Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Конституционно-правовые основы развития местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С теоретической точки зрения любая проблема является, прежде всего, вопросом-противоречием, так как в ней объединяются познавательная активность общества и объективная диалектика реальности. Содержание проблемы конституционно-правовых основ развития местного самоуправления в системе государственного управления с доктринальных позиций сводится к описанию и анализу известных практике форм… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Историческое развитие местного самоуправления и его соотношение с государственным управлением
    • 1. 1. Генезис и соотношение развития местного и государственного управления в России
    • 1. 2. Конституционно-правовой анализ понятий «государственное управление» и «местное самоуправление» (теория и практика)
    • 1. 3. Модель местного самоуправления в системе Российского государственного управления

    Глава 2. Конституционно-правовая основа развития местного самоуправления в условиях Российского государственного управления. 2.1. Современное соотношение местного самоуправления с государственным управлением.91

    2.2 Конституционно-правовые проблемы, сдерживающие процесс развития местного самоуправления в системе государственного управления.114

    2.3 Конституционно-правовой статус местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации.138

Конституционно-правовые основы развития местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Новый этап реформы местного самоуправления в России осуществляется в контексте крупномасштабных преобразований всей системы публичной власти.

Наблюдаемые реформы во многом стали менять уже сложившиеся приоритеты государственного строительства и федеративного устройства, затронули основные направления взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Поэтому в рамках проводимого комплекса реформ большую актуальность приобретают конституционно-правовые основы развития местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации 1993 года определила местное самоуправление в качестве одной из основ конституционного строя. Статьей 12 Конституции Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Вместе с тем, в процессе правоприменительной деятельности толкование этих положений основывается на прямо противоположных, взаимоисключающих подходах, что зачастую приводит к попытке вывести местное самоуправление за пределы системы государственного управления. Поэтому, указанные выше конституционные положения нуждаются в совершенствовании на основе претворения в конституционно-правовую практику новых взглядов на характер взаимодействия органов публичной власти различного уровня.

С теоретической точки зрения любая проблема является, прежде всего, вопросом-противоречием, так как в ней объединяются познавательная активность общества и объективная диалектика реальности. Содержание проблемы конституционно-правовых основ развития местного самоуправления в системе государственного управления с доктринальных позиций сводится к описанию и анализу известных практике форм, сохраняющих непрерывность власти, ее постоянство и устойчивость. Поэтому политическая сущность взаимодействия различных уровней властиэто технология синтеза власти, в историческом, политическом, правовом и социальном аспекте. Причем понятие синтеза в данном случае следует трактовать в классическом философском смысле как «единство многообразного», как «единое во многом» так как, в современном понимании синтез и представляет собой конкретную интеграцию, системность.

Исторические традиции российской децентрализации государственного управления, будучи синтезированы с новыми западными представлениями о правовом государстве, ориентированном в условиях развития новой структуры вертикального управления потеряли признаки демократического централизма и послужили основой образования качественно новой децентрализованной системы государственного управления. Поэтому, именно особый статус местного самоуправления в системе государственное управление выделяет Россию из многих других государств.

Сегодня институт местного самоуправления играет значительную роль в соединении в единое целое интересов государства, общества и личности, поскольку главный смысл и сущность местного самоуправления состоят в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности, осуществлять гармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства и общества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеям современного демократического правового социального государства, высшая ценность которого, человек, его права и свободы1.

Международный опыт и российская практика указывают на то, что именно на системе местного самоуправления, непосредственно опирающейся на инициативу и активность граждан в решении конкретных местных проблем, основывается потенциал, способный обеспечить устранение многих кризисных явлений в жизни российского общества, придать ему дополнительные стимулы развития.

Вместе с тем, закрепленная Конституцией Российской Федерации организационная самостоятельность местного самоуправления не может быть абсолютной. При определении ее пределов следует использовать соотношение уровней публичной власти. Именно это соотношение раскрывает федеральный характер российского государства отражающегося в концепции разделения власти относительно структуры вертикального управления. При этом основополагающей для определения роли местного самоуправления в системе властных отношений служит статья 3 Конституции Российской Федерации, из которой следует, что в России сложилась единая система власти народа (публичная власть), где ее элементами выступают органы государственной власти и органы местного самоуправления. Но власть российского местного самоуправления отличается от государственной власти, поскольку она осуществляется органами, не входящими в систему органов государственной власти. Следовательно, местное самоуправление правомерно организационно отделять от государственной власти, но необоснованно выводить из единого механизма государственного управления.

Каверзин М. Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия. Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. 2003. — № 4. С. 13.

