Избирательные системы России и США
Таким образом, начиная с партийного собраня городского квартала, выдвигаются кандидаты на должности мэров и советников органов местного самоуправления городских районов, городов и графств, а затем на выборные должности в органы власти штата (губернаторы, члены законодательных собраний и другие выборные должности). Одновременно такие партийные собрания и съезды избирают делегатов на вышестоящий… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- І. Характеристика избирательной системы РФ
- 1. 1. Классификация избирательных систем
- 1. 2. Избирательный процесс в РФ
- II. Избирательная система США
- 2. 1. Общая характеристика избирательной системы США
- 2. 2. Сравнительный анализ избирательных систем РФ и США
- Заключение
- Список литературы
Актуальность темы. Постоянно возрастающее в течение последнего десятилетия значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стране процессах демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право неотъемлемый признак демократического правового государства. Увеличение объема законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование позволяют смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства законодательства о выборах. Важность этой отрасли определяет необходимость пристального изучения избирательного права как науки.
Становление системы политической демократии изначально предполагает активное и ответственное участие граждан в формировании и контроле за деятельностью публичных институтов государственной власти и местного самоуправления. Это находит свое предметное юридическое отражение и в системе действующего права и законодательства. Весьма скромный по своим масштабам и роли в политическом процессе институт, связанный с правом голоса граждан, постепенно превратился в сложный межотраслевой комплекс норм, институтов и процедур, претендующий стать и быть политической конституцией страны.
Объект исследования. Избирательные системы зарубежных стран.
Предмет работы. Избирательные системы России и США.
Методы исследования. Исследование лит-ры и интернет источников по данной тематике.
Задачи работы.
— дать общую характеристику избирательных систем РФ и США;
— проанализировать данные избирательные системы;
— сделать
выводы.
І. Характеристика избирательной системы РФ
1.1.Классификация избирательных систем
В конституционном праве понятие избирательной системы употребляется в двух значениях: 1) в ширком — как система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти, а также предусмотренный законодательством порядок организации и проведения выборов и определения результатов голосования. В этом значении понятие избирательной системы тождественно понятию «избирательная кампания», которое характеризует период со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, органа местного самоуправления о назначении выборов до дня официального опубликования результатов выборов, а также совокупность мер организационного характера, связанных с проведением выборов; 2) в узком значении — как способ определения результатов голосования. В зависимости от применения таких способов принято различать такие разновидности избирательных систем, как мажоритарную, пропорциональную и смешанную.
Мажоритарная избирательная система (от франц. majoritе — большинство) есть система определения результатов выборов, согласно которой избранным по избирательному округу считается кандидат, получивший установленное законом большинство голосов. Мажоритарная система практикуема при формировании парламентов. По мажоритарной системе, например, формируются законодательные органы в США, Франции, Англии и других странах. В 1917 г. Учредительное собрание в России избиралось на основе мажоритарной системы. По мажоритарному принципу были избраны все народные депутаты Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР в 1990 г.
По мажоритарной избирательной системе проводились выборы половины депутатов Государственной Думы первого, второго и третьего созывов. В настоящее время большинство субъектов РФ применяет мажоритарную избирательную систему, в то время как немногие из них отдают предпочтение смешанной избирательной системе. Мажоритарная избирательная система используется преимущественно при проведении выборов представительных органов местного самоуправления.
Достоинство мажоритарной избирательной системы в ее результативности (выборы во всех случаях заканчиваются победой одного из кандидатов), персонифицированности, т. е. каждого депутата избирают в личном качестве (избиратель голосует не за
список кандидатов, а за конкртного кандидата), в непосредственной связи избранного депутата и избирателей (что дает возможность депутату быть избранным на следующих выборах). К недостаткам относят невысокую представительность или репрезентативность победившего депутата, потерю голосов избирателей, голосовавших за проигравшего кандидата. Получается так, что чем больше кандидатов выдвинуто на выборах, тем меньше голосов требуется набрать победителю. От этих недостатков свободна пропорциональная система.
Различают мажоритарные избирательные системы абсолютного и относительного большинства.
Согласно мажоритарной избирательной системе абсолютного большинства избранным считается кандидат, за которого отдано абсолютное число голосов (50% + 1 голос). Такая система определения результатов выборов используется при проведении выборов Президента РФ. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента РФ» (ст. 55) избранным считается кандидат на должность Президента РФ, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней, обнаруженных в избирательных ящиках. В том случае, если для победы на выборах необходимо набрать фиксированное или определенное число голосов (25%, 30%, 2/3 голосов избирателей, участвующих в выборах), то это мажоритарная избирательная система квалифицированного большинства.
