Мастера психологии»).
- Дружинин В.Н. Деятельность, подражание, творчество// Ежегодник. Российское психологическое общество. Антология современной психологии конца XX века. Т. 7. — Вып. 3. — Казань, 2001. — С. 251−258.
- Дудецкий А.Я. «Бином фантазии» фантазия или реальность?// Мир психологии.-2001.-№ 1.-С. 182−189.
- Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества. — Смоленск, 1974.-234 с.
- Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления// Психология мышления.— М.: Прогресс, 1965.-С. 21−85.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. — JL: Изд-во Ленингр. Ун-та, 1985. — 167 с.
- Емельянов Ю.Н. Теория и практика совершенствования коммуникативной компетентности: Дис.докт.психол.наук. — Л., 1991. — 403 с.
- Ерастов Н.П. О специфике подготовки индустриального психолога// Проблемы индустриальной психологии. Ярославль, 1975. — Вып.2.
- Ермоласва-Томииа Л. Б. Проблема развития творческих способностей детей (по материалам зарубежных исследований)// Вопросы психологии. — 1975.-№ 5.—С. 166−176.
- Ермолаева-Томииа Л. Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности// Психология• творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред. Я. Л. Пономарева. — М., 1990. — С. 117−130.
- Жуков Ю.М., Петровская Л. Л., Растянников П. В. Диагностика и развитие компетентности в общении: Спец. практикум по социальной психологии. М.: МГУ, 1990.—104 с.
- Жукова Е.С. Динамика становления творческих способностей на протяжении дошкольного и младшего школьного возраста: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.07. М., 2000. — 423 с.
- Зайцев С.В. Оценка способностей воспитателей к децептрации// Вопросы психологии. 1995. — № 4. — С. 36−48.
- Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения// Вопросы психологии. 1993. — № 2. -С. 54−62.
- Закирова Л.М. Развитие творческих компонентов интеллектуальной деятельности личности в период профессиональной подготовки учителей: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.01. Казань, 2001. — 158 с.
- Зарецкий В.К., Холмлгорова А. Б. Смысловая регуляция решения творческих задач// Исследование проблем психологии творчества. М.- Наука, 1983.-С. 62−101.
- Зел’ьцерман, Бронислав, Рогалева Н. Учись! Твори! Развивайся! (Игры для развития мышления, речи, общения, творчества): Метод, разработка. 2-е изд. — Рига: Эксперимент, 1997. — 125 с.
- Иванова Т.В. Остроумие и креативность// Вопросы психологии. 2002. -№ 1. — С. 76−88.
- Изучение личности школьника: Учеб.-метод. пособие/ Е. А. Курносикова, Л. В. Шукшина, В. В. Слугин и др. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2000.112 с.
- Ильенков Э.В. Личность и творчество/ Ии-т филос. РАН: Отв. ред. В. А. Лекторский. М.: Языки рус. культуры, 1999. — 262 с.
- Ильенков Э.В. Об эстетической природе фантазии// Вопросы эстетики. -1964.-№ 6.-С. 46−92.
- Ильенков Э.В. Философия и культура: Сборник. М.: Политиздат, 1991. — 462 с.
- Каган М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Каган М.С., Эткинд A.M. Общение как ценность и как творчество// Вопросы психологии. — 1988. № 4. — С. 25−34
- Кала У.В. Формирование у старшеклассников творческого отношения к общению. Дисс. канд. педаг. наук. — Тарту, 1982. — 281 с.
- Кала У.В. О креативности в сфере общения// Проблемы детской и педагогической психологии. Обзорная информация НИИ ОП АПН СССР. Вып. IX. Москва, 1976. — С. 35−38.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Пед-ка, 1981.-200 с.
- Калошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности (нормативный подход). — М.: Изд-во Москов. ун-та, 1983. — 168 с.
- Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1987. — 190 с.
- Кан-Калик В.А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. — М.: Педагогика, 1990. 144 с.
- Кедров Б.М. О диалектике научных открытий// Вопр. фил. —№ 12. — 1966. —С. 26−34.
- Климов Е.А. Как выбирать профессию: Кн. для уч-ся. — 2-е изд. доп. и перераб.— М.: Просвещение, 1990. — 159 с. (О профессиях, производстве и людях труда).
