Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Исследование характеристик струй стационарных плазменных двигателей (СПД) при повышенных разрядных напряжениях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на научно-технических семинарах в Научно-исследовательском институте прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ), 5-ой, 6-ой, 7-ой и 8-ой Международных конференциях по неравновесным процессам в соплах и струях, 14-ой, 15-ой и 16-ой Международных конференциях по вычислительной механике и современным прикладным программным системам… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Анализ состояния разработки СПД и основные задачи диссертационной работы
    • 1. 1. Состояние разработки СПД
    • 1. 2. Основные направления дальнейшего развития СПД
    • 1. 3. Результаты исследования струй СПД
    • 1. 4. Обзор математических моделей применяемых для исследования параметров струй СПД
    • 1. 5. Цели и основные задачи диссертационной работы
  • ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование характеристик струй СПД, работающих при повышенных разрядных напряжениях
    • 2. 1. Общая характеристика струй СПД
    • 2. 2. Краткое описание стенда, методики и средств измерения параметров потока ускоренных ионов в струе СПД
      • 2. 2. 1. Вакуумный стенд У-2В-1 и его системы
      • 2. 2. 2. Электростатический зонд-энергоанализатор
        • 2. 2. 2. 1. Принцип работы датчика
        • 2. 2. 2. 2. Особенности функционирования датчика
        • 2. 2. 2. 3. Конструкция датчика
        • 2. 2. 2. 4. Недостатки датчика
      • 2. 2. 3. Основные измеряемые характеристики и определяемые параметры
    • 2. 3. Результаты исследования характеристик струй моделей СПД различных размеров
      • 2. 3. 1. Краткое описание моделей СПД, для которых проведены исследования характеристик струи
      • 2. 3. 2. Результаты исследования распределений плотности тока ускоренных ионов и энергетического спектра ионов в струях моделей СПД различных размеров
      • 2. 3. 3. Анализ закономерностей изменения характеристик струи двигателя при изменении режима его работы
    • 2. 4. Выводы по главе
  • ГЛАВА 3. Анализ зависимости интегральных параметров струи от разрядного напряжения и их взаимосвязи с тяговой эффективностью двигателя
    • 3. 1. Расчетная методика определения параметров струи СПД
    • 3. 2. Зависимости интегральных параметров струи от разрядного напряжения
    • 3. 3. Анализ взаимосвязи параметров струи, потерь тяги и тягового к.п.д
    • 3. 4. Анализ факторов, снижающих тяговую эффективность двигателя
      • 3. 4. 1. Неполнота использования рабочего тела в ускорительном канале двигателя
      • 3. 4. 2. Неполнота использования разрядного напряжения на ускорение ионов
      • 3. 4. 3. Расходимость струи двигателя
    • 3. 5. Выводы по главе
  • ГЛАВА 4. Расчетное и экспериментальное исследование распределений параметров плазмы в ближней зоне струи СПД
    • 4. 1. Расчетное исследование влияния разрядного напряжения на распределения параметров плазмы в струе СПД
    • 4. 2. Экспериментальное исследование квазирадиальных ионных потоков
    • 4. 3. Расчетное исследование влияния катода и закрутки ионов на распределения параметров плазмы в струе СПД
    • 4. 4. Выводы по главе

Исследование характеристик струй стационарных плазменных двигателей (СПД) при повышенных разрядных напряжениях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Стационарные плазменные двигатели (СПД) находят все более широкое применение на борту современных космических аппаратов (КА). В ближайшем будущем предполагается расширение спектра задач решаемых этими двигателями. Среди таких задач можно выделить следующие:

• межорбитальная транспортировка;

• поддержание длительной работоспособности КА на геостационарной орбите (ГСО) со сроками активного существования (САС) 12−15 лет;

• межпланетные перелеты и полеты в дальний космос.

Для выполнения указанных задач требуются двигатели повышенной мощности и с повышенным, по меньшей мере, до (2500−3000) с удельным импульсом тяги.

Основным путем повышения удельного импульса тяги является увеличение разрядного напряжения, и в настоящее время ведется активная разработка СПД, работающих при повышенных разрядных напряжениях. В струях этих двигателей ионы имеют повышенную энергию и такие струи могут оказывать повышенное воздействие на элементы конструкции КА, попадающие в струю. Поэтому необходимо знать характеристики этих струй.

