Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деятельность государственных и общественных организаций по развитию физкультуры и спорта в вузах Алтайского края: 1945-1991 гг

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Хронологические рамки исследования охватывают период 1945;1991 гг. Начало периода очерчено окончанием Великой Отечественной войны и началом мирной жизни советской страны, а его завершение связано с событиями второй половины 1991 г., когда прекратил существование Советский Союз, и на постсоветском пространстве возникли независимые государства, в их числе — Россия. За четыре с половиной десятилетия… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Государственное руководство восстановлением и развитием вузовской физкультурной инфраструктуры в крае в 1945—1959 гг.
    • 1. 1. Восстановление структуры учебной физкультуры и организация спортивной работы в вузах
    • 1. 2. Физкультурно-учебная и спортивно-массовая деятельность в вузах
    • 1. 3. Развитие вузовского физкультурно-спортивного движения в условиях демократизации общественной жизни в стране
  • ГЛАВА II. Работа государственных и общественных организаций по модернизации системы физического воспитания студентов и спортивно-массового движения в вузах в 1960—1980 гг.
    • 2. 1. Роль кафедр физвоспитания и спорта в совершенствовании физкультурно-учебной работы со студентами
    • 2. 2. Государственно-партийное руководство физкультурно-оздоровительной деятельностью в вузовских коллективах
    • 2. 3. Работа спортклубов и других общественных организаций по улучшению спортивно-массовой работы в вузах
    • 2. 4. Спортивные достижения вузовских физкультурников
  • ГЛАВА III. Формы и средства организации физкультурнооздоровительной и спортивной работы в высших учебных заведениях края в 1981—1991 гг.
    • 3. 1. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа в вузах в 1981—1985 гг.
    • 3. 2. Структурно-системные изменения в вузовском физкультурно-спортивном движении в годы «перестройки»

Деятельность государственных и общественных организаций по развитию физкультуры и спорта в вузах Алтайского края: 1945-1991 гг (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Значимость темы настоящего исследования определяется важной ролью физической культуры в социальной сфере и, прежде всего, в качестве уникального средства воспитания и образования молодого поколения, подготовки его к общественной деятельности, сохранения нравственного и физического здоровья общества. Очевидно, что эффективность системы физического воспитания, высокий уровень физической культуры в обществе благоприятно влияют на его духовное и морально-психологическое состояние, а престиж национального спорта самым непосредственным образом сказывается на авторитете государства, патриотизме его граждан и определяет место государства в мировом сообществе.

Отечественное физкультурно-спортивное движение в советский период его истории развивалось достаточно успешно и являлось органической частью культуры общества. Спорт, — по выражению Н. Н. Романова, председателя союзного Комитета по физической культуре и спорту в 1946 — 1948 и 1950 — 1955 гг., -«. был одним из наиболее чистых, гуманных проявлений высших человеческих качеств и ценностей, которые в других областях жизни и деятельности ещё предстоит достигнуть и утвердить». 1 Значительные перемены в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в системе высшего образования в 1945 — 1991 гг. были связаны, прежде всего, с большим, чем прежде, вниманием государства к этим вопросам, улучшением вузовской материально-спортивной базы и кадрового обеспечения. В вузах Алтайского края, как и в учебных заведениях других регионов страны, в полной мере проявился динамизм физкультурной жизни, основанной на сочетании государственной заботы с инициативой на местах и преемственности опыта физкультурной работы.

Актуальность изучения опыта алтайских вузов усиливается тем, что система высшего образования в крае по настоящему стала развиваться именно в послевоенный период. До Великой Отечественной войны в крае имелись Бийский и.

1 Романов Н. Н. Восхождение на Олимп. М., 1993. С. 6.

Барнаульский учительские институты, в составе второго работал педагогический институт. В первом послевоенном учебном году в крае уже насчитывалось 4 вуза: Барнаульский и Бийский институты, Алтайские машиностроительный и Алтайский сельскохозяйственный институты, в которых в общей сложности училось немногим более 2 тыс. студентов. В 1949 г. образовался Горно-Алтайский учительский институт, спустя три года самостоятельность приобрел Барнаульский пединститут, выделившийся из состава учительского института. В 1953 г. изменился статус учительских институтов в Бийске и Горно-Алтайске, преобразованных в педагогические вузы. В 1954 г. в Барнауле открылся медицинский институт, а в 1959 г. институт машиностроения реорганизовался в политехнический институт. К тому времени во всех вузах были образованы новые факультеты, а количество обучавшихся в них увеличилось до 13 тыс., в их числе 8 тыс. на дневном отделении. В 1973 г. в краевом центре открылся университет, а в 1975 г. — институт культуры. В 1980/81 учебном году в 8 алтайских вузах на дневном отделении занималось более 18 тыс. студентов — почти в 9 раз больше, чем в 1945/46г. К началу 1990/91 учебного года количество студентов дневной формы обучения достигло 24 тыс.

За почти полвека алтайские вузы превратились в крупные образовательно-научные центры, стали средоточием молодежной культуры в крае. 1945;1991гг. -это время больших перемен в физкультурно-спортивной жизни вузовских коллективов. Совершенствовались учебные программы по физическому воспитанию, увеличивалось число культивируемых видов спорта, улучшалась материальная база для занятий спортом и состав преподавателей физвоспитания, модернизировалась структурная основа и система организации физкультурно-спортивного движения, росли результаты студенческих спортивных команд.

В современной России физкультуре и спорту придается все более приоритетное значение. Вместе с тем, хорошо известно, что инфраструктура физической культуры в вузах в 1990;е гг. подвергалась значительной деформации, при этом возникли многие изъяны в системе физкультурного воспитания, особенно в сфере массового спорта. В свете этого идеи, сюжеты, традиции, имевшие место в указанные годы, составившие эпоху в отечественном и мировом спортивном движении, становятся особенно значимыми. Историческое осмысление и актуализация опыта физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в масштабах такого большого края, как Алтай, помогает вернее определить нынешние проблемы студенческого спорта в целом и в отдельных территориально-государственных образованиях, выработать современную эффективную и перспективную структуру управления и систему физического воспитания юношества и спорта высших достижений, добиться высокой массовости занятий спортом. Дополнительным стимулом в исследовании темы является повышенный интерес в обществе, особенно в молодежной сфере, к физической культуре и ее истории, как неотъемлемой части отечественной истории.

Степень изученности темы. Анализируя отечественную историографию деятельности государственных и общественных организаций по развитию физкультуры и спорта в вузах Алтайского края с 1945 по 1991гг., автор предлагает разделить ее на 4 периода. Первый из них охватывает 1945 — 1959гг. Он характеризуется появлением первых исследований: В. В. Гориневского «Физическая культура и здоровье» (1945г.), И. А. Крячко «Физическая культура. Основы советской физической культуры в научно-популярном изложении» (1948г.) и «Наука и спорт» (1950). Немаловажен вклад в изучение проблемы Р. И. Кукушкина «Советская физическая культура — важное средство коммунистического воспитания» (1954г.), С. Л. Аксельрода «Советские спортсмены в борьбе за мировые рекорды» (1950г.) и «Физическая культура и спорт в СССР» (1954г.), А. М. Бабикова и М. И. Крылова «Спортсмены одного вуза» (1956г.).

Много полезной информации несут работы общего плана: «Физическая культура и спорт в РСФСР» (1947г.), «История физической культуры» (1947г.), «Организация физической культуры в СССР» (1949г.), «Комсомол и физическая культура в СССР» (1948г.). Обстоятельно освещаются вопросы развития физкультуры и спорта в работах «Советское физкультурное движение» (1950г.), «За массовость спорта! За мастерство» (1949г.), с 1945 по 1950гг. выпускается ежегодник «Очерки по истории физической культуры».

