Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовые и организационные основы непосредственной демократии при формировании государственных и муниципальных органов власти в городе Москве

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты диссертационного исследования позволяют расширить теоретическую основу исследования правовых проблем непосредственного участия граждан в осуществлении публичной власти, систематизировать понятийный аппарат, определить основные направления и обосновать необходимость совершенствования правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, сформулировать конкретные предложения… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Правовые основы непосредственной демократии в Российской Федерации
    • 1. 1. Становление и развитие форм непосредственной демократии в России и в Москве
    • 1. 2. Конституционные основы непосредственной демократии
    • 1. 3. Законодательство Российской Федерации и города
  • Москвы о формах непосредственной демократии
  • ГЛАВА 2. Организационные основы проведения выборов в 61 городе Москве
    • 2. 1. Организационные основы выборов в органы государственной власти в городе Москве
    • 2. 2. Организационные основы выборов в органы местного самоуправления в Москве
    • 2. 3. Использование информационных технологий в избира- Ю тельном процессе
  • ГЛАВА 3. Референдум и другие способы осуществления наро- 110 довластия
    • 3. 1. Референдум и референдумный процесс: особенности и 110 пути совершенствования организации и проведения референдума
    • 3. 2. Другие формы непосредственной демократии для осуще- 151 ствления народовластия

Правовые и организационные основы непосредственной демократии при формировании государственных и муниципальных органов власти в городе Москве (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с использованием форм непосредственной демократии в процессе организации органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Непосредственная демократия и влияние ее форм на процессы, происходящие в современном российском обществе — это та научная проблематика, которой в настоящее время уделяется большое внимание в правовой науке. Ее актуальность обусловлена тем, что Россия находится в процессе перехода к новой модели общества и государства, при которой стало возможным внедрение демократических форм и методов формирования органов власти, совершенствование процессов, связанных с организацией государственного и, особенно, муниципального управления.

Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию правовым демократическим государством, что определяет ведущее место в правовом механизме организации государственной власти и управления форм непосредственной демократии, которые являются основным инструментом в формировании легитимных государственных и муниципальных структур, обеспечивают функционирование государственного механизма в целом.

Развитие этих конституционных положений в отраслевом законодательстве, а так же проблемы правоприменительной практики актуализируют необходимость научной разработки целого ряда проблем в этой области. Наиболее сложными из них являются проблемы обеспечения права граждан на народовластие, разработка эффективных правовых механизмов непосредственной реализации демократических принципов и методов формирования органов власти непосредственно населением, правовых способов и методов использования избирательных технологий и осуществления правового и административного контроля за их использованием, законодательного определения приоритетов и перспектив использования информационных технологий в этой области.

Эти обстоятельства и определили актуальность выбора темы данного диссертационного исследования.

Степень разработанности темы исследования. В научной литературе все больше внимания уделяется изучению форм прямой демократии и их влияния на политические процессы, которые происходят в российском обществе. Значительный интерес у ученых (правоведов, политологов, историков) вызывает также изучение избирательного процесса и свободных периодических и нефальсифицированных выборов, благодаря которым в нашей стране стало возможным осуществление формирования государственной власти в соответствии с волей народа. Все более пристальное внимание у исследователей вызывают процессы, связанные с организацией и проведением референдума.

Учеными-правоведами достаточно подробно исследуется отдельные вопросы правового регулирования избирательного процесса и его стадий, правовые проблемы совершенствования избирательного законодательства, правовые основы реализации конституционных прав граждан, включая избирательное право, правовые основы местного самоуправления. Вместе с тем, комплексных работ юридического характера, посвященных детальному изучению правовых основ использования форм непосредственной демократии при формировании органов власти немного, что совершенно неоправданно с точки зрения той важной роли, которую играет непосредственная демократия в политической жизни общества. Кроме того, даже эти немногочисленные работы не учитывают последних, существенных изменений в федеральном и региональном законодательстве о выборах и референдуме, а также изменений, происходящих в процессе становления местного самоуправления.

Фундаментальные, общетеоретические вопросы государственного и муниципального управления, конституционных основ непосредственной демократии рассматривались в трудах С. А. Авакьяна, Г. В. Атаманчука, Н. С. Бондаря, Б. П. Елисеева, Ю. Д. Казанчева, С. Д. Князева, Q.E. Кутафина, П.И. Новгород-цева, А. И. Попова, Н. В. Постового, В. В. Таболина, В. И. Фадеева и других.

Исследованию различных аспектов использования форм непосредственной демократии посвящены работы В. И. Авсеенко, Д. Б. Агафонкина, С. Н. Бочарова, В. Н. Бутылина, Н. В. Колпакова, В. В. Комаровой, А. А. Кривачева, М. Н. Марченко, JI.A. Нудненко, А. С. Прудникова, В. В. Пылина, В. А. Савицкого, И. А. Старостиной, Д. В. Шомниковой, а также ряда зарубежных авторов — Г. Мейера, Э. Лейкмана, Дж. Ламберта, С. Уайта, Д. Слайдера.

Проблематика избирательного права исследовалась в трудах А.С. Автоно-мова, Н. А. Алексеева, Р. Т. Биктагирова, А. А. Вешнякова, Ю. А. Веденеева, O.K. Застрожной, А. В. Иванченко, Е. П. Ищенко, В. Т. Кабышева, Е.И. Колю-шина, В. И. Лысенко, А. Е. Постникова, и других.

Несмотря на большое количество научных работ, посвященных проблемам конституционного права, избирательного права, муниципального права, изучению вопросов совершенствования регионального законодательства о выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии уделялось недостаточно внимания, исходя из чего следует вывод о том, что целостного комплексного исследования по данной проблеме на примере города Москвы, до настоящего времени в конституционно-правовой науке не было. Это и определило необходимость разработки настоящей темы в диссертационном исследовании.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления Москвы с использованием форм непосредственной демократии.

Предмет исследования составляют правовые и организационные основы непосредственной демократии при формировании государственных и муниципальных органов власти в Москве с учетом опыта Российской Федерации, и практика реализации соответствующих правовых норм.

Цели и задачи диссертационного исследования. Целью данного диссертационного исследования является определение путей совершенствования правового регулирования общественных отношений, связанных с обеспечением конституционного права граждан на участие в осуществлении публичной власти на основе комплексного, системного анализа институтов непосредственного участия граждан в управлении обществом и государством и практики реализации соответствующих правовых норм.

Достижению этих целей исследования в ходе работы способствовало решение следующих задач:

1. Проведение комплексного исследования законодательства, регулирующего общественные отношения, связанные с обеспечением права граждан на народовластие.

2. Исследование опыта законотворческой деятельности Московской городской Думы.

3. Выявление пробелов и противоречий в законодательстве г. Москвы о выборах и референдуме.

4. Анализ организационно-правовых основ проведения выборов, референдумов и использования других форм непосредственной демократии.

5. Анализ правоприменительной практики избирательных комиссий города Москвы.

6. Систематизация способов использования избирательных технологий, определение приоритетов и перспектив правового регулирования их использования.

7. Разработка предложений по совершенствованию правового регулирования общественных отношений, связанных с использованием форм непосредственной демократии.

Методологическая база и методы исследования. Методологическую базу исследования составили положения общей теории права и отраслевых юридических наук, общенаучный диалектический метод познания и основанные на нем частно-научные методы исследования, позволяющие изучать явления окружающей действительности в их взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности как на теоретическом уровне (системный, сравнительно-правовой, формально-юридический анализ, синтез, индукция, дедукция и др.), так и на эмпирическом (статистический, анализ, исследование документов, печатных изданий, сообщений средств массовой информации), а также исторический метод.

Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, законодательство о выборах, законодательство о референдуме Российской Федерации и города Москвы, московское законодательство о формах непосредственной демократии, нормативные правовые акты.

Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и Московской городской избирательной комиссии, а также подзаконные акты органов государственной власти города Москвы, регулирующие рассматриваемые общественные отношения.

Научная новизна работы заключается в том, что настоящее исследование представляет собой попытку комплексного, системного анализа содержания и опыта реализации норм Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"1 и Закона города Москвы «Избирательный кодекс города Москвы», чего еще не было в отечественной правовой науке в силу новизны самого вопроса.

В работе показаны особенности использования форм непосредственной демократии при формировании органов власти в г. Москве на основе норм вышеназванных законов, выявлены проблемы в правовом регулировании рассматриваемых общественных отношений.

В диссертации вводится в научный оборот понятие «референдумный процесс», сформулированы конкретные предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы обеспечения права граждан на участие в управлении обществом и государством.

Положения, выносимые на защиту:

1. Предлагается авторская редакция понятия «референдумный процесс»: под референдумным процессом понимается установленная законом совокупность действий и процедур по подготовке, организации и проведению референдума, обеспечивающих право граждан Российской Федерации на участие в референдуме.

1 Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». — Собрание законодательства РФ, 2002. № 24, ст. 2253.

2 Закон города Москвы от 11 июня 2003 года № 36 «Избирательный кодекс города Москвы». — Вестник Мэра и Правительства Москвы, 2003. № 41. — 167 с. t гС W.

2. В современных условиях одними из основных направлений совершен ствования федерального законодательства и законодательства города Москвы о выборах должны стать следующие: регулирование порядка финансирования выборов- ^^) регулирование информационного обеспечения избирательного процессарегулирование порядка формирования избирательных комиссийрегулирование порядка сбора подписей избирателей.

3. В целях реализации права граждан на участие в референдуме и обеспечения единого правового пространства на всей территории государства требуется приведение положений Закона города Москвы «О референдуме в городе Москве"1 и Закона города Москвы «О местном референдуме в городе Москве» в соответствие с положениями Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

4. Практика реализации права граждан на референдум в г. Москве выявила несоответствие норм материального и «процессуального» права, которые проявляются в том, что законодательство не регламентирует обязанность органов публичной власти предусматривать финансирование проведения референдума в бюджете соответствующего уровня.

5. Следует закрепить в Уставе города Москвы3, законе города Москвы «О статусе депутата Московской городской Думы"4, Уставах муниципальных образований города Москвы императивный мандат депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и органов местного само.

1 Закон города Москвы «О референдуме в городе Москве» от 14 февраля 1996 г. № 4 // Законы города Москвы 1994 — 1996. С. 371 — 399.

2 Закон города Москвы «О местном референдуме в городе Москве» от 25 июня 1997 г. № 22 // Законы города Москвы 1997. С. 201 — 226.

3 Устав города Москвы от 28 июня 1995 г. Собрание действующего законодательства города Москвы — М., 2003. — 680 с.

4 Закон города Москвы «О статусе депутата Московской городской Думы» от 13 июля 1994 г. № 14−60 // Законы города Москвы 1997. С.461−472. управления в Москве. Это позволит установить ответственность указанных субъектов перед населением.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Диссертация ориентирована на дальнейшую разработку проблемы правого регулирования использования форм непосредственной демократии при организации органов публичной власти в Российской Федерации.

Результаты диссертационного исследования позволяют расширить теоретическую основу исследования правовых проблем непосредственного участия граждан в осуществлении публичной власти, систематизировать понятийный аппарат, определить основные направления и обосновать необходимость совершенствования правового регулирования рассматриваемых общественных отношений, сформулировать конкретные предложения для совершенствования избирательного законодательства, законодательства о референдуме и других формах непосредственной демократии. Кроме того, они могут быть использованы в процессе реализации Федеральной целевой программы по повышению правовой культуры организаторов выборов и референдумов, участников избирательного и референдумного процессов, а также могут иметь значение для оптимизации практики организации и проведения референдума и применения других форм непосредственной демократии и способствовать преодолению таких наиболее опасных явлений, существующих в современных условиях, как имитация демократических процедур при формировании органов публичной власти и сохранение традиционного подхода к выборам, референдуму и другим формам непосредственной демократии как к формальным процедурам, формированию навыков действительного, а не мнимого участия граждан в демократическом процессе осуществления народовластия.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в использовании результатов исследования при изучении учебных курсов «Конституционное право», «Муниципальное право», спецкурса «Избирательное право».

Обоснованность и достоверность результатов исследования. Результаты данного исследования основываются на изучении и анализе различных нормативных источников: Конституции Российской Федерации1, Федерального л конституционного закона «О референдуме Российской Федерации», Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Устава города Москвы, Законов города Москвы: «Избирательный кодекс города Москвы», «О референдуме в городе Москве», «О местном референдуме в городе Москве», «О консультативном опросе граждан в районе города Москвы"3, «О собраниях и конференциях граждан по месту жительства"4, «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве"6, «Об обращениях граждан"7, «Об организации местного самоуправления в городе Москве"8 и других, а также на научных источниках, имеющих непосредственное отношение к теме исследования, и на личном участии автора в подготовке предложений по проекту федерального нормативного правового акта, материалов рекомендательного характера для избирательных комиссий и ряда органов местного самоуправления города Москвы, по вопросам, касающимся организации и проведения муниципальных выборов и местного референдума.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается методологией проведенного исследования с использованием официальных.

1 Конституция Российской Федерации. — М., Российская газета. 1993. 25 декабря. л.

Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». — Собрание законодательства РФ, 1995. № 42, ст. 3921.

3 Закон города Москвы «О консультативном опросе граждан в районе города Москвы» от 25 июня 1997 г. № 21. // Ведомости Московской городской Думы, 1997. № 7. — 10 с.

4 Закон города Москвы «О собраниях и конференциях граждан по месту жительства» от 4 июня 1997 г. № 18 // Законы города Москвы 1997. С. 83−91.

6 Закон города Москвы «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» от 10 июля 1996 г. № 26−77 // Законы города Москвы 1994;1996. С.173−184.

7 Закон города Москвы «Об обращениях граждан» от 18 июня 1997 г. № 25 // Законы города Москвы 1997. С. 92−105.

8 Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 6 ноября 2002 г. № 56. // Ведомости Московской городской Думы, 2002. № 12, ст. 276. данных о результатах избирательных кампаний 1991;2004 гг., о результатах социологических опросов, опыта работы избирательных комиссий города Москвы, органов местного самоуправления и органов территориального общественного самоуправления в городе Москвы.

Выводы диссертации подтверждаются личным опытом автора, накопленным во время работы в Московской городской избирательной комиссии и окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации четвертого созыва.

Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертация подготовлена на кафедре государственно — правовых дисциплин Академии управления МВД России, где были проведены ее рецензирование и обсуждение. Основные положения и выводы диссертации изложены в научных публикациях автора, статьях и методических разработках. Результаты исследования, выводы, предложения и рекомендации были апробированы в ходе научно-практических конференций: в Московской академии предпринимательства при Правительстве Москвы «Городская экономика и предпринимательство» (Москва, 2003 год), в Российской Муниципальной Академии «Местное самоуправление — проблемы и решения» (Москва, 2003 год) — в работе «круглого стола» Комитета Совета Федерации по вопросам местного самоуправления и Российской Муниципальной Академии «Роль негосударственных организаций и средств массовой информации в реализации нового законодательства о местном самоуправлении» (Москва, 2004 год).

