Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Модернизация технологических схем нефтеперерабатывающих заводов при изменении требований к ассортименту и качеству продукции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сложившееся положение требует коренного переоснащения НПЗ России новым оборудованием, совершенствования существующих и создания новых технологий, строительства новых установок. Относительно низкая загрузка большинства НПЗ (в среднем около 70%) от имеющихся мощностей в течение ряда лет привела к снижению рентабельности производства, что заставило вывести из эксплуатации часть действующих мощностей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Современные и перспективные требования к моторным топливам. Совершенствование технологии их производства (литературный обзор)
    • 1. 1. Варианты развития производства моторных топ-лив
    • 1. 2. Структура бензинового фонда и ее изменение в связи с ужесточением требований к автомобильным бензинам
    • 1. 3. Производство автомобильных бензинов с улучшенными моторными и экологическими свойствами
      • 1. 3. 1. Характеристика современных процессов производства высокооктановых компонентов бензина
  • Каталитический риформинг
  • Изомеризация
  • Каталитический крекинг. ф Алкилирование
    • 1. 3. 2. Октаноповышающие добавки и присадки к бензинам
    • 1. 3. 3. Реактивное топливо
    • 1. 4. Актуальные проблемы повышения выхода и улучшения качества дизельных топлив
    • 1. 4. 1. Основные показатели качества дизельных топлив
    • 1. 4. 2. Научные основы гидрообессеривания средних дистиллятов
    • 1. 4. 3. Катализаторы и технология гидрообессеривания
    • 1. 4. 4. Присадки к дизельным топливам
    • 1. 4. 5. Расширение ресурсов дизельных топлив и изменение их свойств. Проблемы фильтруемости топлива
  • Ф 1.5 Интенсификация первичной переработки нефти с целью повышения выхода светлых фракций и вакуумных дистиллятов

1.5.1 Повышение четкости погоноразделения и отбора дистиллятов за счет использования совершенных контактных устройств. 65 ф 1.5.2 Совершенствование конструктивных узлов вакуумных колонн и системы создания вакуума.

1.5.3 Фазовый переход жидкость-пар и способы его регулирования

Заключение. Цель и задачи работы.

Глава 2. Анализ работы предприятий ТНК/ТНК-ВР. Стратегия их развития.

2.1 Общая характеристика предприятий, входящих в состав

ТНК/ТНК-ВР.

2.2 Поточные схемы НПЗ и ассортимент продукции.

2.3 Инвестиционные проекты в нефтепереработке. Критерии выбора и последовательность их реализации.

Выводы к главе 2.

Глава 3. Совершенствование технологии производства качественных нефтепродуктов.

3.1 Реконструкция установки первичной переработки нефти.

3.2 Оптимизация фракционного и химического состава сырья изомеризации.

3.2.1 Модернизация производства бензинов на установках первичной переработки нефти.

3.2.2 Реконструкция установки изомеризации.

3.2.3 Использование установки JI-35/5 для изомеризации рецикла

Ф гексановой фракции.

3.2.4 Организация схемы вовлечения нормального бутана в товарные бензины.

3.3 Реконструкция и модернизация установок каталитического крекинга.

3.4 Оптимизация работы установок гидроочистки дизельного топлива. 131

Выводы к главе 3.

Глава 4. Разработка технологии производства малосернистых дизельных топлив.

4.1 Исследование состава и реакционной способности сернистых

Ф соединений средних дистиллятов.

4.2 Сравнительные испытания отечественных катализаторов гидрообессеривания.

4.2.1 Испытания на пилотных установках.

4.2.2 Результаты испытания катализаторов на промышленной установке.

4.3 Разработка новой промышленной технологии гидрообессеривания дизельных топлив.

4.3.1 Технология раздельного гидрообессеривания узких дизельных фракций.

4.3.2 Оптимизация режима гидроочистки и рациональное использование тепловых потоков.

4.3.3 Промышленное производство дизельных топлив с содержанием серы 0,035% и 0,05%.

4.4 Совершенствование технологической схемы и аппаратуры производства высококачественных дизельных топлив.

4.5 Доведение качества дизельных топлив до уровня современных ф требований с помощью присадок.

Выводы к главе 4.

Глава 5. Расширение сырьевой базы и совершенствование технологии получения дизельных топлив с улучшенными моторными и экологическими свойствами.

5.1 Количественная оценка зависимости характеристик дизельных топлив от их группового и фракционного состава.

5.1.1 Определение базовых показателей топлива для разработки модели зависимости состав-свойства.

5.1.2 Влияние физико-химических свойств топлив на их моторные характеристики.

5.1.3 Влияние углеводородного состава топлива на их моторные характеристики. ф 5.2 Оптимизация моторных свойств дизельных топлив с помощью присадок, регулирующих их воспламеняемость.

5.3 Улучшение воспламеняемости и эксплуатационных свойств дизельных газоконденсатных и смесевых топлив.

5.4 Расширение ресурсов и оптимизация моторных свойств дизельных топлив.

5.5 Расширение ресурсов зимних дизельных топлив путем оптимизации из низкотемпературных свойств и характеристик фильтрующих материалов.

5.6 Использование кислородсодержащих продуктов для оптимизации цетанового числа дизельных топлив.

Выводы к главе 5.

Глава 6. Повышение эффективности нефтепереработки в результате внедрения предложенных мероприятий по Ф реконструкции НПЗ.

Выводы к главе 6.

Модернизация технологических схем нефтеперерабатывающих заводов при изменении требований к ассортименту и качеству продукции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С распадом Советского Союза и образованием отдельных государств Россия столкнулась с необходимостью перехода на новую форму ведения хозяйства в рыночных условиях. В нефтяной отрасли, как и в других секторах экономики страны, произошел переход от централизованного руководства и планового хозяйства с распределением нефтепродуктов в соответствии с выделенными фондами и лимитами к новым экономическим отношениям.

Были созданы крупные вертикально-интегрированные нефтяные компании, управляющие всей цепочкой нефтяной технологии — от добычи и транспортировки до переработки нефти и реализации готовой продукции.

Россия — одна из крупнейших нефтедобывающих стран мира. Годовая добыча нефти и газоконденсата достигла в 2003 г. 400 млн. т. При этом объем переработки нефти — около 200 млн. т/год. Большинство российских НПЗ были построены 40−50 лет назад и имеют в основном старое оборудование и низкую, по сравнению с экономически развитыми странами, долю вторичных процессов переработки тяжелого нефтяного сырья. Все это не позволяет существенно углубить переработку нефти и повысить выпуск качественных нефтепродуктов, соответствующих международным стандартам.

Одним из основных продуктов нефтепереработки являются моторные топлива: в структуре мирового потребления нефти с 1998 г. по 2015 г. объем их производства должен вырасти с 51 до 56% от мощности первичной переработки [1,2].

В последние годы в большинстве регионов и стран мира нефтеперерабатывающая промышленность продолжала развиваться в сторону углубления переработки сырья и повышения качества продуктов в связи с иовыми требованиями развивающейся техники, а также под давлением экологического фактора. В связи с этим происходили структурные изменения в составе мировой нефтепереработки, что выразилось в возрастании объемов переработки сырья деструктивными процессами, прежде всего углубляющими переработку за счет крекирования тяжелых остатков (коксование), а также повышающих качество целевой продукции (гидрокрекинг, алкилирование, производство оксигенатов).

Количественные и качественные показатели развития вторичных процессов российской и зарубежной нефтепереработке (табл.1) [1] свидетельствует о том, что значительно меньший объем производства моторных топлив в России и худшее качество отечественных нефтепродуктов по сравнению с западными странами объясняется низкой долей деструктивных процессов в общем объеме нефтепереработки. Сопоставляемый по набору процессов качественный (отнесенный к мощности по первичной переработке соответствующих регионов и стран) уровень развития вторичных процессов российской нефтепереработки (Кразв) более чем в 2 раза отстает от такового для США и Японии, и в 1,8 раза — Западно-Европейского региона [3−5].

