Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Палеосоциологическое исследование религии алан U-XII вв

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аланское язычество занимает важное место в цепи непрерывного развития верований индоиранских народов юго-восточной Европы. С одной стороны, оно уходит корнями в мировоззрение скифов и сарматов, а с другой — лежит в основе религиозных представлений современных осетин. Исследование аланских культов представляет интерес не только для ученых-иранистов, но и для религиоведов, изучающих как общие… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Состояние вопроса
    • 1. Обзор источников
    • 2. Анализ литературы
  • Глава II. Методы и подходы
    • 1. Обзор используемых методов
    • 2. Основные закономерности развития и функции религии при переходе от родового общества к классовому
  • Глава III. Этапы развития аланского язычества в V—X вв. (по материалам амулетов)
    • 1. Основные этапы развития дохристианской религии северокавказских алан в V—X вв.
    • 2. Религия донских алан (по амулетам салтово-маяцкой культуры)
  • Глава IV. Языческие святилища алан
    • 1. Святилища Северного Кавказа
    • 2. Святилища Среднего Дона
  • Глава V. Язычество алан Северного Кавказа после принятия христианства. X—XII вв.
    • 1. Обереги и украшения из катакомб
    • 2. Святилища X—XII вв.

Палеосоциологическое исследование религии алан U-XII вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Аланское язычество занимает важное место в цепи непрерывного развития верований индоиранских народов юго-восточной Европы. С одной стороны, оно уходит корнями в мировоззрение скифов и сарматов, а с другой — лежит в основе религиозных представлений современных осетин. Исследование аланских культов представляет интерес не только для ученых-иранистов, но и для религиоведов, изучающих как общие закономерности становления религий, так и особенности развития верований различных народов. Следы отдельных культов и элементы эпических мотивов ирано-язычных кочевников скифов, сарматов и алан прослеживаются в верованиях и эпосе некоторых европейских народов (Бахрах Б., 1993, с.114−129- Дюмезилъ Ж., 1976; Дюмезиль Ж., 1990; Кардини Ф., 1987). Но особенно актуально изучение аланской дохристианской религии для народов Северного Кавказа, на формирование духовной культуры которых она в той или иной степени оказала влияние.

Язычество алан — тема многогранная и сложная. Поэтому она не может быть рассмотрена в полном объеме в одной работе. Основной целью предлагаемой диссертации стал один из аспектов этой проблемыпалеосоциологическое исследование динамики и этапов аланских верований V—XII вв.

Палеосоциологический подход предполагает комбинированное использование исторических и социологических методов исследования. Его основная методологическая посылка заключается в том, что религия рассматривается как социальный феномен, порождаемый условиями существования конкретного общества на определенном этапе его исторического развития и, в тоже время, являющийся фактором социальных изменений. Концентрированным материальным проявлением языческой религии раннесредневековых алан являются амулеты и культовые сооружения. Они отражают не только наличие отдельных верований и обрядов, но и процессы, протекавшие в области мировоззрения. Кроме того, они являются косвенными свидетельствами перемен в общественной жизни.

Рассматриваемый в работе период охватывает время между двумя катастрофическими для алан потрясениями: гуннским нашествием (конец IV в.) и разгромом алан монголо-татарами (начало XIII в.). Обозначенный хронологический отрезок представляет собой законченный эпизод в истории развития аланских верований от эпохи бытования многочисленных родоплеменных культов до времени формирования монотеистического мировоззрения. При написании работы были учтены результаты многолетних этнографических исследований, касающихся закономерностей и этапов эволюции религиозных верований обществ, находящихся на стадии перехода от первобытности к классовым отношениям (История первобытного., 1988, с.423−446).

Предлагаемое диссертационное исследование строится на анализе археологического материала Северного Кавказа и Среднего Дона1 (рис.1), а именно: амулетов из 796 неограбленных раннесредневековых аланских погребений (так называемых катакомб), содержащих 1600 захоронений, а также 20 сооружений Северного Кавказа и лесостепного варианта салтово-маяцкой культуры (СМК), интерпретированных как святилища. Источником информации о погребениях и святилищах послужили многочисленные отчеты и публикации об археологических раскопках в указанных регионах. Информация о наборах амулетов была оформлена в виде восьми баз данных (БД), каждая из которых соответ.

1 В настоящее время считается установленным факт продвижения алан с Северного Кавказа на Средний Дон в УШ в. Эти территории с родственным населением сосуществовали и развивались в рамках одного социального организма — Хазарского каганата. Поэтому, представляется закономерным и естественным, что для написания предлагаемой работы были привлечены данные об обоих регионах. ствовала определенному хронологическому периоду: 1) IV-У вв., 2) V—VI вв., 3) VI—VII вв., 4) VII—VIII вв., 5) VIII—IX вв., 6) X — первая половина XI в., 7) вторая половина XI — XII вв., 8) амулеты СМК (VIII-IX вв.).

Продолжительность выделенных периодов и небольшой выход за хронологические рамки исследования связаны с широкими датировками многих комплексов. Так как автор не является специалистом по проблемам хронологии, в работе использовались датировки из археологических отчетов. Иногда, в тех случаях, когда приводимые хронологические рамки были очень широкими (например, V—VIII вв.) или вообще не указывались, материалы датировались на основании работ А. К. Амброза, Г. Е. Афанасьева, И. О. Гавритухина, В. Ю. Малашева, С. А. Плетневой, В. Б. Ковалевской (Амброз А.К. 1971, 1989; Афанасьев Г. Е., 19 766, Гаври-тухин И.О., Обломский A.M. 1996, Гавритухин И. О., Малашев В. Ю., 1998, с. 28−86- Ковалевская В. Б., 1981, с. 83−97). Автор также обращался за устными консультациями к И. О. Гавритухину, В. Ю. Малашеву и А. В. Мастыковой. Для датировки катакомб могильника Мокрая Балка использовались результаты исследований Г. Е. Афанасьева. Катакомбы X—XII вв. распределялись по периодам на основании хронологической шкалы, разработанной С. Н. Савенко (Савенко С.Н., 1989).

Важно специально оговорить, что в настоящее время предметом оживленной научной дискуссии являются вопросы происхождения северокавказских катакомб и правомерности их трактовки как исключительно аланских (Абрамова М.П., 1997, с. 137−154- Афанасьев Г. Е. 1992, с. 83−97- Гмыря Л. Б., 1993, с. 293−300- Ковалевская В. Б., 1984, с. 88−93- Кузнецов В. А., 1992, с. 41−42- 1984, с.17−24- Магомедов М. Г., 1983, с.14−17, 8991- Яценко С. А., 1998, с. 92). Сложность этнических процессов, протекавших на Северном Кавказе, правомерно ставит перед исследователями вопрос, насколько «чист» этот критерий выявления алан. Не исключено, что аланы практиковали не только катакомбный обряд погребения, но могли использовать и другие типы погребальных сооружений: каменные склепы, грунтовые ямы, каменные ящики. Тем не менее, на современном уровне исследований катакомбы являются одним из основных и наиболее надежных критериев выделения аланского этнического элемента периода V—XII вв.еков, и большинство ученых склоняется к мнению об их аланской принадлежности. Такой подход обусловлен соответствием области распространения катакомб данным письменных источников о расселении алан в V—XII вв.

При реконструкции религиозных верований на основе археологического материала возникают широкие возможности для субъективных интерпретаций. Максимально повысить объективность исследования и избежать неправомерных выводов позволяет правильно выбранный круг задач. Затрагиваемые в данной работе вопросы формулировались с тем условием, чтобы полученные выводы наглядно подтверждались и могли быть проверены читателем.

Основными задачами исследования являются: изучение сходств и особенностей наборов амулетов, использовавшихся аланами в разные хронологические периодывыявление наборов амулетов, характерных для отдельных половозрастных групп в каждом хронологическом периодеисследование локальных особенностей в наборах амулетовизучение построек, интерпретировавшихся предыдущими исследователями как аланские святилищасопоставление полученной информации с историческим контекстом, в частности, этапами социального развития, а также с имеющимися письменными источниками, материалами осетинской этнографии, фольклора и эпоса, результатами предыдущих исследований аланского язычества, и в итоге — выявление реальных этапов развития дохристианских верований алан.

Тема языческой религии алан не раз затрагивалась учеными различных областей гуманитарного знания. Отсутствие полноценной информации об аланских культах в письменных источниках делает необходимым междисциплинарные исследования. На сегодняшний день накоплен обширный материал о религии осетин по этнографическим, фольклорным, эпическим и языковым данным (Миллер В. Ф., 1882, 1882а, 1893- Гатиев Б. 1876, Чибиров JI.A., 1976, 1984; Магомедов А. Х., 1968; Калоев Б. А., 1971, 1993, с.202−215- Уарзиати B.C., 1990, 1995; Дюмезилъ Ж., 1976, 1990), сделаны попытки вычленения основных культов алан на основании комплексного анализа указанных источников (Абаев В.И., 1990, с. 102−114).