Кроме этого основные положения и выводы диссертации нашли отражение при подготовке законопроекта о внесении изменений и дополнений в федеральные законы, регулирующие формы непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления, использовались в работе Московской городской избирательной комиссии, окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий города Москвы, учебном процессе Московской Академии предпринимательства при Правительстве города Москвы по спецкурсу «Избирательное право».

Структура и объем диссертации

определены задачами и логикой проведенного исследования. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Подводя итоги диссертационного исследования, можно сказать, что формирование эффективно действующей, максимально учитывающей интересы жителей города структуры власти в Москве — это сложный и достаточно длительный процесс, который не возможен без проблем, трудностей и неудач во время определенных периодов становления и развития. Создание полноправных органов городского самоуправления, в том числе и на уровне районов — задача важнейшая и в первую очередь для жителей районов. Организация власти невозможна без предоставления гражданам права на участие в формировании этих органов. От того насколько эффективно будут сформированы органы управления и как они будут действовать во многом зависит действенность государственных институтов, институтов муниципальной демократии, реальность прав и свобод человека и гражданина, защита интересов населения муниципальных образований.

Информационная закрытость органов государственной власти и органов местного самоуправления делает их нерезультативными, неэффективными, громоздкими и безответственными, способствует коррупции в суде, прокуратуре, администрации, органах местного самоуправления. Целесообразно законодательно закрепить возможности использования современных информационных технологий в целях обеспечения информирования населения и прозрачности власти.

Городское управление, как и местное самоуправление, должны действовать в интересах жителей города. Развитие городского и местного самоуправления в городе означает одновременно эволюцию и гражданского общества, и государства, его демократических начал.

Процессу обновления кадров, притоку новых сил способствуют периодически проводимые выборы. У власти не должно быть причин и оснований для отмены очередных выборов или продления срока полномочий представительных органов. Кроме этого должна осуществляться действенная подготовка государственных и муниципальных кадров, чтобы органы государственной власти, префектуры, управы, муниципалитеты могли эффективно работать в современных условиях. Нужно развивать правовую базу городского и муниципального хозяйствования, обобщать, пропагандировать лучший управленческий опыт.

Велика опасность развития городского и местного самоуправления как самоуправления чиновников. Качественное улучшение работы этих органов должно стать необходимым элементом работы представительных органов как городского, так и местного самоуправления, роль которых в осуществлении деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления сегодня зачастую незначительна.

Исследование затронутых в диссертации правовых проблем, касающихся использования форм непосредственной демократии при формировании органов власти города Москвы, показывает, что в Москве созданы условия для участия граждан в формировании органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством участия граждан в выборах: сформирована нормативная правовая база, которая соответствует федеральному законодательству о выборах, однако некоторые нормы нуждаются в доработке, хотя имеющиеся проблемы правового характера в регулировании отношений касаются не только московского законодательства, но и законодательства Российской Федерации.

На основании анализа правовых норм внесены соответствующие предложения по совершенствованию избирательного законодательства: приоритетными направлениями в совершенствовании федерального законодательства и законодательства города Москвы о выборах должны стать регулирование порядка финансирования выбороврегулирование информационного обеспечения избирательного процессарегулирование порядка формирования избирательных комиссийрегулирование порядка сбора подписей избирателей.

На основании исследования сделан вывод о необходимости обновления законодательства города Москвы о городском и местном референдуме, поскольку оно не учитывает изменений, введенных в 2002 году федеральным законодательством о референдуме. Формально законодательная база подготовки и проведения референдумов сформирована, а реально свои права граждане Москвы осуществлять не могут.

Предлагается в федеральном законодательстве дать определение понятию «референдумный процесс».

В диссертации также отмечается, что местное самоуправление в Москве находится в начальной стадии становления. Реализация задач местного самоуправления в крупном городе требует передачи определенной доли самостоятельности и ответственности на местный уровень, в том числе и финансовой самостоятельности, которая позволит решить также вопросы, связанные с финансированием деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума муниципальных образований, без которых невозможно проведение местных выборов и референдумов, а также с финансированием подготовки и проведения самих местных выборов и референдумов. До 2004 года эти вопросы полностью находились и находятся в компетенции городских властей, вместе с тем право, не обеспеченное финансированием, реализовать практически не возможно.

Права граждан Москвы на участие в местных выборах и референдумах напрямую зависят от воли тех, кто находится у власти в городе. Не народ осуществляет свою власть непосредственно и через своих представителей, как это устанавливает Конституция Российской Федерации, а органы государственной власти решают, следует предусмотреть в городском бюджете средства на проведение выборов (в том числе внеочередных) и референдумов или нет, то есть позволить москвичам воспользоваться своими правами или нет. Поэтому преодоление противоречия между правом и возможностью его реализации является, по нашему мнению, одним из важнейших факторов становления гражданского общества в нашей стране в целом и в каждом отдельно взятом субъекте Российской Федерации, в том числе и в Москве.

В работе отмечается, что органы государственной власти Москвы дублируют функции органов местного самоуправления. Органы управления, действующие на территории районов в настоящее время, по своей природе и функциям представляют собой продолжение государственного аппарата и представляются населению не защитниками его интересов, а выразителями позиции городской власти в районе, что вызывает явление социальной эксклюзии в местном самоуправлении1 и не позволяет в полной мере воспользоваться правом на участие в местном самоуправлении. Считаем целесообразным, четко разграничить функции органов власти и органов местного самоуправления, передав необходимые полномочия органам местного самоуправления по управлению соответствующими территориями. Исходя из того, что населению в настоящее время трудно самостоятельно осуществлять права в сфере местного самоуправления, основное внимание, на наш взгляд, должно быть уделено разъяснительной работе с населением и адресной поддержке конкретных как самоуправленческих инициатив, так и иных инициатив, связанных с реализацией права на народовластие: законотворческих, инициатив по проведению референдума и других.

Кроме того, в диссертационной работе наряду с другими законодательными актами, действующими в настоящее время, проведены исследования законодательных актов, которые только вступили в силу и на практике были применены впервые в конце 2003 года (новая редакция Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Избирательный кодекс города Москвы).

Подробный анализ имеющихся форм непосредственной демократии и правоприменительной практики этих форм для формирования органов власти в Москве показал, что в Москве сформирована законодательная база, гарантирующая гражданам реализацию их права на осуществление народовластия через применение таких форм непосредственной демократии, как собрания и конференции граждан, право жителей Москвы на народную правотворческую инициативу, на обращение в органы государственной власти.

1 Демьянов Е. А. Эксклюзия в сфере местного самоуправления // Научно-публицистический журнал «Регионология». 2001, № 1 (34). С. 80−85. и органы местного самоуправления, на осуществление территориального общественного самоуправления. Поэтому использование форм непосредственной демократии как на районном, так и на городском уровне возможно.

