Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование социально-экономической политики в сфере потребительского рынка товаров и услуг: На примере г. Москвы

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в диссертации следующих основных задач: ¦ определить взаимосвязь экономических и социальных процессов в развитии крупного города и место потребительского рынка среди отраслей городского хозяйства, определяющих качество жизни населения городаобозначить основные приоритеты и принципы реализации социальной политики в сфере… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основы формирования социальноэкономической политики в сфере потребительского рынка и услуг
    • 1. 1. Взаимосвязь экономических и социальных процессов в развитии 9 крупного города
    • 1. 2. Место потребительского рынка в формировании качества жизни 23 населения
    • 1. 3. Приоритеты социальной политики в сфере потребительского 37 рынка товаров и услуг
  • Глава 2. Анализ развития потребительского рынка товаров и услуг крупного города (на примере г. Москвы)
    • 2. 1. Оценка состояния и тенденций развития потребительского рынка 48 крупного города
    • 2. 2. Анализ основных направлений социальной политики в сфере 71 потребительского рынка и услуг крупного города
    • 2. 3. Проблемы регулирования потребительского рынка товаров и 88 услуг
  • Глава 3. Научно-методические основы формирования социально- 102 экономической политики в сфере потребительского рынка товаров и услуг
    • 3. 1. Разработка методических рекомендаций по повышению 102 эффективности функционирования отдельных секторов потребительского рынка (общественного питания и бытового обслуживания населения)
    • 3. 2. Методические и научно-практические рекомендации по созданию 113 многофункциональных комплексных объектов социального назначения в сфере потребительского рынка и услуг

    3.3. Методические подходы к разработке дифференцированных 134 нормативов развития и размещения предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения по районам крупного города (на примере г. Москвы).

Формирование социально-экономической политики в сфере потребительского рынка товаров и услуг: На примере г. Москвы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Приоритетные стратегические цели и задачи социально-экономического развития любой административно-территориальной единицы (государства, региона, района, города) -повышение качества и уровня жизни населения, обеспечение высоких темпов экономического роста, создание потенциала для будущего развития — прямо или косвенно пересекается с проблемами развития потребительского рынка. Основная задача функционирования которогонасыщение потребностей населения в материальных благах и услугах потребительского назначения в соответствии с их доходами и потребительскими предпочтениями.

Потребительский рынок города Москвы функционирует как одна из составных частей единого комплекса городского хозяйства. В деятельности потребительского рынка, обеспечивающего сферу конечного потребления населением товаров и услуг, находят свое отражение социальные и экономические проблемы мегаполиса, численность населения которого, с учетом входящего миграционного потока, составляет свыше 12 млн. человек (около 8% численности населения России).

В условиях достаточно насыщенного потребительского рынка основными факторами, лимитирующими уровень потребления населением материальных благ и платных услуг, выступают платежеспособный спрос и ценовая доступность товаров и услуг для различных доходных групп населения. Поскольку механизмы рыночного саморегулирования могут быть эффективны лишь для покрытия платежеспособного спроса и удовлетворения потребностей социальных групп населения с высоким и средним уровнями доходов, в отношении малообеспеченных категорий населения органами государственной власти должны быть реализованы меры по перераспределению социальных благ и сформирована эффективная политика приоритетного развития социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания.

Разработка мероприятий по повышению социальной ориентации потребительского рынка связана с определением места этого сектора экономики в реализации социальной политики как совокупности целевых установок и мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на обеспечение реализации социальных прав граждан. Сущность социальной ориентации в развитии потребительского рынка и услуг состоит в ослаблении неравенства жителей города в доступе к товарам, услугам повседневного спроса.

Таким образом, эффективная социально-экономическая политика в сфере потребительского рынка и услуг должна являться составной частью социально-экономической политики города и быть направлена на повышение качества и уровня жизни, в том числе путем поддержания покупательской способности населения.

Именно эти обстоятельства и определили актуальность выбранной тематики диссертационного исследования.

Постановка проблемы. В экономической литературе вопросы развития потребительского рынка получили достаточно широкое рассмотрение. Отечественные ученые-экономисты, такие как М. И. Баканов, И. А. Бланк, А. В. Орлов, Б. А. Соловьев и другие, посвятили свои труды проблемам экономических отношений в сфере торговли и общественного питания, вопросы организации и управления торговли в регионе нашли отражение в работах В. Г. Бурмистрова, А. И. Гребнева, Т. И. Николаевой, JI.A. Полонской, М. М. Турияновой, а также в трудах зарубежных ученых: Ж. Жалле,.А. Крие, А. Лансестра и др. Вопросы теории и практики организации и регулирования развития отрасли бытового обслуживания населения нашли широкое отражение в работах таких известных российских ученых как В. Д. Балалов, З. Г. Белова, Н. В. Гуков, Л. И. Ерохина, Т. И. Корягина, Ш. М. Магомедов, Н. И. Москалева, А. Г. Новицкий, Н. А. Платонова, В. М. Рутгайзер, Л. Б. Сульповар, И. М. Шатаев, Я. С. Ядгаров и др.

Однако основная масса работ затрагивает социально-экономические аспекты функционирования отдельных секторов потребительского рынка: вопросы функционирования и развития отдельных отраслевых групп услугобеспечения социально-незащищенных слоев населения услугами бытового характераоптимизации территориального размещения и развития сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживаниярегулирования развития отдельных отраслей потребительского рынка региона и т. д. в этой связи возникает необходимость более серьезной проработки вопросов, связанных с формированием эффективной социально-экономической политики в сфере потребительского рынка и услуг, как единого комплекса городского хозяйства, направленного на удовлетворение повседневных потребностей основной массы населения в товарах и услугах.

Цель и задачи исследования

Целью данного диссертационного исследования является разработка методических и практических рекомендаций по формированию социально-экономической политики в сфере потребительского рынка, направленной на всестороннее удовлетворение потребностей в товарах и услугах повседневного спроса всех категорий населения города.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения в диссертации следующих основных задач: ¦ определить взаимосвязь экономических и социальных процессов в развитии крупного города и место потребительского рынка среди отраслей городского хозяйства, определяющих качество жизни населения городаобозначить основные приоритеты и принципы реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услугизучить современную структуру потребительского рынка крупного города и выявить степень развития его отдельных отраслей и сегментовпроанализировать основные направления реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услугвыявить основные проблемы регулирования потребительского рынка товаров и услуг крупного городаразработать рекомендации по формированию эффективной социально-экономической политики в сфере потребительского рынка и услуг крупного города.

В качестве объекта исследования выступают: потребительский рынок товаров и услуг города, отдельные социально-экономические категории граждан, в том числе малообеспеченные и льготные категории населения, субъекты хозяйствования и регулирования.

