Цель науки
Вопрос о том, когда возникла наука, почти столь же сложен, как и вопрос о том, когда появились искусство или миф. Несомненно, значительное количество истинного знания было накоплено еще в древнейшие времена. Скотоводство, земледелие, строительство храмов и пирамид, обработка камня, кости, металлов в Шумере, Вавилоне, Китае, Египте все это опиралось на знание животного и растительного мира… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- 1. Цель науки
- 2. Критерии научности
- 3. Наука в истории
- 4. Научное творчество
- 5. Научная революция
- Заключение
- Список литературы
Большое влияние науки на жизнь и деятельность людей заставляет нас обратить внимание на саму науку и сделать ее предметом изучения. Что такое наука? Чем отличается научное знание от мифа или религии? В чем ценность науки? Как она развивается? Какими методами пользуются ученые? Попытка найти ответы на эти и другие вопросы, связанные с пониманием науки как особой сферы человеческой деятельности, привели к возникновению особой дисциплины логики и методологии научного познания или, как ее принято называть на Западе, философии науки, которая сформировалась на стыке трех областей: самой науки, ее истории и философии. Логика и методология науки есть дисциплина, стремящаяся понять, что такое наука, в чем состоит специфика научного познания и методов науки, каковы структура и функции научного знания, как развивается наука.
Целью настоящей работы является изучение определения и содержания понятия наука.
Указанная цель достигается путем решения следующих задач:
— рассмотреть цель науки;
— рассмотреть критерии научности ;
— проанализировать науку в истории;
— проанализировать научное творчество;
— рассмотреть научную революцию;
— в заключении сделать
выводы.
1. Цель науки
Науку обычно определяют как сферу человеческой деятельности, направленную на получение, обоснование и систематизацию истинного знания о мире. Наука это и деятельность по приобретению знаний, и вся сумма накопленного знания. Главная цель науки получение истины. Чтобы вполне понять смысл этой цели, нужно вспомнить о том, что такое истина. Как известно, на этот вопрос еще в IV веке до н.э. ответил великий греческий философ и ученый Аристотель: истинной называется та мысль (высказывание), которая соответствует своему предмету, т. е. представляет его нашему сознанию таким, каков он есть на самом деле, в реальности. Высказывание «Кролики не едят мяса» истинно, ибо кролики действительно не питаются мясом. А вот высказывание «Киты живут на деевьях» искажает реальное положение дел, поэтому является ложным.
Истинное знание обладает двумя важными особенностями. Истина объективна, т. е. не зависит от воли и желания людей. Будет ли истинной та или иная мысль, зависит не от нашей воли, а от реального мира, от реального положения вещей. Даже если все люди будут искренне верить, что киты живут на деревьях, эта вера не сделает данную мысль истинной. Когда-то европейцы считали, что антиподов не существует и не может существовать, тем не менее, и в те времена утверждение о существовании антиподов было истинным, ибо существовали австралийцы, американские индейцы, жители островов Тихого океана. И второе: истина общезначима, т. е. ее обязан принимать каждый человек, независимо от своего социального положения, национальной принадлежности, вероисповедания и т. п. С тем, что вода замерзает при 0 градусов Цельсия, а молния представляет собой электрический разряд, вынужден согласиться миллионер и нищий, китаец и француз, христианин и буддист. Конечно, с истиной можно иногда не соглашаться, ее можно отвергать, но в таком случае оказывается невозможным действовать.
2. Критерии научности
Однако одного указания на цель научной деятельности еще недостаточно для того, чтобы отличить науку от других сфер духовной деятельности, также претендующих на обладание истиной от мифа, магии, религии, от многообразных псевдонаук. Для этого нужно попытаться найти еще какие-то черты науки, научного знания, которые были бы присущи только им и отсутствовали у других форм и результатов духовной деятельности. Проблема нахождения четких критериев, позволяющих отличить науку от других видов духовной деятельности, называется проблемой демаркации. Более столетия ученые и философы пытались найти решение этой проблемы.
Долгое время отличительную особенность научного знания видели в его обоснованности фактами, экспериментальными данными или наблюдениями, а специфическим методом науки считали индукцию переход от отдельных фактов к обобщениям. Считалось, что сначала ученый собирает факты, накапливает наблюдения, затем обобщает их в законах или теориях. Например, датский астроном Тихо де Браге более 20 лет наблюдал движение планет и фиксировал их положение на небосводе. Он накопил громадный эмпирический материал. Опираясь на этот материал и собственные наблюдения, И. Кеплер вывел законы движения планет вокруг Солнца. В свою очередь, И. Ньютон обобщил результаты Галилея и Кеплера, создав классическую механику. Будучи обобщением эмпирических данных, научная теория находит свое подтверждение в этих данных. И вот именно подтверждаемость научного знания теорий, законов фактами или эмпирическими данными и считалась его отличительной особенностью. Наука ищет и находит подтверждение своих теорий, и этим она отличается от других форм духовной деятельности. Почему же теории и законы науки находят столь широкое подтверждение? Потому, что эти теории и законы истинны: они описывают реальный мир таким, каков он есть на самом деле. Опираясь на научную истину, мы избегнем ошибок и добьемся успеха в своей деятельности. Практическое
приложение научных результатов еще одно важное подтверждение истинности ее теорий.
Все это в значительной мере справедливо. С достижениями науки связаны громадные технические завоевания прошедшего столетия. Однако подтверждаемость эмпирическими данными или успешными техническими применениями не решает проблемы демаркации не позволяет четко отделить науку от ненауки. Как показывает история познания, многие ложные, ненаучные идеи и концепции находили подтверждения. Скажем, учение Птолемея ежедневно подтверждается наблюдением всех людей: мы видим, что именно Солнце ходит вокруг Земли. Астрология и алхимия опирались на громадный эмпирический материал. Считать ли их науками? Хиромантия находит многочисленные подтверждения. Паровая машина была создана на основе ложной теории теплорода. Да что далеко ходить: рассуждения о «летающих тарелках» (НЛО) ныне опираются на тысячи наблюдений. Но можно ли на этом основании считать их научными? Нет, простое эмпирическое подтверждение некоторых идей или концепций еще не дает нам права считать их научными.
Известный британский философ ХХ в. К. Поппер предложил другое решение проблемы демаркации. Научное знание говорит о мире, об отдельных его областях или сторонах, оно стремится описать мир так, как он существует сам по себе. Но в своих попытках дать истинное описание мира наука может ошибаться, ибо слишком невероятно, чтобы мы могли сразу и без труда узнать, каков мир на самом деле. Если бы истина давалась нам без труда, наука была бы попросту не нужна. В том-то и дело, что путь к истине труден и длинен, поэтому ученые затрачивают много сил, прежде чем получат истину. Но если наука говорит о мире и далеко не сразу приходит к истине, то отсюда вытекает, что в каждой научной теории, в каждом научном утверждении содержится элемент риска: они могут оказаться неверны, и опыт, эксперимент, наблюдение могут их опровергнуть. Вот этот элемент риска, способность в принципе опровергаться эмпирическими данными и является, по мнению Поппера, отличительной особенностью научного знания.
Список литературы
- Антонов С.Л. Методология научного познания. М., 2006
- Борисов Е.Б. Логика научного познания. М., 2003
- Водников О.Н. Научные методы познания. М., 2006
- Каширский П.Н. Научно-техническая революция. М., 2007
- Яковлев В.А. Логика научного познания. М., 2004.