Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Совершенствование исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для предприятий питания объективно характерна неравномерная загруженность и колебания спроса в зависимости от времени суток, что обусловлено различной интенсивностью предъявления спроса в течение дня. На спрос влияет и месторасположения предприятий питания: спрос на продукцию и услуги носит сезонный характер, интенсивности в зависимости от дней недели Процесс потребления в общественном питании… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА
    • 1. 1. Потребности, потребление и спрос населения на продукцию и услуги общественного питания.i. ^q
    • 1. 2. Особенности спроса на продукцию и услуги общественного питания. ^
    • 1. 3. Факторы, формирующие спрос на продукцию и услуги общественного питания и закономерности его развития. ^
  • ГЛАВА. ' 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ И
  • ФАКТОРОВ ЕГО ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ
    • 2. 1. Исследование потребителей продукции и услуг общественного питания. ^
    • 2. 2. Исследование производства продукции и услуг в общественном питании потребительской кооперации в рыночных условиях. ^
    • 2. 3. Исследование спроса населения на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации и факторов на него влияющих. ^
  • ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СПРОСА НА ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ. п?
    • 3. 1. Прогнозирование спроса населения на продукцию и услуги общественного питания. ^
    • 3. 2. Исследование спроса населения на продукцию и услуги общественного питания на основе анкетирования
    • 3. 3. Концептуальные направления развития спроса на продукцию и услуги общественного питания. ^

Совершенствование исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. В настоящее время наблюдаются позитивные изменения в развитии отечественного рынка продукции и услуг общественного питания. Среди современных рыночных механизмов, которые эффективно внедряются в сфере общественного питания, особое внимание уделяется маркетингу. Основная задача современного предприятия общественного питанияудовлетворять желания и потребности потребителя. Поэтому как в оперативной маркетинговой деятельности, так и при разработке стратегии маркетинга на длительную перспективу важное значение приобретает исследование и прогнозирование спроса на продукцию и услуги общественного питания.

В первые годы рыночных преобразований наблюдался резкий спад оборота общественного питания потребительской кооперации в результате негативного воздействия многих объективных и субъективных факторов общеэкономического и внутрисистемного характера, ограничивших масштабы деятельности предприятий питания. Потребовалось десятилетие для укрепления позиций предприятий общественного питания потребительской кооперации в конкурентной среде.

Для обеспечения устойчивого развития отрасли возникает необходимость в совершенствовании маркетинговой деятельности, системном изучении спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации. В то же время следует признать, что существенной проблемой, ограничивающей развитие маркетинговой деятельности, является недостаточное научно-методическое обеспечение исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации.

Недостаточная проработка указанной проблемы обусловливает актуальность выбранной темы диссертационной работы.

Степень разработанности проблемы. Теоретическую основу диссертационного исследования составили труды российских ученых: И. К. Беляевского, JI.A. Брагина, Г. А. Васильева, Т. П. Данько, А. П. Дурович, О. П. Ефимовой, Н. А. Ефимовой, П. С. Завьялова, С. Б. Жабиной, Н. И. Кабушкина, Г. Д. Кулагина, JI.C. Кучер, Н. А. Нагапетьянца, И. Н. Смагиной, Д. А. Смагина, Р. А. Фатхутдинова, JI.M. Шкуратовой и др. Среди зарубежных ученых, внесших значительный вклад в теорию маркетинговых исследований, следует выделить труды: М. Альберта, И. Ансоффа, Ф. Котлера, М. Мак-Дональда, Э. Портера, Ю. Сала, Дж. Стрикленда, А. А. Томпсона, Ф. Хедоури, Дж. Энджела и др.

Отдельные аспекты развития теории маркетинга, в том числе спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации, исследовались Л. П. Дашковым, А. В, Исаенко, В. В. Салием, JI.T. Снитко, Е. Е. Тарасовой, Р. А. Тедеевой, В. И Тепловым, A.M. Фридманом и др.

В то же время научные разработки проблемы исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации нельзя признать исчерпывающими, что обусловлено мобильностью развития рыночных отношений, динамикой научно-технического прогресса, появлением новых проблем, требующих научно-обоснованных решений. В связи с этим возникает необходимость более глубокого научного исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации.

Потребность в разработке теоретических и методических подходов к изучению спроса и практическая необходимость совершенствования исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации определили выбор темы, цель и задачи диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Целью диссертационного исследования является разработка отдельных теоретических положений, методических подходов и практических рекомендаций по совершенствованию исследования и развития спроса населения на продукцию и услуги общественного питания организаций потребительской кооперации для укрепления их позиций в конкурентной среде.

Достижение поставленной цели обеспечивалось реализацией следующих задач: -изучение теоретических основ исследования потребностей, потребления и спроса населения;

— выявление особенностей спроса населения на продукцию и услуги общественного питания;

— определение факторов, формирующих спрос населения на продукцию и услуги общественного питания;

— исследование потребителей продукции и услуг общественного питания потребительской кооперации;

— изучение предложения продукции и услуг предприятий общественного питания потребительской кооперации;

— исследование спроса на продукцию и услуги общественного питания и факторов, на него влияющих;

— разработка методики анкетирования и проведение анкетного опроса населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, для изучения и рационального формирования спроса в общественном питании;

— разработка методических подходов к оценке и прогнозированию спроса населения на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации;

— обоснование концептуальных направлений развития спроса общественного питания потребительской кооперации.

Предметом исследования является совершенствование исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации.

Объектом исследования определены предприятия общественного питания потребительской кооперации, потребительские общества и союзы потребительских обществ России.

Содержание диссертации соответствует области исследования п. 3.7 Паспорта специальностей ВАК (экономические науки) — технологии проведения маркетинговых исследований рынков товаров и услуг.

Теоретико-методологической основой диссертационной работы явились диалектический и системный подходы, объективные экономические законы. Для решения прикладных задач использовались методы сравнения, аналитических группировок, индексный метод, корреляционно-регрессионный анализ, метод экспертных оценок, экономико-статистическое моделирование, анкетный опрос.

Информационная база сформирована на основе использования действующих законодательных актов Российской Федерации, указов Президента и постановлений Правительства РФматериалов Федеральной службы государственной статистики (Росстат) — официальной статистической отчетности Центросоюза РФбухгалтерской и статистической отчетности потребительских обществ и их союзовматериалов I специальных обследований организаций потребительской кооперации, проведенных автором.

Научная новизна исследования заключается в следующем: обобщены существующие теоретические подходы к определению основных элементов формирования и реализации спросаисследована взаимосвязь потребностей, потребления и спроса на основе требований маркетинговой концепцииобоснована система личных потребностей и показатели их оценки, исходя из иерархии и соизмеримости потребностей на различных количественных и качественных уровняхопределены особенности спроса на продукцию и услуги общественного питания исходя из объекта спроса и дифференциации уровня услугпроведено исследование спроса на продукцию и услуги общественного питания в системе потребительской кооперациисистематизированы факторы формирования спроса на продукцию и услуги общественного питания с выделением внешних и внутренних, общих и специфических, ценовых и неценовыхпредложена классификация факторов по выявленным признакам, позволяющая осуществить комплексную оценку спросадана оценка факторов динамики спроса в общественном питании потребительской кооперации с учетом специфики функционирования кооперативных организацийпроведена сегментация потребителей, определены целевые группы потребителей продукции и услуг общественного питания потребительской кооперации по выделенным признакамопределены условия формирования предложения продукции и услуг общественного питания: дана оценка материально-технической базы предприятий общественного питания потребительской кооперации, объема и ассортимента реализуемой продукции и услуг, перспектив дальнейшего развитияразработаны и апробированы методические подходы к оценке и прогнозированию спроса населения на продукцию и услуги общественного питания по инерционному и оптимистичному вариантам, базирующиеся на использовании предложенного коэффициента спросаразработаны рекомендации по совершенствованию информационного обеспечения исследования спроса в организациях потребительской кооперации на основе предложенной схемы движения информационных потоков по изучению и формированию спроса на предприятиях общественного питанияпредложена и апробирована методика анкетирования потребителей продукции и услуг общественного питания потребительской кооперации, позволяющая проводить сегментацию потребителей и обеспечивающая информационную основу для принятия маркетинговых решенийразработаны концептуальные направления развития спроса населения на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации, включающие комплекс рекомендаций по совершенствованию ассортиментной, ценовой и рекламной политики, управлению качеством продукции и услуг, развитию материально-технической базы, совершенствованию производства и обслуживания на предприятиях питания, системы стимулирования сбыта.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее результаты могут быть использованы в практике деятельности организаций потребительской кооперации по совершенствованию исследования спроса на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации и разработке направлений его развития.