Высказаны предложения о необходимости разработки и принятия нормативного правового акта города Москвы, регулирующего порядок отзыва депутатов и выборных должностных лиц, а также иные рекомендации, которые могут быть использованы в целях совершенствования действующего законодательства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Международное публичное право: Сборник документов. М., 1996. Т.1. С. 460 -464.
  2. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод: Извлечение. // Вешняков А. А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Весь Мир, 1997. — 140 с.
  3. Протокол № 1 (1952 г.) к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Право Совета Европы и Россия: Сборник документов и материалов. Краснодар, 1996. С. 208 -210.
  4. Декларация о критериях свободных и справедливых выборов. Париж, 26 марта 1994 года // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Под редакцией Иванченко А. В. М.: Издательство НОРМА, 1999. С. 803 — 807.
  5. Руководство по наблюдению за выборами ОБСЕ/БДИПЧ // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации / Под редакцией Иванченко А. В. М.: Издательство НОРМА, 1999. С. 808 — 837.
  6. Документ Копенгагенского совещания Конференции по человеческому измерению СБС. М., Советское государство и право, 1990, № 11. С. 14.
  7. Конституция Российской Федерации. М., Российская газета № 237 от 25.12.1993.
  8. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под редакцией Окунькова Л. А. М.: Юристъ, 2002. — 1007 с.
  9. Комментарий к постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации / Отв. редактор Эбзеев Б. С. В 3-х т. М.: Юристъ, 2001. — Т.1: Государственная власть. Местное самоуправление. -589 с.
  10. Закон РСФСР от 24 октября 199 Г года № 1803−1 «О выборах главы администрации». Ведомости СНД и ВС РФ, 1991. № 45, ст. 1491.
  11. Закон РСФСР от 27 декабря 1991 года № 2124−1 «О средствах массовой информации». Ведомости СНД и ВС РФ, 1992. № 7, ст. 300.
  12. Федеральный конституционный закон от 10 октября 1995 г. № 2 — ФКЗ «О референдуме Российской Федерации». — Собрание законодательства РФ, 1995. № 42, ст. 3921. ч
  13. Федеральный закон от 6 декабря 1994 года № 56-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 1994. № 33, ст. 3406.
  14. Федеральный закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» -Собрание законодательства РФ, 1997. № 38, ст. 4339.
  15. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» -Собрание законодательства РФ, 2003. № 40, ст. 3822.
  16. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 20-ФЗ «О государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы». Собрание законодательства РФ, 2003. № 2, ст. 172.
  17. Федеральный закон от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1997. № 38, ст. 4339.
  18. Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 2002. № 24, ст. 2253.
  19. Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Собрание законодательства РФ, 1999. № 42, ст. 5005.
  20. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» Собрание законодательства РФ, 2001. № 29, ст. 2950.
  21. Федеральный закон от 6 декабря 1999 г. № 210-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц за нарушения законодательства о выборах и референдумах». Собрание законодательства РФ, 1999. № 49, ст. 5906.
  22. Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы в Российской Федерации». Собрание законодательства РФ, 1995. № 31, ст. 2990.
  23. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Собрание законодательства РФ, № 25, ст. 2954.
  24. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. Собрание законодательства РФ, 2002. № 1 (ч.1), ст. 1.
  25. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Постатейный научно-практический комментарий / Под редакцией Севрюгина В. Е. -М.: Юристъ, 2003. 1072 с.
  26. Закон города Москвы «О референдуме в городе Москве» от 14 февраля 1996 г. № 4 // Законы города Москвы 1994−1996. М, 1997. С. 371 — 399.
  27. Закон города Москвы «О местном референдуме в городе Москве» от 25 июня 1997 г. № 22 // Законы города Москвы 1997. М, 1998. С. 201 -226.
  28. Закон города Москвы «О консультативном опросе граждан в районе города Москвы» от 25 июня 1997 г. № 21. М.: Ведомости Московской городской Думы. 1997. № 7. — 10 с.
  29. Закон города Москвы «О собраниях и конференциях граждан по месту их проживания в городе Москве» от 4 июня 1997 № 18 // Законы города Москвы 1997.- М., 1998. С. 83−91.
  30. Закон города Москвы «Об обращениях граждан» от 18 июня 1997 г. № 25 //Законы города Москвы 1997. М., 1998. С. 92−105.
  31. Закон города Москвы «Об организации местного самоуправления в городе Москве» от 6 ноября 2002 года № 56. М.: Ведомости Московской городской Думы, 2002, № 12, ст. 276.
  32. Закон города Москвы «О выборах советников районного Собрания в городе Москве» от 7 мая 1997 г. № 9. М.: Ведомости Московской городской Думы, 1997, № 6. — 47 с.
  33. Закон города Москвы «О выборах депутатов Московской городской Думы» от 23 июня 1995 года № 16 (с изменениями от 3 сентября 1997 г. № 36) // Законы города Москвы 1997 М., 1998. С. 511 -555.
  34. Закон города Москвы «О выборах Мэра и Вице-мэра Москвы» от 27 сентября 1995 года № 21 // Законы города Москвы, 1994−1996. М., 1997. С. 329 — 370.
  35. Закон города Москвы «О Мэре и Вице-мэре Москвы» от 10 июня 1996 г. № 17 // Законы города Москвы, 1994−1996. М., 1997. С. 133 — 147.
  36. Закон города Москвы «О Правительстве Москвы» от 26 февраля 1997 г. № 5 // Законы города Москвы 1997. М., 1998. С. 7−33.
  37. Закон города Москвы «О статусе депутата Московской городской Думы» от 13 июля 1994 г. № 14−60 (с изменениями от 1 октября 1997 г. № 38 и от 3 декабря 1997 г. № 58) // Законы города Москвы 1997. М., 1998. С. 461 -472.
  38. Закон города Москвы «О порядке внесения рассмотрения депутатского запроса» от 22 ноября 1995 г. № 24 // Законы города Москвы 1994−1996.-М., 1997. С. 93−94.
  39. Закон города Москвы «Регламент Московской городской Думы» от 11 февраля 1998 г. № 4 // Законы города Москвы 1997. М., 1998. С. 10−55.
  40. Закон города Москвы «О государственной службе города Москвы» от 29 октября 1997 года № 43 // Законы города Москвы 1997. М., 1997. С. 33−63.
  41. Закон города Москвы «О районной Управе в городе Москве» от 11 сентября 1996 г. № 28−91 // Законы города Москвы 1994−1996. М., 1997. С. 148- 172.
  42. Закон города Москвы «О территориальном общественном самоуправлении в городе Москве» от 10 июля 1996 г. № 26−77 // Законы города Москвы 1994−1996. М., 1997. С. 173 — 184.
  43. Закон города Москвы «О территориальном делении города Москвы» от 5 июля 1995 г. № 13−47 (с изменениями и дополнениями от 16 июля 1997 г. № 32 и от 9 сентября 1998 г № 20) // Законы города Москвы 1997. М., 1998. С. 290−323.
  44. Закон города Москвы «О законодательных актах города Москвы» от 14 декабря 1994 г. № 22 // Законы города Москвы 1994−1996. М., 1997. С. 258−272.
  45. Закон города Москвы от 7 июля 1999 года № 22 «О выборах депутатов Московской городской Думы, Мэра и Вице-мэра Москвы и советников районного Собрания в городе Москве». М.: Ведомости Московской городской Думы, 1999, специальный выпуск. — 86 с.
  46. Закон города Москвы от 23 апреля 2003 года № 23 «О Московской городской избирательной комиссии» — М.: Ведомости Московской городской Думы, 2003, № 5. 21 с.
  47. Закон города Москвы от 11 июня 2003 года № 36 «Избирательный кодекс города Москвы" — М.: Вестник Мэра и Правительства Москвы, 2003, № 41.-167 с.
  48. Избирательный кодекс Вологодской области. Вологда: Избирательная комиссия Вологодской области, 2002. — 148 с.
  49. Монографии, учебники, учебные пособия
  50. А.С. Избирательная власть. М.: Права человека, 2002. -88 с.
  51. А.С. Правовые и финансовые основы местного самоуправления в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: МЗ ПРЕСС, 2002.-79 с.
