Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Влияние взаимосвязи региональных рынков труда и образования на социально-экономическое развитие региона

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Теоретическая и методологическая основа исследования. Работа опирается на концепции, теоретические положения, представленные в классической и в современной отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблемам функционирования рынков труда и образования в условиях асимметричной информации, в частности на теорию сигнализирующего равновесия и теорию мотивации труда. При анализе процессов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Региональные рынки труда и образовательных услуг как факторы регионального экономического роста
    • 1. 1. Характеристика факторов регионального экономического роста
    • 1. 2. Региональный рынок труда и его связь с социально-экономическими показателями развития региона
    • 1. 3. Высшее профессиональное образование как фактор развития региона
  • Выводы
  • 2. Взаимодействие рынков труда и образовательных услуг
    • 2. 1. Анализ зависимости между уровнем безработицы и уровнем выпускников высших учебных заведений (на примере регионов ЦФО)
    • 2. 2. Динамическая модель отрицательных эффектов на региональных рынках труда и образования в регионе
    • 2. 3. Факторный анализ зависимости регионального развития от состояния локальных рынков
  • Выводы
  • 3. Разработка механизма взаимодействия регионального рынка труда и рынка образовательных услуг
    • 3. 1. Механизм управленческих отношений на региональных рынках труда и образовательных услуг
    • 3. 2. Рекомендации по формированию региональной политики в сфере занятости населения и рынка образовательных услуг в Костромском регионе
  • Выводы

Влияние взаимосвязи региональных рынков труда и образования на социально-экономическое развитие региона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Дифференциация регионов запускает сложные, противоречивые процессы на региональных рынках труда. Сравнительно низкий (по сравнению с другими регионами) уровень жизни населения вызывает отток работоспособного населения из региона, что, в свою очередь, приводит к его демографическому истощению, проявлениями которого являются качественное изменение состава населенияухудшение здоровья населениярезкое снижение рождаемостирост инвалидности. Следствием миграции из слаборазвитых в социально-экономическом отношении регионов служит сокращение предложения специалистов в одних сегментах рынка труда и избыточное предложение в других сегментах. Отток высококвалифицированных специалистов в столичные города, что весьма характерно для Центрального Федерального округа, приводит к нехватке и старению кадров в региональных предприятиях и организациях, но, с другой стороны, стимулирует выпускников местных школ к поступлению в высшие учебные заведения. ^.

Потребность регионального рынка труда в высококвалифицированной рабочей силе обеспечивается в основном выпускниками местных образовательных учреждений, от количества, качества которых зависит предложение труда в этом сегменте. Поэтому при выборе стратегических решений, касающихся развития региона, необходимо учитывать взаимосвязь трех процессов: а) динамики финансирования высшего образованияб) состояния регионального рынка трудав) состояния рынка образовательных услуг. Анализ данной взаимосвязи должен опираться на теоретические конструкции, обоснование которых лежит в теории управления экономическими системами, а также на аналитические исследования состояния региональных рынков труда и образовательных услуг, что и определило выбор темы исследования, его цель и задачи.

Состояние научной разработанности проблемы. Вопросами развития регионов занимались Н. Гоффе, П. Самуэльсон, Л. Алберхт. Н. Гоффе, рассматривал регион со стороны развития общества, его культуры. П.

Самуэльсон, обратил внимание на качественный рост всего общества. JI. Алберхт выделил причины, вызывающие конкуренцию между регионами. В работах В. М. Рябцева, М. Тадоро, А. Г. Гранберга, Ф. Перу, Ж. Будвиля, Х. Р. Ласуэна, П. Потье, Дж. Гвартина, Р. Стоупа, С. Н. Гудырина, Г. В. Гутмана, A.A. Мироедова, С. В. Федина, С. А. Суспицына внимание уделяется факторам экономического роста регионов. В. Н. Ласкин и А. Н. Швецов внесли значительный вклад в изучение проблем депрессивности. Изучение вопросов неравенства регионов позволило обратить внимание на более острые проблемы регионального развития.

Вопросами государственного регулирования экономического развития регионов занимался Г. Камерон, выделивший три течения: неинтервенциалистов, адаптеров и радикальных преобразователей, среди которых отметил С. Деннисона и А. Леша. Основными методами воздействия на экономику региона считал, С. Деннисон, — методы воздействия на географию промышленных инвестиций. А. Леш выступал за создание условий по выравниванию территориальных диспропорций. Меры регулирования экономического развития регионов Э. Гувер подразделил на ответные и предваряющие. Среди современников отечественной школы можно назвать А. Н. Илларионова, отрицающего любое вмешательство государства в экономикуВ.П. Колесова, подчеркивающего провал или несостоятельность государстваP.C. Гринберга, видевшего главный порок советской теории в существующих ее пробелахГ.Б. Клейнера, обращающего внимание на тесную связь трех игроков: государство-рынок-общество. Именно вопросы государственной роли в экономике региона позволили обратить внимание на дифференциацию регионов по уровню социально-экономического развития.

