Международно-правовой статус Антарктики
Одной из ключевых статей Договора об Антарктике является ст. V, которая гласит: «всякие ядерные взрывы в Антарктике и ликвидация в этом районе радиоактивных материалов воспрещаются» (п. 1). В Антарктике, таким образом, запрещены ядерные взрывы как в военных, так и в мирных целях, что чрезвычайно значительным образом фиксирует и дополняет положения Договора о непозволительности реализации… Читать ещё >
Содержание
- Введение
- I. Международно-правовой статус и режим Антарктики
- 1. 1. Правовой статус Антарктики
- 1. 2. Правовой режим Антарктики
- II. Система международных соглашений об Антарктике
- 2. 1. Договор об Антарктике 1959 года
- 2. 2. Система договоров об Антарктике
- Заключение
- Список литературы
Актуальность темы. Я считаю тему моей работы актуальной потому, что тема с моей точки зрения недостаточно разработана в современной юридической литературе. Все законы, касающиеся, данной темы уже немного устарели, хотя раскрытие данной темы до сих пор актуально для большинства правоведов нашей страны.
Научная новизна. В данной я попытаюсь систематизировать работы таких ученых Голицын, Трофимов, Колодкин и т. д.
Методы исследования. Изучение литературы, и соответствующих нормативных актов, по данной тематике.
Цели работы:
— изучить особенности правового статуса и режима Антарктики;
— изучить систему договоров об Антарктике.
Предмет исследования. Юридический статус и режим Антарктики.
Объект исследования. международная система договоров об Антарктике
I.Международно-правовой статус и режим Антарктики
1.1.Правовой статус Антарктики
Юридический статус Арктики формировался под воздействием таких факторов, как удаленность от центров цивилизации и крайне неблагоприятные для жизнедеятельности климатические условия, которые чрезвычайно затрудняли проникновение сюда граждан, судов, иных мобильных объектов под флагом несопредельных к Арктике стран. С другой стороны, приарктаческие государства, экономические инфраструктуры и интересы населения которых тесно связаны с пространственными и ресурсными потенциалами Крайнего Севера, на протяжении многих десятилетий и даже столетий предпринимали нарастающие усилия в направлении изучения, хозяйственного и социального освоения региона.
Данный процесс выражался в постепенном фактическом подчинении своей власти странами региона имеющихся здесь сухопутных и водных пространств с их природными ресурсами, причем освоение данных пространств сопровождалось юридическим оформлением принадлежности соответствующих частей континентов, земель, архипелагов, островов с омывающими их частями Северного Ледовитого океана той или другой стране. Правовой титул указанных территорий и акваторий базировался главным образом на издаваемых приарктическими государствами законах и подзаконных нормативных актах. Заключались также международные договоры по разграничению между государствами региона их арктических владений, а также по использованию и охране природных ресурсов.
К настоящему времени все известные (открытые) сухопутные образования в Арктике подчинены исключительной власти — суверенитету -того или иного из государств, граничащих с Северным Ледовитым океаном, — России, Дании, Канады, Норвегии и США. Однако специальные законодательные акты, конкретизирующие рамки пространственной сферы и объем властных функций на территориях Арктики, были приняты только Канадой и СССР. Согласно Закону о северных территориях от 27 июня 1925 г. на прилежащие к континентальной части Канады арктические земли и острова распространен ее суверенитет, предполагающий осуществление ею здесь своих юридических прав. Постановлением Президиума ЦИК и СНК СССР от 15 апреля 1926 г. к территории нашей страны отнесены «как открытые, так и потенциально открытые» земли и острова к северу от побережья евроазиатского материка до Северного полюса в промежутке между меридианами 32° 35″ восточной долготы и 168° 49' 30″ западной долготы. Коррективы были произведены в 1935 г., когда СССР присоединился к Договору о Шпицбергене 1920 г. и признал принадлежащими Норвегии острова, расположенные в Баренцевом море между меридианами 32° и 35° восточной долготы; а также в 1979 г., когда Указом Президиума Верховного Совета СССР восточная граница, разделяющая Азиатский и Американский континент, была передвинута к западу до меридиана 168° 58' 49,4″ западной долготы.
