Бюджетная политика Российской Федерации и бюджетная статистика
Ведомственные целевые программы пока не стали действенным инструментом оптимизации действующих расходных обязательств и их привязки к конкретным измеримым результатам. Неоправданно затянулась подготовка комплексных изменений в Бюджетном Кодексе РФ, направленных на приведение его в соответствие с современными требованиями и принципами эффективного управления общественными финансами, что объективно… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Бюджетная политика Российской Федерации и бюджетная статистика
- 1. 1. Приоритеты бюджетной политики
- 1. 2. Структура доходов бюджетной системы
- 1. 3. Структура расходов бюджетной системы
- Глава 2. Основные направления бюджетной политики на 2008−2010 годы
- 2. 1. О бюджетной политике в 2008—2010 годах
- 2. 2. Основные задачи бюджетной политики на 2008−2010 годы
- 2. 3. Основные направления налоговой политики
- 2. 4. Основные приоритеты бюджетных расходов
- Заключение
- Список использованной литературы
Понятие «финансовая система» неразрывно связано с понятием «финансы». Финансы выражают экономические общественные отношения. В каждом звене финансов эти отношения проявляются по-разному, имеют свою специфику. Каждое звено финансов определенным образом влияет на процесс воспроизводства в экономической системе общества, имеет свои присущие ему функции.
Каждое звено финансовой системы (государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит, финансы предприятий) представляет собой определенную сферу финансовых отношений.
Финансовая система в целом это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых происходит создание, распределение и использование фондов денежных средств государства и субъектов хозяйствования.
Процесс непосредственной организации и регулирования финансовой системы всегда осуществляется государством в лице специально созданных, уполномоченных финансовых органов, что и определяет ключевую роль государственной финансовой системы. При этом, базовым инструментом государственного регулирования является финансовое законодательство, составляющей правовую основу финансовой системы общества.
Основным элементом в системе государственных финансов является бюджет Российской Федерации всех трех уровней. Именно бюджет отражает базовые функции финансов в целом и распределительную функцию финансов непосредственно.
Именно через бюджет происходит регулирование экономики путем перераспределения национального дохода. Стабильность бюджета и его сбалансированность определяет стабильность финансовой системы России в целом.
Глава 1. Бюджетная политика Российской Федерации и бюджетная статистика
1.1 Понятие бюджета и его роль в финансовой системе РФ
Бюджет является центральным звеном финансовой системы Российской Федерации. Посредством бюджета создается финансовая основа для осуществления функций всех органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также образуются денежные фонды государственных или муниципальных образований, благодаря которым обеспечивается выполнение задач общего назначения. С помощью местных бюджетов решаются задачи местного значения.
В материальном аспекте бюджет, как государственный, так и местный, в масштабах определенного образования (государственного или муниципального) — это централизованный денежный фонд, находящийся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. Материальное содержание бюджета очень подвижно, в нем постоянно меняются объемы концентрируемых денежных средств, направления расходов, виды поступлений. Но сущность бюджета все же проявляется только в тех общественных взаимоотношениях, которые тесно связаны с использованием и концентрацией его средств, т. е. в характеристике бюджета как экономической категории. В таком аспекте бюджет это совокупность экономических (денежных отношений), возникших в связи с образованием, использованием и распределением централизованных денежных фондов, которые предназначены для осуществления общих для государственных и муниципальных образований задач, а также выполнения функций соответствующих органов власти.
Бюджетная система концентрирует в себе наиболее крупную часть всех финансовых ресурсов Российской Федерации.
Понятие бюджета имеет также и юридический аспект. В этом смысле, бюджет является самым основным финансовым планом образования, использования и распределения основного государственного денежного фонда или денежного фонда муниципальных образований, утверждаемый соответствующими представительными органами государственной власти или органами местного самоуправления. Такой финансовый план выполняет функцию закрепления прав и обязанностей участников бюджетных отношений.
Еще одна важная роль бюджета заключается в том, что он создает финансовую базу для функционирования и развития государства и органов местного самоуправления, правоохранительных органов.
Сконцентрированные в государственном бюджете средства предназначены для обеспечения обороны и безопасности страны, осуществления социально-экономической политики. При помощи бюджета происходит реализация государственных расходов разных уровней и местных программ.
Из-за аккумуляции в бюджетной системе Российской Федерации различных крупных денежных фондов создается возможность для обеспечения более равномерного развития культуры и экономики на всей территории нашей страны, а также более целесообразного размещения в пределах страны производительных сил. Бюджет это мощный управляющий механизм в распоряжении государства.
Значимость государственного бюджета обуславливается не только величиной концентрируемых в нем денежных средств. В непосредственной связи с бюджетом и под его воздействием функционируют также все остальные звенья финансовой системы. Он является проводником финансовой политики государства.