Исследования аланских дохристианских культов на археологическом материале с привлечением данных этнографии, фольклора и эпоса осетин предприняты рядом специалистов-археологов (Афанасьев Г. Е., 1976аКузнецов В.А., 1992, с.283−305). Вопросы верований алан, типологии и интерпретации амулетов затрагивались в трудах В. Б. Ковалевской и С. А. Плетневой (Ковалевская В.Б., 1978, 1983, 1995; Плетнева С. А., 19 676, 1989).

Предлагаемая работа является новым и закономерным этапом в изучении аланской религии. Она представляет собой первый опыт па-леосоциологического исследования динамики и этапов ее развития с привлечением массового археологического материала. Сочетание традиционных и современных методов позволяет интенсивнее использовать источниковедческую базу и глубже изучить процесс эволюции язычества алан.

Основной упор в работе был сделан на компьютерные статистические методы, так как их использование обеспечивает возможность oneрировать большими объемами данных и, что немаловажно, получать выводы, максимально свободные от субъективных личностных оценок автора. Для проведения статистической обработки вышеупомянутых баз данных использовались пакеты программ «Datascope», «SAS», «Statgraphics», предоставленные Г. Е. Афанасьевым.

С помощью пакета построения ареальных карт «GGMAG» были созданы карты распространения двадцати основных типов амулетов. Программа «GGMAG» разработана в лаборатории Генетики Человека Института общей генетики РАН и предоставлена ее руководителем Ю. Г. Рычковым В.Б.Ковалевской, которая, в свою очередь, любезно предложила автору использовать ее в данном исследовании.

В диссертации апробирован еще один новый для российской исторической науки подход — археоастрономический. Он заключается в комплексном анализе археологических, астрономических, топографических данных и имеющегося этнографического материала (Гусаков М.Г., 1994). Через призму этого подхода изучалось святилище Маяцкого селища (постройка 21) и реконструировалось ее культовое назначение.

В ходе работы над темой некоторые результаты исследования докладывались на заседаниях отдела археологии и этнографии СевероОсетинского института гуманитарных исследований, отдела охранных раскопок Института археологии РАН. По ряду разделов диссертации были сделаны сообщения на международной конференции по археологии Северного Кавказа XIX Крупновских чтениях (Москва 1996 г.), на конференциях 1998 и 1999 гг. «L'archeologie funeraire du haut Moyen Age et les possibilites de reconstitution historique sociale» в Лонгруа (Франция).

Исследование проводилось в Институте археологии РАН. При сборе материала большая помощь была оказана Г. Е. Афанасьевым и Д. С. Коробовым, ознакомившими меня с созданными ими информационно-поисковыми системами, соответственно, «Burtas» и «Alan». Автор 9 выражает признательность М. Г. Гусакову и В. А. Кузнецову за методические консультации, касающиеся обработки данных, И. О. Гавритухину, В. Ю. Малашеву, А. В. Мастыковой за помощь при проверке датировок отдельных катакомб, а также Ю. Г. Рычкову и В. Б. Ковалевской за предоставленную возможность использования программы «GGMAG» .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования, можно наметить четыре основных этапа развития аланского язычества с V по XII век: 1) V в.- 2) VI—VII вв.- 3) VIII—X вв. и 4) X—XII вв. Выявленные этапы тесно связаны со ступенями исторического развития аланского общества: факторами его социального, хозяйственного развития, межэтническими и внешнеполитическими контактами.

V в. можно условно назвать временем «реабилитации» после катастрофического поражения в войне с гуннами. Очевидно, в результате этого поражения мировоззрение алан претерпело какие-то изменения. Однако из-за отсутствия металлических амулетов в этот период и ограбленности большинства катакомб II—IV вв., трудно сказать что-либо определенное на этот счет. Набор оберегов V в. крайне небогат. Вероятно, в этот период роль амулетов могли выполнять зеркала, астрагалы, коробочки-буллы, смоловидное вещество. В некоторых случаях оберегами могли выступать такие украшения как бусы, браслеты, кольца, серьги, бронзовые перламутровые пластины. Амулеты и украшения встречены в 33% погребений (в 18% погребений мужчин, 67% женщин, 47% детей и подростков). Обереги чаще всего фиксировались при женских и детских костяках. Эта закономерность сохранялась до начала X в. и позже. Она, очевидно, связана с важностью демографического фактора в жизни древних обществ, сила которых зависела от их многочисленности. Амулеты, найденные с мужчинами, вероятно, были заупокойным даром женщин. Обе- | регами же мужчин могли быть, прежде всего, оружие, пояса, доспехи.

Относительной многочисленностью и разнообразием амулетов отличался регион Кисловодской котловины. Регион северо-западного побережья Каспийского моря в этом отношении был несколько беднее. Это различие между регионами, связанное с особенностями их этногенетиче-ского и культурного развития, со временем усугублялось.

В V—VI вв. Северный Кавказ вошел в сферу интересов Византии. Во второй половине VI в. начинает действовать северный отрезок Великого Шелкового пути, который проходил через земли алан. Оживление межэтнических контактов и стабилизация внутренней жизни аланского общества привели к росту уровня жизни. Процент погребенных с амулетами и украшениями в это время возрос до 55% (причем процент женщин вырос до 83%). Набор оберегов пополняется, видимо под влиянием Византии, птицевидными фибулами.

На первом и втором этапах предположительно превалировали скотоводческие и воинские культы. Вероятно, бытовали и земледельческие культы, но из-за отсутствия металлических амулетов они не фиксируются. Очевидно, в VI—VII вв., в среде носителей катакомбного обряда погребения в Северо-западном Прикаспии и на Северо-западном Кавказе появляются последователи христианства.

VII-VIII вв. стали переходными между третьим и четвертым этапами. В этот период языческими оберегами сопровождалось 56% населения. Наряду с уже использовавшимися амулетами, появились обереги в виде фигурок баранов, коней, всадников, клыков хищников, бубенчиков. Интересно, что подвески в виде всадников носили женщины, а не мужчины, как считалось ранее.

На третьем этапе, в VIII—IX вв., усилилась роль земледельческих культов, начал зарождаться культ покровителя рыцарей. Вероятно, покровитель рыцарей после официального принятия христианства получил имя святого Георгия. Данный культ появляется неслучайно. Скорее всего, его возникновение связано с необходимостью охраны границ Хазарского каганата от кочевых племен Причерноморья, руссов и славян и созданием системы приграничных крепостей и укреплений. Эта необходимость вызвала к жизни потребность в людях, которые бы несли военную службу на договорных началах, например за землю, военную добычу, плату, иными словами, рыцарях. Распространению культа могли способствовать и византийцы, активно помогавшие кагану в строительстве укреплений.

Рост благосостояния общества в этот период привел к росту разнообразия набора бронзовых амулетов. Он пополняется подвесками в виде головы медведя, вепря, а также христианскими крестиками. Процент погребенных с амулетами в этот период составил 74%. Так как на третьем этапе наблюдается наибольшее разнообразие и широкая распространенность различных типов металлических амулетов, это время можно охарактеризовать как пик развития аланского язычества.

Для наиболее детального исследования третьего этапа использовались материалы четырех катакомбных могильников салтово-маяцкой культуры Дмитриевской, Маяцкой, Нижнелубянской, Ютановской. Считается, что салтово-маяцкая культура является производной от аланской культуры Северного Кавказа. Предпочтение, отданное указанным материалам, связано с хорошей изученностью костяков из этих могильников антропологами.

В результате анализа наборов амулетов салтово-маяцкой культуры выявилось, что амулеты могли маркировать социально значимые личности, в частности, среди женщин, так как именно с ними в большинстве случаев находят амулеты. Вероятно, в общинах, расположенных во внутренних районах СМК, амулеты распределялись, в первую очередь, по половозрастному признаку. Так, намечены некоторые различия между амулетами пожилых и молодых женщин Ютановской общины. С пожилыми чаще встречаются кольца с птичьими головками. В приграничных районах, находящихся под постоянной угрозой нападения, особая роль в жизни общества, вероятно, отводилась представителям воинских кланов. Амулеты в могильниках приграничных общин чаще встречаются именно с представительницами этих кланов, независимо от их возраста.

