Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме того, японскому правительству пришлось столкнуться с давлением со стороны соседних Китая и Кореи, которые были обеспокоены возможностью возвращения к национализму и шовинизму, существовавшими в стране до середины XX в. Для смягчения напряженных отношений с Китаем японское правительство предложило провести совместный китайско-японский семинар ученых-историков, которые дали бы свое заключение… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Японское общество в условиях глобализации и регионализации
    • 1. Многовариантность понятий глобализации и регионализации в современной Японии
    • 2. Путь к глобализации и регионализации и их роль в росте патриотических настроений в японском обществе
  • Глава II. Развитие идеи национализма и патриотизма и традиции морального воспитания
    • 1. Особенности психологического и культурного самосознания японцев
    • 2. Генезис японской концепции национализма и патриотизма
    • 3. Исторические аспекты морально-патриотического воспитания в Японии
  • Глава III. Морально-патриотическое воспитание в современной Японии
    • 1. Государственная политика морально-патриотического воспитания в Японии
    • 2. Дискуссия в обществе по вопросу о воспитании патриотизма
  • Заключении
  • Список источников, использованной литературы и
  • Интернет-ресурсов

Концепция морально-патриотического воспитания в современной Японии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность настоящего диссертационного исследования определяется, прежде всего, местом и ролью морально-патриотического воспитания личности в условиях интеграции культур, глобализации и регионализации в целях сохранения личностью индивидуальной, социальной и национальной самоидентификации, сохранения обществом в целом культуры, а также подготовки базы для успешного развития в новой социально-экономической и политической обстановке.

Существует широко распространенное мнение, что глобализация ведет к снижению влияния национальных государственных структур, ослаблению политической власти и к приближению конца эпохи национальных государств Глобализация с присущими ей формированием транснациональных корпораций, финансовых рынков, высокой мобильностью населения и стремлением к самоопределению новых наций, действительно снижает значимость нации-государства, при этом предъявляя к нему все большие требования для решения проблем в политической, экономической, социальной сферах жизни, вопросах сохранения окружающей среды и других.

Одна из опасностей глобализации в том, что ее механизм ведет к разрушению сложившихся институтов гражданского общества и общественных устоев. Государство становится слабым и не способно отвечать вызовам нового времени. Британский социолог польского происхождения 3. Бауман конкретизирует: «Слабые квазигосударства легко низвести до уровня местных полицейских участков, обеспечивающих минимальный порядок, необходимый для бизнеса: при этом можно не опасаться, что они смогут эффективно ограничить свободу глобальных корпораций». В свете этого 3. Бауман считает, что частные интересы.

1 Ofimae К. The End of the Nation State: the Rise of regional economies. L., 1995.

2 Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004. С. 99 граждан вытесняют и замещают общественно значимые интересы, а эффективность коллективных действий сводится практически к нулю 3. «Проблема состоит не в самом ослаблении национального государства, а скорее в том, что до сих пор крайне мало сделано для заполнения образовавшегося вакуума власти» 4. Подобное ослабление государства приводит к трансформации роли личности, потере индивидуального, социально и национального самосознания, что в итоге отражается на успешном развитии государства в целом.

Предметом диссертациоиного исследования является концепция морально патриотического воспитания в Японии, его необходимость для достижения новых успехов нации в различных сферах жизни в условиях глобализации при сохранении национальной самобытности и специфического национального характера.

Объектом исследования стали концепции глобализации и регионализации, касающиеся Японии, национальный характер японцев и особенности менталитета и поведения, которые, в свою очередь, существенно повлияли на формирование у нации любви к своей родине, традиции и история морально-патриотического воспитания в Японии и обновленный Основной закон об образовании 5, принятый в 2006 г., в который внесена отдельная статья о воспитании любви к малой родине и уважении культуры и истории других наций, а также дискуссии в обществе, касавшиеся инициативы правительства по патриотическому воспитанию.

Цель диссертационной работы состоит в изучении влияния процессов глобализации и регионализации на японское общество, его национальное самосознание и поведенческие характеристики в общем контексте социально-политической жизни страны, проведении анализа причин пристального внимания японского правительства к морально.

3 Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002. С. 137.

4 Этциони А. От нмпсрип к сообществу: новый подход к международным отношенням. М., 2004. С. 196.

Кёику кнхон хо. (Основной закон об образовании) ПМонбугакусё. Официальный сайт министерства просвещения и науки Японии http://mvw. mext.go.jp/bmenu/kihon/about/6 122 123.htm. патриотическому воспитанию и сохранению национального самосознания, которое традиционно используется для достижения политических и экономических целей.

В связи с этим в рамках диссертационного исследования были поставлены следующие задачи:

Исследовать отношение японского общества к процессам глобализации, регионализации и степени вовлеченности японского общества и государства в эти процессы. Для понимания этого вопроса диссертант рассматривает общую характеристику глобализации в трудах зарубежных, отечественных и японских авторов, а также влияние глобализации на рост патриотических чувств японцев.

Провести анализ природы национального японского характера, его основных, понятий и особенностей, а также влияния японского национального характера на морально-патриотическое воспитание подрастающего поколения. При этом использовать исследования теоретического и практического характера по этнопсихологии отечественных, зарубежных и японских авторов.

Изучить этапы и особенности развития морально-нравственного воспитания в истории Японии, его влияния на современную социокультурную обстановку в стране, связь с обновленным Основным законом об образовании, а также воспитанием патриотизма на современном этапе с традициями воспитания в японском обществе.

Рассмотреть процесс подготовки обновленного Основного Закона об образовании, задачи и цели, которые он призван решать на современном этапе в новой политической ситуации.

Показать реакцию общественных кругов Японии и соседних стран на новые инициативы правительства по воспитанию патриотизма среди подрастающего поколения.

Настоящее исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех связанных с данной проблематикой вопросов. Некоторые из них требуют более детальной проработки, так как на данном этапе не представляется возможным проследить и предсказать развитие событий в такой тонкой сфере, как национальное самосознание и его устойчивость в условиях масштабных глобализационных процессов. Кроме того, анализ процесса реализации закона об образовании пока остается за рамками данного исследования в силу того, что его действие еще не имеет реальных результатов.

Методологической основой исследования являются принципы историзма и научной объективности. Принцип историзма, в частности, предусматривает исследование причин явления, факторов, повлиявших на его формирование и динамику развития, взаимодействия с другими процессами и явлениями в социально-политической и духовной сферах жизни. При этом необходимо провести междисциплинарный анализ проблемы с позиций близких гуманитарных наук для того, чтобы проблема была представлена многогранно.

Принцип научной объективности требует проведения всестороннего анализа совокупности факторов и явлений, приведших к тем или иным результатам. Поэтому диссертант начал свое исследование с изучения общих характеристик: развития глобализационных процессов в Японии и национального самосознания японцев, далее перейдя непосредственно к вопросам, касающимся истории морально-патриотического воспитания и его необходимости для успешной жизнедеятельности нации на современном этапе. Таким образом, диссертация представляет собой синкретическое исследование проблемы.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автор впервые рассматривает морально-патриотическое воспитание как необходимое условие для сохранения не только национального самосознания в условиях активной интеграции культур и капитала, но и достижении новых успехов в области международной и внутренней политики, укрепления экономики и оздоровления нации. При этом подробно рассматривается вопрос сохранения личностью своего самосознания в контексте общей национальной культуры.

Практическая? ценность изучения этого вопроса состоит в том, что в настоящее время многие страны, испытывая кризис национального самосознания, пытаются найти новые пути его преодоления и роста в различных сферах общественной, экономической и политической жизни, а Япония предлагает уникальный путь решения проблемы посредством централизованного и контролируемого процесса воспитания нравственных ценностей и любви к родине, базирующихся на многовековой традиции морально-патриотического воспитания в стране. Так как в работе представлена широкая теоретическая и фактологическая база, положения и выводы диссертации могут быть использованы как исследователями для дальнейшей разработки проблематики, так и практиками, занимающимися решением сходным проблем как в России, так и в других странах. Также собранный в диссертации и вводимый в научный оборот материал может быть использован для подготовки лекционно-семинарских занятий в области истории, социологии, этнопсихологии и других смежных науках по различных специальностям.