- Клюева Н.В., Касаткина Ю.В.Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
- Ковалев Г. А. Основные направления использования активного социально психологического обучения в странах Запада// Психол. жури. -1989. № 1. -Т.10.-С. 127−136.
- Козленке В.М. Проблема креативности личности// Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. Под ред., Я. А. Пономарева. — М., 1990. —С. 131−148.
- Кон И. С. Психология ранней юности: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 255 с.
- Краткий тест творческого мышления. Фигурная форма': Пособие для школьных психологов. М.: ИНТОР, 1995. — 48 с.
- Критская В.П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической у,' деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во1. МГУ, 1991.
- Кудрявцев В.Т. Выбор и надситуативность в творческом процессе: опыт логико-психологического анализа проблемы// Психологический журнал. -1997.-Т. 18.-№ 1.-С. 16−29.
- Кудрявцев В.Т. Воображение ребенка: Природа и развитие// Психологический журнал. 2001 — Т. 22. — № 5. — С. 57−68.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1983. — 391 с.
- Ломброзо, Чезаре. Гениальность и помешательство/ Общ. ред., предисл.
- Л. П. Гримака. М.: Республика, 1995. — 398 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-445 с.
- Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии/ Отв. ред.А. А. Бодалев. М.: Наука, 1981.-С. 3−24.
- Леви В.Л. Искусство быть другим. — М.: Знание, 1980. — 208 с.
- Лезин Б.А. Художественное творчество как особый вид экономии мысли// Вопросы теории и психологии творчества, Т. 1., Харьков, 1907.
- Личко А.Е. Психопатии и акцептуации характера у подростков. — Л.: Медицина, 1983.—256 с. Т
- Ложникова Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе. Учебное пособие. — Кемерово: Кемеровский госуниверситет, 1994.— 173 с.
- Лук А. Н. Психология творчества. — М.: «Наука», 1978. — 127 с. (АН СССР Сер. «Наука и технический прогресс «).
- Лук А. Н. Юмор, остроумие, творчество. М.: Наука, 1980. — 148 с.
- Луковников Н.Н. Структурная организация мышления// Исследование проблем психологии творчества. М.: Наука, 1983. — С. 232−247.
- Лютова Е.К. Развитие личности и креативности школьников с различными уровневыми и структурными характеристиками интеллекта: Дисс.канд. психол. наук: 19.00.01. СПб., 2000. — 192 с.
- Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. Пер, с англ./ Пре-дисл. А. Я. Варга. — М.: Международная педагогическая академия, 1994.— 368 с.
- Марасанов Г. И. Социально- психологический тренинг.- М.: Изд-во «Совершенство», 1998.- 208 с.
- Меерович М.И., Шрагина Л. И. Технология творческого мышления: Практическое пособие.- Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000.- 432 с.
- Меньшикова Л.В. Развитие механизмов децентрации в процессе обучения студентов деловому общению// Ежегодник РПО «Психология и практика». — Ярославль, 1998. — Т. 4. — Вып. 2.
- Миккип X. Цели, процессы и методы видеотренинга руководителей// Человек. Общение и жилая среда. Таллин, 1986.
- Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основные вопросы теории. М.- Педагогика, 1975. — 368 с.
- Майерс Д. Социальная психология: Учебник./ Пер. с англ. СПб.: Питер Ком, 1998.-688 с.
- Матюшкип A.M. Концепция творческой одаренности// Вопросы психологии. — 1985. № 6. — С. 29−33.
- Матюшкии A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. — М.: Педагогика, 1972.— 168 с.
- Мелик-Пашаев А. А. Об источнике способности человека к художественному творчеству// Вопросы психологии. 1998. — № 1. — С. 28−33.
- Микалко М. Тренинг интуиции. СПб.: Питер, 2001. — 192 с.
- Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта: Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливана: Руководство по использованию. — СПб, ГП «ИМАТОН», 1996. — 56 с.
- Мудрик А.В. Общение как педагогическая проблема// Психолого-педагогические проблемы общения. Под ред. А. А. Бодалева. — М.: НИИ общей педагогики АПН СССР, 1979. —С. 8−16.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. — М.: Педагогика, 1984.— 112 с.
- Налчаджян А.А. Некоторые психологические и философские проблемы интуитивного познания (интуиция в процессе научного творчества). — М.: Мысль, 1972.—271 с.