Мажоритарная избирательная система относительного большинства представляет такой способ определения результатов голосования, согласно которому избранным считается тот кандидат, за которого отдано голосов больше, чем набрал каждый из конкурирующих с ним кандидатов. В соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (ст. 61) избранным по одномандатному избирательному округу признается кандидат, который получил наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании. При равном числе полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный раньше. Если при мажоритарной системе абсолютного и квалифицированного большинства голосование проводится в два тура, о особенность мажоритарной системы относительного большинства в том, что оно проводится в один тур.
Пропорциональная избирательная система представляет собой систему пропорционального представительства партий и движений в парламенте, основанную на том, чтобы каждая партия (движение) получала в парламенте или ином представительном органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах. В РФ такая система определения результатов голосования применяется при проведении выборов депутатов Государственной Думы по федеральному избирательному округу. Пропорциональная избирательная система является применимой, где количество мест, получаемых политической партией или движением, блоком, пропорционально числу голосов, поданных за общефедеральные партийные списки в масштабе страны либо в рамках одного или нескольких многомандатных избирательных округов, на которые делится государство. Такая система используется на выборах в парламенты Испании, Италии, ФРГ, Израиля и ряда других стран — в сочетании с мажоритарной системой либо в чистом виде. В РФ такая система впервые была применена в 1993 г. при проведении выборов Государственной Думы. Распределение депутатских мандатов осуществляется следующим образом: 1) сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов избирательных объединений, получивших 5% и более голосов избирателей, делится на 225 (число депутатских мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу). Полученный результат есть первое избирательное частное (в зарубежной избирательной практике это частное именуется избирательной квотой); 2) число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, участвующим в распределении депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное. Целая часть полученного в результате деления числа и является числом депутатских мандатов, которое получает соответствующий федеральный
список кандидатов.
Смешанная избирательная система сочетает элементы мажоритарной и пропорциональной систем и в определенной мере исключает либо компенсирует их недостатки. Согласно Федеральному закону о выборах депутатов Государственной Думы 1999 г. половина состава этой палаты избирется по одномандатным округам, по мажоритарной системе абсолютного большинства. Вторая половина избирается по партийным (федеральным) спискам, которые баллотируются по единому федеральному избирательному округу, а мандаты между ними распределяются по пропорциональной системе. При применении смешанной системы каждый избиратель наделяется двумя голосами: один — в одномандатном избирательном округе, а другой — в федеральном избирательном округе
. Подсчет голосов избирателей осуществляется раздельно (за кандидатов по одномандатным округам и за федеральные списки) по методике, определенной Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» (ст. 79−80).
1. 2. Избирательный процесс в РФ
Избирательный процесс — это порядок проведения выборов, всей избирательной кампании.
Стадиями избирательного процесса именуются относительно обособленные группы избирательных действий, характеризующих тот или иной этап проведения выборов. Стадиям соответствуют: назначение выборов, создание избирательных округов и избирательных участков, составление списков избирателей, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты, предвыборная агитация, финансирование выборов, голосование и определение результатов выборов.
Основания и порядок назначения выборов. Назначение выборов есть начальная стадия избирательного процесса, когда уполномоченный на то орган государства в установленные законом сроки провозглашает в издаваемом им акте дату проведения выборов. Законом определены органы, правомочные принимать акты о проведении выборов и определять сроки их проведения. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначает своим указом Президент РФ. В свою очередь, выборы Президента РФ назначает Совет Федерации. Днем выборов депутатов Государственной Думы и Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который они были избраны. При этом срок со дня назначения выборов до дня выборов должен быть не менее 4 месяцев. При досрочном прекращении полномочий Президента, а равно при роспуске Государственной Думы днем выборов является последнее воскресенье перед истечением 3 месяцев с момента досрочного прекращения полноочий или роспуска Государственной Думы. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» закрепляет два правила:
1) В случаях если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначает выборы в установленные сроки либо не назначает выборы при досрочном прекращении органом или депутатом исполнения своих полномочий, выборы проводятся избирательной комиссией соответственно в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутата
Решение избирательной комиссии о назначении выборов публикуется не ранее чем за 120 дней, но не позднее чем за 90 дней до дня голосования.
2) Если уполномоченный орган, должностное лицо либо избирательная комиссия не назначают выборов в установленный срок, а также если такая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, которая формируется в течение 7 дней со дня вступления судебного решения в законную силу. Временная комиссия формируется для проведения данных выборов Центральной избирательной комиссией или избирательной комиссией субъекта РФ в количестве не более 15 человек.
Список литературы
- Грязнова А. Г. Политология «Инфа М» 2008
- Горелов А. А. Политология «Дашков и Ко» 2008
- Желтов В. В Сравнительная политология «Академпроект» 2008
- И. А Василенко Политология «Гардарики» 2008
- Мельвиль А. Ю. Введение в политологию М. «Гардемус» 2008