Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Анализ составляющих современной оценки бизнеса

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Круг целей осуществления оценки может включать в себя: проведение слияния или поглощения, определение размера ссуды, выдаваемой под залог ценных бумаг компании, определение суммы страховых выплат при страховании имущества компании, выбор вариантов инвестиционных вложений со стороны инвесторов, оценка в юридических целях. Рассматриваемая проблема хорошо разработана западными авторами применительно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Современная оценка стоимости бизнеса
    • 1. 1. Предмет и цели оценки современного бизнеса
    • 1. 2. Законодательная база оценки бизнеса
    • 1. 3. Комплексный подход к оценке предприятия
  • Глава 2. Методы экспертной оценки бизнеса
    • 2. 1. Экспертная оценка бизнеса — доходный подход
    • 2. 2. Экспертная оценка бизнеса — сравнительный подход
    • 2. 3. Экспертная оценка бизнеса — затратный метод
  • Глава 3. Составляющие оценки бизнеса при слияниях и поглощениях
    • 3. 1. Проблемы оценки бизнеса при слияниях и поглощениях
    • 3. 2. Методики оценки бизнеса при слияниях и поглощениях
  • Заключение
  • Литература

Первые упоминания об оценочной деятельности в России относятся к середине XIX века. В это время уважаемый В. И. Даль составил словарь, в котором упоминаются «оценочное дело», «оценочная комиссия», «присяжные оценщики в городах». В это время данные понятия были широко распространены.

Датой официального начала оценочной деятельности в России можно считать 8 июня 1893 года. В этот день появились «Высочайше утвержденные Правила оценки недвижимых имуществ», для обложения земскими сборами" разработанные под руководством министра финансов Витте.

Эти правила позволяли «произвести оценку недвижимых имуществ в губерниях, в коих введено высочайше утвержденное 12 июля 1890 года Положение о земских учреждениях». Надо заметить, что уже в то время оценка в Москве, Санкт-Петербурге и Одессе носила особый порядок.

Однако после 1917 года вместе с ликвидацией частной собственности на землю и имущество интерес к оценочной деятельности был утрачен. Можно сказать, что некая часть оценки трансформировалась в некоторые функции Бюро Технической Инвентаризации (БТИ) и земельного кадастра.

Возрождение оценочной деятельности в России датируется 1992−1993 годом. В это время организовывается первая профессиональная организация Российское общество оценщиков (РОО). Осенью 1993 года Институт экономического развития (ИЭР) провел в Санкт-Петербурге первый семинар по оценке недвижимости. За основу брался опыт зарубежных стран, главным образом США. Лекции чиали зарубежные оценщики. Второй семинар прошел в Москве, третий в Нижнем Новгороде.

Затем были открыты курсы, обучающие оценке, на которых в качестве лекторов выступали российские специалисты, окончившие курсы ИЭР.

За 13 лет существования оценки был сделан большой скачек в области разработки российских стандартов оценки и методов оценки. В настоящее время существует много учебных заведений, которые обучают молодых специалистов специфике оценочной деятельности. Существует множество оценочных компаний, успешно работающих на рынке и охватывающих весь спектр услуг оценки

Однако нам многое еще предстоит разработать как в области законодательной, так и в области методологии расчетов.

Актуальность курсовой работы заключена в том, что оценка стоимости имущества является важным аспектом в деятельности любого хозяйствующего субъекта. Информация о стоимости активов предприятия интересует не только его менеджеров, но и тех, от кого во многом зависит успех бизнеса — партнеров, кредиторов, акционеров.

Оценка бизнеса — это определение стоимости компании как имущественного комплекса, способного приносит прибыль его владельцу. При проведении оценочной экспертизы определяется стоимость всех активов компании: недвижимого имущества, машин и оборудования, складских запасов, финансовых вложений, нематериальных активов.

Кроме того, отдельно оценивается эффективность работы компании, ее прошлые, настоящие и будущие доходы, перспективы развития и конкурентная среда на данном рынке, а затем проводится сравнение оцениваемой компании с предприятиями-аналогами.

На основании такого комплексного анализа определяется реальная оценка бизнеса, как имущественного комплекса, способного приносить прибыль.

Как правило, современное предприятие — это весьма сложная структура, объединяющая в себе большое количество активов совершенно разной природы — от недвижимого имущества до деловой репутации предприятия.

Поэтому, оценку бизнеса необходимо осуществлять с позиций всех трех существующих оценочных составляющих: затратного, доходного и сравнительного.

