Систематизация методов и разработка технологии стратегического анализа при формировании стратегий бизнес-уровня
Диссертация
В рамках школы позиционирования считается, что стратегические решения направлены на занятие максимально выгодной позиции в отрасли, где компания будет защищена от влияния конкурентных сил, а в идеале и сама будет оказывать на них влияние. Конкурентные преимущества достигаются за счет умелого позиционирования и дифференцирования компании в отрасли. Главными направлениями анализа школы… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Методы стратегического анализа в рамках основных концепций стратегического управления
- 1. 1. Понятие стратегии и общая характеристика стратегических решений
- 1. 2. Место стратегического анализа в стратегическом управлении
- 1. 3. Методы стратегического анализа школы дизайна
- 1. 4. Методы стратегического анализа школы позиционирования
- 1. 5. Методы стратегического анализа в рамках ресурсного подхода
- 1. 6. Методы стратегического анализа школы обучения
- 1. 7. Выводы
- Глава 2. Технология и новые методы стратегического анализа
- 2. 1. Актуальные вопросы ресурсного подхода
- 2. 2. Технология (базовая схема) стратегического анализа
- 2. 3. Когнитивное моделирование и его применение в стратегическом анализе
- 2. 4. Выводы
- Глава 3. Практика применения стратегического анализа
- 3. 1. ООО «Лесмаш-СПб»
- 3. 2. ОАО «Фармакон»
- 3. 3. 000. «РВС»
Список литературы
- Авдашева С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности. М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Авдашева С.Б. Количество против качества экономического роста: эффективность использования ресурсов в российской промышленности в 1997—2001 гг. // Российский журнал менеджмента. 2003. — Т.1, № 2. — С.51−78.
- Авдашева С.Б., Руденский П. О. Эффект масштаба в деятельности страховых компаний // Финансы. 2002. — № 3. — С.49−52.
- Азоев Г. Л. Конкуренция: Анализ, стратегия и практика. М., 1996.
- Акофф Р.Л. Акофф о менеджменте. СПб.: Питер, 2002.
- Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.
- Виханский О.С. Стратегическое управление. М.: Гардарики, 1998.
- Грек А. Кулацкое хозяйство // Эксперт. 2001. — № 20. — С.38−41.
- Грушанина М.А., Кабицын А. В., Черноморский Д. А. Некоторые особенности стратегического планирования на предприятии в нестабильной среде // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Тез. докл. и сообщ. Секц. 1 — М.: ЦЭМИ РАН, 2002. — С.44−45.
- Гурков И.Б. Стратегический менеджмент организации. М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001.
- Гурков И.Б. Инновационное развитие и конкурентоспособность. Очерки развития российских предприятий. М.: ТЕИС, 2003.
- Ефремов B.C. Стратегическое планирование в бизнес-системах. М.: Финпресс, 2001.
- Ефремов B.C., Ханыков И. А. Ключевая компетенция организации как объект стратегического анализа // Менеджмент в России и за рубежом. -2002.-№ 2.-С.8−33.
- Ефремов B.C., Ханыков И. А. Развитие компании на основе использования ключевых компетенций // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. -№ 5. — С.26−37.
- Зуб А.Т., Локтионов М. В. Системный стратегический менеджмент: методология и практика. М.: Генезис, 2001.
- Кабицын А.В., Черноморский Д. А., Шевцов В. М. Сценарные исследования в когнитивном моделировании // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций: Труды 2-й межд. конф.: В 2-х т. Т.!.- М.: ИПУ РАН, 2002. — С. 167−174.
- Камерон К., Куинн Р. Диагностика и изменение организационной культуры. СПб.: Питер, 2001.
- Капустин В.Ф. Общие кибернетические и системные теории в экономических исследованиях: критический анализ. СПб.: СПбГУ, 1999.
- Катькало B.C. Теория стратегического управления: этапы развития и основные парадигмы // Вестник СПбГУ. Сер.8 «Менеджмент». 2002. -Вып.2. — С.3−21- Вып.З. — С.3−26.
