Анализ прибыли и основные пути повышения рентабельности ООО «ЛУКОЙЛ Северо Западнефтепродукт
Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности. Анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа. Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 2. Экономическая природа и система показателей, используемых при анализе финансовых результатов
- 2. 1. Понятие и экономическая природа финансовых результатов
- 2. 2. Содержание и функции управления финансовыми результатами
- 2. 3. Задачи анализа финансовых результатов и источники информации
- 2. 4. Формирование и расчет показателей прибыли
- 3. Методика анализа и планирования финансовых результатов
- 3. 1. Методика анализа прибыли до налогообложения и прибыли от продаж
- 3. 2. Методика анализа прочих доходов и расходов, чистой прибыли
- 3. 3. Методика анализа рентабельности
- 3. 4. Методика планирования финансовых результатов
- 4. Анализ и планирование финансовых результатов (ООО «ЛУКОЙЛ Северо Западнефтепродукт»)
- 4. 1. Характеристика ООО «ЛУКОЙЛ Северо Западнефтепродукт»
- 4. 2. Анализ прибыли до налогообложения и прибыли от продаж
- 4. 3. Анализ прочих доходов и расходов, чистой прибыли
- 4. 4. Анализ показателей рентабельности
- 4. 5. Финансовое планирование на предприятии
- 4. 6. Основные пути повышения рентабельности
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение А
- Приложение B
- Приложение С
1
Введение
В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйствующего субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования. На основании доступной им информации эти участники стремятся оценить результаты деятельности предприятия. Основным инструментом для этого служит экономический анализ, при помощи которого можно объективно оценить внутренние и внешние отношения анализируемого объекта: охарактеризовать его платежеспособность, эффективность и доходность деятельности, перспективы развития, а затем по его результатам принять обоснованные решения.
В связи с этим необходимо отметить важность и актуальность проведения анализа финансовых результатов предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности.
Прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производственной, хозяйственной и финансовой деятельности фирмы. Именно прибыль образует материальную основу экономической самостоятельности фирмы. Данный показатель в динамике и структуре интересует как внешних, так и внутренних пользователей. Он оказывает непосредственное влияние на рентабельность продукции и производства. Следовательно, без ясного понимания того, как формируется и используется прибыль, невозможно успешно управлять предприятием и принимать эффективные решения.
Анализ прибыли и рентабельности позволяет разработать стратегию и тактику развития предприятия, обосновывать планы и управленческие решения, наметить сроки осуществления контроля выполнения планов, выявить резервы повышения эффективности производства, оценить результаты деятельности предприятия, его подразделений и работников.
Целью дипломной работы является разработка мер по росту прибыли и рентабельности и оптимизации распределения прибыли на основе анализа финансовых результатов деятельности коммерческой организации.
Задачами исследования являются:
— изучение экономической природы финансовых результатов;
— выделение функций управления финансовыми результатами;
— рассмотрение задач анализа финансовых результатов и источников информации;
— изучение порядка формирования и расчета показателей прибыли
— рассмотрение методика анализа и планирования финансовых результатов по различным направлениям;
— проведение анализа балансовой прибыли и ее составных элементов ванных (прибыли до налогообложения и прибыли от продаж, прочих доходов и расходов, чистой прибыли);
— определения влияния различных факторов на изменение прибыли рентабельности;
— выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;
— разработка практических рекомендаций по улучшению финансовых результатов на предприятии.
Предметом исследования являются финансовые результаты предприятия.
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью ООО «ЛУКОЙЛ Северо Западнефтепродукт».
Основными источниками информации для написания дипломной работы послужили: данные аналитического бухгалтерского баланса, «Отчет о прибылях и убытках», управленческая отчетность, соответствующие таблицы бизнесплана предприятия.
Теоретическую основу исследования составили труды ведущих российских ученых в области финансового и экономического анализа. При обосновании выдвинутых в работе положений, выводов и рекомендаций широко использовались работы Г. В. Савицкой, (перечислить 6−7 авторов) и многих других.
Нормативно-правовой базой работы являются законодательные основы формирования финансовых результатов организаций Российской Федерации.
Достоверность положений и выводов достигается за счет комплексного применения сравнительного, формально-логического, системно-структурного методов исследования. Кроме того, применялись методы факторного анализа и другие научные методы.
Для достижения поставленных задач в первой разделе будут рассмотрены экономическая природа и система показателей, используемых при анализе финансовых результатов. Второй раздел будет посвящен рассмотрению методики анализа финансовых результатов, а третий раздел анализу финансовых результатов исходя из данных, предоставленных руководством ООО «ЛУКОЙЛ Северо Западнефтепродукт».
2 Экономическая природа и система показателей, используемых при анализе финансовых результатов
2.1 Понятие и экономическая природа финансовых результатов
Финансовый результат — обобщающий показатель анализа и оценки эффективности (неэффективности) деятельности хозяйствующего субъекта на определенных стадиях (этапах) его формирования. [1, с.283].
Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Показатели прибыли характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой и инвестиционной.
Прибыль, точнее ее максимизация, выступает непосредственно целью производства в любой отрасли экономики. [2, С. 31−37]
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенною воспроизводства, решения проблем социального и материального поощрения персонала.
Прибыь — это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.