Второй этап историографии, включающий в себя период 1960 — 1980гг., характеризуется работами отечественных авторов, освещающих в той или иной степени вопросы студенческого спорта. Наибольший интерес представляют коллективные монографии «Физическая культура и спорт в СССР» (1974г.), «Очерки по истории физической культуры» (1975 — 1983гг.), «История физической культуры» (1964г.), «Организация физической культуры» (1965г.), «Современные проблемы международного олимпийского движения» (1963г.). С 1960 г. по 1968 г. выпускается сборник «Физическое воспитание студентов высших учебных заведений. Из опыта спортивно-массовой и оздоровительной работы». Определенный исторический интерес представляют работы М. Ф. Бунчука «Организация физической культуры» (1972г.), Н. Кузьмина «Гармоническое развитие человека» (1963г.), В. Д. Алёхина «Физкультурное движение в РСФСР» (1977г.) и «Развитие физической культуры и спорта в РСФСР» (1977г.). О достижениях студентов-участников Олимпийских игр повествуют С. Ф. Иванов и Р. Н. Шаров в книге «Олимпийский полет „Буревестника“». С опытом оздоровительной и спортивно-массовой работы кафедры физического воспитания Ленинградского Университета знакомит читателей исследование А. Агеевца и В.Вьюника.1 О деятельности студенческих физкультурно-оздоровительных лагерей рассказывается в работе В. С. Матяжова.2.

В 1963 г. была подготовлена первая кандидатская диссертация о физкультуре и спорте в Западной Сибири.3 Отдавая должное тщательности исследования М. П. Ротмистрова и не подвергая сомнению его научные выводы, всё же заметим, что показатель массовости занятий спортом — 60% дееспособного населения, — по.

1 Агеевец В., Вьюник В. Шестнадцатый факультет. М., 1975.

2 Матяжов B.C. Организационные формы и методы работы студенческого оздоровительно-спортивного лагеря. Львов. 1974.

3 Ротмистров М. П. Физическая культура и спорт в Западной Сибири (1920;1958гг.): Автореф. дис— канд. пед. наук. М., 1963. всей вероятности, сильно преувеличен. Алтайский материал, особенно по вузам, в работе почти не представлен.

В книге С. Лапшиной «История комсомола города Бийска» превалирует материал об участии бийчан в сдаче нормативов ГТО. Однако в этом труде нет информации о спортивной жизни в вузах. Проблемы студенческого спорта обошли вниманием авторы историко-экономических очерков по истории Алтайского края.1.

Составной частью литературы по проблеме являются научные статьи, подготовленные преподавателями вузов, партийными, административными и физкультурными работниками, в которых затрагиваются различные аспекты физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах.

В 1975 г. была опубликована книга «Алтай спортивный», авторами которой являются известные в крае журналисты В. Н. Гордон, А. Т. Днепров, П. Н. Кувшинников, В. И. Нейштадт, А. Т. Машкин и другие. Их очерки — о лучших спортивных коллективах, тренерах и спортсменах, в их числе представителях студенческого спортобщества.3 В 1970;е гг. издаются очерки истории алтайских вузов, в которых опыт оргнизации физкультурно-спортивного движения освещается наряду с другими сюжетами.4.

Третий этап в историографии начался с 1981 г. и продолжался до 1991 г. Он характеризуется введением в научный оборот значительного фактического материала. Расширяется проблематика и география исследований. Значительную научную ценность в этом плане представляют монография венгерского историка Л. Куна «Всеобщая история физической культуры и спорта» (1982г.), в которой содержатся отдельные моменты из истории всемирных универсиад, книга польского исследователя Т. Ольшанского «Магия спорта: страницы олимпийской хроники».

1 Преображенный Алтай. Барнаул, 1971; Алтай в послевоенный период. Барнаул, 1974; Наш край родной. Барнаул, 1969; Земля моя, Алтай. Барнаул, 1977.

2 Моисеенко Н. И. Воспитывать здоровых, сильных, смелых // Алтай спортивный. Барнаул, 1968. С. 3−16- Власов А. С. Спортивная пятилетка Алтая // Алтай спортивный. Барнаул, 1975. С.5−15- Гордон В. Н. Чемпионка мира//Дочери Алтая. Барнаул, 1976. С. 185−190.

3 Алтай спортивный. Барнаул, 1975.

4 Алтайский сельскохозяйственный институт. Барнаул, 1970; Алтайский государственный медицинский институт. 1954;1974. Барнаул, 1974; Горно-Алтайский государственный педагогический институт (19 531 978). Горно-Алтайск, 1979.

1989 г.), коллективный труд немецких историков «Физкультура и спорт: малая энциклопедия» (1986г.), монография чешского исследователя К. Прохазки «Спорт и мир» (1986г.) и некоторые другие издания.

Из работ отечественных авторов наибольший интерес представляет коллективная монография «Спорт в СССР: история успеха» (1987г.), книга Г. С. Деметера и В. В. Горбунова «70 лет советского спорта: люди, события, факты» (1987г.), В. В. Столбова «История физической культуры» (1989г.), историко-социологические очерки об олимпийских играх, всесоюзных и российских спартакиадах, среди участников которых было много спортсменов-студентов.1 Подробные сведения о развитии физкультурно-спортивного движения в вузах содержатся в работах бывшего председателя Государственного комитета по физической культуре и спорту Н. Н. Романова.2.

Спортивная тема нашла отражение в опубликованных материалах научно-практических конференций.3 Широкий состав их участников — ученых, преподавателей, штатных и общественных физкультурных работников, представителей государственных органов — обусловил разноплановость статей и тезисов, рассмотрение социального аспекта физической культуры, опыта коллективов физкультуры и спортклубов, преподавателей физвоспитания и тренеров, организаторской деятельности, использования спортсооружений, подготовки высококлассных атлетов и тренеров — общественников, медицинского обслуживания и лечебной физкультуры, развития отдельных видов спорта и других.

Следует отметить, что в этой литературе в наименьшей степени представлен исторический аспект организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах. Полезная для нашей работы информация содержится в.

1 Кулешов А. П. Страницы олимпийского дневника: (о пятнадцати зимних и летних олимпиадах, 1956;1984). М., 1987; Олимпийская энциклопедия. М., 1980; Твои чемпионы, Россия. М., 1984; Зимние спартакиады России. Пермь, 1985.

2 Романов Н. Н. Трудные дороги к Олимпу. М., 1987; Восхождение на Олимп. М., 1993.

3 Физическая культура и спорт как средство гармонического развития личности в условиях Сибири в свете решений XXVII съезда КПСС//Тез. докл. регион, науч.-практ. конф., янв. 1987. Томск 1987; Актуальные вопросы развития массовой физкультуры и спорта//Тез. докл. регион.науч.-практ. конф. Тюмень, 14−16 дек. 1989. Тюмень, 1990. материалах научно-практических конференций, состоявшихся в г. Барнауле.1 Наиболее важен для настоящего исследования сборник, опубликованный по результатам конференции в мединституте, посвященной роли физкультуры и спорта в формировании здорового образа жизни студентов медвузов.

В 1989 г. новосибирский исследователь А. Н. Посаженников защитил диссертацию по истории физической культуры в западносибирском регионе во второй половине 1970;х гг., написанную на основе документов центральных и местных архивов и других малоисследованных до этого источников.2 Эта работа, бесспорно, является серьезным вкладом в научную разработку данной темы, однако, по нашему мнению, ей присуща некоторая односторонность, обусловленная исследованием преимущественного аспекта партийного руководства физкультурой и спортом. Вопросы организации физкультурно-спортивного движения в вузах освещаются в диссертации фрагментарно и, в общем, незначительно.

Весьма поверхностно вопросы физической культуры и спорта освещаются в очерках истории Алтайской организации КПСС.3 В большом по объему труде имеют место скупые, отрывочные данные о количестве занимавшихся физкультурой и совершенно отсутствуют сведения о спортивной жизни вузовских коллективов.

Спортивная тема слабо представлена и в коллективных трудах по истории комсомола Алтая. Лишь в 5-й главе очерков истории Алтайской организации ВЛКСМ (1961;1970гг.) содержатся немногие сведения о коллективах физкультуры, спортивных командах и спартакиадных состязаниях. Аналогичным образом представлен физкультурный сюжет и в работах по истории комсомола в Горном Алтае.4.

1 Физическую культуру на службу народа. Тез. докл. науч.-практ. конф. 24−25 нояб. 1988 г., Барнаул, 1988; Роль физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни студенческой молодежи медицинских вузов: рссп. науч.-практ. конф./Алтайский гос. мед. институт им. Ленинского комсомола. Барнаул, 1989.

2 Посаженников A.M. Партийное руководство развитием физической культуры и спорта Западной Сибири в годы X пятилетки (1976;1980гг.): Автореф. дис. канд. ист. наук. Новосибирск, 1989.

