Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Повышение эффективности деятельности промышленных предприятий на основе совершенствования корпоративной стратегии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Как показали итоги обследования (табл. 17), главным результатом инновационной деятельности хозяйственники считают повышение конкурентоспособности производимой продукции (78% инновационно-активных организаций) и освоение новых видов продукции (70%). Значимым результатом инновационной деятельности является снижение себестоимости продукции. Более 40% инновационно-активных предприятий в отчетном году… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Концептуальные подходы к трактовке корпоративной стратегии компании, ориентированной на развитие корпоративной культуры
    • 1. 1. Методологические основы теории развития корпоративных стратегий, ориентированных на корпоративную культуру
    • 1. 2. Эластичность показателей эффективности промышленных предприятий по стратегическим инструментам внедрения элементов корпоративной культуры
    • 1. 3. Институциональное обеспечение роста экономического эффекта внедрения стратегии развития корпоративной культуры на микроуровне компании
  • ГЛАВА 2. Стратегия развития корпоративной культуры в системе факторов роста эффективности деятельности российских промышленных предприятий
    • 2. 1. Анализ взаимосвязи факторов эффективности и стратегии развития элементов корпоративной культуры на российских промышленных предприятиях
    • 2. 2. Стратегия развития корпоративной культуры как механизм-адаптации эффективных организаций к условиям внешней среды
    • 2. 3. Мотивационные аспекты, препятствующие развитию корпоративной культуры промышленных предприятий
  • ГЛАВА 3. Повышение эффективности российских промышленных компаний на основе совершенствования стратегии развития их корпоративной культуры
    • 3. 1. Экономико-математическое моделирование возможностей реализации системы элементов корпоративной культуры в системе стратегических целей промышленных предприятий
    • 3. 2. Институциональное обеспечение роста эффективности промышленных предприятий за счет совершенствования стратегии развития их корпоративной культуры

Повышение эффективности деятельности промышленных предприятий на основе совершенствования корпоративной стратегии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Кризис 2008;2009 гг. оказал серьезное влияние на перспективы промышленного развития стран мира, включая Россию. По итогам 2008 г. темпы роста валового внутреннего продукта в России резко сократились, а в 2009 г. они сократились в абсолютном выражении почти на 8%, в результате нарушился механизм финансирования расширенного воспроизводства, увеличилось количество некредитоспособных промышленных организаций на фоне растущей инфляции и т. п. Это усугубило неустойчивость качественных характеристик внешней среды функционирования промышленных компаний, нарушило ряд фундаментальных хозяйственных зависимостей, что привела к резкому падению эффективности национальных воспроизводственных систем и изменению целей организаций с долгосрочного развития на краткосрочное выживание в условиях неопределенной внешней среды с высокими рисками экономической деятельности. Все это предопределило значимость внутренних факторов повышения эффективности деятельности промышленных предприятий, в числе которых особое место отводится совершенствованию корпоративных стратегий вообще и ориентированных на внедрение элементов корпоративной культуры, в частности.

Стимулирующее воздействие стратегического инструмента активизации элементов корпоративной культуры на экономические успехи фирм проявилось в качестве важнейшей закономерности развития промышленных компаний стран мира еще накануне кризиса, что подтверждалось увеличением доли профессиональных менеджеров в данной сфере, устойчиво развивающимися управленческими инновациями. В результате возрастала активность сотрудников на местах, росла техническая оснащенность труда, внедрялись все более совершенные технологии и повышалась экономическая результативность деятельности предприятий.

В условиях посткризисной депрессии значимость стратегии предприятий, ориентированной на внедрение корпоративной культуры, возрастает и в случае российских промышленных компаний, внешняя среда которых характеризуется усилением зависимости национальной экономики от экспортного потенциала добывающих отраслей промышленности, а повышение качества макротехнологической структуры материального производства — от импорта оборудованияи технической документации. Такой вариант посткризисной реабилитации национальной промышленности не позволяет ориентироваться на долгосрочный экономический рост России, поскольку в его основе лежит усиление односторонней зависимости национальной промышленности от внешнего (ценового) фактора, обусловленного конъюнктурой мировых товарных рынков, что, в свою очередь, имеет все более явные ресурсные ограничения.

В этих условиях стратегически значимой становится проблема качественной трансформации технологической структуры промышленного производства и максимизации экономического эффекта от реализации имеющегося у предпрйятий фактора роста, связанного с развитием корпоративной культуры. Именно ее элементы при условии органической интеграции в арсенал практических инструментов управления позволят получить важнейший стимул мотивации персонала промышленных предприятий к квалифицированному и качественному труду, снимающему препятствия на пути технологической отсталости и позволяющему решать не только текущие, но и перспективные задачи стабилизации и развития организаций, прогнозировать стратегии их долгосрочного роста.