Проблемами регионального рынка труда занимаются многие экономисты. Дж. Акерлоф внес вклад в изучение рынка труда, исследуя различные виды мотиваций работников. Развивая идеи Дж. Акерлофа, М.

Спенс обратился к теории сигналов. Вслед за М. Спенсом Дж. Стиглиц показал, что стимулы в условиях информационной асимметрии имеют большое значение для анализа институтов и условий функционирования рынков. Также следует отметить отечественных современников: А. Шаститко, внесшего вклад в теорию контрактовИ.Н. Иванову и B.C. Осанкина, отметивших особенности региональных рынков трудаР.И. Капелюшникова рассмотревшего нестандартные формы поведения на российском рынке труда. Костромские авторы, такие как З. В. Брагина, H.A. Александрова, Н. П. Гибало и В. В. Чекмарев уделили внимание динамике развития рынка труда и формированию рыночной инфраструктуры.

Образование, как фактор экономического роста рассматривали: Е. Стэли, М. Вебер, Р. Лукас, в работах, которых отмечалась воля к развитию самым важным фактором экономического прогресса. Среди современников, уделявших вопросам человеческого капитала, отметим C.B. Шишкина и М. Ф. Соловьеву. Формирование теории человеческого капитала в ее современном виде стало возможным благодаря работам Г. Беккера. Среди костромских авторов можем выделить М. И. Скаржинского, Е. М. Скаржинскую, В. В. Чекмарева, в работах которых делается акцент на коммуникационные связи в системе образования, факторы полезности образовательной услуги и индивидуальные издержки. Социально-экономическому развитию региона уделено много внимания в работах H.H. Свиридова.

Гипотеза. Между рынком труда и рынком образовательных услуг в регионе существует динамическая связь, следствием которой является демографическое истощение региона при снижении финансирования высшего образования. Сокращение финансирования высшего образования в регионе вызывает негативный самоподдерживающийся процесс вырождения специалистов с высшим образованием на этих рынках.

Цель диссертационного исследования состоит в раскрытии механизма взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, влияние его на социально-экономическое развитие региона.

В соответствии с поставленной целью определены следующие основные задачи:

• выявить наиболее значимые факторы, являющиеся необходимым условием социально-экономического развития региона, влияющие на состояние локальных рынков;

• выявить взаимосвязь между динамическими характеристиками региональных рынков труда и образовательных услуг;

• определить динамику развития регионального рынка труда и провести анализ статистических параметров социально-экономического развития региона, применительно к ряду регионов ЦФО;

• оценить последствия сокращения государственного финансирования региональных вузов слаборазвитых регионов для региональных рынков труда и образовательных услуг и определить возможные сценарии развития региональных рынков труда и образования;

• определить влияние укрупнения регионов на их экономику, как меру государственного регулирования социально-экономического состояния слаборазвитых регионов;

• оценить соответствие отраслевой структуры высшего профессионального образования и потребностей регионального рынка труда в Костромском регионе, и его влияние на развитие региона.

Объектом исследования является региональная экономика и ее локальные рынки: рынок труда и рынок образовательных услуг.

Предметом исследования в работе выступают управленческие отношения, возникающие в процессе взаимодействия регионального рынка труда и рынка образования.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Работа опирается на концепции, теоретические положения, представленные в классической и в современной отечественной и зарубежной литературе, посвященной проблемам функционирования рынков труда и образования в условиях асимметричной информации, в частности на теорию сигнализирующего равновесия и теорию мотивации труда. При анализе процессов социально-экономической дифференциации регионов использовались неоклассическая модель роста, посткейнсианская, а также модели, объединенные названием «новые теории». Диссертационное исследование основывается на общенаучной методологии, предусматривающей использование методов единства исторического и логического, структурного, сравнительного и описательного анализа. Решение поставленных в исследовании задач осуществлялось с применением методов экспертных оценок, анализа и синтеза, статистической обработки информации, аналитического метода, корреляционного и регрессионного анализа, графического метода. Выявление взаимосвязей рынков труда и образовательных услуг опирается на применение комплексного, системного подхода к решению экономических проблем.