Анализ состояния исследований струй СПД показал, что к настоящему моменту проведен большой объем экспериментальных и расчетных работ который, однако, в основном относится к режимам работы с низкими (300 500 В) разрядными напряжениями. Так, в опубликованных работах не рассматривались тенденции изменения относительных угловых распределений плотности ионного тока в струях современных отечественных СПД с ростом разрядного напряжения, не были достаточно подробно изучены функции распределения ионов по энергии. Методики, которые использовались для расчета составляющих потерь тягового к.п.д. на режимах работы с повышенными разрядными напряжениями отражали эти потери не достаточно детализировано. Не были достаточно полно выяснены вопросы формирования квазирадиальных и «обратных» потоков ионов в области среза ускорительного канала.

С учетом изложенного в качестве целей диссертационной работы были выбраны следующие:

• уточнение закономерностей формирования распределений плотности тока ускоренных ионов по углу отклонения направлений их вылета из двигателей типа СПД-100 и СПД-140 отечественной разработки и распределений по энергии ионов, движущихся по различным направлениям при работе таких двигателей при повышенных разрядных напряжениях;

• выявление взаимосвязи неполноты использования рабочего тела в ускорительном канале, неполноты использования разрядного напряжения на ускорение ионов, а также наличия двухзарядных ионов, расходимости струи и разброса ионов по скоростям с тяговой эффективностью двигателя при различных разрядных напряжениях;

• выявление закономерностей формирования квазирадиальных потоков ионов вблизи плоскости среза двигателя и разработка методики расчетной оценки параметров этих потоков.

Для достижения этих целей необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести анализ и исследование характеристик струи моделей современных двигателей типа СПД-100 и СПД-140 при их работе с повышенными разрядными напряжениями.

2. Разработать методику расчета интегральных параметров струй с учетом наличия двухзарядных ионов, получить зависимости указанных параметров от разрядного напряжения для моделей двигателей типа СПД-100 и СПД-140 и проанализировать влияние этих параметров на потери тяги и снижение тяговой эффективности указанных моделей.

3. Разработать методики и провести расчетное и экспериментальное исследования параметров струи СПД в ближней зоне с целью выявления закономерностей формирования квазирадиальных потоков ионов вблизи плоскости среза двигателя.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• впервые показано, что при увеличении разрядного напряжения происходит сужение относительных распределений плотности тока ускоренных ионов в приосевой части струи, снижение плотности тока и энергии ионов в части струи, прилегающей к приосевой, увеличение плотности тока в периферийных частях струи и что эти закономерности могут быть объяснены смещением слоя ионизации и ускорения к аноду;

• разработана новая методика оценки составляющих потерь тяговой эффективности по результатам измерения характеристик струи с учетом доли двухзарядных ионов и показано, что эти оценки дают результаты, согласующиеся с результатами измерений интегральных параметров двигателя;

• определены параметры квазирадиальных потоков ионов вблизи среза двигателя и предложена методика их расчетной оценки.

Практическая значимость работы заключается в следующем:

• результаты экспериментального определения характеристик струй двигателей, работающих при повышенных разрядных напряжениях, используются при оценке механического, эрозионного и загрязняющего воздействий двигателей типа СПД-100Д и СПД-140Д в ОКР «Двина ТМ» и «Луч М»;

• разработанная методика расчета параметров струй может быть использована для оценки потоков ионов и их энергии на элементы конструкции КА и самого двигателя;

• полученные в результате анализа закономерности могут быть учтены при создании новых типов СПД, работающих при повышенных разрядных напряжениях.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Положение о смещении слоя ионизации и ускорения к аноду при увеличении разрядного напряжения и одновременном уменьшении расхода как основной причины сужения относительного распределения плотности тока в приосевой части струи, снижения плотности тока и энергии ионов в части струи, прилегающей к приосевой ее части, и увеличения плотности тока в периферийной части струи.

2. Положение о решающем влиянии температуры электронов на расходимость струи СПД.

3. Положение о соответствии характера изменения интегральных параметров струи и тяговой эффективности двигателя от разрядного напряжения.

4. Положение о достаточно большой величине потока обратных ионов на элементы конструкции двигателя.

Апробация работы и научные публикации.

Результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на научно-технических семинарах в Научно-исследовательском институте прикладной механики и электродинамики (НИИ ПМЭ), 5-ой, 6-ой, 7-ой и 8-ой Международных конференциях по неравновесным процессам в соплах и струях, 14-ой, 15-ой и 16-ой Международных конференциях по вычислительной механике и современным прикладным программным системам, Международной конференции «Фундаментальные проблемы высокоскоростных течений», 3-ей, 6-ой и 7-ой Международных конференциях «Авиация и космонавтика», 2-ой Европейской конференции по аэрокосмическим наукам, 31-ой Международной конференции по электроракетным двигателям. Основное содержание и результаты диссертационной работы изложены в следующих публикациях:

1. Архипов А. С., Бишаее A.M. Численное моделирование в трехмерной постановке струи плазмы, выходящей в окружающее пространство из стационарного плазменного двигателя // Журнал вычислительной математики и математической физики, 2007, Т.47, № 3, С.491−506.

2. Arkhipov A.S., Bishaev A.M., Kim V. Simulation of rarefied plasma dynamics in the plume of the stationary plasma thruster // Paper 5-SP-56 presented at the 2nd European Conference for Aerospace Sciences, Brussels, Belgium, July 1−7, 2007.

3. Arkhipov A.S., Kim V, Sidorenko E.K. Analysis of Energy Balance in the Discharge of SPT Using Results of Its Integral Parameters and Plume Characteristics Measurements // Paper IEPC-2009;097 presented at the 31st International Electric Propulsion Conference, Ann Arbor, Michigan, USA, September 20−24, 2009.

4. Архипов А. С., Бишаев A.M., Ким В. Влияние различных факторов на распределение параметров в струе стационарного плазменного двигателя // Математическое моделирование, 2010, Т.22, № 2, С.124−138.

5. Архипов А. С., Ким В. П., Сидоренко Е. К. Анализ баланса энергии в разряде СПД по результатам измерений его интегральных параметров и характеристик струи // Вестник Московского авиационного института, 2010, Т.17, № 5, С.121−129.

Вклад автора.

Автор принимал непосредственное участие в экспериментах, в ходе которых определялись угловые распределения плотности ионного тока и энергетические спектры для моделей двигателей СПД-ЮО-О и СПД-140М, занимался обработкой и физическим анализом полученных данных. Автором была разработана методика расчета интегральных параметров струи СПД с учетом доли двухзарядных ионов и с ее использованием был проведен анализ зависимости коэффициентов, отражающих влияние на потери тяги и тягового к.п.д. (неполноты использования рабочего тела в ускорительном канале и неполноты использования приложенного разрядного напряжения на ускорение ионов, расходимости струи и разброса ионов по скоростям) от разрядного напряжения. Автором была разработана методика и экспериментально определены параметры квазирадиальных потоков ионов вблизи среза ускорительного канала опытного образца двигателя СПД-100Д, работающего на режиме с высоким удельным импульсом тяги, а совместно с в.н.с. A.M. Бишаевым разработана методика расчетной оценки указанных потоков и проведены расчеты, подтверждающие механизм их формирования.

Структура и объем диссертации

.

Диссертация состоит из введения, четырех глав и заключения. Во введении обосновывается актуальность работы, формулируются цели и задачи, научная новизна и практическая значимость работы, положения выносимые на защиту, сообщаются сведения об апробации и публикациях, излагается структура диссертации. В первой главе рассмотрено состояние разработки СПД, выполнен обзор экспериментальных и расчетных методов исследования струй СПД. Проанализированы достоинства и недостатки указанных методов, сформулированы основные задачи диссертационной работы и намечены общие подходы к их реализации. Во второй главе описана методика измерения параметров струи, используемая в НИИ ПМЭ, представлены результаты измерений в струе для моделей двигателей СПД-100 В, СПД-ЮО-О, СПД-140М и приведен анализ полученных результатов. В третьей главе описана методика расчета составляющих потерь тяговой эффективности по результатам измерения характеристик струи с учетом доли двухзарядных ионов, приведены результаты расчетов и анализ факторов снижающих тяговую эффективность.

4.4 Выводы по главе.

В результате расчетного и экспериментального исследования процессов в ближней зоне струи СПД было показано, что:

1. С увеличением разрядного напряжения: сужаются распределения концентрации и потоков ионов, что объясняет полученный экспериментально факт сужения струи при увеличении разрядного напряженияв ядре потока возрастают значения концентрации и плотности потока, что объясняет отмеченное в Главе 2 увеличение плотности тока в приосевой части струи с увеличением напряжения.

