Проблемы человеческого счастья в творчестве А. П. Чехова
В рассказе «Дама с собачкой» счастье это любовь. В силу того, что герои рассказа состоят в браке, они не могут встречаться открыто. Но они любят друг друга и хотят преодолеть все преграды, которые стоят на пути их любви. Однако что-то мешает им. Развод в конце XIX века уже не представлял чрезвычайных сложностей. Все остальное сами герои считали несущественным. Но заканчивается ассказ, а герои… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. А.П.Чехов и его произведения
- 2. О любви и человеческом счастье
- 3. Вопрос счастья и несчастья
- Заключение
- Литература
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет какой-то отклик в твоей душе. Важно, чтобы она помогла разобраться в окружающей жизни, ее проблемах. Высоты, достигнутые Писателями-романистами, служили тогда мерой достижений всей литературы. А. П. Чехов тоже писал прозу; его талант развивался в русле ведущей литературной тенденции. Но среди написанного Чеховым нет романов, как и объемных произведений. Потому его малая проза и встала в один ряд с большими романами, ознаменовала собой этап в истории повествовательного искусства. Пробой сил для Чехова явилась юмористика; он дебютировал на страницах тогдашних юмористических журналов (от которых ведут свою родословную современные издания типа «Крокодила»). Чеховские рассказы, взятые все вместе, складываются в такую картину жизни, которая поражает своей несообразностью, грубостью, пошлостью и скукой.
А.Чехова можно и нужно читать всю жизнь. И бывают писатели, к которым известность приходит сразу, и в один прекрасный день они просыпаются знаменитыми. Чехов не из таких людей. Для того, чтобы стать знаменитым, ему было необходимо время. Всем своим творчеством Чехов хотел пробудить в людях «желание беречь в себе человека», он вел нас через самое понятное и близкое для него к большим выводам о ценности человеческой жизни.
Усилиями российских и зарубежных литературоведов немало сделано в изучении чеховского творческого метода. В то же время анализ работ о творчестве Чехова показывает, что по большей части изучались, условно говоря, макроструктуры его поэтики: концепция действительности и человека, типология героев, конфликт, сюжетостроение, предметная картина мира, образ автора, способы выражения авторской позиции, архитектоника произведений и т. д.
Между тем именно эти средства являются первоэлементами художественности, прежде всего, свидетельствуют об особой, целенаправленной обработке текста, отличающей художественную речь от других видов речи. И прежде всего именно эти элеенты обладают уникальной способностью воздействовать не только на сознание, но и на подсознание читателя, активизируя творческое мышление, обеспечивая необычайно ценный эффект читательского сотворчества.
1. А. П. Чехов и его произведения
Анто́н Па́влович Че́хов (18 601 904) русский писатель, украинец по национальности, один из самых выдающихся русских прозаиков и драматургов, чьи пьесы входят в число наиболее востребованных театрами всего мира.
Павел Егорович (отец Антона Чехова) воспитывал своих детей деспотически. Порки были частым явлением в семье. И, однако, было бы неправильно рисовать жизнь семьи Павла Егоровича только тёмными красками. Нельзя забывать о смягчающем влиянии матери, Евгении Яковлевны, как нельзя забывать и о том, что влияние Павла Егоровича на своих детей было далеко не только отрицательным. Павел Егорович хотел сделать своих детей образованными людьми. Он хотел, чтобы дети были счастливее его. Он отдал их всех в гимназию, нанял для них учителя музыки, рано начал учить их языкам; старшие сыновья уже в отроческие годы свободно говорили по-французски.
Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель закона божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты. Чехов-гимназист издавал юмористические журналы, придумывал подписи к рисункам, писал юмористические рассказы, сценки. Первая драма «Безотцовщина» была написана 18-летним Чеховым в период учёбы в гимназии. Гимназический период Чехова был важным периодом созревания и фрмирования его личности, развития её духовных основ. Гимназические годы дали Чехову огромный материал для писательской работы. Самые типичные и колоритные фигуры появятся позже на страницах его произведений. Возможно, одной из таких фигур был и учитель математики Э. И. Дзержинский отец будущего первого председателя ВЧК.