Исследование факторов, формирующих спрос на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации, позволит расширить информационную основу для принятия обоснованных решений при управлении маркетинговой деятельностью.

Предложенная методика анкетирования потребителей продукции и услуг общественного питания потребительской кооперации позволяет выявлять покупательские предпочтения и проводить сегментацию потребителей, что будет способствовать совершенствованию процедуры маркетинговых исследований.

Комплекс рекомендаций по развитию спроса общественного питания и его прогнозированию позволит осуществлять стратегическое управление развитием отрасли на более высоком уровне.

Реализация на практике полученных в диссертации результатов будет способствовать развитию спроса населения на продукцию и услуги общественного питания, совершенствованию маркетинговой деятельности, укреплению конкурентоспособности организаций потребительской кооперации.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения работы обсуждались на научно-практических конференциях Белгородского университета потребительской кооперации, Воронежского кооперативного института (филиала) Белгородского университета потребительской кооперации, Чебоксарского кооперативного института в 2002;2007 годах.

Содержащиеся в диссертационной работе рекомендации приняты к внедрению в практику работы Белгородского потребсоюза (акт внедрения от 18. 05. 2005 г.), Тимского райпо Курского потребсоюза (акт внедрения от 5.09.2005 г.), Вейделевского райпо Белгородского потребсоюза (акт внедрения от 16.10.2006 г.).

Результаты исследования используются в учебном процессе Белгородского университета потребительской кооперации (справка о внедрении от 14.03.2007 г.).

Публикации. По теме исследования опубликовано 9 научных работ, общим объемом 8,43 п.л., из них 4,83 п.л. — авторских, в том числе в издании, рекомендованном ВАК.

Структура диссертационной работы определялась целью и задачами, поставленными и решенными в процессе исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе выполнения исследования нами сделаны следующие выводы:

В рыночных условиях хозяйствования вся производственная, торговая, кадровая и иная деятельность предприятий подчиняется маркетингу, его правилам и принципам.

Маркетинговая концепция рынка требует исследования потребностей для того чтобы субъект рынка знал, что производить. Под потребностью понимается желание или необходимость обладать (пользоваться) данным продуктом (услугой), нужным для самого воспроизводства жизни (в производственной сфере — обеспечения производственного цикла) и поддержания определенного уровня жизни Потребности выражаются в объектах, способных удовлетворить нужду тем способом, который присущ культурному укладу данного общества.

Внешней формой проявления потребностей на отраслевом рынке товаров и услуг является спрос.

В настоящее время, в соответствии с общепринятыми подходами, спрос определяют как категорию, присущую товарному производству, проявляющуюся на рынке и выражающую совокупную платежеспособную потребность в товарах, услугах, которая складывается из множества конкретных требований потребителей, то есть составляющими понятия «спрос», вне которых он не может существовать, являются: наличие потенциальных потребителей с определенными потребностями, то есть желанием купитьобеспеченность потребности денежными доходамивозможность удовлетворить потребность — наличие товарного предложения, по объему, структуре и уровню цен соответствующего потребностям и покупательской способности.

Спрос отражает потребность в конкретном количестве товаров и услуг определенного потребительского назначения и отражает не всю потребность, а лишь обеспеченную денежными средствами. Но спрос сиюминутен и подвержен сильным колебаниям, а потребности достаточно стабильны, их довольно точно можно прогнозировать. Поэтому потребность не равнозначна спросу.

Для целенаправленного регулирования спроса потребителя предприятиям общественного питания необходимо знать факторы, воздействующие на величину спроса. Их называют детерминантами спроса.

Формирование спроса представляет собой процесс, протекающий под влиянием факторов (детерминант) внешней среды, предопределяющих развитие спроса на продукцию и услуги в целом, но степень их влияния, направления воздействия, значимость для общественного питания отличаются от детерминант спроса на продовольственные товары и вытекают из его особенностей. Все факторы, влияющие на процесс формирования спроса, можно подразделить на внешние, обусловленные действием внешней макросреды бизнеса, и внутренние, определяемые спецификой организации производственно-торгового процесса предприятий. В зависимости от природы возникновения, совокупность факторов внешней макросреды с определенной степенью условности можно подразделить на следующие основные десять групп: производственные, экономические, социальные, психологические, демографические, маркетинговые, инфраструктурные, физиологические, историконациональные, природно-географические и сезонные Особенностью общественного питания является высокая роль в формировании спроса эндогенных (внутренних) факторов, проявляющихся в уровне организации оказания услуги в каждом конкретном предприятии. С одной стороны, это влияет на спрос услуг данного предприятия, то есть важно для его владельцев и руководителей. С другой макроспрос складывается из локального спроса предприятий и, следовательно, его объем зависит от качества их работы.

Микроспрос формируется и развивается под воздействием как внешних, так и внутренних факторов. Наиболее существенными факторами являются:

— месторасположение предприятия;

— тип предприятия и его специализация;

— организация обслуживания покупателей и ее эффективность;

— качество товаров и предлагаемых услуг;

— уровень цен;

— наличие рекламы;

— перечень предлагаемых дополнительных услуг;

— другие.

Но главное, что определяет объем и структуру микроспроса, — это состав и характер потребителей.

Изучение и моделирование факторов спроса обеспечивает маркетингу возможность. регулировать спрос, используя выявленные взаимосвязи и закономерности.

Потребители — это, в первую очередь, отдельные лица и домохозяйства, приобретающие продукцию общественного питания для личного потребления, а также предприятия и организации, потребляющие для производственного использования. Главные экономические интересы всех субъектов потребительского рынка связаны с конечным потребителем — населением. Анализ потребителей призван дать ответ на три группы стратегических вопросов, связанных с сегментацией рынка, мотивацией потребителей и выявлением их неудовлетворенных нужд и потребностей. Постоянный контакт с целевыми сегментами рынка, потребителями даёт организациям потребительской кооперации исключительно важную информацию, позволяющую вносить своевременные, а еще лучше упреждающие изменения в товарные, ценовые, сбытовые и коммуникационные стратегии, приспосабливать коммерческую деятельность к динамично меняющимся условиям внешней среды. Поэтому для организаций потребительской кооперации важно изучать свой сегмент рынка потребителей.

За 2000;2005 годы произошло уменьшение общей численности населения России, однако доля сельского населения, которое является основным потребителем товаров и услуг системы потребительской кооперации — осталась без изменений -27% Как в целом по стране преобладает женское население, так и в сельской местности большую долю занимают женщины, что также оказывает специфическое влияние на вкусы и предпочтения потребителей в предприятиях общественного питания В большинстве районов Белгородской области происходило снижение численности обслуживаемого населения, что связано с общим уменьшением численности населения в районах области, связанного с миграцией населения в города, высокой смертностью, низкой рождаемостью. Организациям потребительской кооперации особенно важно сохранить стабильный сегмент потребителейпайщиков.

За 2000 — 2005 годы продолжилось уменьшение численности пайщиков. Количество пайщиков сократилась на 33,15% и составила в 2005 году 7526,6 тыс. чел.

