Характеристика Налогового кодекса РФ
Доходы от источников в Российской Федерации указаны в ст. 208 НК РФ. Данный перечень доходов не является исчерпывающим. Законодатель предусматривает возможность появления и иных доходов, получаемых налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности на территории Российской Федерации. Законодательно определен ограниченный круг государственных и муниципальных органов, уполномоченных… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Характеристика Налогового кодекса РФ
- 1. 1. Налоговый кодекс как основной источник налогового права
- 1. 2. Основный особенности Налогового кодекса РФ
- Глава 2. Характеристика налога на доходы физических лиц
- 2. 1. Правовая база налогов, взимаемых с физических лиц
- 2. 2. Правовые основы налог на доходы физических лиц
- Заключение
- Список литературы и источников
Приложение. Система налогообложения доходов физических лиц в России и алгоритм расчета суммы налога к уплате 26
Актуальность настоящего исследования. Существование налогов обусловлено необходимостью покрывать общественно необходимые затраты государства на оборону, безопасность, здравоохранение, социальные и другие нужды. По мнению большинства авторов сущность налога заключаются в изъятии государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта (ВВП), в виде обязательного взноса в целях формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета и внебюджетных фондов). Иными словами, финансово-экономическая сущность налогов проявляется в виде перераспределения части ВВП (валового внутреннего продукта) в пользу государства.
По своей сущности налог представляет собой экономико-правовую категорию. С одной стороны, он есть часть созданного (произведенного или полученного дохода, прибыли), выраженного в денежной форме, принадлежащего собственнику, которая уплачивается им государству и перераспределяется в общественных интересах, что определяет имущественную и фискально-социальную природу налога. С другой стороны, через категорию налога формируются особые бюджетно-финансовые, публично-правовые отношения между федерацией, ее субъектами, органами МСУ и налогоплательщиками. В этом смысле налог является инструментом экономического и межбюджетного регулирования.
В то же время, категория налога является ключевым инструментом налогового права, одним из главных элементов налоговой системы и, в этом значении, имеет выраженную правовую природу. Налоги порождены государством, родились вместе с ним. Они устанавливаются законами — это прерогатива представительной (парламентской) власти. Порядок их уплаты, взимания, налогового контроля, ответственности, защиты интересов субъектов налогообложения — все они реализуются посредством правоустановительных, правообеспечительных, правонаделительных, правозащитных и правоприменительных юридических форм и процедур. Таким образом, двойственная сущность налогов определяет межотраслевую природу налогообложения (экономика, бухгалтерский учет, право), привлекает к ним научный и практический интерес экономистов, менеджеров и юристов, определяет экономико-правовую специфику налоговедения. За сравнительно короткую историю становления новой налоговой системы России научное определение налога претерпело ряд существенных трансформаций, связанных с поиском и закреплением в налоговом праве его сущности и определяющих признаков.
По мнению Черника Д. Г., налог по своей сущности, есть «изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового определенного продукта в виде обязательного взноса». В данном определении подчеркивается исключительно фискальный характер налога, который «изымается государством». Изъятие по своей юридической природе есть принудительное отчуждение имущества, однако, абсолютное большинство налогоплательщиков совершенно осознано и добровольно уплачивает налоги.
Целью настоящей курсовой работы является исследование характеристики Налогового кодекса РФ и налога на доходы физических лиц.
Задачи работы:
— провести анализ Налогового кодекса РФ;
— исследовать особенности налога на доходы физических лиц.
Глава 1. Характеристика Налогового кодекса РФ
1.1. Налоговый кодекс как основной источник налогового права
В Российской Федерации налоговое право — это сравнительно новая развивающаяся часть правовой системы. Так считают Пепеляев С. Г., Юткина Т. Ф., Черник Д. Г. и другие ученые налоговеды. Другие авторы рассматривают совокупность налогового законодательства как составную часть (подотрасль) финансового права. К их числу можно отнести Л. Воронову, Н. Химичеву, К. Бельского и других авторов. Один из авторитетных представителей подотраслевого (в финансовом праве) характера налогового законодательства К. Бельский отмечает, что нормы налогового права в основном определяют поведение субъектов в области управления государственными финансами, что позволяет сделать вывод о том, что налоговое право является составной, хотя и относительно самостоятельной и обособленной частью финансового права.
Введенная в действие с 1 января 1999 г. часть первая Налогового кодекса РФ подвергла коренному реформированию налоговую сферу и закрепила принципиально новые методы правового регулирования налоговых отношений.