Научная новизна работы заключается в том, что установлены тенденции развития регионального рынка труда и образовательных услуг в рамках адаптированной модели «ухудшающего отбора» и вновь разработанной модели взаимодействия указанных локальных рынков, в связи с этим определены факторы такого развития, среди которых наиболее значимым является бюджетное финансирование. Научная новизна подтверждается следующими результатами, выносимыми на защиту:

1. выдвинуто и обосновано положение: бюджетное финансирование региональных университетов представляет собой инвестиции в социально-экономическое развитие регионов, является необходимым фактором устойчивого и равномерного экономического роста;

2. разработана математическая модель, раскрывающая механизм взаимодействия регионального рынка труда и рынка образовательных услуг: отток из региона наиболее способных выпускников системы высшего профессионального образования вместе с понижением уровня качества образования в образовательных учреждениях приведут к уменьшению доли «инноваторов» в общей доли специалистов, что еще более увеличит отток наиболее способных специалистов из региона;

3. по отношению к региональному рынку труда и рынку образовательных услуг адаптирована модель «ухудшающего отбора»: миграция высококвалифицированных специалистов из региона приводит к снижению средней производительности труда, вследствие этого снижается заработная плата, что в свою очередь усиливает миграцию;

4. выявлен и обоснован отрицательный самоподдерживающийся процесс развития рынка труда, запущенный сокращением бюджетного финансирования вузов, что, в свою очередь, влечет к ускорению вымывания специалистов из региона;

5. предложен интегральный показатель соответствия отраслевой специализации выпускников системы высшего профессионального образования и потребностей регионального рынка труда Костромского региона;

6. на основании аддитивной модели показано, что перераспределенные процессы, возникающие в результате слияния депрессивных регионов малоэффективны: показатели наименее развитых регионов повышаются, но не достигают общероссийских, а показатели наиболее развитых снижаются.

В процессе выполнения диссертационной работы автором использованы материалы Госкомстата Российской Федерации и Комитета по статистике Костромской области, энциклопедическая и справочная литература, работы российских и зарубежных авторов по исследуемой проблеме.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в теоретическом обосновании сущности, принципов организации, содержания, механизмов функционирования и взаимосвязи рынка труда и рынка образовательных услуг. Результаты диссертационного исследования использованы: во-первых, департаментом по труду Костромской области для составления долгосрочных прогнозов развития трудового потенциала Костромской областиво-вторых, в учебном процессе, в преподавании курсов «Экономическая теория», «Экономика образования», «Региональная экономика», в-третьих, в научно-исследовательской работе по проблемам принятия решений.

Апробация работы и полученных результатов состоялась в следующих формахa) основные положения и выводы диссертации докладывались на Международных научно-практических конференциях «Актуальные проблемы науки в агропромышленном комплексе» (Кострома 2005, 2006), на Всероссийском симпозиуме «Стратегическое планирование и развитие предприятий» (Москва 2006, 2007). b) По отдельным направлениям диссертации опубликовано 10 научных статей в сборниках научных трудов и журналах (общий объем — 2,7 п.л., в том числе авторский вклад работах — 2,05 пл.), в том числе одна научная работа общим объемом 1,1 п.л. опубликована в рецензируемом журнале, включенном в список ВАК.

Выводы.

1. Экономический рост находится под влиянием социально-политических факторов, среди которых можно выделить деятельность государства, направленную на взаимодействие экономических, политических, социальных, организационных, экологических процессов развития страны.

2. Залог будущего эффективного развития экономики России заключается в согласовании интересов между региональными рынками труда и образовательных услуг.

Частичная ориентированность рынка образовательных услуг в Костромском регионе на потребности региона сегодня, в скором будущем не сможет отвечать запросам регионального рынка труда.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

По результатам диссертационного исследования сделаны следующие выводы:

1. Современные теории экономического роста, описывают большое количество факторов, влияющих на него. Мы определили, что наиболее нестабильное состояние таких факторов, как состояние регионального рынка труда и рынка образовательных услуг (необходимым условием функционирования которого является бюджетное финансирование), отрицательно влияют на социально-экономическое положение региона, и как следствие нестабильное развитие региона. Причем обратная связь, тоже имеет место.

2. С помощью аппарата математического моделирования раскрыты факторы, влияющие на развитие исследуемых локальных рынков, их сила и взаимодействие. Апробация модели, характеризуется показателем в 99%.

3. Динамика развития регионального рынка труда и образовательных услуг Костромского региона, носит противоречивый характер. Интегральный показатель, достигший к концу 2007 года 99% подчеркнул несоответствие отраслевых специальностей вузов и потребностей рынка труда. Следовательно, требуется изучение текущих и перспективных потребностей региона в квалифицированной рабочей силе.

4. Снижение роли государственного регулирования высшего профессионального образования влечет за собой отрицательные эффекты для слаборазвитых регионов. В частности, происходит усугубление ситуации на региональном рынке труда, которое выражается в отрицательной миграции, и что очень важно для региона — специалистов с высшим образованием. Причем данный процесс носит самоподдерживающий характер.

