Государственное управление образованием и наукой
Общественный контроль за расходованием бюджетных средств; контроль за своевременным предоставлением отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством; контроль за работой подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений; разработка положений об органах школьного самоуправления, кодексов прав… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Теоретические основы государственного управления образованием и наукой
- 1. 1. Понятие и сущность государственного управления образованием и наукой
- 1. 2. Актуальность проблемы становления и развития системы государственного управления образованием и наукой
- Глава 2. Особенности государственного управления образованием и наукой в России
- 2. 1. Структура государственного управления образованием
- 2. 2. Практика управления общим образованием и наукой
- Заключение
- Список использованной литературы
Государственное управление образованием и наукой на сегодняшний день является одной из актуальнейших для рассмотрения тем, что обусловлено рядом причин, в состав которых входит глобализация роли не просто грамотного управления образованием и наукой, а управление с постоянной тенденцией развития соответствующих направлений. Все это важно для общего развития грамотности населения, и, как следствия уровня развития науки в стране, поскольку именно грамотное население способно оказать значительную роль в исследовании самых различных областей науки, помимо развития собственного менталитета. Актуальность темы подтверждается многочисленными работами ведущих ученых, политиков и иных заинтересованных в настоящем вопросе лиц, труды которых лежат в основе существующей системы управления образованием и наукой, а также процесса ее совершенствования.
Итак, целью настоящей работы является комплексная характеристика государственного управления образованием и наукой, этапов становления и развития, а также управления названным институтом. В качестве объекта исследования в работе выступает образование и наука, как неотъемлемые части человеческого прогресса, которые позволяют человеку не просто жить, но и прогрессировать в своем развитии. В качестве предмета работы выступает процесс государственного управления, формирование которого происходило на протяжении достаточно долгого исторического периода, и, совершенствуясь в своем функционировании, пришел в действующую сегодня систему управления образованием и наукой. В связи с поставленной целью представляется необходимым для полного и всестороннего раскрытия таковой определить необходимость решения следующих задач: дать характеристику сущности государственного управления в системе науки и образования, определить актуальность существующей проблемы государственного управления, раскрыть структуру, а также практику управления образованием и наукой и выделить этапы становления и развития государственного управления общим образованием и наукой в России. Для решения поставленных задач в работе предполагается использовать многочисленные труды авторов: учебники, статьи, монографии, таких авторов как: Скамницкий А. А., Казбан Е. П., Дальман С. В. и некоторые другие, чьи работы лежат не только в основе рассматриваемой теме, но становлении самого института государственного управления в целом.
Глава 1. Теоретические основы государственного управления образованием и наукой
1.1. Понятие и сущность государственного управления образованием и наукой
Если под управлением понимать целеустремленную деятельность субъектов управления всех уровней, направленную на организацию функционирования и развития системы образования, то под государственным целесообразно понимать такое управление, в котором сочетается деятельность субъектов управления государственной и общественной природы, также направленная на организацию функционирования и развития сферы образования.
Система государственного управления образованием включает в себя: всех участников образовательного процесса, их органы управления и органы государственного управления образованием; нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность субъектов государственногоуправления образованием; процедуры и механизмы их взаимодействия .
Признаками государственного управления образованием и наукой являются:
1. наличие государственной структуры управления образованием и наукой, в которой каждый субъект управления наделен конкретными полномочиями и ответственностью;
2. наличие общественной структуры управления образованием, все субъекты которой наделены реальными полномочиями и вытекающей из них ответственностью;
3. согласованное и взаимно принятое распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием на всех его уровнях;
4. принятая органами государственного и общественного управления образованием система разрешения возникающих между ними противоречий и конфликтов .