- Катькало B.C. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестник СПбГУ. Сер.8 «Менеджмент». 2002. — Вып.4. — С.20−42.
- Катькало B.C. Методологические особенности и приоритеты развития ресурсной концепции стратегического управления // Научные доклады Центра управленческих и институциональных исследований факультета менеджмента СпбГУ. 2003. — № 19.
- Катькало B.C. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления (предисловие к разделу «Классика теориистратегического управления») // Вестник СПбГУ. Сер.8 «Менеджмент». -2003. Вып.З. — С.3−17.
- Катькало B.C. Исходные концепции стратегического управления и их современная оценка // Российский журнал менеджмента. 2003. — Т. 1, № 1. — С.7−30.
- Клейнер Г. Б. Эволюция и реформирование промышленных предприятий: 10 лет спустя // Вопросы экономики. 2000. — № 5. — С.62−74.
- Клейнер Г. Б. Системная парадигма и теория предприятия // Вопросы экономики. 2002. — № 10. — С.47−69.
- Клейнер Г. Б., Тамбовцев B.JL, Качалов P.M. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность. М.: Экономика, 1997.
- Колесникова Л., Перекрестов В. Организационные структуры и культура предпринимательства // Вопросы экономики. 2000. — № 8. — С. 15−30.
- Куинн Д.Б., Войер Д. Логический инкрементализм: управление процессом создания стратегии // Минцберг Г., Куинн Д. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб., 2001. — С. 139−147.
- Лепский В.Е. Концепция субъектно-ориентированной компьютеризации управленческой деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1998.
- Литвак Б.Г. Разработка управленческого решения. М.: Дело, 2001.
- Лютенс Ф. Организационное поведение. М., 1999.
- Макаров В.Л., Клейнер Г. Б. Бартер в экономике переходного периода: особенности и тенденции // Экономика и математические методы. 1997. -Т.ЗЗ, № 2.
- Максимов В.И. Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций // Когнитивный анализ и управление развитием ситуаций: Труды 1-й межд. конф.: В 3-х т. Т.2. — М.: ИПУ РАН, 2001. — С. 10−21.
- Максимов В.И. Структурно-целевой анализ развития социально-экономических ситуаций: Автореф. дисс. на соиск. уч. степени док. техн. наук. М., 2002. — 54 с.
- Маркова В.Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент. М.: Инфра-М, 1999.
- Мильнер Б.З. Концепция управления знаниями в современных организациях // Российский журнал менеджмента. 2003. — Т.1, № 1. — С.57−76.
- Минцберг Г. Пять «П» стратегии // Минцберг Г., Куинн Д. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб., 2001. — С.33−43.
- Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. СПб: Питер, 2001.
- Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. -М.: Дело, 2002.
- Нонака И., Такеучи X. Компания создатель знания. — М.: ЗАО «Олимп Бизнес», 2003.
- Нордстрем К., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. СПб.: Стокгольмская школа экономики, 2000.
- Паскаль Р. Эффект компании «Honda» // Минцберг Г., Куинн Д. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб., 2001. — С. 161−171.
- Питере Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М.: Прогресс, 1986.
- Питчер П. «Художники», «ремесленники» и «технократы» // Минцберг Г., Куинн Д. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб., 2001. — С.396−404.
- Попов С.А. Стратегический менеджмент: видение — важнее чем знание. -М.: Дело, 2003.
- Портер М. Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 2000.
- Роберте Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экономическим задачам. М.: Наука, 1986.
- Розанова Н.М., Авдашева С. Б. Квазиконкурентные рынки реальность российской экономики // Вестник МГУ. Сер. 6. «Экономика». -1998. -Вып.1. — С.30−50.
- Сенге П. Новая задача лидера: построение обучающей организации // Минцберг Г., Куинн Д. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб., 2001. — С.404−417.
- Тамбовцев B.JI. Контрактная модель стратегии фирмы. М.: ТЕИС, 2000.
