Управление финансами (финансовый менеджмент) в торговой орагнизации
Следующим значительным фактором являются цены, устанавливаемые поставщиками товаров. В условиях конкуренции повышение закупочных цен не всегда сопровождается адекватным повышением продажных цен. Розничные торговые предприятия часть повышения цен поставщиками зачастую компенсируют за счет снижения доли собственной прибыли в розничной цене товаров. Повышение же цен на услуги транспортных… Читать ещё >
Содержание
- Управление финансами (финансовый менеджмент) в торговой орагнизации
- Введение
- 1. Финансовый механизм. Сущность финансового менеджмента. Основные цели, функции, задачи и методы финансового менеджмента
- 2. Управление капиталом
- 3. Управление активами
- 4. Управление прибылью торговой организации
- 5. Управление доходами и расходами
- Заключение
- Литература
Сфера финансового менеджмента торгового предприятия чрезвычайно широка, и она наполнена финансово-экономическими процессами. Поэтому ввиду ее высокой социальной и экономической значимости любая национальная экономика требует активного финансового менеджмента на всех ее уровнях: от оперативного и стратегического управления отдельного торгового предприятия до регулирования на уровне государственном.
В России длительное время финансовый менеджмент не изучался и не рассматривался как серьезный экономический инструмент. В настоящее время в связи с вхождением страны в рыночную экономику появилась уверенность, что финансовый менеджмент привнесет в экономику торговых предприятий новую систему ценностей, изменит приоритеты в развитии предпринимательства.
1. ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ. СУЩНОСТЬ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ФУНКЦИИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
В целях управления финансами предприятий применяется финансовый механизм.
Финансовый механизм предприятий это система управления финансами предприятия, предназначенная для организации взаимодействия финансовых отношений и фондов денежных средств с целью эффективного их воздействия на конечные результаты деятельности.
Прежде всего, с его помощью достигается обеспеченность предприятия необходимыми средствами.
Финансовая деятельность на предприятиях осуществляется финансовым отделом, службой на крупных и средних предприятиях, либо только финансовым директором или главным бухгалтером, который занимается не только вопросами бухгалтерского учета, но и вопросами финансовой стратегии, на малых предприятиях.
Свою работу данные структуры осуществляют в соответствии с целями, функциями, задачами, и методами финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент это профессиональная управленческая деятельность по оценке производственных и финансовых направлений деятельности хозяйствующего субъекта в контексте окружающей среды, организации денежных потоков предприятия, формированию и использованию капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических и тактических целей развития предприятия.
Целью финансового менеджмента являются выработка и применение методов, средств и инструментов для достижения целей деятельности фирмы в целом или её отдельных производственно-хозяйственных звеньев.
Такой системой целей может быть:
— выживание компании в условиях конкурентной борьбы;
— избежание банкротства и крупных финансовых неудач;
— максимизация прибыли;
— минимизация расходов;
— устойчивые темпы роста экономического потенциала компании;
— рост объемов производства и реализации;
— увеличение доходов руководящего состава и владельцев компании;
— обеспечение рентабельности деятельности и др.
В конечном итоге все эти цели ориентированы на повышение доходов вкладчиков (акционеры) или владельцев (собственников капитала) компании.
Функции финансового менеджмента:
— Планирование. Включает в себя стратегическое и текущее финансовое планирование. Составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий.
— Участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта.
— Оценка возможных изменений структуры (слияние, разделение или поглощение фирм).
— Обеспечение источниками финансирования. Поиск внутренних и внешних источников кратко- и долгосрочного финансирования. Выбор оптимального их сочетания.
— Управление финансовыми ресурсами. Управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах. Управление портфелями ценных бумаг. Управление заемными средствами.
— Учет, контроль и анализ. Выбор учетной политики. Обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности. Анализ и интерпретация результатов. Сопоставление отчетных данных с планами и стандартами. Внутренний аудит.
В задачи финансового менеджмента входит нахождение оптимального соотношения между краткосрочными и долгосрочными целями развития фирмы и принимаемыми решениями в краткосрочном и долгосрочном финансовом управлении.
Задачей финансового менеджмента является определение приоритетов и поиск компромиссов для оптимального сочетания интересов различных хозяйственных подразделений в принятии инвестиционных проектов и выборе источников их финансирования.
Тактические задачи финансового менеджмента: обеспечение сбалансированности и сроков поступления денежных средств; обеспечение необходимых объемов поступлений; обеспечение рентабельности продаж (конкурентоспособности на оперативном уровне). Таким образом, оперативное (тактическое) управление сводится, по существу к управлению оборотным капиталом предприятия.
В конечном итоге основная задача финансового менеджмента принятие решений по обеспечению наиболее эффективного движения финансовых ресурсов между фирмой и источниками её финансирования как внешними, так и внутрифирменными.
Конкретные формы и методы реализации функций и решения задач финансового менеджмента определяются финансовой политикой предприятия. Разработка и осуществление финансовой политики занимают существенное место в общем механизме централизованного управления. Её роль в централизованном управлении фирмой определяется тем, что она затрагивает все стороны экономической деятельности фирмы научно-техническую, производственную, материально-техническое снабжение, сбыт и отражает в концентрированном виде влияние многочисленных внутренних и внешних факторов. В рамках единой финансовой политики, разрабатываемой на высшем уровне управления, определяются в глобальном масштабе источники финансовых ресурсов и их распределение в рамках фирмы.
Методической осноой при разработке финансовой политики в конкретной фирме может служить Приказ Минэкономики РФ «Методические рекомендации по разработке финансовой политики предприятия» от 01.01.97 № 118, в котором предусмотрены следующие элементы: учетная политика;
кредитная политика;
политика управления денежными средствами;
политика в отношении управления издержками;
дивидендная политика.