Степень изученности темы. По избранной теме в отечественной и зарубежной историографии нет исчерпывающих трудов. Литературу, в которой нашли отражение проблемы, послужившие предметов настоящего исследования, можно разделить на несколько разделов.

Исследуя проблему генезиса и влияния процессов глобализации и развития регионализации на социально-экономическую сферу жизни японцев, особо следует выделить труды В. Э. Молодякова, С. В. Чугрова, В. В. Совастеева и других исследователей, которые обращаются к идее приоритетного развития регионализации в стране. Проблемы глобализации и регионализации в Японии и мире, а также влияние глобализации на социальное и национальное сознание были изучены по работам японских авторов К. Омаэ, Т. Одзава, И. Сакамото, А. Кодзима, Д. Икэда, Ф. Тагути, К.

Судзуки, Т. Оки, Т. Иногути, А. Киёси, материалам научных симпозиумом, посвященным роли и месту Японии в глобализующемся мире, а также по докладу кабинета министров Японии, в котором приводятся основные характеристики проявления глобализации в японской экономике в 90-х гг. прошлого века. Аналитические материалы японской прессы и информационных порталов Интернета («Никкэй Кинъю Симбун», «Асахи симбун», «Никкэй нэт») и японских экономических организаций (в том числе Japan Economic Foundation, JEF), освещавших влияние глобализации на японское общество, экономику и политику, дополнили картину отношения японского общества к глобализации.

При изучении особенностей японского национального характера, традиций морального воспитания и влияния идей национализма в Японии были использованы работы российских востоковедов Н. И. Конрада, К. О. Саркисова, С. В. Чугрова, В. А. Пронникова, И. Д. Ладанова, Э. В. Молодяковой, Т. П. Григорьевой, В. Э. Молодякова, С. Б. Маркарьян, А. Е. Жукова, А. Н. Мещерякова, С. Ч. Лим, В. Т, Нанивской, Ю. Д. Михайловой,.

A.И. Самсина, Е. С. Штейнера, М. Н. Корнилова, А. Н. Игнатовича, Г. Е. Светлова, Л. Д. Гришелевой, Н. И. Чегодарь, В. М. Гайдара, И. В. Мазурова,.

B.В. Совастеева и других авторов. Ценный материал был почерпнут из работ западных авторов Р. Бенедикт (которая дала как теоретический материал общего этнопсихологического характера, так и одно из самых ценных исследований японского национального характера), Ф. Мараини, Ч. Данна, Ю. Берндта, Р. Дора, Г. Норманна, японских исследователей К. Янагида, Т. Ивата, М. Минору, О. Мияги, Н. Хироси, С. Иэнага, С. Сайто, Т. Ямасита, Ю. Тадзава, С. Мацубара, К. Исикава, И. Амано, Т. Macao, К. Кайго, К. Сикэока, М. Ассо, Ё. Хан, а также материалов справочных изданий и прессы на японском языке.

В то же время ощущается нехватка литературы в области концепции патриотизма в Японии. Это связано в первую очередь с тем, что тема патриотизма является новой в японском обществе и еще мало исследована.

Существующие исследования как в отечественном, так и в зарубежном научном сообществе обращаются в первую очередь к понятию национализма, оставляя за рамками вопрос развития патриотической идеи в силу того, что сами японцы впервые в истории обращаются к этой идее только в конце XX — начале XIX веков.

В особый раздел попадают источники и материалы прессы, информационных и общественных порталов, на основе которых представлены материалы о подготовке и обсуждении обновленного Основного закона об образовании в Японии. Их можно представить в виде:

— японских официальных источников (официального сайта Кабинета министров, Министерства просвещения Японии, торговой экономической организации JETRO (Japan External Trade Organization);

— японских средств массовой информации на японском и частично на английском языках (Иомиури симбуи, Асахи симбун, Киодо Цусин он-лайн, Санкэй симбун, Джапан тудэй, Нихон тэрэби (JIuxoh тэрэби сэрон тёса (Опросы общественного мнения телекомпании «Нихон тэрэби»));

— японских сайтов, созданных для обсуждения проблем образования и, в частности, дискуссий по вопросам изменений в Основном законе об образовании: Анкоро брогу (Всеяпонская сеть «Остановим ухудшение закона об образовании!»), Хи-но Мару Кими-га Ё га дайниёру дзинкэн синга симин онбудзу пасон («Хи-но Мару «и «Кими-га Ё» — посягательство на права человека»), Hatena diary, Кёику кихон хо. Мэру магадзин (Почтовый журнал «Основной закон об образовании»), Кёику кихон хо кайсэй дзёхо сэнта (Информационный центр «Изменения в Основном законе об образовании»);

— англоязычной прессы и интернет-порталов: Би-Би-Си, Тайме, «Американо-японского общество связей и сотрудничества в сфере образования», Voice of America',.

— китайских источников, а именно Официального сайта Министерства обороны Китайской Народной Республики, информационного агенства Синъхуа, новостного портала Ynet.com, научного сайта Хуанъцю шибао.

Кроме того, были использованы некоторые информационные источники на русском языке, которые освещали процесс подготовки и обсуждения обновленного закона об образовании в Японии.

Положения, выносимые на защиту;

1. Глобализация существенно влияет на духовную, культурную и психологическую составляющие японской личности, что отражается на национальном самосознании нации в целом. Эти процессы вынуждают японское правительство обратиться к воспитанию морально-патриотическому как средству укрепления национального самосознания и достижения успехов во всех областях жизни.

2. Морально-патриотическое воспитание тесно связано с особенностями национального характера японской нации, а сам японский национальный характер играет большую роль в формировании патриотических настроений в японском обществе на современном этапе.

3. Любовь к родине, уважение к истории, традициям и морально-патриотическое воспитание являются характерными для японской нации.

4. В настоящее время впервые в истории страны поднимается вопрос сугубо патриотического воспитания, которое противопоставляется идеям крайнего национализма, которые привели Японию к идеологическому краху в середине XX века.

5. Япония — страна с давней и богатой историей морального воспитания, проводившегося в семье, обществе и главным образом в школе. В настоящее время правительство активно использует те традиции морального воспитания, которые помогут сформировать патриотическое отношение молодежи к своей стране и культуре.

6. Японское правительство проводит четкую грань между национализмом и патриотизмом, указывая на то, что настоящий патриот уважает культуру и историю не только своей страны, но и культуру и традиции других стран и народов.

7. Закрепление в целях Основного закона об образовании 2006 г., пришедшего на смену закону об образовании 1947 г., воспитания любви к родине и уважения традиций и культуры своего народа является здоровым и необходимым процессом, который существенно поможет нации построить «красивую страну» (уг{укусгш куни).

Структура диссертационного исследования.

Цели и задачи настоящего диссертационного исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.

Заключение

.

Проведя данное диссертационное исследование, диссертант пришел к следующим выводам.

Глобализация является многоплановым и неоднозначным процессом, который в данное время уже вышел за рамки экономической сферы, затронул все области жизнедеятельности человека: мировое хозяйство, политические структуры, экологическую взаимозависимость, информационное пространство, которое стирает границы в духовной, культурной, психологической составляющей жизни личности. При этом большая часть исследований, посвященных проблемам глобализации, посвящались решению политических, социально-экономических и экологических проблем, оставляя за бортом тонкую сферу человеческой психики и, по Штомпке, возможность нанесения социокультурной травмы, возникающую при любых разрывах и изменениях в социальной области. Постепенно глобальные процессы ведут к размыванию и обесцениванию регулирующих функций национального государства, что, в конечном итоге, приводит к «новому мировому беспорядку» (по 3. Бауману).