5. В рамках модели структурной перестройки, и рынка труда, и рынка образовательных услуг, Российская экономика должна адекватно реагировать на изменения. С одной стороны необходимо рассматривать возможности увеличения доли работников в обрабатывающих отраслях экономики, а с другой — системе высшего профессионального образования подготовить специалистов в отраслях: производство, транспорт, связь.

6. В современных условиях правительство Российской Федерации для снижения состояния депрессивности регионов, рассматривает меру по объединению нескольких регионов в один. Принимая во внимание, возможность объединения Костромского региона с Ивановской и Владимирской областями, а также, анализируя структуру экономики, рынка труда и рынка образовательных услуг Костромской области, мы получаем возможность приобретения молодых специалистов в таких отраслях экономики, как: медицина, экология, атомная промышленность, государственное управление.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , H.Л. Институциональные ограничения отношений российского рынка труда М., 2004.
  2. , И.И. История экономических учений. М.: Юрист. — 2000.
  3. , Дж. Рынок «лимонов»: неопределенность качества и рыночный механизм // Thesis. 1994. — Вып.5
  4. , О.Н. Асимметрия информации // Вестник Московского университета. 2003. — Серия № 6: Экономика. — № 2. — С.110−125.
  5. , О.Н. Асимметрия информации // Вестник Московского университета. 2003. — Серия № 6: Экономика. — № 3. — С.71−87.
  6. , Ф.Ф. Научные методы принятия решения в управлении производством. -М.: Экономика. 1974.
  7. , C.B. Эффективность информационного обеспечения управления / C.B. Афанасьев, В. Н. Ярошенко. М.: Экономика. — 1987.
  8. Африка // URL: http: // www.africana.ru / index. htm (дата обращения: 27.07.09).
  9. , М. Нехватка квалифицированных рабочих превращается в ограничитель экономического роста // Человек и труд. 2003. — № 3. — С. 12.
  10. Ю.Басарева, В. Г. Институциональные особенности развития малого бизнеса в регионах России. М. — 2003.
  11. П.Беккер, Г. С. Человеческое поведение: экономический подход. Избранные труды по экономической теории / Г. С. Беккер: пер. с англ. М: ГУ ВШЗ, 2003.
  12. З.Бондарева, В. Бюджет регионального образования: взгляд с оптимизмом // Народное образование. 2003. — № 10. — С.60−65.
  13. Н.Борисов, А. Б. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2004.
  14. , B.JI. Достоверность экономической информации в АСУ. JI: Издательство Ленинградского университета, 1984.
  15. Бюджетное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // URL: http: // www.lcremlin.ru / appears / 2008 /06/23 / 2127type6373202940.shtml. (дата обращения: 05.08.09 г.)
  16. , С.И. Теория информации и образования: условия выживания в России. М.: Экономика. -2005.
  17. , Н.К. Устойчивость экономического развития регионов: монография / Н. К. Васильева, О. В. Мандрица. Ставрополь: Северо-Кавказ. Гуманитар.-техн. ин.-т, 2004.
  18. , Э.Л. Проблемы регионального анализа рынка труда: монография / Э.Л. Вдовина- Пенз. гос. пед. ун-т им. В. Г. Белинского. Пенза: Изд-во ПГПУ, 2004.
  19. К. Фальцман. Экономическое поведение: человек-фирма-государство-экономика. М.: Дело, 1993.
  20. , H.A. Социальные приоритеты региона / H.A. Володин, В. М. Анисимов. М.: Экономика, 2004.
  21. , В.В. Эволюционная парадигма и институциональная трансформация экономики. Рост. гос. ун-т.- Ростов н/Д: Изд-во Рост, унта, 2004.
  22. , В.В., Мурадов A.A. Институциональные особенности распределения доходов в переходной экономике / В. В. Вольчик, A.A. Мурадов. Ростов н/Д, 2000.
  23. Вопросы региональной экономики: сб. науч. трудов. Якутск: ЯФ ГУ Изд-во СО РАН, 2004. — Вып. 4.
  24. Всемирная история экономической мысли: в 6 т. / гл. ред. В. Н. Черковцев. -М.: Мысль, 1994.
  25. Географический энциклопедический словарь / Понятия и термины. М., 2000
  26. , Н.П. Трудовая трансформация экономической динамики: монография / Н. П. Гибало, A.B. Железов. Ярославль: МУ-БиНТ, 2004.
  27. , Н.П. Формирование рыночной инфраструктуры / Н. П. Гибало,
  28. B.В. Чекмарев // Костромской государственный педагогический университет. Кострома, 1996.