Предметом исследования являются организационно-экономические отношения, возникающие в процессе функционирования и регулирования потребительского рынка товаров и услуг, принципы и приоритеты социальной политики в сфере потребительского рынка.

Теоретической основой исследования послужили труды ведущих отечественных ученых, посвященные экономике города и вопросам формирования эффективной социально-экономической политики города, научные работы по проблемам местного и регионального регулирования потребительского рынка, законодательные акты Российской Федерации и субъектов РФ, относящиеся к предмету исследования.

В качестве инструментов исследования использовались, методы экономико-статистического и логического анализа, маркетингового анализа, методы сравнения и группировок, экспертных оценок, социологического опроса, научной экстраполяции, диалектический метод познания.

Информационную базу исследования составили данные государственной статистики РФ и муниципальной статистики, материалы проведенных и обработанных автором обследований потребителей и предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения, отчеты и публикации различных научных, учебных организаций и учреждений и отдельных исследователей.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и научно-практических рекомендаций по формированию эффективной социально-экономической политики в сфере потребительского рынка товаров и услуг крупного города.

На защиту выносятся следующие элементы научной новизны: уточнено определение потребительского рынка как категории, определяющей качество жизни населения города, предложена общая схема формирования городского потребительского рынкасформулированы основные принципы и приоритеты реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг, как составной части социальной политики крупного городаопределены стратегические цели и критерии регулирования развития потребительского рынка крупного городапредложены методические и научно-практические подходы по формированию системы организации бытового обслуживания малообеспеченных граждан и льготных категорий населенияразработаны практические рекомендации по созданию типовых многофункциональных комплексных объектов социального назначения «социальных модулей» в сфере потребительского рынка и услугразработаны методические подходы к формированию диффенцированных нормативов развития и размещения предприятий общественного питания и бытового обслуживания населения по районам города.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные методические положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций и могут быть использованы городскими органами управления и субъектами регулирования потребительского рынка и услуг для формирования условий реализации социально-экономической политики в сфере потребительского рынка и обеспечения его сбалансированного развития.

Апробация результатов исследования. Основные положения диссертации были доложены, обсуждены и получили положительную оценку на научно-практических и методических конференциях Московского государственного университета сервиса (г. Москва) в 20 032 005 г. г.

Ряд методических и практических рекомендаций автора применяется в работе Департамента потребительского рынка и услуг Правительства Москвы, а также префектуры Западного административного округа г. Москвы.

Результаты проведенных исследований используются также в учебном процессе в Московском государственном университет сервиса при чтении курсов «Организация и планирование оказания услуг в регионе», «Экономика отраслей социальной сферы» и «Региональная экономика».

1 .ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА И УСЛУГ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы и предложены и даны следующие рекомендации.

1. Можно выделить две главные целевые установки в развитии любого крупного города. Первая из них — экономическая — состоит в обеспечение его вклада в развитие народного хозяйства. Вторая.

• вытекает из его социальной сущности и состоит в обеспечении необходимого качества жизни населения. В решении второй задачи большая роль принадлежит сфере услуг в целом и потребительскому рынку в частности, т.к. их развитие непосредственно влияет на показатели уровня жизни, образа жизни и состояния здоровья населения.

Таким образом, необходимым условием для проведения активной социально — экономической политики города является изучение уровня и качества жизни населения, его материального благосостояния. Резкая.

• дифференциация большинства компонентов уровня жизни в крупных городах обострила проблему расслоения населения по уровню доходов и материальному обеспечению. К числу основных параметров качества жизни горожан, на наш взгляд, необходимо отнести, прежде всего, факторы здоровья населения, уровня медицинского обслуживания,.

• обеспеченность жильем, важнейшими продуктами питания и социально-значимыми услугами, как составляющие уровня и образа жизни населения.

Многие аспекты качества жизни населения представлены, в том числе и уровнем развития городского потребительского рынка.

Механизм формирования и функционирования потребительского рынка региона представляется как взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сфере производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихся на данной территории. Функционирование регионального потребительского рынка определяется связями между потребностями населения региона и производством, спросом и предложением на региональном рынке товаров и услуг, дифференциацией доходов и характером потребления, уровнем и структурой потребления, текущим потреблением и накоплением, обобществленной и индивидуализированной формой потребления, и др.

2. Проведенный анализ работ, посвященных экономике города, развитию потребительского рынка позволил сделать вывод об отсутствии единства в определении потребительского рынка как экономической категории. Употребление термина — потребительский рынок, — связывают в первую очередь исключительно с торговлей. Однако, по нашему мнению, это не так, и потребительский рынокболее широкое понятие, которое можно рассматривать через призму разных точек зрения.

• Во-первых, по своей экономической сущности потребительский рынок — это совокупность высоколокализованных социальноэкономических процессов и отношений в сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально — административного образования, с учетом.

• адекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия административно-хозяйственных решений. Следовательно, потребительский рынок можно рассматривать, как основную составляющую структуры экономики региона (крупного города), где часть валового внутреннего регионального продукта покупается или приобретается иным способом потребителями региона для личного потребления. Опелируя к термину «личное потребление» можно отметить, что личное потребление — это использование населением потребительских благ в материально-вещественной форме, а также в форме личных услуг для удовлетворения физических, социальных, духовных и интеллектуальных потребностей человека (в пище, одежде, жилье, образовании, здравоохранении, культуре, отдыхе и т. д.). Таким образом, вся экономическая деятельность по созданию тех или иных товаров, благ или услуг направлена на удовлетворение каких-либо потребностей. С позиции обеспечения реализации гарантий социальной защиты населения, в части доступности товаров и услуг для всех социально-экономических категорий населения потребление можно разделить на две группы: потребление на платной основе и на бесплатной основе. Бесплатное потребление обеспечивается в основном за счет бюджетных средств и направлено на поддержание необходимого уровня жизнедеятельности малообеспеченных и социально-незащищенных категорий населения. Платное потребление обеспечивается за счет эффективности функционирования рынка товаров и услуг.

Таким образом, с точки зрения экономических и социальных категорий потребительский рынок, на наш взгляд, охватывает все сферы потребления.

Во-вторых, с точки зрения критериев однородности сферы обслуживания, как совокупности отраслей народного хозяйства, потребительский рынок можно рассматривать как структуру образованную тремя крупными сегментами:

— рынком продовольственных товаров;

— рынком непродовольственных товароврынком потребительских услуг, включающим общественное питание и бытовое обслуживание населения.

Роль потребительского рынка в формировании качества жизни определяется фактором покупательной способности населения города. В этой связи неравнозначны и отрасли, входящие в его состав.