3 Очерки истории Алтайской организации КПСС. Барнаул, 1985.

4 Очерки истории Алтайской организации ВЛКСМ. Барнаул, 1988. С.190−191- Комсомол Горного Алтая. Горно-Алтайск, 1980.

Довольно большую группу составляют публицистические работы алтайских журналистов и ветеранов спорта, более свободные от идеологических догм, что позволило показать объективную картину состояния физкультурного движения в крае, в том числе в вузах. Оригинальна по структуре и разнообразна по содержанию книга бывшего корреспондента «Комсомольской правды» В. Н. Горлова, в которой рассказывается о спортивных клубах и командах, наиболее заметных страницах физкультурной истории края, содержится описание строительства простейших спортивных объектов и рекомендаци врачей, тренеров и спортсменов начинающим физкультурникам. Его перу принадлежит также интересная работа «На сельских стадионах Алтая», где есть информация о спортсменах Алтайского сельскохозяйственного института-участниках краевых сельских олимпийских игр.1.

Необходимо заметить, что центральная периодическая печать также постоянно уделяет внимание физкультуре и спорту, в частности, проблемам студенческого спорта.2.

На четвертом этапе историографии, охватывающем период с 1990;х гг. по настоящее время расширяется проблематика исследований в области физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах Алтайского края.

Из работ отечественных авторов наибольший интерес представляют работы Б. Р. Голощапова «История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта» (1995) и «История физической культуры и спорта» (2001г.), Б. А. Базунова «Спорт. XX век. Хроника отечественного и мирового спорта: события, персонажи, рекорды» (2001г.), Ю. П. Горелова «История физической культуры и спорта» (1997г.).

Во второй половине 1990;х гг. появились работы, посвященные отдельным проблемам организации студенческой спортивной жизни в вузах современной России3. Наиболее интересен из них для нашего исследования очерк В. И. Ильинича,.

1 На старт приглашаются все! Барнаул, 1985; На сельских стадионах Алтая. Барнаул, 1986.

2 Бойко А. Выше взлёт, «Бурсвсстник"//Комсомольская правда, 20 июля, 1982; Константинов П. Урок здоровья (Проблемы совершенствования физкультурно-оздоровительной работы среди студснчества)//Студ. меридиан. 1982. № 8. С. 1−2.

3 Ильинич В. И. Студенческий спорт и жизнь. М., 1995; Физическая культура студента. М., 1999. в котором сделана попытка очертить основные периоды развития студенческого спорта в стране.

Крупный блок в историографии темы составляют опубликованные результаты всесоюзных и всероссийских научных конференций, отражающих практический опыт организации спортивных мероприятий в коллективах, в том числе в вузовских1. Большинству из этих статей и тезисов присущи комплексный подход к анализу вопросов физкультурно-массовой работы и спорта высших достижений, соединение ретроспективного и современного моментов в истории спортивной жизни в вузах. Их авторы отдают приоритет, в основном, положительному опыту, но, вместе с тем, обращают внимание на недостатки физкультурно-спортивного движения: слабость материально-спортивной базы и не всегда высокую эффективность ее использования, частую сменяемость кадров преподавателей физвоспитания и тренеров, разрыв в организации учебно-физкультурной и спортивно-массовой работы на младших и старших курсах, недостаточную согласованность действий кафедр физвоспитания и спорта, спортклубов, комитетов комсомола и других общественных организаций.

Оценивая в целом общесоюзную и общероссийскую литературу советского и постсоветского периодов, посвященную проблеме физической культуры, следует отметить, что в ней содержится много фактического и цифрового материала, имен спортсменов, тренеров и преподавателей физкультуры, однако вопросы студенческого спорта в большинстве работ освещаются фрагментарно, вместе с другими. До настоящего времени нет серьезных исследований исторического опыта физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах во всероссийском масштабе, равно и в отдельных регионах страны.

Основная доля научной разработки темы физкультуры и спорта в вузах Алтайского края принадлежит местным исследователям. В 1997 г. была опубликована монография барнаульского историка В. И. Буракова «Развитие.

1 Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире//Тез. докл. науч.-практ. конф. М., 1994; Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения//Мат. науч.-практ. конф. Ростов н/Д., 1994; Актуальные проблемы пропаганды физической культуры и спорта: материалы всесоюз. семинара лекторов, состоявшегося в г. Вильнюсе 21−23 февр. 1990. Сборник. М., 1990. физической культуры в Сибири" - первое комплексное исследование истории физкультурно-спортивного движения в сибирском регионе в 1960;1980;х гг. В ней рассматриваются проблемы формирования материальных и гуманитарных условий для физкультурных занятий, развития массовой физкультуры и спорта высших достижений, показывается возрастание роли физической культуры в сфере социальной деятельности, как неотъемлемой части отечественной культуры. Основанная на большом количестве источников, прежде всего, документов архивов, монография расширяет представления об организации физкультурно-спортивного движения, благодаря чему оно приобрело современное содержание.

Один из разделов работы посвящен развитию физической культуры в вузах. В нем исследованы такие аспекты темы, как создание материально-технической базы для физкультурного движения, реализация кафедрами ФВС учебных программ по физвоспитанию, организация спортивно-массовой деятельности в академических группах, на курсах и факультетах — от небольших турниров по отдельным спортивным дисциплинам до общевузовских спартакиад, работа спортклубов по подготовке квалифицированных спортсменов, формы организации спортивных занятий преподавателей и сотрудников. Автор обстоятельно анализирует работу административных подразделений и общественных организаций многих сибирских вузов, в том числе алтайских — Барнаульского, Бийского, Горно-Алтайского пединститутов и Алтайского политехнического института.

В монографии отмечается, что организация физкультурно-спортивной деятельности в коллективах вузов, при всем ее многообразии и динамичности, имела ряд изъянов: хроническое отставание материально-технического обеспечения занятий физической культурой от реальных потребностей, в частности, отсутствие спортивных комплексов при студенческих общежитиях и в студгородках, углубление диспропорции в материально-финансовом обеспечении массовой физкультуры и спорта высших достижений, нехватка качественного спортивного инвентаря и оборудования, слишком большая учебная нагрузка у преподавателей физвоспитания, недооценка социальной значимости физической культуры отдельными руководителями.

В том же году В. Бураковым была опубликована еще одна большая работанаучно-популярный очерк «Сибирь спортивная», в которой содержатся многие дополнительные сведения о физкультуре и спорте в городах и селах региона. Большое внимание в книге уделяется исследованию опыта организации физкультурно-спортивного движения в алтайских вузах. Автор подчеркивает, что к концу 1980;х гг. в вузах Сибири, как и в стране в целом, сложилась хорошо организованная, многогранная и достаточно эффективная система физического воспитания студенчества и спортивно-массовых мероприятий, материально минимально обеспеченная и творчески развивавшаяся, обладавшая немалым потенциалом для совершенствования. Негативные моменты в организаторской работе компенсировались творческой, подвижнической деятельностью преподавателей физвоспитания и тренеров, помощью общественных организаций и ветеранов спорта1.

Отдельные сведения о спортивных событиях в вузах Алтая содержатся в энциклопедии Алтайского края, опубликованной в 1995 и 1996 гг.. В первом ее томе имеется исторический очерк о развитии физкультурно-спортивного движения в крае, включающий характеристику студенческого спортобщества, а во втором — 60 статей о выдающихся спортсменах, тренерах, спортклубах, командах, соревнованиях и спортивных сооружениях. Значительный интерес для настоящего исследования представляют материалы о физкультуре и спорте в энциклопедии г. Барнаула3.

Краткая хроника физкультурных событий в крае с 1920 по 1988 гг. изложена в труде ветерана спорта С.И.Банникова4. Автор отмечает большой вклад вузовских коллективов в развитие массового спорта, подчеркивая, что в большинстве.

1 Сибирь спортивная / История, опыт, проблемы физкультурно-спортивного движения в Сибири (1960;1985 гг.). Барнаул, 1997. С.ЗЗЗ.

2 Бураков В. И. Физическая культура и спорт //Энциклопедия Алтайского края. Т.1. Барнаул, 1995. С.310−318- Т.2. 1996.

3 Бураков В. И., Буракова О. В. // Барнаул: Энциклопедия. Барнаул. 2000.