  29. , В. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда // Вопросы экономики. 2004. — № 3. — С.76−85.
  30. О.Голиков, A.A. Уместность информации, как фактор повышения эффективности управленческих решений / A.A. Голиков, О. Г. Танашева, A.B. Селиверстова // Челябинский государственный университет. -Челябинск, 2002.
  31. , Е.В. Система основных социально-экономических индикаторов уровня жизни в регионе / Вопросы статистики. 1999. — № 4.
  32. Государство и провалы рынка: зарубежные страны и России // Вестник Московского университета. 2006. — Серия № 6: Экономика. — № 1. — С.75−84.
  33. , A.A. Формы институционализации миграционной политики России // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. — № 1.1. C. 81−88.
  34. , Н. Социальная составляющая экономического развития: региональный аспект // Мировая экономика. 2006. — № 5. — С.53−61.
  35. Гранберг,-. А. Г. Валовой региональный продукт: межрегиональные сравнения и динамика // Гос. науч.-исслед. Учреждение, «Совет по изечению производ. сил». М.: СОПС, 2003.
  36. , А.Г. Региональный аспект экономической реформы // Экономика и жизнь. 1992. — № 39. — С. 6.
  37. , А.Г. Региональное развитие и региональная экономика в России: десять лет спустя // Регион: экономика и социология. 2004. — № 1.
  38. , О.В. Центр и переферия в региональном развитии / О. В. Грицай, Г. В. Иоффе, А. И. Трейвиш. М.: Наука, 1991.
  39. , С.Н. Государственное регулирование регионального развития: монография / С. Н. Гудырин. М-во образования Рос. Федерации. Астрах, гос. ун-т.-Астрахань: Изд-во Астрах, гос. ун-та, 2003.
  40. , С.Н. Экономико-теоретические основы государственного регулирования регионального развития в условиях перехода к рынку и формирования федеративных отношений в России: автореферат / Ас.ГПУ.-М., 2000.
  41. , Г. В. Управление региональной экономикой / Г. В. Гутман, A.A. Мироедов, C.B. Федин // Финансы и статистика. М. — 2001.
  42. Демография Костромской области: состояние, тенденции, прогнозы / стат. сборн. Кострома: тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Костромской обл. (Костромастат), 2008.
  43. , Ю.А. Социальные аспекты устойчивого развития региона / Ю. А. Дмитриев, В. А. Кретенин, А. Е. Исаев. М.: Рус. оценка, 2004.
  44. , В.В. Интегральная оценка качества жизни населения региона: монография / В. В. Дробышева, Б. И. Герасимов. М-во образования и науки Рос. Федерации: Тамбов, гос. техн. ун-т. — Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2004.
  45. , А.П. Перспективы развития образования России в XXI в. // Университетское управление. 2000. — № 4 // URL: http: // virlib.eunnet.net / unimng / N4(14)2000 / win / lO. html (дата обращения: 21.04.2006).
  46. , И.Н. Рынок труда и рынок образования: региональные практики и профессиональное обучение / И. Н. Иванова. Саратов: Изд-во Поволж. межрегион, учеб. центра, 2003.
  47. Ильин, В. А Трудовой потенциал региона: состояние и развитие / В. А. Ильин, К. А. Гулин, Г. В. Леонидова, В. В. Давыдова. Вологда: ВНК ЦЭМИ РАН, 2004.
  48. , В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.
  49. , И.В. Занятость населения: трансформации в региональном измерении / И. В. Калашникова: Рос. Федерация, м-во путей сообщ. ГОУ ВПО «Дальневост. гос. ун-т путей сообщения МПС России». Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2003.
  50. , Р.И. Российский рынок труда: адаптация без реконструкции / Р. И. Капелюшников. М: ГУ ВШЭ, 2001.
  51. , Е. К анализу становления международных стратегических альянсов в Российском высшем образовании (о применяемых моделях и об особенностях оргпроектирования) // Российский экономический журнал. 2006. — № 1. — С.70−81.
  52. , Е. Назревшие проблемы модернизации системы общего образования // Экономист. 2008. — С.84−88.
  53. , Дж. Избранные произведения. М.: Экономика, 1993.
  54. , В.В. Региональная экономика России / В. В. Кистанов, Н. В. Копылов. М.: Финансы и статистика, 2003.
  55. , К. На пути к «KNOWLEDGE SOCHI» // Образование в стране и в мире. 2006. — № 1. — С.13.
  56. Костромская область и регионы ЦФО России / статистический бюллетень: Кострстат. — Кострома, 2006.
