Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ограничение коституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Защита нравственности. Установление ограничений прав и свобод в целях защиты нравственности отражает, прежде всего, определенные представления законодателя о необходимости государственной защиты определенных норм общественной морали, т. е. в данном случае сложившиеся в обществе представления о нравственном и безнравственном переносятся в область права, а нарушение этих норм влечет санкции… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава І. Теоретические аспекты ограничения конституционных прав и свобод граждан
    • 1. 1. Цели ограничения конституционных прав и свобод граждан
    • 1. 2. Пределы ограничения конституционных прав и свобод граждан
  • Глава ІІ. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства
    • 2. 1. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны
    • 2. 2. Ограничение конституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения безопасности государства
  • Заключение
  • Список использованных источников и литературы

Ограничение коституционных прав и свобод граждан в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Провозглашенная Конституцией Российской Федерации 1993 г. цель признание высшей ценностью человека, его достоинства и основных прав предполагает формирование новых взглядов на взаимоотношение личности, общества и государства. На этом фоне особое внимание заслуживает вопрос о конституционных критериях допустимости ограничения основных прав. Необходимость его исследования определяется самой сущностью основных прав как меры возможного поведения. С одной стороны, ограничения предотвращают злоупотребления основными правами. С другой стороны, анализируемые критерии являются пределом полномочий органов и должностных лиц публичной власти, ограничивающих основные права.

В условиях глобализации, оказывающей значительное воздействие на правовую систему России, представляется важным определиться в выборе приоритетов, поскольку вопрос заключается в том, являются ли глобалистскими приоритетами свобода и права человека или ценности безопасности? Это связано с тем, что в силу возникновения в нынешнем веке новых глобальных угроз человечеству (международный терроризм, природные и техногенные катастрофы, угроза глобального потепления и др.) все большее значение в современном мире приобретают вопросы безопасности личности, общества и государства.

Неверно противопоставлять личность и государство, когда государственная власть исходит от народа, принадлежит и служит только ему, что обусловливает необходимость поиска оптимального решения в определении баланса между ценностями публичного характера, с одной стороны, и частными интересами с другой. В связи с этим в условиях глобализации нахождение баланса власти и свободы составляет главное содержание теории и практики современного конституционализма. И право на этом пути должно жестко регламентировать соблюдение баланса интересов, способствовать гармонизации.

Глава І. Теоретические аспекты ограничения конституционных прав и свобод граждан

1.1. Цели ограничения конституционных прав и свобод граждан

При рассмотрении проблемы ограничения прав важно иметь в виду, что речь идет не об ограничении свободы (или равенства и справедливости) как содержания того или иного права, а об ограничении условий и пределов реализации этой свободы в данной сфере общественной жизни. Следовательно, ограничивается не сама свобода как благо, предоставляемое тем или иным правом, а продолжительность, полнота и качество пользования ею .

Ограничения основных прав в собственно конституционно-правовом смысле это допускаемые Конституцией России и становленные федеральным законом изъятия из конституционного статуса человека и гражданина. Кроме того, в качестве ограничения основных прав может рассматриваться изъятие из круга правомочий, составляющих нормативное содержание основных прав и свобод человека. В последнем случае ограничение основных прав особенно тесно сопрягается с их умалением, под которым подразумевается уменьшение материального содержания основных прав, объема социальных, политических и иных благ, причитающихся их обладателю, минимизация гарантий основных прав, в том числе в результате государственного предпочтения одной группы прав (отдельных прав) в ущерб другой группе прав (другим правам), тогда как все права и свободы человека и гражданина в силу Конституции Российской Федерации (ст. 2, 17, 18) должны находиться под равной правовой защитой.

Конституционные цели ограничений прав и свобод человека и гражданина характеризуются следующими признаками:

1) они определяются интересами различных субъектов и предполагают обеспечение справедливого регулирования взаимоотношений личности и государства;

2) юридически закрепленные Конституцией, цели создают для участников взаимные права и обязанности; цель в таких случаях усиливает регулирующее воздействие нормы права, ибо субъекты подчиняют свои действия не только правилу поведения, но и его цели, осуществляя права и обязанности в направлении установленной цели;

3) цели облегчают законодателю правильную оценку направлений своих возможных действий; они являются ведущими ориентирами для нормотворческого процесса; даже в тех случаях, когда цель ограничения не находит прямого текстуального выражения в нормативном предписании, она должна вытекать из ее нормативного содержания;