4 Банников С. И. Алтай спортивный: страницы истории. Барнаул, 1994. спортивных дисциплин — легкой атлетике, спортивной гимнастике, фехтовании, классической борьбе, борьбе самбо и других — первыми мастерами спорта в крае были студенты. Отдельные моменты из истории студенческого спорта содержатся в книге «Алтай спортивный», изданной в 1995 г.

Из работ обобщающего плана о физкультурной деятельности в Алтайском крае наиболее интересен опубликованный в 1995;1996 гг. двухтомник авторов В. П. Улько, В. П. Насонова и В. И. Нейштадта «От Демидовской площади до Лиллехаммера» — своего рода летопись с десятками персонажей: физкультурных организаторов, тренеров, спортсменов, арбитров, среди которых много представителей студенческого спорта. О развитии туризма в крае, рабочих и вузовских турклубах, маршрутах и походах алтайских туристов-студентов рассказывается в историко-справочном труде В. Арефьева, А. Чудова, В. Коржнева1.

В 1990;х гг. были изданы очерки истории большинства алтайских вузов, в которых опыт организации физкультурно-спортивного движения освещается наряду с другими сюжетами2. Их авторы акцентируют внимание, в основном, на достижениях команд и отдельных спортсменов. Исключением является книга по истории Алтайского технического университета, опубликованная в 2002 г., содержащая аналитическое обобщение многообразного опыта работы отделения физической культуры и спорта по организации физкультурно-учебных занятий и спортивных мероприятий со студентами, преподавателями и сотрудниками за 60 лет существования вуза3. В очерках по истории Барнаульского педагогического университета наиболее подробно освещается работа факультета физической культуры и спорта.

В 2001 г. увидела свет монография, представляющая хронику событий физкультурной жизни в первом техническом вузе на Алтае, снабженных.

1 Туризм на Алтае. Барнаул, 1994; Коржнев В. Н. Организация проведения полевых практик и туристических походов. Бийск, 2001.

2 Бураков В. И. Алтайские политехники. Барнаул. 1986; Алтайский политехнический. Барнаул 1992; Бураков В. И. Алтайский государственный технический университет имени И. И. Ползунова. События, даты, люди. Барнаул, 1999; БГПУ. Путь длиной в 60 лет. Барнаул, 1999; Бийскому государственному педагогическому институту 60 лет. Бийск, 1999; Колтаков К. Г. Собирание друзей. Бийск, 1999.

3 Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова. Барнаул. 2002. С.166−173. аннотациями1 — единственная работа такого плана в России. Написанная на основе архивных документов, она содержит обширную информацию о формировании материальных, организационных и гуманитарных условий для физкультурно-оздоровительной деятельности, развития массовой физкультуры и спорта высших достижений. В книге убедительно показано, что вопросы физического воспитания и спорта в АлтГТУ всегда были предметом постоянного внимания администрации и общественных организаций, а физкультурно-спортивное движение развивалось целенаправленно и динамично. Авторы подчеркивают, что существовавшая система учебных занятий по физвоспитанию, организация активного досуга студентов и преподавателей, работа спортивных секций и подготовка команд были достаточно эффективными, а занятия студентов спортом носили массовый характер.

Однако, в целом, степень изученности исторического опыта организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах недостаточна. Результаты исследований представлены, в основном, в статьях, тезисах выступлений на конференциях, в научно-популярных и публицистических очерках и сборниках. В отечественной исторической литературе пока еще нет специальных работ, посвященных физкультуре и спорту в системе высшего образования в масштабе всей страны и в рамках ее отдельных регионов, республик, краев и областей.

Объектом исследования является физическая культура и спорт в системе высшего образования в России, как средство воспитания и образования молодого поколения, подготовки будущих специалистов к общественной деятельности, сохранения нравственного и физического здоровья нации.

В качестве предмета исследования определена деятельность государственных и общественных структур по развитию физкультурно-спортивного движения в вузах в 1945; 1991 гг.

Актуальность и недостаточная изученность темы предопределили цель диссертационного исследования — реконструировать опыт организации.

1 Бураков В. И. Буракова О.В. Физкультура и спорт в Алтайском государственном техническом университете им. И. И. Ползунова: хроника событий 1941;2000 гг. Барнаул, 2001. физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах Алтайского края в 1945;1991 гг. с тем, чтобы посредством анализа типичного определить общие закономерности и тенденции физкультурно-спортивного движения в системе высшего образования Российской Федерации.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи: раскрыть основные направления деятельности государственных и общественных структур по организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузовских коллективахвыявить особенности формирования материальных, кадровых и гуманитарных условий для занятий физической культуройопределить этапы в развитии физкультуры и спорта в исследуемые годыобобщить спортивные достижения вузовских физкультурниковвыработать практические рекомендации по совершенствованию организации физкультурной работы в вузах.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1945;1991 гг. Начало периода очерчено окончанием Великой Отечественной войны и началом мирной жизни советской страны, а его завершение связано с событиями второй половины 1991 г., когда прекратил существование Советский Союз, и на постсоветском пространстве возникли независимые государства, в их числе — Россия. За четыре с половиной десятилетия физкультурно-спортивное движение, опираясь на мощную государственную поддержку, трансформируя опыт прежних лет и пройдя важнейшие этапы развития, стало неотъемлемой составной частью жизнедеятельности советского общества и заняло прочные авангардные позиции в мировом олимпийском движении. Экономические трудности в стране, конфликтная ситуация с олимпийскими играми в Москве и Лос-Анджелесе в 1980 и 1984 гг., социально-экономические перемены в процессе «перестройки» негативно сказались на состоянии физкультуры и спорта в стране, но в целом они сохранили немалый потенциал развития. На это время приходятся кардинальные изменения в масштабах физкультуры и спорта в вузовских коллективах, создании материально-спортивной базы, развитии самодеятельного спорта и спорта высших достижений, росте рейтинга студенческого спортобщества в отечественном физкультурном движении. В течение такого большого периода отечественной истории на примере вузов Алтайского края можно проследить динамику студенческого спорта, обобщить и проанализировать опыт физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы административных структур и общественных организаций, определить этапы, закономерности, тенденции и перспективы вузовского физкультурно-спортивного движения.

Методологическую основу исследования составили материалистическое понимание истории и системно-комплексный подход к изучаемой проблематике.

Принцип историзма предусматривает выявление и описание максимально полного набора фактов, необходимых для решения конкретной исторической задачи, предполагает, что события, ситуация и процессы причины обусловлены, функционально связаны, различаются по степени их значимости. Опираясь на факты, мы пытаемся воспроизвести, отразить, реконструировать и объяснить причинные и функциональные связи, действующие в обществе в эти годы с целью создания концептуальной схемы.

Принцип историзма требует рассматривать всю совокупность исторических источников во временном объекте, в нашем исследовании — в течение всего периода с 1945 по 1991гг. Он предполагает формирование эмпирической базы исследования, анализ и интерпретацию фактов, конструирование исторической картины, этапов и периодов её развития, изучение объекта в движении.

Применение принципа научной объективности проявилось в использовании широкого круга источников и литературы, в сопоставлении различных данных. Это позволило приводить только факты в доказательство выдвигаемых положений.

Методы исследования. В данной работе был использован комплекс традиционных и инновационных методов: концептуально-теоретический анализ, сравнительно-исторический анализ, проблемный, хронологический, историческогенетический, системный, аналогия, вторичный анализ историографического материала, а в отдельных случаях — методы социологии и социальной психологии.

Источниковой основой для написания диссертации послужили опубликованные и неопубликованные документы, материалы периодической печати, краевого спортивного музея и вузовских спортивных комнат, воспоминания преподавателей и студентов, ветеранов спорта. Документы высших органов власти, в т. ч. специальные партийно-правительственные постановления 1946, 1949, 1959, 1966, 1972, 1981, 1985, 1989 гг. и другие, в которых излагаются теоретические и организационные принципы и направления физкультурно-спортивной деятельности, содержатся, в основном, в сборниках «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», а также в тематических и справочно-статистических сборниках, подготовленных всесоюзными и российским республиканским комитетами по физкультуре и спорту.1 Материалы о физкультуре и спорте сосредоточены в статистических ежегодниках о развитии народного хозяйства СССР и РСФСР. Краткая информация о спортивных сооружениях, количестве занимающихся физкультурой и квалифицированных спортсменах имеется в сборниках о развитии народного хозяйства Алтайского края в исследуемый период. Использованы также опубликованные постановления некоторых конференций и пленумов крайсовета студенческого спортобщества, краевые комплексные целевые программы и справочно-информационные материалы на физкультурную тему.2.

