Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление рекламным процессом как формой коммуникации в коммерческой сфере

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Трансформация российского общества на принципах рыночных отношений вызвала возникновение социальных потребностей в новых видах деятельности. В частности, переориентация производства на потребителя вызвала необходимость детального изучения его потребностей, вкусов и их корректировки в целях продвижения товаров на рынке. С другой стороны, обилие товаров на рынке и их широкий ассортимент вызвали… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические подходы к исследованию рекламного процесса
    • 1. 1. Концептуальные основы изучения рекламы: сущность, типы, функции
    • 1. 2. Методологические подходы к исследованию рекламного процесса
  • Глава II. Механизм регулирования рекламного процесса в РФ
    • 2. 1. Правовые и организационные основы механизма регулирования рекламного процесса
    • 2. 2. Механизм взаимодействия участников рекламного процесса
    • 2. 3. Рекламный процесс как технология создания и управления брэндом
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы
  • Приложения

Управление рекламным процессом как формой коммуникации в коммерческой сфере (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из важных особенностей современности выступает беспрецедентный рост влияния средств массовой коммуникации, особенно аудиовизуальных. Производство, обмен, потребление всего того, что связано с рекламой, телевидением, медиа в целом, оказывается теперь одной из важнейших сфер экономической активности. Качественно нового состояния достигло потребление, для которого характерен небывалый расцвет потребительских стилей. После двух столетий технологической революции производство любой вещи уже является не только технологической проблемой. Обеспечив рынок товарной массой, производители встали перед новой сложностью — достижение информационного обеспечения как гаранта реализации выпущенной продукции. Распространение рыночных отношений с их системой конкуренции, необходимость не только завоевания рынка, но и выживания в нем заставляют искать способы воздействия на структуру и динамику потребления, формировать общественное мнение вокруг тех или иных продуктов. Особенно острой эта проблема становится в условиях перепроизводства, когда предложение превышает спрос. Тогда единственным механизмом реализации продукта и, следовательно, самого существования того или иного агента экономики является возможность влиять на мнения людей о необходимом, должном и хорошем, на то, как надо жить, на систему их ценностей.

Трансформация российского общества на принципах рыночных отношений вызвала возникновение социальных потребностей в новых видах деятельности. В частности, переориентация производства на потребителя вызвала необходимость детального изучения его потребностей, вкусов и их корректировки в целях продвижения товаров на рынке. С другой стороны, обилие товаров на рынке и их широкий ассортимент вызвали потребность ориентации в этой массе товаров у массового покупателя. Отвечая на эти потребности, в России за короткий срок стала создаваться инфраструктура рекламного бизнеса, которая представлена преимущественно западными производителями рекламы. Их деятельность сводится к тому, чтобы максимально использовать глобальные маркетинговые идеи и стратегии и не иметь дел с рекламопроизводителями в России. Вместе с тем, широко известно, что рекламная деятельность должна ориентироваться в первую очередь на специфику потребителя, сформированную социально-культурной средой его жизнедеятельности. В этом отношении использование западных рекламных технологий в российских условиях не гарантирует положительного эффекта. В настоящее время рыночные отношения в России достигли того уровня, при котором дальнейшее развитие невозможно без соответствующего уровня развития рекламного процесса, так как отдельные рекламные и маркетинговые мероприятия не решают того многообразия задач, которые сегодня ставятся перед рекламой. В этом плане представляется теоретически значимым и практически востребованным исследование проблемы управления рекламным процессом в России, механизма его регулирования в коммерческой сфере, что и определяет актуальность темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы. Область исследования, которая является предметом рассмотрения, носит междисциплинарный и чрезвычайно многогранный характер. Научное осмысление проблем рекламы находит отражение в самых разных областях научного знания: социологии, экономике, маркетинге, психологии и менеджменте. В научной литературе можно выделить четыре основные группы исследовательского интереса.

Первая группа включает в себя труды, посвященные анализу проблем массовой коммуникации отечественных и зарубежных авторов, в которых были исследованы влияние средств массовой коммуникации на общество, а также методологические подходы к анализу массовой коммуникации. В зарубежной науке основы анализа психологии масс были заложены в трудах.

Густава Лебона.1 Дальнейшее развитие эти идеи получили в работах З. Фрейда, X. Ортега-и-Гассета, Т. Карлейла. В отечественной науке основы психологического исследования механизмов и технологий управления индивидуальным и коллективным сознанием были заложены в трудах В. Бехтерева3. Развитие теорий массовой коммуникации связано, прежде всего, с усилением роли и влияния средств массовой информации на общество. П. Лазарсфельд, Р. Мертон выделили и описали функции средств массовой информации в обществе4. В работе Г. Лассвелла описана линейная модель коммуникативного процесса и проанализированы ее основные составляющие5. Ж. Бодрийяр исследовал проблему влияния рекламы на сознание людей6. Детальному рассмотрению процессов коммуникации и их влиянию на общество посвящены работы Дж. Фиска, Н. ГТостмана, Д. Маккуэйла, А. Гидденса7.

В современной отечественной науке можно выделить два направления исследований данной проблемы. Первое нашло отражение в работах Ф. И. Шаркова, Г. Г. Почепцова8 и др. и связано с изучением процессов массовой коммуникации в современном обществе и их особенностей в России. Второе направлено на обобщение, систематизацию и анализ исторической эволюции.

1 Лебон, Г. Психология народов и масс/ Г. Лебон// Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. — М., 2003.

2 Фрейд, 3. Психология масс и анализ человеческого «Я"/ 3. Фрейд // Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. — М., 2003; Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс/ X. Ортега-и-Гассет// Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. — М., 2003; Карлейль, Т. Герои, культ героев и героическое в истории/ Т. Карлейль// Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. — М., 2003.

3 Бехтерев, В. Внушение и толпа/ В. Бехтерев// Психология толпы: социальные и политические механизмы воздействия на массы. — М., 2003.

4 Лазарсфельд, П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное поведение/ П. Лазарсфельд, Р. Мертон //№рр:/М?у.50С.ри.ги/та1епа18/80ССС.

5Лассвелл, Г. Структура и функции коммуникации в обществе/Г.Лассвелл //http://www.soc.pu.ru/materials/soccc.

6 Бодрийяр, Ж. Система вещей/ Ж. Бодрийяр. — М., 2001.

7 Маккуэйл, Д. Массовая коммуникация и общественный интерес: к вопросу о социальной теории структуры и функционирования медиа/ Д. Маккуэйл// http://www.soc.pu.ru/materials/soccc;

Гидденс, А. Опосредование опыта/ А. Гидденс// http://www.soc.pu.ru/materials/soccc и др.

8 Шарков, Ф. И. Основы теории коммуникации/ Ф. И. Шарков. — М., 2002; Почепцов, Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века/ Г. Г. Почепцов. — М., 2000. методологических подходов к исследованию массовой коммуникации и представлено в работах H.H. Назарова и В.С.Басина1.

Вторая группа исследований посвящена рассмотрению понятия «реклама» и выявлению ее особенностей. В этой группе исследовательской литературы можно выделить два больших подраздела. К первому из них следует отнести работы Ф. Котлера, В. Абчука, Т. Амблера, Дж. Р. Эванса, Д. Джоббера, Ж-Ж. Ламбена, в которых реклама рассмотрена как экономическая категория и составная часть маркетинга. Рекламу представители этой группы рассматривают как средство для увеличения продаж, в их работах она представлена как специфическая маркетинговая деятельность, направленная на перевод качества товара или услуги на язык запросов и нужд покупателя. При этом игнорируются социокультурные функции рекламы как социального института. Ко второму направлению относятся труды А. Дейяна, Д. Огилви, Е. Ромата, Ч. Сендриджа, У. Уэллса3 и др., непосредственно посвященные анализу рекламы, ее сущности, видов, функций и роли в современном мире.

В третью группу объединяются работы, посвященные анализу технологий рекламного воздействия и рекламной коммуникации. В' эту группу входят работы Н. Айзенберга, И. Гольмана, К. Бове, У. Аренса, И. Викентьева, Ф. Лепла4 и др., посвященные комплексному анализу института.

Назаров, М. М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика/ М. М. Назаров. -М., 2000; Басин, B.C. Теория и практика изучения аудитории массовой коммуникации в рамках деятельностного подхода/ B.C. Басин. — Казань, 2002.

2 Абчук, В. Азбука маркетинга/ В. Абчук. — СПб., 1998; Амблер, Т. Практический маркетинг: Марочный капитал, маркетинговые войны, позиционирование, парадоксы дзен-буддизма/ Т. Амблер. — М., 2001; Котлер, Ф. Основы маркетинга/ Ф. Котлерперевод с английского В. Б. Боброва. — М., 1999; Эванс, Дж.Р.Маркетинг/ Дж.Р. Эванс, Б. Берман. — М., 2000; Джоббер, Д. Принципы и практика маркетинга: Учебное пособие/ Д. Джоббер/ под редакцией В. М. Неумоина. -2-е изд. — М., 2000; Ламбен, Ж-Ж. Стратегический маркетинг/Ж-Ж. Ламбен. — СПб., 1996.