Следовательно, формирование условий для ускоренного развития промышленных предприятий невозможно без реализации стратегии внедрения, корпоративной культуры и увеличения результативности использования ее элементов. В" этой связи становится весьма актуальным решение проблемы разработки соответствующей стратегии промышленных предприятий в качестве фактора, который может обеспечить рост национальной промышленности в посткризисный период и параллельно уменьшить ее зависимость от колебаний мировых цен на нефть и курсов валют. Только в этом* случае повысится значимость внутренних механизмов и факторов развития промышленных предприятий, собственной инвестиционной основы и инновационных импульсов, позволяющих повысить уровень макротехнологической структуры производства.

Всесказанное выше, обусловливает назревшую как в научном, так и в практическом плане, необходимость разработки теоретических и методологических вопросов, связанных с закономерностями совершенствования корпоративной стратегии в контексте внедрения корпоративной культуры в систему менеджмента промышленных предприятий в условиях структурно несбалансированной российской промышленности, отсутствия стимулов к модернизации, а таюке в связи с недостатком необходимых источников финансирования, стагнацией взаимосвязанных отраслей промышленности, вызванных глобальным экономическим кризисом.

Все эти и другие проблемы предопределили актуальность темы диссертационного исследования, его цель и задачи.

Цель и задачи исследования

Цель исследования состоит в разработке теоретико-методологических и методических подходов к формированию механизмов повышения эффективности деятельности промышленных предприятий в части реализации потенциала стратегического инструмента, ориентированного на развитие корпоративной культуры, и в обосновании рекомендаций по внедрению наиболее значимых в российских условиях ее элементов с целью стимулирования ускоренного развития национальной промышленности в долгосрочной перспективе.

Поставленная цель предопределила необходимость решения следующих основных задач: обобщить теоретические и методологические подходы к. трактовке стратегии развития корпоративной культуры в качестве важнейшего фактора повышения эффективности деятельности промышленных компаний в условиях модернизации российской экономики, определить ее место в системе взаимосвязей элементов стратегии фирм, установить корреляционные связи процессов развития корпоративной культуры на уровне компаний и изменения макротехнологической структуры национальной промышленности в долгосрочной перспективе;

— выявить особенности формирования стратегии внедрения элементов корпоративной культуры с, использованием единой социально-ориентированной поведенческой технологии, служащей методологической основой формирования системы менеджмента эффективных промышленных предприятий;

— провести комплексный анализ технологического, экономического и финансового состояний российских промышленных предприятий в контексте обоснования факторов их неэффективности и выявить препятствия на пути ее роста в контексте отсутствия элементов корпоративной культуры в посткризисный период;

— по результатам выполненного исследования выявить и обосновать факторы низкой эффективности стратегии развития корпоративной культуры промышленных предприятий с точки зрения результативности использования факторов производства, а также условия, которые позволят их устранить на разных по длительности стадиях цикла промышленной динамикиобосновать механизм, нацеленный на совершенствование стратегии развития корпоративной культуры, повышение экономического эффекта реализации ее элементов на промышленных предприятиях с конкретизацией инструментов и оценкой результативности инструментов их внедрения в показателях эффективности, деятельности промышленных предприятий.

Объектом исследования являются российские промышленные предприятия, дифференцированные по уровню их эффективности в зависимости от реализации стратегии развития корпоративной культуры.

Предмет исследования — принципы, направления и механизмы организационно-экономического, экономико-технологического и финансового обеспечения факторов эффективности промышленных компаний за счет совершенствования стратегии внедрения элементов корпоративной культуры.

Методологические и методические основы исследования. В исследованиях отечественных и зарубежных ученых вопросам эффективности и внедрения корпоративной культуры в практику управления промышленными предприятиями уделено серьезное внимание. Основоположниками современного подхода к пониманию этих проблем являются И. Шумпетер, Н. Кондратьев, Хаттори Тосио, У. Баумоль, Я. Ван Дейн, X. Менш, К. Фримен, А. Кляйнкнехт, Дж. Кларк, JI. Сутэ, С. Девис, Э. Менсфилд, А. Ромео, Р. Солоу, Ф. Хайек, Дж фон Нейман, Р. Ф. Харрод.

Теоретической и методологической основой исследования являются теоретические разработки известных российских и зарубежных экономистов, таких, как B.C. Автономов, С. Б. Авдашева, С. П. Аукуционек, Д. И. Даугавет,.

