Проблема соотношения нравственного и правового сознания в русской религиозной философии: На материалах трудов В.С. Соловьева и И.А. Ильина
Диссертация
Во-вторых, важно обратить внимание на работы исследователей, посвятивших свои работы анализу философско-правовых построений авторов, указанных в первой группе. Здесь следует отметить таких учёных, как В. В. Бибихин, А. Г. Болдырева, М. И. Воловикова, П. П. Гайденко, Н. К. Гаврюшин, А. Н. Голубев, А. А. Горелов, Т. А. Горелова, А. Гулыга, И. И. Евлампиев, Н. М. Зернов, В. К. Кантор, В. М. Кларин… Читать ещё >
Содержание
- Гл. 1. Христианско-антропологическое обоснование духовно-нравственных идеалов B.C. Соловьёвым
- 1. 1. Религиозно-философская трактовка природы и сущности права в отечественной философской мысли
- 1. 2. Правовое и нравственное сознание в контексте полемики
- B. C. Соловьёва и Б.Н.Чичерина
- 1. 3. Человек земной и божественный в учении B.C. Соловьёва
- Гл. 2. Правосознание в христианской антропологи И.А. Ильина
- 2. 1. Духовно-нравственные основы развития права
- 2. 2. Духовный опыт и «живое правосознание»
- 2. 3. Правосознание, государство и церковь
Список литературы
- Алексеев С.С. Философия права: История и современность. Проблемы. Противоречия. Перспективы. М.: НОРМА, 1998. — 329 с.
- Алёхина С.Н. Идеи традиционализма в философии И.А. Ильина // Человек: диагноз и прогноз в социально-гуманитарном знании. Курск: Изд-во Курск, гос. университета, 2004. — С. 4−8.
- Архимандрит Платон. Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. 240 с.
- Бабиков Ю.А., Колесов М. С. И.А. Ильин и национальное самосознание русского народа // Социально-гуманитарное знание. 2001, № 3. С. 242 — 257.
- Бердяев Н. Философия свободы. М.: ACT, 2002. — 274 с.
- Бердяев Н. Смысл творчества. М.: ACT, 2002. — 688 с.
- Бердяев Н.А. Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. М.: Феникс, 1991. — 84 с.
- Бибихин В.В. Философия и религия // Вопросы философии. 1992, № 7. -С. 33−44.
- Бубнов А.Ю. Эпистемология религиозного опыта и религия // Третьи Илиадиевские чтения: Тезисы докладов и выступлений международной научной конференции (Г. Курск, 4 мая 2000 г.). Курск: Издательство Курского гос. пед. ун-та, 2004. — С. 41−42.
- Бубнов А.Ю. Гносеологические основания религиозного опыта в русской философии рубежа XIX—XX вв.еков. Автореферат на соискание уч. ст. к. философских наук. Курск, 2003. — 22 с.
- Варава В.В. Вопрошание и откровение // Человек, № 2, 2003. С. 80−93.
- Варава В.В. Нравственное зло и антропологические аномалии // Антропологические конфигурации современной философии. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2004. С. 25−27.
- Веретенникова J1.M. Нравственные ценности в христианской культуре // Культура как фактор развития личности. Курск: КГМУ, 2004, с. 79−81.
- Гаврюшин Н.К. Антитезы «православного меча» // Вопросы философии. 1992,№ 4.-С. 79−83.
- Ганцева JI.M. Особенности формирования правового сознания россиян в современных условиях. // Вестник Башкирского университета. 2001, № 1. — С. 44−48.
- Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. М.: Прогресс-Традиция, 2001. — 468 с.
- Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. М.: Владос, 2001. -240 с.
- Герулайтис Н.А. О месте человека в философском миросозерцании Ильина // http://liber.rsuh.ru/Conf/Tipologiya/gerulaitis.htm
- Гиппиус 3. Меч и крест // Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т., Т. 5. М.: Русская книга, 1993. — С. 403−423.
- Гобачёв В.Г. Введение в философскую антропологию. Брянск: БГУ, 2001.-167 с.
