Современные зарубежные педагогические концепции обучения иностранному языку в школе
Итак, использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. концепции обучения иностранному языку
- 1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике
- 2. Обучение в сотрудничестве
- 3. Метод проектов
- 4. Современные информационные технологии в обучении английскому языку
- Выводы по главе 1
- Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование
- 1. констатирующий эксперимент замер мотивации при традиционных методиках обучения
- 2. Применение информационных технологий в учебном процессе
- 3. Выявление результатов и их интерпретация
- Выводы по главе 2
- Заключение
- Список использованной литературы
- Приложение 1 (дополнительный документ)
- Приложение 2
В последнее время постоянно возникает вопрос о применении новых технологий в обучении. Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения в средней общеобразовательной школе.
В современном мире обучение в школе в целом и обучение иностранным языкам в частности требуют пересмотра как общей методологии, так и конкретных методов и приемов, то есть пересмотра концепции обучения. Вхождение России в мировое сообщество, различные процессы, протекающие в сферах политики, экономики, культуры, смешение и перемещение народов и языков определяют проблему межкультурного общения, взаимопонимания участников общения, принадлежащих к разным национальностям. Пассов Е. И. приводит мнение Ковалевской Е. В., которая считает, что все это не может не отразится на методике обучения иностранным языкам, не может не ставить новых проблем в теории и практике преподавания иностранных языков [Пассов Е.И.: 32, с. 32].
Следует отметить, что знания и квалификация становятся приоритетными ценностями в жизни человека в условиях информационного общества. Для того, чтобы находится в курсе развития своей области в мировой практике, необходимо достаточно владеть информацией не только на родном языке, но и на иностранном. Именно поэтому XXI век ЮНЕСКО обозначило как век полиглотов.
Проблема обучения иностранному языку как средству общения приобретает особую значимость в современной школе. Таким образом, основная цель в обучении иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной компетентности школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
Доктор педагогических наук, Е. С. Полат считает, что задача учителя состоит в том, чтобы создать такие условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет — ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т. д. Полат Е. С.: 35, с.21]
Таким образом, актуальность темы исследования может быть аргументирована важностью проблемы и в то же время недостаточной осведомленностью преподавателей современной школы о западных концепциях обучения иностранным языкам.
Объект исследования: Процесс обучения иностранным языкам.
Предмет исследования: западные концепции обучения, как средство формирования мотивации обучения иностранным языкам.
Цель исследования. Теоретическое обоснование использования новых приемов и методов обучения, а так же разработка педагогических условий, обеспечивающих формирование мотивации обучения иностранным языкам.
Актуальность темы исследования, объект, предмет, а так же цель позволили нам сформулировать гипотезу исследования: западные концепции обучения способствуют повышению мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе.
Исходя из гипотезы, нами были выдвинуты следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть основные тенденции развития систем образования в мире.
2. Теореически обосновать использования новых технологий в учебном процессе.
3. Изучить влияние новых технологий на мотивацию обучения.
4. Опытно-экспериментальным путем проверить гипотезу исследования.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, эксперимент, анкетирование.
Методологической основой для решения поставленных задач явились:
Современная концепция личностно ориентированного образования;
Учение о мотивации учебной деятельности.
Концепция информатизации образования Российской Федерации.
Государственный образовательный стандарт.
Научная новизна исследования и теоретическая значимость состоит в том, что новейшие технологии способствует усилению учебной мотивации изучения иностранных языков и совершенствованию знаний учащихся.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применении новейших концепций обучения на уроках иностранного языка в современной российской школе.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы и
приложений.
В введении определяется актуальность темы исследования, объект, предмет, цель, гипотеза, задачи исследования.
В первой главе рассматривается теоретическое обоснование проблемы исследования.
Во второй главе предлагается опытно-экспериментальное исследование.
В заключение вынесены основные
выводы по теме исследования.
Список использованной литературы состоит из 47 источников.
Глава 1. Концепции обучения иностранному языку
§ 1.1. Основные тенденции развития систем образования в мировой педагогической практике
Прежде чем говорить о современных зарубежных концепциях обучения иностранному языку в школе, мы считаем, что необходимо рассмотреть вопрос об основных тенденциях развития систем образования в мире.