Со второй половине IX в. количество и разнообразие амулетов сокращается, что может быть связано с активизацией процессов формирования единой общеаланской религии и распространяющемся влиянии христианства. Не исключено, что в пору Хазарского каганата аланы испытывали и влияние иудаизма.

Важным показателем изменений в религиозных верованиях является появление святилищ-построек. До VIII вв. они не известны. Вероятно, долгое время наиболее распространенным типом святилищ были капища открытого типа, а боги осознавались как стихии, которые нельзя было запирать внутри стен и чьей обителью является весь мир.

Можно предположить, что появление святилищ — построек связано с активизацией процессов оседания на землю (ростом числа стационарных поселений и переходом части кочевого населения каганата к земледелию). Изменения в образе жизни, очевидно, повлекли за собой изменения представлений о богах. Возможно, в VIII—IX вв. завершился процесс ан-тропоморфизации языческих божеств, т. е. они стали осознаваться как человекоподобные существа, нуждающиеся в крыше над головой. По результатам предварительной реконструкции святилища № 21 Маяцкого городища можно предположить, что роль земледельческих культов заметно возросла. Функции старых кочевых богов расширяются. Бог-грозовик, традиционно являвшийся покровителем воинов, в VIII—X вв. утвердился в одной из своих ипостасей — покровителя урожая.

Изменения мировоззрения алан на четвертом этапе развития аланского язычества, в X—XII вв., нашли отражение в резкой смене наборов амулетов при погребенных. Вышел из употребления целый ряд бронзовых амулетов: кольца с наплывами, колесовидные и антропоморфные обереги, кольца с птичьими головками, миниатюрные зеркальца, лунницы, культовые коробочки, подвески в виде птиц, коней, всадников, баранов, быков, оленей. В то же время, появились новые типы оберегов: пятиугольные и грибовидные складни, круглые медальоны из бронзовых пластинок, янтарные подвески. Большое распространение получили бубенчики. Вероятно, изменения в наборе амулетов отражали усиление влияния христианства и распространением степной моды.

Четвертый этап можно разделить на два подпериода: а) X — последняя четверть XI, и б) последняя четверть XI—XII вв.ека. Демографический взрыв, возникновение раннегосударственного образования, принятие христианства, стремление освободиться от хазарской зависимости способствовали интеграции алан в X — XI вв. Следствием интеграционных процессов стало сближение культовых представлений различных общин, формирование единого аланского пантеона. Племенные и фамильные божества объединяются под именами христианских святых по принципу сходства функций. Это период, когда разнообразие амулетов и украшений уже не таково как в VIII—IX вв., однако, широта их распространения достигает пика. 92,5% погребенных сопровождались этими категориями вещей.