2. Расчетным и экспериментальным путем получены значения радиальных потоков ионов в ближней зоне струи, которые могут объяснить наблюдаемую при длительной работе двигателя эрозию поджигающего электрода катода.

3. Показана необходимость учета потока газа из катода и закрутки ионов в магнитном поле при будущих работах по моделированию процессов в ближней зоне струи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенная работа позволила сделать следующие выводы:

1. Проведено экспериментальное исследование характеристик струй отечественных двигателей типа СПД-100 и СПД-140 и выявлены следующие закономерности: а). С увеличением разрядного напряжения и расхода рабочего газа через ускорительный канал возрастает уровень максимальных значений плотности ионного тока в приосевой области разряда, монотонно возрастают значения полного тока ускоренных ионов в струе. Эти результаты совпадают с полученными ранее другими авторами. б). С увеличением разрядного напряжения и одновременном уменьшении расхода рабочего газа через ускорительный канал: сужается относительное распределение плотности тока ускоренных ионов в приосевой области струи и повышается относительный уровень плотности тока в периферийных частях струи, энергия ионов уменьшается в окрестности приосевой части струи, и возрастает в ее периферийной части, что может быть объяснено смещением слоя ионизации и ускорения к аноду и соответствующей перестройкой распределений скорости ионизации и электрического поля в ускорительном канале двигателя при названных изменениях режима работы двигателяразница между максимальным значением средней энергии ионов в струе и приложенным разрядным напряжением несколько возрастает с увеличением разрядного напряжения, что свидетельствует о некотором возрастании прианодного падения потенциала с увеличением разрядного напряженияширина распределения ионов по энергии в приосевой части струи слабо возрастает с увеличением разрядного напряжения, что свидетельствует о незначительном изменении распределения потенциала в зоне ионизации с увеличением разрядного напряжения и подтверждается имеющимися результатами локальных измерений параметров плазмы.

2. Разработана методика расчета коэффициентов, отражающих влияние неполноты использования рабочего тела в ускорительном канале и неполноты использования разрядного напряжения на ускорение ионов, наличия двухзарядных ионов, расходимости струи, разброса ионов по скоростям и общих «непроизводительных» затрат энергии в разряде на потери тяги и снижение тяговой эффективности. Получены новые данные о зависимости названных коэффициентов и доли двухзарядных ионов от разрядного напряжения. В результате показано, что: значения перечисленных коэффициентов, рассчитанных по результатам измерений характеристик струи дают значения тягового к.п.д., согласующиеся со значениями, полученными в результате прямых измерений интегральных параметровкоэффициент использования рабочего вещества в ускорительном канале СПД и среднее значение доли двухзарядных ионов монотонно возрастают с увеличением разрядного напряженияполуугол расходимости струи несколько уменьшается с увеличением разрядного напряжения до (500−700) В, а затем слабо возрастает, при этом характер его зависимости от разрядного напряжения может быть объяснен зависимостью радиальной составляющей скорости ионов от температуры электронов и характером ее изменения в ускорительном канале при увеличении разрядного напряжениясредняя по струе энергия ионов несколько возрастает с увеличением разрядного напряжения, достигая значений порядка 80% от энергии, соответствующей этому напряжению для однозарядных ионовпотери тяговой эффективности из-за расходимости струи составляют 1015%, а разброс ионов по скоростям дает наименьшие (~5%) потери в тяговой эффективности двигателя.

3. Совместно с другими сотрудниками НИИ ПМЭ проведены измерения характеристик струй опытных образцов двигателей типа СПД-100Д и СПД.

140Д на режимах работы с высоким удельным импульсом тяги. Результаты этих измерений используются в НИИ ПМЭ и ОКБ «Факел» для оценки воздействия струй указанных двигателей на элементы конструкции транспортного модуля, разрабатываемого в рамках ОКР «Двина ТМ» в НПО имени С. А. Лавочкина, и на элементы конструкции КА «Луч М», разрабатываемого в ОАО «Информационные системы связи».

