Эволюция концепции менеджмента\
Однако организационно-экономические отношения не могут быть реализованы без управленческой деятельности людей. И даже при самом совершенном действии рыночных механизмов, как бы автоматически отвечающих на все указанные выше фундаментальные вопросы экономики, ответы являются результатом не только исследования закономерностей развития экономики, но и конкретного сознательного принятия решений, т… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- Глава 1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека
- 1. 1. Возникновение управления человеческой деятельности
- 1. 2. Сущность и содержание менеджмента
- Глава 2. Эволюция менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента
- 2. 1. Школа научного управления
- 2. 2. Классическая (административная) школа управления
- 2. 3. Школа «человеческих отношений» (неоклассическая школа) и школа поведенческих наук
- 2. 4. Количественный, процессный, системный и ситуационный подходы к управлению
- Глава 3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики
- 3. 1. Экономические основы управления
- 3. 2. Собственность и управление
- 3. 3. Особенности становления менеджмента в условиях становления рыночной экономики в России
- Заключение
- Список литературы
«Эволюция концепции менеджмента» одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Тема курсовой работы актуальна потому, что менеджмент наука с собственными специфическими инструментами и навыками управления различного рода деловыми структурами, институтами общества, явно отличающимися от других профессий. Это профессия, для которой необходимо наличие данных человеку природой специфических качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к управленческой деятельности. Но эти ограничения, препятствующие реализации личных возможностей в качестве менеджера можно снять, изучая менеджмент и свои недостатки, исправляя свои действия и набирая опыт лидера, развивая и повышая тем самым эффективность своей работы
Организации существуют почти столько же, сколько существует мир, однако до ХХ века вряд ли кто задумывался над тем, как управлять организацией системно. В начале ХХ века Роберт Оуэн занимался проблемами достижения целей организации с помощью других людей. Предоставлял рабочим приличное жилье, улучшал условия их работы, разработал систему открытых и справедливых оценок работников, развивая их материальную заинтересованность дополнительными выплатами. Новаторские реформы привлекали на его фабрику в Нъю-Ланарке (Шотландия) работников, она была прибыльной. Но бизнесмены того времени интересовались тем, как, используя организации, заработать больше денег, приобрести большую политическую власть, но не тем, как управлять ими.
Первый взрыв интереса к управлению был отмечен в 1911 г., когда Ф. У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления». Но концепция, что организацией можно управлять систематизировано, чтобы более эффективно достигать ее целей, развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины ХIХ века до 20-х годов нашего века. Промышленная революция в Англии подстегнула интерес к управлению. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.
Эволюция менеджмента характеризуется созданными научными практическими школами принципами и подходами управления.
Данная тема достаточно подробно освещена в научных трудах следующих авторов: Бодди Д., Пэйтон Р., Виханский О. С., Наумов А. И., Генкин Б. М. и др.
Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Обязательным элементом данного пункта курсовой работы является формулировка объекта и предмета исследования.
Объект исследования процесс становления и развития управленческой науки.
Предмет исследования эволюция менеджмента, проблематика теорий и тенденции развития в современных условиях.
Актуальность данного исследования определила цель и задачи работы:
Цель работы рассмотреть эволюционный процесс развития научной теории менеджмента.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Исследовать потребность и необходимость управления в деятельности человека;
2.На основании теоретического анализа изучения проблемы, систематизировать знания об эволюции менеджмента: условия и предпосылки возникновения менеджмента, школы менеджмента;
3.Рассмотреть сущность и специфику понятий менеджмента в системе понятий рыночной экономики;
4.Систематизировать и обобщить существующие в специальной литературе, научные подходы к данной проблеме.
5.Предложить собственное виденье на данную проблему и найти пути её разрешения.
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в обобщении научного знания по данной проблеме.
Успешность выполнения задач по написанию курсовой работы в наибольшей степени зависит от выбранных методов исследования.
В работе использовались методы как эмпирического исследования: сравнительно-сопоставительный, наблюдение, так и используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования.
Структура курсовой работы выражается в ее содержании.
Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, трех глав заключения, списка использованной литературы. Название глав отображает их содержание.
Глава 1. Потребность и необходимость управления в деятельности человека
1.1. Возникновение управления человеческой деятельности
Причиной, обусловливающей существование менеджмента, является возникновение и функционирование организаций, составляющих мир менеджеров — людей, занимающих в них постоянную должность на различных уровнях управления, в подчинении которых находятся работники [1; с. 12].
Наиболее длительным был первый (древний) период развития управления деятельностью групп людей (сбор пищи, строительство жилья и т. п.), начиная с 9 — 7 тысячелетия до нашей эры и, примерно, до ХVIII в. Прежде чем выделиться в самостоятельную область знаний, человечество тысячелетиями по крупицам накапливало опыт управления. И когда произошел переход от охоты, сбора плодов и т. п. — к принципиально новой форме получения продуктов — к производству продуктов (производящей экономике) — он стал точкой отсчета в зарождении менеджмента. Одним из первых, кто дал характеристику управления как особой сферы деятельности, был Сократ (470 399г.г. до н.э.). Он проанализировал различные формы управления, на основе чего провозгласил принцип универсальности управления. Платон (428−348 г. г. до н.э.) дал классификацию форм государственного управления, сделал попытку разграничить функции органов управления. Александр Македонский (356−323 г. г. до н.э.) развил теорию и практику управления войсками [3; с. 9].
