Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии
![Диссертация: Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии](https://westud.ru/work/3355128/cover.png)
Диссертация
Кроме того, японскому правительству пришлось столкнуться с давлением со стороны соседних Китая и Кореи, которые были обеспокоены возможностью возвращения к национализму и шовинизму, существовавшими в стране до середины XX в. Для смягчения напряженных отношений с Китаем японское правительство предложило провести совместный китайско-японский семинар ученых-историков, которые дали бы свое заключение… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Японское общество в условиях глобализации и регионализации
- 1. Многовариантность понятий глобализации и регионализации в современной Японии
- 2. Путь к глобализации и регионализации и их роль в росте патриотических настроений в японском обществе
- Глава II. Развитие идеи национализма и патриотизма и традиции морального воспитания
- 1. Особенности психологического и культурного самосознания японцев
- 2. Генезис японской концепции национализма и патриотизма
- 3. Исторические аспекты морально-патриотического воспитания в Японии
- Глава III. Морально-патриотическое воспитание в современной Японии
- 1. Государственная политика морально-патриотического воспитания в Японии
- 2. Дискуссия в обществе по вопросу о воспитании патриотизма
- Заключении
- Список источников, использованной литературы и
- Интернет-ресурсов
Список литературы
- ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ1. Источники1. На японском языке
- Кёику кинхон рицу. (Основной закон об образовании). (Закон № 25 от 31марта 1947 года).
- Кёику кихон хо. (Основной закон об образовании) // Монбугакусё.
- Официальный сайт министерства просвещения и науки Японии, http ://www.mext.go.jp/bmenn/kihon/about/6 122 123.htm.
- Компакуто роппо (Краткий свод законов). Токио. 1989.
- Найкакукуфу. (Официальный сайт Кабинета министров Японии).http://www.cao.go.jp/
- Нихон тэреби сэрон тёса. (Опросы общественного мнения телекомпании
- Нихон тэреби"). http://www.ntv.co.jp/yoron/200 704/index.html1. На китайском языке
- Официальный сайт Министерства обороны Китайской Народной
- Республики, http ://www. gfzs. gov. cn/index2. asp
- Официальный сайт Министерства обороны Китайской Народной
- Республики. Рубрика «Усилим военное воспитание, укрепим во всем народе идеи обороны страны». «100 ответов на вопросы об обороне страны», http://www.gfzs.gov. cn/ShowClass2.asp?ClassII≥5
- Азроянц Э.А. Глобализация как процесс //Материалы семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 5. М., 2001.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1999.
- Арутюнян Ю.В., Дробижева JI.M., Су соколов А. А. Этносоциология. М., 1998.
- Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
- Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.
- Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.
- Бауман 3. Национальное государство V что дальше // Отечественные записки. Интернет-журнал, http://www.strana-oz.ru/? numid=7&article=326#ftnref6
- Бенедикт Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М., 2004
- БердяевН. Философия неравенства. М., 1990
- Берндт Ю. Лики Японии. М., 1988.
- Бугаева Д.П. Японские публицисты конца XIX века. М., 1978.
- Василенко И.В. Политическая глобалистика. М., 2000.
- Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., «Наука», 1970.
- Воробьев М.В. Япония в Ш VII вв. М., 1980.
- Воробьев М.В. Японский кодекс Тайхо ёро рё (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990.
- Вундт В. Проблемы психологии народов. М., 1912
- Гайдар В.М. Националистическая идеология в духовной жизни Японии. М., 1989
- Георгиев В.А., Ерофеев ИД. История России. Учебное пособие. М., 2006.
- Герасимова М.П. Связь времен (Традиции квартала Гион) // Япония. Ежегодник. 1997−1998.
- Гирусов Э.В. Система «Общество — природа». М., 1987
- Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М., 1988
- Годовщина капитуляции или день поминовения героев? // Информационный портал «Голос Америки» на русском языке. 17.08.2002 http://www.voanews.com/russian/archive/2002−08/a-2002−08−17−6-l.cfin.
- Григорьева Т.П. Путь японской культуры // Япония мнимая и реальная. Под ред. проф. Я. Н. Засурского. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 2002.
- Гришелева Л Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI начало XX века). М., 1986.
- Дунаев В.И. Японцы в Японии. М., 1977.