4) цели объясняют предназначение ограничений и оправдывают их существование; поскольку ограничение связано с целью и не может быть объяснено без цели, это означает, что представление о цели ограничения имеет определяющее значение для правовой нормы;

5) основополагающий характер конституционных целей ограничений позволяет им выступать в качестве одного из существенных факторов, обеспечивающих целостность всей системы правовых актов, регулирующих права и свободы человека и граждаина;

6) цели распространяются на все права и свободы основные (конституционные) и производные от них; это утверждение подтверждается тем, что в некоторых федеральных законах текстуально воспроизводятся все конституционные цели ограничений, а также тем, что Конституционный Суд России рассматривает их в качестве таковых ;

7) конституционные цели ограничений представляют собой материальные и духовные результаты, которые достигаются посредством закрепления конкретных ограничений в нормативно-правовых актах и их последующей реализации;

8) они выполняют функцию воспитания гражданственности и нравственности, заботы о справедливости и утверждении законности в обществе и государстве .

Рассмотрим конституционные цели ограничения прав и свобод.

Защита основ конституционного строя. В. А. Четвернин определяет основы конституционного строя как набор принципов, выражающих концепцию, замысел, содержание всей конституции в концентрированном виде, и состоящих из базовых ценностей («норм-целей»), на которые должно ориентироваться государство, и «норм-принципов», которым должны подчиняться органы законодательной и исполнительной власти, которые могут и должны защищаться и применяться судом и из которых могут вытекать субъективные права и юридические обязанности. К этим принципам он относит: права и свободы человека и гражданина как высшая ценность, правовую и социальную государственность, единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, плюрализм и равную защиту всех форм собственности, идеологический и политический плюрализм, гражданство России, демократию и народный суверенитет, государственный суверенитет России, федерализм, республиканскую форму правления, разделение властей, светский характер государства, разграничение государственной власти и местного самоуправления .

Очевидно, что закрепление в качестве цели ограничения прав и свобод защиты основ конституционного строя порождает ряд серьезных проблем. Во-первых, в науке нет единого мнения относительно перечня основ; во-вторых, между самими основами должна существовать определенная соподчиненность, например, признание прав и свобод человека высшей ценностью означает, что в случае коллизии прав человека и других, конституционно защищаемых ценностей, приоритет следует отдавать правам человека, поскольку «на вершине конституционного строя России стоит человек, его жизнь, достоинство и свобода, личная неприкосновенность, естественное и неотчуждаемое право быть собственником» .

Защита нравственности. Установление ограничений прав и свобод в целях защиты нравственности отражает, прежде всего, определенные представления законодателя о необходимости государственной защиты определенных норм общественной морали, т. е. в данном случае сложившиеся в обществе представления о нравственном и безнравственном переносятся в область права, а нарушение этих норм влечет санкции со стороны государства. Ограничивая права и свободы в целях защиты нравственности, законодатель дает возможному поведению человека предварительную моральную оценку, т. е. осуждает некоторые проявления реализации человеком его прав и свобод, которые могут нанести вред нравственности как общества в целом, так и отдельной личности.

Общая тенденция развития законодательства в России и зарубежных странах характеризуется установлением ограничений прав и свобод по мотивам защиты нравственности, прежде всего, на распространение продукции и услуг сексуального характера. Например, ст. 4 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации» гласит: «не допускается использование средств массовой информации для распространения передач, пропагандирующих порнографию» .

Разумеется, у всех людей, даже принадлежащих к одному обществу, понятия о нравственности могут расходиться. Общество многопланово и многослойно в культурном, а значит, и в этическом отношении. Каждая личность может придерживаться своих внутренних правил нравственности. Следовательно, невозможно и не нужно закреплять общенормативное определение нравственности. Поэтому возможность установления ограничений прав и свобод с целью защиты нравственности не следует понимать как-то, что законодатель может подменять правовые пределы свободы своими нравами.

Представляется, что критерий нравственности слишком расплывчат, поэтому применять его как основание для ограничения прав и свобод нужно очень осторожно, поскольку нравственные критрии у разных групп населения и индивидов различны. При этом концепция нравственности меняется со временем. Например, публикации, которые сто лет назад считались бы аморальными, в наши дни кажутся безобидными. Поэтому уместным и необходимым является учет зарубежного опыта при разработке федеральных законов, устанавливающих ограничения прав и свобод в целях защиты нравственности. Д. А. Керимов справедливо отмечает, что при создании закона «необходимостью является проведение сравнительного анализа проектируемого закона… с аналогичными установлениями прошлых и ныне действующих законодательных систем других государств» .