Эти подходы не используются изолированно, а взаимно дополняют друг друга, то есть для оценки бизнеса стараются одновременно использовать методы из разных подходов.

При этом, каждый подход основан на использовании определенных свойств предприятия, так или иначе влияющих на величину его стоимости.

Так, при определении стоимости с позиции затратного подхода во главу угла ставится стоимость имущества предприятия.

Затратный подход базируется на типичной мотивации и представлениях расчетливого покупателя, который не заплатит за предприятие больше, чем стоят все его активы.

При оценке бизнеса с позиции доходного подхода основой для расчетов служит доход, который, как предполагается, может принести предприятие в будущем.

Этот подход основан на ожиданиях инвесторов, которые определяют текущую стоимость предприятия, руководствуясь, в основном, прогнозной величиной будущих доходов от предприятия, а не наличием у предприятия тех или иных активов (принцип ожидания).

При использовании сравнительного подхода в оценке бизнеса, основой для определения стоимости предприятия является мнение свободного рынка, выраженное в ценах совершенных сделок купли — продажи аналогичных предприятий или их акций.

Сравнительный подход основан на принципе замещения, который говорит о том, что стоимость предприятия не может сильно отличаться от стоимости другого предприятия, обладающего эквивалентной для потенциального покупателя полезностью.

Цель курсовой работы состоит в том, что бы изучить се составляющие оценки бизнеса, показать, что все эти три подхода имеют свои преимущества и недостатки, свои предпочтительные области применения и объединяют в себе достаточно большое количество различных методов.

Глава 1. Современная оценка стоимости бизнеса

Владельцы и менеджмент предприятия должны иметь ясное представление о стоимости своего бизнеса прежде, чем будет сделано предложение инвесторам.

Стоимость бизнеса, а точнее потенциал ее роста, является определяющим фактором, влияющим на процесс принятия решения о финансировании.

Обеспечение роста стоимости инвестированного капитала — важнейшая цель управления предприятием, что, в принципе, соответствует современным тенденциям в корпоративном управлении.

При этом следует учитывать, что рыночная стоимость бизнеса определяется не столько стоимостью актвов, которыми располагает предприятие, сколько возможностями эффективного использования данных активов, с тем, чтобы генерировать стабильный и растущий денежный поток.

В процессе подобной оценки должны приниматься во внимание конкретного предприятия и его способность успешно реализовывать избранную стратегию, а также внешние факторы, характеризующие рынки, на которых действует предприятие.

Стратегия роста. Предприятие, не имеющее четкой стратегии развития, обеспечивающей лидерство в конкурентной борьбе, может быть оценено только как набор активов, отягощенных обязательствами. Разрабатываемая стратегия должна учитывать возникающие на рынке возможности и угрозы и основываться на конкурентных преимуществах предприятия.

Внешние факторы. В процессе определения стоимости бизнеса производится детальный анализ основных стратегических областей, в которых действует или планирует действовать предприятие. Анализируются экономические характеристики отрасли и потенциал рынка, структура и конкурентная среда, основные движущие силы, приводящие к изменениям в отрасли, ключевые факторы, обеспечивающие успех лидерам, оцениваются тенденции развития в будущем.

Для анализа отрасли обычно используются результаты маркетинговых исследований. Такие исследования могут быть проведены либо силами специалистов предприятия, либо, что более предпочтительно, независимой компанией, специализирующейся на исследованиях рынка. Независимая оценка рынка будет очень важным аргументом, подтверждающим потенциал развития бизнеса.

Внутренние факторы. К внутренним факторам, влияющим на стоимость бизнеса, относятся: квалификация менеджмента, решение вопросов корпоративного управления, уровень конкурентоспособности продукции и услуг, наличие эффективных технологий и ноу-хау, эффективность организационной структуры и ключевых бизнес-процессов, уровень развития систем управления.

Оцениваются возраст и состояние активов, которыми располагает предприятие. Также во внимание принимаются показатели, характеризующие стратегическое положение предприятия в отрасли, его позицию в конкурентной борьбе.

Оценка стоимости бизнеса может быть проведена с применением общепринятых в деловой практике методик.

§ 1.1. Предмет и цели оценки современного бизнеса

Оценка стоимости компании — одно из самых значимых и интересных направлений в оценочной деятельности нашей компании. Накопленный опыт позволяет аккумулировать необходимые данные по продажам компаний и выработать подходы к оценке стоимости компании, которые с успехом могут быть использованы как профессиональными оценщиками, так и финансовыми директорами предприятий.