- Натаров В.И. Влияние курса социально-психологического тренинга на самооценку «Я-образа»// Психологический журнал. — 1990.— Т. 11. — № 5.• -С. 25−34.
- Недоспасова В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Дисс.. канд. Психол. наук. — М.: НИИ общей и пед. психологии АПН СССР, 1972. —154 с.
- Новлянская З.Н. Почему дети фантазируют. М.: Знание, 1978. — 48 с.
- Овсянико-Куликовский Д. Н. Вопросы психологии творчества. — СПб., 1902.
- Одаренные дети/ Пер. с англ. Общ. ред. Г. В. Бурменской и др. Предисл. В. М. Слуцкого —М.: Прогресс, 1991 —380 с.
- Ожиганова Г. В. Подражание поведению взрослого как механизм формирования креативности у детей: Дисс.канд. психол. паук: 19.00.01. М., 1999.-240 с.
- Ожиганова Г. В. Диагностика и формирование креативости у детей в процессе учебной деятельности// Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 2. — С. 75−85.
- Олах Л. Творческий потенциал и личностные переменные// Р. Ж. Общественные науки за рубежом. Сер. Науковедение — 1968. — № 4. — С. 69−73.
- Опыт компьютерной педагогической диагностики творческих способностей/ В. Н. Андреев, Г. В. Здебская, О. Б. Харченко и др.- Науч. ред. В. И. Андреев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1989. — 140 с.
- Осинова Т.Ю. Психологические условия развития коммуникативной креативности у студентов технического вуза: Дисс.канд. психол. наук.: 19.00.07. Томск, 2000. — 198 с.
- Основные современные концепции творчества и одаренности/ Под ред. проф. Д. Б. Богоявлетской. М.: Молодая гвардия, 1997. — 416 с.
- Панферов В.Н. Восприятие и интерпретация внешности людей// Вопросы психологии. — 1974. — № 2. С. 59−64.
- Пашукова Т.Н. Эгоцентризм в подростковом и юношеском возрасте: причины и возможности коррекции. — М.: Институт практической психологии, 1998. — 160 с.
- Пашукова Т.И. Эгоцентризм: основные психологические характеристики, закономерности и механизмы формирования коррекции: Автореф. дис. докт. психол. наук.- М., 2002. 39 с.
- Петрайтите A.M. Связь интеллектуальных творческих способностей с экстраверсией-интроверсией// Вопросы психологии. — 1981. — № 6. — С. 111−115.
- Петровская J1.A. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. — М.: Изд-во МГУ, 1982. — 168 с.
- Петровская JI.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. — М.: Изд-во Москов. Ун-та, 1989. — 216 с.
- Петровский В.Л. Психология иеадаптивиой активности/ Рос. открытый ун-т (РОУ). М.: ТОО ГОРБУНОК, 1992. — 224 с.
- Платон. Избранные диалоги. — М., 1966.
- Пойа Д. Математика и правдоподобные рассуждения.— М., 1957.
- Пономарев Я.Л. Тенденции развития психологии творчества (вместо введения)// Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная.1. М., 1990. — С. 3−12.
- Пономарев Я.А. Фазы творчества и структурные уровни его организаций// Вопросы психологии. — 1982. — № 2. — С. 5−13.
- Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. — М.: «Педагогика», 1976.—280 с.
- Пономарев Я.А. Психология творчества. М.: «Наука», 1976. — 304 с.
- Пономарев Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода// Проблема общения в психологии. Отв. ред. Б.Ф. JIomob. — М.: «Наука», 1981. — С. 79−91.
- Пономарев Я.А., Гаджиев Ч. М. Закономерности общения в творческом коллективе// Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная.- М.: Наука, 1990. С. 92−104.
- Прутченков А.С. Социально-психологический тренинг в школе/ 2-е изд., дополн. и перераб. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. — 640 с.
- Психогимнастика в тренинге/ Под ред. Н. Ю. Хрящевой. — СПб.: Институт Тренинга, 2000. — 256 с.
- Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная/ Пономарев Я.А.- Семенов И.Н.- Степанов С. Ю. и др.- Отв. Ред. Я.А.Пономарев- АН СССР, Ин-т психологии. М.: Наука, 1990. — 222 с.
- Психологическая диагностика: Проблемы и исследования/ Под ред. К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1981. — С. 70−74.
- Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений/ В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. М.: Академия, 2001. — 288с.
- Психология мышления. Сборник переводов с нем. и англ/ Под ред. и вступит, статьей канд. пед. Наук A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. -532 с.
- Пуанкаре А. Математическое творчество. — Юрьев, 1909.
- Пушкин В.Н. Эвристика — наука о творческом мышлении. — М.: Политиздат, 1967. — 272 с.:(«Над чем работают, о чем спорят философы»).
- Развитие и диагностика способностей/ Л. Г. Ллексеева, A.M. Воронин, Т. В. Галкипа и др.- Отв. Ред. В. И. Дружинин, В. Д. Шадриков.- АН СССР, Инт психологии. М.: Наука, 1991. — 177 с.
- Ратанова Т.А., Шляхта Н. Ф. Психодиагностические методы изучения личности. М., 1998. — 264 с.
- Развитие творческой активности школьников/ А. М. Матюшкин, К. С. Аверина, Г. Д. Чистякова и др.- Под ред. A.M.Матюшкина- НИИ общ. И пед. Психологии АНП СССР. М.: Педагогика, 1991. — 155 с.
- Растянпиков А.В. Рефлективное развитие компетентности в совместном творчестве/ А. В. Растянников, С. Ю. Степанов, Д. В. Ушаков. М.: ПЕРСЭ, 2002.-320 с.
- Рибо Т. Творческое воображение. — СПб., 1901.
- Романов К.М. Психология межличностного познания. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1993. -148 с.
- Романов К.М. Формирование психологического мышления учителя: Учеб. пособие. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1994. -108 с.
- Романов К.М. Особенности мышления, функционирующего в структуре межличностного познания// Мир психологии. 2001. — № 1. — С. 141−145.
- Романов К.М., Гаранина Ж:Г. Практикум по общей психологии. Учеб. пособие/ Под ред. К. М. Романова. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2002. — 320 с.
- Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй/ Пер с ит. Ю. А. Добровольский. М.: Прогресс, 1978. — 212 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т.ТЛ.- М.: Педагогика, 1989.- 488 с.
- Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: В 2 т.Т.Н.-М.: Педагогика, 1989.-328 с.
- Роджерс К. Взгляд па психотерапию. Становление человека. М.: Изд-во Прогресс, Универс., 1994. — 480 с.
- Роджерс Н. Творчество как усиление себя// Вопросы психологии. —1990.— № 1. — С. 164−168.
- Розен Г. Я. Обзор литерагуры по проблемам научного и технического творчества в США// Исследования, но психологии научного творчества в США. М., 1966.
- Розет И.М. Психология фантазии: Эксперим. тсорет. исслед: внутр. закономерностей продуктив. умств. д-ти. — Минск: Университетское, 1991. -339 с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика/ Пер. с англ. Общ. ред. и вступ. ст. Л. П. Петровской. — 2-е изд. — М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
- Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека// Психологический журнал.— 1989.— Т. 10. — № 1.— С. 10−21.
- Сапогова Е.Е. Соотнесение частей и целого как один из возможных механизмов детского воображения// Вопросы психологии. 1990. — № 6. — С. 4552.
- Сафонцева С.Ф. Взаимосвязь различных типов интеллекта и креативности у экстравертов и интравертов: Дисс.канд. психол. паук: 19.00.01. М., 1999. — 188 с.
- Секей А. Знание и мышление// Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.-С. 343−365.
- Солдатова ЕЛ. Креативность в. структуре личности: (На прим. развития креативности в подростковом возрасте): Дисс.канд. пснхол. наук: 19.00.01. -СПб., 1996.- 170 с.
- Солсо Р.Л. Когнитивная психология. (Пер. с англ.). М.: ТРИВОЛА, 1996. — 600 е.: (Опыт мастеров психологии).
- Степанов С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека.1. М.: Наука, 2000.- 174 с.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н. Рефлексивно-инновационный процесс: модель и метод изучения// Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная. М., 1990. — С. 64−91.
- Степанов С.Ю., Семенов И. Н., Зарецкий В. К. Исследование организации продуктивного мышления// Исследование проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983. С. 101−133.
- Стерпберг Р., Григорепко Е. Инвестиционная теория креативности// Психол. журн. 1998.-Т.19. — № 2. — С. 144−159.г '
- Столяренко A.M. Психология и педагогика: Учебное пособие для вузов. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.- 423 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб.: Речь, 2002.-350 с.