Ранжирование значимости и очередности удовлетворения той или иной.

• потребности во многом зависит от социальной принадлежности, доходности, стиля жизни конкретного потребителя, а также ряда других факторов. Платежеспособный спрос населения региона характеризуется величиной денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг.

Механизмы рыночного саморегулирования эффективны для ^ покрытия верхней части платежеспособного спроса населения, удовлетворения потребностей тех социальных групп, которые имеют высокий и выше среднего уровень доходов. В отношении малообеспеченных категорий населения органами государственной власти должны быть реализованы меры по перераспределению социальных благ и сформирована эффективная политика приоритетного развития социально ориентированной сети торгового и бытового обслуживания. Сущность социальной ориентации в развитии ф потребительского рынка и услуг состоит в ослаблении неравенства жителей города в доступе к товарам, услугам повседневного спроса.

3. Разработка мероприятий по повышению социальной ориентации потребительского рынка связана с определением места этого сектора экономики в реализации социальной политики как совокупности.

• целевых установок и мероприятий органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на обеспечение реализации социальных прав граждан. Как уже было отмечено, к ним, в частности, относится право иметь уровень жизни, включая питание и одежду, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния граждан и их семей. Это право обеспечивается деятельностью потребительского рынка и услуг. Хотя потребительский рынок не является ведущей.

• системой по отношению к реализации социальной политике в городе, именно этот сектор народного хозяйства может и должен сыграть важную роль в снижении социально-экономического неравенства Ш населения:

— за счет участия в формировании соответствующих социальных целей и нормативных показателей;

— путем осуществления мероприятий по достижению этих целей в рамках потребительского рынка и услуг.

Принципы и приоритеты социальной политики в сфере.

• потребительского рынка, на наш взгляд, должны состоять в том, чтобы не допустить снижение реального уровня жизни вследствие осуществления мероприятий экономической политики, в том числе путем поддержания прожиточного минимума и покупательской способности населения.

Главная цель социальной политики в сфере потребительского рынка состоит в обеспечении жителей и гостей города определенным объемом социальных благ в соответствии с приоритетами и #-' установленными нормативами (индикативными показателями) на данный период времени.

Исходя из этого общими задачами социальной политики, на наш взгляд, являются:

— определение категорий граждан, являющихся объектами.

• социальной политики;

— разработка социальных норм (минимального набора товаров и услуг);

— введение социального мониторинга для оценки степени достижения социальных нормативов;

— реализация мер по регулированию уровня социальной обеспеченности объектов социальной политики в сфере.

• потребительского рынка;

— формирование социально-ориентированной подсистемы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей ценовую и территориальную доступность товаров и услуг для объектов социальной политики;

— оценка эффективности и корректировка социальной политики.

Конкретные задачи и мероприятия социальная политик в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы включают: расширение рынка и повышения качества предоставляемых социальных услуг в целях обеспечения свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидиарными социальными услугамиобеспечения государственного мониторинга и контроля качества предоставляемых социальных услугповышение уровня гарантированного обслуживания малообеспеченных категорий населения города и создание экономических условий, позволяющих таким гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребленияпереход в долгосрочной перспективе на адресное предоставление социальной помощи лишь тем жителям, фактическое потребление которых находится ниже прожиточного минимумасоздание высокотехнологичной сети предприятий на потребительском рынке, реализующих товары и услуги по ценам ниже среднестатистических и предоставляющих дополнительные скидки малообеспеченным категориям населенияповышение эффективности и рациональности использования бюджетных средств города Москвы и иных городских ресурсов при реализации социальных программ на потребительском рынкесовершенствование нормативно-правовой базы по обслуживанию малообеспеченных категорий населения.

4. На сегодняшний день Московская региональная система торгового и бытового обслуживания является крупнейшей в России. Удельный вес Москвы в объемных показателях розничного товарооборота Российской Федерации составляет 28%, реализации бытовых услуг — 17%. В городе функционирует (по состоянию на 01.01.2004 г.) 42,2 тыс. предприятий (торговли — 27,1- общественного питания — 8,9 и бытового обслуживания — 6,4 тысячи), 135 рынков, 22 тыс. объектов мелкорозничной сети. В сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг занято 1,3 млн. человек или каждый четвертый, работающий в городском хозяйстве Москвы.

По сравнению с началом 90-х годов емкость сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания значительно увеличивать, повысились показатели обеспеченности. Обеспеченность населения в расчете на 1000 жителей составляет: в розничной торговле более 502 кв. м торговых площадей, в общественном питании — 44,4 посадочных мест, в бытовом обслуживании — 7 рабочих мест.

В структуре оборота отраслей потребительского рынка города более 93% составляет оборот розничной торговли, товарооборот общественного питания — около 4%, объем реализации бытовых услугменее 3%.

За 2003 год по отрасли «Торговля и общественное питание» налоговые поступления в городской бюджет составили 28 848,1 млрд руб., Доля предприятий торговли и общественного питания в доходах городского бюджета составляет порядка 17,4%.

В системе потребительского рынка и услуг одним из.

• приоритетных направлений развития является малое предпринимательство. Малые предприятия торговли, общественного питания и услуг сегодня обеспечивают в целом по городу почти 60% товарооборота торговли и общественного питания, 73% объема бытовых услуг. Вклад в городскую казну малых предприятий составляет 15,3%.

Однако современное состояние потребительского рынка и услуг.

• свидетельствуют также о наличии ряда серьезных проблем в равной степени актуальных как для доходных, так и для малообеспеченных групп населения требующих своего решения в ближайшей перспективе. На фоне роста по сравнению с дореформенным периодом в семьях москвичей среднедушевого потребления большинства основных продуктов питания и уровня обеспеченности горожан в расчете на 1000 жителей основными потребительскими товарами длительного пользования (телевизоры, холодильники, стиральные машины и т. д.).

• имеет место замедление, а в ряде случаев и заметное снижение уровней среднедушевого потребления услуг общественного питания и бытового обслуживания.

При очевидном замедлении темпов инфляции на потребительском рынке в последние годы, ее уровень остается еще достаточно.

• значительным. Сводный индекс потребительских цен на товары и услуги в Москве в 2003 году составил 113,0%. Имеет место существенная (до 15−20%) дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости, по территориям административных округов города.

При высоких темпах развития сети предприятий потребительского рынка и услуг, достигнутый уровень обеспеченности населения.

• площадями торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения в Москве еще заметно отстает от нормативных показателей.

Это свидетельствует о необходимости интенсивного роста емкости сети.

• объектов потребительского рынка в городе в ближайшей перспективе и наличии значительного потенциала для такого роста.

