Предметы быта крестьянского дома 19 века
Прялки Севера, подобно сумским валькам, часто имеют где-нибудь сбоку небольшие контурные изображения деревьев, рыбок, птиц, выполненные неумело, но старательно, с большим правдоподобием. В лучших образцах контурные рисунки уже включаются в ритм узора, приобретая более обобщенный характер. Излюбленный мотив в XIX веке — симметричные условные изображения рыбок, которые своей формой хорошо отвечают… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Крестьянский дом 19 века
- 2. Предметы быта крестьянской семьи 19 века
- 3. Русские печи и бани
- Заключение
- Список литературы
Слова «быт» и «бытие» отличаются лишь родом: одно мужского рода, другое среднего рода и также как и слово «культура» имеют одну из размерностей вещи, а также образца подражания. Существительным женского рода может быть форма «быть».
Имеем троицу: быт (мужской род) — бытие (средний род) — быть (женский род).
В отличие от «культуры», быт и бытие включают безоговорочно все вещи, находящиеся в тесном соприкосновении с людьми. В быту не бывает посторонних вещей. Быт охватывает не только вещи, находящиеся в жилище человека, но и все вещи, неразрывно связанные с ними своим происхождением и обслуживанием.
Например, кран станет бесполезным, если к нему перестанет поступать вода из очистного сооружения по канализационным трубам. Телевизор не существует без сети мастерских, и т. п. Человек общается с вещами посредством русского языка, на котором говорит большинство всех жителей страны. Если у человека убрать компьютер, его быт резко изменится, а с ним и поведение и промыслы этого человека. Для крестьянина бытом является коровьи стойла и трактор.
Для городского жителя бытом является его личный автомобиль или другой транспорт, которым он пользуется много раз в году. Уберите у городского жителя все аптеки, и он перестанет быть городским жителем. Уберите у него культуру, и он ничего не заметит, поскольку к легкому люди привыкают быстро.
Самобытным и бытовым поведением, в отличие от культурного, является всякое поведение.
Что не является бытом для одних людей, является бытом для других, а по сумме всех людей быт включает в себя все вещи, созданные людьми. Может быть в далеком будущем, когда машины будут абсолютно независимо от человека на всем протяжении цикла создавать вещи, возникнет необходимость искажения понятия быт.
Сейчас такая необходимость навязывается лишь людьми, невежественными, верящими, что телевизоры произрастают на грядках, или стремящимися породить у людей недоверие друг к другу, или желающих, чтобы у кучки юдей было всё, а у остальных ничего. Если культура — это извне навязываемый жизненный уклад, который существует вне данного мира, то быт — это жизненный уклад данного мира или выделенной его окрестности.
Велика была тяга русского человека к прекрасному. Не случайно от рождения и до глубокой старости его всю жизнь сопровождало искусство.
Для новорожденного, радуясь первенцу, расписывали или украшали резьбой люльку, потом отец вырубал для мальчика игрушку — конька, для девочки куклу — «панку».
Так начиналась жизнь, наполненная трудом и щедро украшенная искусством. Многие предметы, сделанные из самых простых и дешевых материалов, народные художники украшали яркой росписью и виртуозной резьбой. Их всегда высоко ценил народ. Они несли в жизнь радость и красоту.
Долго еще люди будут восхищаться предметами народного творчества и черпать из его неистощимого источника духовные богатства, созданные гением народа.
1. Крестьянский дом 19 века
Дом имеет обычную для XIX века планировку: изба — сени — клеть. Изба — основное жилое помещение крестьянского дома. Характерным для интерьера избы является наличие встроенной мебели, которая рубилась вместе с домом: лавки, полати, полки.
Слева от входа — русская печь. Она служила для отопления жилья, приготовления пищи, сушки зерна, на печи спали. Перед печью — бабий кут, где хозяйка готовила еду и где хранилась кухонная утварь.
Справа от двери находится коник — мужская лавка, где работал хозяин дома: чинил обувь или конскую упряжь, столярничал.
По диагонали от печи — передний, «красный угол», в котором стоит стол, над ним иконы. Вдоль стен — широкие лавки, сидя на которых вечерами женщины пряли лен или занимались рукоделием.
Сени, неотапливаемая часть дома, соединяли избу с клетью, защищали жилое помещение от холода. Сени использовались для хранения громоздких хозяйственных вещей, орудий труда, различной домашней утвари.
Клеть, неотапливаемое помещение полужилого, хозяйственного назначения, служила для хранения имущества и некоторых запасов продуктов, летом использовалась как дополнительное жилое помещение.