4. Проведено расчетное и экспериментальное исследование распределений параметров плазмы в ближней зоне струи СПД и выявлены закономерности изменения распределений параметров плазмы в этой зоне, а также закономерности формирования квазирадиальных ионных потоков, выпадающих на элементы конструкции двигателя СПД-100Д. Показано, что эти потоки способны оказать значительное эрозионное воздействие на катод-компенсатор двигателя. Результаты сравнения расчетных данных с экспериментальными дали качественное совпадение между ними.

В частности показано, что с увеличением разрядного напряжения: сужаются распределения концентрации, температуры и потоков ионовв ядре потока возрастают значения концентрации и плотности тока ионовзначения радиальной плотности ионного потока в области их максимальных значений возрастают, а в окрестности плоскости среза остаются практически неизменными.

Показать весь текст

Список литературы

  1. A.M. Исследование стационарного электромагнитного ускорения плазмы // Диссертация на соискание ученой степени доктора физико-математических наук, Москва, Институт атомной энергии имени И. В. Курчатова, 1965.
  2. КН., Мурашко В. М., Рылов Ю. П. и др. СПД работают в космосе // Физика плазмы, 2003, Т.29, № 3, С.277−292.
  3. Kim V., Kozubsky K.N., Murashko V.M., Semenkin A. V. History of the Hall Thrusters Development in USSR // Paper IEPC-2007−142 presented at the 30th International Electric Propulsion Conference, Florence, Italy, September 17−20, 2007.
  4. Arhipov B.A., Vinogradov V.N., Kozubsky K.N. et al. Development and Application of Electric Thrusters at EDB «Fakel» // Paper IEPC-1997−004iLpresented at the 25 International Electric Propulsion Conference, Cleveland, Ohio, USA, August 24−28, 1997.
  5. Arkhipov В., Kim V., Koryakin A. et al. Small SPT Development and Tests // Proceedings of the 3rd International Conference on Spacecraft Propulsion, Cannes, France, 2000, pp.399−401.
  6. Manzella D., Jacobson R., Hofer R. Laboratory Model 50 kW Hall Thruster // Paper AIAA-2002−3676 presented at the 38th Joint Propulsion Conference, Indianapolis, Indiana, USA, July 7−10, 2002.
  7. О.А., Муравлев В. А., Шагайда А. А. Холловские и ионные плазменные двигатели для космических аппаратов // Москва, «Машиностроение», 2008, 280с.
  8. TacSat-2 // Материалы электронной энциклопедии космонавтики (Encyclopedia Astronautica), http://www.astronautix.com/craft/tacsat2.htm.
  9. Myers R.M. Overview of Major U.S. Industrial Electric Propulsion Programs // Paper AIAA-2004−3331 presented at the 40, h Joint Propulsion Conference, Fort Lauderdale, Florida, USA, July 11−14, 2004.
  10. McLean C.H., McVey J.B., Lazarovici C.E. et al. Innovative Low Power Hall Effect Thruster // Paper AIAA-2000−3247 presented at the 36th Joint Propulsion Conference, Huntsville, Alabama, USA, July 16−19, 2000.
  11. Kim V., Kozlov V., Lazurenko A. et al. Development and Characterization of Small SPT // Paper AIAA-1998−3335 presented at the 34th Joint Propulsion Conference, Cleveland, Ohio, USA, July 13−15, 1998.
  12. Belikov M.B., Gorshkov O.A., Jakupov A.B., Khartov S.A. Experimental Research of SPT Low-Power Perspective Model // Paper AIAA-1998−3786 presented at the 34th Joint Propulsion Conference, Cleveland, Ohio, USA, July 13−15, 1998.
  13. Biagioni L., Cesari U., Saverdi M. et al. Development Status of the HT-100 Miniaturized Hall Effect Thruster System // Paper AIAA-2005−3682 presented at the 41st Joint Propulsion Conference, Tucson, Arizona, USA, July 10−13,2005.
  14. Loyan A. V., Maksymenko T.A. Performance Investigation of SPT-20M Low Power Hall Effect Thruster // Paper IEPC-2007−100 presented at the 30lh International Electric Propulsion Conference, Florence, Italy, September 1720, 2007.