Т.Г. Долгопятова, П. С. Завьялов, Р. И Капелюшников, Г. Б. Клейнер, П. В. Крючкова, А. Н. Литвиненко, М. М. Максимцов, А. К. Пентелин, С. П. Перегудов, И. С. Семененко, И. П. Соколова, В. И. Седов, В. Л. Тамбовцев, В. Е. Швец, В. А. Швандар, А. Е. Шаститко, Е. А. Якуничев, Дорнбуш Р., Дэниэлс Джон. Д., Кассель Густав, Можайсков О. В., Радеба Ли X., Фишер С., Фондел Э., Фридмена М., Шмалензи Р., Энг Максимо В., Лис Фрэнсис А., Мауер Лоуренс Дж. и других видных ученых и практиков.

В связи с тем, что исследования зарубежных ученых проводились применительно к рыночным условиям западных стран, практическое применение предлагаемых ими методов в российских условиях требует обязательного учета специфики рыночной экономики в Российской Федерации вообще и особенностей оценки эффективности управленческих решений в промышленности, в частности.

Вместе с тем, до сего момента остается открытой проблема систематизации экономико-теоретического инструментария анализа факторов долгосрочного роста национальной промышленности в контексте развития и результативности использования корпоративной культуры на промышленных предприятиях. А, между тем, в условиях «инновационной паузы» задача значительного расширения факторов роста их эффективности в экономических и технологических границах на стадии посткризисного развития российской экономики усиливает научную и практическую значимость предпринятого диссертационного исследования.

Теоретическую и методологическую базу диссертации составили положения, разработанные представителями различных школ и направлений теорий развития национальной промышленности на уровне предприятий, отраслей и комплексов, принципов организации отраслевых рынковтруды отечественных и зарубежных ученых в области теории и практики функционирования рынков промышленной продукции, государственной промышленной политики и регулирования экономикизаконодательные акты Российской Федерации, а также зарубежных странматериалы конференций и семинаров по данным проблемам, методические и инструктивные документы.

Работа выполнена в соответствии с пунктами 1.1.2. Формирование механизмов устойчивого развития экономики промышленных отраслей, комплексов, предприятий, 1.1.13 Инструменты и методы менеджмента промышленных предприятий, отраслей, комплексов, 1.1.15. Теоретические и методологические основы эффективности развития предприятий, отраслей и комплексов народного хозяйства паспорта научной специальности ВАК РФ 08.00.05 — «Экономика и управление народным хозяйством».

При проведении исследования и структурирования полученных данных применялись методы системного анализа, математического моделирования, в том числе аппарат статистического анализа: факторный, корреляционный и регрессионный.

Информационной базой работы послужили материалы Федеральной службы государственной статистики РФ, в том числе ее региональных отделений, Министерства экономического развития РФ, в том числе распространяемые в электронных средствах массовой информации, Министерства финансов РФ. Использованы также результаты специальных экономических исследований.

Степень обобщения и уровень формализации обрабатываемой информации и полученных результатов доводились до конкретных предложений, которые рекомендованы к использованию в практической деятельности.

Научная новизна работы. В диссертации обоснован научно-методический инструментарий анализа основных факторов формирования и реализации стратегии промышленных компаний, нацеленной на развитие корпоративной культуры, дана оценка роли ее структурных составляющих в обеспечении экономической эффективности на микроэкономическом уровне, а также предложен механизм расширения возможностей реализации стратегического инструмента внедрения элементов системы корпоративной культуры в структуру менеджмента промышленных предприятий в качестве важного фактора обеспечения долгосрочного экономического роста в современных российских условиях.

Научной новизной обладают следующие конкретные результаты:

1. Структурирована система корпоративной культуры промышленных компаний, выделены ее основные элементы, разработаны подходы к оценке эффективности их внедрения в качестве целей корпоративной стратегии, а также фактора, реализующего рост эффективности управления структурно-функциональными преобразованиями на микроуровне, совершенствование форм, методов, процедур принятия решений, критериев и этапов оценки их результативности.

2. Обоснованы ключевые принципы формирования и развития стратегических инструментов внедрения системы корпоративной культуры в промышленных компаниях, имеющей в своей основе постоянное руководство изменениями со стороны их топ-менеджеров, необходимость превращения стратегии развития в непрерывный процесс, вовлечение каждого сотрудника в реализацию стратегии организации посредством изменения его ежедневных должностных обязанностей, что позволяет сформировать стабильную основу роста эффективности деятельности предприятия.