Глобализацию принято считать продуктом экономического развития стран Запада, которые являются фарватером глобальных процессов. Однако не все исследователи придерживаются точки данной зрения. Так, А. Франк указывает на то, что быстрый рост экономик некоторых восточных стран имеет причины в привычном для этих стран экономическом и политическом доминировании на мировой арене. Эта позиция строится на том факте, что с XVI до XVIII веков некоторые страны Азии являлись лидерами в мировой экономике, а также представляли собой крупные государственные образования. Отставание стран Востока было временным явлением, которое является лишь вехой в циклично развивающейся истории. Это, по Франку, отчетливо видно на примере Китая, который вновь реконструирует концепцию «Срединной страны», которой присуща идея о ведущей роли страны в регионе. Правильным будет считать, что Япония тоже является примером, подтверждающим теорию Франка.

Япония активно изучает проблему глобализации и своей роли в меняющемся мировом пространстве, степени участия в глобальных процессах, а также взаимосвязь процессов глобализации и подъема патриотических настроений в обществе. В целом японская академическая общественность не выработала единого четкого определения, что такое современная глобализация. Однако большинство ученых указывают на то, что глобализация является органичным продолжением процесса интернационализации, которая имеет влияние как на политико-экономическую сферу, так и на тонкую сферу человеческой психики. Этой же точки зрения придерживаются и отечественные исследователи, опираясь на теорию трех волн интернационализации, разработанную В. Э. Молодяковым.

После Второй мировой войны интернационализация, проводившаяся США и другими развитыми странами, была направлена на то, чтобы как можно быстрее вовлечь Японию в сферу нового мирового капиталистического порядка, проводником которого страна должна была стать в регионе. При этом Япония, решая вопросы сотрудничества с западной цивилизацией, опиралась и на собственный опыт, формирование которого началось с периода преобразований Мэйдзи. В исторически рекордно короткий срок после Второй мировой войны Япония из страны с разоренной экономикой, которая контролировалась оккупационными американскими властями, превратилась в мощную экономическую державу, уступая первое место лишь США.

После подписания страной Сан-францисского мирного договора в 1951 г. интернационализация страны сопровождалась внутренним японским экономическим прагматизмом и политическим реализмом. Япония присоединилась к Международному валютному фонду (1952) и стала членом Организации объединенных наций (1956). Значительную роль в устойчивом экономическом росте страны сыграл «План удвоения национального дохода» (известный как «План Икэда»), основной целью которого было максимизировать экономический рост, повысить уровень жизни народа и обеспечить всех граждан рабочими местами. Эти цели были достигнуты, одновременно проводилась работа по установлению гуманитарных связей в различных областях с соседними странами. Япония открыла свои университеты для студентов в основном из Кореи, Таиланда, Китая и Филиппин, которые приезжали на учебу, стажировку и в качестве научных сотрудников. Япония передавала накопленный за последние 150 лет индустриально-технический, технологический, образовательный, гуманитарный опыт, справедливо подчеркивая, что близость культур является существенным вспомогательным фактором для быстрого освоения нового. Так Япония формировала положительный образ у соседей и в мире.

В свою очередь, у японцев происходит духовное переосмысление ответственности за развязывание войны на Тихом океане и в азиатских странах. Постепенно происходит обращение к культурному, духовному и цивилизационному единству народов Востока, прежде всего Китая, Индии и Японии.

Многие японские исследователи отмечают, что глобализация приводит к разрушению национальных границ, суверенитета и приводит к формированию новой глобальной общности, делая акцент на том, что глобальные процессы являются основной угрозой национальной самобытности и национального самосознания. Учитывая то обстоятельство, что за последние полтора столетия нация претерпевала серьезные изменения во всех областях жизни, болезненное восприятие глобализации в японском обществе вполне оправдано. Карибэ Ёсихито развивает идею, близкую идее Штомпке о «социокультурной травме», и указывает, что хотя желание понять глобализацию присутствует в различных социальных слоях японского общества, у большинства японцев она вызывает беспокойство и дискомфорт, так как вызывает сверхбыстрое нарушение порядка.

Японцам присуще понимание того, что для человека его индивидуальность, неповторимость и уникальность остается единственной точкой опоры в быстро меняющемся мире. Это же применимо к обществу в целом. Уникальность и самобытность нации являются локомотивом ее успешного развития. Осознавая проблему, правительство Японии стало предпринимать меры для укрепления национального самосознания, воспитания уважения к истории, корням, традициям народа и воспитании в молодежи качеств, которые являются необходимыми для формирования нового типа личности, гордящегося своей страной и ее историей и готового ответить на вызовы времени. Упор был сделан на морально-патриотическое воспитание, которое развивалось с момента зарождения первых ппсол в Японии теракоя в VI веке.

Традиция морально-нравственного воспитания в Японии на протяжении многих веков была связана с конфуцианской доктриной, которая провозглашала необходимость уважения старших, учителей, власти. Причем, в отличие от китайского варианта конфуцианства, в Японии не прижилась идея о «мандате неба», то есть о правомерности занятия императором трона. В японской истории никогда не обсуждался вопрос о необходимости сместить императора, в случае усиления других социальных слоев последний оставался сакральным лицом, участвовавшим в религиозных культах. Это говорит о том, что моральное воспитание было тесно связано с традиционным пиететом по отношению к власти.

При этом необходимо обратить внимание на то, что японцам свойственны черты характера, которые в течение долгого времени позволяли нации выживать в тяжелых природных условиях, коллективно решать задачи и жить по законам гармонии с природой и обществом. Концепция гармонии (ва) является главной в японском национальном характере. Кроме того, еще в период феодализма нацией были выработаны фундаментальные основы социальных отношений, которые имеют свою силу и сегодня. Среди них можно выделить «благодеяние» {он), «сыновью почтительность» (оя-коко, которую считают частью нормы он), «долг» (гири), «человеколюбие» (, ниндзё). Особое у японцев и отношение к труду, которое идейно было оформлено в ХУШ в. Исидой Байганом. Трудолюбие считается одной из главных черт японского национального характера.

Осознавая необходимость перемен в этнической характере японцев, нация направляет свои усилия на формирование новых черт характера, среди которых главное место отводится индивидуальному. Индивидуализация (кодзинка) стала приоритетной идеей для молодежи. Но до настоящего времени доминирующим для японцев остается общественное, которое превалирует над личным. Не претерпело больших изменений отношение к правам человека и личной свободе, когда права личности учитываются меньше, чем потребности общества. Это существенным образом отражается на восприятии патриотизма, которое требует личного участия в патриотическом процессе каждого гражданина страны.

Одновременно с объективно присущими японцам чертам национального характера, активно пропагандируются мифы, которые формируют уверенность в монолитности и сплоченности нации («иккоку-исин»). Данная стереотипизация активно проводится через средства массовой информации и является мощным социальным регулятором.

Так как в настоящее время Япония является второй по экономической мощи державой в мире, остро встает вопрос о новой роли Японии в мировой политике. Страна, которая уступает только США не только в экономике, но и по уровню материальных отчислений в бюджет ООН, до сих не является постоянным членом Совета безопасности ООН и имеет конституцию, запрещающую участие в военных действиях (согласно 9-й статье конституции), в том числе и в антитеррористических военных операциях. Иными словами, в некоторых областях жизни не может активно влиять на происходящие в мире процессы, хотя для этого имеется материально-техническая база.