Основная задача любой системы образования реализация социально-экономического и культурного развития общества, так как именно школа готовит человека к активной деятельности в разных сферах жизни общества. Поэтому обучение в школе не должно оставаться и постоянно находится на одном уровне, а оно должно отвечать запросам общества, сохраняя при этом накопленный положительный опыт. Однако, не всегда социально-экономические изменения, научно-технический прогресс видны в деятельности преподавателя. По мнению американского учителя Кони Стаута, учитель, получивший диплом в 1890 году, мог бы спокойно войти сегодня в класс, подойти к классной доске и начать урок [Галиулина Т.Н.: 8, с.47]. Из данного утверждения можно сделать вывод о том, что учебный процесс в обычной общеобразовательной школе мало изменился с тех времен, когда была предложена классно-урочная система и определенная схема ведения урока Гербартом. В школе обучение до сих пор строится по одной и той же схеме (см. схема 1).
Схема 1
Полат Е.С. в своей статье «Интернет на уроках иностранного языка» отмечает, что в настоящее время все развитые страны мира осознали необходимость реформирования своих систем образования так, чтобы ученик стал центральной фигурой учебного процесса, чтобы познавательная деятельность учащегося находилась в центре внимания педагогов [Полат Е.С.: 35. с.25]. Важность такого подхода к образованию очень точно выразил американский бизнесмен Джон Гриллос. Он считает, что «знания, приобретенные учащимися в школе, подвергаются изменениям каждый год» и «эти знания устаревают подчас раньше, чем учащиеся сумеют их усвоить» [Фадеев С.В.: 45, с.12]. Он считает, что «гораздо важнее, чтобы в экономику приходили молодые люди, умеющие самостоятельно учиться работать с информацией. Самостоятельно совершенствовать свои знания и умения в разных областях, приобретая если окажется необходимым, новые знания, профессии, потому что именно этим им придется заниматься всю их сознательную жизнь» [Часовникова О.Б.: 47, с.10].
Итак, можно сделать заключение, что современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно действовать, принимать решения и адаптироваться к условиям жизни. Поэтому перед всеми типами образовательных заведений ставится задача подготовки выпускников, которые способны самостоятельно приобретать необходимые знания и активно применять их на практике. 15 лет назад такой запрос общества еще не возможно было решить. Однако, Е. С. Полат считает, что условия, методы и способы обучения, отвечающие запросам современного общества, если еще не созданы на сегодняшний момент, то создаются в разных странах с разной степенью успешности [Полат Е.С.: 36, с. 43].
По мнению Комаровой Ю. А., процесс обучения человека не заканчивается в школе, профессионально-техническом училище, вузе [Комарова Ю.А.: 21]. Процесс обучения непрерывный, поэтому возникает потребность не только в очному обучении, но и в дистанционном. На сегодняшний момент в странах запада и Северной и Южной Америки дистанционное образование давно не новость. На основе современных информационных технологий человек получает высшее образование без отрыва от работы и необходимости переезда по месту учебы. Современные педагоги считают, что для современной российской системы образования необходима новая концепция обучения (см. схема 2).
Схема 2
По мнению Леонова А. Н., для эффективного достижения задач, поставленных обществом, прежде всего, важно определиться с приоритетами в области педагогических технологий с учетом интересов развития личности [Леонов А.Н.: 25].
Список литературы
- Азимов Э. Г. «Материалы Интернета на уроках англ. языка» //Иностранные языки в школе 2001 № 1
- Алтуфьева А. А. Некоторые основные проблемы создания общего языка общения в системе Интернет
- http://linguact.hyperlink.ru/articles/altufjeva.html
- Божович Л. И. «Изучение мотивации детей и подростков» Просвещение 1972
- Вартанова И.И. «К проблеме мотивации учебной деятельности» Вестник МГУ Серия 14 Психология 2000 № 4 с33−41
- Вильямс Р., Макли К., «Компьютер в школе». // «Иностранные языки в школе» № 9, 2002
- Владимирова Л. П. Новые информационные технологии в обучении иностранным языкам http://virtlab.ioso.ru/method.htm#
- Гаврилов Б. В. Плюсы и минусы компьютеризированного обучения иностранным языкам http://linguact.hyperlink.ru/articles/gavrilov.html
- ГалиулинаТ.Н. «Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий». Материалы Региональной Научно-практической конференции Английский язык в системе «Школа Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003 г.
- Душеина Т.В. «Проектная методика на уроках иностранного языка». ИЯШ, 2003, № 5.
