Исследование организации и методики ревизии финансирования
В соответствии с действующим законодательством порядок распределения прибыли, в том числе выплаты ее части, утверждается собранием акционеров. Заслушав и утвердив годовой баланс, отчеты контрольных органов, а также ознакомившись с информацией об основных результатах финансово-хозяйственной деятельности акционерного общества, собрание акционеров приступает к обсуждению вопросов, касающихся… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Теоретические основы ревизии финансирования
- 1. 1. Сущность, значение и задачи ревизии финансирования
- 1. 2. Информационное и нормативное обеспечение ревизии финансирования
- 2. Ревизия финансирования ОАО «Минский часовой завод»
- 2. 1. Характеристика предприятия
- 2. 2. Планирование организации и проведения ревизии
- 2. 3. Методика ревизии финансирования
- 2. 4. Оформление результатов ревизии
- 2. 5. Реализация результатов ревизии и разработка рекомендаций по устранению выявленных недостатков
- Заключение
- Список использованных источников
- Приложения
Как известно, одним из наиболее важных участков управленческого учета и контроля на предприятии является ревизия финансовой системы. Причем, если обычно ревизия финансово-хозяйственной деятельности предприятия за год (осуществляемая ревизионной комиссией) имеет основной целью либо подтверждение достоверности данных, содержащихся в годовом отчете общему собранию участников предприятия, бухгалтерском балансе, отчете о прибылях и убытках, либо выявление нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Республики Беларусь, то ревизия финансовой системы или системы управления финансами предприятия имеет целью помощь исполнительному органу управления или совету директоров в осуществлении контроля эффективности различных звеньев финансовой системы. В этом случае ревизионная комиссия (ревизор) осуществляет проверки деятельности различных звеньев финансовой системы, предоставляет обоснованные предложения по устранению выявленных недостатков, дает рекомендации по повышению эффективности финансового управления.
Все это подчеркивает актуальность выбранной мною темы.
Целью написания данной курсовой работы является исследование организации и методики ревизии финансирования.
Общей цели подчиняются следующие задачи:
изучение значения и задач ревизии финансирования;
исследование информационного и нормативного обеспечения ревизии финансирования;
планирование и организаця ревизии финансирования;
проверка правильности документального оформления и учета финансирования;
реализация результатов ревизии финансирования.
В данной работе, прежде всего, будут рассмотрены наиболее общие аспекты ревизии системы управления финансами. Представленная ниже организационная модель ревизии имеет следующую структуру: 1) объект ревизии, 2) критерии эффективности состояния или функционирования объекта ревизии, 3) методика ревизии.
Следует отметить, что в целях самоконтроля или взаимного контроля финансовым менеджерам также необходимо периодически проводить оценку осуществляемой финансовой политики. В этом случае им полезно сравнить существующее положение дел с критериями эффективности.
Объектом исследования является ОАО «Минский часовой завод».
Предмет исследования: правильность и своевременность операций по учету финансирования.
Методы исследования: формальная проверка, арифметическая проверка, выборочное обследование и т. д.
1 Теоретические основы ревизии финансирования
1.1 Сущность, значение и задачи ревизии финансирования
В условиях становления рыночных отношений важным объектом учета являются финансовые вложения, которые представляют собой инвестиции (вложение финансовых, основных, нематериальных и прочих активов) в акции, облигации и другие ценные бумаги, в долю уставного капитала других предприятий, а также дебиторскую задолженность в виде предоставления займов другим предприятиям и организациям. Цель финансовых инвестиций получение дохода и сохранение капитала от обесценивания, что в условиях высокого уровня инфляции, характерного для нынешнего состояния экономики, имеет немаловажное значение. Финансовые вложения позволяют предприятиям самим распоряжаться своими средствами, контролировать и регулировать свою хозяйственную деятельность, обеспечивать процесс расширенного воспроизводства, пополнение основных и оборотных фондов, увеличивать объемы капитального строительства, а также направлять значительную часть средств на благоустройство социально-культурной сферы и удовлетворение нужд своих работников.