Причем, если в предыдущие периоды все типы амулетов и украшений использовались, в первую очередь, женщинами, во-вторую, подростками, и детьми, и лишь в последнюю, с мужчинами, то со второй половины X — века, а особенно во второй половине XI—XII вв., распространяется мода j на ношение одежды обильно расшитой бубенчиками среди части муж- ! чин, вероятнее всего, всадничества. Это связывается с повышением роли i воинов уже как социальной прослойки, а не просто определенной мужj ской возрастной группы. Роль воинов-рыцарей возросла с распадом Алании и образованием множества, часто враждующих друг с другом земель.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Аммиан Марцеллин, 1949. История. Латышев В. В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе.// ВДИ, 3.
  2. Аммиан Марцеллин, 1994. Римская история. СПб.: Изд-во «Алетейя».
  3. Геродот. 1888. История в девяти книгах. / Перевод Мищенка Ф. Г. СПб.
  4. Епископа Феодора «Аланское послание». Перевод Ю.Кулаковского. 1898. // ЗООИД, Одесса, Т. XXI.
  5. История агван Моисея Каганкатвацы, писателя X века. 1861. Перевод К.Патканян. СПб.
  6. Мровели Леонти, 1979. Жизнь картлийских царей. Извлечения об абхазах, народах Северного Кавказа и Дагестана. М.: «Наука».
  7. Помпоний Мела, 1992. Землеописание.//Скифы. Хрестоматия./ Сост., вступ. статья, комментарии Т. М. Кузнецовой. М.: Высш. шк.
  8. Страбон, 1879. География в семнадцати книгах. / Перевод с греч. с предисловием и указателем Ф. Г. Мищенка. М.
  9. Фрик. Жалобы. 1916. // Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней. Под ред. Валерия Брюсова. М.
  10. Hudud al-Alam. 'The regions of the world'. A Persian Geography 372 A.H. -982 A.D. 1937. Translated and explained by V.Minorsky. London.1. ЭПИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ
  11. Дерево нартов. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 1.
  12. Как Сосрыко поссорился с Алымбеком. 1989. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.
  13. Нарты. Осетинский героический эпос. 1991. М.: Гл. ред. восточной литры. Кн.З.
  14. О нарте Сосырыко и маленьком Тотрадзе, сыне Алимбека. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.
  15. Происхождение нартов. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 1.
  16. Смерть Сослана и Колесо Ойнона. 1989. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.
  17. Смерть Сосрыко. 1989. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.
  18. Сказание о Батразе. 1989. // Нарты Осетинский героический эпос. Кн. 2. М.: Глав.ред.восточ. лит-ры.
  19. Сослан и Тотрадз. 1989. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.
  20. Сын Албега маленький Тотраз. 1989.// Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.
  21. Уархаг из фамилии. Ахсартаггата и его потомки. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 1.
  22. Хвалебная песнь в честь нарта Урызмага Безымянный сын. 1989. // Нарты Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 2.
  23. Хсарт и Хсартаг. 1990. // Нарты. Осетинский героический эпос. М.: Наука, Кн. 1.
  24. О ТЧЕТЫ ОБ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РА СКОПКАХ Аланская культура Северного Кавказа IV—XII вв.
  25. М.П., 1979. А ИА РАН, д. Р-1, 7989. Отчет об археологических исследованиях в окрестностях с. Чми, Северная Осетия.
  26. И.А., 1994. А ИА РАН, Ф-1, Р-1, 18 005, альбом. Отчет о работах на Кяфарском городище в 1993 г. (Карачаево-Черкесия).
  27. Г. Е., 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 5959. Отчет о работе археологической экспедиции Пятигорского музея краеведения по изучению катакомбного могильника в Мокрой Балке близ г. Кисловодска.
  28. М.Х., 1971. А ИА РАН, д. Р-1, 4624, а. Отчет о работе Ш-го отряда археологической экспедиции Чечено-Ингушского НИИиял.
  29. М.Х., 1981. А ИА РАН, д. Р-1, 8218. Отчет об археологических разведках и раскопках в Урус-Мартановском районе ЧИ АССР в июле 1980 г. Грозный.
  30. М.Х., 1985. А ИА РАН, д. Р-1, 10 388. Отчет об археологических разведках и раскопках в окрестностях селения Майртуп, Шалинского района ЧИ АССР в 1984 г. Грозный.
  31. А.Б., 1988. А ИА РАН, д. Р-1, 12 918. Отчет о работе в урочище Клин-яр под Кисловодском (памятники кобанской культуры и средневековья).
  32. А.Б., 1993. А ИА РАН, д. Р-1, 18 187. Отчет о раскопках Кисловодской археологической экспедиции на могильнике Клин-яр близ г. Кисловодска в 1993 г.
  33. Я.Б. 1981., А ИА РАН, д. Р-1, № 8462. Отчет Я. Б. Березина о раскопках могильника «Кольцо гора» близ Кисловодска в 1981 г.
  34. Я.Б., 1982. А ИА РАН, д. Р-1, 9383. Отчет об археологических работах за 1982 г.
  35. Я.Б., 1983. А ИА РАН, д. Р-1, 9885. Отчет об археологических работах за 1983 г.
  36. Х.Х., 1981. А ИА РАН, д. Р-1, 8202. Отчет об археологической экспедиции Карачаево-Черкесского НИИ о раскопках Хумаринского городища в 1980 г.
  37. Х.Х., Гадло А. В., 1974. А ИА РАН, д. Р-1, 5566. Отчет об археологических работах объединенной экспедиции Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института и ЛГУ в 1974 г.
  38. С.Б., 1989. А ИА РАН, д. Р-1, 13 649. Отчет о спасательных раскопках чернореченского могильника № 1 в 1989 г.
  39. В.Б., 1965. А ИА РАН, д. Р-1, 3122. Отчет о работах 4-х отрядов Северо-Кавказской археологической экспедиции за 1965 г.
  40. В.Б., Козенкова В. И., Крупнов Е. И., Марковин В. И., Мунчаев P.M., 1966. А ИА РАН, Р-1, 3293. Полный отчет о работах Северо-Кавказской археологической экспедиции летом 1966 г.
  41. В.Б., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5366. // Виноградов В. Б., Петренко В. А., Дударев С. Л., Мамаев Х. М. Отчет об археологических раскопках, разведках и находках в Чечено-Ингушетии в 1974 г. Грозный.
  42. В.Б., Петренко В. А., Дударев С. Л., 1976. А ИА РАН, д. Р-1, 5460. Отчет об археологических раскопках, разведках и находках в Чечено-Ингушетии в 1975 г., произведенных археологической экспедицией ЧИГУ и РДЭТС. Грозный.
  43. В.Б., Петренко В. А., Мамаев Х. М., Дударев С. А., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6041. Отчет о работах Предгорно-плоскостнойархеологической экспедиции в Чечено-Ингушетии в 1976 г. Грозный.
  44. В.Б., Мамаев Х. М., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6591. Отчет об археологических работах Предгорно-плоскостнойархеологической экспедиции в окрестностях сел. Мартан-Чу в 1977 г. Грозный.
  45. В.Б., Дударев С. А., Мамаев Х. М., Петренко В. А. 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 4979. Отчет об археологических разведках, раскопках и охранных работах в Чечено-Ингушетии. Грозный.
  46. Т.А., 1986. А ИА РАН, д. Р-1, 11 681. Отчет о работе СевероОсетинского отряда Кавказской археологической экспедиции Гос. Музея искусства народов Востока у ст. Черноярская.
  47. Н.И., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 7498. Отчет о разведочных и раскопочных работах на территории Северо-Осетинской АССР старшего научного сотрудника НИ сектора Северо-Осетинского гос. Университета им. К. Л. Хетагурова Гиджрати Н. И. Орджоникидзе.
  48. Н.И., 1983. А ИА РАН, д. Р-1, 9269. Отчет Гиджрати Н. И. о работах в Северной Осетии. 1981−1982 гг. Орджоникидзе.
  49. Л.Б., 1982. А ИА РАН, д. Р-1, 9947. Отчет о полевых исследованиях первого отряда новостроечной археологической экспедиции в 1981 г. (раскопки Паласа-сыртского могильника). Махачкала.
  50. Л.Б., 1983. А ИА РАН, д. Р-1, 9023. Отчет об археологических исследованиях Агачкалинского археологического отряда дагфилиала АН СССР в 1982 г. Махачкала.
  51. Л.Б., 1985. А ИА РАН, д. Р-1, 10 220. Отчет о полевых исследованиях Паласа-сыртской археологической экспедиции в 1984 г. Махачкала.
  52. Л.Б., 1986. А ИА РАН, д. Р-1, 10 989. Отчет о полевых исследованиях Паласа-сыртской археологической экспедиции в 1985 г. Махачкала.
  53. Р.Г., 1993. А ИА РАН, д. Р-1, 18 324. Отчет о Даргавской археологической экспедиции полевого сезона 1993 г.
  54. Ф.С. 1988., А ИА РАН, д. Р-1, 13 576. Отчет о раскопках в 1988 г. в Правоберехном районе (Бесланский катакомбный могильник) в СО АССР.
  55. П.А., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1728. Отчеты археологических экспедиций Адыгейского научно-исследовательского института в пос. Колосовка Ярославского района Краснодарского края в 19571958 гг.
  56. В.Н., 1987. А ИА РАН, д. Р-1, 11 613, а. Отчет о раскопках Нижне-Архызского городища в Карачаево-Черкеской автономной области в 1986 г. Черкесск.