Оценка стоимости компании документально выражается в виде отчёта, оформленного в соответствии с законодательством РФ.

Стоимость компании — это объективный показатель результатов ее деятельности. Оценка бизнеса включает в себя углубленный финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив оцениваемого предприятия.

Оценка компании производится в следующих целях:

a. определения стоимости ценных бумаг фирмы (акций или долей участия) в случае подготовки проведения сделок купли-продажи. Для принятия обоснованного инвестиционного решения необходимо оценить собственность предприятия и долю этой собственности, приходящуюся на приобретаемый пакет акций, а также возможные будущие доходы от бизнеса;

b. выкупа акций (долей, паев) в закрытых компаниях (ЗАО, ООО, товариществах) при выходе из их состава одного из акционеров (учредителей, пайщиков);

c. выкупа обществом акций по требованию акционеров;

d. конвертации и консолидации акций предприятия;

e. эмиссии новых акций открытыми акционерными обществами (для обоснования стоимости размещения акций и предоставлении Отчета об оценке и проспекта эмиссии в ФКЦБ);

f. обеспечения процесса кредитования в банке или инвестиционном фонде;

g. разрешения споров;

h. вступления в общество не денежным (имущественным) взносом в виде акций, других ценных бумаг или имущественного комплекса;

i. оценки прав требования исполнения долговых обязательств (дебиторской задолженности) при ее переуступке третьим лицам;

j. оценки при реорганизации предприятия (слиянии, поглощении, выделении);

k. обоснования целесообразности осуществления инвестиционных проектов;

l. подготовки к продаже обанкротившихся предприятий, выставляемых на конкурс;

m. подготовки к продаже приваизируемых предприятий (включая продажу пакетов их акций, еще остающихся в собственности государства);

n. обоснования вариантов санации предприятий-банкротов;

o. экономического анализ и стоимостной рыночной оценки причин и процессов несостоятельности при формировании и проведении антикризисной политики по предотвращению банкротства участников предпринимательской деятельности.

Анализ составляющих современной оценки бизнеса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

При сравнительном подходе в экспертной оценке бизнеса акции решают все. Сравнительный подход сопоставляет рассматриваемый бизнес с аналогичными, цена которых известна на рынке.

Подход основан на принципе замещения — инвестор вряд ли купит компанию, если ее стоимость сильно превышает среднерыночную, и будет искать что-нибудь подешевле.

Сравнительный подход хорошо работает на Западе, в российской же действительности он используется крайне редко.

Это связано с тем, что слишком мало компаний-аналогов. В рамках сравнительного подхода в оценочной практике принято выделять три основных метода: рынка капитала, сделок и отраслевых коэффициентов.

Все они, так или иначе, используют информацию, полученную с фондового рынка.

Например, в методе рынка капитала за основу берется стоимость предприятий-аналогов, акции которых торгуются на рынке. Его использование гарантирует высокую скорость и правдивость, но при условии достоверности информации.

Порой приходится вводить коэффициенты дисконтирования. Их использование позволяет скорректировать величины оценки и понять, как в принципе компанию может оценить рынок, в том числе сторонний инвестор или кредитор.

Метод сделок также основывается на анализе цен акций с тем отличием, что здесь рассматриваются пакеты акций сходных компаний выше контрольных.

С точки зрения инвестора, оба метода позволяют действовать по принципу «альтернативы инвестиций»: можно вложить деньги либо в оцениваемое предприятие, либо в его рыночные аналоги. Правда, надо учитывать, что цена акций может меняться в зависимости от еличины приобретаемого пакета.

Так, акции в контрольном пакете (более 50%) будут дороже, чем в блокирующем (25%).

Компании для сопоставления отбираются в три этапа. Для начала необходимо составить список потенциальных «жертв», потом среди них найти основных конкурентов и на третьем этапе выделить слившиеся и приобретенные за последний год предприятия.

При этом критерии сопоставимости обычно ограничиваются четырьмя «тождествами»: отрасли, производимой продукции, ее ассортимента и объемов производства. Но так как полностью идентичных компаний просто не существует в природе, приходится использовать ценовые мультипликаторы, то есть коэффициенты, показывающие соотношение между рыночной ценой предприятия и финансовой базой, например прибылью, выручкой, денежным потоком.

