Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Типы и функции обращений в лирике Блока и Ахматовой

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Чаще Ахматова пользуется обращением ко второму лицу, которое либо ощущается присутствующим, либо мыслится как присутствующее. Многие стихотворения начинаются прямо с «ты» или с соответствующей глагольной формы: «Как соломинкой, пьешь мою душу», «Мне с тобою пьяным весело», «Ты поверь, не змеиное острое жало», «Не любишь, не хочешь смотреть», «Здравствуй! Легкий шелест слышишь», «Ты знаешь… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ типов и функций обращений в лирике А. Блока
    • 1. 1. Общая характеристика обращений
    • 1. 2. Особенности типов и функций обращений в лирике А. Блока
  • Глава 2. Анализ типов и функций обращений в лирике А. Ахматовой
  • Глава 3. Анализ обращений в лирике А. Ахматовой и А. Блока
    • 3. 1. Сравнительный анализ типов и функций обращения в лирике А. Ахматовой и А. Блока
    • 3. 2. Поэтическое взаимообращения А. Ахматовой и А. Блока
  • Заключение
  • Список литературы и источников

Типы и функции обращений в лирике Блока и Ахматовой (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Мы имеем у Ахматовой обычно «не самую лирическую эмоцию в ее уединенном выражении, а повествование или запись о том, что произошло. Если не это, то — или обращение к нему (ты), молчаливое присутствие которого создает ощущение диалога, или форму письма» (23, с.17).

Чаще Ахматова пользуется обращением ко второму лицу, которое либо ощущается присутствующим, либо мыслится как присутствующее. Многие стихотворения начинаются прямо с «ты» или с соответствующей глагольной формы: «Как соломинкой, пьешь мою душу», «Мне с тобою пьяным весело», «Ты поверь, не змеиное острое жало», «Не любишь, не хочешь смотреть», «Здравствуй! Легкий шелест слышишь», «Ты знаешь, я томлюсь в неволе», «Помолись о нищей, о потерянной», «Ты пришел меня утешить, милый», «Ты письмо мое, милый, не комкай», «Твой белый дом и тихий сад оставлю», «А! это снова ты», «Как ты можешь смотреть на Неву», «Целый год ты со мной неразлучен», «О тебе вспоминаю я редко», «Зачем притворяешься ты», «Высокомерьем дух твой помрачен», «Из памяти твоей я выну этот день» и т. д. Иногда это «ты» появляется не сразу — ему предшествуют вступительные строки, часто имеющие характер вводной сентенции (тоже типичный для прозы прием):

Любовь покоряет обманно.

Напевом простым, неискусным.

Еще так недавно странно.

Ты не был седым и грустным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. Стихотворения и поэмы. — Л., 1989.
  2. В.В., Максимов Л. Ю. Современный Русский язык. ч.3. Синтаксис. Пунктуация.- М., 1987
  3. И. А. Поэтический текст как модель коммуникации: типы адресантов // Филологические науки. 1998. № 5−6.
  4. М. Б. Слово в драматургии М. Горького. Саратов, 1970.
  5. Н.С. Синтаксис современного русского языка. — М.: Высшая школа, 1991
  6. Гин И. Я. Из «поэзии грамматики» у Мандельштама: проблема обращенности // Гин. И. Я. Проблемы поэтики грамматических категорий. Избр. Раб. СПб., 1996.
  7. В. Е. Обращение: теоретические проблемы. Саратов, 1987, Гольдин В. Е. Обращение и организация направленности речи // Проблемы организации речевого общения. М., 1981
  8. Гроссман Леонид. Анна Ахматова//Борьба за стиль: Опыты по критике и поэтике.М., 1929
  9. Г. Р. Избранная проза. — М, 1984
  10. Н. В. О своеобразии диалога художественной прозы // Русский язык в школе. 2000. № 6.
  11. Н.А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. — М.: Наука, 1987
  12. Коченкова (Бердникова) Т. В. Обращение в поэтическом тексте (на примере произведений А. А. Ахматовой и И. Ф. Анненского) // Филологические этюды. Вып. 8, Ч. 3. Саратов, 2005. С.188−192.
  13. Ю. М. Анали поэтического текста. Структура стиха. — Л: Просвещение, 1972
  14. Д.Э. Практическая стилистика русского языка. — М.: Высшая школа, 1987
  15. Л. Н. Лирический сюжет в языковых характеристиках. Луганск, 1993.
  16. А.Н. Лингвистический словарь. — М., 1990
  17. И. А. Структура семантического поля в поэтическом идиостиле (на материале поэзии И. Анненского) Дисс. на соиск. уч. степени кандидата филол. наук. Саратов, 1994.
  18. Г. Анна Ахматова — «Вечер». Стихи. — Жатва. — 1912
Заполнить форму текущей работой