  57. Костромская область и регионы ЦФО России / статистический бюллетень: Кострстат. Кострома, 2007.
  58. Кочетов, • С. Оценка инновационного потенциала промышленных предприятий // Экономист. 2006. — № 5. — С.34−38.
  59. , Г. Б. Эволюция системы экономических институтов в России. -М.: ЦЭМИ РАН, 2003.
  60. , A.A. Проблемы депрессивных и отсталых территорий в Российской Федерации. М.: Издание Государственной Думы. — 2003.
  61. , Ю. Экономика образования или экономия на образовании // URL: http: // www.pereplet.ru / text / krupnov23coct02. html (дата обращения: 10.10.2008).
  62. , О. Теоретические основы государственного регулирования экономического развития регионов // Вопросы экономики. 2003. — № 6. -С.1−21.
  63. , Я. Бизнес-образование в России: состояние и перспективы / Я. Кузьминов, С. Филинович //Вопросы экономики. 2004. — № 1. — С. 19−25.
  64. , JI. Критический анализ неоинституционализма // Экономист. 2004. — № 6. — С. 44−48.
  65. , С.Н. Основные тенденции инвестиционной деятельности в регионе: Зарубежный опыт и Российская действительность / С. Н. Ларин, Н. В. Богомолов // Менеджмент в России и за рубежом. 2004. — № 5. -С.104−105.
  66. , В. Единство образовательной и кадровой политики путь снижения структурной безработицы // Человек и труд. — 2003. — № 10. — С. 23−25.
  67. , О.С. Эконометрическое моделирование агрегированных показателей региональной экономики / О. С. Мариев, П. В. Воробьев. -Институт экономики УрОРАН. 2004.
  68. Методологические основы формирования эффективной рыночной инфраструктуры (региональный аспект): монография / Н. В. Мордовченков и др. Н. Новгород: Изд. Гладкова (ИГ), 2004.
  69. , В.М. Формы региональной правовой институционализации миграционной политики России // Юристъ-Правоведъ. 2004. — № 1. — С. 89−92.
  70. , В.О. Методология анализа и оценки эффективности региональных экономических систем. — Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2003.
  71. , HP. Исследование динамики экономического роста с использованием GAP-анализа // Финансы и кредит. 2003. — № 9. — С.61−65.
  72. , A.B. Математические методы анализа экономики. Спб: Питер, 2002.
  73. , Г. Мировая экономика: проблемы и перспективы. М., 1958.
  74. , Г. Современные проблемы «третьего мира». М., 1972.
  75. Население и трудовые ресурсы: проблемы и решения. Зарубежный опыт. -М.: Наука, 1992.
  76. , П. Организация инновационных процессов // Экономист. -2008. № 6. — С.59−66.
  77. , С. Социальные факторы экономического роста // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 5. — С. 26−33.
  78. , В.Я. Социология образования. М.: МГУ, 1992.
  79. , Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала. — 1997.84.0лейник, А. Н. Институциональная экономика.- М.: Инфра-М, 2004.
  80. , А. Развитие экономики зависит от человеческого фактора // Экономист. 2002. — № 12.86.0санкин, B.C. Воспроизводство региональной рабочей силы. Челябинск: Челяб. гос. акад. культуры и искуств, 2004.
  81. , А.Н. Региональная система образования: социально-экономическое управление / А. Н. Петров, E.H. Подшибякина, A.JI. Кураков. М.: Вуз и школа, 2004.
  82. , JI.A. Региональные рынки труда в современной России: теория и практика / JI.A. Плотицына- М-во образования Рос. Федерации, Фин. акад. при Правительстве Рос. Федерации.- М.: Фин. акад., 2004.
  83. , Е. Эндогенный оппортунизм в теории «принципала-агента» / Е. Попов, В. Симонов // Вопросы экономики. 2005. — № 3. — С.118−130.
  84. Проблемы переходной экономики: институциональный анализ: сборник научных трудов Федер. агенство по образованию / Новосиб. гос. ун-т, ин-т по переподгот. и повышению квалификации. Новосибирск, 2005.
  85. , Т.Ю. Организационно-экономические основы социальной защиты населения: федеральный и региональный аспекты: монография / Т. Ю. Прокофьева, B.C. Попов. М.: ГУУ, 2003.
  86. , В.В. Проблемы и политика занятости населения на современном этапе развития рынка труда в России. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.
  87. Развитие и экономический рост региона: монография / Бархатов В. И. и др. / ред. В.И. Кокорев- м-во образования и науки Рос. Федерации, Юж.-Ур. гос. ун-т, Каф. «Эк. Теория и мировая экономика». Челябинск: изд-во ЮУрГУ, 2004.