Для предприятий общественного питания можно выделить сегмент рынка в зависимости от распределения населения по возрастным группам.

От возраста человека зависят его нужды и потребности. В течение всей жизниассортимент и номенклатура потребляемых товаров и услуг человеком постоянно изменяются. Самым активным принято считать возраст от 20 до 35 лет.

В 2004 году, как среди городского населения, так и сельского преобладало население в трудоспособном возрасте. Однако за анализируемый период произошло значительное снижение населения в возрасте моложе трудоспособного, что в дальнейшем окажет негативное влияние на изменение населения в трудоспособном возрасте Можно проводить сегментацию по уровню занятости населения. Количество безработных как всего по России, так и в сельской местности за 2000;2004 годы постоянно растет. На выбор товаров и услуг существенное влияние оказывает и род занятий. Значительное влияние на сегментацию населения оказывает расселение. Основная часть населения страны проживает в городах и поселках городского типа (73%). уровень доходов является самым важным фактором, определяющим, сегмент потребителей предприятий общественного питания. Число потребителей в группах с разным уровнем дохода служит показателем потенциального объема спроса. Так в 2000 году наибольший удельный вес приходился на населения со среднедушевыми денежными доходами от 2000 до 3000 руб. — 20,7%, также значительную долю занимали лица со среднедушевыми доходами до 1000 руб. — 20,4%. В 2005 году наоборот наибольший удельный вес занимают лица, имеющие среднедушевой денежный доход от 7000 до 12 000 руб., также значительная доля принадлежит лицам, имеющим от 5000 до 7000 руб. В структуре расходов на конечное потребление домашних хозяйств значительное место занимают расходы на покупку продуктов питания — в 2004 году -42,9%, в 2005 г. — 39,3%. Большую часть в расходах на конечное потребление домашних хозяйств, проживающих как в сельской местности занимают расходы на покупку продуктов питания — 33,2%, в городской — 33,8%.

В последние годы наблюдается некоторый рост расходов домашних хозяйств на питание вне дома и в 2005 году доля их составила 2,9% в общей сумме потребительских расходов домашних хозяйств, что выше, чем в 2000 году на 1,1 процентных пункта. Анализ потребителей является сферой деятельности маркетинговых служб. Соответственно, маркетинговый подход будет заключаться в том, что формирование ассортимента будет осуществляться исходя из потребительских предпочтений, а не из того, что, по мнению работников общественного питания лучше для потребителей. Для различных сегментов рынка характерными будут различные потребности.

Процесс формирования спроса в общественном питании — сложное явление: с одной стороны, он отражает общие тенденции развития спроса на потребительском рынке, а с другой — имеет отличия, обусловленные функциональной спецификой предприятий. Поэтому целесообразно рассмотреть особенности его проявления и формирования, которые влияют на организацию маркетинговой деятельности и должны учитываться при проведении маркетинговых исследований.

В общественном питании, в отличие от торговли, процесс проявления спроса по времени совпадает с процессом его удовлетворения, то есть с потреблением, потому что реализация продукции завершается в процессе обслуживания посетителей в обеденном зале. Следовательно, спрос на продукцию и услуги общественного питания определенного вида проявляется в конкретном предприятии, и вне его не может быть удовлетворен (за исключением магазинов кулинарии). На спрос влияет и.

Для предприятий питания объективно характерна неравномерная загруженность и колебания спроса в зависимости от времени суток, что обусловлено различной интенсивностью предъявления спроса в течение дня. На спрос влияет и месторасположения предприятий питания: спрос на продукцию и услуги носит сезонный характер, интенсивности в зависимости от дней недели Процесс потребления в общественном питании индивидуализирован, каждый потребитель имеет свои вкусы, потребности, предпочтения, мотивы посещения. спрос носит весьма дифференцированный характер и в существенной степени зависит от психофизиологических особенностей людей, их привычек, национальных традиций. Своеобразие спроса на продукцию собственного производства и покупные товары в общественном питании также определяется частотой потребления. Характер спроса зависит также от специализации сети предприятий общественного питания. Особенность спроса на продукцию общественного питания во многом определяется фактором взаимозаменяемости, отличительной чертой спроса на продукцию общественного питания является взаимодополняемость отдельных изделий. Особенность общественного питания заключается в том, что продуктом торга здесь выступает не только продукция общественного питания, но и услуга по ее изготовлению, услуга по организации продажи и обслуживанию покупателей в местах потребления пищи. Услуги общественного питания, как и любой товар, должны соответствовать определенным критериям (стандартам), основными из которых являются: качество приготовления продукции и сервис, т. е. удовлетворение физиологических и культурных потребностей потребителей, их вкусовсоздание атмосферы непринужденности и уюта в местах реализации и потребления пищи, направленных на привлечение как можно большего количества потенциальных потребителей.

Услуги обладают особенностями, которые оказывают влияние, как на продавцов, так и на покупателей: неосязаемостьюнеразрывностью производства и потребленияизменчивостью качестванеспособностью к хранению.

В условиях рынка предложение продукции и услуг общественного питания должно обладать повышенной способностью реагировать на различные изменения спроса.

Производственная деятельность в общественном питании — одна из основополагающих функций отрасли, целью которой является создание собственной продукции для удовлетворения физиологических и иных потребностей населения и извлечение прибыли.

Предприятиями общественного питания потребительской кооперации в 2005 г. реализовано продукции на 7993 млн руб. Как позитивное обстоятельство, следует отметить, что, начиная с 2000 года, наблюдается рост оборота общественного питания в организациях потребительской кооперации, как и в целом по России. По сравнению с 2000 годом оборот общественного питания потребительской кооперации в сопоставимых ценах увеличился на 35,6%. Однако, только в 2005 году по сравнению с 2004 годом оборот отрасли незначительно сократился в сопоставимых ценах на 0,1%.

Доля рынка предприятий общественного питания потребительской кооперации за период рыночных реформ снижалась. В структуре оборота общественного питания потребительской кооперации России преобладает реализация продукции собственного производства, удельный вес которой в 2005 г. составил 68,3% оборота общественного питания. Однако, за исследуемый период отдельные организации потребительской кооперации уменьшили выпуск продукции собственного производства в связи со значительными затратами на ее изготовление. Ассортимент производимой собственной продукции на предприятиях общественного питания разнообразен: полуфабрикаты, мучные кондитерские, кулинарные изделия, готовые блюда. Общественное питание потребительской кооперации осуществляется через сеть столовых, кафе, ресторанов, баров и предприятий других типов.

На 1 января 2006 г. потребительская кооперация располагала 7433 предприятий общественного питания с более чем 282 тыс. мест.

За 2000;2005 годы в общественном питании потребительской кооперации увеличилась сеть предприятий общественного питания на 146 единиц или на 2%.

В потребительской кооперации снизился удельный вес предприятий, имеющих кухню.

Мелкорозничные предприятия не выдержали конкуренции со стороны предприятий других форм собственности и к 2005 году прекратили обслуживание потребителей.

Динамика общего объема удовлетворенного спроса свидетельствует о том, что за 2000;2005 годы как в целом по Центросоюзу, так и по отдельным потребсоюзам спрос изменялся неоднозначно. Причем в таких потребсоюзах, как Тамбовский и Липецкий в большинстве периодов наблюдалось его снижение по сравнению с предыдущим годом. В целом по Центросоюзу, а также в Воронежском потребсоюзе снижение наблюдалось только в 2005 году по сравнению с 2004 годом. Только в Курском потребсоюзе спрос увеличивался из года в год регулярно.

Индивидуальный уровень удовлетворенного спроса имел тенденцию роста. В целом по Центросоюзу население приобретало в год в предприятиях общественного питания продукции и услуг на сумму 288,46 руб. в действующих ценах. Несмотря на то, что объем оборота на душу населения увеличился с 87,75 руб. в 2000 году до 288,46 руб. в 2005 году в действующих ценах, оборот остается незначительным, что свидетельствует о недостаточной востребованности предприятий общественного питания в сельской местности.

