Конкурентноспособность страны и ее воздействие на рынок ценных бумаг
После получения стандартизированного значения для каждого из показателей строятся рейтинги стран по каждому из показателей, рейтинги стран по агрегированным факторам и подфакторам, итоговый рейтинг стран по конкурентоспособности, рейтинги стран по привлекательности для размещения производств (от простейших отраслей обрабатывающей промышленности до высокотехнологичных производств) и осуществляется… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие конкурентоспособности
- 2. Правило ромба для конкурентных преимуществ
- 3. Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств
- 4. рейтинг конкурентоспособности стран мира
- 5. Конкурентоспособность страны и рынок ценных бумаг
- Список использованной литературы
Конкуренция — одна из главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для ее самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.
В современных условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации проблемы международной конкуренции выходят на первый план.
Показателем признания ведущей роли конкуренции для успешного функционирования рыночного хозяйства является тот факт, что во многих странах мира, включая страны с переходной экономикой, к настоящему времени приняты законы о конкуренции и созданы национальные органы, занимающиеся этими вопросами.
Конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов.
Для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируется огромное количество показателей, отражающие все стороны работы государства и предприятий страны.
1 ПОНЯТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ Национальное процветание не наследуется оно создается. Национальное процветание не вырастает просто из природных ресурсов, имеющейся рабочей силы, процентных ставок или покупательной силы национальной валюты, как это настойчиво утверждается в классической экономике.
Конкурентоспособность конкретной нации зависит от способности ее промышленности вводить новшества и модернизироваться. В результате испытываемого давления и требований рынка компании увеличивают свое преимущество в борьбе с самыми сильными присутствующими на мировом рынке конкурентам. Они извлекают пользу от присутствия на рынке сильных внутренних соперников, агрессивных поставщиков и требовательных местных потребителей.
В современной экономической ситуации, когда конкуренция в мировых масштабах все возрастает, роль государств становится все более важной. По мере того как основа конкурентной борьбы все больше смещается в сторону создания и освоения знаний, роль государства возрастает. Конкурентное преимущество создается и поддерживается через сильно локализованные процессы. Различия в национальных ценностях, в культуре, структуре экономики, в существующих организациях и историческом развитии все это вносит свой вклад в достижение успешной конкурентоспособности. Существуют очень сильные различия в структуре конкурентоспособности для каждой из стран, поскольку ни одно государство не может быть конкурентоспособным во всех, или хотя бы в большинстве отраслей. В конечном итоге конкретные страны достигают успеха в определенных отраслях в связи с тем, что их внутренние условия оказываются в соответствующих случаях наиболее благоприятными, динамичными и перспективными.
Эти
выводы явились результатом четырехлетнего исследования структуры успешной конкуренции для десяти стран, лидирующих в области мировой торговли; они находятся в противоречии с общепринятыми представлениями о многих компаниях и правительствах, превалирующими в настоящее время в США. В соответствии с доминирующими представлениями самыми важными факторами, определяющими конкурентоспособность, являются стоимость рабочей силы, процентные ставки, курсы валют и высокий уровень развития экономики. Сегодняшние лозунги компаний это слияние, создание альянсов, стратегическое партнерство, совместная работа и наднациональная глобализация деятельности.
Национальная конкурентоспособность стала одним из центральных предметов озабоченности правительства и отрасли в каждом государстве. Однако, несмотря на все дискуссии, дебаты и публикации на эту тему, до натоящего времени не существует убедительной теории, объясняющей конкурентоспособность в национальных масштабах. Более того, не существует даже общепринятого определения понятия конкурентоспособности применительно к стране. И если понятие конкурентоспособной компании оказывается совершенно ясным, этого нельзя сказать о понятии конкурентоспособной страны.
Некоторые рассматривают конкурентоспособность страны как явление макроэкономики, управляемое такими факторами, как валютный курс, процентные ставки и дефицит бюджета. Другие высказывают соображение, что конкурентоспособность возникает в результате наличия дешевой и находящейся в избытке рабочей силы. Еще один взгляд на данный вопрос связывает конкурентоспособность с богатыми природными ресурсами. В последнее время предпочтение отдают утверждению о том, конкурентоспособность управляется политикой правительства: целенаправленность, защита, облегчение импорта и субсидии способствовали распространению японских и южнокорейских автомобилей, развитию сталелитейной промышленности, кораблестроения, индустрии полупроводников до исключительного в мировых масштабах уровня.
И, наконец, еще одно популярное объяснение различной конкурентоспособности стран состоит в различной практике управления, включая взаимоотношения между давлением и рабочей силой. Проблема здесь, однако, состоит в том, что различные отрасли промышленности требуют различных подходов к управлению.
Может быть, конкурентоспособная страна это такая, для которой валютный курс обеспечивает конкурентоспособные цены на товары на мировом рынке? Или конкурентоспособная страна имеет большой положительный баланс в торговле? Следует ли считать конкурентоспособной страну с низкой стоимостью рабочей силы?
Единственная разумная концепция конкурентоспособности на национальном уровне это производительность. Основная цель каждого государства состоит в достижении высокого и постоянно растущего уровня жизни для своих граждан. Возможность реализации этой цели зависит от производительности, которая достигается в использовании трудовых ресурсов и капитала. Производительность это основной детерминант долгосрочного стандарта жизни; это основной источник нционального дохода на душу населения, Производительность, обеспечиваемая людскими ресурсами, обусловливает заработную плату; производительность использования капитала задает доходы, получаемые его владельцами. Уровень жизни для конкретной нации зависит от способности национальных компаний достигать высокого уровня производительности и повышать производительность с течением времени. Постоянный рост производительности требует постоянного совершенствования экономики. Национальные компании должны постоянно повышать производительность в существующих отраслях посредством повышения качества продукции, придания ей новых потребительских свойств, совершенствования технологии изготовления продукции или же повышения эффективности производства. Они должны развивать и совершенствовать свойства, необходимые для конкуренции во все более сложных сегментах отрасли, в которых производительность обычно высока. И наконец, они должны развить способность к конкуренции в принципиально новых, сложных отраслях[1].
То есть, конкурентоспособность национальной экономики многостороннее понятие, которое из приведенных выше причин до нынешних дней не нашло даже общепринятого универсального формирования в экономической смысле. Сегодня требования большинства специалистов по вопросам конкурентоспособности стран в большей мере удовлетворяет определение, данное Комиссией по промышленной конкурентоспособности при президенте США: «Мера возможности страны в условиях свободного и справедливого рынка производить товары и услуги, которые соответствуют мировым требованиям при одновременном сохранении или повышении реальных доходов своих граждан"[2].
Список литературы
- Майкл Портер. Конкуренция.: Пер. с англ., — М.: издательский дом «Вильямс», 2002.- 496 с.
- Шнипко О. С. Национальная конкурентоспособность: сущность, проблемы, механизмы реализации. К.: Нучная мысль, 2003. 334 с.
- Борисенко З. М. Основы конкурентной политики: Учебник. К.:Таксон, 2004. 704 с.
- Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов / Под. ред. проф. Е. Ф. Жукова. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 399 с.
- Рынок ценных бумаг: Учебное пособие для вузов. Ростов н/Д: «ФЕНИКС», 2000. 352 с.
- Бердникова Т.Д. Рынок ценных бумаг. М: ИНФРА-М, 2002. 278 с.