Таблица 1.

Современный состав технологических процессов российской и зарубежной нефтепереработки (на начало 2001 г.) в % к переработке нефти.

Регион Западной Европы Бывший.

Основные вторичные процессы США Россия Япония СССР (без России).

Каталитический крекинг 15,7 35,9 5,9 17,1 7,3.

Гидрокрекинг 6,3 9,3 0,4 3,5 1,0.

Термокрекинг + висбрекинг 12,3 0,4 5,3 — 3,1.

Коксование 2,6 14,7 1,9 2,1 4,7.

Риформинг, всего 12,6 18,6 11,3 12,9 11,5 в т. ч. с непрерывной регенерацией 3,7 5,6 0,7 5,5 1,9.

Гидроочистка и гидрооблагораживание топлив, всего 43,5 47,2 24,5 74,6 21,6 в том числе: бензинов 10,7 4,6 — 3,3 дистиллятов 27,1 38,5 24,5 48,2 21,6 остатков и тяжелого газойля 5,7 4,1 — 23,1.

Гидроочистка базовых масел 0,6 0,9 0,4 0,6.

Алкилирование 1,3 5,8 0,1 0,7 0,1.

Изомеризация 2,2 2,7 0,4 0,3.

Производство:

МТБЭ и других оксигенатов 0,4 0,7 0,1 0,1 0,0 ароматики 1,3 2,3 0,9 2,5 0,5 масел 1,0 1,1 1,5 0,9 1,2 кокса 0,5 4,3 0,5 0,3 1,0 битума 3,0 3,7 3,7 2,9 2,0.

Процессы, углубляющие нефтепереработку 42,7 71,7 20,1 29,3 20,8 в том числе деструктивные 36,9 60,3 13,5 22,7 16,1.

Процессы, повышающие качество нефтепродуктов 60,0 75,0 36,4 88,6 33,2.

Уровень развития вторичных процессов (Кразв) 102,7 146,7 56,5 117,9 54,0.

Аналитические расчеты показывают, что российская нефтеперерабатывающая промышленность в ближайшие 10 лет не сможет удовлетворить растущий внутренний рынок моторных топлив, дефицит которых по прогнозам уже в 2005 году составит 4,0 — 5,5 млн. т и может возрасти к 2010 году до 10 млн. т. [5].

Технологическая структура большинства НПЗ России в настоящее время не удовлетворяет требованиям глубокого использования сырья и получения продуктов высокого качества, осуществляется с низкой степенью конверсии мазута. Потребление моторных топлив и продуктов нефтехимии на душу населения в России значительно ниже, чем в развитых странах [6].

Между тем обеспеченность населения автотехникой, транспортными услугами и соответствующий объем потребления продуктов нефтепереработки и нефтехимии в расчете на каждого жителя страны относят к важнейшим характеристикам уровня жизни населения.

Именно это и должно быть главным критерием, на который необходимо ориентироваться нефтеперерабатывающей промышленности России в первом десятилетии нового века.

Однако для настоящего момента уровень развития отечественных НПЗ не соответствует требованиям XXI века, количественные и качественные показатели производства моторных топлив и других продуктов отстают от уровня развитых стран.

Требуется значительная реконструкция существующих установок и строительство новых. Многие установки наших НПЗ морально и физически устарели — их возраст превышает 15−20 лет (табл.2) [13].

Таблица 2.

Возрастной состав технологических установок НПЗ России.

Установка % от общей мощности процесса до 5 5−10 10−15 15−20 более 20.

Первичной переработки нефти 8,90 19,10 18,10 14,00 39,90.

Каталитического крекинга 20,20 — 12,30 17,60 49,90.

Висбрекинга — 4,70 11,00 — 84,30.

Каталитического риформинга 16,00 32,10 20,60 25,60 5,70.

Гидроочистки топлив 17,60 17,30 22,20 36,70 6,20.

Коксования 18,50 9,40 23,00 33,00 16,10.

Производства смазочных масел — 4,33 3,2−16,7 5−50 64−95.

Сложившееся положение требует коренного переоснащения НПЗ России новым оборудованием, совершенствования существующих и создания новых технологий, строительства новых установок. Относительно низкая загрузка большинства НПЗ (в среднем около 70%) от имеющихся мощностей в течение ряда лет привела к снижению рентабельности производства, что заставило вывести из эксплуатации часть действующих мощностей по первичной переработке нефти. Опыт эксплуатации зарубежных НПЗ показывает, что эффективная работа предприятия обеспечивается при загрузке мощностей около 90% (в США — более 95%) [5,8].

Значительный потенциал модернизации российской нефтепереработки в первую очередь заключен в катализаторных технологиях — возможности производства новых каталитических систем на существующем оборудовании катализаторных фабрик.

Для организации производства высококачественных бензинов необходимо строительство новых и совершенствование существующих установок изомеризации легких бензиновых фракций, строительство установок сернокислотного алкилирования, в первую очередь на заводах, уже эксплуатирующих установки каталитического крекинга.

Для получения дизельных топлив с перспективными показателями качества нужны новые катализаторы для процессов облагораживания, обеспечивающих снижение содержания серы и ароматических углеводородов в дизельных топливах, а также температуры их застывания, и других низкотемпературных свойств.

Процессы гидрооблагораживания тяжелых газойлей, коксовых дистиллятов, мазутов и других нефтяных остатков в последние годы начали применять и развивать в странах Запада. В России они отсутствуют, что затрудняет серийное производство нефтепродуктов с улучшенным экологическими свойствами.

Программа модернизации разработана для многих нефтеперерабатывающих предприятий России [8,10]. Решение проблемы углубления переработки нефти до 75% к 2010 г. и 85% - к 2020 г. по расчетам специалистов потребует строительство семи установок каталитического крекинга с предварительной гидроочисткой сырья общей мощностью 13 млн. т/год и восьми установок гидрокрекинга общей мощностью около 11 млн. т/год, а также расширения мощности термических процессов (висбрекинг, коксование) [8]. Потребуется также реконструкция действующих мощностей, расширения производства водорода, разработка рациональной схемы переработки нефтяных остатков, создание инфраструктуры предприятий, обеспечивающих производство продукции требуемого качества.

В числе основных 26-ти российских НПЗ Рязанский НПЗ топливно-масляного профиля Тюменской нефтяной компании занимает одно из ведущих мест.

Согласно выработанной ТНК стратегии осуществляется реконструкция завода, [9,10] предусматривающая повышение выработки бензина с 16 до 27,5%, дизельного топлива — с 23 до 30% на нефть при сокращении выхода мазута с 41 до 18%.

За счет кредита, представленного Exim-Bank (США) и собственных средств на Рязанском НПЗ реконструируется комплекс, включающий установки каталитического крекинга, сернокислотного алкилирования, получения высокооктановых добавок, каталитической дистилляции бензина каталитического крекинга по технологии компании «CDTech» и производства серной кислоты. Проводится оснащение вакуумных колонн установок АВТ-1 и АВТ-4 насадками фирмы «Koch-Glitch», что позволит повысить отбор светлых от потенциала до 98%.

В данной работе приводятся результаты многолетней работы автора, по инициативе и с участием которого проведена реконструкция установок, совершенствования существующих и создание новых промышленных схем производства высококачественных топлив, в первую очередь моторных. Приведены результаты работ по расширению ресурсов топлив, повышения качества — снижение содержания серы, улучшение моторных характеристик, низкотемпературных свойств дизельных топлив, создание топливных композиций, подготовка сырья с оптимизацией его химического и фракционного состава применительно к решению задачи снижения содержания серы в процессе гидроочистки на отечественных катализаторах, а также повышение выработки топлив за счет вовлечения газоконденсатных фракций и продуктов глубокой переработки нефти.