3. Разработана методика внедрения и реализации интегрированной системы оценки эффективности управленческих решений промышленного предприятия с учетом моделирования внедрения различных элементов корпоративной культуры, построения адекватной коммуникации и связей внутри компаний, организации их взаимосвязей с внешней средой;

4. Определены особенности внедрения инструментов стимулирования корпоративной культуры в практику российских промышленных предприятий, обусловленные состоянием их ресурсной составляющей, дано математическое обоснование оценки количественных параметров использования корпоративной культуры в каждой функциональной области деятельности предприятия с учетом аддитивных сумм потенциалов соответствующих функциональных элементов.

5. Разработан методический подход к оценке конкретного уровня использования функциональных элементов корпоративной культуры промышленных предприятий и определению критического уровня для этих показателей, что позволяет выявить те функциональные области, в которых текущий уровень внедрения ниже стратегического, т. е. нацеленного на долгосрочную перспективу. В результате обосновываются мероприятия, нацеленные на реализацию долгосрочной стратегии путем доведения фактического уровня использования инструментария расширения корпоративной культуры предприятия до критического (стратегического) уровня, что позволяет реализовать систему корпоративной культуры в качестве важного фактора долгосрочного роста российской промышленности. б. Обоснован механизм совершенствования стратегии промышленных предприятий, нацеленных на развитие корпоративной культуры российских промышленных предприятий, предполагающий интеграцию стратегического планирования и формирования стратегий по основным направлениям их деятельности в комбинации, обеспечивающей максимальную отдачу от внедрения корпоративной культуры. В качестве основных институтов стратегического планирования использования элементов корпоративной культуры обосновываются те из них, которые связаны с анализом возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия, изучением стратегических альтернатив, оценкой внешних факторов воздействия на субъект хозяйствования, контролем реализации и управления исполнением стратегического плана, а также интегрируют матричный анализ и планирование деятельности в связи с необходимостью формирования целостной системы корпоративной культуры предприятия, интегрированной в единую универсальную матрицу диагностики предприятия.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что основные положения, выводы и рекомендации диссертации ориентированы на широкое применение разработанной методики оценки сравнения фактических и критических уровней реализации структурных элементов рыночного потенциала, нацеленной на восстановление инвестиционного процесса в рамках расширенного воспроизводства, на стабилизацию экономической среды и снижение рисков хозяйственной деятельности в посткризисный период.

Полученные результаты проведенного исследования могут послужить основой для дальнейших углубленных исследований в данном направлении.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке конкретной системы мер, сочетание которых позволяет сформировать механизм повышения результативности реализации системы корпоративной культуры промышленных предприятий в стратегии их посткризисного развития в условиях неопределенности и высоких рисков.

Разработанная в диссертации модель механизма эффективного функционирования предприятий различных отраслей промышленности с учетом их корпоративной культуры и инвестиционно-фондовых ресурсов, стратегических и мотивационных аспектов позволит промышленным предприятиям объективно позиционировать себя на отечественных и мировых рынках и успешно разрабатывать и реализовывать стратегии долгосрочного роста.

Предложенные экономико-математические оценки эффективности механизмов реализации корпоративной культуры промышленных предприятий с учетом внешних и внутренних факторов роста могут быть использованы в реальном секторе экономики в практике повышения качества менеджмента и маркетинга организаций.

Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы также в учебном процессе в высших учебных заведениях при изучении таких дисциплин, как «Экономика предприятий» и «Основы менеджмента».

Апробация результатов исследования. Основные положения, выводы и рекомендации диссертационного исследования докладывались и обсуждались на всероссийских научных и научно-практических конференциях, проведенных в московских вузах.

Отдельные предложения диссертации были использованы рядом практических организаций при разработке мероприятий по повышению результативности реализации корпоративной культуры в контексте ее структурных элементов в условиях посткризисной неопределенности, что позволило поддержать уровень рентабельности производства продукции на них.

Ряд теоретических и практических положений диссертации были включены в соответствующие лекционные курсы при обучении студентов экономических специальностей в ГОУ ВПО «Московский институт электроники и математики (Технический университет)».

Публикации. По результатам исследования опубликовано шесть работ общим объемом 5,1 п. л., в том числе три публикации — в ведущих рецензируемых ВАК России научных изданиях.

Основные результаты инновационной деятельности организаций обрабатывающих отраслей промышленности в 2004;2009 гг. (в % общего числа инновационно-активных организаций).

Повышение конкурентоспособности производимой продукции Освоение новых видов продукции Снижение себестоимости продукции Экономия энергоресурсов Экономия сырья и материалов Снижение вредных выбросов в окружающую среду Рост объема продаж на внутреннем рынке Рост прибыли.

В целом по промышленности 78 70 53 38 37 34 38 35.

Химическая и нефтехимическая промышленность 67 85 47 67 55 35 50 36.