Двор — комплекс подсобных хозяйственных построек, расположен параллельно дому. Во дворе хранится хозяйственный инвентарь: борона, соха, телега и другие предметы.
Горница крестьянского дома была помещением смежным с избой и по утверждению большинства информаторов использовалась как парадное помещение для приема гостей. Об этом свидетельствует само оформление интерьера: выкрашенные в белый цвет потолки, оклеенные обоями стены, зачастую отделка нижней части стен деревянными филенчатыми панелями. Обязательной принадлежностью горницы была печь-лежанка, которую иногда заменяла обычная «русская печь».
Горница конца XIX начала XX веков как правило обставлялась с учетом вкусов хозяина дома, но традиционность уклада крестьянской жизни сказывалась и здесь. Она находила свое отражение в однотипном наборе предметов мебели и неизменной схеме их расстановки. Обстановка горницы обязательно включала в себя кровать, стол, деревянный диван, шкаф-буфет для праздничной посуды, стулья, зеркало. Часто в состав горничной мебели входили платяные шкафы, круглые столики для хранения самоваров, сундуки, комоды, угловые шкафчики для посуды.
Постоянным в любой горнице было местоположение кровати. Она всегда стояла напротив лежанки. Количество кроватей в горнице колебалось от одной до трех. Очень часто две кровати ставились под углом друг к другу напротив лежанки, а третья кровать гостевая располагалась по диагонали от них в противоположном углу.
Кровать, стоявшая напротив лежанки, обязательно отделялась от остального пространства горницы. В качестве разделительного элемента могли использоваться платяные шкафы, шкаф-буфет для праздничной посуды или комод с поставленным на него посудным шкафчиком. Боковая часть кровати, расположенная напротив лежанки, задергивалась занавеской, зафиксированной на тонкой деревянной слеге, концы которой вставлялись в металлические скобы, вбитые в потолок.
Существовали и другие способы разделения горницы на два отдельных пространства. Так в деревне Юрьевцы близ Шуньги кровать отделялась от лежанки двумя поставленными в одну линию платяными шкафами, а от остального пространства горницы занавеской
В деревне Онежаны кровать и лежанка были отделены от горницы высокой до потолка поперечной перегородкой.
Стол в горнице традиционно стоял у среднего окна, перед ним или рядом с ним стоял деревнный диван с резной или зарешеченной спинкой. Его обычно покрывали узорной домотканой скатертью с кружевной прошивкой посередине или связанной крючком. В центре стола стояла настольная керосиновая лампа.
В более состоятельных семьях лампа была под абажуром, в менее состоятельных с обычным прозрачным ламповым стеклом. Иногда лампа была подвесной. Горничный стол, рассчитанный на прием гостей, имел раздвижную конструкцию, вокруг стола стояло 5−7 стульев, как правило, местной столярной работы.
В декоративном облике горницы важную роль играло цветовое решение. Полы в горнице покрывали полосатыми половиками, кровать ярким домотканым или белым вязаным покрывалом, из-под которого был виден кружевной или вышитый подзор. Наволочки изготовлялись из домашнего холста или ситца.
На окнах появляются занавески. Чаще всего они шились из светлого однотонного или в мелкий цветочек ситца. По крою занавески подразделялись на два варианта: «задергушки» состоящие из цельного полотнища ткани и «раздергушки» состоящие из двух полотнищ. Комод, горничный стол и маленькие круглые столики покрывались кружевными вязаными скатертями, лежанка застилалась полосатым тканым половиком. На лежанке и на столике стояли праздничные самовары. На комоде могли находиться бутылочки с искусственными цветами и всевозможные коробочки.
Список литературы
- Алексеев В.М. Предисловие к «Учебнику русского мышления» // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77−6567, публ.12 212, 27.06.2005 Древности славян и Руси. М., Наука, 1988
- Вернадский Г. В. Русская история: Учебник. М., 1997;
- История СССР с древнейших времен до конца XVIII века/ Под. ред.Б. А. Рыбакова. М., 1975;
- Костомаров Н.И., Домашняя жизнь и нравы великорусского народа. М., Экономика, 1993
- Культура русской провинции. Новые исследования: Материалы научно-практической конференции /Отв. ред.В. П. Кудинов, Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002
- Лихачев Д. С. Земля родная: Книга для учащихся. — М., 1983
- Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М., 2001
- Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2000;
- Очерки русской культуры 19 века., М., Московский университет, 1985
- Этнография в истории моей жизни. М., Институт этнографии АН СССР, 1989