  57. В.Н., 1990. А ИА РАН, д. Р-1, 9882. Отчет о работе Краснодарской археологической экспедиции в 1980 г. Т.2. Краснодар.
  58. В.Б., 1971. А ИА РАН, д. Р-1, 5433. Отчет о работе средневекового отряда Северо-Кавказской экспедиции.
  59. В.Г., 1953. А ИА РАН, Р-1, 1066. Отчет о работе южного отряда Дагестанской археологической экспедиции в 1953 г. Махачкала.
  60. В.М., Котович В. Г., Магомедов С. М. 1974. А ИА РАН, д. Р-1, 8447. Отчет о работе Гамринской археологической экспедиции в 1974 г. Махачкала.
  61. А.П., 1936. ИИМК, Ф-35, 256/1936. Отчет за 1936 г.
  62. Е.И., Мунчаев P.M., Марковин В. И., Кузнецов В. А., Деопик В. Б., Деопик Д. В., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1633. Полный научный отчет Северо-Кавказской экспедиции 1957 г. о работах в Чечено-Ингушской и Северо-Осетинской АССР. М.
  63. В.А., 1959. А ИА РАН, д. Р-1, 1818. Работы на территории Северо-Осетинской АССР. // Полный научный отчет СевероКавказской археологической экспедиции 1958 г. 1959. М.
  64. В.А., 1976. А ИА РАН, д. Р-1, 6120. Отчет об исследованиях средневековых катакомб у гор. Орджоникидзе и кирпичного склепа у сел. Эльхотово летом 1976 г.
  65. М.Г., 1972. А ИА РАН, д. Р-1, 4706. Отчет о работе Верхнечирюртовской археологической экспедиции Института ИЯЛ в 1972 г.
  66. М.Г., 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 5004. Отчет Верхнечирюртовской археологической экспедиции института ИЯЛ, Дагестанский филиал АН СССР.
  67. Х.М., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5366. // Виноградов В. Б., Петренко В. А., Дударев С. Л., Мамаев Х. М. Отчет об археологических раскопках, разведках и находках в Чечено-Ингушетии в 1974 г. Грозный.
  68. Х.М., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6041. // Виноградов В. Б., Петренко В. А., Дударев С. Л., Мамаев Х. М. Отчет о работах Предгорно-плоскостной археологической экспедиции в Чечено-Ингушетии в 1976 г. Грозный.
  69. Х.М., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 7052, а. Отчет о полевых работах 3-го отряда предгорно-плоскостной археологической экспедиции.
  70. Т.М., 1949. А ИА РАН, д. Р-1, 292. Отчет об археологических обследованиях р. М. Зеленчук.
  71. Т.М., 1953. А ИА РАН, д. Р-1, 794. Отчет о раскопках в Черкесской автономной области в 1953 г.
  72. Т.М., 1965. А ИА РАН, д. Р-1, 3149. Отчет о раскопках городища Гиляч в 1965 г.
  73. В. А., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5460, а. Отчет об археологических раскопках, разведках и находках в Чечено-Ингушетии.
  74. М.И., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1530, 1531. Отчет о результатах археологических исследований в 1957 г.
  75. Н.Д., 1957. А ИА РАН, д. Р-1, 1513, 1514. Отчет об археологических исследованиях в зоне строительства Чирюртовской ГЭС.
  76. В.Л., 1986. А ИА РАН, д. Р-1, № 11 371. Отчет о раскопках 1983 г. в Кировском и Пригородном районах СО АССР (в двух частях) 4.1. Отчет о раскопках Змейского катакомбного могильника в Кировском районе СО АССР.
  77. В.Л., 1994. А ИА РАН, д. Р-1, 17 880, 17 881. Отчет о раскопках курганов у с. Заманкул Правобережного района Республики Северная Осетия в 1993 г. Владикавказ.
  78. А.П., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1720. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1958 г.
  79. А.П., 1959. А ИА РАН, д. Р-1, 2036. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1959 г.
  80. А.П., 1962. А ИА РАН, д. Р-1, 2454. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод за 1962 г.
  81. А.П., 1963а. А ИА РАН, д. Р-1, 2694. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод за 1963 г.
  82. А.П., 1964. А ИА РАН, д. Р-1, 2869. Отчет о полевых исследованиях по району Кавминвод за 1964 г.
  83. А.П., 1965. А ИА РАН, д. Р-1, 3033. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавказских Минеральных вод за 1965 год.
  84. А.П., 1968а. А ИА РАН, д. Р-1, 3636. Отчет об археологической разведке в окрестностях Кисловодска.
  85. А.П., 1969. А ИА РАН, д. Р-1, 5244. Отчет о полевых исследованиях в районе Кисловодска за 1969 год.
  86. А.П., 1970а. А ИА РАН, д. Р-1, 4179. Отчет о полевых исследованиях в районе Кисловодска.
  87. А.П., 1971. ИА РАН, д. Р-1, 4633. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1971 г. А
  88. А.П., 1972. А ИА РАН, д. Р-1, 4684. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод за 1972 г.
  89. А.П., 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 5009. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод за 1973 год.
  90. А.П., 1974. А ИА РАН, д. Р-1, 5249. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1974 г.
  91. А.П., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5624. Отчет о полевых исследованиях в районе Кавминвод в 1975 г.
  92. С.Н., 1981. А ИА РАН, д. Р-1, 7768. Отчет о полевых работах в Чечено-Ингушетии и Кавминводах в сезон 1980 г.// Виноградов В. Б., Дударев СЛ., Чахкиев Д. Ю., Савенко С. Н., Ерзункаева К. З. Сводный отчет о полевых исследованиях в 1980 г.
  93. С.Н., 1982. А ИА РАН, д. Р-1, 8710. Отчет об охранных и разведочных работах в районе г. Кисловодска. // Сводный отчет о полевых работах в Чечено-Ингушетии и Ставропольском крае в 1981 г. Грозный.
  94. С.Н., А ИА РАН, д. Р-1, 9361. Отчет о работе объединенного отряда Предгорно-плоскостной археологической экспедиции
  95. ЧИГУ и СГОКРМ в районе г. Кисловодска и в долине р. Подкумок в 1982 г.
  96. С.Н., А ИА РАН, д. Р-1, 10 954. Отчет об археологических работах на могильнике Кольцо-гора и Рим-гора в районе Кисловодска Ставропольского Края в 1984 г.
  97. С.Н., А ИА РАН, д. Р-1, 17 111. Работы на могильнике у городища «Отстойник» и поселении «Десять пещер» в городской черте г. Кисловодска в 1992 г.
  98. С.Н., А ИА РАН, д. Р-1, 11 049. Отчет об археологических работах на могильнике Кольцо-гора в 1983 г.
  99. Р.Ф., 1990. А ИА РАН, д. Р-1, 13 721. Отчет по раскопкам Змейского могильника в 1982 г. Орджоникидзе.
  100. B.C., 1984. А ИА РАН, д. Р-1, 9399. Отчет о работах в урочище Клин-Яр под Кисловодском.
  101. B.C., 1985. А ИА РАН, д. Р-1, 11 402. Отчет о работах в урочище Клин-Яр г. Кисловодск.
  102. B.C., Нахапетян В. Е., 1986. А ИА РАН, д. Р-1, 11 278. Отчет о работах в урочище Клин-Яр (г.Кисловодск) Ставропольского края.
  103. И.М., 1972. А ИА РАН, д. Р-1, 3280. Отчет об археологических раскопках городища Нижний Джулат в 1966 г.
  104. У.Ю., 1993. А ИА РАН, Ф-1, Р-1, № 17 534, альбом. Отчет о разведках на Кяфарском аланском городище (Зеленчукский р-н Карачаево-Черкесии) в 1992 г.
  105. Лесостепной вариант салтово-маяцкой культуры
  106. Г. Е., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 7205. Отчет Оскольского отряда Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции по изучению Ютановского могильника.
  107. Г. Е., 1979. А ИА РАН, д. Р-1,7994. Отчет Оскольского отряда Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции по изучению Ютановского могильника.
  108. Г. Е., 1980. А ИА РАН, д. Р-1, 9043. Отчет Оскольского отряда Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции ИА АН СССР Белгородская область.
  109. Г. Е., 1985. А ИА РАН, д. Р-1, 12 961. Отчет о раскопках Афоньевского могильника и Колтуновского городища в Волоконовском и Алексеевском р-ах.
  110. А.З., Кашкин А. В., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6959. Отчет о работе Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции (Воронежская обл.).
  111. А.З., 1982. А ИА РАН, д. Р-1, 8946. Отчет о работе Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции.
  112. А.Г., 1973. А ИА РАН, д. Р-1, 4982, 49 826. Отчет об охранных работах в Белгородской обл. в Волоконовском р-не.
  113. А.Г., 1974. А ИА РАН, д. Р-1, 5724, 5782а. Отчет об археологических разведках и охранных работах в Волоконовском р-не, Белгородской обл.
  114. А.Г., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5440, 5440а. Отчет об археологических раскопках в Волоконовском р-не, Белгородской обл.
  115. А.Г., 1977. А ИА РАН, д. Р-1, 6845, 68 456. Отчет об археологических раскопках в Белгородская обл., п. Волоконовка.
  116. А.Г., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 8470, 8470а. Отчет об археологических раскопках в в Волоконовском р-не, Белгородской обл.
  117. С.А., 1957. А ИА РАН, Р-1, 1446, 1446а, 1447. Отчет о работе Северо-Донецкого отряда Южно-Русской экспедиции.