Научная основа разработки автора — оптимизация технологических и поточных схем, состава сырья, катализаторов, параметров процессов, а также использование принципов компаундирования и воздействия добавок и присадок для обеспечения выпуска продукции заданного качества, прежде всего моторных топлив, отвечающих возросшим химмотологическим и экологическим требованиям.

Поставленные задачи решались на предприятиях ТИК-ЯР с участием сотрудников Компании и нефтеперерабатывающих заводов. Экспериментальные исследования проводились под руководством автора сотрудниками лабораторий, цехов, аспирантами и соискателями. Отдельные этапы работы по реконструкции установок, оптимизации параметров, поточных и технологических схем выполнялись коллективом сотрудников Компании, НПЗ, ОАО «ВНИИ НП» и других организаций, что нашло отражение в виде совместных публикаций, патентов и авторских свидетельств. Работы выполнялись под руководством, по инициативе и при непосредственном участии автора.

Выражаю глубокую благодарность всем коллегам, которые принимали участие в выполнении, обсуждении и практической реализации этих разработок.

1. Современные и перспективные требования к моторным топ-ливам. Совершенствование технологии производства (литературный обзор).

Общие выводы.

Проведен анализ работы предприятий ТНК/ТНК-ВР и разработан комплекс научных технологических решений, основанных на выявленных закономерностях влияния производственных схем, компонентного и группового химического состава сырья, структуры сернистых соединений, параметров режима, состава катализаторов, воздействия добавок и присадок на выход и характеристики получаемых нефтепродуктов.

На этой основе усовершенствована технология и схемы производства моторных топлив, отвечающих современным химмотологическим и экологическим требованиям, при снижении выхода остатка — мазута и экономии энергетических затрат.

На примере Рязанского НПЗ показано, что в результате комплексной реконструкции глубина переработки нефти выросла с 58 до 65%, выход светлых нефтепродуктов с 43 до 51%.

В результате реконструкции и модернизации установок ЭЛОУ-АВТ (атмосферных и вакуумных блоков) содержание светлых фракций в мазуте снизилось с 20 до 5−7%, производительность вакуумного блока РНПЗ увеличилась в 2 раза, отбор вакуумных дистиллятов вырос на 3−4% (на нефть) с уменьшением интервала их выкипания. Таким образом улучшилось качество сырья маслоблока, а также вырос отбор вакуумного газойля — сырья каталитического крекинга с температурой конца кипения 540 °C.

Разработан способ снижения отрицательных эффектов в процессе гидроочистки бензина каталитического крекинга (потери октанового числа, тепловые «вспышки» в реакторе) путем использования риформата, как компонента сырья, рециркулирующего в процессе гидрирования.

Разработана методика применения новой антидетонационной добавки к бензинам (на основе N-монометиланилина), определены предельная концентрация и параметры эффективности в зависимости от углеводородного состава и октанового числа базового бензина:

Установлен синергетический эффект при совместном применении указанной добавки и МТБЭ. На основании разработки прекращен выпуск этилированных бензинов предприятиями отрасли.

На основании комплексного исследования состава и структуры сернистых соединений с применением моделирования перегонки методом газожидкостной хроматографии, химической ионизации и масс-спектрометрии, выявлены три группы сероорганических соединений, различных по скорости гидрогенолизалегкогидрируемые (смесь алифатических и циклических сульфидов), среднегидрируемые (гомологи тиофена и бензтиофена) и трудногидрируемые (производные бензтиофена и дибензтиофена).

По результатам исследования реакционной способности сернистых соединений и влияния режимных параметров на качество продуктов предложена и реализована новая схема раздельного гидрообессеривания легкой (180−300°С) и тяжелой (300−350°С) фракций на отечественных катализаторах для обеспечения минимального содержания серы 50−10 ррш в смесевом гидрогенизате. Оптимизация работы установки гидроочистки дизельной фракции позволила наладить выпуск дизельного топлива с содержанием серы 0,027−0,032% масс.

7. Исследовано совместное действие депрессорной, цетанповышающей и лубрикаторной присадок и установлен антагонизм при их совместном введении дизельное топливо. Разработаны способы улучшения смазывающих свойств дизельных топлив с помощью присадок.

8. На основании комплекса исследований многочисленных образцов (105 образцов) дизельных топлив разного состава и происхождения предложены способы расширения их ресурсов и сделана количественная оценка влияния группового химического состава (концентрация моно-, бии трициклических ароматических, парафиновых и изопарафинонафтеновых углеводородов) и параметров фракционного состава на химмотологические свойства топлив. Разработаны математические модели, позволяющие прогнозировать моторные свойства дизельных топлив — дымность, экономичность, динамику процесса сгорания.

Разработаны методы оценки прокачиваемости дизельных топлив при отрицательных температурах и оценки кислотности отработавших газов.

9. Предложен методический подход к принятию решений об инвестиционных проектах в нефтепереработке. Рассчитаны показатели инвестиционной привлекательности проекта.

Намечена стратегия развития предприятий ТНК-BP на период до 2020 г.

