Финансовый механизм социальной защиты населения России, его структура и динамика
![Курсовая: Финансовый механизм социальной защиты населения России, его структура и динамика](https://westud.ru/work/336260/cover.png)
Предполагается следующая схема их применения: в федеральный бюджет будет изначально заложена сумма финансовых обязательств государства по содержанию социальной сферы, определенная через социально гарантированные минимумы медицинской помощи, образования, содержания части учреждений культуры, социальной помощи инвалидам и малоимущим, обеспечения жильем определенных категорий и стимулирование… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Государство и социальная защита: проблемы бедности и безработицы
- 1. 1. Политика регулирования доходов населения
- 1. 2. Опыт оказания социальной помощи в России
- 1. 3. Цели государственной политики в области социальной поддержки
- Глава 2. Расходы на социальное обеспечение и социальную помощь
- Глава 3. Отечественный и международный опыт развития финансовых механизмов социального страхования
- 3. 1. Отечественный опыт формирования финансовых страховых механизмов
- 3. 2. Зарубежный опыт организации финансового обеспечения социального страхования
- 3. 3. Предложения по совершенствованию финансовых механизмов социального страхования
- Заключение
- Список литературы
Россия переживает тяжелейший кризис социальной сферы. Его важнейшими приметами являются: деградация социальной структуры общества, обеднение населения, кризис качества и образа жизни, истощение здоровья нации, ухудшение репродуктивного потенциала и генофонда России, медленное разрушение образовательного и интеллектуального потенциала страны на фоне катастрофического развала отечественного производства, систем образования и подготовки кадров, утечки квалифицированных кадров за границу, насаждения чуждого для россиян образа жизни, популяризации жестокости и моральной вседозволенности.
Кризис социальной сферы во многом — результат и показатель несоответствия курса экономических реформ чаяниям и ожиданиям населения, глубокой рассогласованности действий органов государственного управления с интересами человека.
Программы социальных преобразований носят декларативный характер, недостаточно состыкованы с финансовыми возможностями государства, а темпы реформирования социальной сферы не увязаны с реальными доходами населения.
В настоящее время отсутствует целостная концепция социальной политики, не конкретизированы ее ориентиры на длительную перспективу, не прописаны контуры модели социального государства.
Актуальность курсовой работы связана с тем, что возникла и нарастает потребность утонения целей и приоритетов экономической и социальной политики, увязки последовательности их реализации, корректировки механизма государственного регулирования социально-трудовых отношений с учетом специфики трансформации государства и его экономико-регулирующих функций в процессе формирования рыночной экономики.
Долговременной целью социальной политики государства в России должно являться приближение уровня и качества жизни россиян к критериям постиндустриального общества. Первым этапом ее решения в среднесрочном периоде могло бы стать движение к восстановлению докризисного уровня жизни и развития экономики.
В ближайшие годы социальная политика должна быть сфокусирована на обеспечение социальной безопасности и физического выживания людей, предотвращение дальнейшего падения уровня и качества жизни, недопущение деградации населения и разрушения таких стратегических факторов экономического роста, как образование и квалификация. Она должна выстраиваться с учетом вектора движения: от решения текущих неотложных задач к достижению целей более высокого порядка в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
В основе реализации активной социальной политики должно лежать комбинированное использование государством механизмов и методов разного типа, рассчитанных на:
a. ускорение адаптации к рыночной системе трудоспособных граждан (в том числе работающих), способных заработать на себя и семью;
b. укрепление гарантированной социальной защищенности для нетрудоспособных и социально слабых, не имеющих возможности поддержать свое существование в рыночной конкурентной среде без помощи государства;
c. расширение вложений в человеческий капитал, — здоровье, образование, подготовку кадров, воспитание подрастающего поколения, культуру и информатику, науку, экологию.
Ядро активной социальной политики образуют политика занятости и политика доходов.
В практике государственного управления в настоящее время недооценивается тот очевидный факт, что политика занятости является не только составной частью социальной политики, но и представляет собой интегральную часть макроэкономического регулирования, а не прикладную проблему регионально-отраслевого характера. Как важнейший объект государственного регулирования она должна сопрягаться со структурной и инвестиционной политикой.
Важнейшее значение в этой связи приобретает разработка механизмов встраивания параметров занятости в общую схему социально-экономического развития.
Цель курсовой работы показать, что в переходный период объективно необходимо регулирующее целенаправленное влияние государства, его центральных и региональных органов на цену труда, через воздействие на уровень дифференциации заработной платы, ее динамику, которые, в свою очередь, определяют справедливость оплаты труда, уровень, качество и образ жизни основной части населения.
Глава 1. Государство и социальная защита: проблемы бедности и безработицы
§ 1.1. Политика регулирования доходов населения
В условиях рыночной экономики основным механизмом формирования величины и динамики доходов и уровня жизни производителей и их семей является объем и конкурентоспособность товаров, производимых на предприятии, в отрасли, регионе, стране в целом. На рыночный механизм, который определяет объем первичных доходов населения, должен накладываться механизм их государственного регулирования.
