Перспектива развития факторинга в России
Оценивая результаты по показателям финансовой устойчивости ком-мерческого банка можно сказать, что наблюдается практически по всем пока-зателям снижение к 2007 г. Для эффективной работы банка и его финансовой устойчивости необходимо принять меры, нормализующие ситуацию. Валюта баланса увеличилась в 2007 г. по сравнению с 2006 г. на 4,6% или 10 881,0 тыс. руб. и составила 245 138 тыс. руб., что… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ФАКТОРИНГ КАК НОВЫЙ ТИП КРЕДИТНОЙ УСЛУГИ
- 1. 1. Сущность факторинговых операций
- 1. 2. Осуществление факторинговых операций
- 1. 3. Отличие финансирования при факторинге от других кредитных продуктов
- ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНКА ФАКТОРИНГОВЫХ УСЛУГ В РОССИИ
- 2. 1. Анализ развития рынка факторинговых услуг в России
- 2. 2. Проблемы развития факторинга в России
- 2. 3. Потенциал и перспективы развития рынка факторинговых услуг в России
- ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВА РАЗВИТИЯ ФАКТОРИНГА В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО КБ «АЛЬФА БАНК»
- 3. 1. Общая характеристика ОАО КБ «АЛЬФА БАНК»
- 3. 2. Анализ основных показателей деятельности ОАО «Альфа банк»
- 3. 3. Анализ факторинговых услуг и их динамика
- 3. 4. Способы развития факторинга
- 3. 5. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
- ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Конкуренция на товарных рынках и рынках услуг заставляет идти на более гибкие взаимоотношения между поставщиком и покупателем. Сниже-ние цен, улучшение качества товаров и услуг, расширение товарной номенк-латуры, организация бесплатной доставки, бонусы и т. п. — лишь некоторые из мероприятий, к которым вынужден прибегать поставщик в современных ус-ловиях в стремлении найти и удержать покупателя. К перечисленному ряду также можно отнести предоставление поставщиком отсрочек платежа за про-даваемый товар и оказываемые услуги. Товарный кредит выгоден всем участ-никам рынка: и производителю, и дистрибутору, и розничному продавцу.
Однако сдерживающим фактором развития товарного кредита является необходимость инвестирования поставщиком значительных денежных средств в дебиторскую задолженность, а также организационные вопросы по-строения продаж в кредит, начиная с того, кому продавать, как отслеживать приход платежей, что делать, если покупатель не платит и т. д. Поэтому по-строение продаж в кредит требует не только вливания инвестиций в оборот-ный капитал, но и на пострение технологии. Альтернативой самостоятель-ному развитию товарного кредита является факторинг.
Факторинг — это относительно новый вид услуг в области финансирова-ния, особенно в России, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиа-лами, либо сами банки. Этот вид услуг является разновидностью торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капита-ла клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинго-вой компании неоплаченных платежных требований за поставленную про-дукцию, выполненные работы, оказанные услуги и, соответственно, права по-лучения платежа по ним.
Быстрый рост факторинга неудивителен для России. У нас структура экономики как раз «факторинговая», поскольку подавляющее число догово-ров поставки товара идет с отсрочкой платежа. То есть фактически это фи-нансирование под дебиторскую задолженность. Без залога, без поручи-тельств, без перевода оборотов в банк. Финансирование, которое можно по-лучить, несмотря на другие уже имеющиеся кредиты (например, под залог принадлежащей фирме недвижимости). И это выгодно предприятиям, и они это, похоже, поняли. Факторинг является уникальной альтернативой кредиту, возможностью без залога и поручительств получить необходимые средства для расчетов. Это инструмент, позволяющий минимизировать экономические риски работы с дебиторами, четко спланировать потоки денежных средств на предприятии, своевременно погасить собственную задолженность — Дебитор-ская задолженность превращается в свободные денежные средства, что дает возможность компаниям, работающим на условиях отсрочки платежа, решать проблему нехватки оборотных средств. Более того — получить деньги для раз-вития бизнеса, роста оборотного капитала, привлечения новых клиентов и как следствие увеличения объемов продаж, расширения ассортимента товаров и роста прибыли".