10. Проведена оценка экономической эффективности мероприятий по совершенствованию технологии и промышленных схем НПЗ. Показано, что суммарная стоимость нефтепродуктов возросла с 3226 до 3750 руб/т. Суммарный эффект от модернизации производства высокооктановых бензинов составил 4673 тыс. долл/мес.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.Е., Садчиков И. А., Шершун В. Г., Кореляков J1.B. Стратегические приоритеты Российских нефтеперерабатывающих предприятий. / Под ред. В. Е. Сомова, — М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2002. -292с.
  2. JI.E. Основные направления повышения эффективности действующих мощностей НПЗ России в настоящее время и до 2020г. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2004. — № 1. — С.3−9.
  3. В.Е. Сообща мы придем к успеху. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2004. — № 1. — С.9−11.
  4. В.П. Тенденции развития российской нефтепереработки. // Химия и технология топлив и масел. 2002. — № 2. — С.3−8.
  5. Злотников J1.E. // Химия и технология топлив и масел. 1997. — № 1 -С.З.
  6. М.Е. // Химия и технология топлив и масел. 1997. — № 2. -С.З.
  7. С., Кессель И. Переработка природного газа в СЖУ. // Нефть и газ Евразии (спец. репортаж). 2003. — С.86.
  8. В.Г., Кореляков JI.B., Золотарев B.JI. Проблемы и приоритеты развития российской нефтепереработки и нефтехимии в первом десятилетии. Нефтепереработка XXI века. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2000. — № 1. — С.3−7.
  9. Traa Y. Entwicklungen und Trends in der Raffinerietechnick. // Erdol Erdgs Kohle, 119, 2003. Heft 2.C.82−85
  10. Ю.Каминский Э. Ф., Хавкин В. А., Осипов JI.H. и др. О приоритетах развития нефтепереработки в России. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2002. — № 6. — С.5
  11. Нефтепереработка и нефтехимия в Российской федерации и республиках СНГ (IV ежегодный международный круглый стол). // Химия и технология топлив и масел. -2001. № 1. — С.4.
  12. Нефтегазовая вертикаль. -2003. № 3. — С.20−27.
  13. Н. //Нефтегазовая вертикаль. -2000. № 2. — С.54−57
  14. H.Radler М. //Oil and Gas journal. 1999. — V.97.№ 51. — p.45−90.
  15. Э.Ф., Хавкин В. А., Глубокая переработка нефти: технологический и экологический аспекты. М.: Техника, 2001.- 384 с.
  16. М.И., Гайдук И. Нефтепереработка новые вызовы времени. // Нефтегазовая вертикаль. — 2001. — № 17. — С.20−26.
  17. В.М. Реконструкция завода. Стратегия Тюменской нефтяной компании. // Химия и технология топлив и масел. 2000. — № 5. — С.8.
  18. М.И. // Российский химический журнал. 1997. — № 1. — С.42−46
  19. А. // Нефтегазовые технологии. 1995. — № 1. — С.55−58.
  20. К. // Нефть России. 2005. — № 6. — С.77−79
  21. Buchsbaum A. The future of aromatics in motor fuels, Petrole et Techniques. 2001. — № 432. — p.98
  22. Preprints of the 17-th World Petroleum Congress. Rio de Janeiro. Sept. 2002. Block 2 and CD-ROM. WPC. London. — 2002
  23. Э.Ф., Хавкин B.A., Пуринг M.H. и др. Перспективные технологии производства автомобильных бензинов с улучшенными экологическими характеристиками. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1995. — 53с.
  24. К., Нока Ж. Промышленные показатели технологии обессеривания Prime G™ бензина каталитического крекинга. // Нефтепереработка и нефтехимия. — № 9. — 2003. — С.3−12.
  25. В.Е. // Экология и промышленность России. 1997. — № 6. -с.24.
  26. A.M. Присадки и добавки. Улучшение экологических характеристик нефтяных топлив. М.:Химия, 1996. -232с.
  27. A.M. Введение в химмотологию. М.: Техника, 2003. — 464с.
  28. A.M. Новые присадки к топливам. // Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 1. — С.35−38.
  29. Топлива, смазочные материалы, технические жидкости. Ассортимент и применение. Справочник под ред. В. М. Школьникова. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Техинформ, 1999. — С.35.
  30. Ипформационно-аналитическая материал «Тенденции развития каталитического риформинга». М.: ЦНИИТЭнефтехим, 2000. — 224с.
  31. Информационно-аналитический материал «Изомеризация -эффективный путь производства высокооктанового компонента бензина». М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1991. — 186с.
  32. Е.В. Технология переработки нефти и газа. 4.2. М.: Химия, 1980.-328с.
  33. М.Ф. Переработка легких прямогопных бензиновых фракций. Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. М.: Недра, 1980. — № 5, с.68−73.
  34. Справочник современных процессов переработки нефти. Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. М.: Недра, 2001. № 9. — С.58−114.
  35. П., Бренер Д., Рено М. Е., Хайцман Р. С. Усовершенствование процесса изомеризации парафинов. Техническая конференция ЮОПИ по нефтепереработке. М.1997.
  36. Н.Р., Везиров P.P. Развитие технологии получения бензина из прямогонной бензиновой фракции. // Нефтепереработка и нефтехимия. -2000. -№ 1. С. 19−22.
  37. ., Вастрипон JL, Жоли Ф., Русс М. Дальнейшее развитие технологии изомеризации парафинов. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2001. — № 4. — С. 15−27.
  38. ., Вастрипон Л., Передовые решения для процессов изомеризации парафинов. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2003. -№ 7. — С.3−9.
  39. А.И., Каталитический крекинг с кипящим слоем катализатора. М.: Нефть и газ, 1992. — 44с.
  40. М.И. Крекинг на микросферическом катализаторе. // Химия и технология топлив и масел. 1999. — № 6. — С.21−22.
  41. М.И., Каминский Э. Ф., Глаголева О. Ф. // Химия и технология топлив и масел. 2000. — № 2. — С.6−11.
  42. Avidan А.А. Studies in Surface Science and catalysts, Vol.76, Fluid Catalytic Cracking: Science and Technology. 1993, p. 1−39.
  43. Х.Д. // Нефтегазовые технологии. 1994. — № 9−10. — C.65−67.
  44. Крекинг нефтяных фракций на цеолитсодержащих катализаторах. /Под ред. Хаджиева С.Н. М. Химия, 1982. — 280с.
  45. М.И., Сюняев З. И. // Российский химический журнал, 1997. -т.41. № 1. — С.42−46.
  46. Д.Р. Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. 1992. — № 10. — С.99−102.
  47. Л. // Нефтегазовые технологии. 1995. — № 1. — С.55−58.
  48. Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. 1985. — № 9. — С.76.
  49. Ю.С., Конь М. Я. Переработка остаточного сырья на установках каталитического крекинга за рубежом. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1988. -68с.
  50. М.Я., Шершун В. Г. Совершенствование вторичных процессов за рубежом и их роль в углублении переработки нефти. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1978.-53с.
  51. Материалы семинара фирмы UOP. М., 2000.
  52. Euzen J.P. and Trambouze P. Proceedings of «Large Chemical Plants 9». European Symposium, 1995. — P.23−41.
  53. Upson L.L., Hember C.L., Lomas D.A. Studies in Surface Science and Catalysis. Vol.76, Fluid Catalytic Cracking: Science and Technology, 1993. -P.385−440.