- Жуков Е. История Японии. Краткий очерк. М., 1939.
- Игнатович А.Н., Светлов Г. Е. Лотос и политика, необуддийские движения в общественной мысли Японии. М., 1989.
- Иноземцев В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. 2004, № 4
- Иноземцев Н.Н. Отв ред. Глобальные проблемы современности. М., 198 139. Интерфакс. 10.01.2007.
- Иэнага С. История японской культуры. М., 1972.
- Кавелин К.Д. Собрание сочинений в 4 тт. СПб., 1899. Т. 4.
- Карамзин Н О любви к отечеству и народной гордости // Сайт Православного информационного агентства «Русская линия». http://www.rusk.ru/st.php?idar=800 582
- Карибэ Ё. Японская идентичность (с древности до эпохи глобализации). Дисс. канд. ист. наук. М, ИВ РАН, 2004.
- Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
- Ковалъзон М.М. Природа человека. Восток Запад (опыт компаративистского анализа). Дисс. канд. филос. наук. М., 1998.
- Козловский Ю.Б. Од одном феномене идеологической жизни современной Японии // Философские науки. № 5, 1984.
- Конрад Н.И. Столетие японской революции // Конрад Н. И. Избранные труды. М., 1974.
- Корнилов М.Н. Идеология яионизма в современной Японии // Идейно-политические проблемы Японии. М., 1988. Вып. 1.
- Корнилов М. Н. Японская культура и общество: Аналитический обзор. М., 1983.
- Корнилов М.Н. Японская национальная психология. М., 1981.
- Крысько В.Г. Этническая психология. М., Academia, 2002.
- Куликов JI.M. Основы социологии и политологии. М., 2003.
- Лебон Г. Психология народов и масс // Западноевропейская социология XIX начала XX веков. М., 1992.
- Лекторский В.А. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания // Вопросы философии. 2004. № 7
- Лещенко Н. Ф. Система образования и воспитания в эпоху Токугава (1603 1867) //Япония 1999−2000. Ежегодник. М., 2000.
- Лим С. Ч. История образования в Японии (конец XIX — первая половина XX века). М, ИВ РАН, 2000.
- Лось В. А. Человек и природа. М., 1978
- Мазуров И.В. Японский фашизм. М., 1996.
- Мараини Ф. Япония. Образы и традиции. М., 1980.
- Маркаръян С.Б. Япония Запад: эволюция взаимовосприятия // Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М., 1996.
- Маркаръян С.Б., Молодякова Э. В. Праздники в Японии. Обряды, обычаи, социальные функции. М., 1990.
- Мещеряков А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988.
- Мещеряков А.Н. сост. Книга японских обыкновений. М., 1999.
- Мещеряков А.Н. Природные условия Японии и историко-культурный процесс: любимые мифы японистики // Япония мнимая и реальная. Под ред. проф. Я. Н. Засурского. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 2002
- Михайлова Ю.Д. Общественно-политическая мысль Японии 60−80-е гг. ХГХ в. М., 1991.
- Молодяков В. Три интернационализации Японии // Япония сегодня, http ://www.j apantoday. ru/znakj ap/histori/2 303. shtml
- Молодяков В.Э., Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. История Японии. XX век. М., ИВ РАН, 2007.
- Молодякова Э.В. Политика в сфере образования// Япония. Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы. М., 1998.
- Молодякова Э.В. Стабильность — ключевое понятие современного японского общества // Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М., 1996.
- Молодякова Э.В., Маркарьян С. Б. Мацури. Традиционные праздники Японии. М., 2004
- Молодякова Э.В., Маркарьян С. Б. Японское общество: книга перемен. М., 1996.
- Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М., 2004
- Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире // под ред. Питера Л. Бергера и Сэмюэля П.Хантингтона. М., 2004.
- НагатаХ. История философской мысли Японии. М., 1991.
- Навлицкая Г. Б. Экологичность жизненной практики японца как основа формирования социо-культурной традиции // Размышления о японской истории. М., 1996.
- Накасонэ Я. Политика и жизнь. Мои мемуары. М., 1994.
- Накасонэ Я. и др. После «холодной войны». М., 1993.
- Нанивская В.Т. Система «морального воспитания» в японской школе. Дисс.. канд. ист. наук. М., 1983.