- Тироль Ж. Рынки и рыночная власть: теория организации промышленности. — СПб.: Экономическая Школа, 2000.
- Томпсон А.А., Стрикленд А. Д. Стратегический менеджмент. М.: ЮНИТИ, 1998 .
- Фёлькер Р. Использование теории игр в практике управления // Проблемы теории и практики управления. 1999. — № 5. — С.86−93.
- Филонович С.Р. Теории лидерства в менеджменте: история и перспективы // Российский журнал менеджмента. 2003. — Т.1, № 2. — С.3−24.
- Уильямсон О.И. Экономические институты капитализма. — СПб.: Лениздат, 1996.
- Хаммер М., Чампи Дж. Реинжениринг корпорации. СПб.: СПбГУ, 1997.
- Хэмел Г., Прахалад К. К. Конкурируя за будущее. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.
- Хэнди Ч. Время безрассудства. СПб.: Питер, 2001.
- Хованов Н.В. Анализ и синтез показателей при информационном дефиците. СПб.: СПбГУ, 1996.
- Хованов Н.В. Математические модели риска и неопределенности. СПб.: СПбГУ, 1998.
- Цымбал С.В., Грушанина М. А., Павлов С. Г. Учет факторов конфликтности при построении когнитивной модели региона // Когнитивный анализ иуправление развитием ситуаций: Труды 2-й межд. конф.: В 2-х т. Т.2. -М.: ИПУ РАН, 2002. — С. 110−116.
- Цымбал С.В., Черноморский Д. А. Активное проектирование: подход к ведению бизнеса в нестабильной среде // Вестник СПбГУ. Сер.8 «Менеджмент». 2004. — Вып.2.
- Черноморский Д.А. Модель «Пяти сил конкуренции» М.Портера в российской экономике // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Тез. докл. и сообщ. Секц. 2 — М.: ЦЭМИ РАН, 2003. — С. 148 149.
- Черноморский Д.А. Школа обучения в стратегическом управлении: основные идеи и практическая значимость // Стратегическое планирование и развитие предприятий: Тез. докл. и сообщ. Секц. 1. — М.: ЦЭМИ РАН, 2004. — С.167−168.
- Черноморский Д.А., Кабицын А. В. Брэнд-компания как форма активного проектирования // Управление компанией. 2002. — № 6. — С.65−70.
- Шейн Э. Организационная культура и лидерство. СПб.: Питер, 2002.
- Шкардун В.Д., Ахтямов Т. М. Методика исследования конкуренции на рынке // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. — № 4. — С.44−54.
- Эндрюс К. Концепция корпоративной стратегии. // Минцберг Г., Куинн Д. Б., Гошал С. Стратегический процесс. СПб., 2001. — С.76−87.
- Юданов А.Ю. Типы конкурентных стратегий: «биологический подход» в классификации компаний // Мировая экономика и международные отношения. 1990. — № 10. — С.51−65.
- Юданов А.Ю. Теория конкуренции: прикладные аспекты // Мировая экономика и международные отношения. 1997.- № 6. — С.41−53.
- Юданов А.Ю. Температура кристаллизации // Эксперт. 1998. — № 32. -С.38−41.
- Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика. М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2001.
- Юданов А.Ю. История и теория крупного предприятия (взгляд из России) // Мировая экономика и международные отношения. 2001. — № 7. — С.23−33.
- Ястребова Е.К. Эффективность конкуренции на продовольственном рынке России // Вестник МГУ. Сер.6. «Экономика». 1999. — Вып.5. — С.24−45.
- Янсен Ф. Эпоха инноваций. М., Инфра-М, 2002.
- Amabile Т.М. How to kill creativity // Harvard business review. -1998. Sep-Oct. — P.76−87.
- Amason A.C. Distinguishing the effects of functional and dysfunctional conflict on strategic decision making: resolving a paradox for top management teams // Academy of management journal. 1996. — Vol.39, № 1. — P.123−149.