Правительство Японии в последние годы одной из главных задач своей деятельности видело подготовку и принятие обновленного Основного закона об образовании, который среди воспитательных задач закреплял необходимость формирования в молодежи и более старших поколениях любви к родине, уважения к культуре и традициям, понимания процессов и их причин, происходивших в истории страны, и уважительного отношения к соседним странам. Основой этого послужило то, что японцы до сих ощущают болезненное чувство вины за злодеяния, совершенные во время Второй мировой войны. Необходимость избавить людей от чувства, которое не дает по-новому осмыслить достижения японской нации и идти вперед, чувствуя не только сожаление, но и гордость за свою нацию, подталкивает правительство к радикальным действиям в этой реформирования системы образования.

Кроме того, правительством была осознана опасность тотального изменения индивидуальности под активным влиянием глобализации, что могло бы привести к полной дестабилизации во всех сферах общественной жизни. По 3. Бауману, в быстро меняющемся мире личность является единственной устойчивой единицей, поэтому укрепление ее психологической самооценки, налаживание внутренней связи с национальной культурой и традициями, которые буду духовно «питать» личность и давать ей силы успешно реализовываться в различных областях жизни, в том числе и в общественной, является единственным условием сохранения индивидуальности и высокой самооценки. Это же применимо к жизни такого крупного организма, как нация.

Если Закон об образовании, принятый в 1947 г. ставил своей задачей «воспитание человека, стремящего к правде и миру» и «создание богатой культуры отдельной личности», то принятый в 2006 г. обновленный Основной закон об образовании особое внимание уделяет взаимодействию семьи и школы в вопросах воспитания детей, любви к малой родине и формированию в человеке «необходимых качеств» (хгарёна cucuify). В преамбуле закона 2006 г. написано, что в целях создания новой культуры необходимо воспитать личность, следуя традициям. Кроме того, в пятом параграфе второй статьи «Задачи обучения и воспитания» говорится о воспитании уважительного отношения к другим странам и культурам, а также необходимости вносить вклад в развитие международного сообщества и мира. Однако для многих современных японцев вопрос о том, что такое воспитание патриотизма не до конца ясен как в морально-этическом плане, так и в практической плоскости. Одна из важнейших причин этого явления — се большее наступление глобализации, которая все меньше оставляет человеку возможность развития традиционных морально-патриотических начал.

Нельзя сказать, что инициатива правительства была понята и единодушно одобрена обществом. Противодействие принятию обновленного Основного закона об образовании вылилось в мощное общественное движение. Были основаны несколько крупных Интернет сайтов, на которых регулярно выступали видные общественные деятели и известные педагоги, а также могли высказаться рядовые граждане. На сайтах публиковались отчеты о проведенных акциях протестов, митингах, документы, решения судов, которые запрещали обязывать всех учеников и сотрудников школ вставать при пении государственного гимна «Кими-га Ё» и поднятии государственного флага «Хи-но мару». Высказывались мнения, что детям навязывают «патриотизм» и «самосознание в качестве японца» и оценивать знания и духовный мир ребенка по этим параметрам является недопустимой практикой.

Также против высказывались представители национальных меньшинств, проживающие в Японии. Они указывали на то, что нельзя оценить насколько ребенок патриотично относится к стране, в которой он живет, что предложенная система оценки знаний по этому предмету и глубокая связь с конфуцианскими нормами поведения противоречат разумным нормам и заставляет ребенка безоговорочно подчиняться учителю, а не относиться критически к существующему положению вещей. Иными словами, такой подход ущемляет права национальных меньшинств, которым силой навязывается гордость за чужую культуру и историю, и не учит детей самостоятельно думать. Немного другую, но также негативную позицию имеют японские христиане протестантского толка, которые настаивают на том, что обновленный закон об образовании «неконституционный» и противоречит миролюбивому характеру конституции страны и Конвенции о правах ребенка, следовать которой Япония обещала международному сообществу.

Кроме того, японскому правительству пришлось столкнуться с давлением со стороны соседних Китая и Кореи, которые были обеспокоены возможностью возвращения к национализму и шовинизму, существовавшими в стране до середины XX в. Для смягчения напряженных отношений с Китаем японское правительство предложило провести совместный китайско-японский семинар ученых-историков, которые дали бы свое заключение по самым острым вопросам истории Японии. Работа этого семинара широко обсуждалась в прессе. Однако, несмотря на оптимистические надежды, японская сторона подчеркивала, что академическая среда у сторон неодинаковая, так как японская сторона представляет точку зрения отдельных ученых, которые занимаются свободными исследованиями, а китайские ученые — позицию государства. Отметим, что корейская сторона, не участвовавшая в работе семинара, проявила огромный интерес к проблеме, и, не смотря на наличие трений с Китаем, выступила в этом вопросе с ним единым фронтом.

Несмотря на критику и сложности, испытанные при подготовке Основного закона об образовании, в декабре 2006 г. закон был принят парламентом. Этот закон, по мнению правительства, позволит японцам сохранить национальное самосознание, дать каждому члену общества ощущение гордости за причастность к великой культуре и истории, помочь личности найти свое место в мире, опираясь на лучшие черты национального японского характера, при этом развивая в себе новые качества, необходимые для успешной личностной реализации в глобализующемся мире, что, в конечном итоге, приведет всю нацию к новым рубежам в социально-экономической жизни, позволит оставаться конкурентоспособной и играть новую роль в глобальном мировом пространстве.