  118. С.А., 1958. А ИА РАН, д. Р-1, 1742, 1742а. Отчет о работе Северо-Донецкого отряда Южно-Русской экспедиции.
  119. С.А., 1960а. А ИА РАН, д. Р-1, 2065. Отчет о работе СевероДонецкого отряда Черниговской экспедиции.
  120. С.А., 19 606. А ИА РАН, д. Р-1, 2989. Отчет о работе СевероДонецкого отряда о разведках по берегам Среднего Донца, Айдара и Торца и раскопки Дмитриевского могильника.
  121. С.А., 1966. А ИА РАН, д. Р-1, 3222. Отчет о работе СевероДонецкого отряда Нижне-Донской экспедиции.
  122. С.А., 1967а. А ИА РАН, д. Р-1, 3633, 3633а. Отчет о работе Северо-Донецкого отряда о раскопках селища и могильника у с. Дмитровского Щебекинского р-на: Белгородской обл.
  123. С.А., 1970. А ИА РАН, д. Р-1, 4243, 4243а. Отчет о работах левобережного Днепровского отряда.
  124. С.А., 1972. А ИА РАН, д. Р-1, 5130, 5130а. Отчет о работах Северо-Донецкой экспедиции.
  125. С.А., 1975. А ИА РАН, д. Р-1, 5113, 5113а. Отчет о работах Советско-Венгерской археологической экспедиции.
  126. С.А., Флеров B.C., 1979. А ИА РАН, д. Р-1, 7583, 75 836. Отчет о работе Болгаро-Венгерской экспедиции на Маяцком городище.
  127. С.А., Афанасьев Т. Е., Винников А. З., 1980. А ИА РАН, д. Р-1, 8946. Отчет Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции.
  128. СЛ., 1981. А ИА РАН, д. Р-1, 9055, 9055а. Отчет о работе Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции. ИА АН СССР.
  129. B.C., 1978. А ИА РАН, д. Р-1, 7206. Отчет о раскопках Маяцкого могильника.
  130. B.C., 1980. А ИА РАН, д. Р-1, 8154. // Плетнева С. А., Афанасьев Т. Е., Винников А. З., Отчет Советско-Болгаро-Венгерской экспедиции о работе на Маяцком городище.
  131. В.И., 1949. Осетинский язык и фольклор. М.-Л.: Изд-во АН СССР, т.1.
  132. В.И., 1995. Thraco-scythica. // Абаев В. И. Избранные труды: в 4 т.
  133. Т.2. Общее и сравнительное языкознание. Владикавказ: Ир. Абаев В. И., 1998. Историко-этимологический словарь осетинскогоязыка. Л.: Наука. Т. IV. Абрамова М. П., 1993. Центральное Предкавказье в сарматское время (III в. до. н.э.). М.
  134. М.П., 1997. Ранние аланы Северного Кавказа III—V вв. н.э. М. Аладжов Ж., 1980. Символ на света в някои прабългарски паметници.// Археология. София. Кн.1.
  135. .А., 1967. Зуб любви «ярхъызы дэендаг» «хъох даендаг"осетинских нартских сказаний. // УЗЮОГПИ, т. II.
  136. .А., 1979. Легендарное колесо нартовских сказаний.// Алборов Б. А. Некоторые вопросы осетинской филологии. Орджоникидзе,
  137. Е.П., 1971. Древняя и средневековая история Карачаево-Черкесии (Вопросы этнического и социально-экономического развития). М.: Наука.
  138. Е.П., 1992. Археологические памятники Карачаево-Черкесии. М.: Наука.
  139. А.К., 1971. Проблемы раннесредневековой хронологии. /У СА, № 2.
  140. А.К., 1989. Хронология древностей Северного Кавказа. М.: Наука.
  141. А.К., 1982. О Вознесенском комплексе VIII в. на Днепре вопрос интерпретации. // Древности эпохи Великого переселения народов V- VIII вв. М.: Наука.
  142. И.А., Деопик Д. В., Малашев В. Ю. Зилги: раннеаланский протогород 1-го тысячелетия н.э. на границе степи и предгорий. Collocvia Pontica, 3. В печати.
  143. М.И., 1940. Саркел и некоторые другие укрепления северозападной Хазарии.//СА, 6.
  144. М.И., 1962. История Хазар. Л.: Изд-во гос. Эрмитажа.
  145. А.Н., 1865. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, всвязи с мифическими сказаниями других родственных народов. М., Т.1.
  146. Г. Е., 1973. Бронзовые фигурки всадников из аланских погребений Северного Кавказа. // СГЭ, XXXVI, Л.
  147. Г. Е., Рунич А. П., 1975. Рисунки в пещере близ Хумары. // СЭ, № 2.
  148. Г. Е., 1976а. Дохристианские религиозные воззрения алан (по материалам амулетов могильника Мокрая Балка). // СЭ, № 1.
  149. Г. Е., 19 766. Проблемы хронологии раннесредневековых памятников Северного Кавказа (По материалам могильника Мокрая Балка). Диссертация на соискание ученой степени канд. ист. наук. А ИА РАН, Р-2, № 2213.
  150. Г. Е., 1981. К вопросу о происхождении аланского варианта салтово-маяцкой культуры. // Античные государства и варварский мир. Орджоникидзе.
  151. Г. Е., 1987. Население лесостепной зоны бассейна Среднего Дона в VIII—X вв. (аланский вариант салтово-маяцкой культуры). // Археологические открытия на новостройках. В.2.
  152. Г. Е., 1988. Буртасы. //Исчезнувшиенароды. М.: Наука.
  153. Г. Е., 1992. Этнические аспекты генезиса катакомбного обряда погребений в салтово-маяцкой культуре. // Alanica-II. Аланы и Кавказ. Владикавказ-Цхинвал.
  154. Г. Е., 1993. Донские аланы: Социальные структуры алано-ассо-буртасского населения бассейна Среднего Дона. М.: Наука.
  155. Г. Е., 1993а. Перекрестное сравнение методик реконструкции социальной стратификации общества (к работе теоретического семинара отдела охранных раскопок). // Социальная стратификация общества (поиски археологических критериев). М.: Наука.
  156. Х.Х., Гадло А. В., 1979. Раскопки Хумаринского городища в 1974 г. // Археология и этнография Карачаево-Черкесии. Черкесск.1. КЧ НИИ эиял.
  157. М., 1987. Зороастрийцы. Верования и обычаи. М.: Наука. Бунятян Е. П., Генинг В. Ф., Пустовалов С. Ж., Рычков Н. А., 1989. ИПС -Информационно-поисковая система по погребальным памятникам. Киев.
  158. С., 1977. Формиране на старо-българската култура VI—XI вв.ек. София: Изд-во Наука и Изкуство.
  159. А.З., Афанасьев Г. Е., 1991. Культовые комплексы Маяцкого селища. Воронеж: Изд-во Воронеж-го университета.
  160. В.Б., 1975. Культовые места аланского Алхан-Калинского городища. // Пятые Крупновские чтения по археологии Кавказа. Махачкала.
  161. В.Б., Исламов А. А., 1965. Новые археологические находки в Чечено-Ингушетии. // Известия. Статьи и материалы по истории Чечено-Ингушетии. Чечено-Ингушское книжное из-во. В.1.
  162. .М., Кисловский Л. Д., 1989. Археоастрономия и история культуры. М.: Знание.
  163. В.Л., 1960. Доисламские культовые сооружения Средней Азии. // СА, № 2.
  164. Вуд Дж., 1981. Солнце, Луна и древние камни. М.: Мир.
  165. И.О., Обломский A.M., 1996. Гаповский клад и его культурно-исторический контекст. / При уч. И. Р. Ахмедова, А. В. Мастыковой, В. Ю. Малашева, В. Е. Родинковой, 1. О. А. Щегловой.
  166. А.В., 1979. Этническая история Северного Кавказа IV—X вв. Л.: Изд-во Ленинградского университета.
  167. А.В., 1994. Этническая история Северного Кавказа за X—XIII вв. СПб, Издательство С.-Петербургского ун-та.
  168. ., Суеверия и предрассудки у осетин.//ССКГ, Тифлис, 1876, Вып.9.
  169. JI.Б., 1993. Прикаспийский Дагестан в эпоху Великого переселения народов. Могильники. Махачкала.
  170. ГараджаВ.И., 1995. Религиоведение. М.:Аспект Пресс.
  171. Ю.В., 1927. Кто были обитатели Верхнего Салтова? // Известия ГАИМК, т. V.
  172. Ю.В., 1930. Железный век в Восточной Европе. М.-Л.
  173. Т.А., 1991. Наследие скифов и алан. (Очерки о словах и именах). Владикавказ: Ир.
  174. Ф.Х., 1993. Средневековая Осетия. Владикавказ: Ир.
  175. Ф.Х., 1995. Аристократия алан. Владикавказ: Ир.
  176. В.И., 1995. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Терра, т. 1.
  177. В.П., 1960. Символы небесных светил в орнаменте Древней Руси. // СА, № 4.
  178. П.М., 1966. Резьба по камню в Дагестане. М.: Наука.
  179. А. А., Фоменко Д. А., 1999. Археоластрономические исследования. Нижний Архыз: «Cigma».
  180. А. А., Чумак И. Л., 1988. К вопросу об исторической интерпретации Верхнекубанской группы храмов X в. // Методика исследования и интерпретации археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОНИИ ИФЭ.
  181. Деопик (Ковалевская) В.Б., 1963. Классификация и хронология аланских украшений VI—IX вв.// МИА.
  182. ., 1976. Осетинский эпос и мифология. М.: Наука.
  183. ., 1986. Верховные боги индоевропейцев. М.: Наука.
  184. ., 1990. Скифы и нарты. М.: Наука.
  185. Э. 1899. Метод социологии. Киев-Харьков: Южно-русское изд-во Ф. А. Иогансона.
  186. С.Г., Кондукторова Т. С., 1993. Болгарский компонент в антропологическом составе населения салтово-маяцкой культуры. // Вопросы антропологии. Вып. 87.
  187. Жизнь животных. Млекопитающие. 1989. Под ред. В. Е. Соколова. Второе издание. Т.7. М.: Просвещение.
  188. .Н., 1962. Каспийский свод сведений о Восточной Европе. М.: Изд-во восточной лит-ры.
  189. А.А., 1983. Археологические параллели этнографически засвидетельствованным культам Кавказа (по материалам могильника «Мощевая балка»). СЭ, 1.