Долгосрочные финансовые инвестиции это затраты предприятия на приобретение ценных бумаг, вложение средств в уставный капитал других предприятий, процентные облигации, долгосрочные займы другим предприятиям и организациям под векселя или иные долговые обязательства и т. п. Финансовые инвестиции осуществляются на длительный срок с целью участия в распределении прибыли, получения дивидендов и процентов. Краткосрочные финансовые вложения это финансовые вложения в ликвидные ценные бумаги, т. е. в краткосрочные казначейские обязательства, облигации и т. п.
Основной целью ревизионной проверки финансирования является получение достоверности информации о наличии и движении финансовых ресурсов.
Основными задачами ревизии финансирования на предприятии является проверка:
состояния учета и эффективности финансовых ресурсов;
полноты, законности и целесообразности финансирования;
проверка соблюдения расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия,
установления реальности задолженности.
Ревизор проверяет порядок выпуска, хранения и учета акций, которые являются бланками строгой отчетности и хранятся наравне с денежными средствами. Анализируются записи на лицевых счетах владельцев акций, а также в журнале «Учет движения акций и выплаты по ним дивидендов». Сумма выданной или возвращенной акции каждому акционеру должна подтверждаться приходным или расходным кассовым ордером.
Ревизор обращает внимание на аналитический учет ценных бумаг на счете 006 «Бланки строгой отчетности», которые должны вестись по их видам (акции, облигации), местам хранения (материально ответственным лицам), купюрам (сериям и номерам). Акции, кроме того, учитываются по видам (простые и привилегированные) и категориям (именные и на предъявителя).
Системность контроля достигается комбинированным использованием его различных видов: логического и математического, документального и фактического.
Источниками информации для документального контроля служат: первичные документы, регистры бухгалтерского учета; бухгалтерская, статистическая отчетность и другая документация.
Фактический контроль базируется на изучении фактического состояния проверяемых объектов по данным их осмотра в натуре (пересчета, взвешиваня, лабораторного анализа и т. д.), он не может быть всеобъемлющим ввиду непрерывности хозяйственных операций.
К основным способам документального контроля, применяемым при ревизии финансирования, можно отнести: формальную и арифметическую проверку документов;
юридическую оценку хозяйственных операций, отраженных в документах;
сплошное и выборочное наблюдение;
оценку законности и обоснованности хозяйственных операций по данным корреспонденции счетов бухгалтерского учета [17, с. 51]
1.2 Информационное и нормативное обеспечение ревизии финансирования
Основными нормативными источниками, регулирующими учет и контроль поступления материальных ресурсов и расчетов с поставщиками, являются следующие.
1. Кодексы Республики Беларусь:
Гражданский кодекс
Банковский кодекс
2. Законы Республики Беларусь:
2.1. В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от 18 октября 1994 года «О бухгалтерском учете и отчетности» (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1994 г., № 34, ст.566; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 63, 2/785) и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2001 г. № 1493 «О государственном регулировании бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 99, 5/9193) Министерство финансов Республики Беларусь утвердило Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета. Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2004 г. [8]
3. Постановления Совета Министров:
3.1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1284 от 9 октября 2007 г. «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)» (в редакции Постановления Совета Министров № 1538 от 18.11.2007 г.)
Данные Правила разработаны в целях установления единого порядка регистрации проверок (ревизий) в книге учета проверок (ревизий), проводимых государственными органами и иными организациями в пределах их компетенции. Юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны оформить книгу учета проверок (ревизий) в соответствии с утвержденной настоящим постановлением формой в течение одного месяца с даты их государственной регистрации, а юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие свою деятельность, — до 1 февраля 2008 г. Порядок приобретения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий) устанавливается Министерством по налогам и сборам. Книга учета проверок (ревизий) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей хранится по месту нахождения юридического лица, месту жительства индивидуального предпринимателя. Книга учета проверок (ревизий) оформляется юридическим лицом дополнительно на каждое обособленное подразделение, торговое место, торговый объект и иной объект осуществления деятельности, расположенные вне места нахождения юридического лица, а индивидуальным предпринимателем — на каждое торговое место, торговый объект и иной объект, в котором индивидуальный предприниматель выполняет работы, оказывает услуги, реализует товары (за исключением транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии).