Наличие бюджета дает возможность для маневрирования, когда производится распределение средств на потребности общества, с обязательным учетом их приоритетности на данном отрезке времени как для страны в целом, так и для ее регионов частности. В результате этого бюджет служит реализации задач, которые наиболее значимы для общества в каждом конкретном периоде его развития.
Таким образом, в бюджетной системе РФ концентрируется часть национального дохода, которая должна быть направлена на потребности общего значения: социальные и экономические программы, обеспечение обороны и безопасности страны.
Помимо бюджета утверждаемого представительными органами власти в обычном порядке, законодательство предусматривает возможность введения чрезвычайного бюджета. Чрезвычайный бюджет это бюджет с особым более жестким правовым режимом использования средств, основанием для установления которого, является введение чрезвычайного положения.
В настоящее время все бюджеты существуют как самостоятельные денежные фонды. Однако для управления делами каждой территории, прогнозирования ее развития важно знать, какие средства сосредотачиваются в бюджете всех уровней, функционирующих в ее рамках. Это необходимо также для формирования взаимоотношений с выше- и нижестоящими органами власти.
Поэтому законодательством предусмотрено составление консолидированных бюджетов в масштабах Российской Федерации в целом, а также субъектов Федерации и муниципальных образований.
Консолидированный бюджет это свод бюджетов РФ, ее субъектов и муниципальных образований, используемый для расчетов и анализа. В законодательстве Российской Федерации определяется и состав бюджетов разных уровней.
Сущность государственного бюджета отражает:
— базовые функции финансов;
— текущую финансовую политику государства.
Цели и функции государственного бюджета:
— ресурсное обеспечение функций государства;
— регулирование экономических процессов внутри государства.
Общая структура государственного бюджета:
1. По направлениям:
— доходная часть;
— расходная часть.
2. По уровням управления:
— федеральный бюджет;
— бюджеты субъектов Федерации;
— местные (муниципальные) бюджеты.
1.2. Приоритеты бюджетной политики
Осуществляемая в России бюджетно-налоговая политика создает условия для долгосрочного роста экономики РФ: развитие предпринимательской инициативы, рост инвестиций в основной капитал, повышение уровня жизни населения.
Начиная с 1999 года правительство проводит налоговую реформу целями которой являются:
— снижение общего налогового бремени за счет равномерного распределения налоговой нагрузки между всеми налогоплательщиками, а также за счет снижения ставок по всем налогам;
— усиление справедливости налоговой системы за счет отказа от неэффективных льгот и отмены экономически неоправданных, сдерживающих экономическое развитие налогов и сборов;
— упрощение налоговой системы за счет установления исчерпывающего перечня налогов и сборов с сокращением их общего числа.
По итогам осуществленной за прошедшие годы налоговой реформы достигнуты следующие результаты:
— сократилась доля налоговых доходов бюджетной системы в ВВП;
— при этом вместе с процессом снижения налоговых ставок наблюдается процесс расширения налогооблагаемой базы и сокращение оборота теневой экономики;
— унификация налогового режима в России за счет установления в налогов кодексе исчерпывающего перечня налогов, четкого порядка исчисления налогооблагаемой базы и сокращение возможностей по уходу от налогообложения.
Такие результаты были достигнуты при сохранении жесткой бюджетной политики, характеризующейся сохранением доли непроцентных расходов бюджета в ВВП и формированием значительного объема профицита бюджета (рис. 1).
Рис. 1. Доходы и расходы Федерального бюджета в % к ВВП.
Несомненно, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, сложившаяся в последнее время, является необходимым условием для успешного и быстрого осуществления налоговых реформ. В тоже время в последние годы федеральный бюджет формировался исходя из принципа ограничения роста доли непроцентных расходов в ВВП, что означает формирование модели экономического роста, основанного на частной предпринимательской инициативе.
Список литературы
- И.В. Бурханова. Бюджетная система Российской Федерации. Москва, Издательство «Эксмо», 2008 год, стр. 5−22.
- Н.Е. Гаврилина, Е. Н. Дербенева. Основы финансов и кредита. Ростов-наДону, Издательство «Феникс», 2007 год, стр. 47−65.
- Ю. Ичкитидзе. Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации в 1999—2006 годах. Москва, Группа компаний «АБК», специальное аналитическое исследование.
- Т.М. Ковалева, С. В. Барулин. Бюджет и бюджетная политика в РФ. Москва, Издательство «КНОРУС», 2006 год, стр. 102−118.
- Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о Бюджетной политике в 2008−20 010 годах.
- Бюджетный Кодекс Российской Федерации.