Показать весь текст

Список литературы

  1. ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ1. Источники1. На японском языке
  2. Кёику кинхон рицу. (Основной закон об образовании). (Закон № 25 от 31марта 1947 года).
  3. Кёику кихон хо. (Основной закон об образовании) // Монбугакусё.
  4. Официальный сайт министерства просвещения и науки Японии, http ://www.mext.go.jp/bmenn/kihon/about/6 122 123.htm.
  5. Компакуто роппо (Краткий свод законов). Токио. 1989.
  6. Найкакукуфу. (Официальный сайт Кабинета министров Японии).http://www.cao.go.jp/
  7. Нихон тэреби сэрон тёса. (Опросы общественного мнения телекомпании
  8. Нихон тэреби"). http://www.ntv.co.jp/yoron/200 704/index.html1. На китайском языке
  9. Официальный сайт Министерства обороны Китайской Народной
  10. Республики, http ://www. gfzs. gov. cn/index2. asp
  11. Официальный сайт Министерства обороны Китайской Народной
  12. Республики. Рубрика «Усилим военное воспитание, укрепим во всем народе идеи обороны страны». «100 ответов на вопросы об обороне страны», http://www.gfzs.gov. cn/ShowClass2.asp?ClassII≥5
  13. Э.А. Глобализация как процесс //Материалы семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 5. М., 2001.
  14. Г. М. Социальная психология. М., 1999.
  15. Ю.В., Дробижева JI.M., Су соколов А. А. Этносоциология. М., 1998.
  16. Бек У. Что такое глобализация? М., 2001.
  17. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.
  18. Бауман 3. Глобализация. Последствия для человека и общества. М., 2004.
  19. Бауман 3. Национальное государство V что дальше // Отечественные записки. Интернет-журнал, http://www.strana-oz.ru/? numid=7&article=326#ftnref6
  20. Р. Хризантема и меч. Модели японской культуры. М., 2004
  21. БердяевН. Философия неравенства. М., 1990
  22. Ю. Лики Японии. М., 1988.
  23. Д.П. Японские публицисты конца XIX века. М., 1978.
  24. И.В. Политическая глобалистика. М., 2000.
  25. Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. М., «Наука», 1970.
  26. М.В. Япония в Ш VII вв. М., 1980.
  27. М.В. Японский кодекс Тайхо ёро рё (VIII в.) и право раннего средневековья. М., 1990.
  28. В. Проблемы психологии народов. М., 1912
  29. В.М. Националистическая идеология в духовной жизни Японии. М., 1989
  30. В.А., Ерофеев ИД. История России. Учебное пособие. М., 2006.
  31. М.П. Связь времен (Традиции квартала Гион) // Япония. Ежегодник. 1997−1998.
  32. Э.В. Система «Общество — природа». М., 1987
  33. Э.В. Основы социальной экологии. М., 1988
  34. Годовщина капитуляции или день поминовения героев? // Информационный портал «Голос Америки» на русском языке. 17.08.2002 http://www.voanews.com/russian/archive/2002−08/a-2002−08−17−6-l.cfin.
  35. Т.П. Путь японской культуры // Япония мнимая и реальная. Под ред. проф. Я. Н. Засурского. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 2002.
  36. Гришелева Л Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI начало XX века). М., 1986.
  37. В.И. Японцы в Японии. М., 1977.
  38. Е. История Японии. Краткий очерк. М., 1939.
  39. А.Н., Светлов Г. Е. Лотос и политика, необуддийские движения в общественной мысли Японии. М., 1989.
  40. В. Л. Вестернизация как глобализация и «глобализация» как американизация // Вопросы философии. 2004, № 4
  41. Н.Н. Отв ред. Глобальные проблемы современности. М., 198 139. Интерфакс. 10.01.2007.
  42. С. История японской культуры. М., 1972.
  43. К.Д. Собрание сочинений в 4 тт. СПб., 1899. Т. 4.
  44. Карамзин Н О любви к отечеству и народной гордости // Сайт Православного информационного агентства «Русская линия». http://www.rusk.ru/st.php?idar=800 582
  45. Ё. Японская идентичность (с древности до эпохи глобализации). Дисс. канд. ист. наук. М, ИВ РАН, 2004.
  46. М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000.
  47. М.М. Природа человека. Восток Запад (опыт компаративистского анализа). Дисс. канд. филос. наук. М., 1998.
  48. Ю.Б. Од одном феномене идеологической жизни современной Японии // Философские науки. № 5, 1984.
  49. Н.И. Столетие японской революции // Конрад Н. И. Избранные труды. М., 1974.
  50. М.Н. Идеология яионизма в современной Японии // Идейно-политические проблемы Японии. М., 1988. Вып. 1.
  51. М. Н. Японская культура и общество: Аналитический обзор. М., 1983.
  52. М.Н. Японская национальная психология. М., 1981.
  53. В.Г. Этническая психология. М., Academia, 2002.
  54. JI.M. Основы социологии и политологии. М., 2003.
  55. Г. Психология народов и масс // Западноевропейская социология XIX начала XX веков. М., 1992.
  56. В.А. Философия и интеграция современного социально-гуманитарного знания // Вопросы философии. 2004. № 7
  57. Н. Ф. Система образования и воспитания в эпоху Токугава (1603 1867) //Япония 1999−2000. Ежегодник. М., 2000.
  58. Лим С. Ч. История образования в Японии (конец XIX — первая половина XX века). М, ИВ РАН, 2000.
  59. В. А. Человек и природа. М., 1978
  60. И.В. Японский фашизм. М., 1996.
  61. Ф. Япония. Образы и традиции. М., 1980.
  62. С.Б. Япония Запад: эволюция взаимовосприятия // Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М., 1996.
  63. С.Б., Молодякова Э. В. Праздники в Японии. Обряды, обычаи, социальные функции. М., 1990.
  64. А.Н. Герои, творцы и хранители японской старины. М., 1988.
  65. А.Н. сост. Книга японских обыкновений. М., 1999.
  66. А.Н. Природные условия Японии и историко-культурный процесс: любимые мифы японистики // Япония мнимая и реальная. Под ред. проф. Я. Н. Засурского. МГУ им. М. В. Ломоносова, М., 2002
  67. Ю.Д. Общественно-политическая мысль Японии 60−80-е гг. ХГХ в. М., 1991.
  68. В. Три интернационализации Японии // Япония сегодня, http ://www.j apantoday. ru/znakj ap/histori/2 303. shtml
  69. В.Э., Молодякова Э. В., Маркарьян С. Б. История Японии. XX век. М., ИВ РАН, 2007.
  70. Э.В. Политика в сфере образования// Япония. Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы. М., 1998.
  71. Э.В. Стабильность — ключевое понятие современного японского общества // Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М., 1996.
  72. Э.В., Маркарьян С. Б. Мацури. Традиционные праздники Японии. М., 2004
  73. Э.В., Маркарьян С. Б. Японское общество: книга перемен. М., 1996.
  74. М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни. М., 2004
  75. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире // под ред. Питера Л. Бергера и Сэмюэля П.Хантингтона. М., 2004.
  76. НагатаХ. История философской мысли Японии. М., 1991.
  77. Г. Б. Экологичность жизненной практики японца как основа формирования социо-культурной традиции // Размышления о японской истории. М., 1996.
  78. Я. Политика и жизнь. Мои мемуары. М., 1994.
  79. Я. и др. После «холодной войны». М., 1993.
  80. В.Т. Система «морального воспитания» в японской школе. Дисс.. канд. ист. наук. М., 1983.
  81. Г. Возникновение современного государства в Японии. М., 1961
  82. Отметки за «патриотизм» // Информационный портал «Инопресса-ру». 08.05.2003 http://www.inopressa.rU/asahi/2003/05/08/17:54:49/arc: asahi: different
  83. ОЖонрой Т. Японская угроза. М., 1934.
  84. В.Н., Шлындов А. В., отв. ред. Актуальные проблемы современной Японии. М., 2006.
  85. В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. М., 2003.
  86. Г. Г. Глобализация и цивилизованное многообразие мира. Ч. 1. М., 2002.
  87. Е. Бауман 3.: «Завтра будет стыдно за то, чем можно гордится сегодня» // Интервью Radio Praha. 20.12.2006http ://www.radio. cz/ru/statj a/86 515
  88. В. Судьбы группизма и трудовая мотивация // Япония: лики страны в разные времена. М., 1994.
  89. Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.
