Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нарративные стратегии Н. М. Карамзина в ранней прозе

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

За последние несколько десятилетий нарратив активно изучался не только литературоведами, но и историками и психологами. Многие из исследователей при этом считают, что речь идет не просто о новом эмпирическом объекте анализа — рассказах для детей, спорах за обедом в разных социальных кругах, воспоминаниях, описаниях путешествий за границу, автобиографиях, обсуждениях научных проблем, — но и про… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проза 1790-х годов как материал для исследования нарративных стратегий Н.М.Карамзина
    • 1. 1. Проблемы наррации в русской прозе последней четверти
    • XVIII. века
      • 1. 2. Ранняя проза Н.М.Карамзина
  • Глава 2. Особенности повествования Н. М. Карамзина на материале повестей 1790-х годов
    • 2. 1. Русская литературная сказка Н. М. Карамзина «Прекрасная царевна и счастливый карла»
    • 2. 2. Любовно-психологическая повесть «Юлия»
  • Заключение
  • Список литературы

Нарративные стратегии Н. М. Карамзина в ранней прозе (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

1.1 Проблемы наррации в русской прозе последней четверти

XVIII века

За последние несколько десятилетий нарратив активно изучался не только литературоведами, но и историками и психологами. Многие из исследователей при этом считают, что речь идет не просто о новом эмпирическом объекте анализа — рассказах для детей, спорах за обедом в разных социальных кругах, воспоминаниях, описаниях путешествий за границу, автобиографиях, обсуждениях научных проблем, — но и про новый теоретический подход, о новом жанре в философии науки.

Все более возрастающий интерес к изучению нарратива свидетельствует о появлении еще одной разновидности стремления к созданию «новой парадигмы» и последующего усовершенствования постпозитивистского метода в философии науки. Это движение обещает, по всей видимости, что-то большее, чем создание новых моделей — лингвистической, семиотической или культурологической. В большинстве гуманитарных дисциплин позитивистская философия, которая вела к серьезным переосмыслениям в понимании науки, подверглась резкой критике, что открыло новые горизонты для интерпретативных исследований, фокусирующихся на социальных, дискурсивных и культурных формах, которые противостоят тщетным поискам законов человеческого обращения. Осознание этих изменений привлекло особое внимание к формам и жанрам нарратива. Что же представляет собой этот термин?

Нарратив (лат. narrare — языковой акт, то есть вербальное изложение) — понятие философии постмодерна, оно фиксирует процессуальность самоосуществления как способ существования повествовательного (или, по Р. Барту, «сообщающего») текста. Важнейшей атрибутивной характеристикой нарратива является его самодостаточность и самоценность: Р. Барт делает замечание, что процессуальность рассказа разворачивается «ради самого рассказа, а не ради прямого влияния на действительность, то есть, в конечном счете, вне какой-нибудь функции, кроме символической деятельности как таковой».

Проблемы становления и развития повествовательного жанра освещаются в работах П. Басинского, В. Богданова, А. Волкова, Л. Гинзбург, М. Глушкова, Б. Есина, Э. Журбиной, В. Козьмина, В. Кулешова, В. Михельсона, В. Рослякова, Г. Степановой, А. Цейтлина, М. Щеглова, П.Юшина. Исследователи признают, что нарратив — «гибриден» по своему характеру и находится на стыке художественной литературы и публицистики, а границы, которые выделяют его, размыты и условные. Поэтому В. Хализев, например, считает нарративный рассказ «вневидовой формой». Полномасштабное изучение нарратива должно включать в себя коммуникативные типы деятельности, такие как беседа и другие символические формы личного взаимодействия (например, рассказывание старых и новых сказок, которые имеют как сюжетную линию любые истории, которые осуществляются в местных контекстах); когнитивные виды деятельности, такие, как аргументирование и суждение; экспрессивные типы деятельности, такие как пение и молитвы, а также создание и восприятие электронно-опосредованных «текстов» (в лингвистическом и семиотическом содержании). Но не

Показать весь текст

Список литературы

  1. Залыгин С П Универсальность творческой личности (Карамзин как писатель) Венок Карамзину. М. Academia, 1992. 11−21.
  2. Карамзинский сборник. Биография. Творчество. Традиции. XVIII век. Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997. Ч, а с т ь первая. 135 с.
  3. Карамзинский сборник. Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»: проблемы изучения и преподавания. Ульяновск: Изд-во УлГПУ, 1999. 88 с.
  4. О.Б. Карамзин переводчик. Автореф. дис. канд. филол. наук. Томск, 1981. 16 с.
  5. Л.Г. Н.М. Карамзин как явление европейской культуры эпохи Просвещения Человек Эпохи Просвещения. СПб.: Наука, 1999. 4860.
  6. Е.Г. Анализ текста повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза"// Язык русских писателей XVIII века. Л.: Наука, 1981. 176−193.
  7. П.И. Вопросы истории и теории художественного перевода. Минск: Изд. БГУ, 1972. 295 с.
  8. В.И. Наслаждающее размышление самого себя.// Ландшафт моих воображений. М.: Современник, 1990. 5−28.
  9. Н.Ф. Общая реторика. СПб., 1854. 131 с.
  10. Н.Ф. Частная реторика. СПб., 1836. 165 с.
  11. Е.А. Карамзин и Руссо («Рыцарь нашего времени») Карамзинский сборник. Россия и Европа: диалог культур. Ульяновск: Издво УлГПУ, 2001. 52−75.
  12. О.В. Художественный метод и стиль. М.: Изд. МГУ, 1964. 272с.
  13. Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Л.: Наука, 1982.-343 с.
  14. Ю.М. Поэзия Карамзина Лотман Ю.М. О поэтах и поэзии. Анализ поэтического текста. Статьи и исследования. СПб., Искусство СПб., 1996, С 285−323.
  15. Ю.М. Риторика Избранные статьи: В 3-х томах. Таллинн: Александра, 1992. T.I. 167−183
  16. Ю.М. Сотворение Карамзина. М.: Книга, 1987.-336 с.
  17. Ю.М. Театральный язык и живопись (к проблеме иконической риторики) Театральное пространство: материалы научной конференции 1978 г. М.: Сов. художник, 1979. 238- 252.
  18. Ю.М. Эволюция мировоззрения Карамзина (1789−1803) Лотман Ю. М. Н. М. Карамзин. С П б Искусство, 1997. 312−348.
  19. А.В. Античность как идеал и культурная реальность XVIIIXIX веков Античность как тип культуры. М.: Наука, 1988. 308−324.
  20. В. Н. «Бедная Лиза» Карамзина: Опыт прочтения. М., 1995.
  21. В. Нарратология. М., 2003.
  22. . О прозе. — Л.: Сов. писатель, 1969. — С. 214−230.
  23. Юлия. Русская сентиментальная повесть. М., Издательство Московского университета, 1979, 124 с.
  24. Cross A. N.M. Karamzin: a study of his literary career 1783−1803. London- Amsterdam, 1972. P. 230.
Заполнить форму текущей работой