- Норман Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 1961
- Отметки за «патриотизм» // Информационный портал «Инопресса-ру». 08.05.2003 http://www.inopressa.rU/asahi/2003/05/08/17:54:49/arc: asahi: different
- ОЖонрой Т. Японская угроза. М., 1934.
- Павлятенко В.Н., Шлындов А. В., отв. ред. Актуальные проблемы современной Японии. М., 2006.
- Пантин В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М., 2003.
- Пирогов Г. Г. Глобализация и цивилизованное многообразие мира. Ч. 1. М., 2002.
- Прокофьева Е. Бауман 3.: «Завтра будет стыдно за то, чем можно гордится сегодня» // Интервью Radio Praha. 20.12.2006http ://www.radio. cz/ru/statj a/86 515
- Рамзес В. Судьбы группизма и трудовая мотивация // Япония: лики страны в разные времена. М., 1994.
- Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.
- Рузвельт Т. Предвыборная речь в г. Осаватоми (штат Канзас) 31 августа 1910 г.//История США в документах, http://www.grinchevskiy.ru/1900−1945/noviynacionalizm.php
- Савельев Н. Река времени. История глобализации. Краснодар, 2002
- Самсин А.И. Культура Японии: традиции и современность //Проблемы Дальнего Востока. 1988. № 4.
- Саркисов КО. Культурно-психологичесий генотип японцев на рубеже веков // Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М., 1996
- Саркисов КО. Политика сохранения национальной культуры. // Япония. Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы. М., 1998.
- Семигин Г. Ю. Глобализация как средоточие транснациональных процессов современного мира // Современная российская политология в контексте глобализации и диалога культур. М., ИСП РАН, 2003.
- Сидорина Т.Ю., Полянников Т. П. Национализм. Теория и политическая история. М., 2006.
- Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии. Мифы. История. Доктрины. Политика. М., 1990.
- Синьхуа. Информационное агентство на русском языке. http://russian.xinhuanet.com
- Совастеев В.В. Политическая культура Японии во второй половине XIX XX в. Владивосток, 2003.
- Соловьев А.Н. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001.
- Тадзава Ю., Maify6apa С. и др. История культуры Японии. Министерство иностранных дел Японии. 1992.
- Тимонина H.JI. Япония: экономика и окружающая среда. М., 1988.
- Тихоцкая И. С. Факторы, влияющие на жизненный цикл японцев // Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М., 1996.
- Толстых ВМ. Глобализационные вызовы и поиски ответа: Социокультурный аспект // Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003.
- Толстых А. Памяти Роберта П. Найта и Давида Рапопорта. http ://www. childpsy. ru/index. php? view=b ook&item=5 71 &cat= 1 &fiill=yes
- Удовик С. JI. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002.
- Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995.
- Фролов И. Т. сост. Глобальные проблемы современности. Вып. 1−4. М., 1984
- Фролов Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб., 2004.
- Хатояма Ю. Самое главное — самостоятельность Японии // Япония 2004−2005. Ежегодник, гл. ред. Молодякова Э. В. М., 2005
- Хелд Д. и др. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. М., 2004.
- Четкое М.А. Глобалистика: путь к самоопределению // Труды Клуба Ученых «Глобальный мир», М., 2003. Т. 4.
- Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994
- Чугров С.В. Стереотипы в общественном сознании Японии // Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции. М., 1985.
- Чугров С.В. Социокультурное пространство и внешняя политика современной Японии. М., 2007.
- Шпет Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1929
- Штейнер Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
- Штейнталь Г., Лацарус М. Мысли о психологии // Философские записки. Вып. I. Воронеж, 1864
- Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001. № 1.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
- Этнос и политика. Хрестоматия. М., 2000
- ЭтциониА. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2004.
- Юнг КГ. К вопросу о подсознании // Человек и его символы. М., 1997
- Япония и глобальные проблемы человечества. М&bdquo- 1999
- Япония. О себе и мире. Дайджест. 1993. № 16.
- Япония: Справочник. М., 1992.
