1. Различные подходы к формированию цен.
Ценообразование является важным вопросом экономики фирмы. Формирование информации для принятия управленческих решений по определению цены на реализуемую продукцию является задачей управленческого учета.
Подходы к формированию цен в различных теориях различны. Выделяют три основных теоретических подходов к концепции ценообразования. По теории прибавочной стоимости К. Маркса цена должна обеспечить покрытие всех издержек и обеспечить соответствующую доходность. В маржиналистической теории цена определяется спросом и предложением на товар на соответствующим рынке. Эта теория отдает приоритет внешним факторам, влияюшим на ценообразование, и применяется в условиях свободной конкуренции. Третий подход — теория предельной полезности. Базой для определения цены при таком подходе является не затраты труда на производство товара, а его предельная полезность для покупателя. Основной трудностью здесь становится количественное измерение этой полезности.
Исходя из данных подходов можно рыночные цены классифицировать по следующим критериям:
1. По степени регулирования:
фиксированные цены регулируемые свободные цены.
2. По степени устойчивости:
твердые (на весь срок действия договора) скользящие (вводится порядок корректировки).
3. По функциональному критерию:
расчетные трансфертные мировые демпинговые и др.