  54. В.П. Каталитические приемы в нефтепереработке. М.: Химия, 1979.-344с.
  55. .К., Радчепко Е. Д., Алиев P.P. Катализаторы процессов углубленной переработки нефти. М.: Химия. — 1992. — 265с.
  56. Е.Д., Чукин Г. Д., Алиев P.P. Цеолитсодержащие катализаторы в нефтепереработки. -М.: Химия, 1993. -280с.
  57. Катализаторы крекинга и цеолиты (сборник научных трудов ГрозНИИ) М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1984. 103.
  58. В.Б., Нефедов Б. К., Чукин Г. Д. // Журнал физической химии. 1984. — 25. — № 1. — С.232−236.
  59. М.И., Зиновьев В.Р., Магомадова Х. К. и др. В кн.: «Производство и применение катализаторов и адсорбентов на основе цеолитов» Сб. трудов ГрозНИИ. М.:ЦНИИТЭнефтехим. — 1988. -С.180−182.
  60. Н.Л. Философия крекинга. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2001. -№ 11. — С.3−7.
  61. В.А. Сырье, катализатор и технология процесса каталитического крекинга. // Там же. С.22−28.64.0рочко Д.И., Сухимов А. Д., Осипов Л. Н. Гидрогенизационные процессы в нефтепереработке. М.: Химия, 1971. — 153с.
  62. С.С., Суворов Ю. П. Гидрогенизационная переработка тяжелых нефтяных остатков. // Химия и технология топлив и масел. -1999, № 1. -С.13.
  63. С.У., Ломас Д. А., Кисом У. //Нефтегазовые технологии. 2000. — № 2, — С. 93.
  64. Г. А., Хабибуллин С. Г. Каталитическое гидрооблагораживание нефтяных остатков. М.: Химия. — 1986. — 189с.
  65. Мелик-Ахназаров Т.Х., Соляр Б. З. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1993. -№ 9.-С.35.
  66. В.Н., Мелик-Ахназаров Т.Х. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1990. -№ 1. — С.З.
  67. С.А., Капустин В. М., Луговской А. И., Рудяк К. Б., Лебедев Б. Л. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2001. — № 11.
  68. С.В., Самохвалов А. Н., Лапкин С. А. // Российский химический журнал. 1997. — № 1. — С.51.
  69. Л.А., Хавкин В. А. и др. //Нефтепереработка и нефтехимия, 1999, № 6.-С. 18.
  70. .З., Глазов Л. Ш., Климцева Е. А., Рудяк К. Б. и др. // Химия и технология топлив и масел. 2002. — № 6. — С.8−14.
  71. .З., Глазов Л. Ш., Берман Л. А. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1999. — № 1. — С.19−22.
  72. А.А., Бройтман Л. З. // Нефтепереработка и нефтехимия. -2001. № 9. — С.18−19.
  73. .З., Глазов Л. Ш., Либерзон И. М. и др. // Химия и технология топлив и масел. 2001. — № 2. — С.21.
  74. Green D., Houdek М., Pittman R., a. Wood J. // Erdol, Erdgas. Kohle. (118 Jahrgang), Heft 5. Mai 2002. P.242−246.
  75. Chem. Systems, Ethylen|Propylene. PERP Rep. June, 2001.
  76. Материалы 3-й Российской конференции по технологиям нефтепереработки и нефтехимии. Сент. 2003. Москва.
  77. В.Г. Интенсификация жидкофазных гетерогенных процессов нефтепереработки и нефтехимии при помощи ПАВ. Автореф. дисс. д-ра техн. наук. М. 1997. ГАНГ им. И. М. Губкина, 33с.
  78. Ю.А. Физико-химическая технология сернокислотного алкилирования изопарафинов олефинами. Автореф. дисс. канд. техн. наук М. 1990. ГАНГ им. И. М. Губкина, 24с.
  79. Байбурский B. JL, Хаджиев С. Н., Леонтьев А. С. В сб. «Алкилирование i-парафинов и ароматических углеводородов. Тр. ГрозНИИ, вып. 35. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1980. — С.37−38.
  80. К.И., Сидоренко Ю. Н., Бортышевский В. А. Алкилирование на цеолитах. Киев. Наукова думка, 1991. 176с.
  81. А.Н., Галипский А. А. // Журнал прикладной химии. 1994. -т.67. — № 11. — С.1906−1908.
  82. В.Г., Васильев А. Н. Алкилирование i-бутана пропиленом на цеолитсодержащих катализаторах. // Химия и технология топлив и масел. 1948. — № 3. — С.35−37.
  83. Broekhoven E.N. van, Mas Cabre F.R., Bogaard P., Klaver G., Vonhof M. Patent № 5.986.158, 1999 (США).
  84. Corma A., Martinez A. Catal. Rev. Sci. Eng. 35(4), 1993. — P.483−570.
  85. Материалы фирмы Akko Nobel, ABB-Lummus, 2003.
  86. Материалы фирмы UOP. 1997. Roeseller C.M., Black S.M., Shields D.j. a. Gobling C.D. UOP LLC, Des Plaines. Illinois, 1997.
  87. Fellr A., Lercher J.A. Isobutane/olefin alkylation present state and recent developments. Oil a. Gas — Eur. Mag. 2002, 28, № 4. — P.27−33.
  88. Э.Ф. Разработка технологий глубокой переработки нефти для получения моторных топлив с улучшенными экологическими характеристиками. // Автореф. дисс. д-ра техн. наук, М. 1996. ГАНГ им. И. М. Губкина.
  89. Э.Ф., Хавкин В. А., Осипов Л. Н., Курганов К. М. Новые технологические производства моторных топлив с улучшеннымиэкологическими характеристиками / Росс. хим. ж. Т. XII. 1997. — № 6. -С.56
  90. А.С., Каминский и др. // Химия и технология топлив и масел. — 1996. № 1. — С. 18.
  91. Материалы семинара фирмы Lummus. М. 1996.
  92. Zhou Bin, Gan Huan-Xin, Fang Hua, Gu Rui-fang. Shiyou Huagong -Petrochem. Technol. 2002. 31, № 11, P.883−886.
  93. A.M. Присадки к топливам // Химия и технология топлив и масел. 2001. — № 6. — С.43−50.
  94. Marsaultj.-P., Joumard R. // Revue generale des routes et des aerodromes. 1990. Oct. № 678. P.7−10,57−66.
  95. Basshuysen R., Schafer F. Motortechnische Zeitschrift, 1997, Db.58, № 11, Suppl. Folge 29.99.Пат. 2 117 691 (Россия).
  96. A.M. Применение присадок в топливах для автомобилей. Справочник. М.: Химия, 2000. -232с.
  97. З.А., Гуреев А. А. Присадки к моторным топливам. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Химия, 1977. 258с.
  98. С.Т. Присадки к дизельным топливам. М.: Химия, 1994.-256с.
  99. М.О. Химические регуляторы горения моторных топлив. М.: Химия, 1979.-221с.
  100. Г. Ф. Образование гетерогенной фазы при окислении углеводородных топлив. Новосиб.: Наука, 1990 248с.
  101. В.Е., Гребенщиков В. П., Вишнякова Т. П. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1991. -№ 10.-С.16−17.
  102. О.П., Вишнякова Т. П., Сигай Н. В. Антиобледенительные присадки к бензинам. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1986. 52с.
  103. H.j. // Automobiltechn. Zeitschrift, 1991. B.93, № 5. 5.258−272
  104. . А. Применение жидких топлив при низких температурах. М.: Химия, 1980. -208с.
  105. A.M. О совместимости присадок к топливам. // Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 5. — С. 14−15.
  106. j. М., Claudy P., Vassilakis D. et al. Fuel, 1995, v.74, № 12, — P.1830−1833.
  107. Материалы конференции по технологиям нефтепереработки (оргнизаторы компании ABB Lummus Global, Chevron, Grace Davison, 22−26 июня, 2001, Москва.
  108. Нефтегазовые технологии. 2001, № 2. — C. l 15.
  109. Т.Н., Полина Е. В., Калинина М. В. Современные дизельные топлива и присадки к ним. М.: Техника, 2002. — 64с.
  110. Нефтегазовая вертикаль. 2003. — № 3. — С.22.
  111. JI.C. Нефтепереработка и нефтехимия в Российской Федерации и респ. СНГ. IV ежегодный международный круглый стол. // Химия и технология топлив и масел. 2002. — № 1. — С.З.