  90. Т. Предвыборная речь в г. Осаватоми (штат Канзас) 31 августа 1910 г.//История США в документах, http://www.grinchevskiy.ru/1900−1945/noviynacionalizm.php
  91. Н. Река времени. История глобализации. Краснодар, 2002
  92. А.И. Культура Японии: традиции и современность //Проблемы Дальнего Востока. 1988. № 4.
  93. КО. Культурно-психологичесий генотип японцев на рубеже веков // Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М., 1996
  94. КО. Политика сохранения национальной культуры. // Япония. Послевоенная государственная политика: вызовы и ответы. М., 1998.
  95. Г. Ю. Глобализация как средоточие транснациональных процессов современного мира // Современная российская политология в контексте глобализации и диалога культур. М., ИСП РАН, 2003.
  96. Т.Ю., Полянников Т. П. Национализм. Теория и политическая история. М., 2006.
  97. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии. Мифы. История. Доктрины. Политика. М., 1990.
  98. Синьхуа. Информационное агентство на русском языке. http://russian.xinhuanet.com
  99. В.В. Политическая культура Японии во второй половине XIX XX в. Владивосток, 2003.
  100. А.Н. Политология: политическая теория, политические технологии. М., 2001.
  101. Тадзава Ю., Maify6apa С. и др. История культуры Японии. Министерство иностранных дел Японии. 1992.
  102. H.JI. Япония: экономика и окружающая среда. М., 1988.
  103. И. С. Факторы, влияющие на жизненный цикл японцев // Япония: конец XX века. Последние тенденции трансформации. М., 1996.
  104. ВМ. Глобализационные вызовы и поиски ответа: Социокультурный аспект // Грани глобализации. Трудные вопросы современного развития. М., 2003.
  105. А. Памяти Роберта П. Найта и Давида Рапопорта. http ://www. childpsy. ru/index. php? view=b ook&item=5 71 &cat= 1 &fiill=yes
  106. С. JI. Глобализация: семиотические подходы. М., 2002.
  107. А.И. Глобализация: процесс и осмысление. М., 2001.
  108. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1995.
  109. И. Т. сост. Глобальные проблемы современности. Вып. 1−4. М., 1984
  110. Э.Д. Рождение греческого полиса. СПб., 2004.
  111. Ю. Самое главное — самостоятельность Японии // Япония 2004−2005. Ежегодник, гл. ред. Молодякова Э. В. М., 2005
  112. Д. и др. Глобальные трансформации: политика, экономика, культура. М., 2004.
  113. М.А. Глобалистика: путь к самоопределению // Труды Клуба Ученых «Глобальный мир», М., 2003. Т. 4.
  114. А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994
  115. С.В. Стереотипы в общественном сознании Японии // Япония: культура и общество в эпоху научно-технической революции. М., 1985.
  116. С.В. Социокультурное пространство и внешняя политика современной Японии. М., 2007.
  117. Г. Г. Введение в этническую психологию. М., 1929
  118. Е.С. Феномен человека в японской традиции: личность или квазиличность? // Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры. М., 1990.
  119. Г., Лацарус М. Мысли о психологии // Философские записки. Вып. I. Воронеж, 1864
  120. П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001. № 1.
  121. Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
  122. Этнос и политика. Хрестоматия. М., 2000
  123. ЭтциониА. От империи к сообществу: новый подход к международным отношениям. М., 2004.
  124. Юнг КГ. К вопросу о подсознании // Человек и его символы. М., 1997
  125. Япония и глобальные проблемы человечества. М&bdquo- 1999
  126. Япония. О себе и мире. Дайджест. 1993. № 16.
  127. Япония: Справочник. М., 1992.
  128. Япония сегодня. Энциклопедия «Япония от, А до Я» он-лайн, http ://www.j apantoday.ru127. «Япония угрожает ООН экономическими санкциями» // Информационный портал «Лента.ру» 18. 10.2005http ://www.lenta.ru/news/2005/l 0/18/cut/
  129. Японские христиане называют новую поправку к закону об образовании антиконституционной // Сайт Московской Патриархии. 19.12.2006. http://www.patriarchia.ru/db/text/172 482.htmlяпонском языке
  130. Анкоро брогу. (Всеяпонская сеть блогов «Остановим ухудшение закона об образовании!»), http://kyokiren.seesaa.net/article/30 050 573.html
  131. Абэ К. Сонаэру насёнаридзуму. Ориэнтаридзуму. Дзяпан. Гуробаридзэсён. (Заблудившийся национализм. Ориентализм. Япония. Глобализация). Токио. 2001.
  132. Бэй-нити кёику корю кёги-кай. (Американо-японское общество связей и сотрудничества в сфере образования). 20.20.2006 http://www.ujeec.org/index.html
  133. Вагакуни-но бункё сисаку. Хэйсэй 7 нэндо (Политика Японии в области образования и культуры в 1995 г.) Токио, 1996
  134. Ивата Тосиюки. Гакусэй окестра-э, но тэйгэн. (Рекомендации для студенческих оркестров), http://www.geocities.jp/iwatat728/2/index.html
  135. Джапантудэй. http://www.japantoday.com/jp/popvox/314/all140. Ёсимура Т. Дэмокураси-но гэндайка (Модернизация демократии). Токио, 1972.
  136. Издимэ. (Проблема издевательств в школе). Он-лайн энциклопедия «Википедия» на японском языке. http://ja.wikipedia.org/wiki/%E3%81%84%E3%81%98%E3%82%81
  137. Иомиури симбун. 24.12.2006
  138. Иомиури симбун. 18.01.2007
  139. Иомиури-симбун он-лайн. 27.01.2007 http://www.yomiuri. co. jp/feature/fe6100/nenji/
  140. ИсикаваК. Нихон сёмин кёику си. (История образования японского народа низшего сословия). Токио, 1972.
  141. Ито С. Нихон-кара-но атарасий буммэй-но нами. (Волна новой цивилизации, исходящая от Японии). Токио, 1995.
  142. Э. Кокусай сисо-но хикаку бунсэки. Нихондзин-но кокусайка. (Сравнительное исследование теории интернационализации. Интернационализация японцев). Токио, 1990.
  143. К., Сэкиока К. Киндай кёику си. Симин сякай-но сэйрицуто кёику. (История современного образования. Становление городского общества и Образования). Токио, 1979.
  144. Кёику кихон хо. Мэру магадзин. (Почтовый журнал «Основной закон об образовании»), http://www.jtu-net.or.jp/ncer/kihonho/048.htm
  145. Кёику кихон хо кайсэй дзёхо сэнта. (Информационный центр «Изменения в Основном законе об образовании»), http://www.stop-ner.jp/yoron.html#top#top
  146. КибараМ. Сихонсюги-но юрагу хи.(День потрясения капитализма). Токио, 1978.
  147. Китай сасэру нингэндзо. (Образ идеального японца). Токио, 1966.
  148. Киодо Цусин он-лайн, www.kyodo.co.jp
  149. Кокумин-но исики то ниидзу. (Сознание и потребности народа). Токио. 1991.
  150. Кокусуйсюги. (Национализм) // Википедия. Свободная энциклопедия на японском языке. http://ja.wikipedia.org/wiki/%E5%9B%BD%E7%1. В2%8В%Е4%В8%ВВ%Е7%ВЕ%А9
  151. М., Сато Н., Умэмото К. Гэндай нихон-но какусин сисо. (Идеология обновления в современной Японии). Токио, 1969.
  152. Дз. Нихон сэйдзиси. (Политическая история Японии). Токио, 1988.
  153. О. Нихондзин-но сэйкаку // Америкадзин то нихондзин. (Характер японцев // Американцы и японцы). Токио, 1976.
  154. Т. Нихондзин то нихон сякай-но токусюсэй ни цуйтэ. (Японцы и особенности японского общества). Токио. 1972
  155. Никкей Кинъю Симбун. 11.01.2007.
  156. Ниппон Кэйдзай симбун. 25.08.1997
  157. Никкей-нэт. http://www/nikkei. co. jp
  158. Нихон Кэйданрэн. (Федерация экономических организаций Японии). «Нихон Кэйданрэн Тайме», Интернет-издание, № 2764. 21.4.2005 http://www.keidanren. or. jp/j apanese/j ournal/times/index.html
  159. Нихон си дзитэн. (Японский исторический словарь). Токио, 1970.
  160. С. Нихон кёику си. (История образования в Японии). Т. 1. Токио. 1984.166. Санкэй симбун. 26.12.2006
  161. Сюкё нэнкан. Хэйсэй нэнбан. (Религиозный ежегодник 1990 г). Токио, 1991.
  162. Ф., СудзукиК. Гуробаридзэсён то кокумин кокка. (Глобализация и национальное государство). Токио, 1997
  163. Т. Нихон сякай кодзо (Структура японского общества). Токио, 1987.
  164. Хи-но Мару Кими-га ё -га дайниёру дзинкэн синга. Симин онбудзу пасон. (Интернет-портал «Хи-но Мару» и «Кими-га ё» посягательство на права человека"). 15.04.2007 http://www003.upp.so-net.ne.jp/eduosk/index.htm