Второй период развития управления — индустриальный период (1776−1890г.г.). В развитии представлений об управлении принимали участие такие ученые: о государственном управлении, о формах разделения труда — А. Смит; о научном управлении, о школах менеджмента — Р. Оуэн; о использовании вычислительной техники в управлении — Ч. Беббидж.
Третий период развития управления — период систематизации. С середины XIX в. менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, имеющую свой предмет изучения, свои специфические проблемы и подходы к их решению. Основу этой области знаний составляет вся сумма знаний об управлении, накопленная за сотни и тысячи лет практики и представленная в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления [3; с. 10].
1.2. Сущность и содержание менеджмента
Употребляя понятие «менеджмент» мы следуем давно установившейся традиции в мировой литературе по управлению, дающей ему очень широкую трактовку. В фундаментальном Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми;
власть и искусство управления;
особого рода умение и административные навыки;
орган управления, административная единица.
В других словарях иностранных слов менеджмент переводится на русский язык как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Понятие «менеджмент» рассматривается также, как умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей [1; с. 14].
Сущность и содержание менеджмента представлена на рис. 1.
Менеджмент как функция (вид деятельности) — это формирование структуры организации, а также обеспечение всем необходимым для ее нормальной работы персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др., создание условий для формирования такой культуры внутри организации, которая характеризуется высокой чувствительностью к изменениям, научно-техническому прогрессу, единым для всей организации ценностям [4; с. 16].
Список литературы
- Аакер Д. Стратегическое рыночное управление. — СПБ.: Питер, 2002. — 325 с.
- Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента: пер. с англ./ Под ред.Ю. Н. Каптуревского С-Пб: Изд. «Питер», 2004. 816 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. -3-е изд. М.: Гардарики, 2005. 528 с.
- Виханский О.С., Наумов А. И. Практикум по курсу «Менеджмент»/ Под ред. А. И. Наумова. М.: Гардарики, 2003. 288 с.
- Гвишиани Д.М. Организация и управление. Изд.3-е, перераб. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. 332 с.
- Генкин Б.М. Экономика и социология труда: Учеб. для вузов / Генкин Б. М. М.: ИНФРА-М-НОРМА, 2006. 373 с.
- Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. 685 с.
- Журналы «Методы менеджмента качества», № 2, 3, 4, 6, 2006.
- Защирин А.С. Теоретические основы управления. — Самара, 2003. — 16 с.
- Кабушкин Н.И. Основы менеджмента / Учебник. Минск: Научно-практич. журнал «Финансы, учет, аудит», ЗАО Экономпресс, 2002. 286 с.
- Книга делового человека: Справочник. Л. Е. Варданян, А. И. Канащенков. А. В. Носов и др./ Под ред. Г. А. Краюхина, Э. С. Минаева. М.: Высш. шк. 2003. 350 с.
- Книга делового человека: Справочник. Л. Е. Варданян, А. И. Канащенков. А. В. Носов и др./ Под ред. Г. А. Краюхина, Э. С. Минаева. — М.: Высш. шк. 2003. — 350с.
- Ковалев Г. Д. Основы инновационного менеджмента: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В. А. Швандара М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 208 с.
- Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Учебник. Санкт-Петербург, ГМП «Формика», 2002. 384 с.
- Менеджмент: Учебник для вузов / М. М. Максимцов, А. В. Игнатьева, М. А. Комаров и др.; Под ред. М. М. Максимцова, А. В. Игнатьевой. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2004. 343 с.
- Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: «Дело», 2002. 702 с.
- Орешкин В.В. Менеджмент: вчера и сегодня. М.: ОАО «Изд-во «Экономика», 2003. 639 с.
- Осипов Ю.М. Введение в специальность. Менеджмент и экономические информационные системы: Учеб. пособ. Томск: ИПФ ТПУ, 2006. 96 с.
- Осипов Ю.М., Быков С. Н. Автоматизация создания наукоемкой продукции. Томск: Изд. ТПУ, 2004. 131 с.
- Осипов Ю.М., Исакова А. И., Шеметов Д. В. Основы экономической информатики: Учеб. пособие. Томск, ИПФ ТПУ, 2004. 138 с.
- Остерло М. Влияние новой информационной технологии на управленческий процесс // Проблемы теории и практики управления, 2002. 6. С. 48−49.
- Петухова С.В., Шеметов П. В., Чередникова Л.Е.Менеджмент: управление организационными системами. Гриф УМО ВУЗов России. Издательство: Омега-Л, 2008. 406 с.
- Сираев Р.Т. Менеджмент: история, настоящее, будущее. М.: Гадарки, 2005. 121 с.
- Торонов П.Р. Первоосновы современного менеджмента. М.: Вагриус, 2002. 160 с.
- Фатов А.С. Современная рыночная экономика. М.: ИНФРА-М., 2005. 312 с.
- Черныш Л. П., Ермалович Л. П., Бурак Е. М. Теория управления. Менеджмент: хрестоматия в 3 Частях часть 1: Общая теория систем — основа теории управления. Издательство: «ГИУСТ БГУ», 2007, 220 с.