Поэтому сейчас рынок факторинга двигают, с одной стороны, сами факторы, осознавшие громадный потенциал этой услуги, а с другой — компа-нии. Спрос на факторинг подхлестывает и потребительский бум в стране. В минувшем году розничная торговля стала одним из самых динамичных сек-торов российской экономики. Предпосылками для такого развития служат не только высокие темпы роста розничного товарооборота, но и стремительное развитие лидирующих компаний отрасли. Несомненно, бум потребительского кредитования косвенно способствовал успешной работе компаний-факторов — «физики» больше покупали в рознице, розница больше покупала у поставщи-ков, поставщики чаще обращались за помощью к специалистам в области факторинга".
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод об актуально-сти и важности выбранной темы, о необходимости ее раскрытия, анализа по-ложения дел на факторинговом рынке, количества и качества предоставляе-мых услуг и количества компаний, предоставляющих эти услуги. Кроме того, эта тема представляет значительный интерес для изучения, так как позволяет расширить экономический кругозор и поновому взглянуть на недостатки финансирования российских предприятий.
Цель дипломной работы — изучение факторинга как нового типа кре-дитной услуги, исследование его особенностей и перспектив развития в Рос-сии.
Для реализации поставленной цели в работе решаются следующие за-дачи:
1. рассматривается понятие и виды факторинговых операций;
2. изучается процесс и принципы факторинговых сделок;
3. проводится сравнительная характеристика факторинговых операций с другими видами кредитования;
4. рассмотреть специфику факторинговых операций в России;
5. исследовать проблемы российского рынка факторинговых услуг;
6. изучить особенности и тенденции, провести анализ факторингового рынка России;
7. рассмотреть использование факторинговых сделок на примере со-временного предприятия.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литератур-ных источников, заключения и
приложения.
В первой главе работы рассматривается сущность факторинговых опе-раций и процесс их проведения. Вторая
глава IIосвящена анализу факторин-гового рынка России. В третьей главе проводится исследование факторинго-вых сделок на примере предприятия.
При написании работы использовалась учебная и научно-публицистическая
литература отечественных и зарубежных авторов, а также обзорные статьи информационной сети Интернет.
ГЛАВА 1. ФАКТОРИНГ КАК НОВЫЙ ТИП
КРЕДИТНОЙ УСЛУГИ
1.1. Сущность факторинговых операций
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является его определение как комиссионно-посреднической и кредитной операции. Термин «факто-ринг» — от английского factor (агент, посредник, маклер).
В факторинговых операциях действуют три стороны:
— факторинговая компания (или факторинговый отдел банка);
— клиент (кредитор, поставщик товара);
— предприятие (фирма) потребитель товара.
Схема организации факторинга представлена на рис. 1.1.
Рисунок
1.1. Схема организации факторинга .
Целью факторингового обслуживания является своевременное инкас-сирование долгов для сокращения потерь вследствие задержки платежа, а также предотвращение появления сомнительных долгов, повышение ликвид-ности и снижение финансового риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по веде-нию бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтересованы, по возможности, в наиболее быстром получении денег по счетам. В основе факторинга лежит покупка факторской компанией (банком) счетов-фактур клиента на условиях немедленной оплаты части стоимости (50−90%) поставок и оплаты остальной части (за вычетом комиссии) в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от дебиторов. Поэтому факторин-говые операции называют также кредитованием продаж поставщика или пре-доставлением факторингового кредита поставщику.
В соответствии с конвенцией о международном факторинге, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет какому-либо из следующих четырех признаков :
Наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований.
Ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего, учета реали-зации.
Инкассирование его задолженности.
Страхование поставщика от кредитного риска.
Классический факторинг в той форме, в которой он практикуется во всем мире, предполагает наличие коммерческого кредита в товарной форме, предоставляемого продавцами покупателям в виде отсрочки платежа за про-данные товары и оформляемого открытым счетом. Открытый счет, когда по-купатель не ыдает продавцу никакого долгового обязательства, предполагает риск. Страхование и управление рисками коммерческого кредита способны осуществить именно факторинговые компании в силу предполагаемых ими услуг.
В мировой практике существуют следующие виды факторинговых опе-раций:
— факторинг с финансированием и без финансирования;
— открытый и закрытый (конфиденциальный) факторинг;
— без права регресса и с правом регресса;
— внутренний и международный и т. д.
