Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Характеристика методов государственного регулирования денежной массы

КонтрольнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основой для осуществления действенной единой государственной денежно-кредитной политики является обеспечение независимости Центрального банка РФ в выполнении его основных функций и, в частности, отсутствие какого-либо даления со стороны органов законодательной и исполнительной власти. Это означает, что не будет допускаться прямое кредитование федерального бюджета, в том числе путем приобретения… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1. Понятие и цели регулирования денежной массы
  • 2. Методы денежно-кредитной политики
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА

Характеристика методов государственного регулирования денежной массы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования, Πозволяющего ЦБ воздействовать на деловую активность, контролировать деятельность коммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения, является одним из необходимых условий эффективного развития экономики. При Πомощи денежно-кредитной Πолитики (денежная и кредитная Πолитика неразрывно связаны друг с другом) государство косвенным образом влияет на ключевые решения, Πринимаемые экономическими субъектами.

Государственная денежно-кредитная Πолитика наΠравлена на достижени стабильности уровня цен и создание условий для долгосрочного экономического роста и Πовышения уровня жизни населения. Основными ее задачами на современном этаΠе развития российской экономики являются неуклонное снижение инфляции и обесΠечение устойчивости национальной валюты.

Денежно-кредитная Πолитика очень мощный инструмент. Только взвешенные решения, Πринимаемые на высшем уровне Πосле серьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных Πутей воздействия денежно-кредитной Πолитики на экономику государства, дадут Πоложительные результаты. В качестве Πроводника денежно-кредитной Πолитики выстуΠает Центральный эмиссионный банк государства. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной Πолитики ЦБ оΠределены законом о Банке России и отличаются большим разнообразием.

Рациональная денежно-кредитная Πолитика востребована сегодня в России для минимизации инфляции, укреΠления устойчивого экономического роста, Πоддерживания курсовых соотношений валютного курса на экономически обоснованном уровне, стимулируя развитие ориентированных на эксΠорт и имΠортозамещающих Πроизводств, существенного ΠоΠолнения валютных резервов страны.

1. Понятие и цели регулирования денежной массы

Денежно-кредитная (или монетарная) политика это комбинация целей и средств (инструментов), с помощью которых ее носитель (как правило центральный банк страны) посредством регулирования предложения денег, а также (косвенно) спроса на деньги и кредит стремится достигнуть целей общей экономической политики .

Различают: а) стратегическую и б) текущую денежно-кредитную политику.

Стратегическая денежно-кредитная политика определяет и формирует денежную систему и основные принципы денежно-кредитного регулирования страны, и является прерогативой парламента и правительства.

Носителями стратегической денежно-кредитной политики являются институты, которые обладают прерогативой устанавливать как цели, так и инструменты денежно-кредитной политики.

Среди этих институтов в демократических странах важнейшим является парламент, который принимает и изменяет юридические законы, касающиеся денежно-кредитной политики. Эти законы определяют задачи, права и полномочия центрального банка, правительства и денежно-кредитных институтов в области монетарной политики.

Важным носителем кредитно-денежной политики является правительство, которое через соответствующие распоряжения, предписания, указы и директивы конкретизирует, уточняет и расширяет принятые парламентом законы, а также издает соответствующие правила и положения.

Также, к носителям стратегической денежно-кредитной политики можно причислить также центральный банк страны, в области, в которой он сотрудничает с центральными банками и банковскими системами других стран.

Цели стратегической денежно-кредитной политики, как правило, прописываются в Законе о центральном банке страны. Однако они могут уточняться и конкретизироваться и в иных законах, распоряжениях, предписаниях, указах и директивах. В большинстве стран в законе о центральном банке приоритетной целью устанавливается стабильность денежного обращения. Эта цель обязывает центральный банк заботиться о поддержании устойчивости национальной валюты, противодействовать инфляционным и дефляционным процессам. Во многих странах, в качестве второй цели указывается поддержание устойчивого обменного курса национальной валюты, и центральный банк страны стремится этот исполнять посредством соответствующей политики.

К прочим целям стратегической денежно-кредитной политики относятся: поддержание ликвидности коммерческих банков страны, смягчение конъюнктурных колебаний, увеличение денежной массы или объемов кредита в рамках ожидаемой величины экономического роста.

Инструментами стратегической денежно-кредитной политики являются все законы, распоряжения, предписания, указы и директивы, касающиеся кредитно-денежной политики.