Сложившееся размещение объектов потребительского рынка в Москве не полностью отвечает потребностям населения. Органы территориального и городского управления не реализуют в полной мере свои функции по сохранению профиля социально значимых объектов,.

• расположенных в пределах пешеходной доступности. В новых районах города ощущается дефицит стационарной сети торгового и бытового обслуживания, точек общественного питания. Недостаточно развивается сеть небольших магазинов предприятий общественного питания и бытового обслуживания в местах массового проживания москвичей.

Таким образом, общей стратегической задачей для всех секторов потребительского рынка является обеспечение качества и безопасности товаров и услуги их ценовой и территориальной доступности для всех.

• социально — экономических категорий населения.

Социальная политика Правительства Москвы в сфере потребительского рынка реализуется через создание благоприятного предпринимательского климата, решение вопросов продовольственной безопасности региона, защиту продовольственного рынка от.

• некачественной, фальсифицированной продукции и целый ряд других функций. Вместе с тем все механизмы работы городского хозяйства должны быть направлены на социальную защиту, в первую очередь, малообеспеченных категорий населения.

5. Общими концептуальными задачами регулирования развития потребительского рынка города на сегодняшний день являются:

— обеспечение в сфере потребительского рынка и услуг баланса.

• интересов и защиты прав потребителей, предпринимателей и государства на основе совершенствования правового регулирования, форм и методов координации и контроля, а также развития механизмов саморегулирования рынка;

— формирование оптимального размещения сети предприятий торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, обеспечивающего территориальную доступность товаров и услуг во всех районах города на уровне, не ниже принятых градостроительных и социальных стандартов (нормативов) обслуживания;

— формирование социально ориентированной системы торгового и бытового обслуживания, обеспечивающей (экономическую) ценовую доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения;

— развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг: новое строительство, реконструкция и модернизация объектов в соответствии с градостроительными схемами и планировками и новейшими научно-техническими достижениями в организации торговли, общественного питания и бытовых услуг, а также их логистики;

— развитие механизмов и инструментов предпринимательской, инвестиционной и инновационной деятельности.

6. Эффективный современный механизм регулирования развития потребительского рынка города можно рассматривать в структуре, состоящей из взаимосвязанных подсистем: блока управления текущей деятельностью и блока стратегического управления.

В данном механизме можно выделить значительное число регуляторов, каждый из которых является его определенной подсистемой: организационный механизм, экономический, финансовый, бюджетный, налоговый, правовой, мотивационный. Но вместе с тем они очень тесно взаимосвязаны между собой, взаимодополняют и взаимообуславливают друг друга и составляют сложную интеграционную совокупность. Регулирование и совершенствование одного из них вызывает заметные подвижки в другом или целую.

• реакцию во всей системе регулирования отраслевого развития.

К числу базовых функций необходимо отнести функцию «исследования», занимающую значительное место и играющую активную роль в изучении, анализе, отслеживании и предвосхищении разнообразных социально — экономических процессов и тенденций развития города и его отдельных территориальных образований,.

• оказывающих существенное влияние на эффективность развития отраслей потребительского рынка.

К основным методам регулирования следует также отнести и некоторые специфические методы, свойственные только прогрессивному механизму регулирования, такие как программно-целевые и модельно-прогнозные, обеспечивающие ускоренное развитие данных отраслей городского хозяйства.

Формы воздействия на процесс функционирования.

• потребительского рынка весьма разнообразны и включают: бюджетные, налоговые, законодательные, ресурсные, рыночные, информационные, административные и др., а также их разновидности и различные сочетания и комбинации.

К числу ключевых инструментов механизма регулирования.

• потребительского рынка города нужно отнести следующие: управление финансами, маркетинговые исследования отраслевых рынков, грамотное управление объектами недвижимости, разнообразные меры по всесторонней поддержке частного сектора, и прежде всего малого бизнеса, повышение образовательного и квалификационного уровня руководителей и сотрудников предприятий и организаций, действующих на потребительском рынке.

• В дополнение к различного рода способам и инструментам воздействия в данном механизме должна быть предусмотрена разработка и ввод в действие разнообразных элементов регулирующего и стимулирующего характера, среди которых наибольшую ценность имеют городской заказ, кредиты, льготы, различные виды поддержки и помощи, способствующие выживанию, становлению и развитию приоритетных, с точки зрения социальной значимости видов услуг и обслуживания населения. Вместе с тем важны и нужны административные регуляторы, например, цен на социально значимые товары и услуги, проработка механизма добровольной сертификации и экспертизы безопасности и качества товаров и услуг.

Таким образом, совершенствование механизма регулирования развития потребительского рынка — это не разовые преобразования отдельных элементов регулирования, а непрерывный динамичный процесс решения проблем и задач комплексного развития его отраслей.

7. Доминирующее развитие торговли по отношению к остальным секторам потребительского рынка (общественному питанию и бытовому обслуживанию населения) требует более пристального внимания к регулированию развития данных отраслей городского хозяйства. И в первую очередь к формированию социально ориентированной системы их развития, доступности социально-значимых бытовых услуг и услуг общественного питания для малообеспеченных и льготных категорий населения.

С точки зрения решения задачи формирования эффективной системы организации бытового обслуживания малообеспеченных и льготных категорий населения, объективно необходимым, на наш взгляд является реализация следующего комплекса мероприятий: поддержка со стороны города предприятий бытового обслуживания, предоставляющих услуги малообеспеченным категориям граждан по льготным ценаморганизация в центрах социальной зашиты населения и социально-жилых домах подразделений (предприятий) бытового обслуживания по оказанию необходимого перечня бытовых услуг: ремонт обуви и одежды, услуги парикмахерских, прием одежды в химическую чистку и стирку и т. д.- контроль за созданием в новых жилых районах предприятий, оказывающих социально значимые услуги, в том числе: ремонт одежды, обуви, стирка белья и чистка одежды, услуги парикмахерских, мастерских по ремонту холодильников, телевизоров, стиральных машин и т. д. первоочередное выделение нежилых помещений для создания предприятий бытового обслуживания, оказывающих социально значимые услуги, а также предоставление кредитов на льготных условиях.

Основными стратегическими направлениями формирования социально ориентированной системы бытового обслуживания населения является обеспечение минимальных социальных стандартов потребления бытовых услуг.

В основе организации системы бытового обслуживания социально незащищенных категорий населения должны быть заложены следующие принципы: формирование системы фиксированных цен на однородные виды услугустановление периодичности потребления по каждому виду социально-значимых услуг;

— определение категорий населения для обслуживания на условиях льготной системы.

