Договор возмездного оказания услуг
В марте 1996 г. произошло еще одно памятное событие. Тогда было объявлено о совместном проекте под названием «Internet Telephone Gateway» двух компаний: уже известной нам VocalTec и крупнейшего производителя ПО для компьютерной телефонии Dialogic. Целью было научить работать через Интернет обычный телефонный аппарат, для чего между Сетью и ТфОП устанавливался специализированный шлюз. Последний… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Понятие договора возмездного оказания телекоммуникационных услуг и его место в системе договоров об оказании услуг
- 2. Юридическая характеристика, предмет, форма договора возмездного оказания телекоммуникационных услуг
- 2. 1. Юридическая характеристика
- 2. 2. Предмет
- 2. 3. Форма
- 3. Участники договора возмездного оказания телекоммуникационных услуг
- 3. 1. Физические лица
- 3. 2. Юридические лица
- 4. Порядок заключения и исполнения договора возмездного оказания телекоммуникационных услуг
- 4. 1. Порядок заключения договора возмездного оказания телекоммуникационных услуг
- 4. 2. Порядок исполнения договора возмездного оказания телекоммуникационных услуг
- 4. 2. 1. Права и обязанности исполнителя
- 4. 2. 2. Права и обязанности заказчика
Телекоммуникации можно определить как технологию, связывающую информационные массивы, зачастую находящиеся не некотором расстоянии друг от друга. В настоящее время в телекоммуникациях происходит революция, затрагивающая два аспекта: быстрые изменения в технологиях коммуникаций и не менее важные изменения в вопросах владения, контроля и предоставления коммуникационных услуг. Сегодняшние менеджеры должны разбираться в возможностях и преимуществах различных коммуникационных технологий, а также уметь сопоставлять затраты и прибыль, получаемую при правильном использовании телекоммуникаций. Создание высокоэффективной телекоммуникационной среды является важнейшей национальной проблемой. Без ее решения невозможно построение информационного сообщества и внедрение новейших информационных технологий в сферы производства, бизнеса, науки, образования, медицины и т. д. Именно информация становится стратегическим ресурсом, а наибольший экономический и социальный успех сопутствует тем, активно использует и предлагает современные средства и услуги информационных и телекоммуникационных технологий.
В большинстве случаев территориально-распределеная сеть поставщика услуг существует для того, чтобы обеспечить возможность удобного и низкостоимостного взаимодействия отдельных пользователей или групп между собой. Поставщики услуг используют оборудование, программное обеспечение, человеческие ресурсы для того, чтобы максимально использовать свои сети с одновременным уменьшением стоимости расходов на эксплуатацию оборудования и на общее содержание сети. Оптимальное использование сети зависит от услуг, которые она предоставляет: насколько хорошо каждая услуга разрешает проблемы потребителя, насколько быстро услуга может быть доставлена потребителю и насколько надежно функционирует эта услуга. Стоимость сети (и расходы на ее содержание) зависит от инфраструктуры, развернутой для ее поддержания: общей стоимости требуемого оборудования, стоимости поддержки информационных систем, расходов на содержание обслуживающего персонала, ширины полосы пропускания, потребляемой услугами и т. д. Очевидно, что наиболее рентабельные поставщики услуг — это те, которые могут развернуть свои сети с приносящими доход услугами с наименьшими для себя затратами.
Выбранная мною тема «Договор возмездного оказания услуг», является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.
Цель работы рассмотреть особенности договора возмездного оказания услуг на примере телекоммуникационных услуг.
1. Понятие договора возмездного оказания телекоммуникационных услуг и его место в системе договоров об оказании услуг
Телекоммуникационная услуга (услуга телекоммуникации, услуга электросвязи) — это деятельность одного лица по заказу другого лица, заключающаяся в приеме, обработке, передаче и доставке сообщений проводной и беспроводной связи. Рынок телекоммуникационных услуг является одним из крупнейших сегментов мирового рынка. По оценкам Всемирной торговой организации (ВТО), по величине оборота он уступает только финансовому рынку. Число участников международной торговли телекоммуникационными услугами постоянно растет, с развитием информационных технологий появляются новые виды телекоммуникационных услуг, возрастает значение телекоммуникаций как связующего звена между всеми отраслями мирового хозяйства. Все эти обстоятельства обусловили необходимость формирования эффективной правовой базы для функционирования мирового телекоммуникационного рынка.