При факторинге с финансированием клиент (поставщик товара) усту-пает фактору-посреднику право последующего получения платежей от поку-пателей. Обычно клиенты получают от фактора 80−90% стоимости отгружен-ной продукции. Таким образом, фактор-посредник предоставляет клиенту кредит в виде досрочной оплаты поставленных товаров.
Резервные 10−20% стоимости отгрузки клиенту не выплачиваются, а бронируются на определенном счете на случай претензий в его адрес от по-купателя по качеству продукции, цене и возмещаются поставщику в даль-нейшем в момент поступления платежа за товар. Получение такой услуги от-вечает потребностям предприятия, так как позволяет ему превратить продажу с отсрочкой платежа в продажу с немедленной оплатой и на этой основе ус-корить движение капитала, сократить неплатежи.
За свои услуги фактор-посредник получает: комиссионные за инкасса-цию счетов (обычно это 0,75−3% стоимости сделки); процент по факторинго-вому кредиту, который взимается в течение срока от даты предоставления кредита до поступления средств за эту продукцию от покупателя. В мировой практике этот процент обычно на 1−2 пункта выше учетной ставки.
Под факторингом без финансирования понимают инкассирование фак-тором-посредником дебиторских счетов клиента. В этом случае клиент фак-торинговой компании или банка, отгрузив продукцию, предъявляет счета сво-ему покупателю через фактора-посредника, задача которого состоит в полу-чении причитающихся в пользу клиента платежей в сроки, согласованные клиентом (поставщиком) и покупателем в хозяйственном договоре.
Список литературы
- Гражданский кодекс РФ (ред. 06.12.2007 г.), СПС Гарант.
- Налоговый Кодекс РФ (ред. 06.12.2007 г.), СПС Гарант.
- Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 де-кабря 1990 г. № 395-I (ред. 04.12.2007 г.), СПС Гарант.
- Барышникова Н.П. Налоги России в нормативных документах. М., ЮНИТИ, 2004 г.-310с.
- Банковский менеджмент: Учебник. М.: АНХ, Дело, 2003. 743с.
- Банковское дело. Под ред. О. И. Лаврушина. М.: Банк. и биржевой науч.-консультац. центр, 2003. 428с.
- Бухгалтерский учет в банках: Учебное пособие / Под ред. А. В. Брызгалина М.: Аналитика-Пресс, 2004:.-210 с.
- Банковское дело: Учебное пособие / под ред. Д. Г. Черника 4-ое изд. М.: Финансы и статистика, 2003:. — 254 с.
- Возвратный лизинг, кредит, факторинг как способы пополнения оборотного капитала / Моисеев М. В., «Промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», N 5, май 2007 г.
- Гарантии и аккредитивы в современной банковской практике. Учебное пособие / под ред. А. Д. Голубовича. М.: Менатеп-Информ, 2000. 158с.
- Голубев С.Г., Галочкин В. В. Коммерческие банки. Учебное посо-бие. Мн.: Алгоритм, 2005. 262с.
- Гончаренко Л.И. Анализ коммерческих банков.- М.: Финансы и статистика. 2003.- 210с.
- Горский И. В. Налоговая политика и экономический рост // Финан-сы. 2003. № 1. С. 22 26.
- Дадалко В.А., Дадалко А. В. Финансы и кредит: Курс лекций. Мн.: Армита-Миркетинг, Менеджмент, 2003. 287с.
- Деньги. Кредит. Банки: Учебник / под ред. Истомина И. В. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. 623с.
- Деньги, кредит, банки: Учебник. / Под общ.ред. Г. И. Кравцова Мн.: Мисанта, 1999. 434с.
- Договор факторинга / Кирюшина И., Суслова Ю., «Новая бухгалте-рия», выпуск 9, сентябрь 2007 г.
- Жуков Е.Ф. Банки и банковские операции. М., Банки и биржи. Издательское объединение ЮНИТИ, 2003.- 374 с.
- Жоромская Н. И. О банковской классификации доходов и расходов в РФ // Налоговый вестник. 2003. № 10. С. 94 97.
- Иванов В.В. Анализ надежности банка. Практ.пос. М.: Русская деловая лит.-ра, 2006. 320с.
- Кирисюк Г. М. Бухгалтерские котировки в коммерческом банке. М., СТОЛЕТИЕ, 2003.-118 с.
- Кушлин В.И., Волгин Н. А. Государственное регулирование рыч-ночной экономики. М.: ОАО «НПО «Экономика», 2002.- 278с.