Дальнейшее развитие социально ориентированной системы бытового обслуживания населения должно быть основано на формировании в районах города сети аккредитованных предприятий, предоставляющих социально значимые виды бытовых услуг и создании многофункциональных комплексных объектов социального назначения (социальные модули), включающих в себя предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, которые будут осуществлять льготное обслуживание малообеспеченных категорий граждан.

8. В Москве, как и в ряде других регионов РФ, имеется опыт функционирования комплексных объектов социального назначения в сфере потребительского рынка. Это, в первую очередь, Центры социального обслуживания малообеспеченных категорий населения, развитию которых Правительство Москвы придает большое значение. Создание специализированных предприятий потребительского рынкамногофункциональных объектов социального назначения — будет являться, на наш взгляд, следующим шагом, обеспечивающим доступность качественных услуг в сфере бытового обслуживания, общественного питания, торговли малообеспеченным и льготным категориям населения.

На наш взгляд многопрофильные комплексные предприятия обладают возможностью наиболее эффективного обслуживания малообеспеченных слоев населения. За счет более широкого спектра услуг данные предприятия лучше привлекают покупателей и заказчиков, более рационально используют вспомогательные и производственные помещения, следовательно имеют возможность предоставлять услуги по более низким ценам. При наличии определенных льгот по арендной плате и коммунальным платежам цены на услуги по сравнению со среднегородскими можно снизить на 15−20%%.

В диссертационной работе предложены практические рекомендации по разработке многофункционального комплексного предприятия социального назначения.

9. Серьезной проблемой требующей решения в условиях становления социально ориентированного потребительского рынка города является проблема рационального размещения предприятий в городской черте, в соответствии с особенностями потребительского спроса в различных территориальных образованиях.

Нами предлагается следующий подход к разработке нормативов обеспеченности населения города бытовыми услугами и услугами общественного питания. Который основан на первостепенности разработки дифференцированных нормативов по типологически однородным территориальным зонам города, с учетом специфики характеристик потребления услуг общественного питания и бытовых услуг.

Специфика характеристик удовлетворения потребностей населения в услугах населения различных районов города требует разработки специального методического инструмента. В качестве такого инструмента нами предлагается методика расчета нормативов обеспеченности населения услугами общественного питания и бытовыми услугами.