Прибыль является также важнейшим источником формирования доходов бюджета (федерального, республиканского, местного) и погашения долговых обязательств организации перед банками, другими кредиторами и инвесторами. Таким образом, показатели прибыли являются важнейшими в системе оценки результативности и качественных характеристик предприятия, степени его надежности и финансового благополучия, как партнера.
Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные показатели финансовых результатов. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие па ее величину, налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых налогооблагаемой базы прибыли. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли, т. е. устойчивости и надежности получения прибыли в ближайшей и обозримой перспективе, для выбора и обоснования стратегии инвестиций, направленной на минимизацию потерь и финансовых рисков от вложений в активы данной организации.
Предприятие всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты предприятия. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки — отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключая и банкротство.
На величину прибыли и ее динамику воздействуют два фактора, как зависящие, так и не зависящие от усилий предприятия (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 — Классификация факторов, влияющих на величину прибыли
К внешним факторам относятся природные условия: уровень цен на потребляемые материальные ресурсы, тарифов, процентов, налогов ставок и льгот, штрафных санкций, нормы амортизационных отчислений и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятия, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли. [3, С. 56−57]
Внутренние факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и, в свою очередь, могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные.
Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «количественные» изменения:
объема средств и предметов труда;
финансовых ресурсов;
численности персонала;
фонда рабочего времени и др.
Интенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через «качественные» изменения:
использование прогрессивных видов материалов и совершенствование видов их обработки;
ускорение оборачиваемости оборотных средств;
повышение квалификации и производительности труда персонала;
снижение трудоемкости и материалоемкости продукции;
совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов.
К внепроизводственным факторам относятся: снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и сбыта и др.
При осуществлении финансово-хозяйственной деятельности предприятия все эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости.
Прибыль от работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость.
Прибыль предприятий растет высокими темпами за счет роста цен. Увеличение цены само по себе не является негативным фактором. Поскольку прибыль от реализации товаров, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли, то анализ факторов, ее определяющих, имеет значение для выявления резервов роста всей балансовой прибыли.
При стабильных экономических условиях хозяйствования основной путь увеличения прибыли от реализации продукции состоит в снижении себестоимости в части материальных затрат.
Резервом увеличения балансовой прибыли может быть прибыль, полученная от реализации основных фондов и иного имущеста предприятия. Операции, связанные с выбытием основных фондов оказывают заметное влияние на финансовые результаты, так как предприятие вправе распоряжаться своим имуществом, и оно может освободиться от излишнего и не установленного оборудования, предварительно взвесив, что выгоднее — продать его или сдать в аренду.
Финансовый результат предприятия может быть и положительным, и отрицательным. Это зависит от состава и продажной цены реализуемых активов. Если речь идет о материальных активах, то следует исходить не столько из возможности получения прибыли, сколько из наличия запасов, которые из-за изменения экономической конъюнктуры, ассортимента выпускаемой продукции и по другим причинам оказываются ненужными, или по величине превышают уровень, достаточный для запланированного выпуска продукции.
Список литературы
- Гиляровская Л. Т. Экономический анализ. / Л. Т. Гиляровская. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 365 с.
- Кузнецова Е.В. Бюджетирование ресурсов и управление финансами // Финансы и кредит. 2007. — № 1.
- Горемыкин В.А. Планирование на предприятии / В. А. Горемыкин. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Рилант. 2005. 328с.
- Васильева Л.С. Финансовый анализ Учебник. / Васильева Л. С., Петровская М. В. М.: КНОРУС, 2007. 816 с.
- Маркарьян Э.А. Финансовый анализ Учебное пособие. / Маркарьян Э. А., Герасименко Г. П., Маркарьян С. Э. М.: КНОРУС, 2007. 224 с.
- Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е издание. / Г. В. Савицкая. — М.: Новое издание, 2007. — 704 с.
- Жилкина А.Н. Управление финансами. Финансовый анализ предприятия Учебник. / Жилкина А. Н. М.: ИНФРА-М, 2007. 332 с.
- Доходы организации: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 9/99: приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32н // «Российская газета», № 116, 22.06.1999 (начало — п. 13 Положения), № 117, 23.06.1999 (п. 13 Положения — конец)
- Расходы организации: положение по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99, приказ Министерства финансов РФ от 06.05.1999 г. № 32н // «Российская газета», N 116, 22.06.1999 (начало — п. 16 Положения), N 117, 23.06.1999 (п. 16 Положения — конец)
- Ковалев А.И. Анализ финансового состояния предприятия / А. И. Ковалев, В. П. Привалов. — 4-е изд., испр. и дополн. — М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. -208 с.
- Любушин Н. П., Лещева В. Б., Дъякова В. Г. Анализ финансово-хозяйственной деятельности преприятия. М.: ЮНИТИ 2000 г. 489 с.
- http://www.sznp.lukoil.com/
- Шеремет А.Д. Методика финансового анализа / А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфулин. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 476с.
- Бочаров В.В. Комплексный финансовый анализ / Бочаров В. В. СПб.: Питер, 2005. 432 с.
- Бланк И. А. Финансовый менеджмент: учебный курс. / И. А. Бланк. М.: ЭЛЬГА-Н, 2008.656 с.
- Бердникова Т.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т. Б. Бердникова. — М.: ИНФРА-М, 2007. — 215 с.