3 Дейян, А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи/ А. Дейян, А. Троадек, Л. Троадекпер. с фр. A.B. Мигачева. — М., 1994. Огилви, Д. Откровения рекламного агента/ Д. Огилви. — М., 1994; Ромат, Е, В. Реклама: История. Теория. Практика/ Е.В. Ромат/ главный редактор Е.Строганова. — 5-е издание — СПб., 2002; Сендидж, Ч. Реклама: теория и практика/ 4. Сендидж. — М., 2001; Уэллс, У. Реклама: принципы и практика/ У. Уэллс, Д. Бернет, С. Мориарти — 2-е издание — СПб., 2001.

4 Айзенберг, Н. М. Менеджмент рекламы/ H.M. Айзенберг. — М., 1993; Гольман, И. А. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация: Учеб. для студентов ВУЗов/ И. А. Гольман. — М., 2002; Бове, КЛ. Современная реклама/ K.JI. Бове, У. Ф. Арене. — Тольятти, 1995; Викентьев, И. Л. Приёмы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов/ И. Л. Викентьев. — Новосибирск, 1993; Лепла, Ф.Дж. Интегрированный брендинг/ Ф.Дж. Лепла, Л. М. Паркерпер. с англ. — М., 2003. рекламы, прикладному аспекту рекламной деятельности, рассмотрению вопросов технологии создания рекламы, психологических аспектов ее восприятия. В работах Р. Батры и Р. Росситера, Р. Перси уделено особое внимание особенностям рекламного менеджмента и технологиям рекламы1. А. Тузиков в рамках рассмотрения теории идеологии особое внимание уделяет выявлению места и роли института рекламы в современном мире2.

Четвертая группа исследований посвящена анализу понятия «брэнд», его основным характеристикам и особенностям формирования. К этой группе относятся труды В. Л. Музыканта, Г. Дана, М. Хейга, Л. Винсента, Э. Райса, Д. Нэппа3.

В последнее время интерес к исследованиям различных аспектов рекламы значительно возрос. Анализ диссертационных исследований по данной проблематике показал, что в них чаще всего исследованы отдельные аспекты рекламы: экономические4, психологические5, юридические6, политические7. Важное значение для исследования имели диссертационные работы А. В. Волкова и Е. Н. Чукчеевой, в которых раскрыты социологические.

1 Батра, Р. Рекламный менеджмент / Р. Батра, Д.Дж. Майерс, Д. А. Аакер — 5-е изд. — М, 2001; Росситер, Д. Р. Реклама и продвижение товаров/ Д. Р. Росситер, Р. Перси. — СПб., 2001.

2 Тузиков, А. Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс-медиа /А.Р. Тузиков. — М., 2002.

3 Музыкант, В. Л. Формирование брэнда средствами РЯ и рекламы/ В. Л. Музыкант. — М., 2006; Дан, Г. Рождение брэнда/ Г. Дан. — М., 2004; Хейг, М. Выдающиеся брэнды/ М. Хейг. — М., 2006; Винсент, Л. Легендарные брэнды. Раскрученные рекламные мифы, в которые поверил весь мир/ Л. Винсент. — М., 2004; Райе, Э. Происхождение брэндов или естественный отбор в мире бизнеса/ Э. Райе, Л. Райе. — М., 2005; Нэпп, Д. Политика брэнда/ Д. Нэпп. — СПб., 2003.

4 Прибылов, С.И. Социально-экономические функции рекламы и оценка ее эффективности: автореф. дис.. канд. экон. наук/ С. И. Прибылов. — М., 2002; Добролюбова, Е. В. Реклама в системе экономических отношений современной России: автореф. дис. канд. экон. наук/ Е. В. Добролюбова. — М., 2000; Богомолов, Е. В. Роль рекламы в формировании российского рынка: Автореф. дис. канд. экон. наук/ Е. В. Богомолов. -М&bdquo- 1999.

5 Перлина, О. Л. Мотивация потребительского поведения как фактор эффективности рекламы: автореф. дис.. канд. психол. наук/ О. Л. Перлина. — М., 2002.

6 Куликова, Ю. С. Ненадлежащая реклама как форма недобросовестной конкуренции: автореф. дис. канд. юрид. наук/ Ю. С. Куликова. — М., 2003.

7 Морозова, Н. Ю. Государственное регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис. канд. полит, наук/ Н. Ю. Морозова. — М, 2001. аспекты анализа рекламы1. Также следует отметить диссертации А. В. Дроздова, A.A. Овчаровой, посвященные разработке проблем брэнда .

Однако при всем многообразии тем и сюжетов, исследуемых в научной литературе, некоторые аспекты функционирования института рекламы в России все еще остаются вне поля зрения их авторов или рассматриваются недостаточно основательно. В частности, до сих пор изучение вопросов управления рекламным процессом в целом и в коммерческой сфере, в частности, еще не становилось темой специального исследовании.

Цель и задачи исследования

Цель исследования — выявить специфику управления рекламным процессом как формой коммуникации в коммерческой сфере.

Для достижения цели исследования необходимо решение следующих задач:

• исследовать основные методологические подходы к изучению рекламного процесса как формы коммуникации;

• определить теоретические основы понятий «реклама», «рекламный процесс» и «брэнд»;

• раскрыть механизм государственного регулирования рекламного процесса на законодательном и организационном уровнях и механизм саморегуляции рекламного процесса;

• выявить особенности взаимодействия участников на всех уровнях управления рекламным процессом («рекламодатель — рекламное агентство», «рекламное агентство — средство распространения рекламы», «рекламное агентство — потребитель», «рекламодатель ~ потребитель»);

1 Волков, A.B. Реклама как деятельность и социальный институт: дис. канд. социол. наук/ A.B. Волков. -СПб., 2004; Чукчеева, E.H. Брэнд как фактор управления поведением потребителей: автореф. дис. канд. социол. наук/ E.H. Чукчеева. — М, 2006.

2 Дроздов, A.B. Стратегическое планирование и управление торговыми марками на российском рынке: автореф. дис. канд. экон. наук/ A.B. Дроздов. — М, 2003;0вчарова, А. А. Маркетинговый механизм формирования региональных брендов: автореф. дис. канд. экон. наук/ А. А. Овчарова. — М, 2006.

• рассмотреть особенности управления рекламным агентством и взаимодействия его подразделений в процессе планирования и реализации рекламного процесса;

• выявить технологии управления поведением потребителей.

Объектом исследования выступает рекламный процесс.

Предметом исследования является механизм управления рекламным процессом как формой коммуникации в коммерческой сфере.

Теоретико-методологические основы исследования. Методология исследования базируется на принципах и методах системного подхода, позволившего рассмотреть уровни управления рекламным процессом в их целостности и взаимосвязи, комплексного подхода (междисциплинарного синтеза), поскольку изучение рекламного процесса потребовало обращения к идеям и приемам исследований таких наук, как социология, менеджмент, маркетинг, а также обращения к компаративному, логическому и типологическому методам анализа.

В качестве основного методологического источника формирования представлений о рекламном процессе использовались следующие теории и концепции:

— структурно — функциональный подход (концепция базовой схемы процесса коммуникации Г. Лассвелла, роль и влияние средств массовой коммуникации на потребителя П. Лазарсфельда и Р. Мертона);

— теория социального действия Т. Парсонса, которая позволяет исследовать рекламный процесс как деятельность;

— теория позиционирования Дж. Траута и Э. Райза, которая определяет общие принципы формирования позиции продукта в сознании потребителя.

В качестве основных социологических методов использовался вторичный анализ данных, представленных в прикладных исследованиях, опрос экспертов, исследование по методу фокус-групп.

Источниковая база исследования включает в себя документы федеральных органов власти и управления по вопросам регулирования рекламной сферы. Основным законодательным актом является закон «О рекламе», принятый в 1995 году и закон «О рекламе», принятый в 2006 году. Кроме них, порядок рекламирования отдельных видов товаров и услуг регламентируют соответствующие статьи Федерального закона от 22.11.1995 № 171 «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», Федерального закона от 22.06.1998 № 86 «О лекарственных средствах», Федерального закона от 08.01.1998 № 3 «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федерального закона от 22.04.1996 № 39 «О рынке ценных бумаг», Федерального закона от 05.03.1999 № 46 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг», Закона РФ «О товарных знаках».

Информационной базой исследования послужил также внутренний документооборот рекламных агентств, материалы Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства РФ.

Эмпирическую базу исследования составили данные авторских социологических исследований. В целях рассмотрения механизма управления рекламным процессом автором был проведен опрос экспертов в форме интервью с руководителями ведущих рекламных агентств (16 человек) и специалистов по рекламе и маркетингу крупных коммерческих фирм Республики Татарстан (6 человек), чья профессиональная деятельность лежит в области управления рекламным процессом.