В настоящее время происходит коренное реформирование местного самоуправления. Принятый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня 2005 г.)1 в значительной степени меняет взаимоотношения органов публичной власти, переведя правовое регулирование большинства вопросов местного самоуправления, с регионального на федеральный уровень. Вступление в силу нового Федерального закона предполагает перестройку сложившихся взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления в системе государственного управления.

Поэтому в настоящее время актуальным становится теоретическое исследование конституционно-правовых основ развития местного самоуправления в системе российского государственного управления.

Объектом диссертационного исследования являются общественные отношения, возникающие между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в процессе осуществления государственного управления в Российской Федерации.

Предметом диссертационного исследования являются конституционно-правовые нормы, содержащиеся в федеральном и региональном законодательстве, иных нормативных правовых актах, регулирующие вопросы определения, функционирования и развития местного самоуправления в системе государственного управления.

Целью диссертационного исследования является теоретическое обоснование и разработка оптимальной концепции конституционно.

1 Собране законодательства Российской Федерации. 2003. N 40. Ст. 3822. правового развития местного самоуправления в рамках единой системы государственного управления Российской Федерации.

Для осуществления указанной цели были определены следующие задачи:

— обосновать исторические предпосылки формирования современной российской модели местного самоуправления в системе государственного управления;

— проанализировать содержание терминов «местное самоуправления» и «государственное управление»;

— определить особенности, влияющие на формирование определенных моделей местного самоуправления и государственного управления;

— посредствам соотношения местного самоуправления с государственным управлением выявить представление о сущности и основах взаимодействия государственной власти и местного самоуправления;

— выделить и систематизировать проблемные явления и процессы, сдерживающие процесс развития местного самоуправления в системе государственного управления;

— обосновать конституционно-правовой статус местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации.

Нормативную и эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральное и региональное законодательство, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, судебная практика высших судебных органов Российской Федерации, нормативные правовые акты ряда зарубежных государств.

Методологическая основа диссертации. При проведении комплексного диссертационного исследования для анализа законодательных и иных нормативных правовых актов, обобщения проблем, формулирования определений, предложений и выводов применялись общенаучные методы познания — системный, формально-логический, метод анализа и синтеза, метод восхождения от абстрактного к конкретному, а также специальные правовые методы — сравнительно-правовой, формально-юридический, нормативно-логический и другие.

Теоретическую основу исследования составили положения и концепции, сформулированные в трудах по теории государства и права, конституционному и муниципальному праву, административному праву, а также материалах научных и научно-практических конференций по различным аспектам исследуемой проблемы.

Состояние разработанности темы. Теоретические основы местного самоуправления были разработаны еще в первой половине XIX века и до настоящего времени на них базируются воззрения о его природе, месте и роли в управлении обществом. Основоположниками теоретических разработок о местном самоуправлении стали известные западные ученые А. Токвиль (Франция), Л. Штейн, Р. Гнейст (Германия), в работах которых впервые рассматривается вопрос о соотношении двух уровней власти — местной и государственной.

В дореволюционной России эта проблема отражается в теоретическом наследии видных отечественных ученых В. П. Безобразова, А. Н. Васильчакова, Л. А. Велихова, А. Д. Градовского, Н. М. Коркунова, Н. И. Лазаревского, В. Н. Лешкова, Б. Э. Нольде, К. А. Пажитнова, М. И. Свешникова, Б. Н. Чичерина и других.

Основной пик интереса к идее местного самоуправления в системе государственного управления, возник в России только в 80−90-х годах XX столетия. В исследованиях ряда авторов предпринимались попытки обобщить материал и осмыслить имеющийся опыт. К таким исследованиям следует отнести работы В. Ф. Абрамова, С. А. Авакьяна, С. С. Алексеева, Г. В. Атаманчука, В. А. Ачкасова, Р. Бабуна, И. Н. Барцица, Н. С. Бондаря, В. И. Васильева, В. В. Володина, Г. Герасименко, Л. В. Гильченко, С. А. Глотова, Е. В. Гриценко,.

A.С.Джашитова, Ю. А. Дмитриева, В. В. Еремяна, В. Г. Игнатова, Н. А. Игнатюк, В. Т. Кабышева, А. Е. Козлова, А. Н. Кокотова, Г. Н. Комковой, В. А. Кочева, И. А. Кравец, О. Е. Кутафина, Б. М. Лазарева, В. А. Лебедев, С. Н. Лопатиной, Л. А. Лукашовой,.

B.В.Маклакова, Н. И. Матузова, О. О. Миронова, А. А. Подсумкову,.

Н.В.Постового, В. В. Пылина, О. Л. Савранскую, А. А. Сергеева,.

А.С.Соломаткина, Ю. А. Тихомирова, В. И. Фадеева, А. И. Черкасова,.

М.А.Чернышева, К. Ф. Шеремета и других.