- Япония сегодня. Энциклопедия «Япония от, А до Я» он-лайн, http ://www.j apantoday.ru127. «Япония угрожает ООН экономическими санкциями» // Информационный портал «Лента.ру» 18. 10.2005http ://www.lenta.ru/news/2005/l 0/18/cut/
- Японские христиане называют новую поправку к закону об образовании антиконституционной // Сайт Московской Патриархии. 19.12.2006. http://www.patriarchia.ru/db/text/172 482.htmlяпонском языке
- Анкоро брогу. (Всеяпонская сеть блогов «Остановим ухудшение закона об образовании!»), http://kyokiren.seesaa.net/article/30 050 573.html
- Абэ К. Сонаэру насёнаридзуму. Ориэнтаридзуму. Дзяпан. Гуробаридзэсён. (Заблудившийся национализм. Ориентализм. Япония. Глобализация). Токио. 2001.
- Бэй-нити кёику корю кёги-кай. (Американо-японское общество связей и сотрудничества в сфере образования). 20.20.2006 http://www.ujeec.org/index.html
- Вагакуни-но бункё сисаку. Хэйсэй 7 нэндо (Политика Японии в области образования и культуры в 1995 г.) Токио, 1996
- Ивата Тосиюки. Гакусэй окестра-э, но тэйгэн. (Рекомендации для студенческих оркестров), http://www.geocities.jp/iwatat728/2/index.html
- Джапантудэй. http://www.japantoday.com/jp/popvox/314/all140. Ёсимура Т. Дэмокураси-но гэндайка (Модернизация демократии). Токио, 1972.
- Издимэ. (Проблема издевательств в школе). Он-лайн энциклопедия «Википедия» на японском языке. http://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%81%84%E3%81%98%E3%82%81
- Иомиури симбун. 24.12.2006
- Иомиури симбун. 18.01.2007
- Иомиури-симбун он-лайн. 27.01.2007 http://www.yomiuri. co. jp/feature/fe6100/nenji/
- ИсикаваК. Нихон сёмин кёику си. (История образования японского народа низшего сословия). Токио, 1972.
- Ито С. Нихон-кара-но атарасий буммэй-но нами. (Волна новой цивилизации, исходящая от Японии). Токио, 1995.
- Кадзукоми Э. Кокусай сисо-но хикаку бунсэки. Нихондзин-но кокусайка. (Сравнительное исследование теории интернационализации. Интернационализация японцев). Токио, 1990.
- Кайго К., Сэкиока К. Киндай кёику си. Симин сякай-но сэйрицуто кёику. (История современного образования. Становление городского общества и Образования). Токио, 1979.
- Кёику кихон хо. Мэру магадзин. (Почтовый журнал «Основной закон об образовании»), http://www.jtu-net.or.jp/ncer/kihonho/048.htm
- Кёику кихон хо кайсэй дзёхо сэнта. (Информационный центр «Изменения в Основном законе об образовании»), http://www.stop-ner.jp/yoron.html#top#top
- КибараМ. Сихонсюги-но юрагу хи.(День потрясения капитализма). Токио, 1978.
- Китай сасэру нингэндзо. (Образ идеального японца). Токио, 1966.
- Киодо Цусин он-лайн, www.kyodo.co.jp
- Кокумин-но исики то ниидзу. (Сознание и потребности народа). Токио. 1991.
- Кокусуйсюги. (Национализм) // Википедия. Свободная энциклопедия на японском языке. http://ja.wikipedia.org/wiki/%E5%9B%BD%E7%1. В2%8В%Е4%В8%ВВ%Е7%ВЕ%А9
- Маруяма М., Сато Н., Умэмото К. Гэндай нихон-но какусин сисо. (Идеология обновления в современной Японии). Токио, 1969.
- Масуми Дз. Нихон сэйдзиси. (Политическая история Японии). Токио, 1988.
- Мияги О. Нихондзин-но сэйкаку // Америкадзин то нихондзин. (Характер японцев // Американцы и японцы). Токио, 1976.
- Наканэ Т. Нихондзин то нихон сякай-но токусюсэй ни цуйтэ. (Японцы и особенности японского общества). Токио. 1972
- Никкей Кинъю Симбун. 11.01.2007.
- Ниппон Кэйдзай симбун. 25.08.1997
- Никкей-нэт. http://www/nikkei. co. jp
- Нихон Кэйданрэн. (Федерация экономических организаций Японии). «Нихон Кэйданрэн Тайме», Интернет-издание, № 2764. 21.4.2005 http://www.keidanren. or. jp/j apanese/j ournal/times/index.html
- Нихон си дзитэн. (Японский исторический словарь). Токио, 1970.