Введение

коэффициентов позволяет скорректировать величины оценки. Существует множество показателей, например

a. P/E (отношение цены компании к чистой прибыли),

b. P/EBT (отношение цены к прибыли до налогообложения),

c. P/R (отношение цены к валовым доходам).

Несколько отличается от двух предыдущих метод отраслевых коэффициентов: он основан на использовании заранее рассчитанного соотношения между ценой продажи предприятия и его производственно-финансовыми характеристиками.

Например, было определено, что цена рекламного агентства составляет 0,7 от его годовой выручки. В основном метод используется для оценки малых предприятий и считается вспомогательным.

Сегодня его трудно применять из-за отсутствия надежных статистических данных в России.

§ 2.3. Экспертная оценка бизнеса — затратный метод

Если стоимость предприятия рассматривается с точки зрения понесенных издержек, то это затратный метод.

Вследствие инфляции, изменений конъюнктуры рынка, используемых методов учета балансовая стоимость активов предприятия редко соответствует рыночной стоимости, значит, их надо переоценить.

Для этого после определения реальной стоимости всех активов из нее вычитаются все обязательства компании. В этом заключается главное преимущество подхода: он основывается на конкретных активах, что устраняет значительную часть умозрительности, присущей другим методам.

Но, с другой стороны, не учитываются перспктивы бизнеса и возможный доход.

При использовании метода чистых активов стоимость самого актива может быть высокой, но при этом его ликвидность очень низка.

В ходе экспертной оценки по этому методу цена бизнеса определяется как разность между рыночной стоимостью активов и обязательств. Оценка активов состоит из нескольких этапов.

Для начала нужно определить реальную стоимость материальных активов (машин, оборудования и т. д.). Затем оцениваются нематериальные активы (брэнд, репутация, связи, имущественные права и т. д.). На последней стадии узнается рыночная стоимость финансовых вложений.

Лучшие результаты метод чистых активов приносит, когда доходы предприятия не поддаются точному прогнозу, но оно обладает значительными материальными и финансовыми активами или когда требуется оценить новое предприятие, у которого нет данных о прибылях в прошлом.

От использования метода ликвидационной стоимости, как и от сумы, не зарекаются: финансовым директорам приходится его применять, когда предприятию грозит банкротство, и оно прекращает все операции, распродает свои активы и пытается погасить обязательства. Обычно этот метод дает минимальную стоимость оцениваемого бизнеса, потому, что распродавать активы при банкротстве приходится по низким ценам.

Кроме того, уменьшение стоимости происходит за счет ликвидационных расходов, например комиссионные оценочным и юридическим фирмам, налоги и сборы, которые платятся при продаже.

Глава 3. Составляющие оценки бизнеса при слияниях и поглощениях

§ 3.1.Проблемы оценки бизнеса при слияниях и поглощениях

Проблеме оценки стоимости компаний, в том числе и в целях поглощения, в последнее время посвящается значительное количество литературы как на русском, так и на английском языках.

На русском языке вышли книги проф. А. Г. Грязновой и проф. М. А Федотовой, переводное издание Т. Коупленда, Т. Коллера и Дж. Муррина, полностью посвященные данной тематике, а также ряд научно-практических статей — Ю. Школьникова, В. Мишнякова и др.

Названные публикации представляют собой лишь небольшую часть литературы, затрагивающей проблему оценки стоимости компаний.

Рассматриваемая проблема хорошо разработана западными авторами применительно к деловой практике западных стран. В то же время в российской экономической литературе недостаточно полно освещен вопрос возможности адекватного использования западных методик при оценке стоимости российских компаний.

Простой перенос данных методик на российскую почву не приведет к адекватным результатам анализа российских компаний. В связи с этим встает проблема, связанная с необходимостью разработки методик оценки компаний в процессе проведения слияний и поглощений, которые бы отвечали специфическим особенностям российской деловой практики и, в частности, учитывали бы особенности российской бухгалтерской отчетности.

Проведение оценки стоимости компаний в целях их приобретения является одним из конкретных видов оценки стоимости компаний. Возможны различные варианты классификации видов оценок — например, по субъектам оценки, по целям проведения оценки.

Оценку стоимости компании могут осуществлять следующие субъекты: непосредственно компания, кредитные учреждения, страховые компании, фондовые биржи, инвесторы, специализированные оценочные компании и государственные органы. Также возможна классификация по целям проведения оценки.

