1. Теоретическая часть
1.1. Операционный анализ как метод оперативного управления финансами предприятия
Операционный анализ — анализ результатов деятельности предприятия на основе соотношения объемов производства, прибыли и затрат, позволяющий определить взаимосвязи между издержками и доходами при разных объемах производства.
Операционный анализ — это элемент управления затратами предприятия, анализирующий влияние структуры затрат и выручки на рентабельность продукции, либо подразделений предприятия. Он позволяет, путем моделирования, отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными и постоянными затратами, ценой продукции и объемом производства.
Распространены и другие названия операционного анализа: анализ безубыточности, CVP-анализ (costs, value, profit — анализ «затраты-объем-прибыль»). Эффективность операционного анализа для выработки управленческих решений определяется тем, что такой анализ сводит воедино маркетинговые исследования, учет затрат, финансовый анализ и производственное планирование.
Зачастую перед руководством предприятия возникают следующие вопросы:
На какие наиболее значимые статьи в структуре затрат предприятия можно воздействовать с целью их снижения?
Какова рентабельность каждого подразделения предприятия с учетом распределения общехозяйственных расходов (либо без распределения)?
Каким может быть минимальный объем производства/продаж, соответствующий точке безубыточности?
Как повлияет изменение объема и структуры производства/продаж на удельные постоянные затраты, на налоговые платежи и различные другие показатели деятельности организации?
Какова рентабельность каждого вида продукции/услуг, а также его полная себестоимость, которую можно использовать при ценообразовании?
Каков запас/недостаток финансовой прочности предприятия?
На большинство этих вопросов представляется возможным ответить, используя на предприятии методы анализа и управления затратами.
Управление затратами включает в себя:
мониторинг динамики и структуры издержек предприятия;
понимание факторов и закономерностей их изменения;
выявление возможностей для экономии средств;
принятие мер для улучшения структуры издержек предприятия на основе их анализа.
Процесс управления затратами состоит из двух этапов:
1. Измерение и анализ затрат (правильное измерение затрат важно для понимания оценки эффективности вашей деятельности);
2. Контроль и снижение затрат (при понимании взаимосвязи между затратами предприятия и его эффективностью можно установить контроль над затратами в целях максимальной эффективности).
Операционный анализ является одним из наиболее эффективных способов осуществления первого этапа — измерения и анализа затрат.
Это один из инструментов управления ценой. Есть несколько «минимально возможных» цен. Долгосрочный нижний предел цены показывает, какую цену можно установить, чтобы производство и сбыт товара были безубыточными (равен полной себестоимости изделий); краткосрочный нижний предел цены ориентирован на цену, покрывающую лишь переменные затраты (равен себестоимости лишь в части переменных затрат). Между этими ценами — целый спектр вариантов, и искусство менеджера состоит в том, чтобы установить адекватную цену на изделие. Помимо информации о величине затрат, связанных непосредственно с производством того или иного изделия, менеджерам предприятия нужно иметь сведения о возможных пределах снижения цен в зависимости от влияния различных рыночных факторов.
Главным достоинством операционного анализа является возможность простого и эффективного моделирования влияния на размер прибыли, получаемой предприятием, изменения сразу нескольких факторов:
объема и структуры производства и реализации;
состава и величины затрат;
цен на продукты.
Такое моделирование и анализ («что-если», «what-if») совершенно необходимы для выбора рациональных решений в управлении и планировании. Операционный анализ, проведенный по основным продуктам, позволяет ответить на ключевые вопросы ведения бизнеса:
какой продукт, либо направление бизнеса приносит наибольшую прибыль, а какие убыточны?
производство каких продуктов расширять и финансировать, а производство каких продуктов сворачивать?
каковы оптимальные цены на продукты в соответствии с целевой установкой предприятия?
какие затраты наиболее значительны по каждому продукту?
1.2. Основные элементы операционного анализа
Ключевыми элементами операционного анализа являются валовая маржа, операционный и финансовый рычаг, порог рентабельности и запас прочности фирмы.
Валовая маржа (contribution margin) — это выручка от реализации товара (услуги) за вычетом переменных затрат. Максимизация валовой маржи — одна из главных целей менеджмента, так как именно она является источником покрытия постоянных издержек и формирования прибыли.
Коэффициентом валовой маржи называется отношение валовой маржи к выручке от реализации.
Порог рентабельности рассчитывается как отношение суммы постоянных издержек к коэффициенту валовой маржи.
Превышение фактической выручки от реализации над порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности фирмы.
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации всегда порождает более сильное изменение прибыли. Этот эффект обусловлен различной степенью влияния постоянных и переменных издержек на формирование финансовых результатов деятельности фирмы при изменении объема производства (реализации). Сила воздействия операционного рычага рассчитывается как отношение валовой маржи к прибыли и показывает, сколько процентов изменения прибыли дает каждый процент изменения выручки. Сила действия операционного рычага максимальна при объеме продаж, близком к порогу рентабельности и уменьшается по мере удаления от порога рентабельности.
1.3. Постоянные и переменные затраты в составе себестоимости и их влияние на финансовые результаты
Переменные затраты меняются с изменением степени загрузки производственных мощностей, но в расчете на единицу продукции они являются постоянными. Постоянные затраты в сумме не меняются при изменении уровня деловой активности, но в расчете на единицу продукции они зависят от объема производства.
Однако большинство затрат относится к полупеременным (смешанным), некоторые из них в большей степени, другие в меньшей зависят от объема производства, и между этими затратами и объемами производства существует корреляционная зависимость, проявляющаяся слабо.
Приведем наиболее типичные примеры рассмотренных видов затрат (табл. 1).
Калькулирование себестоимости по переменным затратам можно изобразить схематично (см. рис. 1). При этом более четко выявляется рентабельность изделий, так как разница между продажными ценами и ограниченной себестоимостью не затушевывается в результате списания постоянных расходов на себестоимость изделий и обеспечивается возможность переориентации производства на более рентабельные изделия.