  52. Н.А. Особенности правового положения ГАС «Выборы» как одной из разновидностей информационных систем России. Сб. трудов IX международной конференции информатизации правоохранительных систем. М.: Академия управления МВД России, 2000. — 15 с.
  53. С.А. Избирательные комиссии: система, правовой статус, порядок формирования. Минск, 2001. — 28 с.
  54. П.А. Избирательное право России: современное состояние и перспективы развития. Орел: Изд-во ОРАГС, 1999. — 67 с.
  55. Г. В. Новое государство: поиски, иллюзии, возможности. -М.: «Славянский диалог», 1996. 223 с.
  56. Р.Т. Некоторые теоретические проблемы совершенствования избирательной системы Российской Федерации // Правовые вопросы российской государственности: Сб. научн. тр. М.: 2002. С. 71−75.
  57. С.В., Ланин В. Г., Мешков П. Я., Панарин И. Н. Интернет и выборы. М.: РЦОИТ, 2002. — 96 с.
  58. A.M. Россия Город — Власть: (Москва, факты, поиск, проблемы, становление). — М.: СП АОЗТ «Контакт РЛ». 1995. — 280 с.
  59. В.И., Павлушкин А. В., Постников А. Е. Законодательные органы субъектов Российской Федерации: правовые вопросы формирования, компетенции и организационной работы. Учебное пособие. М.: Городец -издательство, 2001. -284 с.
  60. Ю.А. Политическая реформа и избирательный процесс. Институт государства и права РАН.- М., 1995. — 91 с.
  61. А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. М.: Издательство «Весь Мир», 1997. — 184 с.
  62. О.Н. Проблемы правового регулирования отношений в области использования, эксплуатации и развития Государственной автоматизированной системы «Выборы». М.: Весь Мир, 2002. — 192 с.
  63. Выборы в Российской Федерации/ Альхименко В. В., Васильев В. И., Веденеев Ю. А. и др.- под общ. Ред. Иванченко А. В. М.: ВЭЛТИ, 1998. -143 с.
  64. Выборы: Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации // Арсентьев В. Б., Баранов С. Д., Бутырин Г. Н. М.: ЗАО «Московские учебники — СиДиПресс», 2001. — 200 с.
  65. Выборы и власть: Словарь-справочник избирателя // Халипов В. Ф., Халипова Е. В., Шишкин А. Н. М.: Совершенство, 1999. — 376 с.
  66. А.Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. М., 1999. — 46 с.
  67. Н.И. Система государственного управления. Учебник. -М.: ЮНИТИ, 2002. 551 с.
  68. Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»: Разработка. Использование в избирательных кампаниях 1995−2001 годов. Перспективы развития / Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. М., 2002. — 208 с.
  69. Ю.А., Комарова В. В. Референдум в системе народовластия. М.: Манускрипт, 1995. — 322 с.
  70. Ю.А., Журавлева И. А. Правовое регулирование выборов депутатов в представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. — М.: ОКТБ, 1999. 416 с.
  71. Р.В. Конституционное право: Учебник. 2-ое изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2002. — 492 с.
  72. М.В. Власть России: выборная и невыборная. М.: Чело-век&Карьера, 1999. — 85 с.
  73. В.В., Ищенко Е. П. Юридическая ответственность за нарушения избирательного законодательства. М.: РЦОИТ, 1999. — 88 с.
  74. Избирательная кампания: взгляд изнутри: Сборник статей / Институт развития избирательных систем. М.: Центр, 2002. — 72 с.
  75. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации /Под редакцией Иванченко А. В. М.: Издательство НОРМА. 1999. -856 с.
  76. Избирательные права и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации в решениях Верховного Суда Российской Федерации. В 2 т. М.: Издательство НОРМА, 2002. — 408 с.
  77. Е.П., Ищенко А. Е. Избирательные споры: возникновение, разрешение, предупреждение. М.: РЦОИТ, 2002. — 144 с.
  78. С.В., Козюк М. Н. Муниципальное правотворчество: научно-методическое пособие. М.: Формула права. 2000. — 112 с.
  79. Ю.Д., Писарев А. Н. Муниципальное право: Учебник. М.: Новый Юрист, 1998. — 218 с.
  80. С.Д. Российское избирательное право: Учебник. Владивосток: издательство Дальневосточного гос. ун-та, 2001. — 227 с.
  81. В.А. Система органов государственной власти Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Государственный университет управления, 2000. — 74 с.
  82. С., Мерлоу П. Руководство по освещению избирательных кампаний электронными СМИ в странах с режимом переходной демократии.-М., 1995.-51 с.
  83. Е.И. Конституционное (государственное) право России. -М., 1999.-314 с.
  84. В. Формы непосредственной демократии в России: Учебное пособие. М.: Изд-во «Ось-89», 1998. — 125 с.
  85. О.Е. Источники конституционного права Российской Федерации. М.: Юристъ, 2002. — 348 с.
  86. О.Е. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник / Кутафин О. Е., Фадеев В. И. 2-ое изд., перераб и доп. М.: Юристъ, 2003.-552 с.
  87. Л.Е. Российское самоуправление в контексте мирового опыта. М., 1998.-86 с.
  88. Д.А. Комитеты общественного самоуправления в России (1988−1993гг.). Серия «Библиотека местного самоуправления, выпуск 30. -М.: Московский общественный научный фонд- ЗАО «Первый печатный двор», 2000.-255 с.
  89. Э., Ламберт Д. Исследование мажоритарной и пропорциональной избирательных систем / Под ред. А. С. Шугаева. М.: Издательство иностр. лит., 1958. -29 с.
  90. М.Л. Некоторые проблемы правового регулирования конституционных принципов избирательного права // Конституционные чтения: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов: ПАГС, 2000. Вып.1. -16 с.
  91. Ю.М. Путь к эффективному государству: план преобразоы-вания системы государственной власти и управления в Российской Федерации. М.: Издательство МГУ, 2002. — 228 с.
  92. В.И. Законодательство о выборах: динамика развития // Правовая культура, электоральная активность и телевидение / Отв. ред. А.В. Иванченко- Научн. ред. Ю. А. Веденеев, В. В. Смирнов. М.: Студия «ВИ-КОН», 1996. С. 17−25.
  93. М.С. Правовое регулирование выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 1999. — 182 с.
  94. Местное самоуправление проблемы и решения / Сборник докладов участников научно-практической конференции Российской муниципальной академии (30.10.2003). -М.: Издательство Прима-Пресс-М, 2003. — 354 с.
  95. А.А. Выборы: от замысла до победы (предвыборная кампания в российском регионе). М.: Центр, 2003. — 301 с.
  96. Муниципальное право Российской Федерации: Учебник для вузов / Под редакцией Бондаря Н. С. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. -559 с.
  97. В.И. 1 И вопросов и ответов о выборах депутатов Московской городской Думы / Моск. Федерация профсоюзов. Учеб.-иссл. Центр. -М.: Типография Госснаба РФ. 1995. 50 с.
  98. Ю.А. Избирательная система России: 90 лет истории. М.: Манускрипт, 1996. — 632 с.
  99. JI.A. Непосредственная демократия и местное самоуправление в Российской Федерации. Монография. Алтайский государственный университет, 2000. — 129 с.
  100. JI.A. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления России. М.: ИНИОН РАН, 2000. — 92 с.
  101. Общая теория государства и права. Академичческий курс в двух томах. Отв. ред. проф. М. Н. Марченко. М., Издательство «Зерцало», 1998. -416с.
  102. И.А. Организация исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2001. — 25 1 с.
  103. А.И. Мегаполис как объект управления: анализ московского законодательства. М.: Изд-во РАГС, 1998. — 248 с.
  104. Н.В. Муниципальное право России. М.: Юриспруденция, 2000.-267 с.
  105. Н.В. Правовое регулирование основ и компетенции местного самоуправления в России. М.: Юриспруденция, 1999. — 312.
  106. А.Е. Избирательное право России. М.: Издательская группа ИНФРА. НОРМА, 1996. — 224 с.
  107. Права человека и выборы: Пособие по правовым, техническим аспектам и аспектам прав человека, связанным с проведением выборов / Центр по правам человека ООН. Женева, 1995. 43 с.
  108. Практика проведения демократических выборов в Московской области: Учебное пособие/ Бычков Г. И. и др. М.: Современные тетради, 1999.- 141 с.