Снижение объема оборота общественного питания (общий объем удовлетворенного спроса) например, в 2005 году по сравнению с 2004 годом в целом по Центросоюзу всего на 0,1% обусловлен ростом оборота на душу населения на 5,1% (индивидуальный уровень удовлетворенного спроса, определяющий уровень потребления) несмотря на снижение численности населения (числа потребителей) на 4,95%.

Основным фактором, влияющим на спрос населения на продукцию и услуги общественного питания, являются цены.

С 2000 по 2005 год в России наблюдался рост цен на продовольствие, степень интенсивности которого была неодинакова во времени, по территории страны и по отдельным товарам. Рост спроса объясняется ростом денежных доходов населения. За исследуемый период реальные денежные доходы на одного жителя увеличились на 72,9%. Рассчитанные динамические коэффициенты эластичности спроса от цены показывают, что при увеличении цен на 1% физический объем продаж на душу населения увеличивается, то есть, начиная с 2000 года, рост цен перестал оказывать определяющее влияние на объем реализации общественного питания потребительской кооперации. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от доходов сельского населения свидетельствует о том, что с ростом денежных доходов на 1% спрос населения на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации возрастает. Группы районов по товарообороту на одного жителя, тыс. руб. Нами проведено исследование дифференциации по такому показателю, как оборот на одного жителя и выявлено, что по районам Белгородской области она достаточно велика.

10%" районов с наибольшим показателем оборота общественного питания на одного жителя в 4,3 раза превышают 10% районов с наименьшим оборотом. Изученные показатели дифференциации за 2005 и 2000 годы свидетельствуют о уже появившейся тенденции снижения дифференциации в разрезе районов и о возможном резерве роста оборота на одного жителя путем роста оборота общественного питания через сеть своих предприятий.

Как в оперативной маркетинговой деятельности, так и в разработке стратегии маркетинга на длительную перспективу предприятие, занимающееся производством или продажей товаров, ориентируется на потребности рынка, т. е. в конечном счете, на покупательский спрос. Следовательно, прогноз спроса — главная цель стратегического анализа.

Нами предпринята попытка осуществить прогноз спроса населения на продукцию и услуги общественного питания потребительской кооперации до 2010 года.

Нами предлагается для прогнозирования спроса использовать коэффициент спроса на продукцию и услуги общественного питания, определяемым как частное двух коэффициентов: коэффициента уровня спроса (соотношения оборота общественного питания потребительской кооперации и оборота общественного питания в целом по России) и коэффициента уровня проникновения спроса соотношения численности населения, обслуживаемого потребительской кооперацией, и населения России).

Для оценки развития денежных доходов на перспективу мы воспользовались «Сценарными условиями социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года и предельными уровнями цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий на 2008 год», разработанными Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

По первому сценарию оборот общественного питания в России возрастет на 88,8%, а по второму на 230,5%., в сопоставимых ценах соответственно на 29,3% и 126,4%. можно предположить более точный прогноз оборота общественного питания по первому варианту.

Коэффициент спроса на продукцию и услуги общественного питания относительная величина, рост которой возможен лишь при более высоких темпах развития общественного питания потребительской кооперации, по сравнению с темпами роста общественного питания России. Возможности развития общественного питания потребительской кооперации ограничены ее сельским месторасположением, связанным с этим низкими доходами сельского населения, незначительной численностью населения, менталитетом сельского населения о питании в домашних условиях, невозможностью модернизации отрасли как в городах в связи со слабыми финансовыми возможностями кооперативных организаций.

Однако данный коэффициент позволит контролировать сложившиеся тенденции в потреблении и своевременно принимать обоснованные управленческие решения.

Изучение спроса на продукцию и услуги общественного организаций потребительской кооперации должно стать основой для и текущего управления хозяйственной деятельностью предприятия, планирования объема деятельности, обеспечения процесса производства продукции, повышения организации и уровня обслуживания посетителей, а также для проведения эффективной ценовой политики. Наиболее эффективным методом изучения спроса считается анкетный опрос. Нами было проведено выборочное обследование сельских жителей Белгородской области, которым было предложено ответить на вопросы анкеты.

В обследовании принимало участие 385 чел, отобранных в результате случайной выборки. Потребители достаточно высоко оценили работу предприятий питания. Более всего отличных и хороших оценок получили такие показатели конкурентоспособности: «режим работы», «быстрота обслуживания», «услужливость персонала», «качество блюд», «ассортимент». Ниже других показателей — на 2,75 балла респонденты оценили «рекламу" — «соответствие цены качеству» получило оценку 3,46- «интерьер помещений».

Другая часть нашего исследования была посвящена изучению мнения руководителей предприятий питания о причинах неблагополучного положения дел в общественном питании путем проведения интервью.

Руководство облпотребсоюзов считает, что общественное питание находится в кризисном состоянии и необходимо принимать активные меры по его восстановлению, а руководители предприятий питания единодушно заявляют, что проблем со сбытом продукции у них нет, все хорошо, увеличивать объемы производства и продаж нет необходимости.

Не уделяется должного внимания и качеству обслуживания посетителей. На предприятиях не разработаны стандарты обслуживания. В определении намерений потребителей используется индекс уверенности покупателей в возможности совершить покупку. Он базируется на изучении покупательских настроений и уверенности покупателей в стабильности/нестабильности экономики. В ходе обследования нами выявлено, что 10% респондентов заявили, что ни при каких условиях не будут посещать предприятия общественного питания, маловероятно посещение предприятия общественного питания у 11% населения, 16% сказали, что вероятность покупки небольшая, у 27% - большая вероятность, у 24% респондентов весьма вероятно совершат посещение предприятия питания, и, наконец, 12% уверенно заявили, что обязательно посетят предприятие общественного питания. Проведение подобного исследования очень важно для работников потребительской кооперации, так как данные подобного обследования могут быть использованы при прогнозировании спроса населения и емкости рынка.

Одним из важных направлений развития спроса общественного питания является ассортиментная политика, предусматривающая постоянное обновление и расширение ассортимента собственной продукции. С целью развития спроса особое внимание в предприятиях питания должно уделяться детям, для которых целесообразно специально разрабатывать детское меню, проводить воскресные утренники, спектакли, конкурсы и цирковые представления.

Важным направлением развития спроса является развитие сети магазинов и отделов кулинарии, в том числе при торговых центрах и универсамах, которые предлагают широкий ассортимент полуфабрикатов, кулинарных и мучных кондитерских изделий. В условиях конкуренции эффективность работы предприятий общественного питания определяется в значительной мере активностью и опытом менеджеров по продвижению продукции на рынке, по формированию спроса на выпускаемые изделия, то есть степенью развития маркетинговой деятельности.

Важной задачей предприятия питания потребительской кооперации является мотивация покупателя к последующим систематическим посещениям. Выход на рынок с новой продукцией и услугами общественного питания, Непременное условие маркетинга — предложение, превышающее спрос, т. е. возможность для потребителя выбрать товар из ассортимента, предлагаемого на рынке. Продвижению товара на отраслевом рынке способствует реклама, которая значительно формирует имидж предприятия.

Нами предложены концептуальные направления развития спроса на продукцию и услуги общественного питания в организациях потребительской кооперации (рекламная политикаассортиментная и ценовая политикасовершенствование производства и обслуживания на предприятии питанияуправление качеством продукции и услугразвитие материально-технической базысовершенствование системы стимулирования сбыта.).

Рекламная политика включает:

— повышение информативности и наглядности наружной рекламы;

— изменение внешнего облика предприятия;

— изменение интерьера помещений;

— использование товарных знаков, брендов.