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993 г. // СПС Консультант Плюс.
  2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (утв. ВС РФ 22.07.1993 г.) (ред. от 18.10.2007) // СПС Консультант Плюс.
  3. Федеральный конституционный Закон от 30.01.2002 г. «О военном положении» // СПС Консультант Плюс.
  4. Закон РФ от 27.12.1991 г. (ред. от 24.07.2007) «О средствах массовой информации» // СПС Консультант Плюс.
  5. Закон РФ от 05.03.1992 г. (ред. от 02.03.2007) «О безопасности» // СПС Консультант Плюс.
  6. Закон РФ от 21.07.1993 г. (ред. от 01.12.2007) «О государственной тайне» // СПС Консультант Плюс.
  7. Федеральный Закон от 31.05.1996 г. (ред. от 26.06.2007) «Об обороне» // СПС Консультант Плюс.
  8. Федеральный Закон от 26.02.1997 г. (ред. от 25.10.2006) «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  9. Федеральный закон от 26.09.1997 г. (ред. от 06.07.2006) «О свободе совести и о религиозных объединениях» // СПС Консультант Плюс.
  10. Федеральный Закон от 30.03.1999 г. (ред. от 01.12.2007) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СПС Консультант Плюс.
  11. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.02.2000 г. «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 5 Федерального Закона „О прокуратуре Российской Федерации“ в свяи с жалобой гражданина Б.А. Кехмана» // СПС Консультант Плюс.
  12. Постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 года «По делу о проверке конституционности Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1994 года № 2137 «О мероприятиях по восстановлению конституционной законности и правопорядка на территории Чеченской Республики», Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и в зоне осетино-ингушского конфликта», Постановления Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 года № 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа», Указа Президента Российской Федерации от 2 ноября 1993 года № 1833 «Об Основных положениях военной доктрины Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
  13. Постановление Конституционного Суда РФ от 20.12.1995 г. «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» статьи 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // СПС Консультант Плюс.
  14. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.1996 г. «По делу о проверке конституционности статей 1 и 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В. М. Гурджиянца, В. Н. Синцова, В. Н. Бугрова и А.К. Никитина» // СПС Консультант Плюс.
  15. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 г. «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального Закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К.С. Рожкова» // СПС Консультант Плюс.
  16. Л.Л. Ограничение прав человека. М., 2003. 143 с.
  17. М.Л. Конституционно-правовые ограничения политических прав и свобод граждан Российской Федерации / Автореф. дисс. канд. юрид. наук. Челябинск, 2005. 22 с.
  18. В.Д. Национальные интересы, современный миропорядок и конституционная законность: Доклад на международной научно-практической конференции (Москва, 25 октября 2005 г.). М., 2005. С. 10−15.
  19. Информационная безопасность государства / Под ред. В. М. Герасимова, А. А. Прохожева, Б. П. Елисеева. М., 2003. 318 с.
  20. В.Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д. Саратов, 1995. С. 67−75.
  21. Д.А. Законодательная техника: Научно-методическое и учебное пособие. М., 1998. 127 с.
  22. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Общ. ред. Ю. В. Кудрявцева. М., 1996. 552 с.
  23. Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий / Под ред. Б. Н. Топорнина. М., 1997. 716 с.
  24. Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий / Отв. ред. В. А. Четвернин. М., 1997. 691 с.
  25. РФ. Энциклопедический словарь / Авт. коллектив: В. А. Туманов, В. Е. Чиркин, Ю. А. Юдин. М., 1995. 416 с.
  26. «Круглый стол» по теме: «Принципы, пределы, основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву» // Государство и право. 1998. № 7. С. 20−42.
  27. В.В. Конституция РФ об основаниях и пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина // Законодательство и экономика. 2005. № 1. С. 11−17.
  28. Правовое обеспечение безопасности Российской Федерации / Под ред. В. Г. Вишнякова. М., 2005. 400 с.
  29. С.В. О понятиях «пределы осуществления прав и свобод граждан» и «пределы ограничения прав и свобод граждан»: Теоретические аспекты // Российский судья. 2006. № 4. С. 21−25.
  30. А.А. Обеспечение информационной безопасности России. М.: МЦНМО. 2002. 419 с.
  31. Л.Б. Проблема общесоциальной безопасности и правовая государственность // Правоведение. 1991. № 5. С. 21−29.
  32. В.А. Механизм ограничения прав граждан // Гражданин и право. 2007. № 5. С. 27−36.
Заполнить форму текущей работой