  109. Проблемы преподавания конституционного и муниципального права / под ред. проф. Авакьяна С. А. М.: Изд-во МГУ, 1999. — 176 с.
  110. В.В. Народовластие в системе местного самоуправления. -СПб.: ИВЭСЭП, 1998. 118 с.
  111. В.В. Избирательное и референдумное право Российской Федерации/ Учебник. Орел: Издательство «Вариант В», 2001. — 282 с.
  112. Российская юридическая энциклопедия /Гл. редактор Сухарев А.Я.- М.: Издат. Дом ИНФРА-М, 1999. 1110 с.
  113. И.А. «Особенности преподавания спецкурса «Проблемы непосредственной демократии в Российской Федерации»/ Проблемы преподавания конституционного и муниципального права под ред. Проф. Авакьяна С. А. -М.: Изд-во МГУ, 1999. 176 с.
  114. Сыч С. Н. Муниципальное право: Учебно-методический комплекс для дистанционного обучения. Новосибирск: СибАГС, 2002. — 115 с.
  115. В.В. Вопросы организации местного управления и самоуправления. М.: Академия МВД России, 1996. — 214 с.
  116. В.В., Корнев А. В. Муниципальное городское право. Правовые и организационные основы деятельности органов местного самоуправления. М.: Формула права, 2000. — 304 с.
  117. В.В. Правовое регулирование деятельности управления муниципального округа в г. Москве (Анализ и перспективы). М.: «Анко», 1993.-98 с.
  118. В.В. Самоуправление в крупных городах. М.: Академия управления МВД России, 1999. — 141 с.
  119. Ю.Н., Яворский В. Ф. Выборы органов местного самоуправления: конституционно-правовой аспект. Харьков: Факт, 1998. — 158 с.
  120. Туманова J1.B. Вопросы защиты избирательного права/Тверской государственный университет. Тверь, 2001. — 409 с.
  121. Н.С., Амелин В. Н. «Хочешь стать депутатом? Стань им!» Монография. М.: Московское отделение Фонда развития парламентаризма в России», 1999.-398 с.
  122. Н.Н. Юридическая ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления (вопросы теории): Монография. — Благовещенск: ПКИ «Зея», 2000. 117 с.
  123. В.З. История государственного и муниципального управления России. Учебник. М.: РДЛ, 2001. — 256 с.
  124. B.C. Муниципальное право. М.: ИНФРА — М, 2001. — 183 с.
  125. В.Е. Государственное управление. Элементарный курс. -М.: Юристъ, 2002. 320 с.
  126. В.Е. Государственное и муниципальное управление: Учебник. М.: Юристъ, 2003. — 320 с.
  127. Н.Э. Основы избирательного права: Учебное пособие. -Иркутск, 1998.-98 с.
  128. Юридическая энциклопедия /Отв. редактор Б. Н. Топорнин. М.: Юристъ, 2001.- 1272 с.
  129. А.А. Практикум по избирательному праву иизбирательному процессу в Российской Федерации: ситуационные задачи, тексты, схемы / Московская государственная юридическая академия. М., 2002.-128 с. 1. Научные статьи
  130. С.А. Проблемы единства и самостоятельности институтов власти в России //Журнал Российского права. 1997, № 7. С. 15−21.
  131. М., Дмитриев Ю. Принципы избирательного права // Право и жизнь. 2000, № 28. С. 7- 12.
  132. Д.Б. Проведение собраний и конференций жителей Москвы //Конституционное и муниципальное право. 1998, № 1. С. 14−19.
  133. Р.А. Избирательная система в государствах с различной формой государственного правления // Право: теория и практика. 2002, № 9. С. 7−10.
  134. JT. Вокруг избирательных споров // Выборы: законодательство и технологии. 2000, № 1. С. 6 — 9.
  135. А.Н., Сивков С. И. Особенности правосубъектности избирателей в Российской Федерации.//Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. Хабаровск: ДВЮИ МВД России. 2001, № 1. С. 8−13.
  136. Н.В. Выборы органов представительной власти и роль избирательной системы // Гуманитарные науки. 1997, № 2. С. 16 22.
  137. В.В. Проблемы и пути совершенствования законодательства о выборах на федеральном и региональном уровне // Право и власть. 2001, № 1. С. 12−17.
  138. О.В. Совершенствование законодательства о муниципальных выборах // Право и власть. 2001, № 1. С. 4 10.
  139. О.В. Разграничение государственной власти и местного самоуправления: организационные и территориальные аспекты // Журнал Российского права. 2001, № 4. С. 15−21.
  140. Р.Т. Новый вклад в исследование актуальных проблем избирательного права России // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2002, № 9. С. 51−58.
  141. С.В. Избирательные информационные правоотношения // Право и власть. 2002, № 2. С. 100−106.
  142. В.И., Постников А. Е. Законодательное регулирование выборов глав администраций субъектов Федерации // Журнал Российского права. 1997, № 5. С. 21−28.
  143. В.И. Местное самоуправление: закон и практика // Журнал Российского права. 2001, № 8. С. 14 22.
  144. Ю.А., Князев С. Д. Избирательные правоотношения // Государство и право. 1999, № 5. С. 21 28.
  145. А.А. Международные избирательные стандарты // Международная жизнь. 2001, № 3. С. 19 29.
  146. А.А. Мы работаем на пересечении интересов различных политических сил. // «БОСС. Бизнес: организация, стратегия, системы». 2002, № 5. С. 8−16.
  147. А.А. Идеальной избирательной системы не существует // Регионы Центр. 2001. Сент. С. 3−6.
  148. А.А. Практика диктует новеллы. // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». М. 2001, № 3: С. 2- 9.
  149. А.А. Выборы наши тяжкие // Век.2001, № 45 (461). С. 12 -14.
  150. А.А. О стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах — участниках СНГ // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 2002, № 1. С. 55−59.
  151. А.А. Международно — правовые основы демократических выборов в Европе необходимо развивать и кодифицировать // Вестник Межпарламентской ассамблеи. 2002, № 3. С. 326 336.
  152. . Если не оправдал доверия. Избиратели должны иметь право отзыва выборных лиц // Российская Федерация сегодня. 2000, № 6. С. 23 29.
  153. Е.О. Территориальные основы местного самоуправления и опыт Москвы /Местное самоуправление в России. Сборник докладов участников III конференции Российской Муниципальной Академии. М.: Издательство Прима-Пресс-М, 2001. С. 408 (381−386).
  154. И.В. Уроки судебной практики // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». М. 2001, № 2. С. 32 41.
  155. И.В. Правосудие как способ разрешения юридических конфликтов в ходе выборов // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». 2003, № 1. стр. 101−113.
  156. И.Б. Выборы как способ кардинального улучшения качества власти // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». 2003, № 2. С. 21 -24.
  157. Т.В. Выборы и принципы избирательного права // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2001, № 5. С. 65−69.
  158. В.П., Петров А. В. Как же нам уйти от самых «бестолковых» выборов // Российская Федерация сегодня. 2000, № 24. С.61−63.
  159. И.С. Некоторые вопросы из опыта внедрения и эксплуатации ГАС «Выборы» // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». 2001, № 3. С. 39−48.
  160. И.С., Татарников В. А. Государственный проект автоматизации приобретает законодательное признание. // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». 2003, № 2. С. 4 8.
  161. Г. В. Информационные технологии политической борьбы в российских условиях // ПОЛИС: Политические исследования. 2000, № 4. С. 151 -156.
  162. Демократические традиции еще не привились на нашей почве: Интервью с Председателем Центральной избирательной комиссии Российской Федерации А. А. Вешняковым. // Политбюро. 2003, № 13. С. 68 -69.
  163. Е.А. Эксклюзия в сфере местного самоуправления // Научно-публицистический журнал «Регионология». 2001, № 1 (34). С. 320 323.
  164. Доклад Центральной избирательной комиссии «О развитии и совершенствовании законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2000, № 21. С. 56.
  165. Е.П. «К вопросу о формировании избирательных комиссий» // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2002, № 5. С. 8493.
  166. Н.Н. Становление избирательного права в России // Государство и право. 1998, № 3. С. 21 27.