Машиностроение и металлообработка 88 75 46 20 31 28 42 27.

Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность 61 26 71 62 61 56 8 71.

Промышленность строительных материалов 87 70 73 56 62 26 63 65.

Легкая промышленность 57 89 42 32 0 о 42 13.

Пищевая промышленность 74 82 46 13 25 4 35 42.

Источник: Данные МЭРТ.

Как показали итоги обследования (табл. 17), главным результатом инновационной деятельности хозяйственники считают повышение конкурентоспособности производимой продукции (78% инновационно-активных организаций) и освоение новых видов продукции (70%). Значимым результатом инновационной деятельности является снижение себестоимости продукции. Более 40% инновационно-активных предприятий в отчетном году снизили производственные издержки за счет внедрения инноваций. Несколько возрос во II полугодии 2009 г. удельный вес организаций, у которых зафиксирован рост объема продаж инновационной продукции на внутреннем рынке. При этом лучшие результаты наблюдались на предприятиях промышленности стройматериалов (63% инновационно-активных предприятий), химической и нефтехимической промышленности (50%), машиностроения и металлообработки (39%). На внешнем рынке доля организаций обрабатывающих отраслей промышленности, у которых отмечался рост объема продаж инновационной продукции, снизилась в течение года на 3 п.п. и составила в среднем 14%. Заметное продвижение инновационной продукции на зарубежные рынки отмечалось в 2004;2009 гг. лишь в 1 химической и нефтехимической промышленности: 45% организаций отрасли.

Практически не изменилась в 2004;2009 гг. доля предприятий, у которых отмечался, рост прибыли за счет реализации инновационной продукции. В целом по промышленности удельныйвес таких инновационно-активных предприятий составлял 35%.

Больше внимания в инновационных программах промышленных организаций стало уделяться" экологическим проблемам. Так, в 2004;2009 гг. возросла доля инновационно-активных организаций, у которых в результате освоения современных технологий зафиксировано снижение вредных выбросов в, окружающую среду. При этом наибольшую активность при решении этих вопросов проявляли предприятия-' лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажнойпромышленности (56% организаций), а также химической и нефтехимической промышленности (35% организаций).

Если в послевоенный период по важнейшим направлениям развития науки и технологий страна входила в группу ведущих государств, а по некоторым направлениям мы были лидерами, то теперь эти позиции во многом утеряны. Можно представить сложившееся к началу XXI в. положение России в важнейших направлениях развития современных технологий, обозначив его как РФ— 2000, — и то положение, которое она займет в 2011 г. (РФ—2011), если отношение к научно-техническому развитию у нас останется прежним, в виде табл. 18.

Необходимым условием технологического обновления производства в России является активная инновационная деятельность организаций всех видов экономической деятельности. В этом случае овеществленные технологии, интерпретируемые традиционно как процессные (технологические) служат.

124 мощным стимулом внедрения в производство новых (для российского бизнеса) машин и оборудования, приобретения новых технологий, финансирования исследований и разработок, производственного проектирования, а также выпуска продуктовых инноваций, что проявляется в увеличении доли инновационных товаров, работ и услуг в общем объеме отгруженной продукции.

Традиционно процессные (технологические) инновации трактуются в категориях изменений в инструментах, устройствах и знаниях, заключенных в процессах перехода от исходного сырья к полезным результатам, а продуктовые инновации связывают в основном с изменениями в товарах и услугах организаций, которые учитывают потребности клиента.

Инновационная активность промышленных предприятий в различных видах экономической деятельности обусловливала необходимость технологического обновления производства на базе процессных (технологических) и продуктовых инноваций, которые, в свою очередь, легли в основу процесса диффузии современных технологий в сферу организации и ведения бизнеса. Речь идет о новых технологиях ведения бизнеса, его диагностики, стратегического планирования, организации сетевого взаимодействия предприятий, подготовки кадров и т. п.

Другими словами, инновационная активность предприятий в сфере промышленных производств вызывает процессы диффузии инноваций не только в системе технологического обеспечения производства и произведенных товаров, работ и услуг, но и в организации и ведении бизнеса.

Выделим статистический ряд показателей, которые характеризуют инновационную активность российских организаций во всех видах промышленных производств.

За период 2000;2009 гг. удельный вес российских промышленных организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе обследованных организаций колебался от 10,6% в 2000 г. и 10,5% в 2009 г., до 9,3% и 9,4% в 2005;2009 гг. соответственно. Это свидетельствует о том, что независимо от цикла макроэкономической динамики десятая часть всех российских промышленных организаций стабильно занималась внедрением технологических и процессных инноваций.