Важную роль в процессе становления и развития государственного управления образованием призваны сыграть принципы ГУО, под которыми понимаются те его основания, которые определяют не только главные направления, всю систему деятельности, цели, задачи, содержание, оргструктуру, формы и методы (субъектов управления, но и отношения, складывающиеся между его участниками. К основным принципам государственного управления общим образованием можно отнести следующие принципы:
1. независимости и паритетности органов государственного и общественного управления образованием;
2. законности, предполагающей неукоснительное следование органов управления Конституции России, ее законам, другим нормативным правовым актам;
3. комплексного использования экономических, кадровых, организационных, информационных и иных ресурсов государства и общества субъектами ГУО;
4. целевой направленности деятельности субъектов ГУО на реализацию потребностей и интересов участников образовательного процесса, общества и государства;
5. правовой обоснованности притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно-общественном управлении сферой общего образования, как на уровне общеобразовательного учреждения, так и на муниципальном, региональном и федеральном уровнях;
6. открытости и гласности, в соответствии с которым деятельность субъектов ГУО открыта для всех участников образовательного процесса и обеспечивается получение ими необходимой информации; свободы и самодеятельности, означающих возможность каждого субъекта ГУО свободно выбирать методы и средства осуществления управленческой деятельности и проявлять при этом активность и самодеятельность;
7. согласованного распределения полномочий и сфер ответственности между государственными и общественными органами управления образованием на каждом его уровне и этапе функционирования и развития; наделения полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной — снизу вверх;
8. цивилизованного разрешения конфликтов и противоречий между государственными и общественными органами управления на каждом уровне образования через общепринятые согласительные механизмы и процедуры .
Цель государственного управления — оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства. Задачи государственного управления: реализация определенных Законом РФ «Об образовании» прав работников образовательного учреждения, обучающихся и их родителей на участие в управлении образовательным учреждением; повышение эффективности государственной политики в области образования; удовлетворение образовательных потребностей и интересов всех категорий участников образовательного процесса.
Наряду со специфической деятельностью государственных и общественных органов управления у них может быть общее содержание государственного управления образованием. К нему относится:
1) деятельность по обеспечению функционирования образовательной сферы: участие в подготовке, принятие и реализации нормативно-правовой базы образования; определении направлений расходования дополнительных материальных и финансовых средств; оценка рациональности использования выделяемых государством ресурсов; организация обсуждения готовящихся и принятых законодательных и нормативно-правовых актов в сфере образования; обеспечение контроля за соблюдением действующего законодательства в области образования, полнотой реализации прав обучающихся, родителей и работников образовательных учреждений; содействие гуманизации и гармонизации взаимоотношений участников образовательного процесса; привлечение в систему образования сил и средств юридических и физических лиц; представление и защита интересов сферы образования и др.,
2) содействие совершенствованию деятельности и разитию сферы образования: разработка и реализация соответствующих проектов, программ, в том числе направленных на его модернизацию и демократизацию; совершенствование содержания, организационной структуры, форм и методов образовательной деятельности и управления ею (изучение интересов и потребностей участников образовательного процесса, общества и государства; проведение экспертных оценок проектов и идей реформирования и модернизации сферы образования; выявление резервов улучшения качества образования и приведение их в действие и др.); разработка, принятие и реализация мер стимулирования труда педагогов, учебной, трудовой и общественно полезной деятельности обучающихся, деятельности родителей в интересах сферы образования; изыскание материальных и финансовых ресурсов для реализации проектов модернизации образовательных систем и учреждений и др.
1.2. Актуальность проблемы становления и развития системы государственного управления образованием и наукой
Словосочетание «государственное управление» как общезначимая категория педагогики в нашей стране получила свое признание в 1988 году, после февральского Пленума ЦК КПСС, указавшего на целесообразность создания в школах и ПТУ общественных советов из числа педагогических работников, учащихся, их родителей, представителей производственных коллективов общественности. Приняв в основном Концепцию общего среднего образования и Положение о средней школе, Всесоюзный съезд работников народного образования (декабрь 1988 г.) отметил, что первоочередным направлением перестройки образования становится создание государственно системы управления учебными заведениями.
Список литературы
- Атаманчук, Теория государственного управления, Омега-Л, 2004
- Дальман С.В., Развитие системы управления образованием в России, Нестор- История СПБ, 2007
- Коротков Э.М., Управление качеством образования, Академический проект, 2007
- Казбан Е.П., История государственного управления в России: Учебник, Гардарики, 2007
- Оверчук Т.И., Качество образования: состояние, проблемы, перспективы, Гном и Д, 2004
- Скамницкий А.А., Система государственного управления: Учебное пособие, Гардарики, 2006
- Уткин Э.А., Денисов А. Ф. Государственное и муниципальное управление. М.: Ассциация авторов и издателей «Тандем». Издательство «ЭКМОС», 2006
- Шамхалов Ф., Основы теории государственного управления, Экономика, 2003