  88. , B.B. Неоинституционализм: теория и возможности ее прикладного применения. М., 2005.
  89. Региональная экономика / Тяглов С. Г., Черныш Е. А., Молчанова Н. П., Черпенко О. Б., Новикова A.A., Левицкая H.A., Молчанов И. Н., Солтанова Т. А. Феникс, 2003.
  90. Регионы России / Социально-экономические показатели 2005: Росстат -РСФС УФК.- М., 2005.
  91. Регионы России / Социально-экономические показатели 2006: Росстат -РСФС УФК. — М., 2006.
  92. Регионы России / Социально-экономические показатели 2007: Росстат -РСФС УФК. — М., 2007.
  93. Регионы России / Социально-экономические показатели 2008: Стат сб. / Росстат. — М., 2008.
  94. Регионы ЦФО России демография: стат. бюл. — Кострома: Тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Костромской обл. (Костромастат), 2009.
  95. Реформирование бюджетных отношений на уровне местного самоуправления / Г. С. Закрепская. Калининград, 2005.
  96. Россия в цифрах 2005: Росстат — РСФС УФК. — М., 2005.
  97. Россия в цифрах 2006: Росстат — РСФС УФК. — М., 2005
  98. , В. Инфраструктура межрегионального трансфера инноваций / В. Ростанец, А. Топилин // Экономист. 2008. — № 11. — С.16−23.
  99. , Т.Г. Экономика региона: теория и практика / Т. Г. Розанова. -М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004.
  100. , Ю.М. Региональное регулирование развития малого предпринимательства. Владикавказ, 2004.
  101. Российская наука: тенденции и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2002. — № 21 (177). — С.42.
  102. Российская система образования. Рыночная трансформация в условиях транзитивной экономики / М. А. Лукашенко. М.: ЗАО «Издательство экономика», 2002.
  103. , В. Социальные структуры региональной интеграции / В. Ростанец, А. Топилин // Экономист. 2006. — № 2. — С.53−59.
  104. Ш. Рубинштейн, А. Я. Экономика социального сектора: проблемы теории,-М., 2004.
  105. , В.М. Региональная эффективность фактор экономического роста в регионе // URL: http: / www.gpntb.ru / win / pre / 4−2001 / 4−18−2001.html. (дата обращения 02.05.2003).
  106. , С. Внутрироссийская миграция населения: тенденции и социально-экономические последствия // Вопросы экономики. 2005. -№ 7. — С.34−49.
  107. , П. Экономика: т.2. ППО «Алгон» / ВПИИСИ, 1992.
  108. Секторальный и региональный анализ последствий вступления России в ВТО: оценка издержек и выгод / Ксения Юдаева и др. М., 2003.
  109. , А. Проблемы бюджетной трехлетки // Экономист. 2009. -С.15−28.
  110. , A.M. Методологические особенности и проблемы нового институционализма. Екатеринбург, 2005.
  111. , H.H. Стратегия устойчивого экономического и социального развития региона. Кострома, 2003.
  112. , В.В. История экономической мысли России / В. В. Сятловский, М.И. Туган-барановский, В. Я. Железнов / ГУ им. М. В. Ломоносова, РАН, Ин-т мир. экон. и междунар. Отношений / под. ред. М. Г. Покидченко, E.H. Калмычковой. М.: Наука, 2003.
  113. Е.М. Экономические субъекты на рынке образовательных услуг / Е. М. Скаржинская, В. В. Чекмарев. Кострома. — 1996. — Вып. 11.
  114. М.М. Модернизация институциональной структуры российской системы образования / Рост. гос. ун-т. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2004.
  115. , М.Ф. Экономика образования / М. Ф. Соловьева / Вят. гос. гуманитар, ун-т, центр дет. творчества с изучением приклад, экономики (Федер. эксперим. площадка). Киров: Изд-во ВятГТУ, 2003.
  116. Социально-экономические модели в современном мире и путь России: в 2кн. / Межданар. Ассоциация акад. Наук, РАН- под общ. ред. К. И. Микульского. М.: ЗАО Издательство Экономика, 2003.
  117. Статусная рента в системе экономических отношений / В. В. Чекмарев, Е. М. Скаржинская, М. И. Скаржинский, H.A. Александрова, Н. В. Горбылева, P.M. Новиков. К., 2004.
  118. Стратегическое управление: регион, город, предприятия / под ред. А. Г. Гранберга, Д. С. Львова, А. П. Егоршина. М.: Изд-во Экономика, 2004.
  119. , Л. Качество жизни в Российских регионах (динамика, межрегиональные сопоставления) / Л. Стрижкова, Т. Златоверховникова // Экономист. 2005. — № 10. — С.67−76.