Ассортиментная и ценовая политика включает:

— расширение ассортимента собственной и покупной продукции;

— расширение спектра предоставляемых услуг;

— изготовление фирменной продукции;

— совершенствование системы ценообразования.

Совершенствование производства и обслуживания на предприятии питания включает:

— совершенствование технологии приготовления кулинарной продукции;

— выпуск полуфабрикатов, ориентированный на новый способ приготовления блюд;

— внедрение новых форм и методов обслуживания;

— внедрение новых видов продукции и услуг общественного питания. Управление качеством продукции и услуг включает:

— закупка высококачественного сырья;

— повышение качества продукции и услуг;

— повышение качества обслуживания. Развитие материально-технической базы включает:

— развитие многообразия типов предприятий питания;

— внедрение нового технологического оборудования;

— развитие предприятий быстрого обслуживания. Совершенствование системы стимулирования сбыта включает:

— стимулирование потребителей (скидки, оплата в кредит и др.);

— стимулирование работников (вознаграждения, ценные подарки и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.Т. Анализ хозяйственной деятельности потребительской кооперации. М.: Экономика, 1989. — 205 с.
  2. И. Л. Герчиков И.З. Маркетинг. Мн.: Интерпрессервис- Мисанта, 2003.-397 с.
  3. Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Пер. с англ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 400 с.
  4. И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ.- Научн. ред. авт. предисл. Л. И. Евенко. -М.: Экономика, 1989. 519 с.
  5. Р. Отечественный потребитель вот о ком надо подумать // Экономист. — 1998. — № 9. — С. 43−48.
  6. Г. Маркетинг: принципы и стратегии / Пер. с англ. М.З. Штенгарца- Науч. ред. В. Н. Калган. -М.: ИНФРА-М, 1999. 804 с.
  7. М.И., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. М.: Финансы и статистика, 1995.
  8. B.C., Борисенко Е. Н. Продовольственная безопасность: международные и внутренние аспекты М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 544 с.
  9. В.З. Общая экономическая теория. Новосибирск: ЮКЭА, 1998. -528 с.
  10. В.А. Организация обслуживания на предприятиях общественного питания. Ростов н/д: Феникс, 2004. — 352 с.
  11. Л.П. Общественное питание: качество продукции. М.: Знание, 1976.-64 с.
  12. Л.П., Васильев С. С., Ильин А. П. Экономика общественного питания. -М.: Экономика, 1977. 383 с.
  13. Л.П., Дмитревский Н. П., Ильин А. П. и др. Экономика общественного питания. 2-е изд., перераб. — М.: Экономика, 1982. — 352 с.
  14. Батраева Э.А.: Методические подходы к исследованию спроса на продукцию и услуги общественного питания //Маркетинг в России и за рубежом. -2005.-№ 1-С. 2 6.
  15. А.К. Питание населения России в 1989 в 1993 гг. // Вопросы питания. 1994. — № 3. — С. 4−8.
  16. Безупречный сервис: книга о том, как привлечь и удержать гостей. Кулинарный институт Америки / Пер с англ. С Прокофьева. М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2005. — 288 с.
  17. Белгородская область в 2005 году: Статистический ежегодник. Белгород: Белгородский областной комитет Госстатистики, 2006. — 329 с.
  18. М.И. Производство мучных кондитерских изделий в общественном питании. -М.: Экономика, 1977. 136 с.
  19. И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 е.: ил.
  20. Бем-Баверк Э., Вальрас Л., Джеванс У., Менгер К.
  21. Бизнес-ланч не ново, но работает // Общепит: бизнес и искусство. — 2005. -№ 3.-С. 82−84.
  22. Бизнес-планирование / Под ред. В. М. Попова и С. И. Ляпунова. М.: Финансы и статистика, 2001. — 672 с.
  23. Л.А. Методические основы планирования общественного питания. М.: МИНХ им. Плеханова, 1987. — 52 с.
  24. Л.А. Программно-целевой подход к регулированию общественного питания в условиях рынка. М.: Изд-во ВЗПИ, 1991. — 163 с.
  25. Т., Филимоновская Т. Рынок продовольствия // Питание и общество. 1997. — № 2. — С. 6−8.
  26. К. Основы стратегического менеджмента: Пер. с англ.- Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. -М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1997. 175 с.
  27. Н. Идеология проста: создать кулинарную индустрию // Питание и общество.- 1998.-№ 11−12.-С. 9.
  28. А.С., Дорохин М. А., Карпенко В. Д. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. М: Экономика, 1989. -263 с.
  29. О.С. Стратегическое управление. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гардарики, 1999.-296 с.
  30. Е. Питание детей // Питание и общество. 1998. -№ 2. — С. 9−11.
  31. К.Д., Зайцева А. Я. Экономика и планирование предприятий общественного питания. М.: Экономика, 1979. — 280 с.
  32. И.В. Ресторанный бизнес в России: с чего начать и как преуспеть / И. В. Волкова, Я. И. Миропольский, Г. М. Мумрикова. 4-е изд. — М: Флинта: Наука, 2005.- 184 с.
  33. Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс MB А. Принципы управленческих решений и российская практика. М.: Изд-во «Эксмо», 2005. — 480 с.
  34. Дж. К. Экономические теории и цели общества: Пер. с англ. -М.: Экономика, 1979.-277 с.
  35. Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Финпресс», 2003. — 496 с.
  36. В.А., Богомолов О. А. Экономическая стратегия предприятия. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ»: Рилант, 2001. — 506 с.
  37. Гостиничное и ресторанное дело, туризм: Сборник нормативных документов / Под ред. Ю. Ф. Волкова. Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 448 с.
  38. ГОСТ Р 50 647 94. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ. Термины и определения.
  39. ГОСТ Р 50 762 95. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ. Классификация предприятий.
  40. ГОСТ Р 50 764 95. ОБЩЕСТВЕННОЕ ПИТАНИЕ. Услуги общественного питания. Общие требования.
  41. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая (с алфавитно-предметным указателем). М.: ИНФРА-М: НОРМА, 1997. — 560 с.
  42. В.Б. Организации общественного питания: правила работы, учет, налогообложение / В. Б. Гуккаев. М.: Гроссмедиа, 2005. — 224 с.
  43. И.Б. Стратегический менеджмент организации. М: Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. — 208 с.
  44. С.Э., Мюллер Ф., Ремус Г. Д. и др. Пособие для работников общественного питания / Сокр. пер. с нем.- Под ред. Ф. Мюллера. М.: Экономика, 1981.- 136 с.
  45. Л. А., Ласковец С. В. Маркетинг. М.: МЭСИ, 2004. — 304 с.
  46. Л.П. Общественное питание в сельской местности на пути к рынку. М.: Экономика, 1992. — 150 с.
  47. М.Л., Ходорова З. С. Изучение спроса в общественном питании. М.: Экономика, 1982. — 112 с.
  48. Д.И. Фаст-фуд. Рестораны быстрого обслуживания. М.: ЗАО «Издательский дом «Ресторанные ведомости», 2003. — 236 с.
  49. Е. В. Долгоруков A.M. Стратегическое управление бизнесом: Монография. М.: Международный университет бизнеса и управления, 2001. — 407 с.
  50. М.А., Скалозуб Л. С., Роговая А. Л. Организация питания школьников в сельской местности. М.: Экономика, 1991. — 127 с.
  51. С.Ф., Ловачева Г. Н., Успенская Н. Р. Контроль качества продукции общественного питания. М.: Экономика, 1983. — 208 с.
  52. Т.В., Кравченко В. П. Экономика общественного питания. -Минск: Высшая школа, 2003. 286 с.