Основную роль источниковой базы исследования составили неопубликованные документы государственных и общественных органов и организаций, извлеченные из Центра хранения архивного фонда Алтайского края (ЦХАФ АК). В диссертации автор использовал в общей сложности материалы 28 фондов центрального и местного архивов.

1 См., например: Физическая культура и спорт в СССР. М., 1967; Физическая культура в СССР. М., 1978; Физическая культура и спорт в РСФСР в 11-й пятилетке. М., 1986; Физкультура и спорт в СССР. М., 1987.

2 Алтайская краевая отчетно-выборная конференция ДСО «Буревестник». Барнаул, 1975; Комплексная программа развития физкультуры и спорта в Алтайском крае в 11-й пятилетке, Барнаул, 1981. Основные показатели развития физкультуры и спорта в Алтайском крае за десятую пятилетку, Барнаул, 1982.

Основополагающий материал содержится, прежде всего, в фондах вузов: Барнаульского государственного педагогического института (университета) -Ф.750- Алтайского политехнического института (технического университета) — Ф. 255- Алтайского сельскохозяйственного института (аграрного университета) — Ф. 181- Алтайского медицинского института (университета) — Ф. 1534- Алтайского государственного университета — Ф.1595- Алтайского государственного института искусств и культуры — Ф. 1663. В работе использованы документы ректоратов: приказы, распоряжения, справки, информации в вышестоящие инстанциипрофсоюзных комитетов: протоколы и стенограммы собраний и заседаний, отчеты и информации комиссий по организации отдыха и физкультурно-спортивной работепротоколы заседаний и годовые отчеты кафедр физвоспитания и спорта и правлений спортклубов (в БГПУ — документы всех кафедр, входящих в состав факультета физической культуры и спорта), материалы некоторых деканатов. В этих документах сконцентрирован большой фактологический материал, включая статистические данные о количестве занимавшихся спортом, физкультурно-учебной деятельности, спортивных секциях и командах, физкультурно-оздоровительных лагерях и турклубах, массовых спортивных мероприятиях и достижениях вузовских спортсменов.

Ценные сведения почерпнуты из документов вузовских партийных организаций: БГПИ — Ф. 385- Бийского государственного педагогического института (БиГПИ) — Ф. 5796- АПИ — Ф. 3948- АСХИ — Ф. 3599- АГМИ — Ф. 8423- АГУ — Ф. 9765, АГИИК — Ф. 9850- Бийского филиала АПИ — Ф. 1909; Рубцовского факультета АПИ — Ф. 8577. Интерес к этим документам объясняется тем, что большинство принципиальных вопросов организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы решались в партийных комитетах. В них отражено многообразие рассматриваемых проблем — от финансирования физкультуры и спорта до организации активного отдыха преподавателей и сотрудников.

Дополнительные данные по теме исследования извлечены автором из приказов, распоряжений и инструктивных писем министерств, также содержащихся в фондах вузов. Изучение совокупности вышеназванных документов позволяет проследить смещение со временем акцента в работе административных и общественных структур от массовой физкультуры в сторону спорта высших достижений, когда учебная физкультура, физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая деятельность увязывались воедино, а комплексные постановления стали более полными и профессионально компетентными. Исследованы также материалы текущих архивов всех государственных вузов в крае. В общем комплекс этих документов помогает реконструировать основные направления организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах Алтая.

Значительный интерес представляют документы фонда исполнительного комитета Алтайского краевого совета депутатов трудящихся (народных депутатов), особенно материалы постоянной комиссии по физкультуре и спорту при исполкоме, которая контролировала выполнение решений, принятых на сессиях, осуществляла пропагандистскую работу. Изучены постановления и распоряжения, посвященные работе отдельных вузов, развитию физкультурно-спортивной деятельности студенческого спортобщества.

Нами исследованы фонды Алтайского крайкома КПСС, Барнаульского, Бийского, Рубцовского горкомов КПСС — стенограммы и протоколы партийных конференций, пленумов, активов, заседаний бюро и секретариата комитетов. Их характерной особенностью, отражающей влияние командно-административной системы, является приказной стиль ряда документов, жесткость формулировок и, в то же время, обтекаемость критики, без указания конкретных фактов и имен. Наибольшую ценность для исследования представляют материалы физкультурно-хозяйственных активов и совещаний, позволяющие выявить истинное положение дел в области физкультуры и спорта, определить приоритетные направления этой деятельности, в т. ч. в вузовских коллективах.

В диссертации использованы документы фонда Крайкома комсомола и вузовских комитетов ВЛКСМ. В отличие от партийных, в них преобладают статистические данные, не всегда достоверные. Значительная их часть посвящена внедрению среди студентов комплекса ГТО. Обобщающие данные о материально-техническом обеспечении студенческого спорта извлечены из фондов Всесоюзного Центрального совета профсоюзов.

Большой и интересный материал содержится в документах краевого комитета (союза) по физической культуре и спорту. Особенно содержательны протокольные данные заседаний коллегии комитета и пленумов крайсовета ДСО «Буревестник», отчеты и информации в вышестоящие инстанции. В них представлены сводные сведения о количестве занимавшихся физкультурой и квалифицированных спортсменов, спортивных сооружений, соревнованиях, достижениях и проблемах в области массовой физкультуры и спорта высших достижений в вузах.

Совокупность архивных источников позволяет, в целом, исследовать основные сюжеты в организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах, выявить ее эффективность и негативные моменты. Большая часть архивных документов о физкультуре и спорте впервые вводится нами в научный оборот.

Важным источником исследования являются периодические издания 1945 -1991гг. В общей сложности автором использованы материалы 10 журналов, из них 6 центральных, и 15 газет, из них 5 центральных, 5 краевых, областных, городских и 5 вузовских.

Центральная печать содержит довольно много материалов о состоянии физкультуры и спорта в вузах Сибири, в т. ч. и в Алтайском крае. В основном это заметки о выступлениях спортсменов-студентов в крупных соревнованиях, режепроблемные статьи о студенческом спорте. Большая часть публикаций о спорте принадлежит журналистам, ветеранам спорта, преподавателям физкультуры и тренерам.

Публикации в местных газетах — это пласт многообразной и интереснейшей информации о спортивных событиях в вузах, их организаторах и участниках. Разнообразны их формы и жанры: тематические полосы, очерки о коллективах физкультуры и спортклубах, спортивных командах, тренерах и ветеранах спорта, репортажи и фоторепортажи о крупных турнирах, интервью, проблемные статьи о развитии физкультурно-спортивного движения в отдельных вузах, статьи об организаторах спортивных мероприятий, спортивные страницы и целые спортивные выпуски краевых, областных и городских газет. В исследуемый период в газетах появились многие новые рубрики, многие из которых выдержали проверку временем и стали традиционными. Отметим при этом, что часть материалов посвящена истории физкультуры и спорта в вузовских коллективах.

В краевой газете «Алтайская правда» спортивные материалы помещались под рубриками: в 1945;1959гг. — «Физкультура и спорт», «Спортивные новости», «Спортивный обзор», «Спорт" — в 1960 — 1980гг. — «На спортивные темы», «Спортивное воскресенье», «На старте», «Спортивные встречи», «Новости спорта», в 1981 — 1991гг. — «Спортивная шеренга», «Спортивные рекорды», «Новости спорта», «Из прошлого», «Далекое — близкое», «Олимпийцы с Алтая», «Из истории спорта на Алтае». С 1976 г. появилась рубрика «Спортивный семестр» — о достижениях, проблемах и перспективах студенческих коллективов физкультуры. В мае 1958 г. появился первый номер бюллетеня «Спортивные новости Алтая». В газете «Молодежь Алтая» (до 1956 г. «Сталинская смена») кроме постоянных рубрик «Физкультура и спорт» и «Новости спорта» имели место и другие: «Сила, молодость, здоровье», «Вперед к новым рекордам», «Летний спортивный сезон», «Спорт зимой», «Турнирный калейдоскоп», «Шахматный клуб», «Алтай студенческий», В городской газете «Бийский рабочий» самыми постоянными рубриками были: «Физкультура и спорт», «Спортивная хроника», «Спортивное обозрение». Материалы на спортивную тему помещались также под рубрикой «По нашему городу». В областной газете «Звезда Алтая» помимо традиционных помещались рубрики «По Горному Алтаю», «На спортивном меридиане», «В студенческом спортивном коллективе», «Студенты и физкультура».