- Горелов А.А., Горелова Т. А. «Расщеплённый» человек и идея всеединства // Человек. 2004, № 5. С. 39−46.
- Горшков М.К. Массовое политическое сознание: противоречия и парадоксы // Социология, № 1, 2004, с. 42−43.
- Гулыга А. Поиски абсолюта // Новый мир. 1987, № 10. С. 245−253.
- Гусейнов А. А. Апресян Р.Г. Этика: Учебник. М.: Гардарики, 2004. — 472 с.
- Давидович В. Е. Судьба философии // Вестник Российского философского общества, № 1, 2003. — С. 27−28.
- Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 12 Т., т. 8. М.: «Правда», 1982.-461 с.
- Достоевский Ф.М. Бесы // Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 12 Т., т. 8. М.: «Правда», 1982. — С. 5−203.
- Достоевский Ф.М. Преступление и наказание //Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 12 Т., т. 5. М.: «Правда», 1982. — 543 с.
- Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы // Достоевский Ф. М. Собр. соч. в 12 т., Т., 11.-М, 1982.-623 с.
- Достоевский Ф. М. Дневник писателя // Русская идея. М.: Айрис-пресс, 2002.-154−189 с.
- Евлампиев И.И. История русской метафизики: в поисках абсолюта. -СПб: Алетейя, 2000. 415 с.
- Жуков В.Н. Русская школа естественного права первой половины XX века: генезис и основные черты // Русская философия: многообразие в единстве: Материалы симпозиума историков русской философии (М., 14−17 ноября 2001). -М., 2001, С. 83−84.
- Зеньковский В.В. Идея православной культуры // Человек. 2005, № 5 С. 110−127.
- Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — Т. 1.-544 с.
- Зеньковский В.В. По поводу книги И.А. Ильина «О сопротивлении злу силою» // Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т., Т. 5. 423−446 с.
- Зернов Н.М. Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьёв. -М., 1995.-212 с.
- Зернов Н.М. Русское религиозное возрождение XX века. Париж- ИМКА-ПРЕСС, 1991. — 367 с.
- Зибницкий Э. К социологии религии // Новый мир. 2005, № 5. С. 122 129.
- Золотухина-Аболина Е. В. Антропологическая философия: практические тенденции // Антропологические конфигурации современной философии. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2004. С. 78−80.
- Иконников Г. И., Ляшенко В. П. Основы философии права. М.: Издательство «Весь Мир», 2001. — 256 с.
- Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. — 304 с.
- Ильин И. Аксиомы религиозного опыта. М.: ACT, 2002. 586 с.
- Ильин И. О сильной власти // Собр. соч., в 10 т., Т. 2, К. 1, М., 1993. С. 404−412.
- Ильин И. В поисках справедливости // Собрание сочинений в 10 т. М.: Русская книга, 1993 Т. 2. Кн. 1. — С. 231−233.
- Ильин И.А. Путь духовного обновления // Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.- 431 с.
- Ильин И. Путь к очевидности // Религиозный смысл философии. — М.: ACT, 2003.-С. 343−524.
- Ильин И. Основные задания монарха // Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т., Т. 4. -М., 1993.-С. 545−549.
- Ильин И. Путь духовного обновления // Религиозный смысл философии. М.: ACT, 2003. — С. 85−342.
- Ильин И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений в 10 т.-М.: Русская книга, 1993. Т. 4. С. 149−414.
- Ильин И.А. О сопротивлении злу силой // Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т., Т. 5. С.-31−168.
- История России с древнейших времён до XVII века. Под ред. А. Н. Сахарова. М.: ACT, 1996. — 576 с.
- Кавелин К.Д. Наш умственный строй. М.: Правда, 1989. — 654 с.
- Камю А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. М.: Политиздат, 1990. — 415 с.
- Кант И. О сосуществовании злого принципа с добрым, или об изначальном злом в человеческой природе // Кант И. Собр. соч. в 6 томах Т. 4, Ч. 2.-М., 1965.-5−58 с.
- Кант И. Метафизика начала учения о праве // Собр. соч. в 6 томах Т. 4, Ч. 2.-М., 1965.-109−304 с.