Что касается их затрат на технологические инновации, то в текущих ценах они выросли в 3,8 раза: с 49 428,0 млн руб. в 2000 г. до 188 492,2 млн. 2009 г. Хотя в базовых ценах 2000 г. эти показатели вполовину меньше (их величина выросла лишь в 1,5 раза — с 49 428,0 млн руб. до 73 802,7 млн. соответственно), однако этот рост с учетом инфляции несет объективную информацию, которая свидетельствует о реально сформировавшейся тенденции увеличения затрат инновационно активных фирм на технологическое обновление своих производств (табл. 18).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги исследования, целесообразно сделать следующие выводы.

1. Максимальное использование фактора корпоративной культуры промышленного предприятия позволит мультиплицировать экономический эффект по всей технологической цепочке, связанных между собою предприятий и отраслей промышленности. Реализация этого сценария возможна лишь при условии формирования целостного механизма повышения эффективности использования фактора корпоративной культуры и мотивирования предприятий на внедрение целостной системы ее элементов.

2. Корпоративная культура определена как система материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной корпорации, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющейся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.

3. Разработаны методики оценки реального и критического уровней". реализации функциональных элементов стратегии корпоративной культуры промышленных предприятий, которые включает целостную • систему > показателей и^ коэффициентов их весомости, обусловленных рынком. Весовые коэффициенты вклада инструментария управления в развитие корпоративной культуры получены на основе экспертной оценки значимости аддитивных слагаемых по каждому из уровней взаимодействия иерархической структуры элементов корпоративной культуры. Фактический уровень реализации корпоративной* культуры рассчитан на примере крупных промышленных предприятий Уральского региона с оценкой конкретного и критического уровней реализации корпоративной культуры.

4. Для оценки возможностей реализации стратегии развития корпоративной культуры промышленного предприятия был предложен комплекс функциональных индексов, позволивший рассчитать итоговый показатель в качестве критических оценок, с которыми следует сравнивать полученные попредложенной выше методике результаты, и принимать конкретные стратегические решения для достижения критических показателей в каждой из функциональных областей реализации элементов корпоративной культуры, что собственно и реализует ее в качестве фактора долгосрочного развития национальной промышленности.

5. В результате эмпирического исследования репрезентативной выборки российских промышленных предприятий выявлено, что недостаточным образом используются институты коммуникационной маркетинговой деятельности, планирования применения трудовых ресурсов, а также институты организационной структуры, стимулирования, планирования деятельности персонала, которые функционально связаны с соответствующими элементами корпоративной культуры.

6 Основными институтами стратегического планирования использования корпоративной культуры являются институты анализа возможностей и угроз, сильных и слабых сторон предприятия, изучения стратегических альтернатив, оценки внешних факторов воздействия на субъект хозяйствования, контроля реализации и управления исполнением стратегического плана. К институтам стратегического планирования деятельности предприятий следует также отнести институты матричного анализа и планирования деятельности. Известные на сегодняшний день более 50 матриц стратегического планирования могут быть объединены в рамках одной универсальной матрицы диагностики предприятия на предмет использования элементов корпоративной культуры.

7. Разработанная в итоге экономико-математическая модель оценки возможности реализации стратегии развития корпоративной культуры предприятия позволяет на основе анализа состояния внутренней среды и специфики объекта исследования провести количественные расчеты и сделать выводы о необходимости качественного использования факторов эффективности промышленного предприятия, которые предопределены отдельными элементами корпоративной культуры через систему прямых и обратных связей. Речь идет об экономических и финансовых возможностях, научно-технических и фондовых возможностях, а также об отдельных формирующих их показателях и коэффициентах, значения которых не отвечают соответствующим требованиям самого предприятия, кредиторов, инвесторов и т. д.

8. Осуществление таких преобразований возможно лишь при проведении инвестиционной политики, обеспечивающей перемещение ресурсов в перспективные отрасли промышленности и ускоренное их развитие. Именно они способны мультиплицировать стимулы экономического роста в общенациональном масштабе при условии использования потенциала корпоративной культуры. В результате сначала происходит полная загрузка оборудования существующих мощностей, затем создаются новые, высокотехнологические производства, которые поглощают основную массу инвестиционного капитала. Поэтому в настоящее время основной проблемой' структурной перестройки является определение размеров необходимых инвестиций и их источников для финансирования конкурентоспособных структур экономики, производящих наукоемкую продукцию с большой добавленной стоимостью.

