Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Максимизация прибыли и поведение фирмы-монополиста. 
проблема государственного контроля над деятельностью монополий

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конкуренция — естественный атрибут рынка, на котором встречаются обособленные товаропроизводители, сталкиваются их интересы, связанные с продажей товара или оказанием услуг одним и тем же потребителям. Успехи в борьбе на рынке, сколь бы мизерны они ни были, всегда являются результатом ущемления интересов других конкурентов. Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ-МОНОПОЛИСТА
    • 1. 1. Конкуренция и монополия. Формы и виды монополии
    • 1. 2. Поведение фирмы-монополиста на рынке. Максимизация прибыли
    • 1. 3. Государственное регулирование монополии
  • ГЛАВА 2. РЕГУЛИРОВАНИЕ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Максимизация прибыли и поведение фирмы-монополиста. проблема государственного контроля над деятельностью монополий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Конкуренция является одним из существенных звеньев рыночной экономики, се механизма. Она выступает внешней побудительной силой, заставляющей товаропроизводителей постоянно повышать производительность труда, качество продукции, техническую оснащенность предприятия. В конечном счете, конкуренция ведет к повышению эффективности производства, росту прибыли. Достигается это через механизм свободной (совершенной) и несовершенной конкуренции, специфические методы конкурентной борьбы.

Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. Отношения общественности и государства к различным формам монополий всегда двойственно вследствие противоречивой роли монополий в экономике.

В отличие от чистой конкуренции, роль монополии в экономике двойственна. С одной, стороны, она сдерживает научно-технический прогресс и препятствует развитию экономики. С другой — может быть наилучшей формой хозяйственной деятельности.

Возникновение монополий — исторически неизбежный экономический процесс, обусловленный развитием концентрации производства и научно-техническим прогрессом. Поэтому необходимо понять, что, несмотря на те негативные явления, которые появляются с возникновением монополий и против которых направлены антимонопольные законы во многих странах, монополии прочно вошли в экономику отдельных стран и мира в целом.

В нашей стране, промышленности которой в наследство от командно-административной системы бывшего СССР достался целый комплекс гигантов-монополистов, особенно важной становится проблема демонополизации экономики и регулирование роли уже действующих на рынке монополий.

Таким образом, изучение монополистических рынков актуально для принятия решений различными экономическими субъектами, в том числе и государством.

Цель данной работы — наиболее полно проанализировать важнейшие черты, формы и виды монополий, изучить процесс максимизации прибыли фирмой-монополистом, выяснить основные методы государственного регулирования монополий, в том числе в России.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

1) Раскрыть взаимосвязь конкуренции и монополии, дать определение монополии, ее основным формам и видам.

2) Изучить поведение фирмы-монополиста на рынке и процесс максимизации прибыли.

3) Рассмотреть возможности государственного регулирования монополии.

4) Проанализировать особенности государственного регулирования монополий в России.

При помощи раскрытия поставленных задач в курсовой работе выявляется сущность и особенности поведения фирмы-монополиста. Показаны некоторые проблемы, решение которых положительно скажется на экономическом развитии России.

Объектом исследования является область экономических отношений, возникающих между экономическими субъектами в процессе экономической деятельности.

Предметом исследования являются особые экономические отношения, получившие название монополии.

Методологическую основу работы составляют общенаучный, логический, исторический, сравнительный и другие методы.

В курсовой работе использована различная литература. Для раскрытия теоретических вопросов работы базовая информация была собрана из различных учебников и учебных пособий. Более глубокая теоретическая информация была получена из научных работ таких авторов как Г. И. Рузавин, В. А. Сидоров, С. Фишер, А. Г. Грязнова. Кроме того, использовано законодательство РФ.

В статьях периодической печати была получена информация о текущем состоянии изучения проблемы монополий в России. Периодические публикации позволили осветить практическое состояние дел в области государственного регулирования монополий в России в научных кругах.

В соответствии с целью и задачами работа разделена на две главы. В первой главе рассматриваются теоретические понятия монополии, ее формы, виды, поведение фирмы-монополиста на рынке и возможности государственного регулирования монополии. Проводится анализ и изучается взаимосвязь конкуренции и монополии.

Во второй главе проанализированы особенности государственного регулирования монополии в РФ.

Для иллюстрации анализируемого материала использованы рисунки и таблицы.

ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ МОНОПОЛИИ И ПОВЕДЕНИЕ ФИРМЫ-МОНОПОЛИСТА

1.1 Конкуренция и монополия. Формы и виды монополии Опыт экономических реформ, проводимых в нашей стране за последнее время, показал, что достичь реальных результатов можно только в том случае, если общество оставит за товаропроизводителем право бороться за потребителя.

Конкуренция — естественный атрибут рынка, на котором встречаются обособленные товаропроизводители, сталкиваются их интересы, связанные с продажей товара или оказанием услуг одним и тем же потребителям. Успехи в борьбе на рынке, сколь бы мизерны они ни были, всегда являются результатом ущемления интересов других конкурентов.

Экономическая конкуренция — это рыночное соперничество, соревнование экономически обособленных товаропроизводителей, столкновение их интересов, связанных с реализацией продукции одним и тем же покупателям с целью добиться приверженности к своей продукции и получения наибольшей прибыли или дохода. Борьба за потребителя -непременное условие существования любого предприятия в условиях рынка.

Современные экономисты считают конкуренцию одной из причин эффективности производства. Именно конкуренция заставляет фирмы внедрять технический прогресс, совершенствовать технологию производства.

В западной экономической литературе различают совершенную и несовершенную формы конкуренции.

Совершенная конкуренция — это соперничество многочисленных производителей, создающих примерно одинаковые объемы идентичной продукции.

Совершенная, или свободная, конкуренция в экономике развитых стран была характерна до середины XIX в. Во второй половине XIX в. и

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РФ от 22.03.1991 № 948−1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»
  2. Г. Г. «Конкуренция: анализ, стратегия и тактика конкурентной борьбы монополий». Москва, «Экономика», 1998.
  3. Авдашева, С., Шаститко, А. Модернизация антимонопольной политики в России:(экономический анализ предлагаемых изменений конкурентного законодательства) // Вопросы экономики. 2005. № 5. с. 100−116
  4. К.Г. Естественная монополия в реформируемой экономике: Автореф. дис. канд. экон. наук / С.-Петерб. гос. ун-т экономики и финансов. СПб., 2005
  5. В.А. Сущность, формирование и эволюция государственной антимонопольной политики // Финансовый капитал: механизм движения: Сб. науч. тр. М.: Логос, 2005. с.113−124
  6. К. Недостатки антимонопольного регулирования // Экономист. 2003. № 5. с.47−52
  7. Н.И. Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в России // Экон. наука современ. России. 2005. № 3−4. с.55−71
  8. А.Б. Большой экономический словарь. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Книжный мир, 2006.
  9. А.С. Экономика: учебник. М.: Экономистъ, 2005
  10. В.В. Роль антимонопольной политики в преобразованиях российской экономики // Экономика и математические методы. 2005. Т.36, № 4. с.121−123
  11. , А. Общность принципов ценообразования на конкурентных и монополизированных рынках // Вопросы экономики. 2005. № 10. с.56−71
  12. А. Реформирование естественных монополий / А. Городецкий, Ю. Павленко // Вопр. экономики. 2005. № 1. с.137−146
  13. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономичекий журнал. 2005. № 3. с.28−33
  14. Г. П. Экономика: учебник. М.: Юристъ, 2001
  15. Е. А. Чепурин М. И. Курс экономической теории. Киров: Аса, 2005
  16. И. В. Экономика. Учебник. М.: Омега-Л, 2006
  17. К.Р., Брю С.Л. Экономикс: В 2 т. М.: Инфра-М, 2002
  18. , Г. И., Мартыненко, И. П. Антимонопольная практика поддержки предпринимательства // Право и экономика. 2006. № 1. с. 3−8
  19. Микроэкономика. Теория и российская практика: учебное пособие / Под ред. Грязновой А. Г., Юданова А. Ю. М.: КНОРУС, 2005
  20. P.M. Курс микроэкономики. М.: Норма, 2006
  21. Политика поддержки конкуренции: антимонопольное регулирование и реструктуризация в отраслях естественных монополий: учебное пособие / Под ред. Авдашевой. М.: Новый учебник, 2004
  22. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2006
  23. Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы // Вопросы экономики. 2005. № 5. с. 117−131
  24. Г. И., Мартынов В. М. Курс рыночной экономики. М., 2004
  25. . В. Экономическая теория. М.: Дашков и Ко, 2005
  26. М. В. Микроэкономика. Полный курс. М.: Эксмо, 2006
  27. , В.А. Общая экономическая теория: Учебник для вузов. М.: Элит, 2006
  28. Современная экономика. Лекционный курс. Многоуровневое учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2002
Заполнить форму текущей работой