Круг целей осуществления оценки может включать в себя: проведение слияния или поглощения, определение размера ссуды, выдаваемой под залог ценных бумаг компании, определение суммы страховых выплат при страховании имущества компании, выбор вариантов инвестиционных вложений со стороны инвесторов, оценка в юридических целях.

При практическом осуществлении слияний и поглощений производятся как минимум два типа оценок стоимости компании.

Первый тип оценки осуществляется внутренними силами компании-покупателя и является неотъемлемой частью процедуры должной проверки (Due Diligence).

Второй тип осуществляется независимыми оценщиками и необязательно совпадает с первым по применяемым методикам и полученным результатам.

Различие между двумя типами оценки существует в силу таких объективных причин, как неодинаковый опыт оценочной деятельности и разный доступ к информации у лиц, осуществляющих оценку, а также по причине различных субъективных целей, преследуемых этими лицами.

Процедура должной проверки осуществляется с цлью максимально близкого знакомства со всеми аспектами деятельности компании-цели поглощения, а также выявления любых рисков, которые могут воспрепятствовать осуществлению поглощения и успешной последующей деятельности.

Все вопросы деятельности компании-цели, охватываемые данной процедурой, можно условно разделить на три группы — юридические, финансово-экономические и технологические.

Юридические аспекты включают в себя проверку уставной документации, договоров, лицензий и другой документации с целью проверки прав собственности компании на ее активы, в том числе на предмет их обремененности какими-либо обязательствами, а также наличия в вышеупомянутых документах условий, препятствующих успешному проведению сделки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Елисеев Дмитрий, Последний передел, Журнал «Слияния и Поглощения» № 6(28) 2005
  2. Р. Можно ли управлять стоимостью компании, «капитализируя денежный поток»? Рынок ценных бумаг, N16(223), 2002,
  3. А., Салун В. Сколько стоит «закрытая» компания? // Рынок ценных бумаг. — 1999. — № 16.
  4. В.В., Козлова А. А. Корпоративная культура: костюм успешного бизнеса.//Управление персоналом. 2000. — № 1 (53).
  5. Т., Коллер Т., Муррин Дж. Стоимость компании: оценка и управление. /Пер. с англ.-М., Олимп-Бизнес, 1999, (серия «Мастерство»).
  6. Коупленд Том, Коллер Тим, Мкррин Джек. Стоимость компаний: оценка и управление / Пер. с англ. — М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 1999
  7. Материалы круглого стола «Методология и инструментарий инвестиционного проектирования: типичные ошибки при подготовке инвестиционных проектов». 15 марта 2001 г., Москва. Организаторы: Фонд «Институт прямых инвестиций», Фонд «Институт фондового рынка и управления», «Про-Инвест консалтинг». WWW. IVR.RU.
  8. Методические рекомендации по подготовке инвестиционных предложений для предоставления потенциальным инвесторам. — М.: Финансовый издательский дом «Деловой экспресс», 2000.
  9. Мими Джеймс и Тимоти Коллер. Формирующиеся рынки: особенности оценки компаний. Вестник МакКинси («The McKinsey Quarterly, 2000, N4, p. 7−11).
  10. В., Миловидов К. Использование отраслевого мультипликатора «капитализация/запасы» в оценке стоимости нефтяных компаний // Рынок ценных бумаг. — 2000. — № 1
  11. С. Рычаги управления стоимостью компании. Рынок ценных бумаг, N 15(198), 2001,
  12. Оценка бизнеса / Под ред. А. Г. Грязновой, М. А. Федотовой. — М.: Финансы и статистика, 1999.
  13. В.В. Введение в оценку стоимости бизнеса // Аудит и финансовый анализ. — 2000
  14. В., Савицкий К. Мир слияний и поглощений / Рынок Ценных Бумаг, 2000, № 19,
  15. С. Миссия профессионала (Работник в роли философа. Рассуждения консуьтанта по созданию индивидуальной профессиональной миссии).//Управление персоналом. 1999. — № 12 (42).
  16. , М., Механизмы финансирования слияний и поглощений: международный опыт // Слияния & поглощения #4 2003
  17. Справочник финансиста предприятия. — М.: ИНФРА-М, 1996.
  18. Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной
  19. Э., Оценка компаний, российский вариант //Слияния & поглощения #10 (20) 2004
  20. В. Некоторые особенности оценки стоимости отечественных предприятий в условиях переходной экономики. Рынок ценных бумаг N 18, 2000.
  21. Ю. Особенности оценки российских компаний // Рынок ценных бумаг. — 2007. — № 4
Заполнить форму текущей работой