9. Огромное значение для формирования условий для внедрения корпоративной культуры в практику российских промышленных предприятий имеет развитие программ подготовки кадров для высокотехнологичного бизнеса, которое должно осуществляться по следующим направлениям:

Во-первых, целесообразно реализовывать программы обучения на долевой основе, при наличии софинансирования со стороны бизнес-структур. Например, заинтересованные компании могли бы выделять целевые средства. Для поощрения таких инвестиций необходимо внесение поправок и дополнений в ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» в части включения услуг (инновационных, образовательных, издательских) в состав научно-технической деятельности, «О конкуренции» и т. п. Это устранит ряд проблем, связанных с финансированием подготовки кадров для наукоемкого сектора и с поддержкой инновационной инфраструктуры.

Во-вторых, образовательные программы, тренинги, семинары, желательно ориентировать на две целевые группы реципиентов — ученых и администраторов институтов и предпринимателей, действующих в сфере малого инновационного бизнеса — с одной стороны, и представителей органов* исполнительной власти — с другой. Это будет способствовать росту взаимопонимания: всех участников процесса коммерциализации технологий.

10. В понимании сути и в представлении о том, что такое и какой должна быть корпоративная культура,.много субъективного. В нашем исследовании мы трактуем корпоративную культуру, во-первых, как систему материальных и духовных ценностей, взаимодействующих между собойприсущих данной корпорациикак целостности, отражающих ее индивидуальность и проявляющихся в поведении, взаимодействии внутри организации, восприятии себя и окружающей среды. А, во-вторых, мы определили взаимосвязи корпоративной культуры с конкурентоспособностью предприятия: в первомопределениикорпоративная культура и ее элементы является основой его конкурентных преимуществ, т. е. того? рыночного потенциала, который может быть. реализован внешней в виде конкурентоспособности. В результате: первым: определением мы устанавливаем? связь корпоративной культуры с: конкурентнымипреимуществами. организации, которая характеризуют ее внутреннее содержание, ее потенциальные возможности с точки: зренияперспектив экономического роста: Тогда во втором определении мы определяем взаимосвязь, предприятия с внешней средой: посредством взаимодействиямкорпоративной культурыи конкурентоспособности как формы реализации его конкурентных преимуществ.

11. Чтобы использовать корпоративную культуру в качестве механизма повышенияэффективности предприятий и промышленности в целом необходимо решить две центральные задачи с помощью модели управления промышленными технологиями при условии, что главный регулятор внешней среды предприятий — государство. В этой связи на первый план мы, поставили проблему распределения финансовых ресурсов в бюджетном, процессе. Суть первой задачи заключается: в распределении бюджетных ресурсов, которыми располагает, конкретный распорядитель на определенном иерархическом уровне управления, между разноприоритетными группами промышленных технологий. В качестве метода ее решения выбирается одна из известных' модификаций процедуры распределения ресурсов по «остаточному принципу». Вторая задача состоит в распределении бюджетных ресурсов внутри номенклатуры технологий с равными приоритетами и определении вариантов разработки и внедрения этих технологий на рассматриваемом трехлетнем периоде планирования.

12. С итоге в помощью экономика математического аппарата было оптимизировано вмешательство государства в формирование внешней среды, инициирующей промышленные предприятия к инновационной активности как основного механизма внедрения всех элементов корпоративной культуры. Доказано, что только этот самоорганизующийся механизм позволит решить многоаспектную задачу повышения корпоративной культуры, максимальной реализации конкурентных преимуществ промышленных предприятий и повышения конкурентоспособности национальной промышленности в целом.

13. Государственное вмешательство в формирование адекватной для инновационной активности предприятий внешней среды следует дополнять организационными мероприятиями стимулирования инновационной активности промышленных предприятий. Одними из таких являются этические программы как важные и действенные инструменты регулирования внутрифирменных отношений и социальной ответственности компаний, способные устанавливать этические ограничения на поведение самой фирмы и ее работников.