  165. Т. Эдодзидай сёмин кёка сэйкаку, но кэнкю. (Исследования политики просвещения в период Эдо). Токио, 1969.
  166. Hatena diary. http://d.hatena.ne.jp/opemu/20 061 125/1164419626на китайском языке
  167. Хуаньцю шибао. http://world.people/com/cn/GB/l4549/5 227 315.html
  168. Ynet.com. Информационный портал на китайском языке. http://www.ynet. com/view.jsp?oid=l 7 279 319на европейских языках
  169. Appadurai A. Modernity at Large: Cultural Dimension of Globalization Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.176. Ashahi shimbun on-line.http ://www.asahi. com/english/column/TKY200701130146.tml
  170. Aso M., Amano I. Education and Japan’s modernization. Tokyo, 1972.
  171. Bauman Z. Globalization. Columbia Univ. Press. 2000
  172. BBC on-line, http://news.bbc.co.uk/
  173. Beasley W.G. Japan Encounters the Barbarian. Yale, Yale Univ. Press. 1995.
  174. Benedict R. Patterns of culture. Boston-N.Y., 1934
  175. Benedict R. The chrysanthemum and the Sword. 1946
  176. Castells M. The Power of Identity. Maiden, Blackwell, 1997.
  177. Central Intelligence Agency. Library on-line. Factbook. https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/
  178. Chester E. Finn, Jr. Teaching Patriotism With Conviction. Phi Delta Kappan, Vol. 87, No. 08 (April 2006), 580. http://www.pdkmembers.org/CGI-BIN/LANSAWEB?WEBEVENT+ L2D0F4C501DA40100AF7D05E+PDK+ENG
  179. Culture in Development and Globalization. Tokyo, 1995.
  180. Dore R.D. Education in Tokugawa Japan. London, 1965.
  181. Dunn C. Everyday life in traditional Japan. Tokyo, 1969.
  182. Easton and Hess. The child’s political world //Midwest journal of political science. 1962. № 6
  183. Flying Geese Paradigm // Wikipedia. http://en.wikipedia.org/wiki/FlyingGeeseParadigm
  184. Fox W. Towards a Transpersonal Ecology: Developing New Foundations for Environmentalism. Boston, 1990
  185. Frank A. ReOrient. Global economy in the Asian age. Berkeley-L., 1998.
  186. FutamiN. Japan’s International Political Roles and Responsibilities. Univ. of Essex. 1988.
  187. Inoguchi T. Japan’s International Relations. London. 1991
  188. International Education. Japan, http://www.ei-ie.org/en/news/show.php? id=315&theme=peace&country=j apan
  189. Japan bows to code of respect. //BBC news. 11.01.2007 http://news.bbc.co.Uk/2/hi/asiapacific/4 594 782.stm.
  190. Japan in the Global Community. It’s Role and Contribution on the Eve of the 21st century: Round Table Discussion // Edit, by Yasusuke M., Yutaka K. Tokyo, 1986.
  191. Japan patriot bill clears house // BBC news. 16.11.2006 http://news.bbc.co.uk/2Zhi/asia- pacific/ 6 153 314. stm
  192. JEF (Japan Economic Foundation) www.jef.or.jp
  193. JETRO. Japan External Trade Organization. http://www.jetro.go.jp/news/releases/20 070 308 682-news
  194. Khan Yoshinitsu. Japanese Moral Education. Past and Present. Madison, Teaneck, Fairleigh Dickinson University Press, London: Associated University Presses. 1998.
  195. N. «No logo». Toronto, 2000.
  196. Latouche S L’occidentalisation du monde. Essai sur la signification, la portee et les limites de runiformisation planetaire, Paris, 1989
  197. Latouche S. The westernization of the world. The Significance, scope and limits of the drive towards global uniformity. Cambridge, 1989
  198. Masao Terasaki. Moral Education in Japanese Schools: Points at issue and Difficulties. N-Y., 1992.
  199. Mathews F. The ecological self. L., 1991
  200. Minoru Mural Morality and Education in Japan Today. N-Y. 1992.
  201. Morris I.I. Nationalism and the right wing in Japan. London, N. Y., Toronto, 1960.
  202. Могшо7г J. С. The teaching of patriotism // School and society. 1942. № 56
  203. Nakane Ch. Japanese Society. Tokyo. 1987.
  204. Ohmae K. Global strategies I I Leigh Bureau. http://www.leighbureau.com/speakers/kohmae/ohmae.pdf
  205. Ohmae K. The End of the Nation State: the Rise of regional economies. L., 1995.
  206. O-yatoi gaikokujin (Нанятые на службу иностранцы) // Wikipedia. English version. http ://en. wikipedia. org/wiki/Oy atoigaikokuj in#Law. 2CAdministration andEconomics
  207. Ozawa T. Institutions, Industrial Upgrading, and Economic Performance in Japan //The 'Flying-Geese Paradigm of Catch-up Growth. Northampton, Massachusetts, Edward Elgar Publishing. 2005.
  208. Robertson R. Interpreting Globality // Robertson R. World Realities and International Studies. Glenside, 1983
  209. Robertson R. The Relativization of Societies: Modem Religion and Globalization//Robbins Т., Shepherd W., McBride J. (Eds.) Cults, Culture And the Law. Chicago, 1985
  210. Robertson R. Globalization. L., 1992
  211. Roszak Th. The voice of the earth. 1992
  212. Sakamoto Y. A perspective on the changing world order: A conceptual prelude // Global Transformation. Challenges to the State System. Ed. by Y. Sakamoto, 1994
  213. Sessions G. Deep Ecology for the Twenty-First Century. N.Y., 1995
  214. Striglitz, J.E. Globalization and Its Discontents. N.Y., W.W. Norton & Co., 2002
  215. The Basic Environmental Plan. Tokyo, 1994.
  216. The Japan Times, http://search.japantimes.co.jp/cgi-bin/nn20060921al.html
  217. Torney J. V, Hess. The development of political attitudes in children. Chicago, 1967.
  218. UJEEC. U.S.- Japan Educational Exchange Council. http://www.ujeec.org/index.en.htm
  219. Waters M. Globalization. L.-N.Y., 1995.
  220. . Френски професор громи глобализацията // «Сега». Интернет-Издание на болгарском языке. 24.03.2003http ://www. segabg. com/online/article, spis sueid=845§ionid=4&id=2
  221. СЛОВАРЬ ЯПОНСКИХ ТЕРМИНОВ и понятий
  222. Айдагарасюги констектуализм. Концепция, развивающая роль личности как субъекта культуры. Айкоку — патриотизм.
  223. Айкокусин патриотические чувства, патриотизм.
  224. Аматэрасу-о-миками, Амапгэрасу Великая священная богиня, сияющая нанебе. Верховное божество в пантеоне синтоизма, от которой, согласномифологии, ведет происхождение императорская фамилия.
  225. Буммэй кайка дзидай эпоха цивилизации и просвещения.
  226. Бун часть, доля. В социальном смысле — понимание человеком своейдоли", то есть личного вклада в отношения.
  227. Бундзайкай — культурное достояние. Состоит из мукэй (объектов духовной культуры) и юкэй (предметов материальной культуры).
  228. Ва гармония, равновесие. Фундаментальное понятие в дальневосточной культуре, в котором находятся все явления природы и должны находиться все проявления жизни человека.
  229. Гири — обязательство, долг. Фундаментальная норма социальных отношений в японском обществе.
  230. Японии в сфере экономики на Дальнем Востоке и ЮВА, плана построения послевоенной экономики Азии после предполагаемой победы Японии во Второй мировой войне.
  231. Дайгакурё, дайгаку — первая государственная школа чиновниковуниверситет), появившаяся после 702 г. В современном языке дайгакуозначает «университет».
  232. Даймё — крупные феодалы-землевладельцы.1. Дзибун свой.1. Дзико — собственный.
  233. Дзин, нин — в сложносоставных словах китайского происхождения обозначает «человек». Японское чтение «хито».
  234. Домо кёко — «Основы обучения детей». Переводы произведений Чемберлена, выполненые Ю. Фукудзава в 1872 г.
  235. Донинся — «Общество единомышлеников». Просветительское общество в 70-е гг. XIX в.
  236. Дотоку — мораль, нравственность, добродетель. Также программа моральнонравственного воспитания в Японии, моральные
  237. Дотокутэки — моральный, нравственный, добродетельный. гаку «западные науки», которые выросли из раягаку («голландских наук»)и изучали опыт западных стран в первую очередь в области науки и техники.