- Симаповский А.Э. Развитие творческого мышления детей: Попул. пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996. — 192 с.
- Сироткипа И.Е. Гений и безумие: из истории идеи// Психол. журн. 2000. -Т. 21. -№ 1.-С. 116−124.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей, популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996. — 208 с.
- Суходольскпй Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л.: Издат-во Леиннгр. ун-та, 1972. — 429 с.
- Тафель Р.Е. Диализ исследований творческих способностей в американской психологии// Вопросы психологии. — 1972.— № 4. — С. 166−174.
- Техническое творчество: теория, методология, практика- Энциклопедический словарь-справочник/ Под ред. Л. И. Повинкина, В. В. Попова. М.: НПО -Ипформ-систсма, 1995. — 408 с.
- Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Изд-во Моск. Ун-та, — 1969. — 304 с.
- Торшина К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии// Вопросы психологии. 1998. — № 4. — С. 123−132.
- Трик Х.Е. Основные направления экспериментального изучения творчества// Хрестоматия по общей психологии. М., 1981. — С. 298−305.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов/ Под ред. В. А. Ядова, Н. В. Кузьминой. М.: Изд-во ЛГУ, 1980. — 144 с.
- Урбан К.К. Поощрение и поддержка креативности в школе// Иностранная психология. 1999. -№ 1.- С. 41−51.
- Ухтомский А.А. Письма// Пути в незнаемое. М., 1973.
- Учителю об одаренных детях/ Под ред. В. П. Лебедевой, В. И. Панова. — М.: Молодая гвардия, 1997. 354 с.
- Ушаков Д.В. Творчество и «дарвиновский способ» его описания// Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 3. — С. 104−111.
- Фернандес, Доминик. Древо до корней: психоонапиз творчества/ Пер. с фр. Д. Соловьева. СПб.: ИНАПРЕСС, 1998. — 240 с.
- Флоренская Т.А. Диалог как метод психологии консультирования (духовно-ориентированный подход)// Психологический журнал. 1994.- Т. 15.-№ 5.-С. 44−55.
- Формирование творческих способностей: сущность, условия, эффективность/ Свердлов. Инж.-пед. Ин-т- Редкол.: С. З. Гончаров (отв. ред.) и др. -Свердловск: СИПИ, 1990. 153 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование/ Пер. с нем.- Под ред. Р.Ф. Додель-цева, К. М. Долгова. М.: Республика, 1995. — 400 с.
- Хазратова Н.В. Формирование креативности под влиянием социальной микросреды: Дисс. канд. психолог, наук. — М-, 1994. — 155 с.
- Хараш Д.У. Личность, сознание и общение: к обоснованию интерсубъективного подхода в исследований коммуникативных воздействий// Психолого-педагогические проблемы общения. Под ред. А. А. Бодалева. — М.: НИИ ОП АПН СССР, 1979. — С. 17−35.
- Хрящева Н.Ю. Креативность как фактор адаптации в изменчивом мире// Психология: итоги и перспективы (30 лет факультету СПбГУ). Тезисы научно-практической конференции 28−31 октября 1996 года. СПб., 1996. — С. 4950.
- Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). — СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Циген Т. Физиологическая психология в 15 лекциях. — СПб., 1909.
- Цукарь А. Я. Уроки развития воображения. М.: Рольф, 2000. — 208 с.
- Цзен Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272 с.
- Цуканова Е. В. Психологические трудности межличностного общения. — Киев: Вища шк., 1985. 159 с.
- Цуканова Е.В. Деструктивные параметры взаимодействия в ситуации временного дефицита// Психологические исследования общения. Отв. ред. Б. Ф. Ломов и др. — М.: Наука, 1985. — С. 285−299.
- Шрагина Л.И. Оригинальные ассоциации по сходству как компонент креативности// Психологический журнал. 2000. — Т. 21. — № 4. — С. 73−78.
- Шумакова Н.Б., Щебланова Е. И., Щербо Н. П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников// Вонр. психологии. 1991.1.-С. 27−32.
- Элькопин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-560 с.
- Юнг К. Психология бессознательного/ Пер. с нем. М.: ООО Изд-во АСТ-ЛТД, KAHOII+, 1998.-400 с.