Для исследования значимых характеристик брэнда было проведено исследование по методу фокус-групп. Исследуемая группа состояла из наиболее активных потребителей — лиц 25 — 35 лет с уровнем дохода не менее 10 тысяч рублей в месяц. Социально-профессиональная идентификация группы связана со средним классом, техническим и экономическим высшим образованием, негосударственным сектором экономики.

Научная новизна определяется как постановкой самой научной проблемы, так и полученными результатами. Данная работа представляет собой специальное социологическое исследование, в котором дается комплексный анализ механизма управления рекламным процессом в России как формой коммуникации в коммерческой сфере. Новизна заключается в следующем:

— впервые проведено комплексное исследование рекламного процесса как формы коммуникации с позиций структурно — функционального подхода;

— предложена авторская интерпретация понятий «рекламный процесс» и «управление рекламным процессом»;

— выявлены особенности механизма государственного регулирования рекламного процесса в РФ;

— раскрыт механизм взаимодействия участников рекламного процесса в коммерческой сфере на всех уровнях («рекламодатель — рекламное агентство», «рекламное агентство — средство распространения рекламы», «рекламное агентство — потребитель», «рекламодатель — потребитель»);

— выявлена сущность технологии поэтапного формирования брэнда;

— выработаны научно — практические рекомендации по управлению рекламным процессом с позиции управления поведением потребителя.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Традиционно рекламный процесс изучается либо как экономическая категория, либо как социальный институт. Рассмотрение рекламного процесса как формы коммуникации открыло новое направление его исследования как деятельности по передаче/обмену информацией. В контексте коммуникативного аспекта в диссертации в качестве базисной категории применительно к рекламе была выбрана категория деятельности. В данном ракурсе методологической основой анализа рекламного процесса является «концептуальная схема» социального действия Т.Парсонса.

2. Анализ предмета исследования с позиции структурно-функционального подхода позволил дать авторскую интерпретацию понятия «рекламный процесс». В рамках данного подхода рекламный процесс определяется как форма коммуникации, базовый механизм которой включает в себя шесть составляющих: рекламодатель, рекламное агентство, сообщение, средства его передачи и потребитель, а так же организации, регулирующие рекламную деятельность на государственном уровне.

3. Механизм управления рекламным процессом является сложносоставным, в котором различаются три уровня:

• регулирование рекламного процесса;

• управление в процессе разработки и реализации рекламной кампании;

• управление поведением потребителей со стороны рекламодателя.

4. Регулирование рекламного процесса в РФ включает в себя две части: государственное регулирование и саморегулирование. Государственное регулирование включает в себя два элемента: законодательный и организационный. Система саморегулирования рекламного процесса в России представлена различными профессиональными объединениями. Опрос экспертов позволил выявить, что две части механизма регулирования рекламного процесса работают, не взаимодействуя друг с другом. Следствием этого является отсутствие комплексной системы регулирования рекламного процесса, учитывающей интересы рекламодателей и потребителей.

5. Проведенное социологическое исследование выявило основные этапы формирования системы менеджмента в рекламном агентстве:

• определение характера основных видов деятельности рекламного агентства, то есть выбор его профиля в областях рекламного творчества (креатива), медиа-баинга, рекламного консалтинга или о совмещении нескольких видов рекламной деятельности;

• распределение объема работ между отдельными компонентами менеджмента (определение обязанностей и полномочий сотрудников, взаимоотношения между ними и правильное распределение обязанностей по структурным подразделениям рекламного агентства).

• классификация компонентов менеджмента, формирование логических групп.

6. Эмпирическое исследование отношения потребителей к марке товара позволило заключить, что наиболее значимыми ее характеристиками являются: функциональная, социальная, ментальная и идеологическая. Суть стратегии поэтапного формирования брэнда состоит в том, что необходимо разделить процесс его создания на этапы и на каждом из них последовательно формировать в сознании потребителя необходимые представления о брэнде.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные выводы и результаты могут служить концептуальной основой для разработки программ эффективного управления рекламным процессом в сфере коммерции на федеральном и региональном уровнях. Материалы диссертации могут быть использованы в преподавании учебных дисциплин по социологии массовой коммуникации, социологии рекламы, экономической социологии.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре государственного, муниципального управления и социологии Казанского государственного технологического университета и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации получили отражение в 7 научных публикациях, в том числе одна — в издании, рекомендованном ВАК РФ, в выступлениях на межрегиональных научных конференциях: «Социальное управление: реалии и проблемы российского общества» (Казань, 2004), «Регионы России: проблемы безопасности» (Казань, 2005), «Социальные проблемы трансформирующегося российского общества» (Казань, 2006) — на всероссийских научных конференциях: «Политический консалтинг: горизонты новой реальности» (Казань, 2004), Первые казанские социологические чтения «Современное российское общество: состояние и перспективы» (Казань, 2005).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.

Заключение

.

На основании проведенного анализа теоретико-методологических подходов автор пришел к выводу, что основополагающим для исследования проблемы управления рекламным процессом как формой коммуникации в коммерческой сфере является теория социального действия Т. Парсонса. В качестве базисной категории для анализа рекламного процесса автором была выбрана категория деятельности. В данном ракурсе методологической основой анализа рекламного процесса будет «концептуальная схема» социального действия Т.Парсонса. Она характеризуется минимальным набором структурных элементов: агентом действия, или акторомцелью, под которой понимается желаемое будущее положение вещейситуацией" — определенным способом взаимоотношения элементов друг с другом.

Как показал анализ структуры действия, обязательными ее компонентами выступают субъект и объект действия. Субъект — это носитель целенаправленной активности, тот, кто действует, обладая сознанием и волей. Объект — то на, что направлено действие. Это позволило автору выявить две плоскости анализа рекламного процесса в рамках рассмотрения субъект-объектных взаимоотношений. Во-первых, это механизм государственного регулирования рекламного процесса. В этом случае субъектом выступают государственные органы и профессиональные ассоциации, а объектом непосредственные участники рекламного процесса (рекламодатель, рекламное агентство, средства распространения рекламы). Вторая плоскость исследования — это рассмотрение рекламного процесса как технологии управления поведением потребителей. В этом случае субъектом выступает рекламодатель (рекламное агентство), а объектом соответственно потребитель. Следовательно, если взять за основу роли участников в коммуникационном процессе, то рекламный процесс можно рассматривать как управление (целенаправленное воздействие отправителя на адресата сообщения). Проанализированные теории управления поведением потребителей через средства массовой коммуникации были разделены автором на две группы. В первую группу вошли теории неограниченного влияния средств массовой коммуникации на аудиторию (Б.Ф. Скиннер, У. Липпман, А. Бандура, Д. Гриндер и Р. Бэнтлер). Во всех теориях этой группы средствам массовой коммуникации отводится ведущая роль в формировании установок и регулировании поведения аудитории и отдельных индивидов. Ко второй группе автор относит теории ограниченного влияния СМК на аудиторию (Р. Мертон, П. Лазарсфельд, Г. Лассвел). В рамках этих теорий процесс коммуникации рассматривается как субъект-объектный процесс управления. Где субъект управления коммуникатор, а объект — аудитория средств массовой коммуникации. Каналы массовой коммуникации признаются эффективными для направления существующих базовых установок.

Согласно авторской позиции рекламный процесс необходимо рассматривать в рамках субъект-объектной модели, при которой потребители и аудитория, рассматриваются как субъект управления. Исходя из этой модели, основную задачу рекламного процесса автор видит в формировании некоторого образа товара в сознании потребителя. В тоже время в рамках подхода, предлагаемого автором, создание имиджа товара невозможно без детального анализа поведения и мотивации потребителя. Методологической основой этого анализа является структурно-функциональный подход (влияние группы, модель «двухступенчатой коммуникации»).

Базовый механизм рекламного процесса как формы коммуникации включает в себя четыре составляющие: рекламодатель, сообщение, средства его передачи и потребитель. В настоящий момент усложнение коммуникативных процессов приводит к тому, что эта схема не полностью отражает содержание рекламного процесса. Анализ рекламного процесса в современных условиях показал, что в эту схему необходимо включить рекламное агентство и организации, регулирующие рекламную деятельность на государственном уровне, а так же элементы саморегулирования рекламного процесса. Охарактеризовав базовый механизм рекламного процесса, автор предлагает исследовать его в трех плоскостях. В частности, первая плоскость исследования — это механизм государственного управления. Сегодня этот механизм включает в себя два аспекта законодательный и организационный. Основным законодательным актом, регулирующим рекламный процесс в РФ, является закон «О рекламе». Первая редакция закона была принята в 1995 г. и не раз подвергалась. Новый закон «О рекламе» принят в 2006 году, а все его положения вступят в силу к 2008 году. Функции контроля реализации законодательных норм, регулирующих рекламный процесс, возложены на антимонопольный орган. Система саморегулирования рекламного процесса в России представлена различными профессиональными объединениями, в тоже время они не имеют сколь либо значительного влияния. Две части механизма регулирования работают, оторвано друг от друга, следствием чего является отсутствие комплексной системы регулирования рекламного процесса, учитывающей интересы рекламодателей и потребителей. Таким образом, механизм государственного регулирования рекламного процесса представляет собой субъектобъектную модель управления, в которой рекламодатель и рекламное агентство выступают в качестве объекта.