  15. Fujioka Т., Kitano Т., Tahara H. et al. Optimization on Magnetic Field and Acceleration Channel for Low Power Hall Thrusters // Paper IEPC-2003−015 presented at the 28th International Electric Propulsion Conference, Toulouse, France, March 17−21, 2003.
  16. Choe W., Lee J., Seo M. et al. Development of a 10 mN Class Hall Thruster for STSAT-3 // Paper IAC-09-C4.4.1 presented at the 60th International Astronautical Congress, Daejeon, Republic of Korea, 12−16 October, 2009.
  17. Albarede L., Bouchoule A., Lazurenko A. et al. Characterization ofPPS-1350 Type Thrusters Under Increased Discharge Voltages and Comparison with Hybrid Codes Simulation Results // Paper IEPC-2005−136 presented at theL
  18. International Electric Propulsion Conference, Princeton, New Jersey, USA, October 31 November 4, 2005.
  19. Kim V. et al. Modern Trends of Electric Propulsion Activity in Russia // Paper IEPC-1999−004 presented at the 26th International Electric Propulsion Conference, Kita-Kyushu, Japan, October 17−21, 1999.
  20. Bouchoule A., Kim V., Kozlov V. et al. Investigation of the SPT Operation Particularities Under High Discharge Voltages // Paper IEPC-2003−211 presented at the 28th International Electric Propulsion Conference, Toulouse, France, March 17−21, 2003.
  21. Kim- V., Kozlov V., Skrylnikov A. et al. Investigation of the Local Plasma Parameter Distributions in the SPT Accelerating Channel Under Increased
  22. Discharge Voltages // Paper IEPC-2005−004 presented at the 29th International Electric Propulsion Conference, Princeton, New Jersey, USA, October 31 November 4, 2005.
  23. Kim V., Kozlov V., Shylnikov A. et al. Investigation of the SPT Operation Under High Discharge Voltages // Paper IEPC-2005−004 presented at the 29 International Electric Propulsion Conference, Princeton, New Jersey, USA, October 31 November 4, 2005.
  24. Bouchoule A., Kim V., Kozlov V., Lazurenko A., Skrylnikov A., Vial V. DualMode Operation of Stationary Plasma Thrusters // Journal of Propulsion and Power, January-February 2006, Vol.22, No. l, pp.3 8−47.
  25. Kim V., Kozlov V., Popov G., Skrylnikov A., Sidorenko E., Umnitsin L. High Voltage SPT Studies // Paper SP2008−127 presented at the 5th International Spacecraft Conference, Heraclion, Crete, Greece, May 5−9, 2008.
  26. Kim V., Kozlov V., Popov G., Skrylnikov A. Plasma Parameter Distribution in SPT-70 Plume // Paper IEPC-2003−107 presented at the 28th International Electric Propulsion Conference, Toulouse, France, March 17−21, 2003
  27. Manzella D.H. Stationary Plasma Thruster Ion Velocity Distribution // Paper AIAA-1994−3141 presented at the 30th Joint Propulsion Conference, Indianapolis, Indiana, USA, June 27−29, 1994.
  28. Gallimore A.D., King L.B., Marrese C.M. Transport-Property Measurements in the Plume of an SPT-100 Hall Thruster // AIAA Journal of Propulsion and Power, May-Junel998, Vol.14, No.3, pp.327−335.
  29. Gallimore A.D., King L.B. Ion Energy Diagnostics in the Plasma Exhaust Plume of a Hall Thruster // AIAA Journal of Propulsion and Power, September-October 2000, Vol.16, No.5, pp.916−922.
  30. Gallimore A.D., King L.B. Mass Spectral Measurements in the Plume of an SPT-100 Hall Thruster // AIAA Journal of Propulsion and Power, November-December 2000, Vol.16, No.6, pp. 1086−1092.
  31. Gallimore A.D., Gilchrist B.E., Ohler S. Microwave Plume Measurements of a Closed Drift Hall Thruster // AIAA Journal of Propulsion and Power, November-December 1998, Vol.14, No.6, pp. 1016−1021.
  32. Boyd I. Hall Thruster far Field Plume Modeling and Comparison to Express Flight Data // Paper AIAA-2002−0487 presented at the 40th AIAA Aerospace Sciences Meeting and Exhibit, Reno, Nevada, USA, January 14−17, 2002.