Часть первая Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) ввела специальное правило вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, тем самым оградив налогоплательщика от изменений как налогового законодательства в течение налогового периода, так и в целом налоговой системы Российской Федерации в течение календарного года. Но введенное ограничение, обладавшее затребованными практикой целевыми установками и не позволявшее произвольно выбирать момент введения в действие акта законодательства о налогах, в ситуации, характеризующейся слабой финансовой дисциплиной, неэффективным информационным взаимодействием федерального центра и территориальных органов власти и низкой организованностью системы налогообложения на региональном и местном уровнях, трансформировалось в препятствие, лишающее медлительных законодателей территориального уровня возможности изменять параметры налоговой системы после начала календарного года. Это привело к тому, что сразу после вступления в силу части первой Налогового кодекса РФ на федерального законодателя было оказано давление, основанное на требовании временно приостановить действие рассматриваемого ограничения.
Положения ст. 5 НК РФ, определяющие правила действия законодательных актов о налогах и сборах во времени, должны были вступить в силу с 1 января 1999 г. Однако содержание п. 1 этой статьи (в первоначальной редакции) в полном объеме не выполняло задачу пресечь такой вариант законодательной практики, как принятие законов о налогах в конце декабря одного года и введение их в действие с 1 января следующего года. Для случаев установления и введения новых налогов и сборов не предусматривался минимальный срок, по истечении которого акты законодательства о налогах вступали бы в силу. В п. 1 ст. 5 НК РФ лишь указывалось, что такие акты вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия (минимальный срок в один месяц в этот пункт был введен с 1 января 2000 г.). Но даже такая редакция ст. 5 НК РФ определенным образом могла защитить налогоплательщиков от произвольных изменений налогового законодательства в течение календарного года.
Поскольку многие субъекты Федерации не успели ввести на своей территории установленный в налоговой системе в 1998 г. новый для того времени налог с продаж, так как не приняли региональные законы о налоге с продаж в конце 1998 г., а ст. 5 НК РФ не позволяла им ввести налог с продаж уже после начала 1999 г., федеральный законодатель снял установленное ограничение в отношении порядка вступления в силу актов законодательства о налогах. Действие положений п. 1 ст. 5 НК РФ было приостановлено до 1 января 2000 г.
Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 51-ФЗ, которым было приостановлено действие п. 1 ст. 5 НК РФ, вступает в противоречие с задачей, закрепленной в Налоговом кодексе РФ, — отдалить момент вступления в силу актов законодательства о налогах от даты их официального опубликования, для того чтобы налогоплательщики смогли за это время сориентироваться в положениях нововведений и подготовится к их применению при осуществлении финансово-хозяйственных операций. Статья 2 названного Закона содержит все ту же старую формулировку: «Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования».
Конечно, исходя из того, что федеральному законодателю надо было как можно скорее помочь региональным властям в плане введения налога с продаж, откладывать на месячный срок вступление в силу этого Закона было бы, с точки зрения логики, неразумно. В итоге п. 1 ст. 5 НК РФ действовал с 1 января по 1 апреля 1999 г. включительно.
В середине 1999 г. Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 154-ФЗ внесены значительные изменения и дополнения в часть первую Налогового кодекса РФ, которые затронули положения ст. 5, и в настоящее время все пункты ст. 5 даны в редакции этого Закона. Поэтому с 1 января 2000 г. п. 1 ст. 5 НК РФ действует в редакции от 9 июля 1999 г. и без ограничений во времени.
В пункте 1 ст. 5 НК РФ выделяются три части:
— первая посвящена вступлению в силу актов законодательства о налогах;
— вторая определяет порядок вступления в силу актов законодательства о сборах;
— третья характеризует порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, устанавливающих и (или) вводящих новые налоги и сборы.
Остановимся на анализе положений только ч. 1 и 3 п. 1 ст. 5 НК РФ, которые характеризуют порядок вступления в силу актов законодательства о налогах. Основные задачи, поставленные перед п. 1 ст. 5 НК РФ, могли бы быть сформулированы следующим образом:
1) создать условия для обеспечения стабильности всей многокомпонентной системы налогового регулирования в Российской Федерации (для всего пункта);
2) предоставить налогоплательщикам определенный срок (минимальный срок в один месяц) для ознакомления, уяснения и адаптации к внесенным в действующее налоговое законодательство изменениям и дополнениям (для всего пункта);
3) сформировать необходимые предпосылки для сохранения неизменного правового регулирования порядка исчисления и уплаты определенного налога в течение отдельно взятого налогового периода по этому налогу (для части первой рассматриваемого пункта);
4) установить механизм, позволяющий закрепить постоянство структуры налоговой системы Российской Федерации и составов введенных в действие субъектами Федерации и органами муниципальных образований региональных и местных налогов в течение отдельно взятого календарного года (для части третьей рассматриваемого пункта).