  167. А.Н. Выборы в органы законодательной власти: предварительные итоги и территориальная специфика // Власть. 1998, № 2. С. 14−19.
  168. С.Е. Отзыв выборного лица: конституционно-правовые основы и политические последствия // Политический маркетинг. 2000, № 6. С. 18−29.
  169. O.K. О некоторых проблемах в избирательных кампаниях последних лет // Избирательная кампания: взгляд изнутри: Сб. ст. М., 2002. С. 3−12.
  170. О.Ю., Порфирьев А. И. Избирательная система: от смешанной к мажоритарной или пропорциональной // Конституционное и муниципальное право. 2002, № 3. С. 16−26.
  171. Т.Д. Проблема конституционного закрепления принципов избирательной системы Российской Федерации // Право и власть. 2001, № 1. С. 11 18.
  172. С.И. Особенности и перспективы развития местного самоуправления в Москве / Местное самоуправление в России. Сборник докладов участников III конференции Российской Муниципальной Академии. -М.: Издательство Прима-Пресс-М, 2001. С. 408 (37−40).
  173. А.В. По какому закону россияне будут голосовать на выборах и референдумах? // Известия высших учебных заведений. Сер. Правоведение. 2002, № 2. С. 33−42.
  174. А. Чтобы законодательство было системным // Выборы: законодательство и технологии. 2000, № 1. С. 28 39.
  175. В.Т. Выборы в России: конституционные функции, тенденции развития // Право и власть. 2001, № 1. С. 18 26.
  176. Д.Б. Кодификация избирательного права в Российской Федерации // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 1998, № 3. С. 48 -57.
  177. С.Д. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2000, № 20 (110). С. 64 76.
  178. С.Д. Предмет современного российского избирательного права // Государство и право. 2000, № 5. С. 31−40.
  179. С.Д. Правовой режим назначения выборов: состояние и перспективы развития // Право и политика. 2002, № 3. С 31−35.
  180. В. Референдум «за» и «против» // Человек и закон. 1991, № 2. С. 18−21.
  181. Т.А. Местное самоуправление — опыт города Москвы // Журнал Российского права. 2000, № 12. С. 29 — 34.
  182. Н.В. Проблемы конституционного регулирования институтов непосредственной демократии // Государственная власть и местное самоуправление. 2002, № 4. С. 2−10.
  183. В. Новеллы в институте референдума: (обзор законодательства) // Право и жизнь. 2002, № 50. С. 133−147.
  184. В.В. Народная правотворческая инициатива (история и практика регулирования в регионах) // Юрист, 1999. № 1. С. 34 46.
  185. В.В. Виды референдумов в современной России // Конституционное и муниципальное право. 2003, № 5. С. 29 35.
  186. B.C. Выборы Мэра Москвы // СОЦИС: Социологические исследования. 1993, № 4. С. 56 — 59.
  187. С.В. Отношение избирателей к выборам как проблема демократизации общества // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации».2002, № 3. С. 56−62.
  188. И.В. Избирательная практика и законодательство о выборах в субъектах Российской Федерации // Право и власть. 2002, № 3. С. 79- 83.
  189. З.К. К вопросу о единстве органов государственной и муниципальной власти // Журнал Российского права. 2000, № 12. С. 14 — 22.
  190. В.В. Теоретические основы нормативного правового регулирования организации и проведения выборов в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. Издательская группа «Юрист».2003, № 1.С. 13−15.
  191. А.А. Роль и место выборов и референдумов в процессе становления и развития правового демократического государства в России // Государственная власть и местное самоуправление. 2000, № 1. С. 38- 43.
  192. В.В. Нужен референдум по избирательной системе // Власть, 1997, № 12. С. 47−51.
  193. В. В. Исполнительная власть в избирательном процессе // Выборы: законодательство и технологии. 2000, № 1. С. 28 39.
  194. .А. Выборы: декларация и действительность (Некоторые проблемы избирательного права в современной России) // Конституционное и муниципальное право. 2003, № 5. С. 20 29.
  195. М.Н. Референдум как форма непосредственной демократии // Вестник Московского государственного университета. 1991. № 6. С. 16−25.
  196. М.С. Проблемы защиты чести и достоинства граждан в избирательном процессе // Право и власть. 2001, № 1. С. 12−21.
  197. Г. Избирательное право: в 2 ч.: Историческая и общая части. М., 1905−1906. -467 с. 210. «МЕСТНАЯ ВЛАСТЬ» Всероссийский журнал органов местного самоуправления. — Ростов-на-Дону, 2001. № 2. С. 16 — 24.
  198. Н.М. Некоторые меры против использования административного ресурса на выборах // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». 2003, № 1. С. 12−14.
  199. Г. М. Особенности избирательных систем // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации». 2003, № 1. С. 53 — 55.
  200. О. Электоральное поведение и политические предпочтения московской молодежи // Бизнес и политика. 1996, № 4. С. 15 22.
  201. Л.А. Непосредственная демократия в системе местного самоуправления институт конституционного права России // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. Право. 2001, № 1. С. 31 — 39.
  202. В.А. О принципах проведения выборов в РФ // Совершенствование системы государственного и муниципального управления в РФ и ее регионах: Сборник тезисов итоговой научно-методической конференции СЗАГС 2001. СПб., 2002. С.61−64.
  203. Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. 2000, № 7/8. С. 17- 20.
  204. Н.В. Концепции местного самоуправления // Местное право. 2000, № 10. С. 8 16.
  205. О.В. Российское законодательство о финансировании выборов // Вестник Центральной избирательной комиссии РФ. 2001, № 9. С. 43−48.
  206. О.В. Проблемы становления местного самоуправления в Москве /Местное самоуправление в России. Сборник докладов участников III конференции Российской Муниципальной Академии. М.: Издательство Прима-Пресс-М, 2001. С. 408 (404−408).
  207. Д.А. Можно ли считать современные российские ТОСы и КОСы аналогами «соседств» в США? // Материалы научно-практической конференции «10 лет реформы городского самоуправления в Москве» 25 октября 2001 г. -М.: МГФ «Знание», 2002. С. 55 59.
  208. Т. Территориальная община в Москве // Российская Федерация. 1996, № 2. С. 29 36.
  209. М. Муниципальные выборы: общее и особенное // Российская Федерация сегодня. 2000, № 5. С. 34 39.
  210. А.А. Прекращение полномочий выборных лиц публичной власти как мера юридической ответственности // Журнал Российского права. 2002, № 7. С. 27−35.
  211. С.И. Юридические гарантии правомерной реализации избирательных прав и обязанностей личности в Российской Федерации // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2001. № 1.С. 14−19.
  212. Н. Кто и как побеждает на выборах // Муниципальная жизнь. 2000, № 3. С. 49.
  213. И.А. Всенародные обсуждения: правовые возможности и практика // Вестник Моск. у-та. Серия 11, Право. 1998, № 1. С. 44 49.
  214. В.В. Территориальные основы формирования и развития городов // Местное самоуправление — проблемы и решения. — М.: Издательство Прима-Пресс-М, 2003.-354 с. (91−108 е.).
  215. В.В. Понятие и правовой статус городов // Вестник Академии. Научный журнал. М.: Московская академия предпринимательства при Правительстве Москвы. 2003, № 1−2. С. 96 — 103-
  216. А.В. Конституционные проблемы реформирования российской избирательной системы // Право и власть. 2001, № 1. С. 32 -41.
  217. М.В., Ипатова Т. В., Зюбанов В. П. Избирательным спорам -компетентное рассмотрение // Журнал о выборах. Приложение к журналу «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации», 2001. № 2. С. 52−54.
  218. В. Очередная кампания по перестройке не нужна // ВЫБОРЫ. Законодательство и технологии. 2002, № 6−7. С. 20- 25.
  219. Н.С. В перспективе 2000 года: Выборы Московской городской Думы второго созыва // На рубеже веков. 1998, № 1 (январь-март). С. 23 -33.
  220. Н.Н. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством: новые подходы к старой проблеме // Местное самоуправление проблемы и решения. — М.: Издательство Прима-Пресс-М, 2003.-354 с. (136−144 с.)