- Караваева И. В. Банковское дело.- М.: Юристъ, 2006. -421с.
- Князев В.Т. Совершенствование банковской системы и подготовка кадров для банковской службы. // Налоги. 2006. № 2. С. 28−33.
- Колосова А. Ф. О развитии налоговой системы // Экономика строи-тельства. 2005. № 7. С. 2 15.
- Колчин С. П. Проблемные вопросы практики кредитования // Фи-нансы. 2006. № 4. С. 27 29.
- Красницкий В. А. Зарубежный опыт банковского кредитования // Налоговый вестник. 2006. № 5. С. 99 102.
- Липатова И. В. Анализ доходности предприятия. // Финансы. 2005., № 12. С. 25−29.
- Литвин М.И. Оценка кредитоспособности предприятия // Финансы, 2006, № 5:.- 123 с.
- Лыкова Л. Н. Банки в России.- М.: ВЕК, 2005.- 210с.
- Миляков Н.В. Банковское дело: Курс лекций. М.: ИНФРА М, 2005. 347с.
- Нестерова Т.Н. Банковские операции. Учебное пособие. М.: Ин-фра-М., 2005. 94с.
- Основы банковского дела: Учебное пособие / Под ред. Ю.М. Ясин-ского. Мн.: Тесей, 2006. 446с.
- Попова Г. С. Анализ финансового состояния коммерческого банка. М.: Финансы и статистика, 2005. 271с.
- Пушкарева В. М. История финансовой мысли. М.: Финансы и ста-тистика, 2005.-312с.
- Ривуар Ж. Техника банковского дела. М., 2004.- 289с.
- Сажина М. А. Банковскую систему России необходимо совершен-ствовать. // Финансы. 2006. № 7. С. 10−13.
- Сарбащева С. М. Нужны кардинальные перемены. // Финансы. 2005. № 10. С. 46−49.
- Силин А. Г. Банки и система кредитования // Экономист. 2006. № 10. С. 23 27.
- Совершенствование законодательной базы. // Вопросы экономики. 2005. № 3. С. 51−59.
- Сидельникова Л.М., Сидорова С. Проблемы налогообложения коммерческих банков. Банковский аудит. М.: 2003, № 4.- с. 61.
- Сведения о банках и фирмах иностранных банков, зарегистриро-ванных на территории Россйской Федерации на 01.01.2006// Банковский вест-ник. 2006. — № 2. с.18−19
- Севрук В.Г. Банковские риски. М.: Дело, 2004. 70с.
- Создание и организация деятельности коммерческого банка. Под ред. С. И. Кумок. М.: Вече; Московское финансовое объединение, 2005. 319с.
- Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: (Курс лекций). Мн.: Мисан-та, 2003. 342с.
- Тартышный С.А. Зарубежный опыт кредитования коммерческими банками. Финансы. М.: 2005, № 7. с. 12.
- Триф А.А. Инвестиционная и кредитная деятельность коммерче-ских банков. М.: Экономика, 2005. 222с.
- Усоскин В.М. Современный коммерческий банк: управление и операции. М.: Все для Вас, 2006. 320с.
- Факторинг: правовые и налоговые аспекты / Гвардин С., «Финансо-вая газета. Региональный выпуск», N 3, январь 2007 г.
- Финансы. Денежное обращение. Кредит.: Учебник для вузов. / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2003. 479 с.
- Черкасов В.Е. Финансовый анализ в коммерческом банке. М.: Инфра-М., 2005. 272с.
- Черник Д.Г. Реформы продолжаются. Банки. М.: 2006, № 12. с. 18.
- Черник Д.Г. Основы банковской системы: Учебное пособие М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. — 244 c.
- Човушан Э.О., Сидоров М. А. Управление риском и устойчивое развитие. Учеб. пос. М.: РЭА, 2005. 526с.
- Экономика и жизнь, № 8 (8858). Март, 2006 г. Данные по банкам России на 01.01.2006 г.
- Этапы развития факторингового бизнеса в России / Пискун К., «Финансовая газета. Региональный выпуск», N 20, май 2007 г.
- Ясинския Ю.М. Денежно-кредитная система и банковский контро-линг. Мн.: БГУ, 2004 146с.
- Официальный сайт ОАО «Альфа банк» http://www.avtovazbank.ru/