- Ansoff H.I. Critique of Henry Mintzberg’s «The Desigh School: reconsidering the basic previses of strategic management» // Strategic management journal. -1991.-Vol.12.-P.449−461.
- Barney J.B. Organizational culture: can it be a source of sustained competitive advantage? // Academy of management review. 1986. — Vol.11, № 3. — P.656−665.
- Barney J.B. Firm resources and sustained competitive advantage // Journal of management. -1991. Vol.17, № 1. — P.99−120.
- Barney J.B. Gaining and sustaining competitive advantage. Addison-Wesley, 1996.
- Barney J.B. Is the resource-based «view» a useful perspective for strategic management research? Yes // Academy of management review. 2001. -Vol.26, №l.-P.41−56.
- Beal R.M., Yasai-Ardekani M. Performance implications of aligning CEO functional experiences with competitive strategies // Journal of management. -2000. Vol.26, № 4. — P.733−762.
- Beer M. The silent killers of strategy implementation and learning // Sloan management review. 2000. — Vol.41, № 4. — P.29−41.
- Bood R., Postma T. Strategic learning with scenarios // European management journal. 1997. Vol.15, № 6. — P.633−647.
- Chatterjee S. Delivering desired outcomes efficiently: the creative key to competitive strategy // California management review. 1998. — Vol.40, № 2. -P.78−96.
- Das Т.К., Teng В. A resource-based theory of strategic alliances // Journal of management. 2000. — Vol.26, № 1. — P.31−61.
- De Geus A.P. Planning as learning // Harvard business review. 1988. — March-Apr. -P.70−74.
- Drucker P.F. The theory of business // Harvard business review. 1994. — Sept.-Oct. — P.95−104 (рус. перевод: Друкер П. Ф. Теория бизнеса // Вестник СПбГУ. Сер.8 «Менеджмент». — 2002. — Вып.4. — С.60−75).
- Eisenhardt К.М. Strategy as strategic decision making // Sloan management review. 1999. — Vol.40, № 3. — P.65−73.
- Eisenhardt K.M. Has strategy changed? // Sloan management review. 2002. -Vol.43, № 2.-P.88−91.
- Eisenhardt K.M., Kahwaiy J.L., Bourgeois III L.J. Conflict and strategic choice: how top management team disagree // California management review. 1997. -Vol.39, № 2. — P.42−62.
- Eisenhardt K.M., Kahwaiy J.L., Bourgeois III L.J. How top management teams can have a good fight // Harvard business review. 1997. — Jul-Aug. — P.77−86.
- Eisenhardt K.M., Martin J.A. Dynamic capabilities: what are they? // Strategic management journal. 2000. — Vol.21, № 10−11. — P. l 105−1121.
- Foss N.J. Resources and strategy: a brief overview of themes and contributions // Foss N.J. (ed.) Resources, firms and strategies. Oxford, 1997. — P.3−18.
- Gaddis P. Strategy under attack // Long range planning. 1997. — Vol.30, № 1. -P.38−45.
- Geroski P.A. Early warning of new rivals // Sloan management review. 1999. -Vol.40, № 3.-P.107-l 17.
- Gorman P., Thomas H. The theory and practice of competence-based competition // Long range planning. 1997. — Vol.30, № 4. — P.615−620.
- Grant R.M. Prospering in dynamically-competitive environments: organizational capability as knowledge integration // Organization science. 1996. — Vol.7, № 4.- P.375−387.
- Hamel G. Strategy innovation and the quest for value // Sloan management review. 1998. — Vol.39, № 2. — P.78−86.
- Hamilton R.D., Eskin E.D., Michaels M.P. Assessing competitors: the gap between strategic intent and core capability // Long range planning. 1998. -Vol.31, № 3.-P.406−417.
- Heracleous L. Strategic thinking or strategic planning? // Long range planning. -1998. Vol.31, № 3. — P.481−487.