Основным международным соглашением специального характера, регулирующим отношения в области оказания телекоммуникационных услуг на мировом рынке, на сегодняшний день является
Приложение по телекоммуникациям к Генеральному соглашению о торговле услугами (ГАТС), принятому в рамках Всемирной Торговой Организации. Данное
Приложение не является всеобъемлющим источником правового регулирования международной торговли телекоммуникационными услугами, поскольку два распространенных вида телекоммуникационных услуг -вещательные услуги и услуги по предоставлению доступа в глобальные информационные сети — выведены за его рамки. Кроме того, присоединиться к
Приложению по телекоммуникациям могут только страны-члены ВТО, участвующие в ГАТС, а ВТО, хотя и является крупнейшей международной торговой организацией, объединяет далеко не все государства мира. Следовательно, ГАТС и
Приложение по телекоммуникациям к нему не способны играть роль единственной нормативно-правовой базы функционирования всего мирового рынка телекоммуникационных услуг.
Необходимость развития правового регулирования оказания телекоммуникационных услуг обусловлена также самим характером этого вида услуг: телекоммуникационная услуга заключается в обеспечении исполнителем (оператором) приема, обработки, передачи и доставки сообщений связи, представляющих собой информацию. Значение информации в современном мире чрезвычайно велико и продолжает возрастать быстрыми темпами.
Основой правового регулирования оказания телекоммуникационной услуги является соблюдение общепризнанных прав человека на свободу информационного обмена и свободу доступа к информации. В то же время телекоммуникационные услуги должны служить средством борьбы с международным терроризмом, при их помощи не должны распространяться сведения, угрожающие миру и безопасности людей.
Все большее распространение в современном мире получает такой вид телекоммуникационных услуг, как предоставление пользователям доступа в глобальные информационные сети, самой распространенной из которых является сеть Интернет. Однако как на международном уровне, так и в большинстве стран мира законодательство не регулирует услуги, связанные с использованием подобных сетей. Отсутствие нормативно-правового регулирования торговли услугами, связанными с предоставлением доступа в глобальные информационные сети, имеет большое количество негативных последствий, связанных со злоупотреблением свободой договора и свободой информационного обмена.
Проблема совершенствования правовой базы международной торговли телекоммуникационными услугами для Российской Федерации стоит особенно остро. В последние годы все больше российских телекоммуникационных компаний выходит на зарубежные рынки.
В 2000 году Правительством Российской Федерации была поставлена задача не просто вступления страны в ВТО к 2010 году, но занятия на международном рынке одной из лидирующих позиций. Достижение этой цели невозможно без обеспечения в нашей стране развитой правовой базы внешней торговли, в том числе телекоммуникационными услугами. Такая правовая база должна одновременно отражать интересы России и соответствовать требованиям, предъявляемым Всемирной Торговой Организацией к ее членам.
Современное положение России в качестве участника международной торговли телекоммуникационными услугами осложняется тем, что во внутреннем законодательстве нашей страны сохраняются пробелы в регулировании торговли отдельными видами телекоммуникационных услуг. На сегодняшний день единственным видом телекоммуникационных услуг, в отношении регулирования торговли которыми правовую базу можно считать развитой, являются услуги телефонной связи (проводной и беспроводной).
Можно с большой вероятностью предположить, что, решая задачу приведения внутреннего законодательства Российской Федерации, регулирующего международную торговлю телекоммуникационными услугами, наша страна изучит опыт зарубежных стран, проводивших подобные меры несколькими годами раньше. Таким образом, Россия может избрать наиболее приемлемый и оптимальный путь приведения своего законодательства о телекоммуникационных услугах к мировым стандартам.
Из сказанного выше можно сформулировать основную цель настоящего диссертационного исследования: определить актуалные проблемы правового регулирования международной торговли услугами телекоммуникации, в том числе развития законодательства РФ, регулирующего внешнюю торговлю телекоммуникационными услугами, и указать возможные пути его совершенствования.
Имущественные отношения, возникающие по поводу оказания услуг, нуждаются в гражданско — правовом регулировании.
Важная роль в регулировании отношений возмездного оказания услуг отводится гражданскому праву. Впервые в ГК РФ включена гл. 39 «Возмездное оказание услуг».