Несмотря на достаточно большое число диссертационных и монографических работ, в которых рассматриваются различные вопросы, проблемы организации и функционирования местного самоуправления, его сущности и социального назначения, на сегодняшний день существует острая необходимость в проведении комплексного исследования развития местного самоуправления в системе государственного управления с учетом проводимых реформ публичной власти.

Динамичность развития общественных отношений ставит перед юридической наукой задачи, требующие глубокого теоретического осмысления прежних и новых подходов к развитию местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации. Проводимое исследование позволяет обосновать конституционно-правовой статус местного самоуправления в системе государственного управления.

Российской Федерации, что будет способствовать развитию гражданского общества, правового государства и рыночной экономики.

Научная новизна исследования. Настоящее исследование является комплексной диссертационной работой, посвященной изучению конституционно-правовых основ развития местного самоуправления в системе государственного управления Российской Федерации на этапе происходящей реформы местного самоуправления и с учетом накопленного опыта. В диссертационном исследовании сформулирован ряд теоретических положений, практических выводов и рекомендаций, которые выносятся на защиту:

1. Эволюция развития российской системы государственного управления прослеживается довольно четко, если взять длительные исторические отрезки времени становления и развития институтов местного самоуправления и государственной власти в Российском государстве. Изначально система управления строилась на традициях общинного самоуправления и вечевой демократии, но под воздействием усложнявшихся общественных отношений самоуправления переросло в новый вид управления — государственный. Анализируя процесс преобразования российской системы государственного управления на примере взаимоотношений государственной власти и местного самоуправления можно определить типичные черты российского самоуправления в системе государственного управления. К этим чертам относится — обязательное присутствие в системе государственного управленияотносительная организационная самостоятельность по отношению к государственным структурам управленияосуществление общественно-государственных функций с реальной властью на местахучет местных и региональных обычаев, традиций в формировании структур управления на местахконтроль со стороны государственной власти.

2. Структурно-организационная обособленность местного самоуправления от структур государственной власти есть следствие эволюционного развития системы государственного управления в сочетании с характерными для российского местного самоуправления чертами.

3. Система государственного управления — это структурное построение публичной власти с целью управления, посредством которого государство воздействует на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами.

Понятие «государственного управления» стало охватывать своим содержанием такие виды управления, как государственная власть и местное самоуправление, что расширяет его содержание по отношению к понятиям «государственная власть», «исполнительная власть», с которыми его нередко соотносили.

4. Все многообразие моделей, как государственного управления, так и местного самоуправления складывается из комплекса общих и особенных элементов, которыми обладает каждое государство. Поэтому, местное самоуправление в системе государственного управления представляет собой особенное в общем, где общее соответствует выбранной государством модели государственного управления, а особенное в модели местного самоуправления.

5. Модель государственного управления — это система организации властного управления, формируемая выбранной формой государственного устройства, а так же влиянием комплекса исторических, политических, социально-экономических и культурно-религиозных факторов конкретного государства.

6. Модель местного самоуправления в системе российского государственного управления, выражает наиболее оптимальное соотношение государства и гражданского общества, представленного местным самоуправлением с учетом существующих исторических, политических и культурных особенностей нашей страны.

7. Соотношение государственной власти и местного самоуправления позволяет определить роль, которую выполняют органы публичной власти различного уровня, находясь в единой системе государственного I управления. Такое соотношение помогает установить общие черты, свидетельствующие о единой властной природе, а так же выявить различия, подчеркивающие, необходимость их относительно обособленного существования. Поэтому местное самоуправление правомерно отделять от структуры государственной власти. Такое положение местного самоуправления отражает синтез отечественных исторических традиций и западных демократических преобразований. Вместе с тем, соотношение государственной власти и местного самоуправления, по-прежнему, остается важным критерием для поиска компромисса между уровнями власти.

8. Несмотря на достаточно продолжительный период становления и развития местного самоуправления, по-прежнему отмечается крайне низкий уровень его эффективности. Остаются нерешенными многие проблемы, сдерживающие процесс развития местного самоуправления в системе государственного управления. При этом, проблемы местного самоуправления можно классифицировать по двум группам, где в первую войдут общие (объективные) проблемы, которые требуют совместного решения всех уровней власти, а во вторую проблемы частные (субъективные) -затрагивающие в основном, внутренние причины, препятствующие развитию местного самоуправления.

9. Конституционно-правовой статус местного самоуправления в системе государственного управления определяется с учетом российских исторических традиций местного самоуправления, в частности его обязательного присутствия в системе управления, которое не может обойтись и эффективно работать без дееспособного местного самоуправления.

Практическая значимость диссертационного исследования.

Теоретические положения диссертационного исследования могут быть использованы в учебном процессе при чтении лекций и проведении семинарских занятий по конституционному и муниципальному праву, теории государства и права, соответствующим спецкурсам. Они могут использоваться в процессе совершенствования федерального и регионального законодательства о местном самоуправлении.