При написании работы использованы также публикации в многотиражных газетах «За сельскохозяйственные кадры» — Алтайского аграрного университета, «Алтайский политехник» — Алтайского государственного технического университета, «Учитель» — Барнаульского государственного педагогического университета, «Медик Алтая» — Алтайского государственного медицинского университета, «За науку» — Алтайского госуниверситета. На их страницах систематически помещались обстоятельные материалы о физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе в коллективах.

В целом совокупность публикаций в периодической печати и другие информационно-пропагандистские материалы позволяют существенно пополнить картину физкультурной жизни в вузах края в исследуемый период.

Некоторые дополнительные сведения получены автором непосредственно от преподавателей вузов, тренеров, ветеранов спорта, работников администрации Алтайского края. Использованы также материалы краевого музея истории физкультуры и спорта.

Научная новизна исследования состоит в том, что впервые в отечественной историографии изучен опыт организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в комплексе в вузах крупного региона — Алтайском крае в 1945;1991 гг. При этом, в отличие от предшественников, физическая культура рассматривается как составная часть отечественной и мировой культуры, в качестве одной из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека, как средство воспитания и образования людей, подготовки их к общественной деятельности.

В диссертации делается попытка преодолеть имеющий место в литературе разрыв между физкультурно-учебной и спортивно-массовой работой, показать их в единстве и взаимосвязи, раскрыть основные направления деятельности государственных и общественных организаций по восстановлению и развитию вузовской физкультурной инфраструктуры в послевоенное время и модернизации системы физического воспитания студентов в последующие годы, показать структурно-системные изменения в вузовской физкультурной жизни в перестроечный период, определить особенности формирования материальных и гуманитарных условий для занятий физкультурой и спортом в вузах Алтая, выявить тенденции в развитии вузовского физкультурно-спортивного движения и определить его этапы.

Практическая значимость исследования определяется полученными результатами, выводами и предложениями, которые в определенной степени могут содействовать более успешной деятельности вузов России по организации физкультурно-массовой работы, формированию современной, эффективной и перспективной структуры управления физической культурой, системы физического воспитания студенчества и спорта высших достижений, росту массовости спортивных занятий. Результаты исследования использованы при разработке спецкурса по истории физической культуры в рамках вузовского курса Отечественной истории. На основе диссертации подготовлены также практические рекомендации для кафедр физвоспитания и спорта алтайских вузов, направленные на повышение роли физического воспитания в подготовке специалистов с высшим образованием. Материалы исследования могут найти применение при написании спортивных энциклопедий, других научных трудов и учебных пособий по истории Сибири и краеведению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Изучение и обобщение опыта организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузах Алтайского края в 1945 — 1991 гг. является общей задачей данного исследования. На основании глубокого и всестороннего анализа фактического материала автор пришел к следующим выводам.

1. Государственные и общественные организации проделали большую работу по развитию физкультуры и спорта в вузах Алтайского края. Процесс расширения и обновления форм и средств организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в крае, отличаясь творческим разнообразием, в основном, совпадал с аналогичными событиями в других регионах и в целом в стране, отражая важную черту общественного развития — возрастание роли физической культуры в жизни вузовских коллективов. Результатом этой деятельности явился значительный рост массовости занятий физкультурой, прежде всего в качестве оздоровительного средства и подъем спорта высших достижений. Наиболее очевидные недостатки этой работы — излишняя централизация спортивных мероприятий, недостаточная материально-техническая и финансовая база, не всегда рациональная эксплуатация спортивных сооружений, несоблюдение преемственности в использовании организационного опыта — в определенной степени компенсировались творческой работой преподавателей и тренеров, ветеранов спорта и помощью общественности.

2. Особенности физкультурной деятельности в алтайских вузах определяются прежде всего тем, что они до конца 1950;х гг. оставались небольшими провинциальными институтами со слабой материальной базойв то же время роль вузовских коллективов в общественной жизни края, включая физкультуру и спорт, возрастала.

3. В развитии физкультуры и спорта автор выделил 7 этапов: 1) 1945 — 1948 гг.- 2) 1949;1952 гг.- 3) 1953; 1959 гг.- 4) 1960;1968 гг.- 5) 1969; 1980 гг.- 6) 1981 г. — март 1985 г.- 7) март 1985 г. — 1991 г. Критериями для определения этапов послужили серьезные изменения политических и социально-экономических условий для развития физической культуры, соответствовавшие им новации в организации физкультурной работы и масштабы физкультурно-спортивного движения в вузах.

4. Как показывает исследование, уже в первые послевоенные годы в институтах была восстановлена структурно-системная основа для занятий физкультурой и спортом. С образованием самостоятельных кафедр физподготовки и введением первой послевоенной учебной программы по физическому воспитанию стало возможным сосредоточить усилия на решении конкретных проблем физкультурно-учебной работы. Большая роль отводилась физкультурным активам, с помощью которых формировались спортивные секции, проводились внутривузовские состязания и спортивные вечера с показательными выступлениями физкультурников. Вузам Алтая была оказана организационно-методическая помощь квалифицированных тренеров и спортсменов из Москвы и Ленинграда.

5. Качественные изменения в организации физкультурно-учебной и спортивно-массовой деятельности во второй половине 1950;х гг. были связаны с процессом укрупнения вузов, увеличением их финансирования и улучшением материального и медицинского обеспечения занятий физкультурой. В течение этого времени кафедры физвоспитания и спорта были укомплектованы специалистами с высшим специальным образованием — выпускниками институтов физической культуры, действовали усовершенствованные программы по физическому воспитанию студентов. Все алтайские институты, кроме медицинского, образованного в 1954 г., имели фунтовые спортплощадки, легкоатлетические секторы, простейшие гимнастические городки и небольшие спортивные залы. Улучшилось снабжение спортинвентарем, часть которого производилась на местных предприятиях. В целом материально-спортивная база была откровенно бедной, что объективно затрудняло реализацию учебной программы по физвоспитанию.

6. Образование в вузах коллективов физкультуры, подготовка общественных инструкторов, тренеров и судей по спорту, распределение преподавателей физвоспитания по факультетам в качестве ответственных за физкультурную работу способствовали росту спортивно-массового движения. Как показало исследование, скоординированная деятельность кафедр физвоспитания и спорта, деканатов, профсоюзных и комсомольских комитетов, советов коллективов физкультуры и физоргов курсов и групп привели к значительному увеличению числа культивируемых видов спорта и спортивных секций, помогли сформировать систему внутривузовских спортивных мероприятий и популяризации занятий физкультурой.

7. В конце 1950;х гг. в барнаульских вузах были образованы спортклубы, что дало возможность более четко разграничить физкультурно-учебную и спортивно-массовую работу, улучшить процесс подготовки квалифицированных спортсменов и команд. Анализ спортивных выступлений алтайских студентов показывает, что в общем их результаты были невысокими и в большинстве видов спорта ниже, чем у представителей вузов европейской части странывместе с тем отдельные представители края успешно выступали в соревнованиях высокого уровня. Постепенно сложилась традиция сотрудничества вузов Алтая и соседних регионов в физкультурной сфере, в основном, в форме обмена спортивными делегациями и матчевых встреч по различным видам спорта.