  112. А.А., Азев B.C., Камфер Г. М. Топливо для дизелей. Свойства и применение. М.: Химия, 1993. — 170с.
  113. Химия нефти и газа. / под ред. В. А. Проскурякова и А. Е. Драбкина. JI.: Химия, 1981.-203с.
  114. Я.Б. Моторные топлива,— Новосиб.: Наука, 1987. С. 70, 175.
  115. Э.Ф., Пуринг М. Н., Хавкин В. А. и др. Состояние и перспективы развития производства экологически чистых дизельных топлив. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1995. — 96с.
  116. Т.Н., Сенекина М. А., Пережичина И. Я., Голубева И. А. // Химмотология теория и практика рационального использования ГСМ в технике. М.: МДНТП, 1991. — С.48−53.
  117. И.Т., Осипов JI.H., Зенченков А. Н. // Каталитические процессы глубокой переработки нефти. Сб. научн.тр. ВНИИНП. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1980. — С.71−77.
  118. Материалы семинара фирм Criterion, Shale. М. сент. 2001.
  119. ЕРА Plans independent review of diesel sulfur rule // Oil and Gas j.2001.-P.30.
  120. Новые нормы для дизельных двигателей и топлив в США. Chem. Engineering (USA). 2000. — 107. -№ 6. — С.23.
  121. Europe and fuel sulfur // Oil and gas j. 2001. — № 3. — P.32
  122. Т.Н., Пугач И. А. Эталонное дизельное топливо. Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 5. — С.12−13.
  123. А.Б., Ермолаев М. В. Новое в топливной проблематике за рубежом. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2001. — № 10. — С.52−55.
  124. G. Прогнозирование снижения загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом. // Tieflan, 2000, № 9. С.551−553.
  125. Cetan number and cetan index relationship // Petroleum Review, 2002. 56 — № 664. — P.32,33.
  126. Lamourelle A.P., Nelson D.E., McKnight J., P.T.Q.Summer, 2001 c.51−56. IFP Refining Seminar, Nov. 1999. // Нефтегазовые технологии. -2001. № 3. — c.113.
  127. Б. Л. Хеккель Т.Л., Говард Н. Д. и др. Чем меньше серы, тем труднее получить продукт. Материалы симпозиума UOP, М.: сент. 2000.
  128. Чистые топлива не так уж просто. // Нефтегазовые технологии. — 2001. — № 1. — С.102−105.
  129. Р.З. Теоретические основы химических процессов переработки нефти. Л.: Химия, 1985. — С.17,25,234.
  130. Л.Б., Спиркин В. Г. Сернистые и кислородные соединения нефтяных дистиллятов. М.: Химия, 1971. — С.36,243.
  131. Химия нефти / Под.ред. З. И. Сюняева.-Л.: Химия, 1984.-352с.
  132. Я.Г. Особенности переработки сернистых нефтей и охрана окружающей среды. М.: Химия, 1967. — 278с.
  133. Е.Г., Севастьянова Г. В. Сернистые и высокосернистые нефти Башкирской АССР. М.: Химия, 1967. — 190с.
  134. Е.Н. Химия сульфидов нефти. М.: Наука, 1970. -153с.
  135. Материалы симпозиума ХТАС, М.1999.
  136. А.А., Митусова Т. Н., Соколов В. В. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1992. — № 6. — С.2−4.
  137. B.C., Лебедев C.P., Митусова Т. Н. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 5. — С.5−8.
  138. Нефтегазовые технологии. 2001. — № 3. — С.82.
  139. В.М., Осипов Л. Н., Лебедев Б. Л. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1995. -С. 18−20.
  140. Menon K.R., van der Linde В., Halliwell К. Материалы ближневосточной конференции НПЗ. Абу-Даби, ОАЭ. Май, 2000 г.145. «Соответствие технологии катализаторов химии топлив будущего». Материалы семинара Критерион. М. сент. 2001.
  141. Материалы семинара компании Shell Global Solutions, М. сентябрь, 2001.
  142. С., Бредвурд Е., Геритсен Л. И Платенго Ф. Нефтегазовые технологии, 2001. // Hydrocarbon Processing, № 3, с.91−93, HP № 2, 2001, С.84А.
  143. Foley R.M., Rock K.L., Baksh A, ate. PTQ Summer, 1998, p.71−79.
  144. .Л., Князьков А. Л., Осипов Л. Н. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2001. — № 2. — С. 13.150. «Новые технологии для нового тысячелетия». Материалы симпозиума Эксон-Мобил. Москва, сент. 2001.
  145. .Х., Станиелауе А., Ханнерук П. Н. // Нефтегазовые технологии (нефть, газ и нефтехимия за рубежом). 1994. — № 3. — С.42−45.
  146. Э. Ф., Осипов Л. Н., Хавкин В. А. и др. // Нефтегазовые технологии. 1998. — № 1. — С.36−42.
  147. Т.Н., Сенекина М. И., Пережигина И. Я. и др. Химмотология теории и практика рационального использования ГСМ в технике, М.: МДНТП, 1991. — С.48−53.
  148. П.Д., Салимова Н. А., Ганиева Т. Ф. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. 1990. — № 3. — С.8−10.
  149. P.P. // Химия и технология топлив и масел. 1990. -№ 12. — С.6.
  150. Ван дер Мей Р. и Херритсон Л. «Каталитическое решение вопроса высококачественных топлив№ Akzo Nobel Catalysts Symposium, 1996.
  151. В.П., Елшин А. И. // Химия и технология топлив и масел. -2000.-№ 3.-С. 17−18.
  152. Martin R.S., Grant I.A., Anal. chem. 37(6), 644(1965).
  153. Uzimoto Hideo, Sakikawa Noriguki, J, Japan Petrol Inst, 1972,15 № 11,926
  154. Morean C., Anbert C., Durand R., Zmimita N., Gentste P. Catal. Today, 1984,4,117.
  155. Anbert C» Durand R., Gentste P., Morean C., J. Catal. 1988, 112, 12.
  156. Nippon Ketjen markets ultra deep desulfurazation catalysts // Japan Chem. Week 2002. — 43 — № 2159. — P.3.
  157. B.M. «Развитие гидрогенизационных процессов в отечественной и зарубежной нефтепереработке». Труды третьей сессии МШПК «Инженерно-химическая наука для передовых технологий». -Казань, 1997. С.69−87.
  158. Э.Ф., Мелик-Ахназаров Т.Х., Хавкин В. А., // «Наука и технология углеводородов». 1998. — № 1. — С.68−72.
  159. А.Н., Лошков С. А., Рудяк К. Б. и др. // Химия и технология топлив и масел. 2000. — № 5. — С.35−37.
  160. Eastwood D., Vande Venne Н., Hydrocarbon Processing, 1990, v69, № 5, p.72
  161. Материалы симпозиума фирмы XTAC. M. 1999.
  162. Ouwtrkerk C.E.D., Bratland E.S., Hagan F.P. ats, Perfomance Optimisation of fixed bed proctssesd, P.O. box 3800, 1030 BN Amsterdam, the Netherlands.
  163. B.M. //Oil and Gas j. 31 Dec. 1984.-P. 164.
  164. P., «Pressure drop and liquid distribution problems in hydroteating units», Handout Haldor Tonsoe Symposium, June 1993.171. «Trouble Shooting in hydroprocessing operations», J. Vos, AKZO-NOBEL Catalist Couritr, no 28, dec. 1996. P.9.
  165. B.M., Кушнер Б. Э., Агафонов A.B. Паровоздушная регенерация катализаторов гидроочистки. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1973.-С.70.
  166. Р.К., Дианова С. А., Ковальчук Н. А., Насиров И. Р. // Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 6. — С. 19−22.
  167. Li D., Znidarcic D., Thiel С., Lee C.K. German refiner deboulenecks diesel hydrotreaters // Oil and Gas J. 2001. — 99 — № 37. — P.68−71.
  168. Нефтегазовые технологии. 2001. — № 3. — C.124.
  169. Патенты США № 4- 126,540- 4,235,344- 4,846,989- 3,353,924.
  170. Kabe Т., Ishihaza A., Tajima Н., Ind.Eng. chem. Res. 31,1577(1992).178. «MAKEFining Premium Distillates Technology. The Future if Distillate Upgrading». Paper AM-00−18, NHRA Annual Mitting. March 2000, San Antonio.