Необходимо отметить, что на все вообще пространства Арктики ни одно из упомянутых государств в официальном порядке претензий не выдвигало. Даже особый режим архипелага Шпицберген, допускающий осуществление на его территории промышленно-эксплуатационной деятельности несопредельными
Северному Ледовитому океану государствами, исходит тем не менее из международного признания суверенитета Норвегии над ним. Тем более не оспаривалась правомерность установления Канадой и СССР своего верховенства над прилежащими к их континентальным частям островными сухопутными территориями арктического района.
Юридический статус морских пространств Арктики в целом определяется принципами и нормами международного права, относящимися к Мировому океану и закрепленными в получивших всеобщее признание Женевских конвенциях по морскому праву 1958 г. и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Характерным для морских внутренних вод приполярных стран является установление для некоторых их районов статуса исторических вод. согласно которому к этой категории морских пространств могут быть отнесены морские заливы, ширина входа в которые превышает двойную ширину территориального моря — 24 морские мили. Так, согласно Перечню географических координат точек, определяющих положение исходных линий для отсчета ширины территориальных вод, экономической зоны и континентального шельфа СССР (утвержден постановлениями Совета Министров СССР от 7 февраля 1984 г. и от 15 января 1985 г.) в состав морских внутренних вод нашей страны были включены, в частности, воды Белого моря, Чесской, Печерской, Байдарацкой губ, Обь- Внисейского залива, а также воды проливов, отделяющих от материка острова Новая Земля, Колгуев, Вайгач, Северная Земля, Аи-жу, Ляховские и ряд более мелких, либо разделяющие эти острова, земли или архипелаги между собой.
К внутренним морским водам Норвегии отнесены прибрежные морские пространства северной и северо-западной части ее побережья, ограниченные внешней стороны исходными ливнями, протяженность которых в силу чрезвычайно изрезанной (извилистой) конфигурации берега составляет местами 44 морские мили. Аналогичный статус прибрежных морских внутренних морских вод в таком составе подтверждена решением Международного суда ООН в 1951 г., вынесенным по англо-норвежскому спору в связи с изданием Норвегией в 1935 г. и 1937 г. соответствующих декретов. В обоснование своего решения Суд положил тот факт, что названный морской путь проложен, освоен и оборудован исключительно усилиями прибрежной страны. Было обращено внимание и на то, что со стороны других государств, которые были осведомлены о притязаниях Норвегии, отрицательной реакции не последовало. Судом, кроме того, было учтено наличие тесной взаимосвязи водных районов, по которым проходит граница с сухопутной территорией Норвегии.
Отличается и статус морских внутренних вод Канады в Арктике, где специальным административным актом — приказом министра морского транспорта в 1985 г. установлены прямые исходные линии по периметру всего арктического архипелага, причем их длина во многих местах значительно превосходит двойную ширину территориального моря. Тем самым на морские воды, ограниченные указанными линиями, распространен суверенитет Канады, включающий полный ее контроль за всеми видами деятельности, включая судоходство. Это касается и иностранного судоходства по проливам, образующим Северо-Западный проход — естественное соединение Атлантического и Северного Ледовитого океанов.
Список литературы
- Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11
- «О Федеральной целевой программе «Мировой океан»
- КОНВЕНЦИЯ О СОХРАНЕНИИ
- МОРСКИХ ЖИВЫХ РЕСУРСОВ АНТАРКТИКИ (АНТКОМ)
- Подписана в Канберре 20 мая 1980 г., вступила в силу 7 апреля 1982 г.
- -II ГД 0 т 25.04. 1997 г. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РоссииО Федеральном законе «О ратификации Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике»
- Бордунов В. Д. Бирюков М.М. Ашавский Б.М. Международное право, 2008
- Международное право: Учебник / Отв. ред. Ю. М. Колосов, В. И. Кузнецов. М. 1994. — 608 с.
- Международное частное право. Учебник 5-е издание — Богуславский М. М. М.: 2008
- А.Д Катков. Международное право. «Юристь», 2000
- Международное право. Учебник / Сост.: Грабарь В. Э., Дурденевский В. Н., — М.: 2002
- Ковалева. Международное право: Учебник. «Омега-Л», 2006
- Ушакова Н. А Международное право: Учебник. — М: Юрист, 2000.
- Международное право: учебник/ Под ред. А. И. Микульшина. — 2005