8. Как показало исследование, в 1960 — 1980 гг. произошло обновление физкультурной инфраструктуры в вузах: действовала новая учебная программа по физвос-питанию, обеспечивавшая преемственность физической подготовки студентов в течение их учебы в вузеконкретизировалась работа спортклубовпоявились новые формы организации физкультуры и спорта. Состав кафедр физвоспитания и спорта постоянно пополнялся выпускниками факультета физвоспитания Барнаульского пединститута, первый выпуск которого состоялся в 1969 г. Учебные группы комплектовались по результатам проверочных занятий — тестов, разработанных на кафедрах ФВС и медицинского осмотра студентов. Значительно увеличилось число культивировавшихся в вузах видов спорта. Исторически сложилось так, что в каждом из вузов определились приоритетные спортивные дисциплины. За 20 лет произошли позитивные изменения в материальном обеспечении занятий физкультурой и спортом: все алтайские вузы располагали стандартными спортзалами, некоторые из них — специальными залами для занятий тяжелой атлетикой, борьбой, боксом и гимнастикойв политехническом вузе построили легкоатлетический манеж, в сельскохозяйственном и Барнаульском педагогическом институтах — учебнотренировочные стадионы. К концу 1970;х гг. барнаульские вузы имели свои загородные лыжные базы, стрелковые тиры, некоторые — летние физкультурно-оздоровительные лагеря. В лагерях были оборудованы спортивные комплексы, состоявшие их гимнастического городка, игровых площадок, легкоатлетического сектора, столов для игры в настольный теннис.

9. Основной формой организации соревнований являлась спартакиада, проводившаяся в 3 этапа: на факультетах, в общежитиях и в финале — среди сборных команд. Кроме спартакиад, проходили групповые, курсовые и факультетские турниры по отдельным видам спорта, состязания на приз первокурсника по легкой атлетике и общефизической подготовке, открытые соревнования, кубковые турниры. В процессе реализации усовершенствованного комплекса ГТО, принятого в 1972 г., в вузах появились такие формы спортивно-массовых мероприятий как оборонно-спортивные эстафеты, турниры и конкурсы, месячники оборонно-массовой и спортивной работы, спартакиады по летнему и зимнему многоборью ГТО. В указанные годы сложилась достаточно эффективная система подготовки общественных инструкторов, тренеров и спортивных арбитров на отделениях спорта и туризма факультетов общественных профессий.

10. Поиски новых форм внедрения физкультуры и спорта в режим учебы, быта и отдыха студентов привели к созданию спортивных советов в вузовских летних лагерях, которые организовывали утреннюю зарядку, массовые соревнования по плаванию, спортивно-развлекательные эстафеты, спартакиады, спортивные секции. Уникален опыт физкультурно-оздоровительной работы в студенческих стройотрядах. Спортивные организаторы проводили физзарядку, состязания по игровым видам спорта, легкой атлетике, шахматам, отрядные спартакиады и малые олимпийские игры.

11. Значительные перемены произошли в организации туризма. В составе вузовских турклубов работали секции пешеходного, горного туризма и спортивного ориентирования, а в туристическом клубе «Горизонт» Горно-Алтайского пединститута — секция водного туризма. С 1969 г. комитеты комсомола организовывали лыжные походы студенческих отрядов «Снежного десанта» по территории сельских районов, составной частью деятельности которых были спортивные мероприятия.

12. Большим разнообразием, как показало исследование, отличалась физкультурно-оздоровительная работа среди преподавателей и сотрудников. Наиболее устойчивой организационной формой этой деятельности в вузах были группы «Здоровье», объединявшие сторонников активного отдыха. В их рамках осуществлялись лыжные прогулки, небольшие турпоходы, тренировки и состязания по различным видам спорта. С 1972 г. проводится краевая спартакиада преподавателей «Бодрость и здоровье».

13. Качественные изменения в эволюции спорта высших достижений связаны, прежде всего, с подъемом массовости занятий спортом, улучшением их материальной и структурной основы и совершенствованием системы подготовки высококвалифицированных спортсменов, формированием устойчивых традиций, возрастанием удельного веса сибирских спортивных школ, их интегрированностью в отечественное и мировое физкультурное движение. Росту спортивных результатов способствовали переход на круглогодичный цикл тренировок, применение современных научных методик, технических новинок и тренажеров, улучшение медицинского обеспечения занятий спортом, а также складыванием системы соревнований разного уровня — от внутривузовских до всероссийских, всесоюзных и мировых чемпионатов. Результатом большой работы государственных организаций и общественности, спортивных клубов и школ в соединении с усилиями тренеров стало увеличение числа квалифицированных спортсменов во многих видах спорта, прежде всего, в олимпийских. Алтайские студенты становились победителями и призерами крупных спортивных турниров. В вузах Алтая, как и в других регионах, сложилась система поощрения и стимулирования работы тренеров и спортсменов.

14. Исследование подтверждает прямую взаимозависимость физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с улучшением популяризации занятий спортом. В вузах были учреждены Книги почета для лучших спортсменов, тренеров и преподавателей физвоспитания, оформлялись стенды и выставки спортивных достижений. Спортивные события освещались в вузовских многотиражных газетах, бюллетенях и радиогазетах. Итоги крупных состязаний и спортивных сезонов публично подводились на вузовских и межвузовских спортивных вечерах. В актовых залах и аудиториях демонстрировались короткометражные фильмы о спорте. Продолжилась традиция встреч студентов с лучшими спортсменами, участниками олимпийских игр и других крупных соревнований. Создавались вузовские комнаты и музеи спортивной славы.

15. В первой половине 1980;х гг. в содержании физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в вузах края произошли позитивные перемены по сравнению с предыдущим периодом. Увеличилась доля преподавателей и тренеров с учеными степенями и званиями, званием мастера спорта СССР. Учебные занятия по физвоспитанию проводились на первых трех курсах, для старшекурсников предусматривались факультативные занятия по общей физподготовке. Как и прежде, студентов распределили по группам: основной, подготовительной и специальной. Во всех вузах работали кабинеты врачебного контроля, что позволяло осуществлять постоянно все функциональные обследования студентов. В политехническом и медицинском институтах были созданы студенческие поликлиники. Явственно проявилась тенденция к увеличению числа студентов, освобожденных от обязательных занятий по состоянию здоровья.

16. Сравнительное изучение источников показало, что в вузах продолжался рост спортивных объединений: возникли клубы любителей бега, лыжного спорта, ритмической гимнастики и группы общефизической подготовки, в сельскохозяйственном институте — конно-спортивная секция. Появились новые формы организации спортивных мероприятий: в Бийском и Горно-Алтайском пединститутах — зимние и весенние месячники здоровья, малые олимпиады, спортивные праздникив политехническом институте — «Приз первой лыжни», «Командирская гонка», «Всей семьей на старт" — в сельхозинституте — осенние состязания на стадионе в честь Дня работников сельского хозяйствав мединституте — весенние и осенние стройотрядовские спартакиадыв университете — кубковый розыгрыш по волейболу среди женских и мужских командкраевые олимпийские игры студенческих стройотрядов. Спортсмены университета участвовали в универсиадах, политехнического института — в политехниадах Урала, Сибири и Дальнего Востока.

17. Во второй половине 1980;х — начале 1990;х гг. в вузах в целом сохранилась структурно-системная основа физкультуры и спорта, прежде всего, организаторская роль кафедр физвоспитания и спортклубов, но вместе с тем выросла роль других общественных объединений: факультетских и курсовых спортсоветов и физкультурно-оздоровительных групп, клубов и кооперативов в студенческих общежитиях, спортивно-тренерского отделения на факультетах общественных профессий. Вместо спартакиады стали проводиться игры, в содержании которых приоритетное значение придавалось физкультурной работе в учебной группе. Организовывались новые спортивные мероприятия: дни здоровья на факультетах, открытие первенства вузов и факультетов по мини-футболу, армрестлингу, спортивно-развлекательные конкурсы, семейные спортивные состязания, межвузовский поход «снежного десанта». Вузовские турклубы в конце 1980;х гг. перешли на хозрасчетную основу деятельности. Изучение свидетельствует, что в вузах разрабатывались перспективные — на 5 — 10 леткомплексные программы развития физкультуры и спорта.

В современной России, когда вопросы физического воспитания молодого поколения и вообще проблема оздоровления общества становится особенно актуальной, немалый вклад и во многом универсальный опыт алтайских вузов может найти применение как в республиках, краях и областях сибирского региона, так и в общероссийском масштабе. Результаты исследований в соединении с идеями, содержащимися в современном опыте российских и зарубежных вузов, позволяют предложить некоторые советы, которые на наш взгляд, могут способствовать повышению эффективности физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в системе высшего образования.

1. Целесообразно организовать региональную краевую общевузовскую ассоциацию содействия развитию физкультуры и спорта на общественных началах, основными задачами которой могли быть научная разработка перспективных направлений этой деятельности, истории студенческого спорта, поддержка спортклубов и координация усилий администраций вузов и общественных организаций.