- Елизарова Г. В. Электронная почта и преподавание английского языка: анализ сильных и слабых сторон http://linguact.hyperlink.ru/articles/elizarova.html
- Еремин Ю. В. Методические аспекты использования компьютерной техники в обучении иностранному языку http://linguact.hyperlink.ru/articles/eremin.html
- Зимняя И. А.-Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. — М. Просвещение, 1978
- Ильин Е.Л., Курдюкова Н.А. «Направленность на отметку»
- Ильин Е.Л., Курдюкова Н.А. «Направленность на получение знаний»
- Интегрированный урок
- http://www.altai.fio.ru/projects/others/matveenko/_private/australia.htm
- Казанцева «Изучение отношения к учебным предметам» http://www.psiholognew.com/prof08.html
- Калашник Д. М. Мультимедийные справочные комплекты в подготовке переводчика http://linguact.hyperlink.ru/articles/kalashnik.html
- Карамышева Т. В. Интернет как средство обучения иноязычной письменной речи http://linguact.hyperlink.ru/articles/karamysheva.html
- Каспин И. В., Сегаль М. М. Новые технологии в обучении иностранным языкам http://linguact.hyperlink.ru/articles/kaspinandsegal.html
- Качалов Н. А Мотивационные аспекты профессионально — ориентированного обучения ИНСТРАННОМУ ЯЗЫКУ в ВУЗе. Межвузовский сб. науч. тр. а) О повышении мотивации обучения иноязычному речевому общению на начальном этапе языкового пед. ВУЗа.
- Комарова Ю. А. О принципах обучения в интенсивном курсе иностранного языка для научных работников http://linguact.hyperlink.ru/articles/komarova.html
- Коптюг Н.М. «Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся». Иностранные языки в школе, 2003, № 3.
- Кочетурова Н.А. «Метод проектов в обучении иностранному языку». Материалы Региональной Научно-практической конференции Английский язык в системе «Школа Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003 г.
- Краевский В. В. Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений
- Леонов А. Н. К вопросу об обеспечении учебного процесса компьютерными средствами http://linguact.hyperlink.ru/articles/leonov.html
- Леонтьев А. А.-Потребности, мотивы, эмоции. Конспект лекций. — М.: Издательство МГУ, 1971
- Маслоу А. Г. «Мотивация и личность» С-П. Евразия 1999 с94−95
- Маслыко Е. А. Пути формирования мотивации овладения студентами иностранного языка.
- Новиков С.В. «Принципы разработки Интернет — учебников»
- Носенко Э. Л. «Применение ИТ в образовании». // «Иностранные языки в школе» № 1, 2002
- Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петерург, 2000.
- Пассов Е. И. Кузовлев В. П. Коростелев В. С. -Цель обучения иностранному языку на современном этапе развития общества // ИЯШ. — 1987. — № 6
- Пахомова Н.Ю. Проектное обучение что это? // Методист, № 1, 2004. с.
- Подопригорова Л.А. «Использование интернета в обучении иностранным языкам». ИЯШ, 2003, № 5.
- Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка». //"Иностранные языки в школе" № 2 2001 г.
- Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка». //"Иностранные языки в школе" № 3 2001 г.
- Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка». //"Иностранные языки в школе" № 5 2001 г.
- Полат Е.С. «Обучение в сотрудничестве». // «Иностранные языки в школе» № 6 2001
- Полипова Т.А. «Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранного языка». // «Иностранные языки в школе», № 3, 2003.
- Проект временного Образовательного Стандарта по ИЯ. //Иностранные языки в школе 1993 № 5
- Прокофьева Л.Б. Взгляд на качество образования с позиций методологического подхода / Модернизация современного образования: теория и практика. Сборник научных трудов / под ред. И. М. Осмоловской, доктора педагогических наук, сост. Л. Б. Прокофьева, Г. А. Воронина М.: ИТиИП РАО, 2004. стр. 503.
- Руденко-Моргун О. И. «Компьютерные технологии как новая форма обучения»
- Сафонова В. В, Соловова Е. С. «Концепция 12-летней школы по ИЯ»
- Титоренко Г. А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 1999.
- Фадеев С. В. «О вопросе применения компьютера в обучении ИЯ»
- Цветкова Л. А. «Использование компьютера при обучении лексике в начальной школе» //Иностранные языки в школе 2002 № 2
- Часовникова О.Б., Гибина Ю. И., Лисица А. Б., Гусельникова Е. В. «Использование новых информационных технологий обучения в школе». Материалы Региональной Научно-практической конференции Английский язык в системе «Школа Вуз», Новосибирск, 20 июня 2003 г.