  221. В. Законы, по которым мы выбираем. Простые решения сложных проблем часто оказываются неправильными // Независимая газета. 2000. 8 июня.
  222. А., Юркова С. Муниципальные выборы // Городское управление. 1996, № 1. С. 40 43.
  223. А.А. Субъективное избирательное право по действующему законодательству Российской Федерации // Российский юридический журнал. 2000, № 3. С. 18−26.
  224. И. Местные выборы: проекция в будущее // Россия: Экономика, политика. 1995, № 1. С. 73 76.
  225. .М. Избирательный процесс и уголовный закон // Выборы и референдумы. 1998, № У2. С. 2 21.
  226. Stephen White. The Elections to the URRS Congress of People’s Deputies March. 1989. Electoral Studies. Vol. 9. № 1, March 1990. P. 52.
  227. Darrel Slider. The Soviet Union/Special Issue: Elections in Eastern Europe. Electoral Studies. Vol. 9 № 4. December 1990. P. 64.
  228. Диссертации и авторефераты
  229. Н.А. Организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с избирательными комиссиями. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М.: 2001. -177 с.
  230. Н.М. Политико-правовые основы реализации избирательных прав граждан в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 23.00.02. Н. Новгород: 2001. -208 с.
  231. П.А. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.01. Саратов: 1998. — 235 с.
  232. С.В. Правовое регулирование участия средств массовой информации в избирательном процессе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М.: 2002. — 198 с.
  233. И.Б. Основные права и обязанности государств в избирательном процессе. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.10. М.: 2002. — 21 с.
  234. А.А. Избирательные стандарты в международном праве и их реализация в законодательстве Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.10. М.: 1997.-170 с.
  235. И.В. Местное самоуправление в Российской Федерации: от идее к практике: (Конституционно-правовой аспект). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.02. Екатеринбург: 1998. 276 с.
  236. Т.В. Принципы выборов в органы государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02.-Тюмень: 2003.-21 с.
  237. В.П. Конституционно-правовые аспекты совершенствования избирательной системы в Российской Федерации на современном этапе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. -М., 2000.- 182 с.
  238. Е.В. Реализация избирательных прав граждан в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 23.00.02. М., 2003. — 23 с.
  239. .П. Система органов государственной власти в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.02. М.: 1998. — 323 с.
  240. В.П. Избирательные права граждан Российской Федерации и роль органов внутренних дел в их реализации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М.: 2001. — 215 с.
  241. И.В. Участие органов исполнительной власти в законодательном процессе в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М., 2001.-25 с.
  242. Ю.В. Правовые основы и организация взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. Саратов: 2002. — 177 с.
  243. С.В. Использование современных избирательных технологий в региональном политическом процессе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук: 23.00.02. Н. Новгород: 1999.-192 с. I
  244. С.Д. Избирательное право в правовой системе Российской Федерации: (Проблемы теории и практики). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.02. Владивосток: 1999. -507 с.
  245. О.В. Избирательная кампания в современном российском регионе: (На примере Приморского края). Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук: 23.00.01. Владивосток: 1999. -200 с.
  246. Т.А. Правое регулирование муниципальных отношений в городе Москве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М.: 2001. — 26 с.
  247. В.В. Референдум в системе народовластия в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М.: 1995. — 198 с.
  248. К.В. Субъекты избирательного процесса в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М.: 2000.-278 с.
  249. М.Н. Проблемы правового регулирования муниципальных выборов в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. СПб.: 2002. — 188 с.
  250. А.Н. Взаимодействие законодательной и исполнительной власти в условиях формирования российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук: 23.00.02. -Тула: 2000.- 152 с.
  251. М.Л. Правовое регулирование участия политических партий в избирательном процессе в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02.- М.: 2003. -23 с.
  252. В.Ю. Конституционно-правовой статус глав администраций субъектов Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М.: 2001. — 176 с.
  253. Е.В. Правовое положение избирательной комиссии субъекта Российской Федерации: по материалам Санкт-Петербурга и Северо-Запада. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. СПб., 2000. -22 с.
  254. М.В. Избирательный процесс в Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02.- Волгоград: 1999.-201 с.
  255. М.С. Проблемы правового регулирования выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. -М.: 1998.- 172 с.
  256. Н.М. Исторический опыт функционирования советской избирательной системы, 1936−1985. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 07.00.02. М.: 2001. — 248 с.
  257. В.В. Влияние избирательной системы на процесс трансформации общества и опыт Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политологических наук: 23.00.02. М.: 2000. — 246 с.
  258. Л.А. Институты непосредственной демократии в системе местного самоуправления (проблемы теории и практики). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М., 2001.-24 с.
  259. Н.В. Теоретико правовые проблемы основ местного самоуправления в России. Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.02. — М.: 2001. — 335 с.
  260. А. А. Становление и развитие избирательного права в Таджикистане. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.01. М.: 2002. — 18 с.
  261. С. И. Конституционно-правовой статус личности как субъекта избирательного права в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. -М.: 2002. 29 с.
  262. А.А. Избирательные системы России: (Проблемы теории и практики). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. СПб.: 1998.-240 с.
  263. А.П. Правонарушения в избирательной системе субъекта Российской Федерации: (Конституционно-правовое исследование). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.02. -Екатеринбург: 2000. 339 с.
  264. А.Г. Организационно-правовое обеспече-ние территориального общественного самоуправления в законодательстве Российской Федерации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. СПб.: 2000. -207 с.
  265. П.А. Конституционно-правовой статус органов местного самоуправления. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. СПб.: 2001.- 188 с.
  266. Г. В. Политическая культура электората современного российского региона. Диссертация на соискание ученой степени доктора политологических наук: 23.00.02. М.: 1997. -445 с.
  267. Д.В. Непосредственная демократия в Российской Федерации и роль органов внутренних дел в ее реализации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. М.: 2001.- 198 с.
  268. Е.Н. Государственная власть и местное самоуправление: (Историко-правовой анализ). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук: 12.00.01. СПб.: 1997.— 331 с.
  269. С.В. Принципы избирательного права и их реализация в условиях формирования новой российской государственности. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. Ростов-на-Дону: 1999.- 191 с.
  270. А.А. Конституционно-правовые основы участия молодежи в голосовании (выборах и референдумах). Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук: 12.00.02. -М.: 1997.-212 с.
Заполнить форму текущей работой