- Hill Т., Westbrook R. SWOT analysis: it’s time for a product recall // Long range planning. 1997. — Vol.30, № 1. — P.46−52.
- Hoskisson R.E., Hitt M., Wan W., Yin D. Theory and research in strategic management: swings of a pendulum // Journal of management. 1999. — Vol.25, № 3.-P.417−456.
- Johnson G., Scholes K. Exploring corporate strategy. Prentice Hall, 1993.
- Kogut В., Zander U. Knowledge of the firm, combinative capabilities and the replication of technology // Organization science. 1992. — Vol.3. — P.383−397.
- Liedtka J.M. In defense of strategy as design // California management review. -2000. -Vol.42, № 3. P.8−30
- Lowendahl В., Revang J. Challenges to existing strategy theory in a postindustrial society // Strategic management journal. 1998. — Vol.19. — P.755−773.
- Makadok R. Toward a synthesis of the resource-based and dynamic-capability views of rent creation // Strategic management journal. 2001. — Vol.22, № 5. -P.387−401.
- Makadok R., Barney J.B. Strategic factor market intelligence: an application of information economics to strategy formulation and competitor intelligence // Management science. 2001. — Vol.47, № 12. — P.1621−1638.
- Mehra A., Floyd S. Product market heterogeneity, resource imitability and strategic group formation // Journal of management. 1998. — Vol.24, № 4. -P.511−531.
- Mintzberg H. The Desigh School: reconsidering the basic previses of strategic management // Strategic management journal. 1990. — Vol.11. — P.171−195.
- Mintzberg H. The fall and rise of strategic planning // Harvard business review.- 1994. Jan-Feb. — P. 107−114.
- Nonaka I. The knowledge-creating company // Harvard business review. 1991.- Nov-Dec. P.96−104.
- Oster S. Modern competitive analysis. Oxford University Press, 1994.
- Parkhe A. Strategic alliance structuring: a game theoretic and transaction cost examination of interfirm cooperation // Academy of management journal. -1993. Vol.36, № 4. — P.794−829.
- Pelled L.H., Eisenhardt K.M., Xin K.R. Exploring the black box: an analysis of work group diversity, conflict and performance // Administrative science quartely. 1999. — Vol.44, № 1. — P. 1−28.
- Porter M.E. What’s strategy? // Harvard business review. 1996. — Nov-Dec. -P.61−78.
- Porter M.E. A «Significant extension» toward operational improvement and positioning (an interview) // Organizational Dynamics. 1999. — Vol.28, № 1. -P.24−33.
- Porter M.E. Strategy and the internet // Harvard business review. 2001. — Mar. -P.62−79.
- Priem R.L., Butler J.E. Is the resource-based «view» a useful perspective for strategic management research? // Academy of management review. 2001. -Vol.26, №l.-P.22−40.
- Sanchez R., Heene A. Reinventing strategic management: new theory and practice for competence-based competition // European management journal. -1997. Vol.15., № 3. — P.303−317.
- Schoemaker P.J. Scenario planning: a tool for strategic thinking // Sloan management review. 1995. — Vol.36., № 2. — P.25−40
- The «Honda effect» revisited. CMR forum with Mintzberg H., Pascale R.T., Goold M., Rumelt R.P. // California management review. 1996. — Vol.38, № 4. — P.78−117.
- Wack P. Scenarios: uncharted waters ahead // Harvard business review. 1985. -Sep-Oct. — P.73−89.
- Whitehill M. Knowledge-based straregy to deliver sustained competitive advantage // Long range planning. 1997. — Vol.30, № 4. — P.621−627.
- Williams J.R. How sustainable is your competitive advantage // California management review. 1992. — Vol.34, № 3. — P.29−51.
- Wilson I. Strategic planning for the millennium: resolving the dilemma // Long range planning. 1998. — Vol.31, № 4. — P.507−513.
- Zollo M., Winter S.G. Deliberate learning and the evolution of dynamic capabilities // Organization science. 2002. — Vol.13, № 3. — P.339−351.