- Кант И. Метафизика начала учения о добродетели // Собр. соч. в 6 томах Т. 4, Ч. 2. М., 1965. — 305−466 с.
- Картленд Б. Таинство любви сквозь призму истории. М., 2000. — 272 с.
- Касавин И. Т. Щавелёв С.П. Анализ повседневности. М.: Канон +, 2004. 432 с.
- Кларин В.М., Петров В. М. Идеалы и пути воспитания в творениях русских религиозных философов XIX—XX вв.. М., 1996. — 124 с.
- Кобликов А.С. Юридическая этика. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА, 1999.- 168 с.
- Ковалёва И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества в конце XIX- начала XX веков. Великий Новгород: Нов. ГУ имени Ярослава Мудрого, 2002. — 160 с.
- Когай Е.А. Гуманитарная интеллигенция и воспроизводство духовных ценностей современного российского общества // Картина мира и способы её репрезентации. Сборник научных докладов. Воронеж, Воронежский государственный университет, 2003. — 185−189 с.
- Коковина Н.З. Формы национально-куотурной идентификации личности в поле традиции // Культура Образовании — Человек, под ред. А. В. Репринцева. — Курск, 2003. — С. 221−229.
- Колесов В.В. Мир человека в русской ментальности // Время и человек в зеркале гуманитарных исследований. Курск, 2003. — С. 37−47.
- Колычев С.В. Проблема антропологической катастрофы в западноевропейской философии XX века // Антропологические конфигурации современной философии. Материалы научной конференции. -М.: МГУ, 2004.-С. 115−119.
- Кондаков И.В. Культура России. М.: Книжный дом «Университет», 1999. -360 с.
- Костенко В. П. На «Орле» в Цусиме. Ленинград, 1955. — 543 с.
- Костылев П.Н. О систематике религиозной антропологии // Антропологические конфигурации современной философии. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2004. С. 131−133.
- Королёва Л.Г. Основные идеи русской философии XIX—XX вв.еков. -Курск: Издательство РОСИ, 2001. 256 с.
- Кувакин В. А. Философия Вл. Соловьёва. М.: Знание, 1988. — 62 с.
- Кураев В. Философ волевой идеи / Ильин И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.- С. 402−414.
- Кураев А. О вере и знании без антиномий // Вопросы философии, № 7, 1992.-С. 45−63.
- Макаров М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьёва. // Философские науки. 1992, № 2. С. 74−88.
- Мамут JI.C. Наука о государстве и правеб необходимость радикального обновления // Философские науки. 1989, № 11. С. 5−16.
- Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. -СПб: «Лань», 1997. 384 с.
- Мартынов А.В. Владимир Соловьёв и Василий Розанов: противоборство как диалог. // Общественные науки и современность. 2002, № 2. С. 8−16.
- Мережковский Д. Лица святых от Иисуса к нам. М.: ACT- Харьков: Фолио, 2000.-496 с.
- Мень А.В. История религии: В поисках Пути, Истины и Жизни. Т. 1. Истоки религии. -М.: СП «Слово», 1991. 287 с.
- Мень А. Православное богослужение. Таинство, Слово и образ. М.: СП «Слово», 1991.- 191 с.
- Мелешко Е.Д., Макаров P.H. Идея синтеза морали и права в теории федерализма А.С. Ященко. Тула: ТГПУ, 2003. — 290 С.
- Мочульский К.В. Гоголь. Соловьёв. Достоевский. -М.: Республика, 1995. 606 с.
- Нерсесянц B.C. Личность и государство в политико-правовой мысли. -М.: Знание, 1980.-64 с.
- Нерсесянц B.C. Философия права: учебник для вузов. -М.: Норма, 2001. -652 с.
- Новгородцев П.Б. Право и нравственность // Правоведение, № 6, 1995. -С. 14−28.
- Леонтьев К.Н. О всемирной любви // Русская идея. М.: Айрис-пресс, 2002.-С. 190−226.
- Линник Ю. Иван Александрович Ильин // Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т., Т. 5. М.: Русская книга, 1993. — С. 532−538.