Объективность и достоверность полученных результатов подкреплена использованием в исследовании обширной информационной базы, в том числе теоретических положений, содержащихся в трудах отечественных и зарубежных ученых, анализа источников, исторических материалов, законодательных актов, а также судебной практики.

Апробация результатов исследования. Диссертация выполнена на кафедре теории государства и права и конституционного права юридического факультета Челябинского государственного университета, где она прошла рецензирование, обсуждение и была одобрена. Основные положения, выводы и научно-практические рекомендации диссертации обсуждались на научно-практических конференциях, нашли отражение в опубликованных статьях, могут представлять интерес для государственных служащих, научных работников, преподавателей, аспирантов и студентов. Материалы исследования используются при проведении учебных занятий по конституционному и муниципальному праву.

1. Историческое развитие местного самоуправления и его соотношение с государственным управлением.

Заключение

.

В результате проведенного диссертационного исследования, можно сделать следующие выводы.

Исследование конституционно-правовых основ развития местного самоуправления в системе государственного управления в современных условиях государственного строительства приобретают особую актуальность.

Из конституционно-правовых норм, регулирующих правовые отношения местного самоуправления, его организацию, а также взаимодействие с государственными институтами, в первую очередь следует выделить статью 12 Конституции Российской Федерации. На практике ее реализация приводит к попытке вывести местное самоуправление за пределы системы государственного управления, предоставив местному самоуправлению автономность в отношениях с органами государственной власти, исключая контроль последних за муниципальным образованием. Различное толкование данной нормы приводит к разному субъективному ее пониманию, что соответственно отражается негативно на всем механизме государственного управления.

По мнению диссертанта, местное самоуправление правомерно отделять от структур государственной власти, но не допустимо выводить за рамки системы государственного управления.

Свое утверждение диссертант аргументирует, прежде всего, историческим наследием развития отечественной системы государственного управления. Во-первых, развитие местного самоуправления в системе государственного управления в историческом аспекте доказывает процесс эволюции системы государственного управления, который связан с непрерывным поиском компромисса согласованности интересов общества и государства. Во-вторых, проведенный диссертантом генезис и соотношение развития местного самоуправления с институтом государственной власти на отечественном опыте позволяют сделать вывод о том, что современный статус местного самоуправления в системе государственного управления можно рассматривать как результат выработанного веками механизма взаимодействия местных и государственных органов.

С развитием новых условий демократизации управления термин «местное самоуправление» не только нашел свое подтверждение в российском законодательстве и определился в понятии, но так же позволил по-новому относиться к содержанию понятия «государственное управление». Теперь понятие «государственное управление» раскрывается в широком смысловом значении, а так же подтверждает свою приоритетность в отношении других терминов (государственная власть, исполнительная власть).

Расширенное, значение понятия «государственное управление» позволяет обосновать самостоятельный статус местное самоуправление в отношениях с государственной властью, а так же необходимость его присутствия в системе государственного управления. Переплетение российских традиций децентрализованного управления в системе государственного управления с новыми западными тенденциями правового государства выразились в качественно новое децентрализованное государственное управление, которое и отразилось в конституционных положениях Российской Федерации.

В этой связи, концепция о не вхождении органов местного самоуправления в систему органов государственной власти отражает особенные черты современной российской модели местного самоуправления в системе государственного управления, которые сложились из комплекса исторических, политических, социально-экономических и культурно-религиозных факторов нашего государства.

Однако кроме особенных факторов повлиявших на формирование российской модели местно самоуправления в системе государственного управления оказали свое воздействие общие факторы. Общие факторы имеет каждая из моделей государственного управления и местного самоуправления.

При этом общее в модели государственного управления соответствует выбранной государством: 1) форме государственного устройства складывающейся из трех основных элементов: формы государственного правления, формы государственного (территориально-политического) устройства и политического режима- 2) правового статуса.

Общее в модели местного самоуправления складывается из: правовой системы, влияния государственного управления на деятельность местного самоуправления, законодательного определения и территориального деления.

В результате, по мнению диссертанта, сформировавшаяся современная модель местного самоуправления в системе российского государственного управления, есть отражение оптимального соотношения государства, через органы государственной власти с гражданским обществом, представленного органами местного самоуправления с учетом общих и особенных факторов моделей государственного управления и местного самоуправления. Поэтому, модель местного самоуправления в системе государственного управления представляет собой особенное в общем.