Вторая плоскость — это организационное управление рекламным процессом, в рамках которого рассмотрены взаимодействия его участников. В результате проведенного социологического исследования (экспертный опрос, в ходе которого были опрошены 20 экспертов руководство рекламных агентств и отделов рекламы и маркетинга) было выявлено, что сегодня существует два варианта механизма управления рекламным процессом: во-первых, когда управление осуществляется отделом маркетинга компании, во-вторых, привлечение сторонних специалистов — аутсорсинг. Стратегия полного аутсорсинга, предполагающая делегирование всех маркетинговых функций или их большинства, актуальна, прежде всего, для небольших компаний и представительств. Крупные компании и представительства, как российские, так и иностранные, предпочитают комбинировать подходы. Управление рекламным процессом при комбинировании двух механизмов складывается в процессе взаимодействия рекламодателя и рекламного агентства. Это взаимодействие проходит на четырех основных этапах:

• исследования (на данном этапе происходит изучение потребностей, исследование потребительских свойств товара и анализ рынка);

• стратегическое планирование (определяются функциональные цели рекламной кампании и целевая аудитория, позиционирование и рекламный бюджет, а так же творческая стратегия);

• тактические решения (отбор средств рекламы и график выхода рекламных сообщений, творческие решения, согласно поставленным задачам и производство рекламной продукции);

• контроль над ходом кампании, оперативная корректировка и анализ эффективности.

В рамках третьей плоскости исследования рекламный процесс рассмотрен автором как технология управления поведением потребителей. При данном подходе рекламный процесс представляет собой субъектобъектную модель управления, при которой управленческое действие инициируется субъектом управления и направлено на объект управления. В рамках этой модели управление рекламным процессом основная задача рекламного процесса — это формирование брэнда. Проведенное социологическое исследование (по методу фокус групп) позволило выявить четыре основных компонента, которыми должен обладать успешный брэнд: функциональный, социальный, ментальный и духовный (идеологический). Автор пришел к выводу, что невозможно создать сильный брэнд, основываясь только на одном из компонентов исследование. Большинство проанализированных в исследовании теорий концентрируются либо на какой-то одной характеристике, либо предлагают создавать брэнд, включающий сразу все четыре компонента, что, по мнению автора невозможно, так как это приведет к размытию всех характеристик и созданию имиджа товара ничем не отличающегося от остальных. Автор предлагает для решения этого вопроса использовать стратегию «поэтапного формирования брэнда». Согласно этой стратегии невозможно сразу сформировать брэнд, обладающий всеми четырьмя характеристиками, поэтому необходимо разделить процесс его построения на этапы, на каждом из которых последовательно формировать в сознании потребителя необходимые представления о брэнде. Первым и важнейшим этапом построения брэнда является позиционирование. Позиционирование — это то место, которое занимает данный брэнд в сознании потребителя. При планировании и формировании позиционирования брэнда необходимо учитывать:

• позиционирование должно быть уникальным и узнаваемым (это необходимо для успешной и четкой дифференциации от конкурентов);

• позиционирование должно соответствовать явным и скрытым нуждам целевых потребителей;

• позиционирование должно быть подкреплено реальными фактами (это необходимо для того, чтобы потребитель никогда не испытал разочарования от общения с брэндом.);

• позиционирование должно быть неизменным.