- Яковлева Е.Л. Психология развития творческого потенциала личности: • Учеб. метод, лит. — М.: Флинта, 1997. — 224 с.
- Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника// Вопросы психологии. — 1996. № 3. — С. 28−34.
- Яковлева Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития// Вопросы психологии. — 1997. — № 4. — С. 20−27.
- Ярошевский М.Г. На путях к общей теории творчества// Художественное и научное творчество. Под ред. Б. С. Мейлаха. — Л.: «Наука», 1972. — С. 1936.
- Amabile Т.М., Hennessey В.А. The conditions of creativity// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 11—43.
- Amabile T.M., Collins M.A. Creatine // Manstead A.S.R., Hewstone M. (eds.) The Blackwell encyclopedia of social psychology. Oxford: Blackwell Publ., 1996. P. 142—144.
- Barron F. Putting creativity to work// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 76—98.
- Cattell R.B. Personality and learning theory. N.Y.: Spring, 1979.
- Chikszentmihalyi M. Socity, culture, and person: A sistem view of creativity// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 325—339.
- Chikszentmihalyi M. Creativity. Flow and the psychology of discovert and invention. N.Y.: Harper Perennial, 1997.
- Dauw D.E. Life experience, vocational needs and choices of original thinkers and good elaboration. Doct. diss., 1965.
- Dutta-Roy D. Personality model of fine artists// Creat. Res. J. 1996. v. 9. P. 391—394.
- Eysenck H.J. Genius. The natural history of creativity. Cambridge: Camb. Univ. Press, 1995.
- Feldman D.Y., Csikszentmihalyi M., Gardner II. Changing the world: A framework for the study of creativity. Yale: Yale Press, 1994.
- Farley F. The big T in personality// Psychol. Today. 1986. v. 20. N 5. P. 4—52.
- Fodor J. The modularity of mind. Cambridge, Mass.: MTT Press, 1983.
- Gruber H., Davis S. Inching our way up Mount Olympus: the evolving-sistem approach to creative thinking// R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 243 270.
- Guilford J. Personality. N.Y. 1959.
- Guilford J.P. Creativity// Am. Psychologist. 1950.V. 5. P. 444—454.
- Kneller G.F. The art of science and creativity.N.Y., 1965.
- Ludwig A.M. The price of greatness. Resolving the creativity and madness controversy. N.Y.- L: The Guildford Press, 1995.
- MacKinnon D.W. Personality and the realizatin of creative potential// Am. Psychologist. 1965.V.20. P. 273—281.
- Mednick S.A. Tbe associative basis of the creative process// Psychol. Rev. 1969. N2. P. 220—232.
- Maslow A. Motivation and personality (3rd. ed.). N.Y.: Harper and Row, 1987.
- Posr F. Creativity and psychopathology: A study of 291 world-famous men// Brit. J. Psychiatry. 1994. v. 165. p. 22—34.
- Rogers C.R. On becoming a person. Boston: Houghton Mifflin, 1961.
- Sapp D. David. The point of creative frustration and creative process: a new look at old model// Journal of creative behavior. 1992. — 26(1).p.21 -28.
- Simonton D. Scientific Genius: A psychology of science. Cambridge, 1990.
- Sternberg R., Lubart T. Defying the croud: Cultivating creativity in a culture of. conformity. N.Y.: Free Press, 1995.
- Taylor C.W., Barron F. Scientific creativity: its recognition and development. N.Y., 1963.
- Torrancc E.P. Scientific views of creativity and factors affecting its growth. Daedalus: Creativity and Learning, 1965. p. 663−679.
- Torrance E.P. Growing up creatively gifted: A 22-year longitudinal study// Creative Child and Adult Quarterly. 1980. — v.5. — p. 148−170.
- Torrance E.P.The nature of creativity as manifest in the testing// R. Sternberg, T. Tardif (cds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. P. 4375.
- Wallach MA., Kogan NA. A new look at the creativity-intelligence distinction// J. Personality. 1965. v. 33. p. 348—369.
- Weisberg P. S., Springer K.J. Environmental! factors in creative function// Arch. Gen. Psychiatric, 1961.v.5.
- Weiser J.S. A study of college of education students divided decoding to creative ability. Doct. diss., 1962.
- Wallis G. The art of Thought. N.Y., 1926.