Суждение о неповторимой оригинальности найденных Чеховым «форм письма» приобрело статус аксиомы уже сто лет назад. Однако лишь в последние десятилетия были предприняты серьезные попытки наполнить этот толстовский тезис литературоведческим, научным содержанием.
Произведения А. П. Чехова, написанные в 1880−85 годы, дают огромное количество примеров. Преобладают сравнения, описывающие в целом, нерасчлененно, какое-либо действие, настроение, состояние, причем зачастую используются сочетания-клише: красный, как рак; бледный, как полотно; мягкий, как шелк; как вкопанный; как угорелый; как на иголках; как в лихорадке и т. п.
Возникает ощущение, что в пределах чеховской поэтики раннего периода предмет в детализирующем сравнении не нуждается, он явлен как целое и вполне определен уже в силу своей названности, равен сам себе.
Писать коротко, предельно обнажая суть комической ситуации, лишь несколькими беглыми штрихами характеризуя обстановку и персонажей такие правила игры неизбежно вели к упрощению и даже обеднению поэтического арсенала. И в то же время — к постепенному повышению мастерства писателя, который учился достигать художественного эффекта, пользуясь минимумом средств.
Организующим началом текста стала перечислительная интонация, внешне претендующая на исследовательскую строгость и сухость, но преисполненная авторской иронии.
Внутреннее напряжение стиля, создаваемое этими противоположными тенденциями, разрешается комическими эффектами. В самых первых произведениях А. Чехонте сравнения не играли заметной роли. Но в юмористическом рассказе «Папаша» (1880) положение меняется. Рассказ неоднократно привлекал внимание исследователей, между тем никто пока не рассматривал специфику художественных эффектов, создаваемых в нем сравнениями, не изучал сам механизм работы этих сравнительных оборотов. Произведение начинается сразу двумя выразительными сравнениями, включенными в одну фразу: «Тонкая, как голландская сельдь, мамаша вошла в кабинет к толстому и круглому, как жук, папаше и кашлянула». Поскольку при появлении супруги «с колен папаши спорхнула горничная и шмыгнула за портьеру», то чуть позже, утомленный разговором с женой, нетерпеливый папаша «искоса, как собака на тарелку, посмотрел на портьеру». Эта пикантная деталь всплывает вновь, когда спор достигает апогея и супруга решает прибегнуть к шантажу. Рассмотренные сравнения имеют, конечно же, снижающий смысл, создают нужный автору комический эффект, но — не только.
А.П. Чехова нередко называют сегодня тонким лириком, а его прозаические тексты характеризуют как в высшей степени поэтичные, построенные по законам поэзии. Но, быть может, Чехову открылась эта грань собственного творческого дара несколько раньше, чем его критикам и исследователям? Образ Прозаического поэта, уже три года получающего отказы из журнальных и газетных редакций, думается, отчасти автобиографичен. Похоже, свой «юбилей» празднует ироничный Антоша Чехонте, тем самым заклиная удачу.
Возможно, и в самом деле чеховские сравнения появлялись спонтанно, во время работы писателя над очередным произведением, возникая из неповторимого сочетания ассоциаций, настроений, образов, просчитать которое не под силу ни человеческому, ни кибернетическому интеллекту.
Список литературы
- Бердников Г. П. Драматургия Чехова / Бердников Г. П. Избранные работы: В 2-х т. Т.2. М., 1986. С. 138. Ермилов В. В. А. П. Чехов. Драматургия Чехова М., 1951.
- Ревякин А.И. Идейный смысл и художественные особенности пьесы «Вишнёвый сад» А.П. Чехова / Творчество А. П. Чехова. М., 1956. С. 3−93.
- Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М., 1972. С. 357, 379.
- Шатин Ю.В. Профанирующий символ / О поэтике А. П. Чехова. Иркутск, 1993. С. 297.