Было выявлено, что рекламе отводится важнейшая роль в процессе строительства и развития брэнда. Реклама, решающая задачи по строительству брэнда, должна отвечать ряду критериев. Прежде всего, реклама должна строго соответствовать разработанному позиционированию брэнда. Если для маркетологов позиционирующее утверждение резюмирует в одной фразе всю идею продукта, то лозунг рекламной кампании также в одной фразе формулирует позиционирование для потребителя понятным для него языком. Имидж брэнда, о формировании которого многие говорят как о конечной цели рекламы, в действительности означает понимание потребителем преимуществ и достоинств брэнда. Реклама брэнда должна говорить на языке потребителя. Понятность рекламы брэнда — значимый компонент успеха.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты РФ.
  2. О рекламе: федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЭ//Российская газета. 2006 — № 51.
  3. О рекламе: федеральный закон от 18.07. 1995 N 108-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 — N 30. — С. 2864.
  4. О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров: закон РФ от 23.09.1992 N 3520−1 // Российская газета. 1992 — № 228.
  5. Положение о Министерстве Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июля 1999 г. № 793) // Собрание законодательства РФ. 1999 — № 29. -С. 3756.
  6. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции: федеральный закон от 22.11.1995 N 171 -ФЗ// Российская газета. 1995 — № 231.
  7. О рынке ценных бумаг: федеральный закон от 22.04.1996 N 39-Ф3// Российская газета. 1996 — № 79.
  8. О наркотических средствах и психотропных веществах: федеральный закон от 08.01.1998 N З-ФЗ// Российская газета. 1998 — № 7.
  9. О лекарственных средствах: федеральный закон от 22.06.1998 N 86-ФЗ// Российская газета. 1998 — № 118.
  10. Ю.Абчук, В. Азбука маркетинга / В. Абчук СПб.: Союз, 1998. — 272 с.
  11. Азбука рекламы, паблисити и паблик релейшнз учебная программа выживания: Информ. указ. менеджерам, маркетерам, релайтерам, имиджмейкерам, спичрайтерам, промоутерам, рекламистам. Авт.-сост. М.Булгари. СПб: ATA «Болгар», 1998. — 72 с.
  12. , Н.М. Менеджмент рекламы/ Н. М. Айзенберг М.: ТОО «ИнтелТех», 1993. — 81 с.
  13. , В.А. Маркетинг: Краткий курс/ В. А. Алексунин. Учеб. пособие для студентов ВУЗов. — М.: Изд. Дом «Дашков и К», 2000. -190 с.
  14. М.Амблер, Т. Практический маркетинг: Мароч. капитал, маркетинговые войны, позиционирование, парадоксы дзен-буддизма/ Т. Амблер. М.: Питер, 2001.-400 с.
  15. Амлинский А. Что-то с мозгами не то/А. Амлинский// Секрет фирмы. -2006. -№ 28. -С. 41 -45.
  16. , Ю.К. Организация рекламы в магазине/ Ю. К. Баженов, Ю. К, Васькин Е. В. учеб. практ. пособие. -М.: Маркетинг, 1998. — 123 с.
  17. , А. Структура взаимоотношений: рекламист -рекламодатель: поиски решений: Рекламный менеджмент/А. Балабанов // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2001. — № 1. — С.41−49.
  18. , Г. П. Нормативные теории массовой коммуникации/ Г. П. Балуев // Социологические исследования. 2005.- № 7. — С.105−114.
  19. , B.C. Теория и практика изучения аудитории массовой коммуникации в рамках деятельностного подхода/ B.C. Басин-Казань.: Унипресс, 2002. 77с.
  20. , Р. Рекламный менеджмент / Р. Батра, Д.Дж. Майерс, Д.А. Аакер- 5-е изд. М.: Вильяме, 2001. — 784 с.
  21. , K.JT. Современная реклама/ K.JI. Бове, У. Ф. Арене Тольятти: Издательский дом Довгань, 1995. — 704 с.
  22. , Ж. Система вещей/Ж. Бодрийяр. М.: Рудомино, 2001.
  23. , Б.Л. Технологии рекламы и PR: учеб. пособие для ВУЗов /Б. Л. Борисов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. — 618 с.
  24. , В. Красная книга Российской рекламы/ В. Бородина. М.: Рекламфорумсервис, 2001. — 224 с.
  25. , В. Моделирование уровня известности рекламной компанией/ В. Бузан // Рекламные технологии. 2001. — № 7. — С. 2 — 4.
  26. , К. Методы расчета рекламного бюджета компании/ К. Буйко // Реклама и жизнь. 2004. — № 1. — С. 16 — 25.
  27. Буржуазная философская антропология XX века. М.: Наука, 1986. -С 160- 175.
  28. , И.А. Постмодернизм как реальность, данная нам в ощущениях/ И. А. Бутенко // Социологические исследования. 2005.-№ 4. -С.З — И.
  29. , Р. Трансформэйшн. Нейролингвистическое программирование и структура гипноза/ Р. Бэндлер, Дж. Гриндер. -СПб.-317с.
  30. , Э. Карьера в рекламном агентстве: Ваш рекламный портфель/ Бэрри Э. М.: Внешсигма, 1997. — 224 с.
  31. , К. Исследования: основы рекламного планирования/ К. Вашенцев // Рекламные технологии. 2000. — № 4. — С.2−5.
  32. М. Избранные произведения/ М. Вебер. М., 1990. — 370 с.
  33. С. Оценка эффективности рекламной деятельности/ С. Веселов // Рекламные технологии. 2000. — № 5. — С.2−4.
  34. , С. Оценка эффективности рекламной деятельности / С. Веселов // Рекламные технологии. 2000. — № 4. — С.6−8.
  35. Виды регулирования рекламной дeятeльнocти//http://www.medialaw.ru/exussrlaw/a/2/l 8. htm
  36. , И.Л. Приёмы рекламы: Методика для рекламодателей и рекламистов: 14 практ. прил. и 200 прим/ И. Л. Викентьев. -Новосибирск.: ЦЭРИС, 1993.- 144 с.
  37. Вишняков, О. Анализ эффективности затрат на рекламу, или копейка рубль бережет/ О. Вишняков, С. Горшунова // Бизнес. 1998. — № 2. -С.32−33.
  38. A.B. Реклама как деятельность и социальный институт: дис.. канд. социол. наук. СПб., 2004. 186с.
  39. , A.B. Реклама как деятельность и социальный институт: дис.. канд. социол. наук/ A.B. Волков. СПб., 2004.
  40. , В.В. Дизайн рекламы: учеб. пособие. / В. В. Волкова. М.: Феникс, 1999.-144 с.
  41. , Ю. Закон о рекламе и некоторые проблемы его применения/ Ю. Вольдман // Хозяйство и право. 1996. — № 7. — С.38−47.
  42. , Ю. Комментарий закона Российской Федерации «О рекламе»/ Ю. Вольдман. М.: Правовая культура, 1998. — 175 с.
  43. , В.Т. Основы рекламного мышления: учеб. пособие для студентов ВУЗов/ В. Т. Ганжин. М.: Фонд НИМБ, 2001. — 296 с.
  44. Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации/ Л. Ю. Гермогенова. М.: РусПартнер Лтд, 1994. — 252 с.
  45. , Л.Ю. Как сделать рекламу магазина/ Л. Ю. Гермогенова. -М.: РусПартнер Лтд, 1994. 281 с.
  46. , А. Опосредование опыта/ А. Гидденс //http://www.soc.pu.ru/materials/soccc
  47. , A.M. Маркетинг: учеб. метод, пособие/ A.M. Годин. 2-е изд.,. -М.: Дашков и К, 2001.-211 с.
  48. , Е.Л. Основы рекламы: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Е. Л. Головлева. М.: Главбух, 2003. — 268 с.
  49. , И. «PR» и «advertising»: 2 метода соблазнения/ И. Гольман // Рекламные технологии. 2003. — № 2. — С.22−25.
  50. , И. Реклама плюс. Реклама минус/И. Гольман. М.: Гелла-Принт, 2000.-240 с.
  51. , И. Рекламная деятельность: Планирование. Технологии. Организация: учеб. для студентов ВУЗов/ И. Гольман. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Гелла-Принт, 2002. — 389с.
  52. , И. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности: Записки московского рекламиста/ И. Гольман. М.: Гелла-принт, 1996. — 320 с.
  53. , Н. Механизм психологической идентификации в телевизионной рекламе / Н. Горюнова // Реклама и жизнь. 2000. — № 13. -С.23−27.
  54. , М. Рекламный бюджет фирмы: Как определить его, чтобы реклама была успешной/ М. Гуков // Бизнес. 1998. — № 9−10. — С. 4041.
  55. , А. Реклама / А. Дейан- пер. с фр. под. ред. Божук. СПб.: Нева, 2003.-128 с.
  56. , А. Стимулирование сбыта и реклама на месте продажи. / А. Дейан, А. Троадек, J1. Троадек- пер. с фр. A.B. Мигачева- Общ. ред. B.C. Загашвили. -М.: Изд. группа «Прогресс», 1994. 189 с.
  57. , Д. Учебник по рекламе: Как стать известным, не тратя денег на рекламу/ Д. Денисон, JI. Тоби- пер. с пол. Н.Бабиной. Минск.: СЖ, 1996.-311 с.
  58. , Э. Эффективная презентация/ Э. Джей. практ. пособие- пер. с англ. Т. А. Сиваковой. — Минск.: Амалфея, 1996. — 207 с.
  59. , Ф. Реклама: учеб. пособие для студентов ВУЗов / Ф. Джефкинс- пер. с англ.под ред. Б. Л. Ерёмина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 523 с.
  60. , Д. Принципы и практика маркетинга: учеб. пособие/ Д. Джоббер. под ред. В. М. Неумоина. — 2-е изд. — М.: Вильяме, 2000. -679 с.
  61. , Н.И. Основы международного маркетинга: учеб. пособие для ВУЗов/ Н. И. Диденко, В. В. Самохвалов. СПб.: Политехника, 2000. -182 с.
  62. , Г. Качественное исследование рекламы/ Г. Дитятев // Маркетинг в России и за рубежом. 1999. — № 2. — с. 62−69.