В тех случаях, когда корпоративная культура промышленных предприятий становится методом ведения бизнеса, при помощи которого она управляет своими отношениями с широким кругом заинтересованных лиц, от которых она в той или иной степени зависит (инвесторы, потребители, клиенты, поставщики), экономические преимущества социально ответственного поведения становятся очевидными. Они проявляются в росте корпоративной культуры и эффективности промышленных компаний.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
  2. Бюджетный кодекс РФ. — М.: Эксмо, 2009.
  3. Гражданский кодекс РФ. — М.: Эксмо, 2009.
  4. Кодекс об административных правонарушениях РФ. — М.: Эксмо, 2009.
  5. Федеральный закон РФ от 28.06.91 г. № 1499−1"0 медицинском страховании граждан Российской Федерации". — http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/87.
  6. Федеральный закон РФ № 79-ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». — http://www.minzdravsoc.ru/docs/laws/29.
  7. Федеральный закон РФ № 115-ФЗ от 21.07.2005 г. «О концессионных соглашениях» / Мартусевич P.A. Государственно-частное партнёрство в коммунальном хозяйстве. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. С. 183−216.
  8. Федеральный закон РФ № 174-ФЗ от 03.11.2006 «Об автономных. учреждениях». —М.: «Ось-89», 2007.
  9. Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // Конкурсные торги. 1998. № 1.
  10. Постановление Правительства РФ № 325 от 28.05.2007 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путём изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» / Система «Консультант-Плюс».
  11. Постановление Правительства РФ № 337 от 31.05.2007 «О порядке определения видов особо ценного движимого имущества автономного учреждения» / Система «Консультант-Плюс».
  12. Постановление Правительства РФ № 662 от 10.10.2007 «Об утверждении Положения об осуществлении федеральными органами исполнительной власти функций и полномочий учредителя федерального автономного учреждения» / Система «Консультант-, Плюс».
  13. Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006—2008 гг. (Одобрена распоряжением Правительства РФ от 25.10.2005 г. № 1789-р) // Игнатова Т. В. Административная реформа в России и за рубежом. —Ростов н/Д: Изд-во СКАГС. С. 129−155.
  14. Положение о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 11.10.93 г. № 1018.
  15. Распоряжение Правительства РФ от 15.05.2007 г. № 609-р «Об утверждении прилагаемого перечня товаров (работ, услуг), осуществляемого путём проведения аукциона» / Система «Консультант-Плюс».
  16. Распоряжение Правительства РФ от 27.02.2008 г. № 236-р. «Об^ утверждении прилагаемого перечня товаров (работ, услуг), осуществляемого путём проведения аукциона» // Госзаказ. 2008. № 13.
  17. Приказ МЭРТ № 261 от 20.07.2007 «Об утверждении методических рекомендаций по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путём изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения» / Система «Консультант-Плюс».
  18. Приказ Министерства природных ресурсов РФ от 21.04.2005 г. № 103 «Об утверждении Порядка организации и проведения лесных конкурсов» / Система «Консультант-Плюс».
  19. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации как субъекта бюджетного планирования на 2008 год и на период до 2010 года. — http://www.minzdravsoc.ru/ministry/budget.
  20. Постановление Главы Администрации Ростовской области № 268 от 15.07.98 «Об организации закупки товаров, работ и услуг на территории
  21. Ростовской области для государственных нужд» / Система «Консультант-Плюс».
  22. Постановление Главы Администрации г. Ростова-на-Дону № 1992 от 27.07.00 «Об утверждении «Положения об организации закупки товаров, работ и услуг для муниципальных нужд» / Система «Консультант-Плюс».
  23. Российский статистический ежегодник. 2008: Стат. сб./Росстат. — М., 2009.
  24. Л.И. Избранные труды: в 4-х т. Т. Ш. Исторические заметки. — М.: Экономика, 2000.
  25. Австрийская школа в политической экономии: К. Менгер, Е. Бём-Баверк, Ф. Визер. —М.: Экономика, 2010.
  26. B.C. Модель человека в экономической науке. — СПб.: Экономическая школа, 2008.
  27. А. С. Институты здравоохранения и проблемы неопределённости // Общественные науки и современность. 2009. № 2. С. 64—77.
  28. М.Ю., Крылов КА. Особенности национального поведения. — М.: «Арт-Бизнес-Центр», 2001.
  29. Ю.Г. К вопросу о сословиях в России XV—XVI вв.. / Государство и общество в России XV — начала XX вв. — СПб.: Наука, 2007. С. 65−81.
  30. Ашэ М. Условия эффективности в экономике. — М.: НИЦ «Наука для общества», 2008.
  31. Анализ рынков в современной экономической социологии / Отв. ред. В. В. Радаев. М: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008.
  32. И.Л. Алексей «Михайлович. — М.: Мол. гвардия, 2003.
  33. В.Д. Эволюция основных концепций регулирования экономики от теории меркантилизма до теории саморегуляции. — М.: Экономика, 2008.
  34. Д.Г. О размещении заказов на выполнение строительных работ на аукционах // Госзаказ. 2007. № 10. С. 66—71.
  35. С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
  36. С.Б., Балючевич В. П., Горбачев A.B., Дементьев В.Е, Паппэ Я. Ш. Анализ роли интегрированных структур на российских товарных рынках. Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2000.
  37. С.Б., Дементьев В. Е. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах // Российский экономический журнал. 2000. № 1.
  38. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. М.: Магистр, 2008.51.
Заполнить форму текущей работой