- Сайто С. Нихон кёику си. (История образования в Японии). Т. 1. Токио. 1984.166. Санкэй симбун. 26.12.2006
- Сюкё нэнкан. Хэйсэй нэнбан. (Религиозный ежегодник 1990 г). Токио, 1991.
- Тагути Ф., СудзукиК. Гуробаридзэсён то кокумин кокка. (Глобализация и национальное государство). Токио, 1997
- Фукутакэ Т. Нихон сякай кодзо (Структура японского общества). Токио, 1987.
- Хи-но Мару Кими-га ё -га дайниёру дзинкэн синга. Симин онбудзу пасон. (Интернет-портал «Хи-но Мару» и «Кими-га ё» посягательство на права человека"). 15.04.2007 http://www003.upp.so-net.ne.jp/eduosk/index.htm
- Ямасита Т. Эдодзидай сёмин кёка сэйкаку, но кэнкю. (Исследования политики просвещения в период Эдо). Токио, 1969.
- Hatena diary. http://d.hatena.ne.jp/opemu/20 061 125/1164419626на китайском языке
- Хуаньцю шибао. http://world.people/com/cn/GB/l4549/5 227 315.html
- Ynet.com. Информационный портал на китайском языке. http://www.ynet. com/view.jsp?oid=l 7 279 319на европейских языках
- Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimension of Globalization Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.176. Ashahi shimbun on-line.http ://www.asahi. com/english/column/TKY200701130146.tml
- Aso M., Amano I. Education and Japan’s modernization. Tokyo, 1972.
- Bauman Z. Globalization. Columbia Univ. Press. 2000
- BBC on-line, http://news.bbc.co.uk/
- Beasley W.G. Japan Encounters the Barbarian. Yale, Yale Univ. Press. 1995.
- Benedict R. Patterns of culture. Boston-N.Y., 1934
- Benedict R. The chrysanthemum and the Sword. 1946
- Castells M. The Power of Identity. Maiden, Blackwell, 1997.
- Central Intelligence Agency. Library on-line. Factbook. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/
- Chester E. Finn, Jr. Teaching Patriotism With Conviction. Phi Delta Kappan, Vol. 87, No. 08 (April 2006), 580. http://www.pdkmembers.org/CGI-BIN/LANSAWEB?WEBEVENT+ L2D0F4C501DA40100AF7D05E+PDK+ENG
- Culture in Development and Globalization. Tokyo, 1995.
- Dore R.D. Education in Tokugawa Japan. London, 1965.
- Dunn C. Everyday life in traditional Japan. Tokyo, 1969.
- Easton and Hess. The child’s political world //Midwest journal of political science. 1962. № 6
- Flying Geese Paradigm // Wikipedia. http://en.wikipedia.org/wiki/FlyingGeeseParadigm
- Fox W. Towards a Transpersonal Ecology: Developing New Foundations for Environmentalism. Boston, 1990
- Frank A. ReOrient. Global economy in the Asian age. Berkeley-L., 1998.
- FutamiN. Japan’s International Political Roles and Responsibilities. Univ. of Essex. 1988.
- Inoguchi T. Japan’s International Relations. London. 1991
- International Education. Japan, http://www.ei-ie.org/en/news/show.php? id=315&theme=peace&country=j apan
- Japan bows to code of respect. //BBC news. 11.01.2007 http://news.bbc.co.Uk/2/hi/asiapacific/4 594 782.stm.
- Japan in the Global Community. It’s Role and Contribution on the Eve of the 21st century: Round Table Discussion // Edit, by Yasusuke M., Yutaka K. Tokyo, 1986.
- Japan patriot bill clears house // BBC news. 16.11.2006 http://news.bbc.co.uk/2Zhi/asia- pacific/ 6 153 314. stm
- JEF (Japan Economic Foundation) www.jef.or.jp
- JETRO. Japan External Trade Organization. http://www.jetro.go.jp/news/releases/20 070 308 682-news
- Khan Yoshinitsu. Japanese Moral Education. Past and Present. Madison, Teaneck, Fairleigh Dickinson University Press, London: Associated University Presses. 1998.