  63. , Е.В. Реклама в системе экономических отношений современной России: автореф. дис.. канд. экон. наук/ Е. В. Добролюбова. М., 2000.
  64. , Д.И. Паблисити и паблик релейшнз/ Д.И. Доти- пер. с англ. В. Н. Егоров. М.: Филинъ, 1996. — 285 с.
  65. , A.B. Стратегическое планирование и управление торговыми марками на российском рынке: автореф. дис.. канд. экон. наук/ A.B. Дроздов. М, 2003.
  66. , М. Брэнд как объект мифотворчества/ М. Дымшиц // Реклама и жизнь. 2001. — зима. — С.46−47.
  67. , М. Модель эффективности рекламы и других форм маркетинговых коммуникаций/ М. Дымшиц// Реклама и жизнь. 2003. -№ 4.-С.64−71.
  68. , М. Реклама и общество: Вавилонская башня или бег навстречу? / М. Дымшиц, Г. Беркаусова // Рекламист. 1995. — № 2(июнь). -С.15.
  69. , В. Журналистика и реклама: основы взаимодействия: Опыт теорет. исслед/ В. Евстафьев. М.: ИМА-пресс, 2001. — 263 с.
  70. , В. Состояние рекламного рынка России/ В. Евстафьев // Рекламные технологии. 2002. — № 2. — С.2−3.
  71. , А. Модель эффективности рекламы/ А. Железцо’в // Маркетинг. 1999. — № 6. — С.55−59.72.3авьялов, П. Реклама активная составляющая маркетинга/ П. Завьялов // Маркетинг. — 1995. — № 1. — С.27−37.
  72. , А. Роль рекламы в развитии малого предпринимательства/ А. Иванов // Малое предприятие. 1998. — № 12. — С. 20−21.
  73. , А. Контроль за ходом рекламной кампании и оценка ее экономического (торгового) эффекта/ А. Казуров // Маркетинг в России и за рубежом. 2003. — № 2. — С.68−79.
  74. , Дж. Телевизионное развлечение и политическая социализация/ Дж. Карлсон //http://www.soc.pu.ru/materials/soccc
  75. , Г. Эффективная реклама: Путеводитель для малого бизнеса / Г. Картер- Общ. ред. Е. М. Пеньковой. М.: МТ-Пресс, 2001. — 244 с.
  76. , A.B. Рекламные технологии. Коммерческая реклама: Учеб. пособие для студентов ВУЗов/ A.B. Катернюк. Ростов н/Д.: Феникс, 2001.-316с.
  77. , А. «Типа Боржоми» это Боржоми? : Недобросовестная реклама и конкуренция/ А. Клименко // Бизнес — адвокат. — 1999. — № 18.-С.З.
  78. Коган, А. Ф. Реклама в малом бизнесе/ А. Ф. Коган, H.H. Шапошникова. -Харьков: ИМП «Рубикон», 1994. 80 с.
  79. , К. Развенчанный миф российской рекламы/ К. Конаныхин // Рекламный мир. 2001. — № 1. — С. 22.
  80. , Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер- пер. с англ. В. Б. Боброва. -М.: Изд-во «Прогресс», 1999. 736 с.
  81. , А. Развитие рекламных агентств и рекламного рынка России: Состояние, тенденции, прогнозы/ А. Крылов // Рекламные технологии. -2001.-№ 12.-С.2−4.
  82. , А. Реклама в России: Состояние и перспективы/ А. Крылов // Рекламные технологии. 2004. — № 3. — С.4−8.
  83. , А. Рекламная стратегия: Постановка задачи и оценка эффективности/ А. Крылов // Рекламные технологии. 2003. — № 8. -С.2−10.
  84. , А. Рынок рекламы России: Состояние, тенденции, размышления/ А. Крылов // Рекламные технологии. 2003. — № 1. -С.2−5.
  85. , И. Маркетинг: Социология маркетинговых коммуникаций: Учеб. пособие/ А. Крылов. М.: Центр, 1998. — 189 с.
  86. , И. Рекламный рынок России: итоги и перспективы/ А. Крылов // Финансовая газета. 1996. — № 5 (янв.) — С. 15.
  87. , И. Станет ли рекламный бизнес цивилизованнее?: Комментарии к Закону РФ «О рекламе» / А. Крылов // Финансовая газета. 1995. — № 39 (сент.) — С. 5.
  88. Кузякин, А. П. Реклама и РЯ в мировой экономике: учеб. пособие/ А. П. Кузякин, М. А. Семичев. М.: ТК Велби, 2002. — 319 с.
  89. Культурология 1999−1 Дайджест. М.: 1999. — С. 56.
  90. , Д. Брендинг по-русски: Реклама: самые лучшие из зарубежных и российских рекламных компаний/ Д. Курбанова // Рекламный мир. 2000. — № 1. — С.28−29.
  91. , Дж. Медиа и демократия: переосмысление/ Дж. Курран //http://www.soc.pu.ru/materials/soccc
  92. , П. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие/ П. Лазарсфельд, Р. Мертон //http://www.soc.pu.ru/materials/soccc
  93. , К. Наука о рекламе: Миф, реальность, креатив/ К. Лакйн // Рекламные технологии. 2003. — № 1. — С.4−7.
  94. Ламбен, Ж-Ж. Стратегический маркетинг/ Ж-Ж .Ламбен. СПб.: Наука, 1996.-589 с.
  95. , Г. Структура и функции коммуникации в обществе/ Г. Лассвелл //http://www.soc.pu.ru/materials/soccc
  96. , А. Две исторические традиции в современной психологии рекламы/ А. Лебедев // Реклама и жизнь. 1999. — № 11−12. — С.4−9.
  97. , А.Н. Экспериментальная психология в российской рекламе/ А. Н. Лебедев, А. К. Боковиков. Рос. АН, Ин-т филологии. — М.: Academia, 1995.- 135 с.
  98. , О.Т. Основы маркетинга: учеб. пособие / О. Т. Лебедев Т.Ю. Филиппова- под ред. О. Т. Лебедева. 2-е изд., доп. — СПб.: ИД «МиМ», 1997. — 224 с.
  99. Лебедев-Любимов, А. Н. Психология рекламы / А.Н. Лебедев-Любимов. СПб.: Питер, 2002. — 368 с.
  100. ЛеПла, Ф.Дж. Интегрированный брендинг/ Ф.Дж. ЛеПла, Л.М. Паркер- пер. с англ. СПб.- М.: Олма-Пресс, 2003. — 318 с.
  101. , Н. Манипулирование: сущность, проявления, пути снятия: Философ, и соц.-полит. анализ/ Н. Лимнатис. М.: Эконом, демокр., 2000. — 216 с.
  102. , Д. Массовая коммуникация и общественный интерес: к вопросу о социальной теории структуры и функционирования Медиа/ Д. Маккуэйл //http://www.soc.pu.ru/materials/soccc
  103. , Ю. Оценка эффективности целевых рекламных кампаний / Ю. Манзанов // Мир карточек. 2004. — № 2. — С.33−39.
  104. , А.Н. Сравнение различных способов определения эффективности рекламы/ А. Н. Матанцев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 3 (июнь) — С.24−28.
  105. , А.Н. Эффективность рекламы/ А. Н. Матанцев. М.: Финпресс, 2002.-413 с.
  106. , Р. Маркетинг для малых предприятий/ Р. Мачадо. -СПб.: Питер Паблишинг, 1998. 288 с.
  107. Международный кодекс рекламной деятельности Международной торговой палаты // Реклама и жизнь. 1997. — № 2 (нояб.)-С.10−13.
  108. Международный маркетинг: учеб. пособие для ВУЗов- под ред. Г. А. Васильева, Л. А. Ибрагимова. -М.: Юнити, 1999.-200 с.
  109. Мельник, Г. С. Mass Media: Психологические процессы и эффекты / Г. С. Мельник. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1996. — 160 с.
  110. , Д.В. Формирование концепции рекламной политики как элемент маркетингового планирования/ Д. В. Минаев, A.M. Немчин // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. — № 2 (апр.)-С.42−53.
  111. Миртов, Ю. Н. Как стать рекламным агентом: Руководство для начинающих и практикующих рекламных агентов/ Ю. Н. Миртов, A.A. Крымов. -М.: Тривола, 1995. 151 с.
  112. , А. Закон «О рекламе» в действии/ А. Михайлов // Реклама. 1998. — № 3−4. — С.4−5.
  113. , О. Реклама любой ценой: Реклама переживает второе дыхание/ О. Михина // Эксперт. 2001. — № 10. — С. 12−14.
  114. Модель отечественного рекламного агентства XXI века: Российский рекламный бизнес // Деловые люди. 1996. — № 72 (дек.) — С. 110−112.
  115. , В.А. Паблик релейшнз средство социальной коммуникации: (Теория и практика)/ В. А. Моисеев. — Киев: Дакор, 2002.-510 с.
  116. , Р.И. Психология рекламы. Учеб. пособие для студентов ВУЗов/ Р. И. Мокшанцев. М.: Инфра-Ме, 2001. — 229 с.
  117. Н.Ю. Государственное регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. полит, наук. Москва, 2001.- С. 14−18.
  118. , Н.Ю. Государственное регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: автореф. дис.. канд. полит, наук/ Н. Ю. Морозова. М, 2001.
  119. , B.JI. Реклама: функции, цели, каналы распространения: Курс лекций. 4.2/ В. Л. Музыкант. М.: Изд-во МНЭ-ПУ, 1997. — 104 с.
  120. , В.Jl. Реклама: Функции, цели, каналы распространения: Курс лекций. 4.1/ В. Л. Музыкант. М.: Изд-во МНЭ-ПУ, 1996. — 108 с.
  121. , Т. Психология продажи рекламных услуг: Теория и практика/ Муладжанова Т. // Рекламист. 1995. — № 2(июнь). — С.26.
  122. , А. Реклама в журналах: Недостатки и достоинства журнальной рекламы/ А. Назайкин // Рекламные технологии. 2000. -№ 2. — С.8−9.
  123. , А. Эффективная продажа рекламы. Технология получения заказа на покупку реклам, площадей, эфира, пространства. Практ. пособие/ А. Назайкин. М.: Дело, 1999. — 199 с.
  124. , М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика/ М. М. Назаров. М.: УРСС, 2000. -239 с.
  125. Наружная реклама. Бюджеты мега-брэндов // Рекламный мир. -2001.-№ 1.-С.18.
  126. , О. Глобальная провокация: Западный рекламный рынок в поисках новых эффективных форм воздействия на потребителя/ Никифоров О. // Эксперт. 2000. — № 14. — С.46−49.