  53. В.Н. Маркетинг: основы и маркетинг информации. М.: КНОРУС, 2006.-656 с.
  54. Л.И., Башмачникова Е. В. Прогнозирование и планирование в сфере сервиса. М.: КНОРУС, 2004. — 224 с .
  55. О.П. Экономика общественного питания / Под ред. Н. И. Кабушкина. Минск: ООО «Новое знание», 2000. — 304 с.
  56. О.П., Ефимова Н. А. Экономика гостиниц и ресторанов / Под ред. Н. И. Кабушкина. Минск: ООО «Новое знание», 2004. — 392 с.
  57. B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Издательство «Финпресс», 2001. — 240 с.
  58. С.Б. Маркетинг продукции и услуг: общественное питание. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 224 с.
  59. В.М., Романов А. Н. Экономика домашних хозяйств. М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.-231 с.
  60. Завод и столовая: будем взаимно выгодны // Питание и общество. 1996. -№ 7.-С. 30.
  61. А. В. Ямпольская Д.О. Маркетинговое планирование. СПб: Питер, 2002.-352 е.: ил.
  62. А.В. Поведение потребителей. К.: Знания, 2004. — 364 с.
  63. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент: Теория и практика М.: Аспект Пресс, 2002.-415 с.
  64. Д.И. Анализ хозяйственной деятельности в общественном питании.-М.: Экономика, 1985.- 143 с.
  65. А.В., Исаенко Е. В. Направления стабилизации и развития общественного питания потребительской кооперации. Белгород: Издательство Белгородского университета потребительской кооперации, 1999. — 285 с.
  66. Н.Д. Спрос: анализ и управление / Под ред. И. К. Белявского. -М.: Финансы и статистика, 1997. 160 с.
  67. А.И. Планирование на предприятии: В 2 ч. Стратегическое планирование. — Минск: ООО «Новое знание», 2000.-312 с.
  68. Е. Ресторанный мерчандайзинг с чем его едят? // Питание и общество. — 1996. — № 5. — С. 37.
  69. Н.И., Бондаренко Г. А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. 4-е изд., стер. — Минск: ООО «Новое знание», 2003. — 368 с.
  70. А.Ю. Кафе, бары и рестораны: Организация, практика и техника обслуживания. -М.: Велби: Изд-во «Проспект», 2005. 384 с.
  71. . Деловая стратегия: концепция, содержание, символы: Пер. с англ. М.: Экономика, 1991.-239 с.
  72. Э., Саммерс Л. Статегический синергизм. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2004.-416 с.
  73. Клиенты не идут в ресторан // Общепит: бизнес и искусство. 2005. — № 3. -С. 79−81.
  74. М.И. Конкурентные стратегии. СПб.: Питер, 2002. — 284 с.
  75. Э.А. Концепция менеджмента. М.: ДеКА, 1996. — 296 с.
  76. Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ./ Общ. ред. и всуп. ст. Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1990. — 736 с.
  77. Комментарий к Закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». М.: Центросоюз, 1998. — 163 с.
  78. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности/ Гиляровская и др. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 360 с.
  79. Концепция развития внутренней торговли товарами народного потребления Министерства торговли Российской Федерации // Торговая газета. -2000.-№ 2.-C.3-№ 3 -С.З.
  80. Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года.: Постановление Правительства Российской Федерации от 10.08.1998 г. (с изменениями от 05.10.1999 г.).
  81. Концепция развития потребительской кооперации Российской Федерации на период до 2010 года. М.: Центросоюз Российской Федерации, 2001. — 126 с.
  82. М. Империя «Макдоналдс»: взгляд изнутри // Независимая газета, 1999.-№ 10 (22 янв.).-С. 9−12.
  83. A.M. «Пища XXI века» // Питание и общество. 1998. — № 9. -С. 30−31.
  84. С.А., Мещанская Н. Н., Шнайдер Б. А. Производство мясных полуфабрикатов и продукции высокой степени готовности на предприятиях потребительской кооперации // Научно-технический информационный сборник. -1990.-№ 11.-С. 7−15.
  85. Краткий экономический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. 3-е изд. -М.: Институт новой экономики, 2005. — 1088 с.
  86. И.К. Создание предприятий быстрого обслуживания в общественном питании (из опыта ПНР) // Экспресс-информация. Серия: «Зарубежный опыт кооперативного развития». 1990. — № 1. — 16 с.
  87. .А. Экономико-математические методы в торговле и общественном питании. Ч. 1. Харьков: ХИОП, 1989. — 170 с.
  88. Г. «Золотой век» потребительской кооперации Московской области // Питание и общество. 1998. — № 10. — С. 15−17.
  89. Р. Россия и мировой продовольственный рынок // Экономист. -1998.-№ 9.-С. 93−96.
  90. Р. Макконнелл, Стэнли JI. Брю. Экономика. Принципы, проблемы и политика: Пер. с англ. В 2 т. Т. 1. -М.: Республика, 1992.
  91. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива/ пер. сфранц. Спб.: Наука, 1996.
  92. А.Н. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. -375 с.
  93. В., Немчинов В., Струмилин С.
  94. Мак-Дональд М. Стратегическое маркетинговое планирование: Теория, практика и вопросы для изучения // Экономика XXI века. 2001. — № 5.
  95. Мак-Дональд М. Стратегическое планирование маркетинга. СПб.: Изд-во «Питер», 2000. — 320 с.
  96. А.Х., Киптелая Л. В. Основы автоматики и автоматизации производственных процессов в общественном питании. М.: Экономика, 1980. -222 с.
  97. Маркетинг: А. Н. Романов, Ю. Ю. Корлюгов, С. А. Красильников и др.- Под ред. А. Н. Романова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 560 е.: ил.
  98. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. Под ред. Проф. В. А. Алексунина. М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. — 516 с.
  99. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 25, ч. И. 2-е изд.- С. 184−185.
  100. К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 23, ч. II. 2-е изд.- С. 243−244.
  101. В.Р. Общественное питание: резервы эффективности. М.: Экономика, 1985.-128 с.
  102. Е. Чайный домик словно бонбоньерка // Торговая газета. -1999.-27 января.-С. 6.
  103. Е. Мир здоровья и красоты 98 // Питание и общество. -1998.-№ 9.-С. 32−33.105. Маршалл В., Самуэльсон П.
  104. С. Могилев: в школе «Бистро». Эксперимент удался // Питание и общество. 1997. — № 10. — С. 11−12.107. Маслоу А.
  105. А.М. Производственная программа и товарооборот предприятий общественного питания. М.: Экономика, 1974. — 54 с.
  106. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 1997.
  107. А. Кавалеры «Знака Достоинства» // Питание и общество. -1997. -№ 11. С. 1.
  108. О. Условия выхода из аграрного кризиса // Экономист. 1998. -№ 11.-С. 92−94.
  109. М.П., Баласанян А. Ю. Организация и технология обслуживания в гостиничных комплексах (рекомендации, перспективы, проектирование). М.: ДеЛи принт, 2004. — 176 с.
  110. Н. К. Конышева М.В. Управление маркетингом: теория, практика, информационные технологии. Под ред. Н. К. Моисеевой. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 304 е.: ил.
  111. , Н., Причард А. Реклама в туризме и отдыхе / Пер. с англ.- Под ред Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — 495 с.
  112. Л.Л. Бухгалтерский учет в общественном питании. 3-е изд., перераб. и доп. — М. — СПб.: Изд-во ИЧП «Актив», 1998. — 524 с.
  113. Н.В. Производство мучных кондитерских полуфабрикатов и продуктов высокой степени готовности на предприятиях потребительской кооперации // Научно-технический информационный сборник. 1990. — № 11. -С.19−37.