  171. Нефтегазовые технологии. -2001. № 3. — C.121.
  172. В.М., Кукес С. Г., Бертолусини Р. Г. Нефтеперерабатывающая промышленность США и бывшего СССР. -М.: Химия, 1995,-304с.
  173. Т.Н., Логинов С. А., Полина Е. В. и др. // Химия и технология топлив и масел. 2002. — № 3. — С.24−26.
  174. World Wide Fuel Charter. AAMA, ACEA, EMA, JAMA. 1998. -P.44.
  175. J. Jap. Petr. Inst. 1996, v.39, № 2, P. 166−169.
  176. Пат. 5 520 710,5858030 (США).
  177. Т.Н. В кн. Сб. трудов научно-практической конференции «Новые топлива с присадками». — С-Пб. Сент. 2000. -С.41−43.186. Пат. 5 730 029 (США).187. Заявка 09−217 071 (Япония)
  178. Заявка 99−236 581 (Япония).189. Пат. 19 622 052 (Германия)
  179. Letoffe J.M., Claudy P., Vassilakis D. et al. Fuel, 1995, v.74, № 12, — P.1830−1833.
  180. Т.П., Савельева О. И., Сокол инская Т. А. // Нефтепереработка и нефтехимия. 1996. — № 9. — С.42−45.
  181. А.Д. // Химия и технология топлив и масел. — 2001. -№ 6. С.43−50.193. Пат. 2 126 032 (Россия)194. Пат. 19−753 792 (Германия)
  182. B.C., Лебедев С. Р., Митусова Т. Н., Емельянов В. Е. // Химия и технология топлив и масел. 1998. — № 5. — С.5−8.
  183. А.А., Терентьев Г. А., Радченко Е. Д. // Химия и технология топлив и масел. 1984. — № 5. — С.24−28.
  184. Yost D.M. Fuel effects on combustion. // SAE Tech. Pap. Ser. № 841 352.-1984.- 14pp.
  185. Zielenski J., Rossi F. Wax and flow in diesel Fuels // SAE Tech Pap ser. № 852 104. 1985. — 12pp.
  186. Lengner L. Perspective diesel fuel. // Bas and Truck Transport. -1986. № 3, — P.2−3.
  187. Bellingen S. Perspective diesel liiel // Automobil Revuv. 1985. -№ 6, — P.53−55.
  188. К. Тенденции производства и качества дизельных топлив- Тез. докл.научн.техн.копф. Рациональное расходование топлив на автомобильном транспорте. Пловдив, Июль, 1982, Сб.докл. — С.93−101.
  189. I. // Goriva i Maziva. 1983. — № 1, — C.3−9.
  190. .А., Митусова Т. И., Пережигина И. Я., Афанасьев Е. А. // Химия и технология топлив и масел. 1984. — № 1. — С.6.
  191. Simon О.А. Future trends automotive fuel: congr SAE Australia. -1093 Melburn. P.284−287.
  192. Kobayashi Axio. Analisis of cold stort. // SAE Tech Pap ser. № 840 106.- 1984.-11pp.
  193. Fenster macker R.W. Additives of Improving the low temperature filterability of diesel fuel oils. // SAE Tech pap Ser № 841 350. 1984. — 9pp.
  194. Ю.Б., Малявинский JI.B., Вихерт Б. В. Топливо и топливоотдача в быстроходных дизелях. Л.: Машиностроение, 1979. -170с.
  195. Т.Н., Энглин Б. А., Николаева В. Г. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1981. -№ 11. — С. 15−18.
  196. Lanik А.В., Ecker A. Diesel fuels prossibl future developmente. // Elventu World Petroleum Congress / Roud Table discussion. RTA-6. 7p. London. 1983.
  197. Каталитические процессы глубокой переработки нефти. Сб.научн.тр. ВНИИ по переработке нефти. / Отв.ред. к.т.н. Мелик-Ахназаров Т.Х. М.:ЦНИИТЭнефтехим, 1980. — 201с.
  198. Д.Ф., Стехун В. И., Клименко В. Е. Расширение ресурсов среднедистиллятных топлив и повышение работоспособности процесса коксования. / ТАО ЦНИИТЭнефтехим. М., 1985. 48с.
  199. З.И. Производство, облагораживание и применение нефтяного кокса. М.: Химия, 1973. — 296с.
  200. Diesel combustion cetane number effects / Unzekman C.H. Collins J. // Oil and Gas Journal. 1981. — № 4, — p.251−257.
  201. М.Я., Митусова Т. Н. // Химия и технология топлив и масел. 1986. № 6. — С.39−42.
  202. SAE Handbook v № 4, 1985 New York, P.23.
  203. Kunftige Dieselkrafttstoff / BeehertH., Hausch, ldt H. Heilmann G. // Motortechnishe Zeitschrift. 1982. — № 6, — P.237−241.
  204. Zu Qualitatsfragen bei Dieselkraftstoff / M. Geiring V. Fortnagel. M. Shmidt u.a. //Mineraloeltechnick. 1984. № 12−13. — P. l-21.
  205. Г. К. Исследование процессов испарения и сгорания. Автореф. дисс. канд. техн. наук. М. МАДИ, 1977, 24с.
  206. В.И. // Двигателестроение. 1937. — № 2.
  207. В.А. // Двигатели внутреннего сгорания. НИИТяжмаш. -1971. -№ 1.-С.38−41.
  208. И.Х. Теория двигателей внутреннего сгорания. JL: Машиностроение. 1974. — 524с.
  209. Hils F.D., Shleerhach K.G. Proporties of diesel fuels and operation of engine / // SAE Tech pap Ser № 7 618 131/ 1976. — p. 1 -24.
  210. А.А., Камфер Г. М. Испаряемость топлив для поршневых двигателей. М.: Химия, 1982. — 224с.
  211. Ю.Б. Смесеобразование и сгорание в дизельных двигателях. JL: Машиностроение, 1972. -207с.
  212. Einfluss derphysikalische kraftsfoteigen shaften auf motor werke / Herzog P. //Osterreich Ingenering Zeitschrift. 1978, № 2, — P.48−51.
  213. Нешеш Н.А., Lee Chin Shan // SAE Tech. Pap. Ser. № 861 230. -1986.- 12pp.
  214. Motortechnishe Zeitschrift. 1975. — № 3.
  215. Т., Whate R.B. / SAE Tech. Pap. Ser. № 811 182. 1981. -P. 10.
  216. W.H. / SAE Tech. Pap. Ser № 690 002. 1969.
  217. Kikuchi // part I, II SAE Tech. Pap. Ser. № 851 235. 1985.
  218. В.П., Лозарь H.A., Трактовенко И.A. // Автомобильная и тракторная промышленность. 1956. — № 5. — С.3−7.
  219. Г. М. // Автомобильная промышленность. 1986. — № 2. -С.8−9.
  220. Uyehara Otto А. // SAE Tech. Pap. Ser. № 850 112. 1985. — 14pp.
  221. Carnus I-C // Ingenier automobilist. 1984. — № 11. — p.48−57.
  222. Automobiltechnishe Zeitschrift. 1982. — № 4. — p.172−176.
  223. SAE Tech. Pap. Ser. № 852 103.-p.1−11.
  224. K.K., Lefebree A.H., Graves R.L. / SAE Tech. Pap. Ser. № 872 035.-1987.-p.1−11.
  225. M. // SAE Tech. Pap. Ser. 1970. — № 47. — p.55−57.
  226. H. // Motortechnische Zeitschhrift. 1961. — v72. — p.458.
  227. H., Fortnagel F., Seras Z. // Erdol und Kohle. 1985 Bd 38. Heft 2. -s. 156.
  228. N.P. // SAE Transaktion. 1968. — v76. — p.615.
  229. Е.П. // Химия и технология топлив и масел. 1968. — № 4. — С.69.
  230. F. // Lubrication Engineering. 1968. — v24. — P.324.
  231. Ю.В., Карницкий В. В., Энглин Б. А. Пуск холодных двигателей при низкой температуре. М. Машиностроение, 1971. — 215с.
  232. Мац 3.3. // Двигателестроение. 1983. — № 8. — С.32−36.
  233. Двигатели внутреннего сгорания, 4-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А. С. Орлина, Н. Г. Круглова. М.: Машиностроение, 1985. — 270с.
  234. А.И.Володин. Локомотивные двигатели внутреннего сгорания. -М.: Транспорт, 1990. 255с.
  235. Kamel Mostafa / SAE Tech. Pap. Ser. № 840 109. 1984. — P. 1−8.
  236. Дизели. Справочник. / Под ред. Вайншедта В. А., Иванченко И. Н., Коллерова Л. К. Л.: Машиностроение, 1980. — 480с.
  237. К.В. Рыбаков. Фильтрация авиационных топлив. М.: Транспорт, 1980.-С.103−115.
  238. ГОСТ 14 146–79. Фильтры тонкой очистки топлив. Технические требования. М. Госстандарт. 1979.
  239. В.А. Романов. Исследование и совершенствование системы фильтрации топлива автотракторных дизелей. Автореф. дисс. канд. техн. наук, М., МАМИ. 1978. -23с.