  127. Новые способы любви к клиенту: В новом тысячелетии простая реклама уступит место интегрированным маркетинговым коммуникациям // Эксперт. 2000. — № 47. — С.40−42.
  128. СГШонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход/ Дж. О’Шонесси. СПб.: Питер, 2001. — 864 с.
  129. , А. А. Маркетинговый механизм формирования региональных брендов: автореф. дис.. канд. экон. наук/ А. А. Овчарова. М, 2006.
  130. , В. Международная конкуренция и рекламный рынок России/ В. Оганджанянц // Мировая экономика и международные отношения. 1999. — № 10. — С.99−104.
  131. , А. Управление эффективностью рекламы/ А. Оганесян // Маркетинг в России и за рубежом. 2004. — № 4. — С.61−74.
  132. , Д. Откровения рекламного агента/Д. Огилви- пер. с англ. -М.: Финстатинформ, 1994. 108 с.
  133. , Я. Реклама двигатель торговли или обман потребителя?/ Я. Орлов // Деловой мир. — 1997. — 6 февр.
  134. Отечественной продукции рекламную поддержку // Реклама. -1998. — № 5. -С.31−32.
  135. Отойдите от стереотипов: Как делаются брэнды в XXI в. / Беседа с директором агентства IQ marketing Н. Степанюк // Эксперт. — 2002. -№ 9. -С.26−33.
  136. , Т. Структура социального действия/ Т. Парсонс. М., 2000.
  137. , О.Л. Мотивация потребительского поведения как фактор эффективности рекламы: автореф. дис.. канд. психол. наук/ О. Л. Перлина. М&bdquo- 2002.
  138. , Е. Современная реклама. Теория и практика/ Е. Песоцкий. Ростов н/Д: Феникс, 2001.-315 с.
  139. Планирование рекламной кампании на региональных рынках // Реклама. 1998. — № 5. — С. 26−27.
  140. , Ю. Маркетинговые исследования в рекламе/ Ю. Подцерковский // Рекламные технологии. 2001. — № 1. — С.2−5.
  141. , В.Л. Реклама: Учеб. пособие/ В. Л. Полукаров, Е.Л. Головлева- под общ. ред. Г. Л. Зеленина. М.: Изд-во УРАО, 2003. -191 с.
  142. , Е.В. Продвижение товаров и услуг: учеб. пособие для студентов ВУЗов/ Е. В. Попов. М.: Финансы и статистика, 2002. — 320 с.
  143. , С.Г. Основы маркетинга: учеб. пособие/ С. Г. Попов. М.: Ось-89,2002.-191 с.
  144. , H. А теперь. о другом. / Н. Постма //http://www.soc.pu.ru/materials/soccc
  145. , Г. Г. Коммуникативные технологии двадцатого века/ Г. Г. Почепцов. М.: Релф-Бук, 2000. — 348 с.
  146. , Г. Г. Теория и практика коммуникации: (от речей президентов до переговоров с террористами)/ Г. Г. Почепцов. М.: Центр, 1998.-352 с.
  147. Правила игры для рекламодателя: Международный кодекс рекламной практики (МКРП), принятый Международной торговой палатой в 1937 году, служит основой саморегулирования рынка рекламы в 17 странах Европы // Бизнес адвокат. — 1999. — № 9. — С.12−13.
  148. Правовое регулирование рекламной деятельности: Коммент. и законодательство. -М.: Спарк, 2001. 198 с.
  149. , С. И. Социально-экономические функции рекламы и оценка ее эффективности: Автореф. дис.. канд. экон. наук/ С. И. Прибылов. М., 2002.
  150. Прингл, Энергия торговой марки/ Прингл, Хэмиш, Томпсон, Марджори- пер. с англ. С. Жильцов- под общ. Ред. И. В. Крылова. М.: Питер, 2001.-286 с.
  151. , Е.Е. Психологическая экспертиза рекламы: Теория и методика психотехн. анализа рекламы/ Е. Е. Пронина. М.: РИП-холдинг, 2002. — 96 с.
  152. Психология толпы: Социальные и политические механизмы воздействия на массы. М.:Эксмо, 2003. — 800 с.
  153. Реклама в России: практика использования средств: Особенности правового регулирования, документ.оформ., бух. и налогового учёта: Законодат.-норматив. база- Коммент. и рекомендации специалистов. -М., 2002.- 176 с.
  154. Реклама и содействие продаже- пер. с англ.: учеб. пособие' для ВУЗов. M.: ДеКА, 1994. — 51 с.
  155. Реклама. Теория и практика. / У. Уэллс и др.- СПб.: Питер, 1999. -735 с.
  156. Реклама: внушение и манипуляция: медиа-ориентированный подход: учеб. пособие- ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2001.-746 с.
  157. Реклама: палитра жанров / В. В. Ученова и др. М.: РИП-холдинг, 2003.-95 с.
  158. Реклама: принципы и практика / У. Уэллс и др. 2-е изд., испр. -СПб.: Питер, 2001.-735 с.
  159. Рекламная деятельность: Учеб. для студентов ВУЗов. / Ф. Г. Панкратов и др.. 3-е изд. перераб. и доп. — М.: Маркетинг, 2001. -362 с.
  160. Рекламная коммуникация. Учеб. пособие для студентов ВУЗов. /
  161. B.JI. Полукаров и др. Междунар. ун-т бизнеса и управления- под общ. ред. В.Полукарова. — М.: Дашков и К, 2002. — 344 с.
  162. Рекламный бюджет фирмы как определить его, чтобы реклама была успешной // Бизнес. — 2000. — № 3−4. — С.36−37.
  163. Рекламный век: век двадцатый // Рекламный мир. 2000. — № 12.1. C.13−15.
  164. , М.Ю. Теория и практика рекламной деятельности. Учеб. пособие/ М. Ю. Рогожин. М.: Изд-во РДЛ, 2001. — 206 с.
  165. , И.Я. Международное рекламное дело/ И. Я. Рожков. М.: Изд. объед. ЮНИТИ: Банки и биржи., 1994. — 176 с.
  166. , Е.В. Реклама в системе маркетинга: Учеб. пособие для ВУЗов/ Е. В. Ромат. Харьков.: Студцентр, 1995. — 214 с.
  167. , Е.В. Реклама: История. Теория. Практика./ Е. В. Ромат. -Гл.ред. Е.Строганова. 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 544с.
  168. Российский рекламный KOfleKc//http://www.akarussia.ru/default.php?id=59
  169. Российское законодательство о рекламе: Практ. коммент. / Авт.-сост. С. П. Завидова и др. М.: Новый юрист, 1997. — 160 с.
  170. , Д.Р. Реклама и продвижение товаров / Д. Р. Росситер, Р. Перси- пер. с англ. М. Бугаева- Под общ. ред. Л. А. Волковой. 2-е изд. -СПб.: Питер, 2001, — 651 с.
  171. , Л. Н. Реклама как социокультурный процесс в современном российском обществе: Автореф. дис.. канд. социол. наук/ Л. Н. Салахатдинова. Казань, 2001.
  172. , O.A. Транзитная реклама/ O.A. Саркисян. М.: РА «НьюТон», 2002.-102 с.
  173. Свод обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Фeдepaции//http•.//www.akarussia.ru/
  174. , Б.Д. Рекламный менеджмент: учеб. пособие/ Б. Д. Семёнов. -Минск.: Экоперспектива, 1999.-270 с.
  175. , Ч. Реклама: теория и практика/ Ч. Сендидж- пер. с англ. -М.: Сирин, 2001.-619 с.
  176. , Т.К. Реклама в бизнесе: Учеб. пособие/ Т. К. Серегина, Л. М. Титкова.-М.: 1995. 111 с.
  177. , Р. Панацея для рекламиста?: Рекламный спад: предлагаются варианты выхода/ Соколов Р. // Рекламный мир. 2000. — № 4. — С.7.
  178. , Е. Реклама и PR слияние или дифференциация?/ Е. Сорокина // Рекламные технологии. — 2001. — № 2. — С.25−27.
  179. Социология: Учебник- под редакцией проф. Ю.Г. Волкова- 2-е изд.- М.: Гардарики, 2003.-512 с.
  180. Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия- Сост. И. Г. Ясавеев. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2000. — 224 с.
  181. , Э.Е. Самоучитель по рекламе / Э. Е. Старобинский. -5-е изд., перераб. и доп. М.: «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. -352 с.
  182. Структура 30 крупнейших рекламных сетей мира // Рекламный мир. -2000. -№ 7.-С. 16−17.
  183. , Ю.А. Реклама: Учебник для студентов ВУЗов/ Ю. А. Сулягин, В. В. Петров. СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2003. — 382 с.
  184. Технологии производства в реклама: учеб. пособие /Щепакин М.Б. и др. М.: Изд-во Междунар. ин-та рекламы, 2002. — 272 с.
  185. , Дж. Траут о стратегии/ Дж. Траут.- СПб.: Питер, 2005. -192 с.
  186. , Дж. 22 непреложных закона маркетинга/ Дж. Траут, Э. Райе. -Москва.: ACT, 2005. 160 с.
  187. , Дж. Маркетинговые войны/ Дж. Траут, Э. Райе. СПб.: Питер, 2005.-256 с.
  188. , Дж. Позиционирование: битва за умы/ Дж. Траут, Э. Райе. -СПб.: Питер, 2006. 272 с.
  189. , A.B. Мифодизайн рекламы / A.B. Ульяновский. -СПб.: Ин-т личности, 1995.-300 с.
  190. , И.В. Интернет как инструмент маркетинга/ И. В. Успенский. СПб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2000. — 254 с.
  191. , Э.А. Рекламное дело / Э. А. Уткин, А.И. Кочеткова- М.: ЭКМОС, 1997.-271 с.
  192. В.В. История рекламы. Учеб. для студентов ВУЗов/ В. В. Учёнова, Н. В. Старых. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 303 с.
  193. , В.В. История рекламы или метаморфозы рекламного образа. Учебник для студентов ВУЗов/ В. В. Учёнова, Н. В. Старых. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-336 с.
  194. , В.В. История рекламы: детство и отрочество/ В. В. Учёнова, Н. В. Старых. -М.: Смысл, 1994. 96 с.
  195. , B.B. Философия рекламы: Учебное пособие для студентов/
  196. B.В. Ученова. -М: Гелла-принт, 2003. 199 с.
  197. Фегеле, 3. Директ-маркетинг. 99 практических советов, как найти потребителя / 3. Фегеле- пер. с нем. H.A. Врублевская. 2-е изд. — М.: Интерэксперт, 1999. — 254 с.