Причем для рыночной экономики закономерным является отказ государственных институтов от прямого вмешательства в деятельность предприятий и соответствующее усиление их роли в проведении активной политики регулирования доходов населения. Это регулирование необходимо осуществлять как в сфере производства, так и в сфере распределения по следующим направлениям:
a. создание наиболее благоприятных условий для роста производства и, следовательно, тем самым для увеличения доходов населения, зарабатывания самодеятельным населением высоких жизненных стандартов;
b. поддержание макроэкономической стабилизации (в том числе в области денежного обращения и товарно-денежной сбалансированности);
c. сохранение определенного баланса между бюджетным и внебюджетным секторами экономики;
d. сохранение реального содержания денежных доходов и достигнутого уровня жизни отдельных социально-экономических групп населения (централизованное установление нового уровня минимальных размеров денежных доходов, проведение антиинфляционной политики и т. п.);
e. установление и поддержание экономически и социально обоснованной дифференциации заработной платы и доходов между различными социально-профессиональными и демографическими группами населения, а также территориями;
f. разработка социальных программ и механизмов их реализации.
В сфере производства основными методами государственного регулирования доходов населения являются кредитно-финансовая политика, предоставление налоговых льгот и субсидий, разработка научно-технических программ, в сфере распределения — налоговая политика, осуществление централизованных мероприятий в области доходов населения, применение механизма индексации доходов в связи с ростом цен, применение специальных механизмов перераспределения вновь созданного продукта в пользу малоимущих слоев населения — социальных трансфертов.
Если говорить об анализе современной ситуации в области уровня жизни, с учетом происходящих изменений в сфере занятости, то следует отметить, что переход от закрытого типа экономики к открытому, включение России в мирохозяйственные отношения и глобальный товарный рынок усилили конкуренцию отечественному производству.
К сожалению, большинство российских предприятий эту конкуренцию пока проигрывают. Это ставит многие предприятия в тяжелое финансовое положение, осложняет ситуацию на рынке труда. Кризис выражается в обвальном спаде производства, росте неплатежей, задержках с выплатой заработной платы и снижении ее покупательной способности, росте реальной и скрытой безработицы, стремительном увеличении неравенства населения в доходах и числа бедных, изменении профиля бедности.
В 1996 г. численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила 31,9 млн. человек (22% всего населения).
Наблюдается рост поляризации территории России по характеру распространения, уровню и глубине бедности. Наиболее острый кризис переживают регионы, где доминируют производства с низким уровнем конкурентоспособности — швейная, текстильная промышленность, машиностроение и др.
Если на начальном этапе радикальных экономических преобразований в России ядро бедных традиционно составляли так называемые социально-уязвимые слои населения, т сегодня центр тяжести все более отчетливо перемещается в другую группу риска — сторону работающих бедных — тех трудоспособных членов общества, которые в силу ряда причин, и прежде всего характера занятости, получают низкие доходы и в силу этого не могут прокормить себя и свою семью.
Сегодня ядро бедных составляют: безработные, частично занятые, занятые на несостоятельных, финансово неблагополучных предприятиях, значительная часть работников, занятых на государственных и муниципальных предприятиях и в бюджетной сфере, значительная часть семей с детьми, маргиналы, вынужденные переселенцы, беженцы.
Таким образом, отличительной особенностью современного этапа кризисного развития является формирование новой группы риска для вхождения в состояние бедности, нарастание ее потенциала за счет трудоспособной части общества. Можно сказать, что нарастающий потенциал безработицы трансформируется в потенциал бедности, который рано или поздно, без осуществления эффективных мер защиты, будет реализован.
Список литературы
- Дашибалова И.Н. Прогнозирование и проектирование в социальной работе: Учебно-методическое пособие. — Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2006.
- Захаров М.Л., Тучкова Э. Г. Право социального обеспечение России: Учебник.- М: издательство БЕК, 2001
- Здоровая семья — здоровое поколение /Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ, № 13 (144) — 2001
- Капица С.П., Курдюмов С. П., Малинецкий Г. Г., Синергетика и прогнозы будущего, 2-е изд. М.: Эдиториал УРСС, 2001.
- Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие.- Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002.
- Лозовская Е.Г., Новак Е. С., Краснова В. Г. История социальной работы: Учебно-методическое пособие для студентов по специальности «Социальная работа». — Волгоград: Издательство ВолГУ, 2001.
- Луков, В.А. Социальное проектирование, М. :Изд-во Моск. гуманит.-соц. акад., 2003
- Российская энциклопедия социальной работы. В 2-х т. — М., 1997.
- Савинов А. Н. Организация работы органов социального обеспечения: Учебник.-М.: ИНФРА -М, 2003
- Смирнов С.Н., Сидорина Т.Ю. Социальная политика, Москва, издательский дом ГУ ВШЭ, 2007,
- Теория и практика социальной работы. В 2-х т. — М.: Союз.- 1994.
- Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г.- М.: ВЛАДОС, 2000.
- Технология социальной работы/Под ред. И. Г, Зайнышева — М.: ВЛАДОС, 2002
- Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996.