- Лисица Ю. Иван Александрович Ильин / Собрание сочинений в 10 т., Т. 1, М.: Русская книга, 1994. С. 5−36.
- Лисица Ю.Т. И.А. Ильин как правовед и государствовед // Вопросы философии. № 5, 1991.-С. 148−158.
- Лихачёв Д.С. Письма о добром и прекрасном. М., 1989. — 238 с.
- Лосев А.Ф. Античная философия истории. Санкт-Петербург, Алетей, 2000.-258 с.
- Лосев А.Ф. Владимир Соловьёв и его время. М.: Молодая гвардия, 2000.-613 с.
- Лосев. А.Ф. Вл. Соловьёв. М.: Мысль, 1994. — 230 с.
- Лукьянов С.В. О Вл. Соловьёве в его молодые годы. М: Книга, 1995, Книга 1.-439 с.
- Лукьянов С.В. О Вл. Соловьёве в его молодые годы. М: Книга, 1995, Книга 2.-368 с.
- Лукьянов С.В. О Вл. Соловьёве в его молодые годы. — М: Книга, 1995, Книга 3.-381 с.
- Лурье С. Историческая этнология. М.: Аспект Пресс, 1997. — 446 с.
- Осипов И.Д. Русская идея и правовой разум // http://anthropology.ru/ru/texts/osipov/ruseur18.html
- Офферманс В. Добро и зло // Ильин И. А. Собр. соч. в 10 т., Т. 5. М., 1993.-С. 528−532.
- Основы культурологии. Учебное пособие для студентов медицинских университетов, Курск: Издательство КГМУ, 2003. 135 с.
- Панков В.Д. Социокультурное протранство как форма самореализации человека // Антропологические конфигурации современной философии. Материалы научной конференции. -М.: МГУ, 2004. С. 210−212.
- Парадовский Р. Церковь и власть. Идеологические дилеммы Ивана Ильина// Человек. 2005, № 5. С. 187−192.
- Полторацкий Н.Н. Русская религиозная философия // Вопросы философии, № 2,1992.-С. 126−141.
- Полторацкий Н.П. И.А. Ильин и полемика вокруг его идеи о сопротивлении злу силой // Собр. соч. в 10 т., Т. 5. М.: Русская книга. — С. 476−528.
- Порус В.Н. Рациональность. Наука. Культура. М.: Университет РАО, 2002.-229 с.
- Прокофьев А.В. Фундаментальное этическое равенство и проблемы социальной этики // Общественные науки и современность. 2002, № 2. С. 67−77.
- Приленский В.И. Полемика Б.Н.Чичерина и В. С. Соловьёва // Философские науки, № 9, 1989. С. 69−73.
- Рашковский Е.Б. Лосев и Соловьёв // Вопросы философии. № 5, 1995. -С. 141−150.
- Русская философия права: Антология. СПб: Алетейя, 1999. — 438 с.
- Русская философия: Словарь / Под общ. Ред. М. Маслина. М.: ТЕРРА -Книжный клуб- Республика, 1999. — 469 с.
- Рормозер Г. Ситуация христианства в эпоху постмодерна глазами христианского публициста // Вопросы философии. 1991, № 5. С. 75−86.
- Румянцева Э.М. Фёдор Михайлович Достоевский. Биография писателя. Ленинград, 1971.-207 с.
- Серякова Т.Н. «Подвиг» и «схема» в антропологической стратегии христианства // Человек диагноз и прогноз, Курск, 2004. 8−14 с.
- Смирнов И.Н. Право и идея власти // Ильин И. А. О сущности правосознания. -М.: Рарог, 1993, с. 3−15.
- Смирнов И.Н. И.А. Ильин о духовном обновлении России // Ильин И.А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России. М.: Рарог, 1992. — С. 6−15.
- Смирнов С.А. Современная антропология // Человек, № 5, 2003. С. 8496.
- Соловьёв B.C. Россия и вселенская церковь. Минск: Харвест, 1999. -1600 с.
- Соловьёв B.C. Философское начало цельного знания. Минск, 1999. -912 с.