4. Постановления Министерств и ведомств:
4.1. Инструкция о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства промышленности Республики Беларусь разработана в соответствии с Порядком организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 года N 673 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788) и Указом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2000 г. N 293 «О мерах по усилению ведомственного контроля в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 52, 1/1312). [17, с. 34] Установленный порядок обязателен для всех контролирующих органов системы Министерства промышленности Республики Беларусь, уполномоченных осуществлять функции ведомственного контроля при проведении ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц. Организация ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности возлагается на Контрольно-ревизионное управление Министерства промышенности.
4.2. Постановление Министерства финансов Республики Беларусь № 63 от 16 июня 2000 г. «Об утверждении Положения о применении к юридическим лицам и индивидуальными предпринимателям мер ответственности за нарушения в области экономических отношений» (в редакции Постановления Министерства финансов № 64 от 25.04.07 г.) [17, с. 37] Положение о применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер ответственности за нарушения в области экономических отношений определяет порядок применения Министерством финансов Республики Беларусь и главными управлениями Министерства финансов по областям и г. Минску, финансовыми управлениями (отделами) местных исполнительных и распорядительных органов мер ответственности за нарушения в области экономических отношений, в том числе за незаконное получение либо использование не по целевому назначению или с нарушением законодательства Республики Беларусь бюджетных средств, в том числе в виде бюджетных займов и бюджетных ссуд, а также средств государственных внебюджетных фондов.
4.3. Письмо Министерства финансов Республики Беларусь № 10−16/85 от 22 июня 2004 г. «Рекомендации по повышению результативности ревизий и проверок»
4.4. Во исполнение Указа Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. N 673 «О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельности контролирующих органов Республики Беларусь и порядка применения ими экономический санкций» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 89, 1/788) (в редакции Указа Президента Республики Беларусь № 286 от 28.05.2008 г.) и в целях повышения эффективности проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций Министерство промышленности Республики Беларусь утвердило Инструкцию о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства промышленности Республики Беларусь.
Список литературы
- Акулич Ю. И., Бурцева И. Н., Левкович О. А. Бухгалтерский учет: Учебное пособие / Под общей редакцией Левковича О. А. Мн.: Дикта, 2003. 368 с.
- Алборов Р. А. и др. Основы аудита. М.: Дело и сервис, 2000. 431 с.
- Аудит и ревизия. Справ. Пособие / Под ред. И. Н. Белого. Мн.: ООО «Мисанта», 1994.
- Аудит предприятия. Учебное пособие / Сост. В. В. Нитецкий, Н. Н. Кудрявцев М.: Дело, 1996.
- Аудит: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. И. Подольского.-М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997.
- Белый И. Н. Аудит. Мн.: Высшая школа, 1996. 80 с.
- Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998 № 218−3, с учетом изменений
- Закон РБ от 18.10.1994 № 3321-ХП «О бухгалтерском учете и отчетности», в ред. Законов от 25.06.2001 № 42−3 и 17.05.2004 № 278−3
- Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. М.:ИНФРА-М, 1998.
- Карауш М.И. Ревизия в отраслях народного хозяйства. М., 1984.
- Ковалева О. В., Константинов Ю. П. Аудит: Организация аудиторской деятельности. Методика проведения аудиторской проверки: Учебное пособие. М.: Экспертное бюро ПРИОР, 2000. 267 с.
- Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации», утвержденное постановлением Минфина РБ от 17.04.2002 № 62, с изменениями от 12.11.2003 № 152
- Постановление Совета Министров Республики Беларусь № 1284 от 9 октября 2007 г. «О ведении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями книги учета проверок (ревизий)» (в редакции Постановления Совета Министров № 1538 от 18.11.2007 г.)
- Приказ Министерства промышленности Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 235 «Об утверждении инструкции о порядке организации и проведения ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности организаций Министерства промышленности Республики Беларусь»
- Пупко Г. М. Аудит и ревизия. Мн.: Мисанта, 2003. 429 с.
- Типовой план счетов бухгалтерского учета, утвержденная постановлением Минфина РБ от 30.05.2003 № 89, с учетом изменений от 13.11.2003 № 153
- Цыпарков Н. Г. Прравовое регулирование учета, анализа и аудита: Учебно-методический комплекс. Мн.: Изд-во МИУ, 2006.
- Шохин С. О., Воронина А. И. Бюджетно-финансовый контроль и аудит. Теория и практика применения в России: Научно-методическое пособие. М., 1997.