- Klein N. «No logo». Toronto, 2000.
- Latouche S L’occidentalisation du monde. Essai sur la signification, la portee et les limites de runiformisation planetaire, Paris, 1989
- Latouche S. The westernization of the world. The Significance, scope and limits of the drive towards global uniformity. Cambridge, 1989
- Masao Terasaki. Moral Education in Japanese Schools: Points at issue and Difficulties. N-Y., 1992.
- Mathews F. The ecological self. L., 1991
- Minoru Mural Morality and Education in Japan Today. N-Y. 1992.
- Morris I.I. Nationalism and the right wing in Japan. London, N. Y., Toronto, 1960.
- Могшо7г J. С. The teaching of patriotism // School and society. 1942. № 56
- Nakane Ch. Japanese Society. Tokyo. 1987.
- Ohmae K. Global strategies I I Leigh Bureau. http://www.leighbureau.com/speakers/kohmae/ohmae.pdf
- Ohmae K. The End of the Nation State: the Rise of regional economies. L., 1995.
- O-yatoi gaikokujin (Нанятые на службу иностранцы) // Wikipedia. English version. http ://en. wikipedia. org/wiki/Oy atoigaikokuj in#Law. 2CAdministration andEconomics
- Ozawa T. Institutions, Industrial Upgrading, and Economic Performance in Japan //The 'Flying-Geese Paradigm of Catch-up Growth. Northampton, Massachusetts, Edward Elgar Publishing. 2005.
- Robertson R. Interpreting Globality // Robertson R. World Realities and International Studies. Glenside, 1983
- Robertson R. The Relativization of Societies: Modem Religion and Globalization//Robbins Т., Shepherd W., McBride J. (Eds.) Cults, Culture And the Law. Chicago, 1985
- Robertson R. Globalization. L., 1992
- Roszak Th. The voice of the earth. 1992
- Sakamoto Y. A perspective on the changing world order: A conceptual prelude // Global Transformation. Challenges to the State System. Ed. by Y. Sakamoto, 1994
- Sessions G. Deep Ecology for the Twenty-First Century. N.Y., 1995
- Striglitz, J.E. Globalization and Its Discontents. N.Y., W.W. Norton & Co., 2002
- The Basic Environmental Plan. Tokyo, 1994.
- The Japan Times, http://search.japantimes.co.jp/cgi-bin/nn20060921al.html
- Torney J. V, Hess. The development of political attitudes in children. Chicago, 1967.
- UJEEC. U.S.- Japan Educational Exchange Council. http://www.ujeec.org/index.en.htm
- Waters M. Globalization. L.-N.Y., 1995.
- Панов Б. Френски професор громи глобализацията // «Сега». Интернет-Издание на болгарском языке. 24.03.2003http ://www. segabg. com/online/article, spis sueid=845§ionid=4&id=2
- СЛОВАРЬ ЯПОНСКИХ ТЕРМИНОВ и понятий
- Айдагарасюги констектуализм. Концепция, развивающая роль личности как субъекта культуры. Айкоку — патриотизм.
- Айкокусин патриотические чувства, патриотизм.
- Аматэрасу-о-миками, Амапгэрасу Великая священная богиня, сияющая нанебе. Верховное божество в пантеоне синтоизма, от которой, согласномифологии, ведет происхождение императорская фамилия.
- Буммэй кайка дзидай эпоха цивилизации и просвещения.
- Бун часть, доля. В социальном смысле — понимание человеком своейдоли", то есть личного вклада в отношения.
- Бундзайкай — культурное достояние. Состоит из мукэй (объектов духовной культуры) и юкэй (предметов материальной культуры).
- Ва гармония, равновесие. Фундаментальное понятие в дальневосточной культуре, в котором находятся все явления природы и должны находиться все проявления жизни человека.
- Гири — обязательство, долг. Фундаментальная норма социальных отношений в японском обществе.
- Японии в сфере экономики на Дальнем Востоке и ЮВА, плана построения послевоенной экономики Азии после предполагаемой победы Японии во Второй мировой войне.
- Дайгакурё, дайгаку — первая государственная школа чиновниковуниверситет), появившаяся после 702 г. В современном языке дайгакуозначает «университет».