  114. Г., Камм Д. Скажи мне, кто твой поставщик, и я скажу, какой у тебя ресторан // Питание и общество. 1998. — № 3. — С. 44−45.
  115. Г. Московские школьники просят «биг-мак» и мороженое // Питание и общество. 1998. -№ 7. — С. 12−13.
  116. Е. Как тебе столовая, школяр? // Питание и общество. 1998. — № 11−12.-С. 7−8.
  117. В. Регулирование отрасли. Каким оно должно быть // Питание и общество.- 1997.-№ 1.-С. 5−11.
  118. Н.А. Прикладной маркетинг. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.288 с.
  119. Неопределенность факторов поведения покупателя на рынке К. Кирсанов, А. Зозуля // РИСК. 2006. — № 4. — С. 52−57.
  120. Н.И. Кулинарный салон: Что это такое // Торговая газета. -1999.-27января.-С. 5.
  121. С. И. Швецова Н. Ю.Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. — М.:Азбуковик, 1997. — 944 с.
  122. О защите прав потребителей: Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300−1 // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. — № 15. — Ст. 766.
  123. О мерах по стабилизации обеспечения сельского населения товарами и услугами: Постановление Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. № 730.
  124. О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении населения продовольствием: Постановление Правительства Российской Федерации № 24 от 7 января 1999 года.
  125. О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны: Постановление Президиума Совета Центросоюза Российской Федерации от 15.09.2003 г.
  126. О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации: Федеральный закон от 11 июля 1997 г. № 97-ФЗ.- в редакции ФЗ № 254 от 28.03.2000 г.
  127. О’Шонесси Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ.- Под ред. Д. О. Ямпольской. СПб.: Питер, 2001. — 864 с.
  128. Организация общественного питания в рассредоточенных трудовых коллективах // В. Х. Бердичевский, JT.3. Шильман, В. И. Сухоруков, Ю. Г. Матюшова. -Киев: Техшка, 1987. 166 с.
  129. Организация производства и обслуживания в общественном питании / Под общ. ред. М. И. Беляева. М.: Экономика, 1986. — 302 с.
  130. Основа реформирования отрасли смена форм собственности // Питание и общество. — 1996. -№ З.-С. 6.
  131. Основы маркетинга/ г. А. Васильев, Н. Д. Эриашвили, Н. А. Нагапетьянц и др.- под ред. Г. А. Васильева. М.: ЮНИТИ ДАНА, 2005. — 543 с.
  132. JI.A. Организация производства на предприятиях общественного питания. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2003. 320 с.
  133. Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. М.: Ось-89, 1998.-80 с.
  134. В.И., Шиманская А. Н. Организация работы буфета: Практическое пособие. -М.: Высш. шк. 1988. 104 с.
  135. В.М. Гигиенические основы питания и экспертиза пищевых продуктов 3-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: СИБУПК, 2002. — 556 с.
  136. М.Э. Конкуренция / Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003.-496 с.
  137. Потребительские предпочтения посетителей ресторанов среднего сегмента // Общепит: бизнес и искусство. 2005. -№ 3. — С. 33−42.
  138. Правила оказания услуг общественного питания: Постановление Правительства РФ от 15.09.97 г. № 1036 // Собр. закон. Российской Федерации. -1997.-№ 34.-Ст. 3980.
  139. Предположительная численность населения Российской Федерации до 2025 года (статистический бюллетень) / Федеральная служба государственной статистики. Москва 2005. — 118 с.
  140. В.И. Основные фонды общественного питания и эффективность их использования. Киев: Высшая школа, 1976. — 36 с.
  141. Н.А., Лазарев Б. Г. Организация обслуживания в предприятиях общественного питания. 3-е изд., перераб. и доп. — Киев: Высшая школа, 1989.-280 с.
  142. Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания 2-е изд. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. — 35 с.
  143. К.А. Экономика предприятия. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. — 1012 с.
  144. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 1998.
  145. Н.Д. Бухгалтерский учет в общественном питании. М.: Книжный мир, 1998. — 324 с.
  146. Л.С. Мировой рынок продовольствия в эпоху «генной» революции. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2002. — 302 с.
  147. Регулирование отрасли // Питание и общество. 1996. — № 12. -С. 9−11.
  148. Рекомендации по техническому оснащению предприятий общественного питания сельских районов торгово-технологическим оборудованием.- М.: Центросоюз, 1991. 84 с.
  149. Российский статистический ежегодник. 2006: Стат.сб. // Росстат. М., 2006. — 806 с.
  150. Россия в цифрах. 2006: крат. стат.сб./Росстат М., 2006. — 462 с.
  151. Т.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. -Минск: Эко перспектива, 1997. 498 с.
  152. Р.В. Общественное питание: проблемы и перспективы // Торговая газета. 1999. — № 3. — С. 1−2.
  153. В.В. Услуги общественного питания. Новосибирск: СИБУПК, 1999.-62 с.
  154. В.В. Экономика и планирование общественного питания в потребительской кооперации. -М.: Экономика, 1984. 192 с.
  155. И.В. Формирование маркетинговой стратегии // Маркетинг. Спец. вып. № 18. М.: Центр маркетинговых исследований и менеджмента, 2002. -112 с.
  156. И.В. Маркетинговый парадокс и стратегическая ориентация организации // Маркетинг. 2004. — № 1. — С. 110−124.
  157. И.В. Маркетинг и стратегия организации // Маркетинг. 2004. -№ 2.-С. 112−123.
  158. И.В. Экономика предприятия. М.: Финансы и статистика, 1997. -304 с.
  159. Сеть ресторанов новая ступень к успеху // Общепит: бизнес и искусство. — 2005. — № 3. — С. 33−42.
  160. Словарь общественного питания / Л. П. Басков, С. В. Бороздин, Л. К. Казакова и др. М.: Экономика, 1988. — 206 с.
  161. И.Н., Смагин Д. А. Организация коммерческой деятельности в общественном питании. -М.: Изд-во «Эксмо», 2005. 336 с.
  162. П., Бэрри К., Пулфорд А. Коммуникации стратегического маркетинга / Пер. с англ.- Под ред. проф. Л. Ф. Никулина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -415 с.
  163. Л.Т., Кононенко Р. В. Массовое питание. Белгород: Изд-во БУПК, 1997.-146 с.
  164. Ф.И. Общественное питание: новые формы организации М.: Экономика, 1988.-79 с.
  165. Создание предприятий быстрого обслуживания в общественном питании (из опыта ПНР): Экспресс-информация. Серия: «Зарубежный опыт кооперативного развития». ЦБТЭИ Центросоюза. — 1990. — № 1. — 11с.
  166. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2006: Стат. Сб. / Росстат М., 2006. — 493 с.
  167. Социально-экономическое положение потребительской кооперации Российской Федерации: Статистический ежегодник. М.: Центросоюз, 2006.
  168. Справочник работника общественного питания потребительской кооперации / Сост. В. Н. Антонова, Т. С. Зыкова, Е. И. Приданцева. М.: Экономика, 1989.-295 с.
  169. Статистика: показатели и методы анализа: Справ, пособие / Под ред. М. М. Новикова. Минск: Современная школа, 2005. — 628 с.
  170. Статистика рынка товаров и услуг / Под ред. И. К. Беляевского. М.: Финансы и статистика, 2003. — 656 с.
  171. Стратегическое планирование / Под ред. Э. А. Уткина. М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ" — Издательство ЭКМОС, 1999. — 440 с.
  172. Стратегия развития государства на период до 2010 года: Доклад, подготовленный рабочей группой Государственного совета РФ под руководством В. И. Ишаева // Российский экономический журнал. 2001. — № 1.