Догматическое определение предмета договора возмездного оказания услуг (ст. 779 ГК РФ) предполагает, что он (предмет) устанавливается через возмездное отношение заказчика и исполнителя по поводу услуги, тождественным понятием которой являются определенные действия или определенная деятельность. Специфика предмета данного договора преимущественно рассматривается через предмет договора по выполнению работ, полезный результат которого имеет овеществленный, материальный результат.
Показателен в этом смысле следующий арбитражный спор.
Истец — индивидуальный предприниматель Лазарев С. В. — предъявил иск к Управлению Федеральной почтовой связи Свердловской области о взыскании 14 250 руб.: задолженность по предоплате по договору N 261 от 12.04.99 за работы, которые фактически не исполнены, сумма неустойки, а также убытков в виде упущенной выгоды. Материально — правовые требования истца основаны на факте неисполнения ответчиком договора N 261 от 12.04.99, который стороны назвали договором «на оказание услуг по изготовлению и доставке печатной продукции».
Из объяснений сторон в процессе судебного разбирательства установлено, что речь шла не об оказании услуг по размещению в каком-либо издании определенного печатного текста, а о передаче заказчику результата работ по созданию печатной рекламной продукции в виде изготовленного печатного издания типа буклета. Таким образом, договор, на который ссылался истец, относится не к договору услуг, а к договору подряда.
Арбитражный суд первой инстанции правильно, на мой взгляд, квалифицировал возникшие отношения как отношения подрядного типа, причем подлежащая выполнению работа была вообще не определена, предмет обозначен как «изготовление печаной продукции», между тем ни вид этой продукции (какое печатное издание, какого вида, типа, цвета, размера, на какой бумаге, в каком количестве экземпляров), ни характер издания (для целей рекламы или для продажи через торговую сеть) не определены. О том, что истец имел в виду рекламное издание, стало известно лишь в ходе судебного заседания.
В силу ст. 432 ГК РФ данный договор нельзя признать заключенным, т.к. отсутствует согласование о предмете договора, следовательно, требования, вытекающие из такого договора, не подлежат удовлетворению.
Данный спор показателен и в том смысле, что грань размежевания договоров на изготовление рекламного продукта и предоставление рекламных услуг достаточно тонкая. Юридическая практика выработала разнообразные договорные формы, призванные опосредовать отношения в сфере изготовления, продвижения, распространения рекламного продукта.
Часто используемые в целях опосредования этих отношений договоры носят смешанный характер, интегрируют в себе элементы договора подряда (в части изготовления самих рекламных материалов: оригинал — макетов, слайдов, фильмов, эскизов) и договора возмездного оказания услуг (проведение собственно рекламной кампании по плану, утвержденному рекламодателем). Договор же на изготовление и установку наружной рекламы представляет собой подрядную модель договора.
Комментируя тезис о широком использовании конструкции смешанного договора, вбирающего в себя элементы подряда и возмездного оказания услуг, можно привести обстоятельства арбитражного спора (Дело N, А 60−687/2000 С1 Арбитражного суда Свердловской области) по иску ОАО «Комбинат мясной «Екатеринбургский» к НПП «Петр» о взыскании с ответчика 130 000 руб., составляющих неустойку за просрочку сдачи работ по договору. Стороны заключали договор N 0115 на разработку проектной документации по очистке сточных вод предприятия истца и согласование этой документации с муниципальным предприятием «Водоканал», ГорСЭС и другими инстанциями.
На наш взгляд, суд дал правильную квалификацию возникшим отношениям как смешанному договору с элементами договора подряда и договора возмездного оказания услуг. Хотя в мотивировочной части решения суда не содержится четкого указания на то, какие элементы договра являются подрядными, а какие — возмездного оказания услуг, это следует понимать так: условия договора, предусматривающие согласование документации в различных инстанциях, опосредуются обязательством возмездного оказания услуг, причем с представлением нематериального результата — «подтверждение легитимности комплекта документации в соответствующих органах». Представляется, что объектом прав в данном случае являются услуги по устройству хозяйственных дел.
Следует заметить, что правовой институт «услуг по устройству дел» известен гражданскому законодательству Чехии. Правда, упомянутый институт имеет четко выраженную потребительскую направленность, поскольку субъектом предоставления этой услуги всегда является организация, а услугополучателем — гражданин.