  120. , А.Р. Интеграция занятости в региональных экономических объединениях. М., 2002
  121. , С.А. Барометры социально-экономического положения регионов России / С.А. Суспицын- Рос. акад. наук, сиб. отд-ние, ин-т экономики и организации промышл. пр-ва. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2004.
  122. , О. Мировой финансовый кризис и способность экономики к развитию // Экономист. 2008 — № 12. — С.20.
  123. , В.Л. Введение в экономическую теорию контрактов. -М: ИНФРА-М. 2004.
  124. , М.П. Экономическое развитие. М, 1997.
  125. Трудовой потенциал региона: состояние и развитие / Рос. акд. наук, Волог. науч.-координац. центр ЦЭМИ РАН / Ильин В. А. и др. Вологда: Волог. науч.-координац. центр ЦЭМИ РАН, 2004.
  126. , A.B. Проблемы государственной бюджетной политики / акад. нар. хоз-ва при правительстве Рос. Федерации. М.: Дело, 2004.
  127. Укрупнение регионов // Газета. ги // URL: http: // vff-s.narod.ru / gov / с / rkr9. html#331 (дата обращения:28.09.2009).
  128. , Г. Г. Региональное прогнозирование в системе государственного регулирования рыночной экономики: проблемы теории и практики // Вестник Московского университета. — 2006.- Серия № 6: Экономика. № 1. — С.31−37.
  129. , Ф.Ф. Малый бизнес в условиях институциональных преобразований / Акад. Упр. «ТИСБИ». Казань: Акад. «Тисби», 2005.
  130. , З.А. Анализ факторов развития региональной экономики. -Майкоп: Качество, 2003.
  131. , Т.В. Сравнительный анализ главных компонент межрегиональной дифференциации денежных доходов населения // Финансы и кредит. 2003. — № 1. — С.50−54.
  132. , JI.H. Традиционная культура в аспекте институционализма: Система образования // Вестник Омского университета. 2004. — Вып. № 1. -С. 53−56.
  133. , А.Е. Неоинституциональная экономическая теория. М., 1999. -С.194.
  134. , И.В. Факторы экономического роста в России: состояние и перспективы / И. В. Шевченко, E.H. Александрова // Финансы и кредит. -2003. -№ 3. С.3−11.
  135. , М.В. Венчурные фонды, крупные корпорации и малые инновационные предприятия // ЭКО. 2006. — № 2. — С.58−75.
  136. Шихобаловские чтения: опыт, проблемы и перспективы развития потребительского рынка в условиях региона: 4.1. 2005.
  137. , С.В. Экономика социальной сферы. М.: ГУВШЭ, 2003.
  138. , Ю. Демографический переход и экономический рост // Мировая экономика и международные отношения. 2005. — № 8. — С.3−10.
  139. , У. Приоритеты развития региональной экономики // Экономист. 2005. — № 10. — С.60−66 .
  140. , Ю.И. Информация и управление. М.: Наука, 1974.
  141. , К.Н. Макроэкономический анализ регионального продукта / К. Н. Юсупов, A.B. Янгиров / м-во образования Рос. Федерации, башк. гос. ун-т. Уфа: РИО БашГУ, 2003.
  142. Экономическая история России (с древнейших времен до 1917 г.): Энциклопедия: в 2 т. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2008.
  143. Экономическая энциклопедия / науч.-ред. совет изд-ва Экономика / ин-т экон. РАН- гл.ред. К. И. Микульского. -М.: Экономика, 2003.
  144. Экономические и социальные проблемы региональной экономики: материалы межвуз. науч.-практ. конф. / 23 апр. 2003 г. / редкол.: Н. И. Голик и др. Шахты: Изд-во ЮРГУЭС, 2003.
  145. , Е. Государство и экономика на этапе модернизации // Вопросы экономики. 2006. — № 4. — С.4−30.
  146. James D. Gwartney and Richard L. Stroup, «What Everyone Should Know About Economics And Prosperty», 1993.
  147. Dennison S. The Location of industry and the Depressed Areas. London, 1939.
  148. Hirshleifer J., Riley J. The Ana lytics of Uncertainty and Information. Jornal of Economic Literature, 1979.
  149. Hoover E. The Location of Economi Activity. New York, 1948.
  150. Gwartney J., Stroup R., Equality. And the Limits of Public Policy. Cato Journal (Spring/Summer 1986).
  151. Spence M. Signalung // Quarterly Jornal of Economics. 1973. — Vol. 87. -Aug. P. 355−374.
  152. Stigler G. The Economics of Information.-Jurnal of Political Economy, 1961. vol.69. -№ 3. -p.213.
  153. Stiglitz J. Information and the Change in the Paradigm in Economics.-American Economic Rewiew, 2002. vol.92. — No3. — p.460.
Заполнить форму текущей работой