  173. И. Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. -М., 1989.- 192 с.
  174. А.А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии / Пер. с англ.- Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. — 576 с.
  175. Теория статистики. Под ред. Проф. Р. А. Шмойловой. 3-е изд. Перераб. — М.: Финансы и статистика, 1999. — 560. — с ил.
  176. В.В. Организация производства и обслуживания на предприятиях общественного питания. М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 416 с.
  177. Р.А. Стратегическая конкурентоспособность. М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2005. — 504 с.
  178. Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент. М.: издательско-торговый центр «Маркетинг», 2002. — 892 с.
  179. Фри-Флоу // Общепит: бизнес и искусство. 2005. — № 3. — С. 60−63.
  180. Хейне Пол. Экономический образ мышления: Перевод с англ. М.: Дело, 1993.
  181. Чайный бизнес // Общепит: бизнес и искусство. 2005 — № 4. — С. 34−40.
  182. В.А. Экономический анализ: торговля, общественное питание, туристический бизнес / Под ред. проф. М. И. Баканова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. -686 с.
  183. Ю. Г. Чернышев Э.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2003. -304 с.
  184. Чтобы делать успешный бизнес, нужно много тратить. Парадокс? Вовсе нет! // Общепит: бизнес и искусство. 2005. — № 3. — С. 54−59.
  185. Н.Н., Платонов В. М., Пивоваров В. И. Организация работы предприятий общественного питания. -М.: Экономика, 1990.-272 с.
  186. .Г., Савостьянова А. И. Управление предприятиями общественного питания. М.: Экономика, 1986. — 175с.
  187. Дж. Долан. Микроэкономика / Пер. с англ.- Под ред. Б. Лисовика, В. Лукашевича. СПб.: Питер, 1994.
  188. Экономика и организация деятельности торгового предприятия / Под общ. ред. А. Н. Соломатина. М.: ИНФРА-М, 2001. — 295 с.
  189. Экономика предприятия. Ставрополь: Кавказский край, 1998. — 344 с.
  190. Экономика общественного питания / Под ред. Менделевича. М.: Экономика, 1983.-240 с.
  191. Экономика предприятий торговли и общественного питания / кол. авт.- под ред. Т. И. Николаевой и Н. Р. Егоровой. -М.: КНОРУС, 2006.-400 с.
  192. Экономический словарь / Е. Г. Багудина, А. К. Большаков и др.- Отв. ред. А. И. Архипов. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 624 с.
  193. Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А. П. Градова. 3-е изд., испр. — СПб.: Спецлит, 2000. — 589 с.
  194. Дж. Кейтеринг: Как начать и успешно вести выездной ресторанный бизнес / Джордж Эрдош- Пер с англ. М.: Альпина бизнес букс, 2005. -238 с.
  195. Э.А. Информационная инфраструктура и стратегический анализ рынка товаров и услуг. М.: Финансы и статистика, 2004. — 368 е.: ил.
  196. JI.H. Типы и организация сети предприятий общественного питания Харьков: ХИОП, 1988. — 104 с.
  197. Компоненты изменения численности населения России за 2001−2005 гт.
  198. Годы Население на 1 января, тыс. чел. Изменения за год Население на 31 декабря, тыс. чел. Общий прирост (убыль) за год, %
  199. Общий прирост (убыль) В том числе
  200. Составлено по: Российский статистический ежегодник 2006: Стат. сб. / Росстат. М., 2006.-С. 81−126.
  201. Состав населения по отдельным регионам Центрального федерального округана 1 января 2005 г. тыс. чел.)
  202. Регион (область) Все население Городское население Сельское население
  203. Все население Мужчины Женщины Все население Мужчины Женщины Все население Мужчины Женщины
  204. Российская Федерация 143 474,2 66 602,8 76 871,4 104 719,3 48 150,4 56 568,9 38 754,9 18 452,4 20 302,5
  205. Центральный федеральный округ 37 545, 17 290,0 20 255,0 30 160, 13 875,0 16 284,0 7385,0 3415,0 3970,5
  206. Белгородская 1511,0 693,0 818,0 993,0 455,0 538,0 517,0 237,0 280,1
  207. Воронежская 2334, 1064, 1269, 1457, 660, 797,6 876,0 404,0 472,0
  208. Курская 1199,0 545,9 653,2 743,9 336,5 407,4 455,2 209,4 245,8
  209. Липецкая 1189,9 543,3 646,6 771, 351,0 420,1 418,8 192,3 226,5
  210. Тамбовская 1144,8 522,0 622,8 657,9 294,8 363,1 486,9 227,2 259,7
  211. Составлено по: Российский статистический ежегодник 2006: Стат. сб. / Росстат. — М., 2006. — С. 81−126.оо 00
  212. Состав населения по отдельным регионам Центрального федерального округа на 1 января 2006 г. тыс. чел.)
  213. Регион (область) Все население
  214. Все население Мужчины Женщины
  215. Российская Федерация 142 753,6 66 163,5 76 590,0
  216. Центральный федеральный округ 37 356,4 17 177,4 20 179,0
  217. Белгородская 1511,4 692,3 819,1
  218. Воронежская 2313,7 1053,5 1260,2
  219. Курская 1183,9 537,9 646,0
  220. Липецкая 1180,9 538,2 642,7
  221. Тамбовская 1130,4 514,3 616,0
  222. Составлено по: Российский статистический ежегодник 2006: Стат. сб. / Росстат. — М., 2006. — С. 81−126.оо мэ
  223. Динамика численности пайщиков потребительской кооперации отдельных областей Центрального федерального округа за 2000−2005 гг.тыс. чел.)
  224. Наименование потребсоюзов Численность пайщиков Темп роста, 2005 г. к 2000 г, %на 01.01.01 г. на 01.01.02 г. на 01.01.03 г. на 01.01.04 г. на 01.01.05 г. на 01.01.06 г.
  225. Центросоюз 11 360,7 10 432 9499,7 8790,6 8400,8 7526,6 66,25
  226. Белгородский 158,7 152,2 85,1 71,3 71,4 71,4 44,99
  227. Воронежский 255,9 250,1 194,2 178,1 159,2 155,2 60,65
  228. Курский 137,1 136,8 124,7 119,9 110,9 104,5 76,22
  229. Липецкий 79,5 80,9 73,9 74,9 73,6 63,0 79,25
  230. Тамбовский 249,3 242,2 240,4 235,6 209,0 169,7 68,07
  231. Составлено по материалам потребсоюзов Центрально-Черноземного регионаю о
  232. Сведения о численности пайщиков по системе Белгородского облпотребсоюзаза 2000−2005 гг.чел.)п/п Наименование районов Годы Темп роста, 2005 г. к 2000 г., %2000 2001 2002 2003 2004 2005
  233. Алексеевское райпо 11 078 11 268 11 223 11 288 11 282 11 333 102,30
  234. Белгородское райпо 8147 8153 5746 5766 5700 4045 49,65
  235. Борисовское потребительское общество «Заготовитель» 44 76 63 867 872
  236. Волоконовское райпо 14 617 14 713 1008 1102 2802 2802 19,17
  237. Вейделевское райпо 12 381 12 427 2010 1840 2611 2835 22,90
  238. Ивнянское потребительское общество «Альянс» 140 152 151 157 1601 1604 1145,71
  239. Красногвардейское райпо 6695 6716 3522 3541 4306 4356 65,06
  240. Красногвардейское сельпо 4532 4477 3619 3651 3691 3703 81,71
  241. Красненское райпо 5523 5617 4465 4030 4030 3285 59,48
  242. Купинское сельпо 581 77 960 840
  243. Новооскольское сельпо 59 137 133 1133 1136
  244. Прохоровское райпо 4724 4879 1369 975 2475 3375 71,44
  245. Ракитянское райпо 3217 2460 1720 1005 2505 3021 93,91
  246. Ровеньское райпо 13 092 13 087 5800 5605 5312 6420 49,04
  247. Старооскольское райпо 5853 5205 ЗОЮ 2695 2618 3200 54,67
  248. Томаровское сельпо 3872 3937 3646 3665 3707 3724 96,18
  249. Уразовское потребобщество 184 268 320 1341 1757
  250. Чернянское райпо 5675 5654 5164 4552 5276 4773 84,11
  251. Шебекинское райпо 13 577 9553 7937 6703 5956 5994 44,15
  252. Яковлевское потребительское общество 2179 2214 2070 2180 3208 2315 106,24
  253. Составлено по материалам потребсоюзов Центрально-Черноземного региона192
Заполнить форму текущей работой