В связи с тем, что в одном акте законодательства о налогах могут быть изложены правовые нормы как о внесении изменений и дополнений в действующие правила регулирования конкретных налогов, так и об установлении и (или) введении нового налога, т. е. в положениях акта законодательства о налогах выделяются две части, одна из которых относится к п. 2 предлагаемой классификации актов законодательства о налогах, а другая часть — к п. 3 классификации (примерами таких актов могут служить Федеральные законы от 6 августа 2001 г. № 110-ФЗ и от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ), в каждом случае необходимо четко разделять такие части и к каждой из них применять соответствующий и свойственный только ей порядок вступления в силу.
Часть 1 п. 1 ст. 5 НК РФ определяет, что акты законодательства о налогах встпают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей.
В части 3 п. 1 ст. 5 НК РФ указаны эти исключения: федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс РФ в части установления новых налогов и (или) сборов, а также законы субъектов Федерации и решения представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее месяца со дня их официального опубликования.
Отметим основные недостатки положений ч. 1 и 3 п. 1 ст. 5 НК РФ. Во-первых, в ч. 1 говорится: «не ранее 1-го числа очередного налогового периода». «Очередного» относительно чего, какой даты, какого события? Указание этой относительности имеет чрезвычайно важное значение, поскольку могло бы определить последовательность выполнения условий для вступления акта законодательства о налоге в силу.
Список литературы
- Налоговый кодекс РФ (Ч.1) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) — СПС Консультант +, лицензированное использование, обновление на 17.06.2008
- Налоговый кодекс (Ч.2)) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) — СПС Консультант +, лицензированное использование, обновление на 17.06.2008
- Бланкенагель А. Подход к разрешению налоговых споров в ФРГ. Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2003 года / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2004. С
- Брызгалин А.В. Система налогового законодательства и проблемы его кодификации // Вестник гуманитарного университета. Серия «Право». Екатеринбург, 1996. № 1. С
- Гриценко В.В. Концептуальные проблемы развития теории налогового права современного российского государства [Электронный ресурс]: Дис. … д-ра юрид. наук. Саратов: РГБ, 2006. С
- Диков А.О., Об изменениях и дополнениях, внесенных в часть вторую НК РФ // Налоговый вестник. № 2, 2005.
- Кашин В.А. Налоговая доктрина и налоговое право // Финансы. 2001. № 7.
- Кочкин М.П. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части первой. М., 2003. С
- Красноперова О.А. «Налоговый процесс» на федеральном уровне // Гражданин и право. 2002. № 1.
- Ксенфонтов В.В. Систематизация российского законодательства [Электронный ресурс]: Принципы и процедуры. Дис. … канд. юрид. наук. М.: РГБ, 2003
- Кузнеченкова В.Е. Проблемы теории правоохранительного налогового процесса // Право и политика. 2005. № 2
- Лиров Н. Грустно, очень грустно, господа! // Экономическая газета. 1992.
- Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А. В. Брызгалина. М., 1997.
- Налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. С. Г. Пепеляева. М., 2000.
- Пансков В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. М., 2003
- Петрова Г. В., Рахмилович В. А. О применении отдельных норм гражданского и налогового законодательства // Право и экономика. № 12, 2005
- Слом В.И. О проблемах налогового нормотворчества // Налоговый вестник. 1999. № 10.
- Топорнин Б.Н. Налоговое право в правовой системе России // Налоговый кодекс: сегодня и завтра: Сб. статей. М., 1997
- Тотьев К. Проблемы стабилизации налогового регулирования (зарубежная и российская практика) // Законодательство и экономика. 1999. № 8.
- Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998
- Черник Д.Г. Налоговое право. М.: Финансы и статистика, 2003
- Чухвичев Д.В. Особенности законодательной техники при проведении кодификации // Право и политика. 2005. № 10.
- Яковлев В.Ф. Общая часть гражданского права в современном законодательстве и юридической практике. Свердловск, 1979.
- III. Материалы судебной практики
- Постановление Конституционного Суда РФ от 21.03.97 № 5-П // СПС КонсультантПлюс.