2. При вузовских отделениях ассоциации или клубах могут быть образованы фонды, бюджеты которых формируются из добровольных взносов коллективных и индивидуальных спонсоров, а также за счет хозяйственной деятельности.

3. Не менее важно объединить усилия администраций вузов, для чего создать совет из представителей отделений и кафедр ФВС и спортсменов.

4. Существенно улучшить материально-спортивную базу в каждом из вузов, доведя её до нормативной. Создать межвузовский физкультурно-оздоровительный центр.

5. Основой деятельности администраций вузов, кафедр ФВС, спортклубов и других общественных организаций должны стать, кроме учебных программ, долговременные комплексные спортивные программы, разработанные с учетом профиля вуза, исторического опыта, традиций и иных существенных факторов. При этом необходимо предусмотреть развитие всех видов спорта, в первую очередь, олимпийских, сочетать массовые физкультурные мероприятия со спортом высоких достижений.

6. Улучшению спортивной работы может способствовать скоординированная внутривузовская и межвузовская система соревнований.

7. Одним из перспективных направлений в самодеятельном спорте может стать организация групп, кооперативов и других объединений по интересам, в которых наиболее оптимально реализовываются индивидуальные, корпоративные и общественные интересы и возможности.

8. Радикально улучшить изучение истории физкультуры и спорта, для чего ввести в учебные программы по физвоспитанию, а также по отечественной истории в вузах соответствующие разделы. Разработать систему учебных спецкурсов по истории физкультурно-спортивного движения в вузах.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П. Ода спорту (Пер. с фр.) (Предисловие В. Новоскольцева, С. 11 29). М.: Физкультура и спорт, 124 е., ил.
  2. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта (Пер. с венг.) /Под общ. ред. В. В. Столбова. М.: Радуга, 1992. 388 е., ил.
  3. В. И. Задачи Союзов молодежи (Речь на III съезде РКСМ 2 октября 1920 г.) // Поли. собр. соч. Т. 41. С. 298 318.
  4. В. И. Карл Маркс// Поли. собр. соч. Т. 26. С. 43 93.
  5. В. И. Речь на празднике Всеобуча 25 мая 1919 г.// Поли. собр. соч. Т. 38. С. 383.
  6. П. Ф. Избранные труды (Сост. И. Н. Решетов). М.: Физкультура и спорт, 1987.358 с.
  7. К. Капитал.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.26.С. 3 508.
  8. К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 4. С. 419 459.
  9. Н. К. Труд и спорт (Теоретические основы). Л.: 1987. 80 с.
  10. . Г. Введение в методологию истории. М.: Высшая школа, 1989. 175 с.
  11. Олимпийская хартия: Введена в действие с 15 июня 1995 г. на основе 104-й Сессии МОК в Будапеште. (Пер. с анг.). М.: 1996. 95 с.
  12. Организация физической культуры в СССР. Программа. М. Л.: Физкультура и спорт, 1949. 12 с.
  13. Советская система физического воспитания/ Под ред. проф. Г. И. Кукушкина. М.: 1975. 120 с.
  14. А. Проблема предмета истории физической культуры и ее места в системе наук//Теория и практика физической культуры. 1986. № 6. С. 5 16.
  15. В.Н. Роль советского государства в развитии физической культуры и спорта. Алма-Ата: 1973. 46 с.
  16. Документы высших органов власти
  17. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М.: 1992.
  18. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик. М.: Политиздат, 48 с.
  19. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. М.: Политиздат, 1976. 144 с.
  20. Программа Коммунистической партии Советского Союза (новая редакция). М.: Политиздат, 1986. 189 с.
  21. О мерах по улучшению физического воспитания и развитию спорта в высших учебных заведениях: Приказ Министра высшего образования СССР от19 июля 1951 г. // Правда. 1951. 22 июля.
  22. Об итогах работы VII пленума ЦК ВЛКСМ «О физкультурной работе комсомольских организаций среди молодежи»: Постановление VII пленума ЦК ВЛКСМ от 10 июня 1952 г.// Комсомольская правда. 1952. 12 июня.
  23. Об улучшении работы Алтайского института сельскохозяйственного машиностроения: Приказ Главного управления политехнических и машиностроительных вузов министерства образования СССР от 23 октября 1954.// ЦХАФ АК. Ф. 255. On. 1. Д. 4. Л. л. 5- 16.
  24. О передаче студенческих лагерей со всеми сооружениями и инвентарем в бесплатное пользование комитетам профсоюзов: Постановление министерства финансов СССР и ВЦСПС от 31 декабря 1958 г.// ЦХАФ АК. Ф. 255. Оп. 2. Д. 8. Л.л.4−9.
  25. О руководстве физической культурой и спортом в стране: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 9 января 1959 г.// Правда. 1959. 11 янв.
  26. КПСС. Съезд. 22-й. Стенографический отчет: В 3 т. М.: Политиздат, 1962. Т. 1 -3.
  27. КПСС. Съезд. 23-й. Стенографический отчет: В 2 т. М.: Политиздат, 1966. Т. 1 2.
  28. О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 августа 1966 г. // Физкуль-турно-спортивная работа профсоюзов: Сб. офиц. мат. М.: Профиздат, 1977. С. 1 -5.
  29. Об улучшении руководства физической культурой и спортом в стране: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 октября 1968 г.// Правда. 1968. 18 окт.
  30. КПСС. Съезд. 24-й. Стенографический отчет: В 2 т. М.: Политиздат, 1972. Т. 1 2.
  31. О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания туристов и экскурсий в РСФСР: Постановление Совета Министров РСФСР и ВЦСПС от 11 июня 1972 г.//Труд. 1972. 13 июня.
  32. Материалы XXV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. 256 с .
  33. О мерах по дальнейшему улучшению организации летних работ студенческих отрядов: Постановление ЦК ВЛКСМ и Совета Министров СССР от 26 мая 1976 г.// Комсомольская правда. 1976. 29 мая.
  34. О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 11 сентября 1981 г.// КПСС в резолюциях., Т. 14. С. 201 -211.
  35. О мерах по дальнейшему развитию шахмат среди молодежи: Из постановления Секретариата ЦК ВЛКСМ от 13 января 1981 г.//Документы ЦК ВЛКСМ. М.: Молодая гвардия, 1982. С. 160- 162.
  36. Целевая комплексная программа: физкультурные кадры РСФСР. М.: Молодая гвардия, 1982. 134 с.
  37. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 апреля1984 г.// КПСС в резолюциях., Т. 14. С. 513 536.
  38. Документы местных органов власти
  39. О подготовке к летнему спортивному сезону: Постановление Алтайского краевого совета депутатов трудящихся от 28 марта 1947 г.// ЦХАФ АК. Ф. 834. On. 1. Д. 352. Л. л. 296 303.
  40. О подготовке к участию в зимней Спартакиаде РСФСР: Постановление Алтайского краевого совета депутатов трудящихся от 4 декабря 1947. // ЦХАФ АК. Ф. 834. On. 1. Д. 370. Л. л. 372 374.
  41. О производстве в крае 10 наименований спортивного инвентаря предприятиями треста «Алтайлес», промкооперации и местной промышленности: Постановление бюро крайкома ВКП (б) и крайиспокома от 19 мая 1948 г.// ЦХАФ АК. Ф. 834. Оп. 2. Д. 169. Л. л. 102 105.
  42. О состоянии спортивных сооружений в Барнауле: Алтайского краевого совета депутатов трудящихся от 29 сентября 1952 г.// ЦХАФ АК. Ф. 834. Оп. 3. Д. 280. Л. л. 125−127.
  43. О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в крае: Постановление бюро Крайкома КПСС и Крайисполкома от 18 ноября 1966 г. Барнаул: Б. и., 1966. 20 с.
  44. Об увеличении производства, расширении ассортимента спортивного инвентаря и оборудования предприятиями края: Постановление бюро Крайкома КПСС, Крайисполкома и Президиума крайсовпрофа от 20 февраля 1968 г. // Агитатор Алтая. 19.86. № 12. С. 29.
  45. О мерах по усилению руководства развития физкультуры и спорта в крае: Постановление бюро Крайкома и Крайисполкома от 27 мая 1971 г.// Агитатор Алтая. 1986. № 12. С. 29.
Заполнить форму текущей работой