Между тем, диссертант полагает, что современное соотношение государственной власти и местного самоуправления позволяет раскрыть значительную роль, которую несут в себе уровни публичной власти, находясь в единой системе государственного управления, а так же установить общие черты, свидетельствующие о единой властной природе и различия, подчеркивающие, необходимость их раздельного существования. Такое соотношение позволяет определить направления в поиске властного компромисса между государственной властью и местным самоуправлением, который стал актуальной задачей в условиях реализации Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6.10.2003г.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131 от 6.10.2003г. подвел к новому этапу реформу местного самоуправления. Он фактически полностью отходит от принципа учета исторических и иных местных традиций в организации местного самоуправления. Местное самоуправление становится унифицированным по всей стране. Имея целый ряд новаций по сравнению с действующим Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 г. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 2003 г. в равной степени направлен на «встраивание» местного самоуправления в механизм органов государственной власти. Эти действия могут привести к определенному отходу от конституционного принципа самостоятельности местного самоуправления, его отделенности от системы государственной власти, а также возможности повернуть в сторону известного варианта развития местных государственных органов управления.

Такой поворот допустить нельзя. Потому, что сегодня институт местного самоуправления играет значительную роль в реализации одной из главных задач современности, которая заключается в объединении в единое целое интересов государства, общества и личности. Главная задача местного самоуправления заключается в том, что бы каждая отдельно взятая личность, могла осуществлять свои права и свободы человека и гражданина в гармонии с интересами государства и общества. Только такая направленность местного самоуправления отвечает целям современного демократического правового социального государства.