В качестве апробации предложенной методики нами были рассчитаны адаптированные нормативы обеспечения населения бытовыми услугами в целом для города и пяти основным типологическим группам муниципальных образований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс РФ, ч. 1,2
  2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей (в редакции Федерального Закона от 09.01.1996 № 2-ФЗ)
  3. Постановление Правительства РФ от 27.05.1993 № 501 (ред. от 02.10.1999) «О государственной инспекции по торговле, качеству товара и защите прав потребителей министерства торговли Российской Федерации»
  4. Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 936 (ред. от 23.09.1999) «О мерах по государственному регулированию торговли и улучшению торгового обслуживания населения»
  5. Закон города Москвы от 04.06.97 N 11 «О погребении и похоронном деле в городе Москве»
  6. Закон города Москвы от 24.05.2000 N 13 «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
  7. Постановление Правительства Москвы от 11.06.96 N 493 «О стабилизации работы бань и банно-прачечных комбинатов в г. Москве»
  8. Постановление Правительства Москвы от 09.02.99 N 87 «О развитии сети торгового и бытового обслуживания по сниженным ценам для малообеспеченных граждан»
  9. Постановление Правительства Москвы от 04.07.2000 N 513 «О развитии сети продовольственных магазинов по продаже товаров по сниженным ценам»
  10. Постановление Правительства Москвы от 18.12.2001 № 1138−1111 «О дополнительных мерах по упорядочению рыночной торговли в г. Москве»
  11. Постановление Правительства Москвы от 06.08.2002 N 602-ПП «О внедрении социальной карты для жителей города Москвы»
  12. Постановление Правительства Москвы от 18.06.2002 N 467-ПП «О мерах по сдерживанию роста цен на товары и услуги в городе Москве»
  13. Постановление Правительства Москвы от 17.12.2002 N 1019-ПП «О размещении городского заказа на поставку продукции, оказание услуг для организации питания обучающихся образовательных учреждений города Москвы за счет средств городского бюджета»
  14. Постановление Правительства от 29.07.2003 г. N 632-ПП «Об основных направлениях реализации социальной политики в сфере потребительского рынка и услуг города Москвы до 2006 года»
  15. Э. М, Экономический анализ сферы услуг. //М., 1968.
  16. Актуальные проблемы рыночной экономики в сфере сервиса. //Под ред. Л. Б. Сульповара. // М., ГАСБУ, 1995 г.
  17. А.А. Маркетинговые исследования рынка услуг. //Уч. пособие, С-Пб., 1998 г.
  18. В.И., Корягина Т. И., Рутгайзер В. М. Планирование бытового обслуживания. //Вопросы экономики, 1976.
  19. А.П. Российская торговля в современных условиях. Каким ожидается потребительский рынок в 1998 г. / Кожевенно-обувная промышленность, 1998, № 4
  20. Арсюткина J1.H. Прогнозирование структуры и тенденций развития системы бытового обслуживания региона. //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н. М., 1985 г.
  21. Е.В. Формирование механизма управления торговой сферы муниципальных образований / Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. к.э.н., М., 1998.
  22. Н.С. Организация розничной торговой сети по продаже непродовольственных товаров в современных условиях / М., 1989
  23. A.M., Егоров Е. В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. //Казань, 1996 г.
  24. A.M., Егоров Е. В., Жильцов Е. Н. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. /ПЛ., 1995 г.
  25. A.M., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы. //М., 1999 г.
  26. Ю.Н., Ходачек. В. М. Предприятие и район в территориальной системе планирования. //Л.: Лениздат, 1988.
  27. М.И., Шеремет А. Т. Теория экономического анализа. //М., Финансы и статистика, 1997 г.
  28. В.П. Региональные проблемы управления и планирования сферы обслуживания. //М., Наука, 1989 г.
  29. Белова 3. Г. и др. Методы планирования бытового обслуживания населения. //М., 1976.
  30. Л. А., Гуков Н. В., Гулевич К. С. Экономика бытового обслуживания. //М., 1971.
  31. В. И., Игнатов В. Г., Кетова Н. П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. Москва. Ромтов н/Д, 2001.
  32. И.В. Комплексное развитие городского потребительского рынка./Социальная сфера: проблемы развития в современныхусловиях. Сб. науч. тр. под ред. д.э.н., проф. Платоновой Н. А., к.э.н., доц. Вапнярской О. И. М., 2000, № 7
  33. Бытовое обслуживание: проблемы и перспективы развития в XXI веке.//Материалы секции III международной научно-практической конференции «Индустрия сервиса в XXI веке». М., 2001 г.
  34. Г. М. Социально-экономические проблемы перехода сферы услуги к рынку. //М., 1993 г.
  35. Влияние механизма рыночных отношений на потребительский рынок / Саратов, 1994
  36. А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление: проблемы теории и практики. //М.: Финансы и статистика, 2003 г.
  37. Е.Н. Научные основы территориальной организации торговли / Киев, 1982
  38. В.М., Гребенников П. И., Леусский А. И., Тарасевич Л. С. Экономика. //С-Пб., 1994 г.
  39. В.И. Развитие местного самоуправления в системе управления крупным городом. //Автореф. дисс. на соиск уч. степ, д.э.н. М., 1998 г.
  40. М.В. Сфера услуг в экономике регионов: современное положение и перспективы. -М: СОПС, 2005.
  41. А.И. Вопросы качества бытовых услуг. //М., 1975.
  42. Г. Г. Ценовое регулирование региональных товарных рынков /Н. Новгород, 1996
  43. Государственное регулирование экономики переходного периода. //Под ред. И. Я. Каца Ульяновск: Изд-во СВНЦ, 1997 г.
  44. Государственное регулирование рыночных отношений. //Отв. ред. Краснов А. Г. Чебоксары, 1998 г.
  45. Государственное регулирование экономики и социальный комплекс. //Под ред. Т. Г. Морозовой. М., Дис, 1997 г.
  46. Градостроительные методы организации системы торгово-бытового обслуживания крупного города / М., 1985
  47. Л.А., Сухина В. А., Цымляков Ю. И. Социальная инфраструктура и уровень жизни населения крупного города/ Ленинград, 1986.
  48. Н.В. Экономика, организация и планирование материально-технического обслуживания. //М., 1977.
  49. Г., Дигилина О., Старостин В., Чукин Н. Экономический рост и проблемы бедности в регионе. //М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2002 г.
  50. Доходы, расходы и потребление домашних хозяйств в III квартале 2002−2003 г. г./ Москва, апрель, 2003
  51. В.И. Проблемы методологии прогнозирования потребления бытовых услуг. //М., «Легкая Индустрия» 1979.
  52. В.И. Методические основы прогнозирования спроса на бытовые услуги.//М., 1975.
  53. В.И. Основы изучения и прогнозирование спроса на бытовые услуги. //М., Экономика, 1986 г.
  54. Н.Н. Государственное управление региональным хозяйством. //Иваново, ИвГУ, 1998 г.
  55. И.Г. К новым рубежам. //Служба быта, № 3, 1981.
  56. Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. //Казань, 1996 г.
  57. Л.И. Управление сферой бытовых услуг в условиях смешанной экономики. //Тольятти, Довгань. 1995 г.
  58. Е.Н. Основы формирования хозяйственного механизмав сфере услуг. //М., МГУ, 1991 г.
  59. Е.Н., Восколович И. А., Казаков В. И. Экономика сферы платных услуг. //Казань, 1996 г.
  60. В.Б., Макашева З. М. Муниципальное управление: Учебник для вузов. /М., ЮНИТИ-ДАНА, 2002 г.
  61. Иванченко J1.A., Гневко В. А. Организационные и правовые приоритеты управления региональной экономикой. //Бизнес центр, 1998 г.
  62. Н.Д. Спрос: анализ и управление. //М., Финансы и статистика, 1997 г.
  63. М.В., Каретникова Т. М. Государственное регулирование экономики. //г.Минск, Челябинский Дом печати, 1998 г.