  240. Е.И. Бездольная. Исследование фильтруемости дизельных топлив при положительных температурах по шкале Цельсия. Автореф. дисс. канд. техн. наук, М., ВНИИНП. 1976. -24с.
  241. А.А., Лебедев С. Р., Тогулоков В. М. // Автомобильная промышленность. 1977. — № 4. — С. 13−15.
  242. И.Б., Сыркин П. Э. Эксплуатационная надежность автомобильных двигателей и их систем. М.: Транспорт, 1984. — С.53−60, 82−86.
  243. А.А., Серегин Е. П., Азев B.C. Квалификационные методы испытаний нефтяных топлив. М.: Химия, 1984
  244. А.А., Радченко Е. Д., Каминский Э. Ф. // Химия и технология топлив и масел. 1981. — № 5. — С.6−11.
  245. А. К. Дорогочинская В.А., Шульженко Э. Д. // Нефтепереработка и нефтехимия. 1985. — № 2. — С.8.
  246. М.Ю., Беленов Е. А., Бондарева Т. А. Основная колонная аппаратура установки ЭЛОУ-АВТ нефтеперерабатывающих заводов и пути ее совершенствования. М.: ЦНИИТЭнетехим, 1997. -39с.
  247. Сепарационные колонны для дистилляции и абсорбции. Проспект фирмы Sulzer. М.: Химия. Машиностроение, 1993. С. 27.
  248. Рекламная информация фирмы Koch-Glistch, Химия и технология топлив и масел (1994−2004).
  249. И.А., Лебедев Ю. Н., Чекменев В. Г. Исследование гидродинамики насадки для тепло-массообменных аппаратов. Тез. докл. 5-й научно-технической конф. «Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России, М. Сент. 2003. С. 55.
  250. С.В., Калошин А. Н., Карпиловский О. Л. и др. // Химия и технология топлив и масел. -2000. № 4. — С.28−31.
  251. М.Ю., Беленов Е. А. Гидродинамика и перспективы развития просечных прямоточных массообменных тарелок. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996.-48с.
  252. М.Ю., Беленов Е. А. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. 1996. — № 10. — С.42−45.
  253. М.Ю., Беленов Е. А. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1997. — № 2. — С.15.
  254. А.К. Технология первичной переработки нефти и природного газа. М. гХимия, 1999. — С.568.
  255. М.М. Повышение эффективности работы конденсационных секций вакуумных колони АВТ. Дисс. канд. техн. паук. М.: ГАНГ им. И. М. Губкина, 1994. — 132с.269. А.с. 486 764 (СССР).270. Пат. 2 076 250 РФ.
  256. С.Г., Глаголева О. Ф. Новое в процессе вакуумной перегонки нефтяного сырья. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1999. -56с.272. Пат. 2 094 070 РФ.
  257. Р.Г., Теляшев Г. Г., Рогачев С. Г. и др. В кн. Материалы научно-практич. конф. «Проблемы защиты окружающей среды напредприятиях нефтепереработки и нефтехимии». Уфа, 3−4 июня 1997. НП НХП АН РБ, С.117−118.
  258. Н.Р., Гареев Р. Г. // Химия и технология топлив и масел. 1999. — № 6. — С.8−10.
  259. Дж. Термодинамические работы. M.-JL: Гостехиздат, 1950.-492с.
  260. М. Кинетика образования новой фазы / Пер. с нем. под ред. К. М. Горбуновой и А. А. Чернова. М.: Наука, 1986. — 208с.
  261. С.С. Курс коллоидной химии. М.: Химия, 1976.
  262. Т.С., Шутова Н. Б., Чигарев Н. Б. // ЖФХ. 1979. — T. LIII, № 12. -С.3149−3153.
  263. З.И., Сафиева Р. З., Сюняев Р. З. Нефтяные дисперсные системы. М.: Химия, 1990. — 226с.
  264. Р.З. Физико-химия нефти. Физико-химические основы технологии переработки нефти. М.: Химия, 1998. -448с.
  265. О.Ф. Регулирование фазовых переходов в нефтяных системах с целью углубления переработки нефти. Дисс. д-ра техн. наук. М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. 1994. — 360с.
  266. Э.З., Глаголева О. Ф. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1992. — № 4. — С.30.
  267. О.Ф., Сайдахмедов И. М. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. 1987. — № 3. — С.3−4.
  268. А.с. № 1 765 164 РФ БН № 36, 1992.
  269. А.с. № 1 049 522 РФ БН № 39, 1983.
  270. Т.П., Глаголева О. Ф., Матвеева Н. К. и др. // Химия и технология топлив и масел. 1997. — № 1. — С.20.
  271. Н.А., Унгер Ф. Г. и др. // Химия и технология топлив и масел. 2002. — № 6. — С.30−32.
  272. Н.А., Клепова Н. А., Белинский Б. Н. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2003. — № 12. — С.23−26.
  273. В.В., Прохоренко П. П. Ультразвук в технологии. М.: Знание, 1977. — С.39.
  274. А.К. Исследование влияния ультразвука на интенсификацию некоторых технологических процессов. Автореф. дисс. канд. техн. наук. Уфа, УНИ. 1981. -24с.
  275. Ю.Ф. // Химия и технология топлив и масел. 1982. -№ 12. — С.15−17.
  276. Ю.А. Варианты углубления переработки нефти с помощью физико-химических воздействий. Дисс. канд. техн. наук. -М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина. 1999. 157с.
  277. Л.П. Твердые углеводороды нефти. М.: Химия. -1986.- 172с.
  278. Р.Г., Сайфуллин Н. Р. Применение N-метилпирролидона в процессах селективной очистки масел. М.: ЦНИИТЭнефтехим, 1996. -90с.
  279. Н.В., Кожевникова И. В. // Химия и технология топлив и масел. 2003. — № 6. — С.14−16.
  280. Ф.Ш. Разработка технологических процессов с использованием волновых воздействий. Автореф. дисс. д-ра техн. наук. Уфа. 1996, 45с. УГНТУ.
  281. В.М., Сюняев З. И. Дисперсные состояния в каталитических системах нефтепереработки. М.: Химия, 1992. — 160с.
  282. М.Н., Ситдикова А. В. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2003. — № 12. — С.21−23.
  283. Turk В., Gupta R., R. Arena В. Continuous catalytic process for diesel desulphurization. PTQ, Summer 2002. P.79−83.
  284. Материалы научно-практической конференции «Перспективы развития российской нефтепереработки и нефтехимии». С-Пб. апр. 2003. — 198с.
  285. Т.Н., Логинов С. А., Полина Е. В., Рудяк К. Б. и др. // Химия и технология топлив и масел. 2002. — № 3. — С.24−26.
  286. К.Б., Ткачев И. И., Гараиев A.M. и др. // Нефтепереработка и нефтехимия. -2003. № 4. — С.13−18.
  287. К.Б., Логинов С. А., Ткачев И. И. // Нефтепереработка и нефтехимия. -2001. № 2. — С. 16−18.304. Пат. № 2 205 201, 2001 (РФ).
  288. В.Г., Ткачев И. И., Рыков Р. В. // Нефтепереработка и нефтехимия. 2003. — № 6. — С.46−49.
  289. К.Б., Мусиенко Г. Г., Растовский Ю. Ю. Кочанов Н.Н. // Химия и технология топлив и масел. -2000. № 5. — С.40−44.
  290. В.Н. Технические решения для получения низкосернистых дизельных топлив на заводах НК «ЮКОС». Доклад на 5 неделе российской нефтепереработки и нефтехимии. М. 2003.
  291. А.И., Логинов С. А., Сысоев В. А. и др. // Химия и технология топлив и масел. 2000. — № 5. — С.24−27
  292. А., Амос И. Д., Хэлсиг И. С. и др. // Нефть, газ и нефтехимия за рубежом. 1993. — № 1. — С.83−88.
  293. Sinhal G.H., Espino R.L., Sobel J.E., J. Catal 1981, 67,446.
  294. Pocomy P, Zdrazil M, Collect. Czechoslov.chem. Commun, 1981,46,2185.
  295. Ahuja S.P., Deeien M.L., Le Page I.F., Ind. Eng. Chem, Prod. Res.Dev. 1970,9,272.
  296. A room-temperature process for removing sulfur from fuels // Chem. Eng. 2002 — 109 — № 10. — P. 17.
  297. Г. Г., Ермаков В. П., Соловкин В. Г. // Химия и технология топлив и масел. 2000. — № 5. С.38−39.
Заполнить форму текущей работой