В этой связи, по мнению диссертанта, целесообразно не менять содержание конституционных положений статья 12 Конституции Российской Федерации, в частности невхождения местного самоуправления в органы государственной власти, а продолжить последующее развитие института местного самоуправления именно с этой позиции. При этом организационная обособленность местного самоуправления не должна приводить к попыткам вывода местного самоуправления за пределы системы государственного управления. Только благодаря этой позиции может быть найден способ обеспечения реальных повседневных потребностей каждого человека в отдельности и населения в целом, а так же сближение населения с процессом государственного управления, и следовательно разработке новой эффективной модели функционирования государства в условиях новых социальных приоритетах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты.
  2. Европейская Хартия местного самоуправления. Ратифицирована Российской Федерацией в 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 № 36. Ст. 4466.
  3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М. Юрид. Лит. 1993.
  4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  5. Закон «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Закон СССР от 9 апреля 1990 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1990. № 16. Ст. 217.
  6. Закон «О местном самоуправлении в РСФСР». Закон РСФСР от 6 июля 1991 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.
  7. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 28 августа 1995 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995 № 35. Ст. 3506.
  8. Закон «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации». Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 8 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998 г. № 2 Ст. 224.
  9. Закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. № 126 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997 г. № 39 Ст. 4464.
  10. Закон «Об обеспечении конституционных прав граждан российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». Федеральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138 // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996 г. № 49 Ст. 5497
  11. Закон «О закрытом административно-территориальном образовании». Закон Российской Федерации от 14 июля 1992 г.// Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992 г. № 33 Ст. 1915.
  12. Водный кодекс Российской Федерации (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 30 июня, 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г.). // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 47. Ст. 4471.
  13. Закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Федеральный законот 12 июня 2002 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 67 С.4362
  14. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 № 40. Ст. 3822.
  15. Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Федеральный закон от 6 октября 2003 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003 № 40. Ст. 3822.
  16. Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1997 г. «Об основных направлениях реформы местного самоуправления в Российской Федерации».// Собрание законодательства Российской Федерации 1997. № 24 Ст. 3506.
  17. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1999 г. «О причинах возникновения споров в сфере применения норм муниципального права». // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2000. № 1 С.2431
  18. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации «О правомерности расширения сферы органов государственной власти путем создания на местах органов исполнительной власти общей компетенции».
  19. Государство и право. 1995. № 7. С. 10.
  20. Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21. апреля 1875 г. Политическая история России. Хрестоматия. МЛ 996. С.244−311.
  21. Положение о губернских и уездных земских учреждениях от 19 января 1864 г.// Хрестоматия по истории государства и права СССР (дооктябрьский период). М. 1990. С. 426.
  22. Городовое положение от 16 июня 1870 г. // Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917−1991г. М. 1997.
  23. Грамота на права и выгоды городам Российской империи от 21. апреля 1875 г. // Политическая история России. Хрестоматия. М.1996. С.244−311.
  24. Декрет ВЦИК от 23 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов».// Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. С. 15
  25. Обращение «Об организации местного самоуправления», подготовленное народным комиссариатом внутренних дел 4 января 1918 г.// Сборник нормативных актов по советскому государственному праву. С.22−23.
  26. Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, принятая 10 июля 1918 г.// Хрестоматия по истории отечественного государства и права. 1917−1991 г. М. 1997.
  27. Конституция Союза советских Социалистических Республик 1924 г. // История Советской Конституции. Сборник документов. М. 1957. С. 36.
  28. В.Ф. Местное самоуправление: идея и опыт.// Соц. исследования. 1997. № 1
  29. С. А. Правовое регулирование деятельности Советов. Конституционные основы, теория, практика.- М. Юрид. лит., 1980. 286с.
  30. A.A. Местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации: проблемы взаимодействия.// Проблемы местного самоуправления. 2005. № 4(12).
  31. Е.Г., Тертышный А. Т. Местное самоуправления: история и современность. Екатеринбург. 1998.
  32. Аристотель. Политика Афинская политая. М. 1997.
  33. Г. В. Теория государственного управления. М. 1997.
  34. Г. В. Сущность и истоки местного самоуправления.// Муниципальный мир. 1999. № 1.
  35. В.Г. Человек в управлении обществом. М. 1977.
  36. Афанасьев В. Г. Системность и общество. М. 1980.
  37. П. Местное и центральное управление. С-Пб. 1910.
  38. М.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд., изм. и доп. — М.: НОРМА, 2003. 816с.
  39. М.В., Лейбо Ю. И., Энтина Л. М. Конституционное право зарубежных стран. М. 2004.
  40. В.Д. Местное самоуправление и государственная власть в России: проблемы взаимоотношений: Автореферат дис. канд. полит, наук. М. 2003.- 27с.