- Соловьёв В. Мнимая критика // Философские науки, 1990, № 2. С. 88 103.
- Соловьёв В. С Нравственность и право / Избранные произведения. -Ростов-на-Дону, 1998.-С. 504−535.
- Соловьёв B.C. Духовные основы жизни / Избранные произведения. -Ростов-на-Дону, 1998.-С. 122−275.
- Соловьёв B.C. Смысл любви / Избранные произведения. Ростов-на-Дону, 1998.-С. 426−503.
- Соловьёв С.М. Владимир Соловьёв: жизнь и творческая эволюция. М.: Республика, 1997. — 497 с.
- Соловьёв Э. Ю. Прошлое толкует нас. М.: Политиздат, 1991. — 430 с.
- Стёпин B.C. Саморазвивающиеся системы: новые стратегии и реальность // Вестник Российского философского общества, № 2, 2003. С. 15−17.
- Субботина З.А. Русская идеалистическая философия конца Х1Х-начала XX века: основные проблемы и особенности развития. М.: Финансовая академия, 1999. — 168 с.
- Титаренко А.И. Марксистская этика. — М.: Политиздат, 1980. — 352 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время. Харьков: Фолио, 2002. — 503 с.
- Хачатурян JI.M. Канонические тексты правило авторитета в оценке религиозной философии: А. Хомяков В. Соловьёв — И. Ильин. // Общественные науки и современность. 2002, № 4. — С. 150−157.
- Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: ACT, 2003. — 603 с.
- Хёффе О. Антропология и права человека. К вопросу о политическом проекте современности // Вестник Российского Философского общества, № 1,2004.- С. 23−35.
- Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. — СПб: Алетейя, 1994. 445 с.
- Хромец B.JI. Основные принципы религиозной антропологии / Антропологические конфигурации современной философии. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2004. — С. 257−258.
- Фараджев К.В. Русская религиозная философия. М.: Весь мир, 2002. -206 с.
- Фёдоров Г. П. Русская религиозность. Часть 1. Христианство Киевской РусиХ-ХШ вв. // Фёдоров Г. П. Собрание соч. в 12 Т. М.: Мартис, 2000. Т. 8.-268 с.
- Флоренский П. Христианство и культура. М.: ACT. — 483 с.
- Флоровский Г. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991. 600 с.
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 429 с.
- Фромм Э. Психоанализ и религия / Сумерки богов. М., 1990. С. 143 221.
- Чичерин Б.Н. О началах этики // Философские науки, № 9, 1989. С. 7384.
- Чичерин Б.Н. О началах этики // Философские науки, № 10,1989. С. 88 100.
- Чичерин Б.Н. О началах этики // Философские науки, № 11, 1989. С. 8279 с.
- Чичерин Б.Н. О началах этики // Философские науки, № 12, 1989. С. 8996.
- Чуфистова Л.И. Антропологическое обоснование духовно-нравственных идеалов в русской правовой культуре // Антропологические конфигурации современной философии. Материалы научной конференции. М.: МГУ, 2004. — С. 266−268.
- Шамарин Р.В. Индивидуализация как посвящение в бытие // Человек, № 3,2003.-С. 166−171.
- Шапошников Л.Е. B.C. Соловьёв и православное богословие. М.: Знание, 1990.-С. 62.
- Щавелёв С.П. Практическое познание. Воронеж, Издательство воронежского университета, 1994. -232 с.
- Эткинд Э. Г. Мысль и слово в поэзии и прозе // Slavic almanach. Volume 6 / Number 9, 2000, UNISA. С. 15−34.
- Юнг К. Г. Психологические типы. Санкт-Петербург: Ювента / М.: Пресс-Универс, 1995 — 824 с.
- Юнг К. Г. Психология бессознательного. М.: ФСТ-ЛТД, 1998. — 400 с.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1991. — 527 с.
- Mark Timmons. Conduct and Character: Readings in moral theory, 1990 by Wadsworth. P.-245.
- Paradowski R. Kosciol i wladza. Ideologiczne dylematy Ivana Iljina. -Poznan. 2003. 248 str.