  190. А.А., 1983а. Погребальный культ и некоторые верования раннесредневековых племен Северного Кавказа (по материалам могильника Мощевая Балка, VIII—IX вв.).// Extrait d’Iranica, vol. XVIII, Gent.
  191. Из служебных воспоминаний B.C. Толостого. Поездка в Осетию в 1847 году. 1875. // «Русский архив», год тринадцатый, кн.2. М.
  192. A.M., Фоменко В. А., 1994. Поселение Провальская балка (о влиянии азиатских традиций на культуру Пятигорья в сарматское время. // XVIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). Кисловодск.
  193. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. 1988. М.: Наука.
  194. История первобытного общества. Эпоха классообразования. М.: Наука, 1988.
  195. История Северо-Осетинской АССР. 1959. М.: Наука, Изд-во АН СССР, T.I.
  196. .А., 1971. Осетины (историко-этнографическое исследование). М.: Наука, Изд.2.
  197. .А., 1993. Скотоводство народов Северного Кавказа. М.: Наука.
  198. В.Н., 1987. Алано-болгарский могильник близ станицы Старокорсунской на Кубани.//СА, N 4.
  199. Э.С., Дзаттиаты Р. Г., 1995. Тарский катакомбный могильник VIII—IX вв. н.э. // Аланы: история и культура. Alanica -III. Владикавказ.
  200. М.Д., 1995. Из традиционной обрядово-культовой жизни карачаевцев. М.: Наука.
  201. Ф., 1987. Истоки средневекового рыцарства. М.: Прогресс.
  202. Э.Н., Потемкина Э. Н., 1995. К вопросу о состоянии археоастрономии в России (по материалам «круглого стола» «Археология и археоастрономия: проблемы взаимодействия. М., 1994). //РА, № 3.
  203. Ю., 1967. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807—1808 гг. // Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.). Орджоникидзе: СевероОсетинское книжное издательство.
  204. М.М., 1966. Керамическое производство Фанагории в IV в. // СА, 1966, № 3.
  205. В.Б., 1978. Изображение коня и всадника на средневековых амулетах Северного Кавказа.// Вопросы древней и средневековой археологии Восточной Европы. М.
  206. В.Б., 1981. Северокавказские древности.// Археология СССР. Степи Евразии в эпоху средневековья. М.: Наука.
  207. В.Б., 1983. Антропоморфные амулеты IV—IX вв. на Северном Кавказе.// КСИА, N 176.
  208. В.Б., 1984. Кавказ и аланы. М.: Наука.
  209. В.Б., 1987. Центральное Предкавказье в древности и раннем средневековье (кавказский субстрат и передвижение ираноязычных племен). Диссертация на соискание степени д.и.н. (25 а.л.).
  210. В.Б., 1995. Хронология древностей северокавказских алан.// Alanica III. Аланы: история и культура. Владикавказ.
  211. Ю.К., 1996. Некоторые вопросы истории взаимоотношений Римской империи с варварским миром. // ВДИ, 2 (217).
  212. Е.М., 1987. Религиозные представления и археологические данные. // Конференция «Религиозные представления в первобытном обществе. Тезисы докладов. ИНИОН и ИА АН СССР. м.
  213. Т. С., Сегеда С. П., 1990. Краниологическая и одонтологическая характеристика людей салтово-маяцкой культуры из села Дмитриевское.// Вопросы антропологии. 84/1990.
  214. В.А., 1976. Аланские могилы VIII—IX вв. в. Северной Осетии. // СА, № 2.
  215. Д.С., 1995. Информационо-поисковая система «Alan» аланские катакомбные могильники Северного Кавказа IV—IX вв. // Компьютер в археологических исследованиях. Базы данных в археологии. М.
  216. Д.С., 1998. Выделение локальных вариантов катакомбных могильников III—IX вв. на Северном Кавказе. // Материалы по изучению историко-культурного наследия населения Северного Кавказа. Вып. 1. Археология. Ставрополь.
  217. Д.С., 1999. Социальная организация алан Северного Кавказа IV—IX вв. н.э. Диссертация на соискание ученой степ. Кандидата исторических наук. М.
  218. В.Г., 1974. О местоположении раннесредневековых городов Варачана, Беленджера и Таргу.
  219. Е.И., 1960. Новые источники по древней и средневековой истории Северного Кавказа. // КСИИМК, Вып.78.
  220. А.П., 1938. Археологические раскопки в Чечено-Ингушетии летом 1936 г. // Записки Чечено-Ингушского научно-исследовательского института языка и истории. Т.1.
  221. В.А., 1962. Аланские племена Северного Кавказа. // МИА СССР, № 106.
  222. В.А., 1967. Некоторые вопросы этногенеза осетин по данным средневековой археологии. // Происхождение осетинского народа. Орджоникидзе: Сев.-Осетинское книж. изд-во.
  223. В.А., 1969. Рец.: Плетнева С. А. От кочевий к городам. / МИА, М.: Наука, 1967, № 141.
  224. В.А., 1971. Алания в X -XIII вв. Орджоникидзе: Ир.
  225. В.А., 1974. Аланы и тюрки в верховьях Кубани. // Археолого-этнографический сборник. Нальчик, Вып.1.
  226. В. А., 1976. Зороастрийское святилище огня близ г. Кисловодска. // Археология Северного Кавказа. VI Крупновские чтения в Краснодаре (тезисы докладов). М.
  227. В.А., 1977. В верховьях большого Зеленчука. М.: Искусство.
  228. В.А., 1978. К вопросу о раннесредневековом жилище Северного Кавказа. // VIII Крупновские чтения (тезисы докладов). Нальчик.
  229. В.А., 1993. Алано-осетинские этюды. Владикавказ: СОИГИ.
  230. В.А., 1984. Очерки истории алан. Орджоникидзе: Ир.
  231. В.А., 1985. Поминальный комплекс VIII в. в окрестностях Кисловодска. // СА, № 3.
  232. В.А., 1988. Дургулель Великий и Нижний Архыз. // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе.
  233. В.А., 1990. Реком, Нузал и Царазонта. Владикавказ: Ир.
  234. В.А., 1992. Очерки истории алан. Владикавказ: Ир. Изд. 2-е.
  235. В.А., 1992а. Святилище огня на Хумаринском городище.-неопубликованный доклад, прочитанный на заседании отдела археологии и этнографии Северо-Осетинского института гуманитарных исследований 21.07. 1992.
  236. В.А., 1993. Нижний Архыз в X—XII вв.еках. К истории среденевековых городов Северного Кавказа. Ставрополь: Кавказкая библиотека.
  237. В.А., 1995. Раскопки Змейского катакомбного могильника в 1959 г.// Аланы: история и культура. Alanica-III. Владикавказ.
  238. В.А. 1996. Аланы на Западе: археологическая реальность или миф? // СА, 4.
  239. В.А., 1999. Изваяние «Дука-бек»: историко-археологические проблемы. Историко-археологический альманах. Вып.5. Армавир, Армавирский краеведческий музей.
  240. Т.М., 1988. Зеркала в погребальном обряде сарматов. // СА, № 4.
  241. М.А., Кумахова З. Ю., 1998. Нартский эпос: язык и культура. М.: Наследие.
  242. В.Е., 1986. Колесо времени. Новосибирск: Наука.
  243. Ю.О., 1997. Найди свой камень. СПб.: Дельта- М.: Изд-во ACT, Рипол Классик.
  244. .А., 1964. Зеркало в верованиях древних ферганцев. // СЭ, № 3.
  245. Н. 1996. Предисловие // Классики мирового религиоведения. М.:Канон.
  246. А.Ф., 1957. Античная мифология в ее историческом развитии. М.
  247. И.И., 1958. Памятники салтово-маяцкой культуры в бассейне Дона. // МИА, М.-Л., № 62.
  248. А.Х., 1968. Культура и быт осетинского народа. Историко-этнографическое исследование. Орджоникидзе: Ир.
  249. М.Г., 1975. Хазарские поселения в Дагестане. // СА, № 2.
  250. М.Г., 1983. Образование Хазарского каганата. М.: Наука.
  251. МАК. Вып. 1,1881. МАК. Вып. VIII. М., 1900.
  252. Х.Х., 1990. Древняя песенная культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик: «Эльбрус».
  253. Х.М., 1988. Погребальный обряд катакомбных могильников Среднего Притеречья. // Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОГУ.
  254. В.И., 1988. К методике изучения смыслового содержания средневековых петроглифов Северного Кавказа. // Методика исследования и интерпретация археологических материалов Северного Кавказа. Орджоникидзе.
  255. Н.Е., 1918. Ossetica-Japhetica. // Известия Российской Академии наук. Петроград.
  256. В.Е., 1975. Пояса Надеждинского могильника. // Археология Северной и Центральной Азии. Новосибирстк: Наука.
  257. Н.Я., 1951. О генезисе салтовской культуры. // КСИИМК, 36.
  258. Н.Я., 1958. Древнейшие болгарские племена в Причерноморье. // Очерки истории СССР (III-IX вв.). М.
  259. А. А., Жертвенные предметы из осетинских дзуаров. // Материалы по этнографии. JL, 1962, т. III, вып.1.
  260. В.Ф., 1882. Осетинские этюды. М., Ч. II.
  261. В.Ф., 1882а. Черты старины в сказаниях и быте осетин. // Журнал министерства народного просвещения. СПб., Ч. CCXXII.
  262. В.Ф., 1891. О сарматском боге Уатафарне. // Древности Восточные. Труды Восточной Комиссии Имп-го московского Археологического общества. Т.1., В.II.
  263. В.Ф., 1893. Отголоски кавказских верований на могильных памятниках. // МАК, III.