  64. А.А. Зарубежный опыт проведения рыночных реформ и управления региональной экономикой. //Новосибирск, СибУПК, 1998 г.
  65. Классификатор платных услуг населению. //М., Изд-во стандартов, 1994 г.
  66. Н. В., Шатаев И. М. Системное решение проблем управления в сфере обслуживания населения. //М., 1979.
  67. Н.Б. Оптимизация размещения предприятий бытового обслуживания населения. //Сер. 12, 1978, вып. 5.
  68. JI. А. Оптимальное планирование развития и размещения отраслей промышленности. //Новосибирск, «Наука», 1971.
  69. И.В. Экономика предприятий пошива и ремонта одежды. //М., 1980.
  70. А.В. Информационное обеспечение планирования развития бытового обслуживания на региональном и внутрифирменном уровне. // М., 1997 г.
  71. Комплексный план развития сферы обслуживания населения. //М., 1977.
  72. Корецкая J1.K. Развития рынка потребительских товаров/ Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. к.э.н., Новосибирск, 1997.
  73. С. И. Экономические рычаги координации потребительского рынка и услуг действуют / Московская торговля, 1997, № 27
  74. Н.Н. Управление региональным потребительским рынком в условиях развития предпринимательской деятельности / Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. к.э.н., Н. Новгород, 1997.
  75. В. П., Сбытова Л. С. Сфера услуг и занятость населения. //М., 1970.
  76. Т.И. Платные услуги в СССР. //М., Экономика. 1990 г.
  77. А., Крюон Р. Массовое обслуживание. Теория и приложения. //М., «Мир», 1965.
  78. А.И. Сфера обслуживания населения (вопросы социалистического воспроизводства). //М., «Мысль», 1979 г.
  79. В.В., Федюшина И. Ю., Орлова Д. В. Социальная сфера Подмосковья. //Москва, 2005.
  80. В.В., Саралидзе A.M. Социальная политика и сфера услуг: Моногр./Владимирский гос. Университет, 2004.
  81. E.JI. Бытовое обслуживание населения: проблемы адаптации крынку. //Екатеринбург, 1996 г.
  82. Н.И. Социально-экономические основы местного самоуправления. //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н., Екатеринбург, 1998 г.
  83. O.K. Расселение и планирование структуры крупных городов-агломераций /М.: Экономика, 1985
  84. JIanno Г. М. География городов: Учебное пособие для геогр. ф-тов вузов. //М.: ВЛАДОС, 1997 г.
  85. С.Н. Региональная экономическая политика в переходной экономике. //Владивосток, Дальнаука, 1998 г.
  86. В.А. Покупательная способность важнейший параметр уровня жизни / Вестник Российской АН, 1998.
  87. В.В. Программно-целевой разрез планов экономического и социального развития СССР. М., 1984.
  88. К., Буряков Г. Перспективы развития бытовых услуг. //Экономист. 1992 г. № 11.
  89. Д.С., Гранберг А. Г., Ерошина А. П. Стратегическое управление. //М., «Издательство «Экономика», 2004.
  90. В. Ф. Уровень жизни населения СССР. //М., 1977.
  91. В.И. Стратегия развития потребительского рынка в условиях преобразования экономики. //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.э.н., М., 1998 г.
  92. Д.А., Самсонов К. П. Программно-целевой метод планирования. М.: Экономика, 1977.
  93. И.А. Организация управления сферой бытового обслуживания населения в условиях экономической реформы. //М., 1990 г.
  94. И. С. Моделирование размещения населения. //М., «Наука», 1975.
  95. В. А. Общественное воспроизводство и сфера услуг.//М., 1968.
  96. Н., Алешин В. И. Бытовое обслуживание и повышение жизненного уровня. //Службы быта, № 6, 1976.
  97. М., Альберт М., Мильнер Б. З. Организация программно-целевого управления. //М., Наука, 1980 г.
  98. Методика определения технического уровня предприятий бытового обслуживания населения. //М., 1980.
  99. Методические рекомендации по планированию комплексного экономического и социального развития городского района. ПЛ., 1985.
  100. Методические указания к разработке Государственных планов экономического и государственного развития СССР. //М., 1980.
  101. Методические указания по разработке схемы развития и размещения предприятий службы быта области, края, республики на 1976−1980 годы. //Отв. за выпуск Бродская И. Н. г. М., 1973.
  102. .З. Организационно-целевое управление. //М., Наука, 1980.
  103. С. А. Программно-целевое государственное регулирование рыночной экономики. //Автореф. дисс. на соиск уч. степ, к.э.н. //М., 1998 г.
  104. М. А. Методические вопросы планирования уровня жизни в районе. /В сб.: Региональная экономика и территориальное планирование. Материалы к научному симпозиуму 23- 27 июня 1971 г. в г. Улан-Удэ, Ч. I. //Новосибирск, 1971 (ротапринт).
  105. Муниципальная собственность как экономическая основа местного самоуправления (материал рос. науч.- практ. конф.8−9 дек. 1997 г.) //Гл. ред. А. Н. Рябцев. Екатеринбург УГЭУ, 1998 г.
  106. У.М., Организация и планирование предприятий химической чистки и крашения одежды. //М., 1975.
  107. Насыщение потребительского рынка материальная основа социальной ориентации экономики / Киев, 1990
  108. Начальный курс рыночной экономики. //Под ред. Фельдмана Г. И. М., Экономика, 1992 г.
  109. Л.И. Особенности развития регионов России //Федерализм. 1998 г. — № 3.
  110. А., Горин Н. Феномен города: Социально-экономический анализ. //М., «Изограф», 2001 г.
  111. Г. А. Организация и планирование предприятий по ремонту бытовой техники. //М., 1976.
  112. А.Н. Прогнозирование региональной системы бытового обслуживания населения в условиях рыночных отношений. //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н., М., 1991 г.
  113. Новый облик рынка услуг. Экономика и жизнь. //1997 г., № 48.1190 коренной перестройке управления экономикой. //М.:1. Политиздат. 1987.
  114. Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002−93. Изд. Госстандарта России, 2002 г.
  115. Объем платных услуг населению. //Вестник статистики 1997 г.,№ 7.
  116. Основные направления развития бытового обслуживания населения РСФСР на 1981−1985 годы и на период до 1990 года в свете решений XXVI съезд КПСС (Минбыт РСФСР). //М., 1981.
  117. Основные положения оптимизации развития и размещения производства. //М. Новосибирск, «Наука», 1969.
  118. Основы управления социалистическим производством. /Под ред. докт. экон. наук. проф. Н. В. Цапкина. //Л., 1976.
  119. Передовой опыт комплексного управления качеством. /Под ред. В. Н. Голубева. //М., 1978.
  120. Е.В. Маркетинг услуг. //СПб.: Издательство «Питер», 2000 г.
  121. Ю.В., Водопьянов С. Ю. Современные проблемы финансирования социальной сферы. //Финансы. 1998 г. № 10.
  122. А.В. Система государственного управления. //Под ред. проф. Морозовой Т. Г. -М.: «Закон и право». ИО «ЮНИТИ», 1997 г.
  123. Планирование отрасли бытового обслуживания населения /Под ред. Ф. Ф. Ревякина. //М., 1974.
  124. Планирование отрасли бытового обслуживания населения. //М., «Советская Россия», 1974.
  125. Н.А. Социальная инфраструктура в крупных городах РСФСР / Автореферат диссертации на соиск. уч. ст. к.э.н., М., 1989
  126. Н.А. Экономические проблемы бытового обслуживания в период формирования рынка. //М., 1995 г.
  127. Е.С. Регулирование развития бытового обслуживания населения в крупном городе (на примере г. Москвы) / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, М., 2003
  128. Д. И. Харин В. Д. Экономическое стимулирование в сфере обслуживания. //М., 1970.
  129. Проблемы менеджмента и совершенствование маркетинговой деятельности в сфере услуг. //Сб. науч. трудов под ред. д.э.н., проф. Сульповара JI. Б., М., 1994 г.
  130. Проблемы формирования рыночных отношений в сфере услуг. //Сб. науч. трудов под ред. д.э.н., проф. Сульповара Л. Б., 1994 г.