- Даймё — крупные феодалы-землевладельцы.1. Дзибун свой.1. Дзико — собственный.
- Дзин, нин — в сложносоставных словах китайского происхождения обозначает «человек». Японское чтение «хито».
- Домо кёко — «Основы обучения детей». Переводы произведений Чемберлена, выполненые Ю. Фукудзава в 1872 г.
- Донинся — «Общество единомышлеников». Просветительское общество в 70-е гг. XIX в.
- Дотоку — мораль, нравственность, добродетель. Также программа моральнонравственного воспитания в Японии, моральные
- Дотокутэки — моральный, нравственный, добродетельный. гаку «западные науки», которые выросли из раягаку («голландских наук»)и изучали опыт западных стран в первую очередь в области науки и техники.
- Ученые ёгакуся способствовали распространению европейских общественнополитических идей. гакуся ученые «западных наук».
- Идзимэ проблема издевательства детей над одноклассниками в современной японской школе. Взята под контроль премьер-министром Японии в 2007 г.
- Иккоку-иссин «Одна страна — одно сердце». Концепция сплоченности, монолитности нации.
- Икэбана букв, «цветы, которые живут». Традиционное японское искусство аранжировки цветов.
- Иэ семья, клан. Социальная группа, существующая на основе рамок общего хозяйства и дома, а не кровного родства. Также система отношений, подразумевающая патерналистский подход («старший — младший», «начальник — подчиненный», «учитель — ученик»).
- Иэ сякай семейное общество. Наравне с пакама сякай должно быть сформировано личностями эпохи «холизма», т. е. «целостности» культуры. Кадзокуай — любовь к семье. Кадзокутэки — патерналистский.
- Кайтокудо — «Храм нравственности». Название одной из школ в период Токугава, которое характеризует институт школы как оплот нравственности и морали.
- Канаи жена (о своей). Менее вежливая форма слова «супруга», употребляемая в речи мужчиной при упоминании о своей жене. Отражает внутреннее мышление японцев, когда свое, внутреннее, ути, принижается по отношению к чужому, внешнему, сото.
- Кангакуин — пансионаты для малоимущих учеников и разных социальных слоев населения в эпоху Хэйан.
- Кандзисюги — констектуализм. Концепция, развивающая роль личности как субъекта культуры.
- Ката шаблон, метод, форма, тип, образец. Кёику кихон хо — Основной закон об образовании. Кёкоку итти — лозунг «Национальное единство». Ки — понятие «атмосферы» в японской культуре.
- Кигэнсэцу — День основания империи, общенациональный праздник, который возродился в 1966 г. под названием Кэнкоку кинэн-но хи — День основания государства.
- Коке, сонтё — уважение общественной собственности.
- Коккасюги — «Идеология государственности». Философская концепция образования, разработанная А. Мори, первым министром просвещения Японии (1884−1889).
- Кокка синто государственный синто. Существовал в виде официальнойидеологии и религии с периода Мэйдзи до конца Второй мировой войны.
- Кокугаку провинциальные школы среднего ранга для детей местныхчиновников (в отличие от дайгаку, которые находились в столице). Позднеекокугаку философское направление «национальная школа».
- Кокугакуся — ученые, являвшиеся сторонниками «национальных (японских)наук».
- Кокумин дотоку лозуг «Национальная мораль». Кокуминсюги — национализм. Кокусайка — интернационализация.
- Кокусэйсюги крайний национализм, превознесение национальной специфики.
- Кокусуй крайний национализм.
- Кокутай-но хонги «Основные принципы кокутай» (1937). Официальная доктарина кокутай.
- Корай какаку лозунг «Исконные цености». Косэй — индивидуальность.
- Куни-о айсуру синдзё я нихонцзин тосите-но дзикаиу «Чувства любви к своей стране и национальное самосознание японца». Шкала оценок патриотических чувств среди школьников по уровням А, В и С, введенная городским комитетом г. Фукуока в 2007 г.
- Кэйданрэн Комитет по экономике Федерации экономических организаций. Кэнкоку кинэн-но хи — День основания государства. Кюсэй — поправка (к закону).
- Макото Истина-прекрасное, скрытое в любом явлении. Мимото — индивидуальная личность.