  264. О.В., 1973. Знаки на керамике Верхнего Джулата. // Кавказ и Восточная Европа в древности М.: Наука.
  265. А.И., 1909.Раскопки 1906 г. на Маяцком городище. // ИАК, СПб., В.29.
  266. Т.М., 1971. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. Ставрополь: Ставропольское книжное изд-во.
  267. В.Ф., 1963. История Ширвана и Дербенда X—XI вв.еков М.: Изд-во восточ. лит-ры.
  268. В.К., 1985. Подонье в составе Хазарского каганата. Харьков.
  269. Н., 1991. Время в нас и время вне нас. Л.: Лениздат.
  270. А.П., Скаков А. Ю., 1999. Культовый комплекс в производственном квартале кобанского поселения Суар. // 60 лет кафедре археологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Тезисы докладов юбилейной конференции. М.
  271. Ф.М., 1996. Введение в науку о религии. // классики мрового религиоведения. М.: Канон.
  272. Е.И., 1988. К этносоциальной атрибуции городского населения Терско-Кумского междуречья. // Погребальный обряд древнего и средневекового населения Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОГУ, 1988.
  273. Р.В., 1987. Солнечный конь (к вопросу о культе коня у народов Евразии). // Скифо-сибирский мир. Искусство и идеология. Новосибирск: Наука.1. OAK, 1890. Спб.1. OAK, 1897. Спб.
  274. Э.Х., 1996. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции. (На примере Западного Кавказа). СПб.
  275. Л.А., 1994. «Загадка Тавернье» и Нижний Архыз. Еще одна гипотеза к истолкованию памятника. // XVIII «Крупновские чтения» по археологии Северного Кавказа (тезисы докладов). Кисловодск.
  276. В.Г., 1989. Скифы на Северном Кавказе. // Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время. Археология СССР. М.: Наука.
  277. Н., 1941. Сирийские источники по истории СССР. М.-Л.
  278. С.А., 19 676. От кочевий к городам. // МИА, № 142, М.: Наука.
  279. С.А., 1989. На славяно-хазарском пограничье. (Дмитриевский археологический комплекс). М.: Наука.
  280. A.M., 1905. Верхне-салтовский могильник. // Труды XII Археологического съезда в Харькове. 1902. T.I. М., Товарищество типографий Л. И. Мамонтова.
  281. Полный православный богословский энциклопедический словарь.
  282. Репринтное издание. СПб.: Изд-во П. П. Сойкина, 1992, Т. I. Потанин Г. Н., 1899. Восточные мотивы в средневековом европейском эпосе. М.
  283. Т.М., Юревич В. А., 1998. Из опыта археоастрономического исследования археологических памятников (методологический аспект). М.
  284. Проблемная ситуация в современной археологии. 1988 / Под ред.
  285. В.Ф. Киев: Наук.думка. Прокопенко Ю. А., Фоменко В. А., 1996. Памятники сарматскоговремени северо-восточной части Пятигорья (археологическаяр860
  286. Я., 1967. Общее историко-топографическое описание Кавказа. Н Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.). Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство.
  287. Религиозные верования: Свод этнографических понятий и терминов.1993. М.: Наука. Вып. Рунич А. П., 19 636. Катакомбные могильники в районе Кисловодска. // СА, № 3.
  288. А.П., 19 686. Катакомбный могильник VII—VIII вв. около
  289. Кольцо-Гора. // Этнокультурные проблемы бронзового века Северного Кавказа. Орджоникидзе: СОГУ.
  290. С.Н., 1989. Характеристика социального развития аланского общества по материалам катакомбных могильников Х-ХИ вв.н.э. Дис. на соискание уч. степ. канд. ист. наук. 07.00.06. М.
  291. С.Н., 1989а. Характеристика социального развития аланского общества по материалам катакомбных могильников X—XII вв.н.э. Автореферат дис. на соискание уч. степ. канд. ист. наук. 07.00.06. М.
  292. Д.Я., 1908. Могилы русской земли. М.
  293. Л.П., 1952. Археологические разведки в Ассинском ущелье. // КСИА, XLVI.
  294. С.Н., Мусин О. Р., 1986. Автоматическое построение изолинейных карт и производных от них изображений.// Геодезия и картография. № 7.
  295. Система анализа данных DataScope. 1995. М., StatPoint Ltd. Рукопись хранится в Отделе охранных раскопок И, А РАН.
  296. С.Г., Понятие «кут» и его принадлежности у тюрков Сибири и Средней Азии. // ЭО, № 6.
  297. Н., 1994. Социология. М.: Феникс.
  298. К.Ф., 1964. Савроматы (ранняя история и культура сарматов). М.: Наука.
  299. К.Ф., 1969. Сарматское святилище огня. // Древности Восточной Европы. М.: Наука.
  300. И., 1953. Дигорское ущелье. ОРФ СОИГИ, ф.9, п. 1, д.58а.
  301. Д.В., Албегова З. Х., 1996. Опыт сопоставления осетинского фольклорного образа девушки-птицы с данными этнографии и археологии. // Актуальные проблемы археологии Северного
  302. Кавказа (XIX «Крупновские чтения»). Москва, апрель 1996. Тезисы докладов. Москва. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. 1986. М.: Наука.
  303. Северной Осетии. Орджоникидзе: Ир. Токарев Т. А., 1990. Ранние формы религии. М.: Изд. полит, лит-ры. Тургиев Т. Е., 1968. О земледелии у алан. II Уч. зап-ки СОГПИ.
  304. Общественные и исторические науки. Орджоникидзе, т.28, В.2. Тургиев Т. Б., 1969. О скотоводстве у алан. // Материалы по археологии идревней истории Северной Осетии. Орджоникидзе, т. 2. Уарзиати B.C., 1990. Культура осетин: связи с народами Кавказа.
  305. Орджоникидзе: Ир. Уарзиаты В., 1995. Праздничный мир осетин. М.
  306. Р.Г., 1978. Новые археологические памятники Волжской Булгарии. // СА, № 1.
  307. В.Е., 1997. Граффити Хазарии. М.: Эдиториал УРСС.
  308. B.C., 1993. Погребальные обряды на севере Хазарии (Маяцкий могильник). Волгоград: Перемена.
  309. В.А., 1989. О смоловидном веществе в погребениях I—VII вв. из района Пятигорья. // Студенческие археологические открытия 1987−1988 гг. Грозный.
  310. Формализованно-статистические методы в археологии (анализ погребальных памятников). 1990. / В. Ф. Генинг, Е. П. Бунятян, С. Ж. Пустовалов, А.Н.Рычков- АН УССР. Инст. археолгогии. -Киев: Наукова думка.
  311. A.M., 1964. Религиозно-магическое понимание зеркал у сарматов. // СЭ, № 3.
  312. А.А., 1999. Социально политическое развитие Осетии в составе России в конце XVIII 60-е гг. XIX века. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Специальность 07.00.02. М.
  313. А.Дз., 1971. Топонимия Северной Осетии. Орджоникидзе. T. I, II.
  314. Дж. и Уайт Дж., 1973. Разгадка тайны Стоунхенджа. М.: Изд-во «Мир».
  315. Н.О., 1882. Дневник раскопок, веденых в Южном Дагестане в 1880 г. // Пятый археологический съезд в Тифлисе. I. Протоколы подготовительного комитета. М.
  316. Л.А., 1974. Дохристианские покровители хлебных злаков и урожая у осетин. // Труды педогогических институтов Груз. ССР, II.
  317. Л.А., 1976. Народный земледельческий календарь осетин. Цхинвали: Ирыстон.
  318. Л.А., 1984. Древнейшие пласты духовной культуры осетин. Цхинвали: Ирыстон.
  319. А.Р., 1985. Очерки истории социальной культуры осетин. (Традиции оседлости и кочевничества в социальной культуре осетин). Цхинвали: Ирыстон.
  320. А.Р., 1996. Нарты-арии и арийская идеология. М.:Акалис, Кн.1.
  321. Г. Ф., 1913. Очерки по этнологии Кавказа. Тифлис.
  322. Г. Ф., 1925. Осетины. Этнографический очерк. Тифлис.
  323. Г. Ф., 1927. Культ железа у кавказских народов. // Известия Кавказского историко-археологического института. Тифлис. Т. V.
  324. Г. Ф., 1929. Амулеты и талисманы кавказских народов. Махачкала: Изд. Ассоциации Кавказских Горских Краеведческих организаций.
  325. Д., 1967. Дневник путешествия из приграничной крепости Моздок во внутренние местности Кавказа, предпринятого в 1781 г. П Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII-XIX вв.). Орджоникидзе: Северо-Осетинское книжное издательство.
  326. Элиаде Мирча., 1987. Космос и история: Избранные работы. М.: Прогресс.
  327. У.Ю., 1988. Раскопки древнего «круга» на Нижне-Архызском городище. // Вопросы средневековой археологии Северного Кавказа. Черкесск.
  328. У.Ю., Демаков А. А., 1996. Исследования на Нижне-Архызском городище. // Актуальные проблемы археологии Северного Кавказа (XIX «Крупновские чтения»). Москва, апрель 1996. Тезисы докладов. М.
  329. Энциклопедический словарь. 1894. Начатый проф. И. Е. Андреевским, прод-ся под ред. К. К. Арсеньева и засл. профессора Ф. Ф. Петрушевского. СПб.: Изд-во И. А. Ефрона, Т. Х1А.
  330. , R.L., 1975. Religion and society in interaction. Englewood Cliffs, N.J. Prentice-Hall.
  331. G., 1922. Das Epiphanios-Kloster in Kerasus und der Metropolit Alaniens.
  332. Bizantinisch-Neugriechische Jahrbbcher, Bd. III. Maenchen-Helfen O.J. 1973. The World of the Hunns. Berkeley, Los-Angeles, London.
Заполнить форму текущей работой