  33. Arkhipov В., Day M., Gnizdor R., Kim V. et al. SPT-100 Module Lifetime Test Results // Paper AIAA-1994−2854 presented at the 30th Joint Propulsion Conference, Indianapolis, Indiana, USA, June 27−29, 1994.
  34. Day M., Kim V., Kozlov V., Popov G. et al. Investigation of the Nonoperating Cathode Erosion Reasons // Paper AIAA-1996−2710 presented at the 32nd Joint Propulsion Conference, Lake Buena Vista, Florida, USA, July 1−3, 1996.
  35. .С., Корсун А.Г. II Тезисы докладов 5-ой Всесоюзной конференции по плазменным ускорителям и ионным инжекторам, Москва, «Наука», 1982.
  36. Gabdullin F.F., Korsun A.G., Tverdokhlebova E.M. Mathematical Model of Hypersonic Plasma Flows Expanding in Vacuum II Computer Physics Communications, 2004, Vol.164, No. 1−3, pp.434−441.
  37. П.Н., Морозов A.M., Якунин С. А. Динамика плазмы, образующейся при ионизации разреженного газа // Физика плазмы, 1984, Т.10, Вып.2, С.353−360.
  38. Khartov S., Metois P., Nadiradze A., Perrin V. Simulation Tools for the Plasma Propulsion and Satellite Environment // Paper presented at the 52nd International Astronautical Congress, Toulouse, France, October 1−5, 2001.
  39. Bird G.A. Molecular Gas Dynamics and the Direct Simulation of Gas Flows // Oxford University Press, Oxford, 1994.
  40. Haas J.M., Hastings D.E., Gallimore A.D., Marrese C.E., Oh D.Y. Modeling of Stationary Plasma Thruster-100 Thruster Plumes and Implication for Satellite Design // AIAA Journal of Propulsion and Power, March-April 1999, Vol.15, No.2, pp.345−357.
  41. Boyd I., Carrigues L., Koo J., Keidar M. Progress in Development of a Combined Device/Plume Model for Hall Thrusters // Paper AIAA-2000−3520 presented at the 36 Joint Propulsion Conference, Huntsville, Alabama, USA, July 16−19, 2000.
  42. Cai C., Boyd I., Sunz Q. Three-Dimensional Particle Simulation of Plume Flows From Hall Thrusters // Paper IEPC-2005−048 presented at the 29th International Electric Propulsion Conference, Princeton, New Jersey, USA, October 31 November 4, 2005.
  43. A.M., Калашников В. К., Ким В. Численное исследование струи разреженной плазмы стационарного ускорителя с замкнутым дрейфом электронов (УЗДП) // Физика плазмы, 1992, Т. 18, Вып.6, С. 698.
  44. A.M., Калашников В.К, Ким В., Шавыкина А. В. Численное моделирование плазменной струи стационарного плазменного двигателя, распространяющейся в среде низкого давления // Физика плазмы, 1998, Т.24, № 11, С.989−995.
  45. А.С., Бишаев A.M. Численное моделирование в трехмерной постановке струи плазмы, выходящей в окружающее пространство из стационарного плазменного двигателя // Журнал вычислительной математики и математической физики, 2007, Т.47, № 3, С.491−506-
  46. А. Бишаев A.M. Применение методов кинетической теории для решения задач разреженных газов и плазмы // Диссертация на соискание ученойстепени доктора физико-математических наук, Москва, ФГНУ «НИИ ПМЭ», 2005.
  47. .И., Морозов А. И., Свешников А. Г., Якунин С. А. Численное моделирование ионов в системе с замкнутым дрейфом // Физика плазмы, 1981, Т.7, Вып.2, С.245−253.
  48. Е.М., Питаевский Л. П. Физическая кинетика // Москва, «Наука», 1979.
  49. Vahrenkamp R.P. Measurement of Double Charged Ions in the Beam of a 30-cm Mercury Bombardment Thruster // Paper AIAA-1973−1057 presented at the AIAA 10th Electric Propulsion Conference, Lake Tahoe, Nevada, USA, October 31 November 2, 1973.
  50. Gallimore A., King L. Propellant Ionization and Mass Spectral
  51. Bareilles J. Modelisation 2D Hybride d’un Propulseur a Effet Hall pour Satellites // Ph.D. Thesis, Universite Paul Sabatier, Toulouse, 2003, 139p.
  52. С., Хаддлстоун Р. Диагностика плазмы // Москва, «Мир», 1967.
  53. А.С., Бишаев А. М., Ким В. Влияние различных факторов на распределение параметров в струе стационарного плазменного двигателя // Математическое моделирование, 2010, Т.22, № 2, С. 124 138-
Заполнить форму текущей работой