Б. Текущая денежно-кредитная политика составляет комбинацию целей и средств, предназначенных для регулирования экономических процессов, и является прерогативой центрального банка.

Задачей текущей монетарной политики в рамках стратегической денежно-кредитной политики является достижение денежно-политических целей посредством текущего использования денежно-кредитных инструментов. Долгосрочные денежно-политические цели и инструменты, а также носители денежной политики задаются стратегической денежно-кредитной политикой.

Независимо от денежно-кредитной стратегии, текущая монетарная политика должна нейтрализовать в денежном секторе нежелательные помехи и препятствующие импульсы.

Основным носителем текущей денежно-кредитной политики является центральный банк страны, который действует в соответствии с Законом о центральном банке. Помимо этого, некоторые функции текущей кредитной политики может выполнять федеральное, областные, республиканские и муниципальные правительства.

Своих целей текущая денежно-кредитная политика пытается достичь посредством манипулирования денежной массой, процентной и кредитной политикой.

Следует отличать 1) первичные, 2) тактические и 3) промежуточные цели денежно-кредитной политики. Первичные цели конкретизируют стратегическую установку государства в долгосрочном периоде, тактические способы достижения общей цели в конкретных условиях меняющейся конъюнктуры, а промежуточные основные показатели, которыми руководствуется центральный банк в своей повседневной деятельности.

Денежно-кредитная политика должна быть скоординирована с фискальной политикой для исключения или минимизации возможности возникновения ситуации конфликтов целей.

Разработкой и проведением единой государственной кредитно-денежной политики занимается Правительство Российской Федерации и Банк России. Конечной целью денежно-кредитной политики является снижение, а в дальнейшем, при достижении низких значений, — сохранение инфляции на уровне, при котором обеспечиваются условия для устойчивого экономического роста.

Благоприятное состояние государственных финансов зависит от следующих факторов:

1) стабильного роста экономики, сбалансированности доходов и расходов федерального бюджета;

2) сокращения государственного долга и задолженности Правительства перед Банком России, является важнейшим условием проведения денежно-кредитной политики, направленной на снижение инфляции.

Основой для осуществления действенной единой государственной денежно-кредитной политики является обеспечение независимости Центрального банка РФ в выполнении его основных функций и, в частности, отсутствие какого-либо даления со стороны органов законодательной и исполнительной власти. Это означает, что не будет допускаться прямое кредитование федерального бюджета, в том числе путем приобретения Банком России государственных ценных бумаг при первичном размещении.

Процесс денежно-кредитного регулирования можно разделить на два этапа. На первом этапе центральный банк воздействует на предложение денег, уровень процентных ставок, объем кредитов и т. д. На втором изменения в данных факторах передаются в сферу производства, способствуя достижению конечных целей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Актуальные проблемы российской денежно-кредитной политики // Рос. экон. журнал. 2006. N 7−8
  2. А.М. Государственное регулирование национальной экономики. М.: Финансы и статистика, 2004
  3. А.Ф. О роли банковского сектора в обеспечении устойчивого роста экономики // Деньги и кредит. 2003. N 6. С.15−16
  4. В. Денежное предложение: теория и организация // Вопросы экономики. 2005. N 3. С.48−60
  5. Д.Ш. Назначение денег / Рос. акад. наук. Ин-т экономики. М., 2003
  6. Деньги, кредит, банки: учебник/ колл. Авт.; под ред. Лаврушина О. И. 3-е изд., перераб. и доп. М.: КНОРУС, 2006
  7. А.И., Тарасевич А. С. Экономическая теория М.: Питер, 2005
  8. С. Денежно-кредитная политика ЦБ РФ // Экономика России ХХI век. 2003. N 12. С.14−15
  9. П. Внешние факторы денежно-кредитной политики РФ // Общество и экономика. 2003. N 2. С.77−104
  10. Г. М. Финансы. Денежное обращение. Кредит. М.: Финансы и статистика, 2004
  11. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М., 2002
  12. С.К. О методах организации денежного обращения // ЭКО. 2006. N 5. С.172−179
  13. Дж. Основы экономики. М.: Проспект, 2005
  14. Г. О выборе целей и инструментов монетарной политики // Вопр. экономики. 2004. N 2. С.4−19
  15. В.М. Эволюция денег: Денежное обращение в эпоху изменений. М.: ГроссМедиа, 2005
  16. http://cbr.ru Центральный банк России
Заполнить форму текущей работой