  41. Г. В. Местное самоуправление трудное дитя России. М.1996.
  42. Г. В., Васильев В. И., Шеремет К. Ф. Советы народных депутатов: время перемен.// Советское государство и право. 1988 № 5.
  43. A.M. Теория разделения властей. Томск. 1988 г.
  44. И.Л. Исполнительная власть в Российской Федерации: проблемы развития. М.1998.
  45. К.С. Разделение властей в государственном управлении (Политический анализ). М. 1990.
  46. О.В. Совершенствование взаимодействия государственной власти и местного самоуправления в России.// Государственная власть и местное самоуправление. 2003. № 5
  47. В.Н. Современные проблемы местного самоуправления. // Проблемы местного самоуправления. 2002. № 2.
  48. Н.С. публичная власть: конституционное обеспечение прав и свобод в местном самоуправлении. М. 2004 г.
  49. М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М. 1988.
  50. В.И. Государственная власть и местное самоуправление: перспективы взаимоотношений.// Конституционное и муниципальное право. 2004. № 3
  51. В.И. Местное самоуправление. М. 1998.
  52. В.И. Местное самоуправление: закон четвертый.// Журнал российского права. 2004 №.1
  53. А.И. О самоуправлении: сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений. СПб. 1872. Т. 1.
  54. JI.A. Основы городского хозяйства. Обнинск. 1995.
  55. С., Говоренкова Т. Местное самоуправление в системе разделения властей.// Городское управление. 1997. № 3
  56. А.Г., Лапин В .Д.- " Широков А.Н. Основы управления муниципальным хозяйством. М. 1998.
  57. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идеи к практике (конституционно-правовой аспект): Дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург. 1998.
  58. И.В. Муниципальное право России. М.2004.
  59. H.A. Концепция разделения властей и идея субсидиарности. //Государство и право. 2003 № 3.
  60. A.B. О системном подходе к местному самоуправлению. // Проблемы местного самоуправления. 2004. № 1(9).
  61. В.Д. Теория управления: учебное пособие. М. 2004.
  62. О. Гражданское общество в условиях глобализации. // Обозреватель. 2003. № 6.
  63. А.Н. Установление границ территорий и преобразование муниципальных образований. Обнинск 1999.
  64. Елиннек Г. Общее учение о государстве, право современного государства. С-Пб. 1908.
  65. H.A. Местное самоуправление: международный опыт. М.1997.
  66. А. Место местной власти.// Российская газета. 03.04.2003 г. № 59.
  67. A.A. Местное самоуправление основные понятия и термины. М. 1999.
  68. В.Б. Местное самоуправление в России. М. 2003.
  69. В.Г., Рудой В. В. Местное самоуправление. Ростов-на-Дону. 2003.
  70. В.В. Философия власти. М.1993.
  71. И.А. История государства и права России. М.2001.
  72. История Великих императоров Х-ХГХв. Сборник.- М.: «Феникс». 2003. 673 с.
  73. М.Ю. Государство и местное самоуправление: проблемы взаимодействия.// Вестник Российского университета дружбы народов. — Сер.: Политология. 2003. № 4.
  74. Камалова Г. Т, Петров A.B. История отечественного государства и права. Челябинск 2003.
  75. А.И. Конституционное право Российской Федерации.- М.:ТОО «Фирма Артания». 2000. 190с.
  76. А.И. Муниципальное право. М.1997.
  77. Е.И., Кутафин. O.E. Конституционное право России.- М.:Юрист. 1999. 586с.
  78. А.Н. Законодательство о местном самоуправлении.// Проблемы права. 2004. № 3.
  79. Т.Ф. Взаимодействия государства и муниципальных образований в финансовой сфере: пути совершенствования. // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 5
  80. Н.М. Лекции по общей теории права.- СПб.: «Юридический центр Пресс». 2003. 430с.
  81. Н.М. Русское государственное право. T.II. С-Пб.: Юрист. 1987. 389с.
  82. В.А. Система государственной власти в Российской Федерации: Основные публично-правовые параметры: Автореф. дис. доктора юрид. наук. М. 2002.
  83. И.А. Формирование Российского конституционизма (проблемы теории и практики). ООО «Издательство ЮКЭА». 2002 г. С. 438.
  84. И.А. Российский конституционизм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб: изд. Р. Асланова «Юридический центр Пресс». 2005 г. С.ЗОО.
  85. Ю.Л. Проблемы теории муниципального права: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М. 1997.
  86. В.И. История государственного управления в России. М.2001.
  87. Кутафин О. Е, Фадеев В. И. Муниципальное право Российской Федерации. М.2002.
  88. O.E. Юридический энциклопедический словарь. М.2002г.
  89. O.E., В.И.Фадеев Муниципальное право РФ. М. 1997.
  90. O.E., Козлова Е. И. Конституционное право России: учебник. М. 2003.
  91. Н.И. Лекции по русскому государству и праву. С-Пб. 1910.
  92. В. Становление самоуправления в России.// Федерализм. 1999. № 2
  93. В.А. Законодательные и исполнительные органы власти в субъектах Российской Федерации. Челябинск. 1999-
  94. В.А. Конституционно-правовая охрана и защита прав и свобод человека и гражданина в России (теория и практика современности).- М.: Изд. Московский университет. 2005 г.
  95. В.А. Проблемы организации и деятельности законодательной и исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. М.: Изд. МГУ. 2000-
  96. Т.А. Взаимоотношение центральной власти и местного самоуправления в России: история и современность.// Проблемы местного самоуправления. 2004. № 2 (10).
  97. A.B. Социальные конфликты на местном уровне и проблемы их урегулирования. // Проблемы местного самоуправления. 2005. № 4(12).
  98. О.В., Рязанов Н.М.Региональные органы государственной власти России в условиях преобразования системы управления. Челябинск. 1999.
  99. А.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти. М.: Мысль, 1978. 483с.
  100. В. Л. Конституция как источник проблем местного самоуправления.// Конституция как символ эпохи. В 2 томах. Т. 2 / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2004. 528с.
  101. A.B. Блюстители верховной власти: институт губернаторов в России, исторический очерк. М.: Юрист, 2004. 656с.
  102. П.С. Институт самоуправления: историко-правовое исследование. М.: Юрист, 1995. — 467с.
  103. М.Н. Разделение властей: Учеб. пособие. 2-е изд., переработано и дополнено М.: Изд-во МГУ: Юр.изд. — издат.2004.
  104. Местное самоуправление ресурс государства для управления развитием. // Муниципальная власть. 2005. № 1