  131. Л.А. Организация производства на предприятиях общественного питания. //Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2005
  132. . В. Общественные фонды потребления как экономическая категория. //М., 1968.
  133. В.И., Попков Ю. С. Развитие больших городов в условиях переходной экономики (системный подход). //М.: Эдиториал УРСС, 2000 г.
  134. В.М. Потребности в услугах. //М., 1974.
  135. Н.М. Проблемы развития сферы услуг. //М., 1989 г.
  136. Н.М. Экономическая теория рынков. //М., МГУ, 1998 г.
  137. М. Т., Российский М. В. Планирование развития бытовых услуг. //М., 1975.
  138. В. М. Ресурсы развития непроизводственной сферы. //М., 1975.
  139. В. С. Сфера обслуживания и ее работники. //М., 1966.
  140. М. И. Труд в непроизводственной сфере. //М., 1968.
  141. В.И., Сонжелов В. Х. Планирование экономического и социального развития региона. //Волгоград, 1992 г.
  142. Современные социально- экономические проблемы регионального рынка товаров и услуг //Тезисы докладов, Саратов, 1996 г.
  143. М. В., Полякова Т. Д., Овсянников JI. Н. Теоретические проблемы услуг и непроизводственной сферы при социализме.//М., 1972.
  144. Ю.П., Друкер С. Г. Анализ и прогнозирование структуры потребительских расходов. //М., «Наука», 1981 г.
  145. М. В. Непроизводственная сфера при социализме. //М., 1978
  146. Социальная инфраструктура региона. //Минск, Наука и техника. 1986 г.
  147. Социальная инфраструктура и уровень жизни населения крупного города. //Под редакцией Григорьевой Л. А., Сухина В. А., Цымлякова Ю. И., Ленинград, Издательство Ленинградского Университета, 1986 г.
  148. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. Козловой И. В. и д.э.н., проф. Платоновой Н. А., М., ГАСБУ, 1995 г.
  149. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. Козловой И. В. и д.э.н., проф. Платоновой Н. А., № 2, М., ГАСБУ, 1996 г.
  150. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. Колгушкиной А. В. и д.э.н., проф. Платоновой Н. А., № 3, М., ГАСБУ, 1997 г.
  151. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. Колгушкиной А. В. и д.э.н., проф. Платоновой Н. А., № 4 М., ГАСБУ, 1998 г.
  152. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. д.э.н., проф. Платоновой Н. А. и доц. Вапнярской О. И., № 7 М., ГАСБУ, 2000 г.
  153. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. д.э.н., проф. Платоновой Н. А. и доц. Вапнярской О. И., № 8 М., ГАСБУ, 2000 г.
  154. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. д.э.н., проф. Платоновой Н. А. и доц. Вапнярской О. И., № 10 М, ГАСБУ, 2001 г.
  155. Социальная сфера: проблемы развития в современных условиях. //Под ред. д.э.н., проф. Платоновой Н. А. и доц. Вапнярской О. И., № 12 М., ГАСБУ, 2002 г.
  156. Справочно-информационный сборник. Цены и рынок. //Аналитические материалы. Книга 4, 1998 г.
  157. Статистика рынка товаров и услуг. //Под ред. Белявского И. К. М., Финансы и статистика. 1995 г.
  158. В.Н., Стаханов Д. В. Маркетинг сферы услуг: Учебное пособие. //М.: Экспертное бюро, 2001 г.
  159. Стратегия развития российской экономики и программа первоочередных шагов. //М., Институт экономики РАН, 1996 г.
  160. Структурные проблемы развития экономики социальной сферы в рыночных условиях. /Под ред. Е. Н. Жильцова. М.: МГУ, 1998.
  161. Л.Б. Маркетинг потребительских товаров и услуг. //М., МТН, 1992 г.
  162. А.Е. Доходы населения. Опыт количественных измерений. // М., Финансы и статистика, 2000 г.
  163. Сфера быта: перемены назрели. Экономика и жизнь. //1994 г. № 50.
  164. Сфера бытового обслуживания в США. Научно-технические достижения и передовой опыт в области БОН. //Информационный сборник. 1990 г. выпуск 6.
  165. Сфера бытового обслуживания в США. Совершенствование управления сферой услуг, современные формы предприятий. //Реферативный обзор. № 2, 1991 г.
  166. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития.//Под ред. Акад. Свириденко Ю. П., М., 2000 г.
  167. Сфера услуг: новая концепция развития экономики. //М., 1984 г.
  168. США: рынок потребительских товаров и услуг. //М., 1983 г.
  169. А.В. Организационно-экономический механизм развития рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д.э.н., М., 1998 г.
  170. B.JI. Государство и переходная экономика: пределы управляемости. //М., МГУ, 1998 г.
  171. B.JI. Экономика и математические методы. //М., 1998.
  172. В. Роль государства в экономике: эволюция концепций. Пер. с англ. //Мировая экономика и международные отношения. 1998 г. № 10.
  173. Теория переходной экономики. Макроэкономика. Под ред. В. В. Герасименко. //М., МГУ, 1998 г.
  174. Типовая методика определения экономической эффективности капитальных вложений. //М., 1980.
  175. И.П. Проблемы быта городского населения СССР. //Л., 1973.
  176. Ю.И. Государственное регулирование экономики в период формирования рыночных отношений. //Под ред. Корогодина И. Т. г. Воронеж, 1998 г.
  177. Управление хозяйственным механизмом на предприятиях сервиса. //Под ред. Соловьева В. Н., Шопенко Д. В. С-Пб. 1995 г.
  178. В.П. Региональное программирование в переходной экономике. //Тверь: ТГУ, 1998 г.
  179. В.П. Инфраструктура товарных рынков: состояние и концепция развития. Инфраструктура рынка: проблемы и перспективы. /Ростов н/Дон, 1998.
  180. А.Е., Мухин Ю. К. Проблемы управления обслуживанием населения. //М.: Легпромбытиздат, 1987 г.
  181. Формирование комплексного механизма управления социально -экономическим развитием предприятий и регионов России. //Редкол.: Аксенова О. В. и др. (И-т экономики и бизнеса) -Ульяновск, 1997 г.
  182. В.М. Экономическое и социальное развитие городов и районов. //Л.: Лениздат, 1984.
  183. В.М., Алексеев В. Г. Комплексное развитие городских районов. //Л.: Лениздат, 1980.
  184. М., Бухарт Г., Мартин Д. В. и др. Эффективность государственного управления. //Пер. с англ. Частный сектор в сфере обслуживания. Экономика и жизнь. 1991 г. № 45.
  185. А.И., Стебнев А. С. Финансирование и кредитование предприятий бытового обслуживания. //М., 1977.
  186. П.Г. Управление экономикой района. //М.: Экономика, 1986.
  187. Д.В. Развитие социально-культурных отраслей в условиях местного самоуправления. //Автореф. дисс. на соиск. уч. степ, к.э.н., М., 1998 г.
  188. И.М., Ломовцева О. А., Трубин М. Ю. Теория и практика региональной экономики./Волгоград, 1996.
  189. И. М. Основы организации бытового обслуживания населения. //М., 1980.
  190. И. М. Сезонные колебания в бытовом обслуживании. //М., 1977.
  191. Р. И., Новоселов А. С. Региональные проблемы рынковедения. Экономический аспект./Новосибирск, 1993.
  192. Экономика сферы платных услуг. //Под ред. акад. Жильцова Е. Н., Казань, 1996 г.
  193. Экономика. Под ред. к.э.н., доцента Булатова А. С. //М., Изд-во «БЕК», 1995 г.
  194. Экономические проблемы бытового обслуживания населения. /Под ред канд. экон. наук JI. А. Боброва. //М., 1978.
  195. Экономика сервиса. Управление качество, стандартизация и сертификация.//Материалы секций VII международной научно-практической конференции «Наука индустрии сервиса». М., 2002.
  196. О.Б. Планирование социально-бытовой инфраструктуры -социологический подход. //М., Экономика. 1990 г.
  197. Я.С. Бытовое обслуживание. Экономика и культура сервиса. //М., Экономика, 1990 г.
  198. Я.С. Теоретико-методические и практические проблемы демонополизации и приватизации в сфере услуг. //М., Изд-во Российской экономической академии. 1993 г.
  199. Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. //М., Экономика, 1991 г.
  200. М.И. Региональные и местные бюджетные системы. //М., МГУ, 1998 г.
Заполнить форму текущей работой