  198. , JI.H. Реклама в обществе: каков эффект?/ JI.H. Федорова // Социол. исследования. 1996. — № 10. — С.71−76.
  199. , JI.H. Социология рекламной деятельности. Учеб. для студентов ВУЗов/ JI.H. Федотова. М.: Гардарики, 2002. — 271 с.
  200. , О. Реклама: новые технологии в России: Учеб. пособие/ О.Феофанов. СПб.: Питер, 2003. — 384 с.
  201. , О. Россия: реклама и общество/ О. Феофанов // Реклама. 1998.-№ 3−4.-С.384.
  202. , Дж. Постмодернизм и телевидение/ Дж. Фиск //http://www.soc.pu.rn/materials/soccc
  203. , Н. Рекламный процесс необходимо упорядочить/ Н. Фонарева // Экономика и жизнь. 1998. — № 4 (янв.) — С. 8.
  204. , Р. Психология массовых коммуникаций/ Р. Харрис. 4-е изд., междунар. — СПб.: Нева, 2002. — 448 с.
  205. , JI.H. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика: настольная книга делового человека менеджера и бизнесмена/ JI.H. Хромов. — Петрозаводск.: Фолиум, 1994. — 308 с.
  206. , JI. Теории личности/ Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб., 1997.1. C. 116−177.
  207. , В. Кадровый состав в рекламе/ В. Чернышев // Управление персоналом. 2000.- № 3. — С.82−84.
  208. , В. Менеджмент в рекламном агентстве/ В. 4epHflX0BCKHfi//http://uprav.biz/materials/marketing/view.
  209. Чудо рекламы: Эффективность рекламы // Эксперт. 2002. — № 10. -С.29−35.
  210. , E.H. Брэнд как фактор управления поведением потребителей: автореф. дис.. канд. социол. наук/ E.H. Чукчеева. М, 2006.
  211. , Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник для студентов ВУЗов / Ф. И. Шарков. М.: Перспектива, 2002. — 245 с.
  212. , Н. Владимир Познер: Главное не опоздать: О рекламе высказывается В. В. Познер, член Общественного совета по рекламе./ Н. Шевченко // Рекламный мир. 2001. — № 4−5. — С. 13.
  213. , Ю. Восприятие наружной рекламы/ Ю. Шерковин // Рекламист. 1995. — № 2 — С. 20.
  214. , Д. К. Реклама как социальный институт: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. социол. наук/ Д. К. Шигапова. -Казань, 1995.
  215. , Ю. Модель формирования массовых представлений: Влияние рекламы на массовые представления людей./ Ю. Ширков // Реклама и жизнь. 2000. — № 13. — С. 28−33.
  216. , Ю. Модель формирования массовых представлений: Воздействие рекламы/ Ю. Ширков // Реклама и жизнь. 1999. — № 1112. -С.63−67.
  217. . Эмпирический маркетинг- Как заставить клиента чувствовать, думать, действовать, а также соотносить себя с вашей компанией / Б. Шмитт- пер. с англ. К.Ткаченко. М.: Гранд: Фаир-Пресс, 2001.-400 с.
  218. , Г. Г. Введение в рекламоведение. Учеб./ Г. Г. Щепилова, К. В. Щепилов, В. М. Краснюк. М.: Элит-2000, 2002. — 303 с.
  219. , Дж. Р. Маркетинг/ Дж. Р. Эванс, Б. Берман. М. Сирин, 2000. -308 с.
  220. А. Основы брэндинга: 100 приёмов повышения ценности товарной марки / Пер. с англ. Т.Новиковой. М.: Фаир-Пресс, 2002. -336 с.
  221. Сайт Рекламного совета России http://www.a-z.ru/assoc/osr.
  222. Сайт ассоциации коммуникативных агентств России http://www.akarussia.ru/.
  223. Официальный сайт министерства по антимонопольной политике -http://www.maprf.ru
  224. The Commercial Connektion. Adversing and the American Mass Media, 1979.-220 p.
  225. Cravens P.W. Strategic Marketing/ P.W. Cravens, 1991.
  226. Berkowitz F. Marketing/ F. Berkowitz. New Jork, 1989.- 280 p.1. Реклама
  227. По целевому Коммерческая Некоммерческая Политическаяназначению
  228. По широте охвата Международная Национальная Региональная Реклама местногоаудитории реклама реклама реклама значения
  229. По направленности Реклама потребительских товаров Бизнес-рекламуна аудиторию
  230. По объекту рекламирования.1. Реклама торговой марки1. Торгово-розничная реклама1. Реклама организации
  231. По каналам распространения
  232. Реклама в средствах массовой информации Реклама в прессе Радиореклама Телереклама Наружная реклама Кинореклама Реклама в сети Интернет
  233. Адресно-справочная или прямая реклама
  234. Характеристика товара и мест продажи 1. Что продается?2. Сезонность продаж3. Места продаж4. Содействие покупке1. Коммуникация 1. Наличие устойчивых слоганов
  235. Цели коммуникации: Информирование1. Инструктирование1. Мотивирование1. Другие
  236. I. Аудитория и её характеристики 1. Субъект рекламы и степень его предпочтительности
  237. Старые клиенты? Покупатели продукта
  238. Новые клиенты? Потребители продукта
  239. Характеристики поведения в отношении продукта покупательское поведениеп Приверженность к торговой маркеп Переключение с марки на маркуискомые выгоды
  240. Существующее отношение к маркеп умеренно благоприятноемаксимально благоприятноеп индифферентноенегативное
  241. Увеличение доли рынка за счет выравнивания региональных различий- за счет возвращения утраченных долей рынка- завоевание новых долей рынка (каких)3. Увеличение прибыли4. Поддержание объема продаж1. V. Конкуренты 1. Кто?2. Преимущества3. Недостатки
  242. Использование рекламы? естьнет
  243. VI. Бюджет и сроки планирования1. Дата заполнения ««20 г.
  244. Программа социологического исследования 1. Методологическая часть.
  245. Цель исследования выявить особенности («рекламодатель -рекламное агентство», «рекламное агентство — средство распространения рекламы», «рекламное агентство — потребитель», «рекламодатель -потребитель»).
  246. Объект и предмет исследования. В качестве объекта исследования выступает механизм управления рекламным процессом в коммерческой сфере.
  247. Предметом исследования является взаимодействие участников на всех уровнях управления рекламным процессом.
  248. Тип исследования: аналитический
  249. Какова, на Ваш взгляд, роль рекламодателя в рекламном процессе?
  250. Какие функции в механизме управления рекламным процессом должно выполнять рекламное агентство?
  251. Как должны разграничиваться функции в рекламном процессе между рекламодателем, рекламным агентством и средством распространения рекламы?
  252. Какая информация должна быть отражена в техническом задании на создание рекламного продукта, рекламной кампании?
  253. Какие, вопросы необходимо уточнить при встрече с рекламодателем?
  254. Какие факторы при оценке текущего положения рекламодателя должны быть учтены?
  255. Какова, на Ваш взгляд, должна быть структура рекламного агентства полного цикла?
  256. Охарактеризуйте функции и полномочия отделов рекламного агентства?
  257. Каким образом строятся взаимоотношения в Вашем агентстве?
  258. Ю.Как в Вашем агентстве решается проблема распределения полномочиймежду отделами, между разными уровнями управления?
  259. Охарактеризуйте, пожалуйста, основные особенности управления рекламным агентством?
  260. Каково Ваше мнение о новом законе «О рекламе»?
  261. Как Вы оцениваете работу органов государственного регулирования в сфере управления рекламным процессом?
  262. М.Какова, на Ваш взгляд, роль механизмов саморегулирования в управлении рекламным процессом?
  263. Какую должность Вы занимаете?
  264. Денис Хабибуллин, директор РА «Седьмое небо».
  265. Дедов Денис, директор РА «RSC».
  266. Андрей Абиняков, директор РА «Грани».
  267. Садыков Тимур, творческий директор РА «Магазин».
  268. Акзиготов Андрей, менеджер представительства компании «Цербер -М» в Татарстане.
  269. Зиганшин Рустем, ведущий менеджер PA «Headline».
  270. Кротова Влада, финансовый директор издательства «Имидж».
  271. Муратова Татьяна, коммерческий директор делового еженедельника «Где деньги».
  272. Биматов Марат, генеральный директор РА «Паритет», г. Пермь. Ю. Хабибуллин Камиль, заместитель директора РА «Панорама».11 .Макарова Елена, заместитель начальника юридического департамента компании «Сувар Казань».
  273. Гришина Ольга, заместитель директора РА «Kazan media».
  274. Лазунина Юлия, директор РА «Kazan media».
  275. Пайгунов Александр, руководитель проектов, РА «Lorien image».
  276. Ефремов Иван, креативный директор РА «Прайм».
  277. Калининская Наталья, исполнительный директор РА «Прайм».
  278. Тимуршин Тимур, исполнительный директор РА «Татнефтепродукт медиа».
  279. Тишкин Евгений, директор РА «Гротеск».
  280. Кулешова Анна, менеджер по рекламе и маркетингу сети универсамов «Патерсон» (филиал в г. Казань).
  281. Панаев Игорь, директор компании «МастерКом».
  282. Вострецов Евгений, директор ночного клуба «Эрмитаж».
Заполнить форму текущей работой