  105. Местное самоуправление в России: состояние, проблемы и перспективы. Материалы науч.-практ. конф. 25 января 1994 г.
  106. . A.A. Эволюция системы правового регулирования органов местного самоуправления в США на современном этапе. Реформы местного управления в странах Западной Европы. М.1993.
  107. B.C. Местное самоуправление: пути становления и развития. // Журнал российского права. 2002 № 10.
  108. А. Местное самоуправление как одна из предпосылок укрепления демократии.// Власть.2004. № 5
  109. И.Н. Финансовые механизмы управления на муниципальном уровне.// Вестник Московского университета. Управление (государство и общество). 2004. № 4
  110. М.С. Конституционно-правовые основы участия субъектов Российской Федерации в правовом регулировании местного самоуправления. Автореф. дис. канд. юрид. наук. Челябинск 2005. 25с.
  111. С.И. Словарь русского языка. Советская энциклопедия. М.: Рус.яз., 1985. 795с.
  112. Л.А., Крылов Б. С., Мицкевич A.B. Комментарий к Конституция Российской Федерации. М. 1996.
  113. Органы местного самоуправления в зарубежных странах. Сравнительное исследование. М.1994.
  114. Н.Л. 10 лет Конституции 10 лет новому местному самоуправлению.// Конституция как символ эпохи. В 2 томах. Т. 2 / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. — М.: Изд-во МГУ, 2004. 528с.
  115. А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. М.: Юрист, 1997. 628с.
  116. Пихой Р. Г. История государственного управления в России. М.2002.
  117. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию. //Журнал российского права 2002 г. № 1 С. 3
  118. Н.В. Местное самоуправление: история, теория, практика. М. 1995.
  119. Н.В. Сущность местного самоуправления. Государственное и общественное в местном самоуправлении. М. 1999 г.
  120. Постовой Н. В. Муниципальное право России. М.2000.
  121. A.M. Большая советская энциклопедия. М.1977.
  122. В.В. Проблемы наделения государственными полномочиями органы местного самоуправления.// Государство и право. 1999. № 9
  123. А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Ростов-на-Дону. 1997.
  124. Рой О. М. Система государственного и муниципального права. М. 2004.
  125. Н.М. Взаимодействие государственной власти и института местного самоуправления как факторов политической стабильности. Монография. Челябинск 2000.
  126. Р.Ф. Соотношение государственной власти и местного самоуправления.// Государственная власть и местное самоуправление. 2004. № 2.
  127. В.П. Правовая культура в контексте противоречий современной цивилизации. Использование зарубежного опыта вдеятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Материалы межвуз. науч.-практ.конф. СПб. 1993. 4.1
  128. М.С. Местное самоуправление в системе Российского Федерализма.// Конституция как символ эпохи. В 2 томах. Т. 2 / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 528с.
  129. В.П. Местное управление и местное самоуправление Франции. Минск, 1981,-376 с.
  130. Я.П. Во что упирается вертикаль?// Российская Федерация сегодня. 2004. № 12
  131. В.Н. О возможности формирования органов местного самоуправления органами государственной власти и их должностными лицами.// Государственная власть и местное самоуправление.2004. № 5
  132. В.Ф. Интересы в системе основных институтов советского государственного управления. Киев. 1982 г.
  133. A.C. Территориальная организация Российской государственности. Челябинск. 1996 г.
  134. О.Н. Местное самоуправление: власть государства или власть в государстве.// Местное самоуправление в России. Сборник статей./Под. ред. проф. В. Б. Зотова. М.: «Ось-89», 2003 г. — 400с.
  135. Я. Ю. Евдокимов В.Б. Органы местного самоуправления: США и Западной Европы. Челябинск. 1999.
  136. А.Я. Юридический энциклопедический словарь. М.1987.
  137. И.В. Становление российской правовой государственности и правовая активность граждан. // Журнал российского права. 2002. № 1
  138. Н.С. Местное самоуправление: конституционная модель и Московский опыт. // Конституция как символ эпохи. В 2 томах. Т. 2 / Под ред. проф. С. А. Авакьяна. М.: Изд-во МГУ, 2004. — 528с.
  139. Н.С. О некоторых современных аспектах государственной политики развития местного самоуправления. // Вестник Московского университета 2002. № 4
  140. Ю.А. О модернизации государства. // Журнал российского права. 2004. № 1
  141. .Н. Юридическая энциклопедия. М. 2001.
  142. A.A. Местное самоуправление и государственное управление в Российской Федерации. // Государственная власть и местное самоуправление. 2002. № 3
  143. В.Н. О некоторых проблемах и уроках становления местного самоуправления.// Газета «Советская Россия» от 6 февраля 2003 г.
  144. Франция: общие сведения об административном праве Франции. Информационные и учебные материалы. // Российско-французская серия. 1995. № 9.
  145. Г. Н. Муниципальное право России. М.: Юрист, 2005. 483с.
  146. Черкасов А. Б. Сравнительное местное управление: теория и практика. М.1998.
  147. С.А. История государства и права России. Учебник. М.1999.
  148. В.Е. Государственное управление. М. 2003.
  149. В.Е. Организационные формы местного самоуправления: Россия и зарубежный опыт. // Журнал российского права. 1997. № 8
  150. Д. Местная власть в России и Германии. Кн.2 Ростов-на-Дону. 1995.
  151. Г. Ф. Наука гражданского права в России. Казань 1893.
  152. А., Нянькин В. Сегодня, завтра. и навсегда. // Муниципальная власть. 2000. № 1.
  153. Г., Шоллер X. Местное самоуправление. М.1995.
  154. Шугрина Е. С. Муниципальное право. М.1999.
  155. Н.В. Муниципальное управление. М.2004.
  156. Щендригин Е. Н. Местное самоуправление и государственная власть в России. СПб. 1997 г.
  157. Юридический словарь. М.1953.
  158. Юридический энциклопедический словарь. М. 1984.
  159. В.В. Развитие местного самоуправления в Российской Федерации (политический аспект). // Проблемы местного самоуправления. 2004. № 2(10).
  160. С.И. Развитие СССР как союзного государства: 1922−1936г. М. 1972.
  161. Danielson М. and Doig J. New York: The Politics of Urban Development. U. of Calif. Press. 1990. P.4
Заполнить форму текущей работой