- Миндзоку сэйсин-но канъё то кокумин доги-но кое — политика в области образования, проводившаяся кабинетом Киси с 1957 г. и делавшая акцент на воспитании, направленном на усиление духа нации и оживление национальной морали.
- Мэйрокуся «Общество шестого года Мэйдзи». Просветительское общество в 70-е гг. XIX в.
- Накама сякай товарищеское общество, должно быть сформированноличностями эпохи «холлизма», т. е. «целостности» культуры.
- Ниндзё человеколюбие, человеческая натура. Разновидность нормы гири, которая отражает более желания и чувства человека, а не долг передобществом.
- Нэнго летоисчисление по годам правления императора. Была прервана в 1945 г. и восстановлена в 1979 г.
- Окусама супруга. Употребляется как вежливая форма при упоминании жены другого человека, что является отражением японской системы мышления, когда внешнее, сото, является более уважаемым, чем свое, внутреннее, ути.
- О-мамори букв, «высокочтимые покровители». Синтоистские амулеты, обереги, изготовленные из ткани с бумажной или деревянной вставкой, на которых начертаны молитвы или пожелания.
- О-микудзи — синтоистские амулеты в виде бумажной полоски с предсказаниями судьбы.
- Он — благодеяние. Фундаментальная норма социальных отношений в японском обществе.
- Онна дайгаку" «Поучения для женщин». Трактат, написанный в конце периода Токугава, положения которого учили почитать мужа как хозяина и господина, быть прилежной в работе и сдержанной характером. Оя коко — сыновья почтительность.
- Рангаку «голандские науки». Подразумевали изучение голландского языка и западной науки на голландском языке. Рангакуся — ученые «голландских наук».
- Сакоку рон теория о закрытии страны.
- Сидзюку частные школы, которые принимали в свои ряды простолюдинов и давали ученикам специальность в области медицины, навигации и западных военных науках.
- Сингаку одно из моральных учений Токугавского периода, практическая этика, которая прививала истинные мораьлные знания.
- Сонно айкоку лозунг «Почитай императора и люби родину», использовался в конце XIX в.
- Сото-сю крупнейшая на сегодняшний день школа дзэн-буддизма, объединяет свыше 15 тыс. храмов и 17 тыс. священников. Сэйтай — самосознание.
- Сюсин мораль. Также назывался предмет в японской школе.
- Сюсинрон — «Теория морали». Перевод произведений Вэйланда, выполнений Т. Абэв 1874 г. Сютайсэй — субъектность.
- Тапгэ сякай концепция проф. Наканэ Тиэ о социальном устройстве с «вертикальной системой отношений».
- Тиго — специально подготовленные мальчики семи-восьми лет, которые участвуют в красочных религиозных праздниках.
- Тисики какун «Наставления семьям в интеллекте». Перевод работы Честерфильда, выполненый X. Нагаминэ в 1875 г.
- Тэмпура японское национальное блюдо, которое жарят в большом количестве масла.
- Тэракоя — храмовые школы, появившиеся в VI в. Во время периода Токугава стали начальными школами для простолюдинов.
- Фукоку кёхэй «Богатая нация, сильная армия». Принцип, провозглашенный деятелем эпохи Мэйдзи Фукудзавой Юкити.
- Фуцуу-но купи «Обыкновенное государство». Принцип неоконсерваторов во главе с Одзавой Итиро, согласно которому Япония должна проявлять себя как супердержава и быть готовой к вызовам глобализующегося мира. Хадзи — стыд, позор. Хангаку — княжеские школы.
- Хацумодэ первое посещение синтоистского или буддистского храма в наступившем году.
- Хи-но мару — «Красный круг на белом полотнище». Государственный флаг Японии.1. Хито человек.
- Хицуёна сисицу «Необходимые качества». Одно из положенийобновленного Основного закона об образовании (2006 г)., котороенаправлено на формирование в человеке качеств, необходимых дляуспешного социального взаимодействия и любви к родине.
- Хэйан — мир, спокойствие. Исторический период с 794-го по 1185 г., названпо расположению императорского двора в городе Хэйан-кё (современный1. Киото).
- Эма синтоистские деревянные таблички, на которых пишут обращения к божествам с самыми различными просьбами.
- Эниси — социальные отношения «квазиродственных связей» в японском обществе.