Выбор варианта учетной политики предприятие должно осуществлять в соответствии с национальными стандартами бухгалтерского учета. В РФ таким документом является Положение по бухгалтерскому учету.
В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами — определение величины собственных средств, потребности в заемных средствах.
Политика управление денежными средствами связана с оптимизацией остатков средств на счетах, минимизации разрывов между поступлением средств и их использованием, применением различных схем расчетов, предусматриваемых в договорах.
Политика в отношении управления издержками реализуется с помощью разработки системы бюджетирования, предусматривающей разработку бюджетов (смет) по всем основным элементам затрат и осуществления эффективного контроля за их исполнением.
Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интересов собственников с интересами менеджеров и инвесторов с целью максимизации цены предприятия. Возможны следующие варианты дивидендной политики: дивиденды как постоянный процент от прибыли;
политика форсированных дивидендных выплат дивиденды выплачиваются в фиксированном размере на каждую акцию;
политика выплат гарантированного минимума и экстра дивидендов;
капитализация дивидендов выплата дивидендов акциями (при финансовых затруднениях).
В современных условиях главная особенность финансовой политики фирм состоит в комплексном использовании финансовых инструментов, причем в зависимости от конкретных условий преобладающее значение в отдельные периоды может придаваться тому или иному инструменту.
Выделяют три основные категории финансовых инструментов: денежные средства (средства в кассе и на расчетном счете, валюта); кредитные инструменты (облигции, форвардные контракты, фьючерсы, опционы и др.); и способы участия в уставном капитале (акции и паи).
Основными методами финансового менеджмента, реализуемыми в ходе проведения финансовой политики, являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, страхование, кредитование, самофинансирование, система расчетов, система финансовых санкций, система производства амортизационных отчислений, система стимулирования, принципы ценообразования, трастовые операции, трансфертные операции, залоговые операции, аренда, лизинг, факторинг.
Для осуществления этих методов используются приемы финансового управления: кредиты, займы, процентные ставки, дивиденды, котировка валютных курсов, дисконтирование и др.
Основой информационного обеспечения системы финансового менеджмента служит любая информация финансового характера:
— бухгалтерская отчетность;
— сообщения учреждений банковской системы;
— информация товарных, фондовых и валютных бирж;
— прочая информация.
Список литературы
- Стоянова Е.С., Штерн М. Г. Финансовый менеджмент для практиков. М.:Перспектива, 2001. 239 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 2002. 501 с.
- Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? М.: Финансы и статистика, 2002. 384 с.
- Бланк И.А. Основы финансового менеджмента. К.: Ника-Центр, Эльга, 2001. 512 с.
- Каратуев А.Г. Финансовый менеджмент: Учебно-справочное пособие. М: ИД ФБК-ПРЕСС, 2001. 496 с.
- Баканов М.И., Шеремет А. Д. «Теория экономического анализы: учебник.». — М.: Финансы и статистика, 2000- 288с.
- Балабанов И.Т. «Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?». — М.: Финансы и Статистика, 2005.
- Ворст И., Ревентлоу П. Экономика фирмы изд. Высшая школа 2003
- Гусева Е.Г. «Управление производством на малом предприятии» учебно-практическое пособие — М.: МГУЭСИ, 2001 — 114с.
- Ильенкова С.Д. «Экономика и статистика фирм» — М.: Финансы и статистика, 2006. — 240с
- Ковалев В.В. «Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчётности.» — М.: Финансы и статистика, 2006 — 432с.
- Крейнина М.Н. «Финансовое состояние предприятия. Методы оценки». — М. .: ИКЦ «Дис», 1997- 224с.
- Моляков Д.С. «Финансы предприятий отраслей народного хозяйства». — М.: ФиС, 1996.
- «Финансовый менеджмент: теория и практика"/ Под ред. Стояновой Е.С.- М.: Перспектива, 1996
- Шеремет А. Д. Экономический анализ в управлении производством 1984
- Шим Дж., Сигел Дж. Методы управления стоимостью и анализа затрат. М.: Филинъ, 1996
- Шишкин А.К., Вартанян С. С., Микрюков В.А. Бухгалтерский учет и финансовый анализ на коммерческих предприятиях Инфра -м 1996
- Порукой такому решению Запада реакция Вашингтона и Брюсселя на политический кризис в Грузии в ноябре 2007 г. А пока белорусский президент будет лгать и тянуть время, объяснять и доказывать Москве, что никакой угрозы геополитического поворота в разблокировании отношений с Западом нет.
- В этой связи стоит особо обратить внимание на следующее заявление А. Лукашенко из интервью РИА — ОВОСТИ (19 февраля 2007 г.): «А Лукашенко как был ваш человек, так и остался. И не ищите другого человека, который бы так любил нашу Россию, как Лукашенко». Дело в том, что белорусского президента трагически сказалась на судьбе автора этих строк и его семьи и служит свидетельством реального отношения официального Минска к «нашей» России. Не дай Бог встретиться русскому человеку с таким «союзником».
- Итак, задание А. Лукашенко на март-май 2008 года: тянуть время и одновременно вырвать у Москвы кредит и льготный газ. Задача: наладить отношения с Д.Медведевым. Добиться, чтобы первый визит за рубеж третий президент России совершил в Минск. В Минске рассчитывают, что в Москве уже не до него начинается реальная ротации элит, смена владельцев кабинетов в Кремле и на Старой площади. Против официального Минска только провозглашенная преемственность кремлевской политики. 3 марта А. Лукашенко направил «сладкое» послание В. Путину. Страхуется. С учетом того