  238. Ученые ёгакуся способствовали распространению европейских общественнополитических идей. гакуся ученые «западных наук».
  239. Идзимэ проблема издевательства детей над одноклассниками в современной японской школе. Взята под контроль премьер-министром Японии в 2007 г.
  240. Иккоку-иссин «Одна страна — одно сердце». Концепция сплоченности, монолитности нации.
  241. Икэбана букв, «цветы, которые живут». Традиционное японское искусство аранжировки цветов.
  242. Иэ семья, клан. Социальная группа, существующая на основе рамок общего хозяйства и дома, а не кровного родства. Также система отношений, подразумевающая патерналистский подход («старший — младший», «начальник — подчиненный», «учитель — ученик»).
  243. Иэ сякай семейное общество. Наравне с пакама сякай должно быть сформировано личностями эпохи «холизма», т. е. «целостности» культуры. Кадзокуай — любовь к семье. Кадзокутэки — патерналистский.
  244. Кайтокудо — «Храм нравственности». Название одной из школ в период Токугава, которое характеризует институт школы как оплот нравственности и морали.
  245. Канаи жена (о своей). Менее вежливая форма слова «супруга», употребляемая в речи мужчиной при упоминании о своей жене. Отражает внутреннее мышление японцев, когда свое, внутреннее, ути, принижается по отношению к чужому, внешнему, сото.
  246. Кангакуин — пансионаты для малоимущих учеников и разных социальных слоев населения в эпоху Хэйан.
  247. Кандзисюги — констектуализм. Концепция, развивающая роль личности как субъекта культуры.
  248. Ката шаблон, метод, форма, тип, образец. Кёику кихон хо — Основной закон об образовании. Кёкоку итти — лозунг «Национальное единство». Ки — понятие «атмосферы» в японской культуре.
  249. Кигэнсэцу — День основания империи, общенациональный праздник, который возродился в 1966 г. под названием Кэнкоку кинэн-но хи — День основания государства.
  250. Коке, сонтё — уважение общественной собственности.
  251. Коккасюги — «Идеология государственности». Философская концепция образования, разработанная А. Мори, первым министром просвещения Японии (1884−1889).
  252. Кокка синто государственный синто. Существовал в виде официальнойидеологии и религии с периода Мэйдзи до конца Второй мировой войны.
  253. Кокугаку провинциальные школы среднего ранга для детей местныхчиновников (в отличие от дайгаку, которые находились в столице). Позднеекокугаку философское направление «национальная школа».
  254. Кокугакуся — ученые, являвшиеся сторонниками «национальных (японских)наук».
  255. Кокумин дотоку лозуг «Национальная мораль». Кокуминсюги — национализм. Кокусайка — интернационализация.
  256. Кокусэйсюги крайний национализм, превознесение национальной специфики.
  257. Кокусуй крайний национализм.
  258. Кокутай-но хонги «Основные принципы кокутай» (1937). Официальная доктарина кокутай.
  259. Корай какаку лозунг «Исконные цености». Косэй — индивидуальность.
  260. Куни-о айсуру синдзё я нихонцзин тосите-но дзикаиу «Чувства любви к своей стране и национальное самосознание японца». Шкала оценок патриотических чувств среди школьников по уровням А, В и С, введенная городским комитетом г. Фукуока в 2007 г.
  261. Кэйданрэн Комитет по экономике Федерации экономических организаций. Кэнкоку кинэн-но хи — День основания государства. Кюсэй — поправка (к закону).
  262. Макото Истина-прекрасное, скрытое в любом явлении. Мимото — индивидуальная личность.
  263. Миндзоку сэйсин-но канъё то кокумин доги-но кое — политика в области образования, проводившаяся кабинетом Киси с 1957 г. и делавшая акцент на воспитании, направленном на усиление духа нации и оживление национальной морали.
  264. Мэйрокуся «Общество шестого года Мэйдзи». Просветительское общество в 70-е гг. XIX в.
  265. Накама сякай товарищеское общество, должно быть сформированноличностями эпохи «холлизма», т. е. «целостности» культуры.
  266. Ниндзё человеколюбие, человеческая натура. Разновидность нормы гири, которая отражает более желания и чувства человека, а не долг передобществом.
  267. Нэнго летоисчисление по годам правления императора. Была прервана в 1945 г. и восстановлена в 1979 г.
  268. Окусама супруга. Употребляется как вежливая форма при упоминании жены другого человека, что является отражением японской системы мышления, когда внешнее, сото, является более уважаемым, чем свое, внутреннее, ути.
  269. О-мамори букв, «высокочтимые покровители». Синтоистские амулеты, обереги, изготовленные из ткани с бумажной или деревянной вставкой, на которых начертаны молитвы или пожелания.
  270. О-микудзи — синтоистские амулеты в виде бумажной полоски с предсказаниями судьбы.
  271. Он — благодеяние. Фундаментальная норма социальных отношений в японском обществе.
  272. Онна дайгаку" «Поучения для женщин». Трактат, написанный в конце периода Токугава, положения которого учили почитать мужа как хозяина и господина, быть прилежной в работе и сдержанной характером. Оя коко — сыновья почтительность.
  273. Рангаку «голандские науки». Подразумевали изучение голландского языка и западной науки на голландском языке. Рангакуся — ученые «голландских наук».
  274. Сакоку рон теория о закрытии страны.
  275. Сидзюку частные школы, которые принимали в свои ряды простолюдинов и давали ученикам специальность в области медицины, навигации и западных военных науках.
  276. Сингаку одно из моральных учений Токугавского периода, практическая этика, которая прививала истинные мораьлные знания.
  277. Сонно айкоку лозунг «Почитай императора и люби родину», использовался в конце XIX в.
  278. Сото-сю крупнейшая на сегодняшний день школа дзэн-буддизма, объединяет свыше 15 тыс. храмов и 17 тыс. священников. Сэйтай — самосознание.
  279. Сюсин мораль. Также назывался предмет в японской школе.
  280. Сюсинрон — «Теория морали». Перевод произведений Вэйланда, выполнений Т. Абэв 1874 г. Сютайсэй — субъектность.
  281. Тапгэ сякай концепция проф. Наканэ Тиэ о социальном устройстве с «вертикальной системой отношений».
  282. Тиго — специально подготовленные мальчики семи-восьми лет, которые участвуют в красочных религиозных праздниках.
  283. Тисики какун «Наставления семьям в интеллекте». Перевод работы Честерфильда, выполненый X. Нагаминэ в 1875 г.
  284. Тэмпура японское национальное блюдо, которое жарят в большом количестве масла.
  285. Тэракоя — храмовые школы, появившиеся в VI в. Во время периода Токугава стали начальными школами для простолюдинов.
  286. Фукоку кёхэй «Богатая нация, сильная армия». Принцип, провозглашенный деятелем эпохи Мэйдзи Фукудзавой Юкити.
  287. Фуцуу-но купи «Обыкновенное государство». Принцип неоконсерваторов во главе с Одзавой Итиро, согласно которому Япония должна проявлять себя как супердержава и быть готовой к вызовам глобализующегося мира. Хадзи — стыд, позор. Хангаку — княжеские школы.
  288. Хацумодэ первое посещение синтоистского или буддистского храма в наступившем году.
  289. Хи-но мару — «Красный круг на белом полотнище». Государственный флаг Японии.1. Хито человек.
  290. Хицуёна сисицу «Необходимые качества». Одно из положенийобновленного Основного закона об образовании (2006 г)., котороенаправлено на формирование в человеке качеств, необходимых дляуспешного социального взаимодействия и любви к родине.
  291. Хэйан — мир, спокойствие. Исторический период с 794-го по 1185 г., названпо расположению императорского двора в городе Хэйан-кё (современный1. Киото).
  292. Эма синтоистские деревянные таблички, на которых пишут обращения к божествам с самыми различными просьбами.
  293. Эниси — социальные отношения «квазиродственных связей» в японском обществе.
Заполнить форму текущей работой